УДК 338.24:669
управление знаниями на предприятии
ЦЫГАЛОВ ЮРИЙ мИХАЙЛОВИЧ, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Общий менеджмент и управление проектами» Финансового университета E-mail: [email protected]
ПуЛЯЕВА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Общий менеджмент и управление проектами» Финансового университета E-mail: [email protected]
Аннотация. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что, с одной стороны, в современном обществе и экономике возрастает роль знаний, они становятся стратегическим ресурсом предприятий и требуют особых управленческих подходов. С другой стороны, промышленность нуждается в управлении, ориентированном на аккумулирование знаний и интеллектуальных ресурсов, на модернизацию и инновации. Это привело к появлению в теории и практике современного менеджмента концепции управления знаниями. Составляющей системы управления знаниями может служить организационно-экономический механизм на основе специализированных подразделений. В статье представлен механизм управления знаниями на предприятии через центр, связанный с другими системами управления посредством выполняемых им функций. Предлагаемые изменения в структуре управления предприятием будут способствовать модернизации и инновационному развитию отечественных предприятий.
Ключевые слова: знания, организационно-экономический механизм, предприятие, управление знаниями, экономика знаний.
creating a Knowledge Management System at the Enterprise
TSIGALOv YURI M., PhD, associate professor, head of the Chair General Management and Project Management Department, Financial University (Moscow, Russia) E-mail: [email protected]
PULYAEvA vALENTINA N., PhD, senior lecturer of the General Management and Project Management Department, Financial University (Moscow, Russia) E-mail: [email protected]
Abstract. Relevance of the chosen topic is defined by, on the one hand, the increasing role of knowledge in modern society and economy, the transformation of knowledge into strategic resource companies, which requires its own approach to the management of them. On the other hand - the current state of Russian industry requires new approaches in management, focusing on a modernization and innovation, pooling existing knowledge and intellectual resources. All this led to the appearance of knowledge management in modern management theory. Organizational component of a knowledge management system is the organizational and economic mechanism, which involves the creation of special department for knowledge management. The paper presents a mechanism for knowledge management in the enterprise through the Center, associated with a number of other management systems by means of functions, which it implements. The proposed changes in the management structure will facilitate the modernization and innovative development of enterprises.
Key words: industrial enterprises, knowledge economy, knowledge management, knowledge, organizational and economic mechanism.
Ю. М. Цыгалов Управление знаниями на предприятии
43
Стремительное развитие информационного общества, появление высокотехнологичных отраслей промышленности, а также системные кризисные явления в отечественной экономике и отдельных ее важнейших направлениях обусловили необходимость качественного обновления промышленных комплексов, формирования на их базе системы управления знаниями как среды для наиболее эффективной хозяйственной деятельности и внедрения инноваций. При этом под управлением знаниями понимается процесс трансформации интеллектуальных ресурсов предприятия (полезных знаний, умений, опыта, а также внешних и внутренних социальных ресурсов) в приносящий прибыль интеллектуальный капитал [1, с. 89].
Теория управления знаниями, возникшая в развитых странах во второй половине XX в., имеет специфику реализации как в отдельной стране (национальной культуре), так и в конкретной отрасли. В этой связи эффективное внедрение концепции управления знаниями на российских промышленных предприятиях невозможно без учета особенностей каждой отдельной отрасли и адаптации к ней инструментов и методик, используемых при формировании системы управления знаниями (далее — СУЗ) хозяйствующих субъектов.
Создание системы управления знаниями требует значительных изменений как в философии бизнеса, корпоративной культуре, так и в организации бизнес-процессов. Такая система, как и любая
другая система управления, функционирует в рамках определенного организационно-экономического механизма. В общем смысле понятие «механизм» определяется как внутреннее устройство, последовательность стадий или действий какого-либо процесса [2].
В современной теории менеджмента понятие организационно-экономического механизма управления (далее — ОЭМУ) определяют по-разному. При этом специалисты сходятся во мнении, что ОЭМУ представляет собой совокупность определенных элементов (субъект и объект управления, методы управления, цели и задачи и т.д.), взаимодействие которых обеспечивает организацию воспроизводственных процессов.
Организационно-экономический механизм в качестве системы управления следует рассматривать не только как некое сочетание форм, методов, видов и функций управления, но и как сложившийся аппарат управления, представленный менеджерами разных уровней, что обусловливает необходимость учитывать при формировании ОЭМУ человеческий фактор. Таким образом, организационно-экономический механизм управления должен включать:
• цели и задачи управления,
• объект и субъект управления,
• имеющиеся между субъектом и объектом взаимосвязи,
• функции объекта и субъекта управления.
Структура субъекта управления знаниями на предприятии
Таблица 1
Элемент объекта управления Цели Инструменты Объект воздействия
Топ-менеджмент Долгосрочные, миссия бизнеса Ключевые компетенции компании и сотрудников Организационная культура, философия бизнеса, стандарты и нормы бизнеса, элементы интеллектуальных ресурсов
Менеджеры среднего звена Среднесрочные Система мотивации и развития человеческих ресурсов, карта знаний, ИТ, система оценки результатов Интеллектуальная собственность, культура знаний, отношения со стейкхолдерами
Менеджеры низшего звена Оперативные Наставничество, личные программы роста, сообщества практиков, база знаний, лучшие практики Человеческие ресурсы, физическая инфраструктура
Отдельный сотрудник Оперативные, среднесрочные, долгосрочные Обмен и формализация знаний, база знаний, сообщества и др. Отдельные элементы интеллектуальных ресурсов в зависимости от сферы деятельности
№ 2/2014
Таблица 2
Функции центра управления знаниями
С какой подсистемой
Функция (подразделением)
центр взаимодействует
1. Формирование ключевых компетенций компании
2. Согласование организационных компетенций с индивидуальными Стратегический менеджмент
3. Выявление разрыва в знаниях для достижения стратегических целей
1. Создание «культуры знаний» и мониторинг ее состояния
2. Организация и проведение семинаров и конференций по управлению знаниями Управление человеческими
3. Разработка системы обучения персонала по управлению знаниями ресурсами
4. Разработка системы мотивации персонала по обмену знаниями (совместно с кадровым управлением)
1. Создание источников формализованного знания (стандартов, инструкций и пр.)
2. Работа «кружков качества» .,
Управление качеством
3. Сбор, обработка, систематизация рационализаторских предложений к
4. Организация профессиональных сообществ
1. Обучение сотрудников в процессе работы
2. Оптимальное формирование производственных команд П
тгг с Производственный
3. Обеспечение сотрудников необходимыми знаниями г
менеджмент
4. Трансфер знаний в производственном процессе
5. Выявление источников релевантных знаний
1. Оценка интеллектуального капитала компании
2. Накопление опыта коммерчески успешных проектов
3. Финансирование мероприятий по управлению знаниями Финансовый менеджмент
4. Оценка экономической эффективности проектов по управлению знаниями
5. Оценка рисков проводимых изменений
1. Анализ опыта лучших инвестиционных проектов
2. Инвестиции в мероприятия по управлению знаниями Инвестиционный менеджмент
3. Создание и развитие базы знаний и базы лучшей практики, успешных проектов
1. Защита информации
2. Предотвращение утечки знаний
3. Защита авторских прав интеллектуальной собственности
Управление безопасностью и юридический отдел
1. Сопровождение НИОКР
2. Разработка и отбор новых идей
3. Коммерциализация новых идей
Инновационный менеджмент
1. Проведение аудита интеллектуальных ресурсов и функционирования системы управления знаниями
2. Работа в социальных сетях
3. Выявление кластеров и потоков существующих знаний
4. Определение хранилищ знаний Непосредственное управление
5. Создание карт знаний знаниями
6. Установление способов обработки данных, информации, знаний
7. Установление скрытых знаний и способов обмена ими
8. Формирование коммуникационной сети, отвечающей потребностям управления знаниями
В качестве объекта управления знаниями рассмотрим совокупность интеллектуальных ресурсов компании, преобразованных в систему корпоративных знаний, а субъекта управления — те органы управления, которые наделены
функциями управления знаниями, а также сотрудников, решающих конкретные задачи по управлению знаниями в соответствии со своим положением в корпоративной иерархии (табл. 1).
Управление человеческими ресурсами
разработка и отбор новьйгмдей " 2. Коммерциализация _ новых идей
1. Анализ опыта лучших инвестиционных проектов *
2. Инвестиции в мероприятия управлению знаниям
1 п I 1
[ 1. Создание «к 2. Развитие со 3. Мотивация ( 4. Организации ч тьтуры знаний» р^ников этрудников коммуникаций
1 1
Стратегический менеджмент
1 1. Оценка интеллекту капитала компании) 2. Накопление опыта успешных проектов 3. Финансированием! управлению знанием! 4. Оценка экономике эффективности проек упоавлению знания льного оммерчески роприятий по сой Х)В по ли.
г
Механизм взаимодействия систем управления с ЦУЗ (автор схемы - В.Н. Пуляева, 2013 г.)
5 £
о п
■о
ш §
«
« ш
а 2
■о
«
]=
э ■о
а
46
Ю. М. Цыгалов управление знаниями на предприятии
Таблица 3
Функции сотрудников центра управления знаниями
№ п/п Роль в команде Число штатных единиц, чел. Функциональные обязанности
1 Директор по управлению знаниями 1 1. Управление разработкой СУЗ* 2. Оценка интеллектуальных ресурсов и потребности компании в них 3. Проектирование инфраструктуры СУЗ 4. Формирование культуры знаний 5. Оценка результатов функционирования СУЗ 6. Подготовка и согласование плана и бюджета СУЗ
2 Менеджер по корпоративной культуре 1 1. Составление карт организационных изменений 2. Формирование системы коммуникаций 3. Мониторинг и развитие «культуры знаний»
3 Эксперт по отдельным областям знаний (аналитик знаний) 3-5 1. Анализ и обработка входящей информации 2. Создание карты и базы знаний. 3. Курирование профессиональных сообществ
4 Инженер знаний 1-2 1. Разработка методик, инструкций, программ и т.п. 2. Поддержка организационных изменений 3. Преобразование неявных знаний в явные
5 Администратор знаний 2-3 Поддержка пользователей СУЗ
6 Менеджер тематических сетей и сообществ 1 Моделирование профессиональных сообществ, кружков качества и пр.
7 ИТ-куратор 1 Курирование, поддержка и развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры СУЗ
' СУЗ - система управления знаниями.
При этом подчеркнем, что управление корпоративными знаниями затрагивает деятельность всей организации в целом и каждого отдельно взятого сотрудника. Для систематизации процесса управления знаниями в организационной структуре компании может быть создано специализированное подразделение, например центр управления знаниями (ЦУЗ).
По мере совершенствования функций центра управления знаниями (табл. 2) он должен приобрести комплексный характер, обеспечивающий взаимодействие всех подсистем предприятия и его бизнес-процессов, а также занять центральное место в системе управления (рис.), чтобы обеспечить согласованность действий разных подразделений и их подчинение единой стратегии бизнеса, ориентированной на долгосрочное инновационное развитие.
ЦУЗ использует классические методы управления: экономические, организационно-распорядительные и административные. При этом все сотрудники ЦУЗ взаимодействуют как между собой,
так и с другими подразделениями предприятия (табл. 3). Использование на отечественных промышленных предприятиях предложенного организационного механизма управления знаниями позволит учесть специфику каждой отрасли, избежав при этом проблем практической организации управления знаниями, и повысить эффективность хозяйственной деятельности всего предприятия.
Литература
1. Харитонова В.Н. Можно ли управлять знаниями? // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Экономика знаний и рынок: проблемы взаимодействия». Сборник научных трудов. Курган: Курганский филиал ИЭ УрО РАН, 2011. Т. 2. С. 88-90.
2. Жукова И.В. Сущность и содержание организационно-экономического механизма управления горнодобывающей промышленностью // Власть и управление на востоке России. 2010. № 4. С. 43-49.