Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов
Распределение факторов по источнику влияния позволяет перейти к признаку регулирования, имеющему наибольшее значение в систематизации, поскольку именно он определяет возможность уменьшения влияния факторов на развитие РКП. В ходе исследования выявлено, что количество нерегулируемых факторов больше, чем регулируемых. Это связано с зависимостью предприятий РКП от государства как в части финансирования, так и в части формирования производственного и инновационного потенциала. Государство в большой степени влияет и на структуру отрасли.
По характеру информации неопределённостью обладают в основном маркетинговые и финансовые факторы, что говорит о том, что наибольший риск отрасли связан с её высокой зависимостью от рынка сбыта и финансирования.
Проведённая систематизация позволяет сделать вывод о том, что наибольшее количество факторов, влияющих на развитие ракетно-космической промышленности, являются внутренними, однако не на все из них можно повлиять для изменения ситуации.
Кроме того, систематизация показала большое количество стохастических и нерегулируемых факторов, несущих в себе неопределённости и высокий элемент риска.
Рассмотренные факторы отражаются на каждом предприятии РКП, их неоднородность следует учитывать при построении эффективной стратегии управления и планировать деятельность, исходя из существующих рисков.
Библиографические ссылки
1. Сенкевич В. П. Современное общество и космонавтика // Земля и Вселенная. 2003. № 4. С. 3-15.
2. Злобина Н. В. Управленческие решения : учеб. пособие. Тамбов : Изд-во ТГТУ, 2007. C. 15.
References
1. Senkevich V. P. Sovremennoe obshhestvo i kosmonavtika // Zemlja i Vselennaja, 2003. № 4. s. 3-15.
2. Zlobina N. V. Upravlencheskie reshenija: Uchebnoe posobie // Tambov : Izdatel'stvo TGTU, 2007. c. 15.
© Сердюк Р. С., 2013
УДК 658.7
УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Н. И. Смородинова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: [email protected]
Рассмотрены основные требования к системе управления запасами на аэрокосмическом предприятии, а также задачи, стоящие перед ней. Приведены рекомендации по управлению запасами на предприятии и результаты расчетов возможного их снижения.
Ключевые слова: производственные запасы, система управления запасами, оптимальный размер запаса.
INVENTORY MANAGEMENT OF AEROSPACE ENTERPRISE
N. I. Smorodinova
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, "Krasnoyarsky Rabochy" Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia E-mail: [email protected]
The basic requirements for the system of inventory management of the aerospace enterprise and also challenges it faces are considered. The recommendations for inventory management on the enterprise and results of the calculation of their potential decline are presented.
Keywords: industrial supplies, system of inventory management, the optimal size of the stock.
Рациональная организация производственных запасов является важным условием повышения эффективности использования оборотных средств.
Эффективное управление запасами позволяет снизить продолжительность производственного и операционного цикла, уменьшить текущие затраты на хра-
нение запасов, высвободить из текущего хозяйственного оборота часть финансовых средств, реинвестируя их в другие активы. Обеспечение этой эффективности достигается за счет разработки и реализации специальной финансовой политики управления запасами.
Решетневскуе чтения. 2013
Деятельность аэрокосмического предприятия часто связана с необходимостью создания значительных материальных и производственных запасов, что обусловлено спецификой его деятельности.
Управление запасами направленно на повышение рентабельности и скорости обращения вложенного капитала. Оно предусматривает на стадии формирования товарных запасов контроль уровня запасов и обоснование оптимального объема заказов, на стадии реализации запасов - изменение объемов и причин создания запасов и разработку политики реализации сверхнормативных запасов.
Предприятие должно найти для себя оптимальное сочетание между издержками и выгодами от выбранного уровня запасов, чтобы определить, какая величина запасов по каждой товарной группе (или даже позиции) является достаточной.
Система управления запасами предприятия должна быть управляемой и обеспечивать возможность реализации различных методов планирования запасов. Эти требования касаются налаживания необходимой логистики операций, а также постановки управленческого учета. При этом предприятием должны быть решены следующие задачи:
- определены объемные, пространственные и временные параметры запасов, стоимость их хранения;
- создана и отлажена система мониторинга состояния запасов;
- налажен управленческий учет параметров выполнения заказов и контроль хода их прохождения;
- определены правила определения объема заказа и времени его осуществления.
Разработка правил определения момента и объема заказа, определение приоритетов при пополнении запасов позволят получить относительно простые способы регулирования параметров заказа.
Другим важным требованием к системе управления запасами является контроль за ходом выполнения заказов, обеспечивающий обратную связь для принятия персоналом предприятия эффективных решений по закупкам.
Для аэрокосмического предприятия можно предложить использовать статистические методы для моделирования спроса и времени пополнения запасов. Такой подход основан на расчете нормативных характеристик запасов, исходя из наблюдений за их факти-
ческой оборачиваемостью на протяжении достаточно представительного периода. Рассматривать нормативные характеристики запасов следует в разрезе основных крупных поставщиков товара. Основными расчетными величинами при этом являются:
- страховой запас по каждому поставщику;
- текущий запас;
- точка заказа - фиксированный уровень запаса, при достижении которого необходимо организовать следующий заказ на поставку.
После определения данных величин по каждому поставщику находят их суммарную величину, производят сравнение с оптимальным размером запасов.
Оптимальный размер запаса можно рассчитать, приняв за его величину ту, при которой издержки, связанные с запасами, минимальны. Для определения данной величины можно построить модель БОР (определение экономического (оптимального) размера заказа), представляющую собой экономически целесообразный размер заказа или оптимальное количество, заказываемое каждый раз при размещении заказа.
Проведенные нами расчеты показали, что из соображений экономии средств при производстве необходимо стремиться к таким размерам заказов, чтобы материалы поступали не реже двух раз в месяц, страховой запас при этом может быть равен недельной потребности в основных материалах. Кроме того, с учетом предложенных нами рекомендаций по сокращению операционного цикла, расчету оптимальной величины заказа, была определена величина возможного снижения запасов.
При этом необходимо сопоставить экономию, которую может получить предприятие за счет внедрения оптимального размера заказа, с дополнительными транспортными затратами, которые возникают при реализации этого предложения.
В качестве рекомендаций по уменьшению продолжительности операционного цикла предложено:
- внедрить экономически обоснованные нормы запасов, использовать прямые длительные связи с поставщиками;
- совершенствовать формы организации производства, внедрять прогрессивные технологии;
- совершенствовать системы расчетов, увеличить долю продажи продукции по предоплате.
© Смородинова Н. И., 2013
УДК 658
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ:
ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ
В. Н. Товстоношенко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-шаП: [email protected]
Рассмотрены принципы и методы управления рисками на предприятиях аэрокосмической промышленности.
Ключевые слова: управление рисками, принципы риска, метод оценки, матрица рисков, экспертные методы.