Маньковский Вадим Анатольевич
Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова
УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ В РЕГИОНЕ
В статье анализируются проблемы управления земельными ресурсами в регионе и обосновываются предложения по повышению эффективности предоставления государством услуг по управлению земельными ресурсами. Ключевые слова: регион, услуги, земельные ресурсы, управление.
Среди проблем управления земельными ресурсами в регионе выделим проблему возрастающей потребности качественной оценки рыночной стоимости земельных участков. Услуга по удовлетворению этой потребности имеет высокую востребованность при кредитовании, получении наследства, решении имущественных споров, разделе имущества, приватизации, продаже и покупке земельных участ-
ков, составлении бизнес-планов, выкупе земельного участка из частной и муниципальной собственности. При этом только органы государственной власти владеют всей необходимой информацией для анализа обременении, улучшений, планов дальнейшего развития в окрестностях оцениваемого земельного участка, геологического состояния. Данный факт может существенного снизить стоимость оценки и повысить
МЕЖДУНАРОДНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО
ЗЕМЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ РЕГИОНА (Интернет, вап, рйа-версии)
Информационносправочный раздел Электронные услуги Вспомогательные сервисы
- Обзор земельного
и градостроительного законодательства, нормативной базы
- Статистика и аналитика рынка земельных участков
- Интерактивные карты земельных участков округа
- Новостная лента, поиск, опросы, дополнительные
- Подача заявки в онлайн
- Получение справок / выписок онлайн
- Онлайн консультирование
- Участие в открытых аукционах в электронной форме (инвестиционные торги, привлечение партнёров и др.)
- И др.
- Статистика по обращениям
- Реестр РАО
- Библиотека документов
- База знаний са11-центра
- Мониторинг хода подготовки документа, в том числе через ЗМЭ-сервис, мобильный клиент портала
- Интерактивные расчеты
- И др.
Рис. 1. Модель единого земельного портала региона
© Маньковский В.А., 2011
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2011І
её адекватность, доступность, в том числе для населения и субъектов малого бизнеса, что поможет развитию земельного рынка, формированию, унификации сведений и баз данных о рынке земельных участков, недвижимости региона и Российской Федерации. Поэтому целесообразно создать специализированную структуру, занимающуюся профессиональной оценкой рыночной стоимости земельных участков и имущественных прав и которая позволит упростить процедуру оценки для заявителя и сократить её сроки, поддержать развитие рынка земельных участков и недвижимости, повысить уровень информационного обеспечения органов власти и заявителей для принятия управленческих решений по результатам оценки.
Для предоставления комплексных услуг по управлению земельными ресурсами необходи-
мо создание единого земельного Интернет-пор-таларегиона (рис. 1). Такой портал должен стать универсальным инструментом управления земельными ресурсами региона, получения государственных услуг по земельным вопросам по принципу «одного окна», единой точкой доступа к распределённым информационным ресурсам и площадкой для взаимодействия поставщиков данных и пользователей. Ключевой особенностью земельного портала является обеспечение свободного доступа к аналитической и справочной информации о земельных ресурсах региона. Портал должен предоставить возможность ознакомления с состоянием рынка земельных участков, нормативно-правовой базой, регулирующей земельные отношения.
Частью портала должны быть электронные карты, обеспечивающие геовизуализацию информа-
Рис. 2. Модель предоставления государственной услуги по оценке рыночной стоимости земельных участков, имущественных прав [3, с. 38]
314
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2011
ции о правилах застройки, функциональном зонировании, существующих, строящихся, проектируемых инженерных сетях и объектах инженерной инфраструктуры. Однако геоинформационная система может быть лишь средством пространственной интеграции и визуализации данных информационно-аналитической системы, единой точкой входа в информационное пространство* с однократной идентификацией пользователя.
Кроме того, земельный портал должен предоставить электронные сервисы от получения консультации по порядку выдачи документов до подачи в электронном виде и онлайн-режиме заявления, запроса на оказание госуслути по земельным вопросам (оформление и регистрация прав собственности и аренды земельных участков, решение вопросов о выделении земли для предпринимательства, вопросы формирования и осуществления земельных платежей). Централизация информации на портале позволит также более эффективно осуществить государственный учёт земель и мониторинг их состояния, надзор за правильностью их использования. Автоматизация процессов обеспечит также информирование о ходе подготовки документа на электронную почту или мобильный телефон заявителя.
Портал восполнит недостаток информационно-аналитических ресурсов по вопросам состояния рынка земельных ресурсов, а также регулирования земельных отношений. Кроме того, будет реализована возможность получения государственных услуг по земельным вопросам в круглосуточном онлайн-режиме. Портал обеспечит сбор разнородной информации из различных источников и визуализирует её на «одном экране». Для построения единого информационного и экономического пространства Российской Федерации, активизации процессов привлечения инвесторов целесообразно также интегрировать информацию о конкурсах инвестиционных проектов, земельных аукционах на федеральном земельном портале.
Предложение о создании специализированной структуры по оценке рыночной стоимости земельных участков возможно реализовать на основе создания многофункционального регионального центра (МРЦ) обслуживая население по принципу «одного окна».
Решать данные проблемы необходимо с помощью интеграции соответствующих информационных потоков, программ, услуг и данных в ак-
тивно создаваемых в настоящее время по всей стране многофункциональных региональных центрах (МРЦ) обслуживания населения и организаций по принципу «одного окна». МРЦ призваны снизить совокупные издержки взаимодействия органов власти с населением и организациями, выраженные во временном и стоимостном эквиваленте. При этом командирование специалистов различных организаций, широко практикующееся при создании МРЦ, не может дать существенного эффекта. Необходимы новые информационные модели для предоставления комплексных государственных услуг, в том числе в сфере управления земельными ресурсами. Для этого актуальна разработка эффективных моделей государственного и муниципального управления на основе маркетинговых, финансовых, логистических, инновационных, информационных технологий, используемых в едином информационном пространстве. Положительный эффект масштаба достигается за счёт централизованного построения необходимой для этого инфраструктуры МРЦ, в которую и встраиваются разработанные модели по различным направлениям и сферам. В основу МРЦ можно положить модель, отображенную на рисунке 2.
Таким образом, эффективное использование инфраструктуры МРЦ и создание специализированных подразделений и земельного портала обеспечат интеграцию процесса согласования документов на оформление земельных участков для строительства, а также позволят разработать новые модели процессов управления земельными ресурсами. Комплексный анализ и представление нормативных сроков согласования позволят оптимизировать процессы, смоделировать последовательно-параллельные схемы и создать композитные услуги. Конечной целью и критерием оптимизации этих процессов следует считать повышение уровня комфортного проживания населения на конкретной территории за счёт более эффективного контроля и использования земельных ресурсов.
Примечание
* Для построения инфраструктуры пространственных данных (ИПД) необходимы анализ международного информационного пространства, изучение зарубежного и российского опыта. Например, на национальном американском геопортале «Уан-стоп» (www.geodata.gov) реализуется
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2011
315
принцип «единого прилавка большого супермаркета» с сотнями тысяч наборов данных. На испанских геопорталах реализовано разделение данных различного уровня. К примеру, на национальном геопортале Испании IDEE ИПД представлена трёхмерная визуализация данных, детальные данные вплоть до пятитысячного масштаба -на геопортале Наварры, а на геопортале Памплоны, центра автономии Наварра, пользователю доступны топоплан на подложке ортомозаики с конурами функционального зонирования городской территории, мобильные сервисы. Линимальный набор сервисов определяется Директивой 2007/2/ ЕС Европейского арламента и Совета Европы от 14 марта 2007 г. по созданию инфраструктуры пространственной информации ЕС (INSPIRE). Сервисы геовизуализации должны как минимум предоставлять возможности просмотра данных, навигации, скроллинга, масштабирования и оверлея дан-
ных, а также отображения легенд карт и информации метаданных. Из отечественного опыта интерес представляют ИПД на геопорталах Самарской области (www.geosamara.ru) и Уральского федерального округа (www.geourfo.ru).
Библиографический список
1. Иванов В.В., Коробова А.Н. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий. - М.: Инф-ра-М, 2010.
2. Барьеры на этапе разработки и согласования предпроектной и проектно-сметной документации на строительство: результаты исследования [Электронная версия]. - Режим доступа: www.giac.ru.
3. Иванов В.В., Коробова А.Н., Жилин К.А. Управление земельными ресурсами по принципу «Одного окна» // Менеджмент в России и за рубежом. - 2010. - .№6. - С. 35-42.
УДК 331.5:330.1
Миропольский Дмитрий Юрьевич
Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТИМУЛИРУЮЩЕЙ И РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ
В статье на основе двухсекторной модели хозяйственной системы исследуются эффекты стимуляции, мобилизации и их взаимодействия. На основе взаимодействия данных эффектов решается вопрос о сравнительной эффективности рыночной и плановой экономик, моделируется переход России к рынку и степень его успешности.
Ключевые слова: рынок, план, базовый сектор, пионерный сектор, эффект стимуляции, эффект мобилизации.
Под хозяйственной системой в ее наиболее простой и абстрактной форме мы понимаем продукт. Конечно, продукт не в обычной трактовке (как результат производства), а продукт как процесс производства и потребления. [2]. Представим производимый продукт в виде следующего графика (рис. 1).
На рисунке 1 по оси Х располагаются абстрактные хозяйственные субъекты ^). На оси У обозначаются предельные продукты производства этих субъектов (МР). Видно, что первый субъект имеет самый большой продукт производства, последний - самый маленький. Причины этой неравномерности будут разъяснены ниже.
Потребляемый продукт изобразим с помощью рисунка 2.
Рис. 2. Потребляемый продукт
316
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2011
© Миропольский Д.Ю., 2011