коммуникативные и дискурсивные исследования
упрек как конфликтное общение и стратегия гармонизации: на материале политического дискурса1
лу тинтин,
кандидат филологических наук, старший преподаватель Второго пекинского университета иностранных языков (BISU), постдоктор Хэйлунцзянского университета, г. пекин, е-mail: lutingting0809@mail.ru
Статья посвящена рассмотрению упрека как конфликтного общения и способов его гармонизации. Работа выполнена в русле современных прагмалингвистических исследований. На основе анализа политического дискурса выявляются стратегия и тактики, смягчающие конфликтную ситуацию и восстанавливающие гармоничные отношения.
Ключевые слова: упрек, конфликтное общение, гармонизация, политический дискурс, стратегия и тактика.
REPROACH AS A CONFLICTUAL COMMUNICATION AND HARMONIZATION STRATEGY: ON THE POLITICAL DISCOURSE MATERIAL
Lou TINTIN,
candidate of philological sciences, senior lecturer of the Second Beijing Foreign Studies University (BISU), postdoc Heilongjiang University, е-mail: lutingting0809@mail.ru
As a modem pragmalingusitic study, the article is dedicated to see blame as a conflict communication and find the ways to harmonize the situation. On the basis of analysis of political discourse we summed up the strategy and tactics to deescalate the conflict and recovery the harmonious relationships.
Keywords: blame, conflict communication, harmonization, political discourse, strategy and tactics.
Отношения коммуникантов в процессе взаимодействия могут складываться по благоприятному диалогическому сценарию, и тогда коммуникация реализуется как кооперация, либо по неблагоприятному сценарию, и в этом случае может возникнуть конфликтная ситуация, которая может вызвать у партнера чувства неприязни, желание противостоять агрессии.
Конфликтное общение и речевой упрек. Под конфликтным общением мы понимаем общение, в котором происходит коммуникативный конфликт - столкновение двух сторон (участников конфликта) по поводу несоответствия целей, интересов, взглядов, в результате которого одна из сторон сознательно либо бессознательно действует в ущерб другой (вербально или невербально), а вторая сторона осознает, что действия собеседника направлены против ее интересов или целей.
1 Работа выполнена при финансовой поддержке проекта: В "Швй
(2014M551283).
При конфликтном общении оценки как текущей ситуации и сиюминутной темы, так и общих позиций, предпочтений, установок находятся в противоречии, поэтому тексты строятся в тональности несогласия, разногласия, конфликта (возражение, отказ, спор, ссора, брань, ругань и т. п.) [Формановская 1998: 24].
Упрек - это такой речевой акт, в котором говорящий выражает отрицательную оценку поступка, поведения адресата, намереваясь оказать эмоциональное воздействие на адресата с целью приведения межличностных отношений в состояние, которое отвечает интересам упрекающего [Лу Тинтин 2011: 140]. Часто бывает случай, когда упрекаемый не согласуется с упреком упрекающего, считая упрек необоснованным, он возражает и оправдает, при таком случае упрек превращается во взаимоупрек, спор, ссору, и таким образом усугубляется конфликтная ситуация, что приводит к коммуникативной неудаче. «Коммуникативной неудачей мы называем полное или частичное непонимание высказывания партнером коммуникации, т.е. неосуществление или неполное осуществление коммуникативного намерения говорящего» [Ермакова, Земская 1993].
В политическом дискурсе, с одной стороны, вследствие политического иерархического режима, упрекаемый должен подчиняться вышестоящему упрекающему, с другой стороны, в связи с целью политической коммуникации (борьба за власть), упрекаемый иногда не уступает, что вызывает конфликт и коммуникативную неудачу. В политическом дискурсе сосуществуют компромисс и конфликт, гармония и противоречия. Чтобы максимально избежать противоречия и столкновения, политики широко употребляют стратегии и тактики, восстанавливающие гармоничные отношения.
Стратегия и тактики гармонизации общения. Понятие стратегии, заимствованное прагматикой из военного искусства, во главу угла ставит не кооперацию, а победу. По параметру наличия либо отсутствия установки на кооперацию выделяются речевые стратегии двух типов: кооперативные и некооперативные (конфронтационные) [Иссерс 2003: 70].
Стратегии связаны с общим замыслом конечной цели общения, тактики состоят из конкретных речевых ходов, соответствующих общей стратегии. Владение стратегиями и тактиками входит в прагматическую компетенцию говорящего: чем более он компетентен в языке и речи, тем многообразнее и гибче его стратегии и тактики и тем успешнее он добивается своих целей [Формановская 1998: 72].
Давыдова представляет речевой акт упрека как акт двунаправленного характера: с одной стороны, как «защитную реакцию» на действие другого лица, с другой стороны, как выражение отрицательного оценочного отношения к действию упрекаемого. Перлокутивная цель упрека состоит в том, чтобы вызвать у адресата чувство вины или стыда. Целью такого воздействия является сохранение лица упрекающего. По Давыдовой при восстановлении своего лица адресант наносит ущерб лицу адресата посредством выражения упрека. Вследствие этого, упрекаемый должен предпринять такие ответные действия, чтобы способствовать гармонизации межличностных отношений и компенсировать ущерб, наносимый его лицу [Давыдова 2003]. Поэтому весьма актуальным оказывается исследование стратегии и тактики, применяемые в ответных актах на упрек.
По мнению О. С. Иссерса, задача описания речевых стратегий заключается в том, чтобы представить номенклатуру типовых тактик, реализующих конкретную речевую ситуацию [Иссерс 2003: 111]. В дальнейшем попытаемся разработать ряд тактик, реализующих стратегии смягчения конфликта и восстановления гармоничных отношений.
Надо отметить, что основными регуляторами конфликтного дискурса являются прагматические принципы - принцип сотрудничества и принцип вежливости, выдвинутый Г. Грайсом и Дж. Личем.
Самооценка как коммуникативная тактика. Отмечая адресную направленность упреков, необходимо отметить направленность упрека на самого себя, когда субъект и объект оценки совпадают, и, мы имеем дело с разновидностью самооценки. Благодаря способности к самооценке индивид имеет возможность в значительной степени самостоятельно направлять и контролировать свои действия. Ляпон отмечает, что самооценка - это, во-первых, интерпретация говорящим «я» своего поведения в знаковой ситуации, объяснение своего конкретного поступка, во-вторых, словесное самоопределение (создание языкового автопортрета) [Ляпон 1982; цит. по Т. А. Давыдовой].
Самооценка как один из видов коммуникативных тактик, характеризуется тем, что упрекающий относится с сожалением к своим действиям, которые он считает неверными, плохими.
Самооценка относится к одному из видов интериоризированных речевых актов, которые не требуют непосредственной словесной реакции от адресата и рассчитаны, скорее, на определенную психологическую отдачу, источником которой должно быть другое лицо. Выражая упрек самому себе, упрекающий наносит ущерб своему позитивному лицу, это объясняется высокой интенсивностью переживаемого состояния. Эмоционально-оценочная информация представляется в самоупреке, по мнению психологов, не только как средство психологической разрядки, но и как средство саморегуляции упрекающего.
Самоадресные речевые акты (самоупрек, самовосхождение, самооговор и др.) вызывают разделение личности на двух иерархически неравных собеседников, по Фрейду - на рациональное (сознательное «Я» ) и иррациональное начало («Я - Идеал», бессознательное Оно). Следовательно, в речи говорящего индивида поучает, дает советы «Я - идеал», как совесть, которая впитывает в себя заповеди и запреты, регулирующие жизнь человека как существа общественного, осуществляет моральную цензуру его поступков и устремлений. При анализе речевого поведения человека и при исследовании того смысла, который несут отдельные его высказывания, необходимо применять концепцию множественного подхода к толкованию «Я» человека [Давыдова 2003: 58].
По Т. А. Давыдовой в речевом акте «самоупрек» отрицательная оценка исходит как бы от вышестоящей инстанции «Я-идеал», воплощающей разум, мудрость, и адресуется субъекту внутреннего противоречия.
Мы выделяем следующие причины, вызывающие внутренний конфликт:
1) качества личности: как в примере (1) из-за амбиций, самолюбия;
2) действия или бездействия личности, повлекшие отрицательную оценку со стороны Я-идеала. К примеру, высказывание из примера (1): Моя главная ошибка - из-за амбиций, самолюбия уклонялся от того, чтобы нормально сотрудничать с Лигачевым, Разумовским, Якоблевым
(1) Потом пришел на очередное заседание политбюро. Попросил слова. Когда до него дошла очередь, повинился:
- Моя главная ошибка - из-за амбиций, самолюбия уклонялся от того, чтобы нормально сотрудничать с Лигачевым, Разумовским, Якоблевым. Но товарищи в горкоме партии не отвернулись от меня -хотя и осудили мне поведение, просят остаться...
Леонид Млечин. «Борис Ельцин».
отрицательно оценивая свое поведение, упрекающий себя индивид хочет, чтобы ему сочувствовали, разделили с ним ответственность. особенно в политическом дискурсе политик не может без причины признаться в своей вине, ущемляя свое лицо, как показывает пример (2).
(2) Прощальное выступление Ельцина было, как всегда, ясным и точным. Конечно, речи президента пишут помощники. Но они пишут такие речи, которые президент желает произнести.
- Я хочу попросить у вас прощения, - говорил в тот день Ельцин, - За то, что многие наши с вами мечты не сбылись. И то, что казалось просто, оказалось мучительно тяжело. Я прошу прощения за то, что не оправдал некоторых надежд тех людей, которые верили, что мы одним рывком, одним махом сможем перепрыгнуть из серого, застойного, тоталитарного прошлого в светлое, богатое, цивилизованное будущее. Я сам в это верил. Казалось, одним рывком - все одолеем. Одним рывком не получилось.
Леонид Млечин. «Борис Ельцин».
В политике самоупрек можно рассматривать как тактику уступки ради осуществления своей дальнейшей цели.
тактика извинения-признания вины. По мнению многих исследователей, наиболее частной модификацией извинения является признание вины и признание говорящим своей ответственности за акт, наносящий ущерб лицу [Owen 1994; Benmit 1995; Лисенко 1999; цит. по Т. А. Давыдовой].
При признании вины или сожаления по поводу совершенного действия в русском языке часто используются этикетные формы «Извините», «Простите».
(3) - Список уже согласован с секретарем ЦК, - выдвинул он «бронебойный» аргумент.
- Ну и что? Надо предварительно узнать мое мнение.
Позже мне позвонил этот секретарь ЦК, кстати, гораздо лучше понимавший новую обстановку, чем в отделе, «надзиравшем» над Верховным Советом, и извинился за «несогласованность действий». В результате подбирал кандидатуры я сам.
Евгений Примаков. «Минное поле политики».
Бесспорно, данные формулы являются вежливыми в любом контексте, которые, по М. В. Лисенко, относятся к стратегии «просьба о прощении» и являются наиболее невыгодными для упрекаемого [Лисенко 1999].
Признавая вину, говорящий может прямо указывать на свою ошибку, неблаговидный поступок, однако исключение лексемы «извините» в примерах (4) и (5) свидетельствует о том, что существуют такие косвенные выражения, которые приобретают значение извинения в соответствующих ситуациях, в определенных контекстах.
(4) Я начал разговор с жесткого упрека: мне в глаза вы говорите одно, и сделаете другое. Недавно на семинаре в Чувашии, в Чебоксарах, куда были приглашены руководители законодательной и исполнительной властей России, я выступил с попыткой разрешить конфликт между ними. Я сказал Верховному Совету: давайте сотрудничать, протянул руку, сделал шаг навстречу. Затем, на открытии сессии, попытался сделать еще один шаг. В ответ - полное молчание. Как же так?
Хасбулатов сказал: да, мы ошиблись, надо было среагировать немедленно, официально. Я это сделаю в ближайшие дни, мы примем политическое заявление на Верховном Совете, что поддерживаем президента, его заявление в Чебоксарах, и парламент покажет, что он тоже готов пойти навстречу.
Ельцин Б. Н. «Записки президента».
(5) Генеральный обрушился на московского секретаря, сказал, что «надо вести линию на приток свежих сил, но недопустимо под видом усиления требовательности устраивать гонение на кадры, ломать «через колено» судьбы людей. Перестройка начата во имя утверждения в обществе и партии демократических принципов, этих целей не достичь на подходах, далеких от демократии...».
Слова Горбачева были небывало резкими. Борис Николаевич вновь взял слово и пошел на попятную.
- Для меня это урок. Думаю, что он не запоздал.
Леонид Млечин. «Борис Ельцин».
Подобные формы извинения функционируют преимущественно в ситуациях, где наблюдаются асимметричные отношения.
Тактика оправдания, разъяснения и убеждения. Очень распространенной реакцией на речевой акт упрека является поиск оправдания, разъяснение, которые дали бы говорящему определенные поводы для совершенного поступка и тем самым компенсировать ущерб, наносимый лицу упрекаемому.
Объясняя причину, вызвавшую необходимость совершения нежелательного для упрекающего действия, упрекаемый может указать на обоснованные поводы для совершенного действия, убеждая упрекающего в правоте своего поступка, как в примере (6).
(6) Я дозвонился по спецсвязи до председателя КГБ.
Разговоры наши дословно не помню, но сценарий его был интересный, Крючков оправдывался.
«Неужели вы не понимаете, что делаете? - говорил я, - ведь люди ложатся под танки, могут быть жертвы, и неисчислимые».
«Нет, - говорил Крючков, - жертв не будет: во-первых, это чистая мирная операция, техника идет без боеприпасов, для наведения порядка никаких военных задач не поставлено. Все беспокойство исходит от вас, российского руководства; по нашим данным, люди спокойны, идет нормальная жизнь...»
И так далее.
Ельцин Б. Н. «Записки президента».
В политическом дискурсе от многих параметров зависит успешность таких ответных актов, как в упомянутых примерах (6). Поскольку иногда упрекающий с высоким политическим статусом использует свой уникальный авторитет, поводы казались бы необоснованными.
В ответных репликах примера (7), указывая причину, упрекаемый переложил ответственность на упрекающего. Стоит обратить внимание на то, что в примере (7) упрекающий обращается к упрекаемому на «ты», так что функционирование подобного рода ответа ограничено рамками симметричных отношений при близкой дистанции.
(7) На улице стояла жара градусов под 40, и хотя переговоры начинались в 9 часов утра, к этому времени я уже воспринимал мир несколько искаженно: сильно запинался, либо что-то говорил невпопад.
Наконец, Черномырдин не выдержал:
- Борис, ты почему все время пьяный с девяти утра? Я зачем тебя сюда приглашал? Все понимаю, командировка, и так далее, не ведь не с девяти утра напиваться... И кто тебя вообще надоумил «кол-басить» с утра? Как ты губернией-то управляешь?
- Виктор Степанович, я вам клянусь, что дома практически не пью. Но вы же мне сами сказали, что надо с утра до двести граммов виски пить натощак.
- Ты что, шуток не понимаешь? - рассмеялся Черномырдин.
Борис Немцов. «Исповедь Бунтаря».
Тактика обещания. Обещание совершать определенные поступки в будущем рассматривается как эффективный способ снятия конфликта. Поскольку, как отмечалось выше, иллокутивная цель речевого акта упрека состоит не только в выражении отрицательной оценки, но и в возбуждении чувства вины и совершении действия по замыслу упрекающего.
В нижеследующем примере упрекаемый обещает сделать то, что отвечает намерениям упрекающего.
(8) Я начал разговор с жесткого упрека: мне в глаза вы говорите одно, и сделаете другое. Недавно на семинаре в Чувашии, в Чебоксарах, куда были приглашены руководители законодательной и исполнительной властей России, я выступил с попыткой разрешить конфликт между ними. Я сказал Верховному Совету: давайте сотрудничать, протянул руку, сделал шаг навстречу. Затем, на открытии сессии, попытался сделать еще один шаг. В ответ - полное молчание. Как же так?
Хасбулатов сказал: да мы ошиблись, надо было среагировать немедленно, официально. Я это сделаю в ближайшие дни, мы примем политическое заявление на Верховному Совете, что поддерживаем президента, его заявление в Чебоксарах, и парламент покажет, что он тоже готов пойти навстречу.
Ельцин Б. Н. «записки президента».
Для выражения обещания характерно использование упрекаемым формы глаголов совершенного вида будущего времени, и в большинстве случаев формы первого лица ед. и мн. ч., как в примерах выше: сделаю, примем и др., потому что такая форма обозначает обязательное выполнение действия в будущем.
Тактика молчания. За речевым актом молчания скрыты самые разные интенциональные и эмоциональные значения. С одной стороны, молчание можно рассматривать как косвенный способ выражения упрека, с другой стороны, в определенном контексте молчание является эффективной репликой на упрек во избежание углубления конфликта.
(9) Тогда разгоряченный Горбачев повернулся к президенту Рейгану: «В прошлое воскресенье у вас не было возражения против этого текста». Американская сторона попросила о перерыве в ведении заседания.
Рейган встал лицом к лицу с Горбачевым. «Я против этого абзаца». И замолк. Американской стороне было видно, что этот абзац важен для Горбачева, но он знал теперь, сколь упрям бывает Рейган. Горбачев вздохнул, обнял президента Рейгана за плечи, и они вместе пошли к Владимирскому залу, где их ждали делегации.
Анатолий Уткин. «Большая восьмерка. - Цена вхождения».
(10) В начале марта 1963 года состоялась новая встреча с деятелями культуры. На этот раз собрались в Свердловском зале Кремля. Ильичев сделал доклад, Хрущев сидел мрачный. Но вот на трибуну выходит поэт Андрей Вознесенский и начинает свою речь словами:
- Никита Сергеевич, я человек беспартийный...
Хрущев мгновенно взрывается:
- Ну и что, что беспартийный? Чем гордишься? Чем хвалишься? Это что, большая заслуга быть беспартийным?!
Вознесенский снова начал:
- Никита Сергеевич, я человек беспартийный...
- Ну что ты заладил, - беспартийный, беспартийный, - вновь обрывает его Хрущев.
Вознесенский снова:
- Никита Сергеевич, я не состою в партии.
Хрущев молчит.
- ... но я написал поэму о Владимире Ильиче Ленине.
Хрущев промолчал, но не извинился. Вот на такой ноте и проходила эта встреча.
Н. Г. Егорычев. «Политик и дипломат».
В примере (9) молчание Рейгана значит настаивание на своей позиции, и, вследствие этого, невербальные действия Горбачева можно рассматривать как уступки и неохотное соглашение. Вопреки примеру (9), в примере (10) субъектом действия молчания является упрекающий. Осознав необоснованность своего упрека, Хрущев как упрекающий с высоким авторитетом не извинился, а просто выбрал тактику молчания.
Тактика отложения. В политической коммуникации для решения спорных вопросов наблюдается использование тактики отложения вопроса на время. Уход от торопливого, необдуманного ответа оказывается более эффективным, чем бесконечный спор, тем более конфликт как в нижеследующих примерах.
(11) Гор: Прошу понять, что речь идет о том, чтобы остановить убийство ни в чем не повинных людей. Крайне сожалею, что применение силы против Милошевича может сказаться на наших отношениях. Давайте поговорим попозже, может быть, когда спадет эмоциональный накал. Так что же насчет моего предложения сообщить о том, что твой визит откладывается на более поздние сроки?
Примаков: Попрошу санкцию президента на заявление примерно такого содержания: в условиях, когда вице-президент А. Гор сообщил мне о неизбежности военных ударов по СРЮ, я не могу начинать визит и не могу делать посадку на территории США. Давай на этом закончим. До свидания.
Гор: Сожалею, что все так получилось. Надеюсь скоро вновь переговорить с тобой.
Евгений Примаков. «Минное поле политики».
Пример (11) - из телефонного разговора Гора и Примакова, в котором Примаков от имени России дал упрек Америке из-за военных ударов по Югославии. Особенно в дипломатическом общении надо максимально избегать радикальной речи, чтобы не вызывать конфликт двух стран.
Тем более в некоторых ситуациях данная тактика способствует не только избежанию конфликта, но и предоставлению большего времени для совершения намерения участниками коммуникации, как в примере (12).
(12) 22 июля у меня состоялся неприятный разговор с Брежневым. Я пришел к нему и сказал:
- Леонид Ильич, вы вчера выступили фактически против меня. Я считаю, что в этих условиях я не могу руководить Московской городской партийной организацией. Я могу руководить только в том случае, если пользуюсь полным доверием и поддержкой Политбюро и генсека. Мне такого доверия, как я понимаю, нет, я должен уйти.
- Слушай, Коля, я же не ставлю вопрос о твоем исключении из состава ЦК.
- А за что меня исключать из состава ЦК? - возмутился я. - Я сделал что-то, нарушающее Устав партии? Или выступил против решений Пленумов и съездов?
- Вот скажем, - и исключат! - завелся Брежнев.
- Но вы не забывайте, Леонид Ильич, что я тоже поборюсь!
Генсек сразу остыл.
- Да ты меня неправильно понял. Я же тебя люблю. Не торопись, подумай, как следует, а завтра приходи сюда.
- Хорошо, до завтра, - согласился я, отлично понимая, для чего ему нужен еще день.
H. Г. Егорычев. «Политик и дипломат».
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что возможность применения коммуникативных тактик зависит от конкретной ситуации и отношений участников коммуникации. Мы рассмотрели лишь наиболее типичные речевые действия и тактики восстановления гармонизации.
литература
I. ГрайсГ. П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1985. № 16. С. 217-237.
2. Давыдова Т. А. Речевой акт упрека в английском языке: дис. ... канд. филол. наук. Иркутск, 2003.
161 с.
3. Ермакова О. П., Земская Е. А. К построению типологии коммуникативных неудач (на материале естественного русского диалога) // Русский язык в его функционировании: Коммуникативно-прагматический аспект. Москва: Наука, 1993. С. 602-640.
4. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Москва: URSS / УРСС; ЛКИ, 2003. 288 с.
5. Лу Тинтин. Речевой акт упрека в политическом дискурсе // Сборник V Международной научной конференции «Прагмалингвистика и практика речевого общения». Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2011. С. 140-144.