Научная статья на тему 'Управление здравоохранением в новых экономических условиях'

Управление здравоохранением в новых экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
357
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PUBLIC HEALTH / MANAGEMENT / ECONOMIC CONDITIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбанов О. Р., Абакаров Т. А., Курбанов З. О., Алиханов Т. М., Кучиев Г. Г.

Особенности некоммерческих организаций отражаются и в формах управления ими, в частности, в методах их взаимодействия с государством и частным сектором, во взаимоотношениях между учредителями и управленческим персоналом, в организации труда добровольцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курбанов О. Р., Абакаров Т. А., Курбанов З. О., Алиханов Т. М., Кучиев Г. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF PUBLIC HEALTH IN NEW ECONOMIC CONDITIONS

The features of non-profit organizations are reflected in the forms of management, in particular, in the manner they interact with the government and private sector; in the relationship between founders and management personnel, in the organization of volunteers` labour.

Текст научной работы на тему «Управление здравоохранением в новых экономических условиях»

бая сфера деятельности, существенно отличающаяся от других видов деятельности. Эти учреждения имеют особые характеристики, которые требуют модификации общих принципов управления или изменения акцентов [1,2,5].

Во-первых, результатом деятельности стоматологического учреждения является услуга, что определяет специфический характер взаимодействия ЛПУ с потребителями их услуг. Это, прежде всего, прямой контакт с потребителем и вовлечение его в процесс оказания услуги. При этом пациенты - основные элементы внешней среды для ЛПУ, и каждое взаимодействие с клиентом можно рассматривать как прямой контакт с окружающей средой. Но что наиболее важно, человек не является пассивным объектом, он реагирует на оказываемое, на него воздействие (часто не вполне предсказуемо) и тем самым непосредственно влияет на весь процесс работы с ним, становится соучастником этого процесса.

Отсюда втекает сложность оценки качества и необходимости оказываемых стоматологических услуг и, соответственно, результатов деятельности медицинских организаций в целом и труда их сотрудников. Это в большей степени определяет организацию управления в сфере стоматологии [3].

Во-вторых, стоматологические услуги относятся к социальным услугам. Это означает, что, с одной стороны, они помимо непосредственного эффекта для потребителя имеют и общественный, социальный эффект, а с другой - общество признает важность получения гражданами медицинских услуг и свою роль в их обеспечении медицинским обслуживанием. Не случайно в конституциях многих развитых стран, включая Россию, признается право граждан на охрану здоровья.

Таким образом, среди наиболее существенных признаков стоматологических учреждений, связанных с характером их деятельности и оказывающих влияние на процесс управления ими, специалисты отмечают:

■ сложность определения качества и измерения результатов работы;

■ высокую специализацию основной деятельности, которая часто имеет срочный и неотложный характер;

■ отсутствие права на неопределенность и ошибку;

■ потребность в тесной координации работы различных подразделений;

■ высокую квалификацию сотрудников;

■ необходимость контроля со стороны администрации медицинских учреждений за деятельностью врачей, которые непосредственно влияют на определение объема работы и, соответственно, расходов ЛПУ;

■ трудность координации работы и распределения полномочий связанную с двойным подчинением, существующим во многих медицинских учреждениях, особенно больницах.

При этом следует отметить, что подобные характеристики присущи организациям, существующим и в других сферах. Однако особенность медицинских учреждений состоит в том, что для них характерны все вышеперечисленные признаки вместе взятые, что, в свою очередь, приводит к более интенсивному их проявлению.

В настоящее время уже можно с определенностью констатировать, что в западных странах внедрение идей бизнеса в управление государственным сектором в сфере здравоохранения идет по трем основным направлениям:

■ децентрализация управления и делегирование полномочий, в том числе в финансовой области, на низший уровень как внутри организаций, так и в их иерархии;

■ развитие, наряду с административной, системы договорных (контрактных) отношений не только с частными и некоммерческими организациями, но и между государственными службами;

■ усиление акцента на необходимость удовлетворения индивидуализированных потребностей клиентов и повышения качества и эффективности работы [3,5].

В то же время элементы менеджмента проникают и некоммерческих организаций. Таким образом, есть основа наметившейся конвергенции методов управления организациями, принадлежащими к различным секторам.

Особо хотелось бы подчеркнуть, что и менеджмент, и администрирование - это переводные термины, пришедшие в Россию из западных источников.

Вырванные из контекста, они затрудняют понимание читателем происходящих процессов. Традиционно же используемый в России термин «Управление» является тем поняти-

ем, которое позволяет охватить все многообразие описываемого явления и приобретает особую значимость в условиях сближения методов управления частным и государственным секторами.

Что касается управления ЛПУ в России, то хочется надеяться, что проблемы будут решаться не путем простого копирования зарубежного опыта, а осознанного использования всего лучшего, что есть в этом опыт с учетом исторических социально-экономических и других особенностей России. Практика функционирования стоматологических учреждений свидетельствует о том, что наибольший эффект в управлении ими дают проверенные на практике научные методы управления, которые берут все лучшее из опыта и государственного, и частного, и некоммерческого секторов.

Литература

1. Использование концепции маркетинга в совершенствовании управления и повышения эффективности стоматологической фирмы. // Вестник Дагестанского научного центра Российской Академии наук, 2004, №19. - С.182-186.

2. Курбанов, O.P. Совершенствование управления персоналом стоматологической организации. /О.Р. Курбанов// Вестник Дагестанского научного центра Российской Академии наук, 2005.- №21. - С.182-186.

3. Курбанов, O.P. Управление функционированием и развитием рынка стоматологических услуг. Теория и методология /О.Р. Курбанов//. - М.: Медицина, 2005. - С.179-195.

4. Леонтьев, В.К. Стоматологическая служба России и перспективы ее развития в новых условиях хозяйствования.

5. Мескон, М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ / М.Х. Мескон, М. Альберий, Ф. Хедаури. - М.: Дело, 1992.- С. 69-73.

6. Те, Е.Г. Совершенствование управления стоматологической службой на основе применения экономических методов. Дисс. .. .канд.мед.наук / Е.Г. Те.- Омск, 1993.- С. 67-77.

IMPROVING THE ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF DENTAL ORGANIZATIONS IN CONDITIONS OF MARKET ECONOMY

O.R. KURBANOV, T.A. ABAKAROV, Z.O. KURBANOV,

T.M. ALIKHANOV, G.G. KUCHIEV

Dagestan State Medical Academy, Chair of Stomatology,

Chair of Prosthodontics

The paper presents the results of studying the ways of the improvement of organizing and managing stomatological organizations in conditions of market economy.

Key words: dentistry, organization, management, market economy.

УДК 351.77

УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

О.Р. КУРБАНОВ, Т А. АБАКАРОВ, З.О. КУРБАНОВ,

Т.М.АЛИХАНОВ, Г.Г. КУЧИЕВ*

Особенности некоммерческих организаций отражаются и в формах управления ими, в частности, в методах их взаимодействия с государством и частным сектором, во взаимоотношениях между учредителями и управленческим персоналом, в организации труда добровольцев.

Ключевые слова: здравоохранение, управление, экономические условия.

Одним из таких факторов, во многом определяющем уровень качества медицинского обслуживания населения на любом уровне, является система управления. От того, как действует система управления, зависит и качество материальнотехнической базы ЛПУ, и заинтересованность медицинского персонала, и т.д. то есть вся совокупность основных параметров, влияющих на уровень качества медицинской помощи [3,4].

Многообразие субъектов, объектов и, соответственно, форм деятельности характерная особенность здравоохранения. Можно выделить три типа медицинских учреждений, соответствующие трем секторам современного общества (государст-

* Дагестанская государственная медицинская академия, Кафедра стоматологии ФПК и ППС, 367012, Республика Дагестан, г. Махачкала, пл. им. В.И. Ленина, д. 1

венные, частные и некоммерческие), каждый из которых имеет свою специфику в области управления [1,2,5].

Учитывая важность охраны здоровья населения, ведущую роль в развитии системы здравоохранения в России играет государство. Именно государственные медицинские учреждения в течение последних 70 лет доминировали в здравоохранении России, через них государство, имевшее монополию в социальной сфере, осуществляло политику в области охраны здоровья граждан. Главная цель политики в области охраны здоровья в советский период состояла в том, чтобы обеспечить равный доступ всех категорий населения к медицинским услугам [1].

Государственный сектор в сфере здравоохранения является областью, где воплощаются коллективные социальные ценности, которые не могут быть адекватно реализованы за его пределами. Эти ценности определяются не через рынок, а в ходе общественного развития и политического процесса на основе учета разнообразия социальных и экономических интересов, существующих в обществе. Государственные лечебно-профилактические учреждения финансируются за счет государственных средств, оказывая услуги населению либо бесплатно, либо за плату, которая обычно не превышает себестоимости услуг. Последние могут продаваться и по рыночным ценам, но только в случае принятия соответствующего коллективного решения [2].

Для осуществления подобных задач необходима особая модель управления. Ее характерными чертами является то, что государственные учреждения:

- подотчетны в своих действиях, как законодательным неисполнительным органам власти, так и обществу в целом, они находятся под постоянным пристальным вниманием общественности и средств массовой информации;

- осуществляют единообразный подход к клиентам, необходимость которого определяется концепцией равных прав граждан на охрану здоровья;

- придерживаются на регулярной основе определенных процедур, закрепленных соответствующими законами и иными нормативными актами;

- руководствуются в кадровой политике принципами государственной службы (порядок продвижения по служебной лестнице, установление заработной платы, определение уровней ответственности и полномочий) [3].

Думается, что было бы неправильным рассматривать государственную форму оказания медицинских услуг как изживающую себя. Государственный сектор важнейшая, незаменимая область реализации особой системы социальных ценностей, присущих современному обществу, неотъемлемая составная часть системы охраны здоровья населения. Задача сегодня состоит в том, чтобы, используя его специфику, выработать такие подходы к управлению государственными организациями, которые позволят этому сектору в современных условиях реализовать свой потенциал и возможности в достижении целей, которые государство ставит в сфере здравоохранения [1,2,4].

Частные медицинские организации. В условиях формирования рыночных отношений в России рост затрат на функционирование медицинских учреждений в связи с увеличением объема их деятельности и диверсификацией запросов населения, с одной стороны, и невозможность до бесконечности увеличивать государственные ассигнования на здравоохранение, с другой стороны, неизбежно вызывают к жизни новые формы организации медицинского обслуживания. Наиболее показательным проявлением новых тенденций в управлении здравоохранением является появление частных организаций с присущими им особенностями. Такие организации финансируются не государством, а учредителями (физическими и/или юридическими лицами). Помимо различия в финансировании частные организации отличаются от государственных также тем, что управление ими имеет большую гибкость, а принятие управленческих решений диктуется, прежде всего, экономическими параметрами [5].

Все это позволяет частному сектору лучше удовлетворять индивидуальные запросы населения на более высоком технологическом уровне, обеспечивая высокое качество обслуживания. Именно в этом отношение частные медицинские учреждения составляют реальную конкуренцию государственному сектору. В то же время не следует забывать, что как это ни кажется парадоксальным для организаций, в задачи которых входит забота о здоровье людей, они по своей сути являются организациями коммерческими, т.е. создаются, пре-

жде всего, для извлечения их владельцами материальной выгоды, и в этом, видимо, нужно искать предел возможностей частного сектора в сфере здравоохранения.

«Третья» модель управления в здравоохранении. В здравоохранении существует и так называемый «третий сектор», образуемый некоммерческими организациями. Этот термин появился в США в 70 годы и должен был отразить тот факт, что подобные организации рассматривались как своего рода альтернатива, как частным, так и государственным организациям с присущими им недостатками. В некоммерческих организациях приверженность ценностям, осуществляемым через государственный сектор, сочетается с гибкостью и эффективностью, которые считаются атрибутами рынка [6].

В числе принципиальных особенностей некоммерческих организаций следует отметить такие, как [5]:

1. Функционирование на основе принципа добровольности, который выражается в том, что некоммерческие организации возникают как результат намерения их учредителей заняться на некоммерческой основе определенной деятельностью для решения той или иной социальной проблемы. Создание некоммерческой организации осуществляется по решению учредителей, которые действуют исходя из определенной мотивации по собственной инициативе без какого-либо вмешательства со стороны государственных или иных структур. Кроме того, многие некоммерческие организации часто привлекают для выполнения своих задач труд добровольцев.

2. Некоммерческие организации не ставят своей целью извлечение прибыли и ее распределение между участниками. При ведении коммерческой деятельности, что в принципе им не запрещается, полученные доходы могут быть использованы исключительно в интересах развития организации и достижения поставленных ею целей. Российское законодательство предусматривает, что при превышении доходов некоммерческой организации над ее расходами сумма превышения не подлежит распределению между ее членами (учредителями) [6,2].

Особенности некоммерческих организаций отражаются и в формах управления ими, в частности, в методах их взаимодействия с государством и частным сектором, во взаимоотношениях между учредителями и управленческим персоналом, в организации труда добровольцев и т.д. Следует отметить, что некоммерческие организации отличаются большим многообразием как в организационных формах, так и в масштабах их деятельности в различных странах [6].

Литература

1. Алимский, А.В. Генеральное направление совершенствования стоматологической службы /А.В. Алимский // Труды IX съезда Стоматологической Ассоциации России.- 2004.-С. 110-115.

2. Ашуров, Г.Г. Переход к рыночным отношениям и механизм оказания стоматологической помощи / Г.Г. Ашуров, В.К. Леонтьев// Стоматология.- 1995.- №5.- С. 66-67.

3. Бойко, В.В. Управление персоналом и внутренний маркетинг / В. В, Бойко // Труды IX съезда Стоматологической Ассоциации России.- 2004.- С. 116-119.

4. Курбанов, O.P. Функционирование и механизм развития регионального рынка стоматологических услуг / О.Р. Курбанов // Автореф. Дисс.. ..докт. мед. Наук.- М., 2009.- с. 54.

5. Мчелидзе, Т.Ш. Коммерческая стоматологическая организация в условиях перехода к рыночной экономике / Т.Ш. Мчелидзе.- СПб, 1998.- С. 247-251.

6. Поршнев, А.Г. Управление организацией /

А.Г. Поршнев, З.П. Румянцев.- М.: ИНФРА, 1999.- 669 с.

MANAGEMENT OF PUBLIC HEALTH IN NEW ECONOMIC CONDITIONS

O.R. KURBANOV, T.A. ABAKAROV, Z.O. KURBANOV,

T.M. ALIKHANOV, G.G. KUCHIEV

Dagestan StateMedical Academy, Chair of Stomatology

The features of non-profit organizations are reflected in the forms of management, in particular, in the manner they interact with the government and private sector; in the relationship between founders and management personnel, in the organization of volunteers' labour.

Key words: public health, management, economic

conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.