УДК 94 (5)
А. М. Николаев
УПРАВЛЕНИЯ МОРСКОЙ ТОРГОВЛИ В СРЕДНЕВЕКОВОМ КИТАЕ
В статье рассматриваются условия и процесс возникновения Управлений морской торговли в Китае в X-XIII вв. Освещаются вопросы их функционирования и развития в эпоху императорских династий Тан и Сун. Показывается место Управлений морской торговли в системе административных органов, а также порядок их кадрового комплектования.
Ключевые слова: Управление морской торговли, Шибосы, внешняя торговля, императорская династия, пошлина.
Departments of maritime affairs in Medieval China. ALEXEY M. NIKOLAYEV (Vladivostok Branch of Russian Customs Academy, Vladivostok).
The article deals with the conditions and process of formation of the Departments of marine trade in China in the X-XIII centuries and the problems of their operation and development in the era of Tang and Song dynasties. It also explores the role of maritime trade departments in the administration and their system of staff recruitment.
Key words: Department of maritime affairs, Shibosi, foreign trade, imperial dynasty, fee.
Внешнеторговые связи за многовековую историю Китая постоянно подвергались государственному регулированию. Это регулирование порой происходило в форме различных ограничений вплоть до полного запрета на ведение торговли с заморскими странами. Времена запрета чередовались с периодами либерализации и расцвета, когда внешняя торговля приносила немалую выгоду государственной казне. Для соблюдения государственных интересов в сфере внешней торговли в Китае в разные эпохи создавались специальные учреждения, названия которых, как и круг выполнявшихся функций, время от времени претерпевали изменения.
Во времена императорской династии Тан (618— 907) экономика Китая основывалась на аграрном производстве, но повсеместное утверждение медной монеты установленного веса в качестве расчетной единицы и введение эталонов мер и весов способствовали развитию торговли. Важной статьей государственных доходов стали налоговые поступления от торговли, как внутренней, так и внешней. Подъем экономики способствовал развитию внешнеторговых связей. До Китая добирались посольства византийского императора, неоднократно прибывали и посланцы из арабских стран. Оживленные торговые связи поддерживались с Ближним Востоком не только через Великий шелковый путь, но и морем. Центром морской торговли был порт Гуанчжоу, связывавший Китай с Кореей, Японией и прибрежной Индией [2].
Зарубежные страны были заинтересованы в торговле с Китаем, ведь здесь изготавливался шелк, товар, который высоко ценился в любой стране. Китайским же императорским двором шелк считался стратегическим товаром и рассматривался как средство поддержания Китая в качестве государства-сюзерена. Шелком одаривались иноземные посольства в обмен на предоставленные подарки, которые воспринимались китайскими властителями как некая «дань». Такая «данническая» торговля проводилась разными династиями Китая на протяжении многих веков и являлась отражением политики «китаецентризма».
Но помимо даннической торговли, которая была элементом внешнеполитических отношений, существовала и обычная коммерческая внешняя торговля. Еще до Танской эпохи на берегах китайских морей начала формироваться сеть торговых портов, которая существовала во все последующие эпохи истории Китая. Во времена Танской империи вырос и разбогател Гуанчжоу, на берегу Тайваньского пролива возник богатый торговый город Цюаньчжоу, севернее лежал большой порт Фучжоу, а в глубине залива Ханчжоувань находился крупный город Ханчжоу. Это были многолюдные города, с развитой торговой инфраструктурой. Заморские торговцы привозили сюда ткани из хлопка, носорожий рог, сандаловое дерево, сахар, слоновую кость, тигровые шкуры, жемчуг, кораллы, индиго и закупали шелк, фарфор, нефритовые изделия, бумагу, лак,
НИКОЛАЕВ Алексей Максимович, кандидат исторических наук, доцент кафедры иностранных языков (Владивостокский филиал Российской таможенной академии). E-mail: [email protected] © Николаев А.М., 2012
ИСТОРИЯ
чай, тунговое масло, лекарственные травы и эликсиры [3].
На рубеже VII—VIII вв. интенсивность морской торговли достигла уровня, когда в отдельные дни в Гуанчжоу прибывало до 10 кораблей с заморскими товарами. Ситуация требовала создания специального учреждения для управления потоками заморских товаров.
В 661 г. танский император Гао Цзун (Ли Чжи) издал указ, который в ряде китайских источников трактуется как распоряжение о введении в Гуанчжоу должности Шибоши, которую можно дословно перевести как «Инспектор торговых кораблей» [5]. В обязанности Шибоши входило управление заграничным мореплаванием и сбором таможенных пошлин. Однако среди китайских историков существует и другое мнение, в частности профессор Шаньдунского университета Лю Юйфэн считает, что речь в этом указе идет не о введении должности Шибоши, а о приоритетном праве императорского двора закупать прибывавшие в Гуанчжоу заморские товары. Впервые же должность Шибоши, по мнению Лю Юйфэна, была введена в 714 г. другим танским императором, Сюань Цзу-ном (Ли Лунцзи). Первым Шибоши был назначен начальник дворцовой стражи Zhou Qingli [7].
Так как этот факт подтверждают сразу несколько исторических источников, с этой датой согласны большинство китайских авторов. Некоторые китайские историки считают, что должность Шибоши была учреждена одновременно с созданием соответствующей организационной структуры с названием Шибосы, что можно дословно перевести как «Управление торговых кораблей» [14]. В русской литературе по истории Китая встречаются и такие названия, как «Управление морской торговли» или «Палата морской торговли».
Однако тот же Лю Юйфэн, основываясь на исследовании профессора Чжуншаньского университета Юй Чансэня, полагает, что такая точка зрения ошибочна, так как она базируется только на одном историческом документе «Тан хуэйяо» (Свод сведений о важнейших событиях династии Тан), в котором содержится ошибочная запись. Основные же исторические источники эпохи Тан «Цзю Тан шу» («Книга ранней Тан»), «Синь Тан шу» («Книга поздней Тан») не содержат упоминания о Шибосы.
Так или иначе, уже на рубеже VII-VIII вв. в Китае была создана специализированная административная структура, которая осуществляла управление заморской торговлей, контролировала выполнение правил торгового мореплавания, допуска заграничных товаров, доставлявшихся по морю на китайский рынок, взимала пошлины за их ввоз в страну.
Исполнять должности Шибоши в танскую эпоху направлялись императорские евнухи и чиновники высокого уровня. Но управлять морской торговлей могли не только императорские чиновники Шибоши, но и Дзедуши, губернаторы местных областей, которые могли одновременно исполнять должность Шибоши. Такое положение свидетельствовало о значимости положения «Инспектора торговых кораблей», а значит и о существенных объемах пошлин, поступающих от заморской торговли. Местные власти управляли внешней торговлей в таких городах, как Фучжоу, Цюаньчжоу, Мин-чжоу, Ханчжоу.
До падения династии Тан в начале X в. система управления морской торговлей не претерпела существенных изменений. Многие ее элементы, основные географические места расположения и даже названия были использованы при последующих китайских династиях.
После пятидесятилетнего безвременья пяти династий и десяти царств к управлению страной более чем на три века пришла династия Сун, которая объединила раздробленный Китай в единое государство. Ко второй половине X в. китайское мореплавание сделало значительный шаг вперед благодаря успехам в кораблестроении и активному использованию компаса. Передовые инженерные решения позволяли китайским мастерам строить корабли, которые предпочитали для своих морских плаваний не только местные, но и многие иностранные торговцы [4, с. 40]. Успехи в мореплавании стимулировали развитие внешней морской торговли. Из Китая вывозились шелка и ткани из конопляной пряжи, фарфор и керамика, ювелирные изделия, драгоценные и цветные металлы, ремесленные изделия; ввозились благовония, лекарства, стекло, оружие, драгоценности и т.д.
Общий подход к внешней торговле не изменился. По-прежнему велась переплетенная с дипломатией «данническая» форма, но в эпоху Сун значительно возросла коммерческая составляющая в заморской торговле.
Свидетельством понимания важности внешней морской торговли как значительного источника государственных доходов является создание в 971 г первым императором династии Северная Сун Тхай цзу (Чжао Куанъинь) все в том же Гуанчжоу Управления морской торговли (Шибосы). Причем это событие произошло уже через четыре месяца после взятия армией Сун этого города. Первостепенное внимание к Гуанчжоу было совершенно оправданным. Этот город всегда являлся юго-восточными воротами страны. Через них в страну шли основные потоки заморских товаров и ценностей. Когда войска Сун подошли к столице Южной
Хань, одного из царств после распада империи Тан, г. Паньюй (так в Южной Хань переименовали Гуанчжоу), оставшиеся в городе чиновники решили, что армию интересуют только заморские драгоценности, которых было много в городской казне. В течение ночи эти драгоценности были уничтожены. Но сунские войска остались надолго, потому что главной ценностью для них был сам город, его географические преимущества и торговые традиции [13].
Дальнейшие события показали, что императорский двор имел серьезные планы в отношении внешней торговли и ее роли в экономике страны.
В отличие от императоров династии Тан, сун-ские императоры не остановились на одном Гуанчжоу, и следующий император Тхай цзун (Чжао Ку-анъи) в 989 и 990 гг. учредил Управления морской торговли в Ханчжоу и Минчжоу, соответственно. На протяжении 80 с лишним лет эти три Шибосы регулировали всю заморскую торговлю в южных портах Китая. Их деятельность была настолько успешной, что в 1087 и 1088 гг. при императоре Чжэ цзун (Чжао Сюй) Управления морской торговли были созданы в Цюаньчжоу и Мичжоу. Кроме того, именно в эпоху Сун во второй половине XI в. Управления морской торговли стали приобретать подчиненные структурные элементы: Шибоу (Департамент морской торговли), Шибочан (Отделение морской торговли) и Шибоку (Склад морской торговли).
В 1127 г. в результате поражения от чжурчжэнь-ского государства Цзинь империя Сун потеряла значительную часть территории и продолжала еще полтора века существовать в виде Южной Сун со столицей в Ханчжоу. Перестройка государства отразилась и на системе руководства морской торговлей. В 1132 г. Шибосы Ханчжоу приобрело статус Управления морской торговли провинции Лянчжэ и было перенесено в уезд Хуатинг округа Сучжоу [8]. В Ханчжоу же осталось подчиненное подразделение Шибоу (Департамент морской торговли).
Всего в Управление морской торговли Лянчжэ входило пять Департаментов морской торговли (Шибоу): в Ханчжоу, Минчжоу, Сучжоу, Вэньчжоу и Цзянъиньцзюнь. Кроме того, в 1250 г. в состав Управления вошло Отделение морской торговли (Шибочан), созданное в Ганьпу.
Стоит отметить, что количественный состав Управлений морской торговли не оставался стабильным на протяжении истории Сун. Императорский двор, учитывая изменения во внешней торговле и потребности в росте государственных доходов, создавал новые управления или сокращал количество структурных подразделений морской торговли.
Структурные подразделения морской торговли в эпоху Сун выполняли экономические и административные функции. Экономические функции заключались прежде всего в проверке груза и «взимании доли», т.е. пошлины за ввозимый товар.
Проверка груза производилась после прибытия торгового корабля в порт. В первую очередь он должен стать на стоянку возле сторожевой башни Управления морской торговли. После осмотра судна военным караулом на борт поднимался чиновник Управления, который осматривал товар, фиксировал его количество и определял размер пошлины.
В ранний период Северной Сун пошлина на товар составляла одну пятнадцатую часть [9]. Однако уже в 1038-1040 гг. ее размер составил одну десятую часть от товара. А в поздний период Северной Сун размер пошлины стал дифференцироваться по своеобразному признаку. Все товары подразделялись на «тонкие», т.е. благородные, изысканные, например жемчуг, «глаз дракона» (камфора, из которой в Китае делали благовония), и «грубые», т.е. обычного употребления. К «грубым» товарам относили рог носорога, сырье для китайской медицины и т.п. С «тонких» товаров пошлина сохранилась в размере десятой части, а с «грубых» - стали взимать три десятые части.
Впрочем, размер пошлины не оставался стабильным и для благородных товаров. Уже в 1144 г за них взимали в казну 4/10 от общего количества.
На Управления морской торговли возлагалось и исполнение такой функции, как соблюдение монополии государства на торговлю некоторыми видами товаров, а также первоочередная закупка необходимых Императорскому двору товаров по фиксированным, как правило, низким ценам. Лишь после уплаты пошлин и продажи государству части товаров торговцы могли пускать оставшуюся часть в свободную продажу. Купцы теряли при этом значительную часть прибыли, поэтому прибегали к разным ухищрениям с целью обмануть сунских чиновников. Например, все слоновые бивни весом более тридцати цзиней (15 кг) должны были продаваться государству по низкой цене. Чтобы избежать этого, торговцы еще во время плавания распиливали большие бивни на куски и избегали невыгодных для себя сделок [1, с. 66]. Когда закупочные цены становились совсем низкими, объем скупаемых товаров увеличивался, и все это сочеталось со злоупотреблениями чиновников, деловая активность коммерсантов снижалась, что приводило к кризису в торговле, и властям приходилось предпринимать активные меры для ее оживления [11]. Подобные ситуации время от времени возникали в сунскую эпоху практически на всех территориях, контролировавшихся подразделениями морской торговли.
ИСторИя
Кроме взимания пошлин на заморские товары, Управления морской торговли должны были обеспечить передачу этих денежных и материальных ценностей в центральные инстанции.
Наряду с функциями экономического характера на Управления морской торговли возлагались также обязанности хозяйственного плана по управлению портами и поддержанию их в рабочем эксплуатационном режиме, а также по строительству городских стен и оборонительных рвов. Последнее было совсем не лишним в ту эпоху, когда населенные пункты могли подвергаться нападениям морских разбойников либо повстанцев.
Помимо экономических обязанностей на Управления морской торговли возлагались и административные: контроль за деятельностью чиновников более низкого звена; подбор кадров; выдача лицензий на торговую деятельность; реализация запретительных указов императорского двора (о запрете вывоза из страны медных денег, о запрете частной заморской торговли, контроль за сроками возвращения кораблей из заграничных плаваний); курирование работы с иностранными коммерсантами (оказание помощи и урегулирование конфликтов, рекламноагитационная деятельность, защита собственности, поощрение, обустройство кварталов для проживания иностранцев, создание школ для обучения детей иностранцев, привлечение к ответственности за правонарушения); организация мероприятий религиозного плана; поддержание общественного порядка, борьба с преступностью и др.
Кадровый состав Управлений морской торговли состоял из чиновников, которые занимали несколько должностей. Во главе Управлений стояли Шибо-ши, которые назывались также Шибо Тхицзюй или просто Тхицзюй. Последнее название должности наиболее часто используется в русской литературе по истории Китая. Помимо начальника существовали должности: Паньгуань или Цзяньбоу (вторая по значимости в Управлении), Гань баньгунши, души и др.
Пополнение кадрового состава Управлений морской торговли происходило главным образом через систему императорских экзаменов, но действовал и принцип рекомендации по знатности рода. Учитывая важную роль подразделений морской торговли в пополнении государственной казны, подбор кадров осуществлялся очень тщательно. Должности Шибоши были настолько значимыми, что в их назначении принимали участие высшие евнухи императорского двора [12].
Управления морской торговли являлись составной частью системы государственных органов Китая в эпоху Сун и поэтому взаимодействовали с другими ведомствами с целью полноценного вы-
полнения возложенных функций. В центральном аппарате наиболее тесное взаимодействие осуществлялось с ведомством чинов, ведомством по учету населения и сбору налогов, казначейской палатой, палатой евнухов, ведомством иностранных дел, цензорской (протокольной) палатой, ведомством наказаний, ревизионной палатой [6, с. 30].
Шибосы непосредственно подчинялись ведомству по учету населения и сбору налогов. После реформы административного аппарата империи Сун в 1078-1085 гг. Казначейская палата и Палата евнухов также стали иметь отношение к финансовым вопросам, поэтому Управления морской торговли взаимодействовали и с ними. Министерство чинов отвечало за подбор кадров для Шибосы. К сфере ведомства иностранных дел относились все вопросы, связанные с зарубежными государствами. Цензорская (протокольная) палата, Министерство наказаний, ревизионная палата занимались вопросами надзора и юридическими вопросами, относящимися к сфере деятельности Шибосы.
На местном уровне управления морской торговли тесно взаимодействовали с управлением по сбору зернового налога, управлением исполнения наказаний, управлением чая и соли. До образования самостоятельного Шибосы его функции исполняло управление по сбору зернового налога. После создания Шибосы эти два управления функционировали в вопросах контроля в параллельном порядке, без отношений подчиненности. Кроме того, Шибосы взаимодействовали с дислоцированными на местности войсковыми подразделениями.
Управления морской торговли средневекового Китая были предшественниками портовых таможен, которые стали создаваться в Китае со второй половины XVII в. под названием «хайгуань», что переводится как «таможня» [10, р. 3].
В условиях становления и развития государственного административного аппарата в Китае в период X-XIII вв. сфера деятельности Управлений морской торговли не ограничивалась контролем потоков ввозимых и вывозимых товаров и взиманием пошлин. На эти Управления возлагались и другие функции, подчас напрямую не связанные с внешней торговлей. Поступательное развитие товарно-денежных отношений, совершенствование налоговой сферы повышало роль Управлений морской торговли в функционировании государства, однако в X-XIII вв. они не входили в число ведущих органов власти.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алимов И.А. Вслед за кистью: Материалы к истории сун-ских авторских сборников бицзи. Ч. 1. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1996. 272 с.
2. Всемирная история. Имперский период. URL: http:// maxbooks.ru/worhi/histos71.htm (дата обращения: 14.01.2012) .
3. Свет Я.М. За кормой сто тысяч ли. URL: http://lib.rus. ec/b/215011/read (дата обращения: 22.02.2012).
4. Чжан Сюань. Мореходство в древнем Китае. М. : Географ-гиз, 1960. 72 с.
5. Baike baidu = [Китайская онлайн-энциклопедия «Байду
байкэ»]. URL: http://baike.baidu.com/view/648889.htm
(дата обращения: 14.02.2012).
6. Deng Xiaonan. Song dai wenguan xuanren zhidu zhu qianmian = [Дэн Сяонань. Система назначения на должности гражданских чиновников во времена династии Сун]. Изд-во провинции Хэбэй, 1993. 247 р.
7. Lrn Yйfeng. Shiton tang dai haiwai maoyide guanli = [Лю Юйфэн. Управление заморской торговлей в эпоху Тан]. URL: http://www.lunwentianxia.com/product.free.5640478.3 (дата обращения: 22.09.2011).
8. Song Huiyao jigao = [Собрание сведений о важнейших событиях династии Сун]. URL: ishare.iask.sina.com.cn> (дата обращения: 12.09.2011).
9. Song Huiyao jigao = [Собрание сведений о важнейших событиях династии Сун]. URL: ishare.iask.sina.com.cn> (дата обращения: 14.09.2011).
10. Song Jianwei. Kaijin. Haiguan sushuo = [Сун Цзяньвэй. Разрешить, запретить. Сказание о таможне]. Пекин: Чжунго хайгуань чубаньшэ Zhongguo haiguan chubanshe. 2008. 328 p.
11. Song Shi = [Летопись династии Сун]. URL: http://www. tianyabook.com/lishi2005/songshi/ssh_394.htm (дата обращения: 10.09.2011).
12. Song Shi = [Летопись династии Сун]. URL: http://www. tianyabook.com/lishi2005/songshi/ssh_289.htm (дата обращения: 14.10.2011).
13. Zhang Shen. Zhong ping. Songdai shi bo s! de zMyao gongneng = [Чжан Шэнь. Пересмотр основных функций Управлений морскойторговли вэпоху Сун]. URL: http://58.63.114.194:86/ ssds/html/2004/12/200412081238168557.htm (дата обращения: 24.01.2012).
14. Zhongguo haiguan jian shi = [Краткая история китайской таможни]. Пекин: Zhongguo zhanwang chubanshe, 1989. 339 p.