3. Калашников А.Ф. Физическая подготовка: курс лекций. Орел: ОрЮИ МВД России, 2005. 89 с.
4. Кузнецов А.Ф. Теория и технология формирования профессионально-профилированной физической культуры у курсантов образовательных учреждений МВД России: монография. Омск: ОмА МВД России, 2011. 244 с.
5. Физическая подготовка: учеб. пособие. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003. 288 с.
Еремин Роман Владимирович, преп., [email protected], Россия. Орел, Орловский юридический институт МВД России им. В.В. Лукьянова
PRINCIPLES OF PHYSICAL TRAINING IN THE LEARNING PROCESS OF STUDENTS OF UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
RV.Erymin
Generalized guidelines, regulatory requirements, organization and conditions of realization of the process of physical training in educational institutions of the Russian Interior Ministry. Reflected the basic provisions of the physical and mental readiness of cadets and students to act in unusual circumstances and situations.
Key words: physical training of cadets, integrated approach, the requirements of operational activity, the formation ofprofessional and mental preparedness.
Erymin Roman Vladimirovich, teacher, [email protected], Russia, Orel, Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named V.V. Lukyanov
УДК 796.413
УПРАЖНЕНИЯ НА ГИМНАСТИЧЕСКОМ БРЕВНЕ КАК СРЕДСТВО УЛУЧШЕНИЯ РАВНОВЕСИЯ СТУДЕНТОВ
Н.В. Клочко
Статья посвящена поиску и экспериментальному обоснованию новых средств развития равновесия у юношей. В исследовании мы предполагали, что если использовать упражнения на гимнастическом бревне у студентов первого-второго курса, то показатели статического и динамического равновесия улучшатся.
Ключевые слова: динамическое и статическое равновесие, гимнастическое бревно, двигательные действия, упражнения, двигательно-координационные качества.
Способность ориентироваться в пространстве и времени при выполнении движений требует поддержания определенной устойчивости. Без соответствующего уровня ее развития проблематично овладеть рациональной техникой двигательных действий [3].
Сохранение равновесия, как в статике, так и в динамике одно из важнейших условий активного взаимодействия человека с внешней средой. Успех в профессиональной деятельности и в некоторых видах спорта значительно определяется уровнем развития функции равновесия. Низкий уровень статокинетической устойчивости сопровождается ухудшением общего самочувствия, головокружением, тошнотой, рвотой и даже обморочными состояниями. Недостаточное развитие статокинетической устойчивости препятствует освоению техники движений, снижает степень проявления других физических способностей [4].
Необходимый уровень равновесия достигается при условии рационального взаиморасположения звеньев тела, минимизации степеней свободы движущейся системы, своевременном перераспределении мышечных усилий и высокой степени пространственной ориентировки, что невозможно без соответствующей физической подготовки.
Любые двигательные действия связаны с сохранением равновесия, оптимальной амплитудой движений, рациональным распределением мышечных усилий, что приводит к экономии энергозатрат и повышению эффективности двигательного действия [2].
Сохранение равновесия имеет большое значение в жизнедеятельности человека. Практически все двигательные действия (ходьба, бег, езда на велосипеде, гребля и т. д.) связаны с сохранением равновесия тела. Физическое воспитание и спорт также предъявляют к функции равновесия тела специфические требования, определяющие эффективность двигательных действий.
Известно, что при сохранении той или иной позы тело человека не остается абсолютно неподвижным, оно все время колеблется. Человек как бы теряет на мгновение равновесие и вновь его восстанавливает.
Развитие способности к равновесию заключается в выработке и закреплении соответствующих связей в коре головного мозга, важных для сохранения равновесия. Эта функция является одной из сложных функций центральной нервной системы.
В реакциях поддержания равновесия, рефлекторно взаимодействуя, принимают участие зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный анализаторы [5].
Под равновесием понимают способность к сохранению устойчивого положения тела в условиях разнообразных движений и поз. Различают статическое равновесие (то есть равновесие в статических положениях) и динамическое равновесие (равновесие в движении) [1].
В сохранении равновесия решающее значение играет местоположение центра тяжести тела над площадью опоры. Площадь опоры при стоянии определяется площадью ступни и площадью между ступнями. Когда линия тяжести, опущенная из центра тяжести
человеческого тела на площадь опоры, проходит примерно через центр этой площади, тело находится в состоянии равновесия.
Как только эта линия выходит за площадь опоры, наступает падение тела, и требуется включение каких-то добавочных сил (нервно-мышечного напряжения, перемещение частных центров тяжести) для удержания тела в равновесии.
Сохранить устойчивость помогает постоянная регулировка равновесия, при которой проекция общего центра тяжести тела не выходит за пределы площади опоры. Чем совершеннее функция равновесия у человека, тем быстрее он восстанавливает позу человека. По мере повышения устойчивости происходит уменьшение амплитуды колебаний тела и увеличение их частоты [5].
Упражнения в равновесии играют значительную роль в формировании осанки благодаря тому, что значительно повышают тонус мышц спины и туловища в целом.
Одним из способов развития равновесия является выполнение упражнений на повышенной и уменьшенной опоре. Таким образом, для развития равновесия могут быть использованы упражнения на гимнастическом бревне. Упражнения на бревне - наиболее специфический вид женского гимнастического многоборья, где ведущую роль играет умение сохранять устойчивость тела с помощью точности движений и тонкости чувства равновесия. Гимнастическое бревно в спортивной гимнастике является сугубо женским снарядом. Однако мы считаем, что для развития статического и динамического равновесия данный снаряд может эффективно применяться в занятиях и с юношами.
Объект исследования - равновесие как одно из видов координационных способностей.
Предмет исследования - упражнения на гимнастическом бревне как средство улучшения равновесия студентов.
Цель исследования - улучшение равновесия студентов посредством использования упражнений на гимнастическом бревне.
Предполагалось, что использование упражнений на гимнастическом бревне позволит улучшить показатели равновесия у юношей.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Тестирование.
3. Педагогический эксперимент.
4. Методы математической статистики.
Методика исследования. С целью определения эффективности улучшения равновесия был проведен педагогический эксперимент с юношами первого и второго курса факультета организации здорового образа жизни Полесского государственного университета.
Всего в исследовании принимало участие 60 юношей первого и второго курса: 30 студентов экспериментальной группы (10 юношей первого курса и 20 юношей второго курса) и 30 человек контрольной группы (12 юношей первого курса и 18 юношей второго курса).
На начальном этапе исследования был проведен анализ научно-методической литературы с целью изучения проблемы исследования. Это позволило сформулировать и обосновать рабочую гипотезу, поставить цель, а также разработать основные положения и этапы исследования.
Для определения уровня равновесия применялись тесты Е.Я. Бондаревского, предложенные им для оценки статического и динамического равновесия.
В ходе исследования установлено, что достоверных различий в показателях равновесия у студентов контрольной и экспериментальной групп нет ф>0,05).
Юноши контрольной группы занимались на занятиях по дисциплине «Гимнастика и методика преподавания» на снарядах мужского многоборья. В занятия с юношами экспериментальной группы входили также упражнения на гимнастическом бревне. Содержание упражнений на бревне включало ходьбу и ее разновидности, разновидности простейших прыжков, кувырок вперед. Упражнения выполнялись как на низком, так и на высоком гимнастическом бревне.
Об эффективности педагогического воздействия упражнений на гимнастическом бревне, используемых на занятиях по дисциплине «Гимнастика и методика преподавания», можно судить по степени изменения показателей равновесия студентов первого и второго курсов в течение экспериментального периода (таблица).
Динамика показателей равновесия студентов первого и второго курсов
в течение эксперимента
Период обследования Показатели физической подготовленности (М±m)
Группа Статическое равновесие, с Динамическое равновесие, см
Э До эксп. 11,9 ±2,1 71,0± 8,2
п= 30 После эксп. 34,5±5,3 22,3±4,2
Достоверность различий р<0,01 р<0,01
К До эксп. 15,2±1,79 85,8±10,98
п= 30 После эксп. 17,8±3,2 69,5±8,5
Достоверность различий р>0,05 р>0,01
Достоверность различий Э-К после эксп. р<0,01 р<0,05
Анализ результатов педагогического эксперимента, в ходе которого в экспериментальной группе целенаправленно осуществлялось решение задач улучшения равновесия студентов посредством упражнений,
выполняемых на гимнастическом бревне, позволил выявить улучшения исследуемых показателей, как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Однако в экспериментальной группе изменения были более значимы.
В экспериментальной группе произошли изменения в уровне статического равновесия с 11,9±2,1 с до 34,5±5,3 с (р<0,01), при этом в контрольной группе изменения менее существенны (с 15,2±1,79 с до 17,8±3,2 с) (р>0,05). Достоверность различий между показателями контрольной и экспериментальной групп - р<0,01.
Определена существенная положительная динамика в показателях динамического равновесия (р<0,01) в экспериментальной группе. Средний показатель динамического равновесия студентов в экспериментальной группе на начало исследования был равен 71,0± 8,2 см, в конце исследования он составил 22,3±4,2 см. В контрольной группе в начале экспериментальной работы показатель составлял 85,8±10,98 см, в конце -69,5±8,5 см (р>0,01). Достоверность различий между средними значениями контрольной и экспериментальной групп - р<0,05.
Вывод. Результаты тестирования и их статистическая обработка показали, что в экспериментальной группе, где применялись упражнения на гимнастическом бревне, статическое и динамическое равновесие у юношей первого и второго курсов улучшилось. Следовательно, на занятиях для развития данного вида координационных способностей, возможно использование упражнений на гимнастическом бревне не только у девушек, но и у юношей.
Список литературы
1. Зациорский В.М. Физические качества спортсменов (Основы теории и методики воспитания). М.: Физкультура и спорт, 1966. 200 с.
2. Каль М. Воспитание функции равновесия // Теория и практика физической культуры. 2005. №3. С. 68-71.
3. Назаренко Л.Д. Содержание и структура равновесия как двигательно-координационного качества // Теория и практика физической культуры. 2000. № 1. С. 30-34.
4. Теория и методика физической культуры: учебник / Ю.Ф. Курамшин [и др.]; под ред. Ю.Ф. Курамшина. М.: Советский спорт, 2010. 320 с.
5. Трофимов О.Н. Развитие координационных способностей и равновесия у детей младшего школьного возраста // Ярославский педагогический вестник. 2011. №3. С. 114-118.
Клочко Наталья Васильевна, ассистент, natikklo4ko@ mail.rH, Беларусь, Пинск, Полесский государственный университет
EXERCISES ON GYMNASTIC BALANCE BEAM AS A MEANS OF IMPROVING
THE BALANCE OF STUDENTS
N. V. Klochko
The article is devoted to the search and experimental substantiation of new balance boys. In the study we assumed that if you use the exercises on gymnastic balance beam from the students of the first or second year, the performance of static and dynamic balance will improve.
Key words: dynamic and static balance, gymnastic balance beam, motor actions, exercises, motor-coordination of quality.
Klochko Natalia Vasilievna, assistant, natikklo4ko@,mail.ru, Belarus, Pinsk, Polessky State University
УДК 796.01
ИЗУЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА
ПО МЕТОДИКЕ MOS SF-36
А.М. Корчевский
В статье рассмотрена динамика качества жизни преподавателей. Авторы делают вывод о необходимости разработки программы по оздоровлению профессорско-преподавательского состава и вовлечению педагогов в занятия физкультурой и спортом
Ключевые слова: преподаватели вуза, качество жизни, здоровье
В настоящее время одной из характеристик, которая позволяет оценить различные стороны жизни человека, является «качество жизни». В современной научной литературе «качество жизни» рассматривается как комплекс физических, эмоциональных, психических, интеллектуальных и общекультурных факторов, определяющих способность человека к функционированию в обществе, а также его удовлетворенность жизнью. Следует различать качество жизни общества и качество жизни отдельного человека. В первом случае это совокупность различных условий, созданных обществом для своего дальнейшего развития и обеспечивающих жизнедеятельность людей (исторических, географических, экономических, социальных, демографических). Качество жизни личности - отношение людей к этим условиям, использование их для удовлетворения своих потребностей. В данном ракурсе важным для личности является здоровье, здоровый образ жизни и физическая активность. Эти составляющие являются необходимым базисом для