Научная статья на тему 'Управление заемным капиталом на предприятиях железнодорожного транспорта'

Управление заемным капиталом на предприятиях железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
301
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАЕМНЫЙ КАПИТАЛ / ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРЕДИТНОГО КАПИТАЛА / ПРЕДПРИЯТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Будкина Елена Валерьевна

Статья посвящена определению последовательности действий или модели управления заемным капиталом на предприятиях железнодорожного транспорта, так как для сохранения финансовой устойчивости на предприятиях железнодорожного транспорта привлечение заемного капитала должно быть эффективным, выгодным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление заемным капиталом на предприятиях железнодорожного транспорта»

Е.В. Будкина

УПРАВЛЕНИЕ ЗАЕМНЫМ КАПИТАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Аннотация: статья посвящена определению последовательности действий или модели управления заемным капиталом на предприятиях железнодорожного транспорта, так как для сохранения финансовой устойчивости на предприятиях железнодорожного транспорта привлечение заемного капитала должно быть эффективным, выгодным.

Ключевые слова: заемный капитал, эффективное использование кредитного капитала, предприятия железнодорожного транспорта.

Эффективное управление кредитными отношениями на предприятиях железнодорожного транспорта возможно при наличии политики заимствования, которая определяет цель, задачи, источники привлечения кредитных средств на предприятии: их стоимость, срочность, объем привлечения, валюту кредитования, а также цену заемного капитала, которая в идеале должна стремиться к минимуму. При этом привлечение заемных средств предполагает необходимость применения соответствующих методов управления заемным капиталом. Управление заемным капиталом предприятия - это набор целенаправленных действий, направленных на использование заемных средств для расширения масштабов текущей хозяйственной деятельности или инициирования новых инвестиционных проектов при их экономически оправданном использовании.

Использование заемного капитала является экономически оправданным для предприятия, если это приводит к повышению рентабельности собственного капитала при сохранении его достаточной платежеспособности. Особенно, если привлечение такого капитала осуществляется в рамках инвестиционных проектов, таких как мероприятия, направленные на достижение любых целей, требующих для своей реализации привлечения и использования значительного объема капиталообразующих инвестиций. А именно в материальные активы: землю; подготовку строительных площадок железнодорожного полотна, приобретение новых подвижных составов, машин и оборудования; строительство зданий, инженерных сооружений. Ведь известно, что инвестиционные проекты часто требуют привлечения значительного объема заемного капитала. При нерентабельности таких проектов значительно сокращается доля собственного капитала предприятия, которая автоматически используется на покрытие убытков.

Анализ исследований ряда экономистов показал, что выгодность использования заемного капитала предприятиями железнодорожного транспорта может быть обеспечена следующей логической последовательностью действий, которая образует модель управления заемным капиталом на предприятиях железнодорожного транспорта:

1. Определение целей привлечения заемного капитала в будущем периоде.

1.1. Возможные цели: восполнение недостающих объемов инвестиционных ресурсов, обеспечение формирования переменной (или постоянной) части оборотных активов в рамках отдельного инвестиционного проекта.

© Будкина Е.В., 2013

Раздел I. Развитие отраслевого и регионального управления

2. Установление необходимых характеристик привлечения заемного капитала.

2.1. Определение лимита заемных средств в хозяйственной деятельности с позиции менеджмента и банка (возможного кредитора).

2.1.1. Применение показателя целевого лимита для объема краткосрочного заемного капитала предприятий железнодорожного транспорта.

2.1.2. Применение модели Н1-Н9 для лимитирования долгосрочного заемного капитала предприятий железнодорожного транспорта. При этом целесообразно введение дополнительного ограничения заемного капитала, исходя из совокупного годового чистого денежного потока до вычета процентов за год [1].

2.2. Оценка возможной стоимости привлечения заемного капитала из различных источников и общего объема средств, необходимого для обслуживания желаемого объема заимствований на основе показателя WACLC [2].

2.3. Для кредитов также необходимо установление целесообразности их привлечения на условиях конкретных коммерческих банков. С этой целью рекомендуется использовать показатель «грант-элемент», сопоставляющий условия ьго коммерческого банка со средними условиями на рынке кредитов.

2.4. Определение структуры заемных средств, привлекаемых на кратко - (до 12 мес.), средне - (от 1 года до 3 лет) и долгосрочной основе (свыше 3 лет) и состава кредиторов на основе определения приемлемых условий заимствования.

3. Обеспечение финансовой реализуемости целей привлечения заемного капитала и эффективного использования кредитного капитала, своевременных расчетов его использования.

3.1. Финансовая реализуемость целей привлечения заемного капитала обеспечивается выполнением условия неотрицательности накопленного сальдо суммарного денежного потока на каждом расчетном шаге, то есть отток денежных средств должен покрываться их притоком. На этом этапе оценивается ликвидность денежного потока предприятия в целом и по отдельным проектам, предполагающим использование заемного капитала.

3.2. Оценка эффективности вложения заемного капитала в инвестиционный проект осуществляется на основе дисконтирования, сравнения объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений от него, интегрального эффекта от реализации такого проекта, внутренней нормы доходности кредитора на заемный капитал.

3.3. Составление графика погашения кредитов и займов по каждому привлечению и сводного графика по всем кредитам.

3.3.1. За просрочку юридическим лицом возврата кредитов банкам могут применяться штрафные санкции. Обычно за просроченный платеж начисляется ежедневная пеня, которая составляет от 0,5 до 1 % от суммы задолженности (определяется в зависимости от кредитного договора). Аналогичной может быть ситуация при несвоевременной оплате прочих обязательств за поставленные товары, работы, услуги (если это предусмотрено соответствующим договором). Поэтому при управлении привлеченным заемным капиталом следует обеспечить своевременный возврат кредитов и займов, а также выплату процентов по ним с помощью составления графиков платежей и мониторинга их соблюдения. Следует учесть размер кредита, валюту платежа, срок кредита, процентную ставку по нему, тип платежа, период начала выплат.

Для сохранения финансовой устойчивости на предприятиях железнодорожного транспорта привлечение заемного капитала должно быть эффективным. Поэтому необходимо, чтобы была определена логическая последовательность действий для обеспечения выгодности использования заемного капитала предприятия: комплексная оценка свойств финансовой устойчивости; обеспечения кредитоспособности предприятий железнодорожного транспорта на основе модели безубыточности; защита от производственных сбоев на основе матрицы игры; формирование оптимальной структуры капитала предприятия железнодорожного транспорта на основе финансового рычага [3].

Предприятиям железнодорожного транспорта, привлекая заемный капитал, важно установить предельный срок его окупаемости и минимальную сумму прироста собственного капитала, а также минимальный процент индекса доходности такого капитала. Кроме того, для таких предприятий важны показатели «грант-элемент» и WACLC (средневзвешенная цена заемного капитала), поскольку определяют общий объем средств, необходимых для обслуживания желаемого объема заимствований, а также целесообразность привлечения заемного капитала на условиях конкретных коммерческих банков [4].

Библиографический список

1. Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / О.В. Грищенко. - Таганрог: ТРТУ, 2000. - 494 с.

2. Лукьянчик У.Р. Финансовый менеджмент: самое главное / У.Р. Лукьянчик [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://be5.biz/ekonomika/ilur/index.htm (дата обращения: 20.01.2013).

3. Нестерова Ю.А. Экономическая оценка инвестиций: учеб. пособие / Ю.А. Нестерова. - М.: МГИУ, 2005. - 186 с.

4. Экономика железнодорожного транспорта: учеб. для вузов ж.-д. транспорта / Под ред. Н.П. Те-решиной, Б.М. Лапидуса, М.Ф. Трихункова. - М.: УМЦ ЖДТ, 2006. - 250 с.

В.И. Бусов

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

Аннотация: в статье изложены основные организационные формы и методы профессионального управления недвижимостью предприятий потребительского рынка, дана краткая характеристика предоставляемых услуг.

Ключевые слова: недвижимое имущество, потребительский рынок, профессиональное управление, услуги.

Важнейшей составляющей имущественного комплекса предпринимательских структур является недвижимость. Товарность объектов недвижимости (предприятий как имущественных комплексов, их зданий, сооружений, земельных участков), точнее вещных прав на них, приводит к необходимости использовать их не только как средства производства, как

© Бусов В.И., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.