Научная статья на тему 'Управление взаимодействием с потребителями и поставщиками при производстве автомобилей, на основе интеграции компонентов автомобиля в функциональные модули'

Управление взаимодействием с потребителями и поставщиками при производстве автомобилей, на основе интеграции компонентов автомобиля в функциональные модули Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ПОТРЕБИТЕЛИ / ПОЗАКАЗНАЯ СБОРКА / КОМПЛЕКТАЦИЯ / ОПЦИИ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МОДУЛИ / КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / MANAGEMENT / CUSTOMERS / BUILD ON ORDER / EQUIPMENT / OPTIONS / FUNCTIONAL MODULES / CORPORATE INFORMATION SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краснов Сергей Викторович, Сорокин С. В.

В статье рассматривается представление автомобиля как систему функциональных модулей, необходимой для повышения эффективности производства позаказной сборки, путём расширения возможностей корпоративных информационных систем по предоставлению потребителю выбора и заказа автомобиля через web-интерфейс в режиме реального времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with representation of the car as a system of functional modules needed to improve assembly manufacturing to order, by expanding the opportunities for corporate information systems to provide consumer choice and order the car through the web-interface in real time.

Текст научной работы на тему «Управление взаимодействием с потребителями и поставщиками при производстве автомобилей, на основе интеграции компонентов автомобиля в функциональные модули»

УДК 658 ББК 65.291

Краснов С.В. Сорокин С.В.

УПРАВЛЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ И ПОСТАВЩИКАМИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ АВТОМОБИЛЕЙ, НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ КОМПОНЕНТОВ АВТОМОБИЛЯ В ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ

МОДУЛИ

Krasnov S.V., Sorokin S. V.

INTERACTION MANAGEMENT WITH SUPPLIERS AND CUSTOMERS IN PRODUCTION OF MOTOR VEHICLES THROUGH THE COMPONENT INTEGRATION OF CAR IN FUNCTIONAL MODULES

Ключевые слова: управление, потребители, позаказная сборка, комплектация, опции, функциональные модули, корпоративные информационные системы.

Keywords: management, customers, build on order, equipment, options, functional modules, corporate information systems.

Аннотация:

В статье рассматривается представление автомобиля как систему функциональных модулей, необходимой для повышения эффективности производства позаказной сборки, путём расширения возможностей корпоративных информационных систем по предоставлению потребителю выбора и заказа автомобиля через web-интерфейс в режиме реального времени.

Abstract:

The article deals with representation of the car as a system of functional modules needed to improve assembly manufacturing to order, by expanding the opportunities for corporate information systems to provide consumer choice and order the car through the web-interface in real time.

В современных экономических условиях когда всё более и более ужесточается конкуренция между автопроизводителями, резко расширяется модельный ряд в разных ценовых сегментах и у потребителя появляется всё больше возможностей выбирать из множества предлагаемых на рынке вариантов, перед предприятиями встает вопрос каким же образом можно заинтересовать потребителя именно своей продукцией. С каждым годом потребитель становится более привередлив, а производители редко соответствуют запросам покупателей. Если раньше высокие цены на более современные, комфортные и надёжные автомобили заставляли покупателей делать выбор в пользу бюджетных вариантов, то сейчас люди могут позволить себе и комфорт и надежность. В таких условиях становится важным предоставить покупателю выбор: хочет ли он взять только «голую» базу или готов доплатить за вторичные опции, повышающие удобство эксплуатации, надёжность и комфорт.

На сегодняшний день мировые лидеры автопрома стремясь завоевать значительные доли рынка, переходят на позаказную сборку.

Этот переход обоснован получением следующих конкурентных преимуществ:

-более высокое качество, чем продукция конкурентов (при одинаковом уровне цен на нее);

-более низкую цену, чем продукция конкурентов (при одинаковом уровне качества);

-более широкую номенклатуру, чем продукция конкурентов (при одинаковых уровнях цены и качества);

-возможность планировать производство, за счёт поступления предварительных заказов;

-гарантируемый сбыт произведённой продукции;

-сокращение логистических издержек;

-расширение рынка сбыта;

-увеличение прибыли.

Но всё же с точки зрения потребителя ситуация не столь идеальна, т.к. его ставят в определённые рамки, предлагая выбирать из достаточно ограниченных вариантов комплектаций и опций.

Рассмотрим существующую на сегодняшний день схему выбора, предлагаемую автопроизводителями, основанную на понятиях «комплектация» и «опции» (рисунок 1).

Комплектация - это автомобиль, на котором уже установлен определенный комплект опций. Обычно у конкретной модели автомобиля имеются 3-4 различные комплектации.

Самая простая комплектация обычно называется базовой и содержит в себе наименьшее количество опций. Соответственно, и цена у такого автомобиля самая низкая.

Самая богатая опциями комплектация называется топовой. Количество опций в ней наибольшее. То же самое можно сказать и про стоимость.

На практике чаще всего покупают автомобили средних комплектаций.

Количество опций в базовой, средней и топовой комплектации конкретный автопроизводитель выбирает самостоятельно, присваивая им собственные названия.

Стоит отметить, что некоторые опции могут строго соответствовать комплектации автомобиля. Например, в зависимости от комплектации в автомобиле может быть установлена обивка салона только определенного типа. Также очень часто с комплектациями жестко связан и тип двигателя автомобиля. Самый мощный двигатель для выбранной модели в большинстве случаев устанавливается только в топовой комплектации. Для других комплектаций его заполучить не удастся.

Опция или пакет опций - дополнительное оборудование, которое можно установить на автомобиль. Сюда можно отнести все дополнительные устройства, которые не были включены в базовую комплектацию, но могут быть установлены на автомобиль за дополнительную плату.

Рисунок 1 - Распространенная на сегодняшний день схема выбора автомобиля

потребителем

Например, в качестве опций часто предлагаются кондиционер, противотуманные фары, системы безопасности и прочие элементы конструкции.

Не нужно забывать, что те или иные опции могут быть установлены только на определенные комплектации соответствующего автомобиля.

Например, противотуманные фары и усилитель руля могут являться опциями для базовой комплектации, однако в средней комплектации они включаются в состав автомобиля по умолчанию.

Второй пример. АБС может устанавливаться только на автомобилях средней и топовой комплектаций. В этом случае даже при своем огромном желании водитель не сможет получить систему АБС на машину базовой комплектации.

Третий пример. В базовой и средней комплектации автомобиля в качестве опции предлагается кондиционер, а в топовой - климат-контроль.

Из выше изложенного следует вывод, что не каждая опция подходит к определенной комплектации автомобиля.

Кроме всего сказанного выше следует различать опции завода и опции салона. Опция завода - это дополнительное оборудование, которое устанавливается в корпус автомобиля на заводе. Обычно установленные на заводе опции обладают таким же качеством, как и сам автомобиль.

Опция салона - дополнительное оборудование, установленное в салоне дилера. Обычно в качестве опций салона рассматриваются сигнализации, музыкальные системы, парктроники и т.п. Качество этих опций зависит исключительно от навыков и умений

установщика. Достаточно часто в дилерских салонах практикуется, что один и тот же человек занимается установкой всей электроники (сигнализаций, парктроников, музыки), соответственно, умеет он устанавливать только 1-2 модели автомагнитол, 1-2 сигнализации и т.п. Т.е. выбор может быть скуден, а качество установки может отставать от качества сборки автомобиля.

Из всего выше изложенного следует, что автопроизводители предлагают потребителю три-четыре жесткие схемы из которых он должен осуществить выбор. Данная ситуация не учитывает индивидуальности каждого конкретного потребителя и не способствует росту продаж.

В данной ситуации возникает противоречие между автопроизводителем и потребителем, с одной стороны потребитель хочет получить учитывающий все его индивидуальные представления и требования автомобиль, с другой стороны автопроизводителя сдерживают условия массового производства и существующей инфраструктуры.

Встаёт вопрос, каким образом предоставить максимальный выбор потребителю, возможный лишь в условиях индивидуального, единичного или мелкосерийного производства и при этом сохранить все плюсы массового производства.

Решение данной проблемы возможно в случае отхода от концепции «жёстких» комплектаций и переходу к концепции по-модульного выбора компонентов автомобиля на основе предпочтений конкретного потребителя и перехода на новый принцип производства, так называемый позаказной.

Для реализации данной концепции необходимо:

1. Разбить автомобиль на некоторое конечное множество функциональных модулей.

2. Проследить взаимосвязь, уровень вложенности и возможные ограничения по совместимости этих модулей между собой.

3. Разработать критерии и ограничения в возможностях выбора отдельных опций потребителем.

4. Предложить варианты организации соответствующей производственной и информационной инфраструктуры, способные реализовать принципы позаказного производства.

5. Пересмотреть технологии взаимодействия с поставщиками комплектующих.

Для того, чтобы определится с числом функциональных модулей для примера

рассмотрим подробнее некоторые из наиболее распространённых опций и их составляющих.

Цвет кузова

Цвет кузова автомобиля. Чаще всего у конкретной модели кроме одного или нескольких основных цветов имеется также и несколько дополнительных, предлагаемых за отдельную плату. Эта опция может называться окраска-металлик, окраска-перламутр и т.п.

Тип и объем двигателя

Тип двигателя зависит от типа используемого топлива. Различают 2 основных типа двигателей - бензиновые и дизельные. Реже встречаются электрические двигатели (автомобиль заряжается от розетки), газовые двигатели (в качестве топлива используют природный газ), а также гибридные двигатели (использующие одновременно несколько типов топлива).

От объема двигателя в первую очередь зависит его мощность. Как правило, чем больше объем, тем больше мощность. Однако зависимость между этими величинами непрямая.

В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025270-66 легковые автомобили подразделяются на 5 классов в зависимости от рабочего объема двигателя (таблица 1).

Таблица 1 - Классификация легковых автомобилей в соответствии с ОН 025270-66

Первая цифра индекса легкового автомобиля Класс легкового автомобиля Рабочий объем двигателя, л

1 Особо малый до 1,2

2 Малый от 1,3 до 1,8

3 Средний от 1,9 до 3,5

4 Большой свыше 3,5

5 Высший рабочий объем не регламентируется

У автомобилей особо малого класса объем двигателя не превышает 1,1 литра. Наиболее характерный представитель — ВАЗ-1111 (т.е. известная всем «Ока»). Машины этого класса не отличаются высокой мощностью, они созданы для, в первую очередь — для городских поездок (шоппинг, работа, и т.д.): за счет небольшого размера они маневренны, а двигатель маленького объема потребляет немного топлива.

Автомобили малого класса обладают двигателем объемом от 1,1 до 1,8 литра. Таковыми являются, например, все модели классических «Жигулей», ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109, «Москвичи», а из иномарок — «Опель-Астра», «Форд-Эскорт», «Фольксваген-Гольф», и др. Эти машины более мощные и скоростные, нежели их собраться особо малого класса, а также им требуется больше топлива.

К автомобилям среднего класса относятся машины с объемом двигателя от 1,8 до 3,5 литра. Из представителей советского автопрома к ним относится только «Волга» (ГАЗ-21, ГАЗ-21, ГАЗ-3110, и др.), из иномарок — «Мерседес», «Опель-Омега», «Форд-Мондео», «БМВ», «Ауди», и др. У таких автомобилей довольно большой и вместительный кузов, они отличаются высокой мощностью и приемистостью. Однако двигатель большого объема, само собой, требует больше топлива, поэтому экономичными такие машины никак не назовешь.

Что касается большого класса, то к нему относятся все легковые автомобили с объемом двигателя более 3,5 литров. Большой кузов, салон — почти малогабаритная квартира, высокая мощность — вот основные свойства таких машин. Топлива потребляют еще больше, чем их собратья среднего класса. Примеры? Советский (российский) автопром таких автомобилей не выпускал (за исключением «Чайки» и правительственных «ЗИЛов»), а из иномарок это и «Мерседес», и «БМВ-750», и «Лексус», и др.

Тип трансмиссии

Различают два наиболее распространенных типа коробок передач - это механические и автоматические (гидротрансформаторные). Также все более часто встречаются роботизированные варианты, варианты с двумя сцеплениями. Реже встречаются коробки вариаторного типа.

Опции безопасности

На рисунке 2 рассмотрим наиболее распространённые опции обеспечения безопасности водителя и пассажиров.

Опции системы пассивной безопасности

Подушка безопасности водителя

Подушка безопасности пассажира с функцией деактивации

Подушки безопасности занавесочного типа

Преднатяжители ремней безопасности

Автоматическое включение аварийной сигнализации при экстренном торможении

Крепление для детского сиденья !БОР!Х

Помощь при экстренном торможении (ЕВА)

Антипробуксовочная система (АБ^

Опции системы активной безопасности

>

Система распределения тормозных усилий (ЕВР)

Система курсовой устойчивости (ЕБР)

Система динамической стабилизации и контроля тяги (РБТС)

Система мониторинга слепых зон (ВЫБ)

Мониторинг поведения водителя (РАС)

Спортивная подвеска

Система регулировки жесткости подвески

Рисунок 2 - Опции безопасности

Ремни безопасности - простые элементы безопасности, которые тем не менее являются очень важными. Крайне желательно, чтобы все пассажирские места автомобиля были оборудованы трехточечными инерционными ремнями безопасности. Кроме того, желательно, чтобы ремни водителя и пассажира имели преднатяжители и ограничители усилия.

Приятным и полезным дополнением будет являться регулировка ремней по высоте, а также крепление для детского сиденья.

Подушки безопасности. Про подушки безопасности следует сказать, что чем больше этих самых подушек, тем лучше.

Обычно автомобили комплектуются следующими видами подушек безопасности:

- фронтальная подушка водителя;

- фронтальные подушки водителя и переднего пассажира;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- фронтальные подушки водителя и переднего пассажира + боковые подушки безопасности водителя и переднего пассажира;

- фронтальные подушки водителя и переднего пассажира + боковые подушки-шторки на весь салон;

- фронтальные подушки водителя и переднего пассажира + боковые подушки безопасности водителя и переднего пассажира + боковые подушки-шторки на весь салон.

Электронные системы помощи водителю. К таким системам можно отнести антиблокировочную систему тормозов, систему динамической стабилизации автомобиля, систему помощи при экстренном торможении, а также множество других разнообразных электронных систем.

Интерьер и комфорт

На рисунке 3 представлены наиболее распространенные опции, обеспечивающие комфортность при эксплуатации автомобиля.

Опции, обеспечивающие комфорт

Электроприводы:

- передних стекол;

- задних стекол;

- боковых зеркал;

- складывания зеркал;

- водительского сиденья;

- пассажирского сиденья.

Кнопка запуска/остановки двигателя

Парктроник

Система автоматической парковки

Регулировка рулевой колонки по углу наклона

Регулировка рулевой колонки по вылету

Поясничная опора в передних сиденьях

Ручная регулировка высоты передних сидений

Датчик дождя

Датчик света

Круиз-контроль

Адаптивный круиз-контроль

Автоматически затемняющееся внутреннее зеркало заднего вида

Автоматически затемняющиеся, складывающиеся зеркала заднего вида с электроприводом

Комфортный доступ без ключа

Обогрев:

- боковых зеркал;

- лобового стекла;

- передних сидений;

- задних сидений;

- форсунок стеклоомывателей.

Опции интерьера

Тканевая обивка салона

Кожаная обивка салона

Комбинированная обивка салона

Кожаный руль и ручка КПП

Спортивные сиденья для водителя и переднего пассажира

Передний подлокотник

Лючок и центральный подлокотник сзади

Рисунок 3 - Опции комфорта и интерьера

Внешний вид автомобиля - экстерьер

На рисунке 4 представлены наиболее распространенные опции, обеспечивающие индивидуальность внешнему виду автомобиля..

Окраска элементов кузова автомобиля. В зависимости от комплектации автомобиля и от выбранных опций, он может обладать или не обладать бамперами, зеркалами заднего вида, дверными ручками, боковыми молдингами, покрашенными в цвет кузова.

Кроме того, в зависимости от комплектации автомобиль может обладать и другими внешними отличиями. Например, хромированной (блестящей) решеткой радиатора и другими хромированными элементами кузова.

Диски автомобиля. Чаще всего в базовых комплектациях устанавливаются самые маленькие штампованные диски. В зависимости от комплектации или заказанной опции размер дисков может быть увеличен, а сами диски могут превратиться в литые.

Дополнительные элементы внешнего оформления. К дополнительным элементам оформления следует отнести разнообразные спойлеры, нестандартные бампера и другие элементы. Каждый автопроизводитель здесь выдумывает что-то свое.

Рисунок 4 - Опции экстерьера автомобиля

Исходя из приведённого выше исследования наиболее распространенных опций можно сделать вывод, что автомобиль можно представить как интеграцию примерно сотни отдельных функциональных модулей.

Это позволяет:

- потребителю свободно, в рамках производственных возможностей, определять комплектацию автомобиля, а следовательно его стоимость в режиме реального времени;

- производителю и поставщикам, сформировать на конвейер поток нужных комплектующих в форме накопителей, интегрирующих однотипные функциональные модули.

Примером, подтверждающим существование данной тенденции - вовлечения потребителя в прямое общение с производителем можно отнести запущенную 19 апреля 2012 года ОАО «Автоваз» on-line систему приема заказов на автомобили, позволяющую:

1. Выбрать из примерно из 5-7 предложенных комплектаций подходящую.

2. Выбрать диллера к которому автомобиль необходимо доставить.

3. Сориентироваться по примерным срокам поставки (от 2 до 3 месяцев).

4. Получить номер электронной заявки, по которому можно будет заключить предварительный договор купли-продажи и в дальнейшем отслеживать состояние своего заказа.

Не смотря на очевидный выигрыш подобной системы пред простыми конфигураторами, она всё также не способна предоставить потребителю больших возможностей по выбору дополнительных опций и, в конечном счёте, формирования полностью удовлетворяющей покупателя комплектации автомобиля.

В настоящее время производители, стремясь заинтересовать потребителя, предлагают различные системы помогающие потребителю сориентироваться в многочисленных комплектациях и опциях, так называемые конфигураторы, позволяющие построить 3D модель желаемого автомобиля, подобрать интересующие опции и оценить примерную стоимость такого индивидуального автомобиля. Но данная система не ориентируют покупателя о примерных сроках поставки такого автомобиля, для чего ему снова будет необходимо лично обратится в ближайший дилерский центр и повторить процедуру выбора. К тому же и там ему назовут ориентировочные сроки, варьирующиеся месяцами, в зависимости от сложности сформированной потребителем комплектации автомобиля.

Решение этой проблемы возможно при условии:

- оснащение функциональных модулей системой идентификации, например RFID-метками;

- создание информационной системы , позволяющей производить мониторинг функциональных модулей при их производстве, транспортировке, сборке и т.п.

Вывод: при переходе на позаказную сборку необходимо дополнить КИС системой учета и мониторинга функциональных модулей автомобиля, что позволит потребителю, в рамках производственных возможностей корпорации:

- определять комплектацию автомобиля посредством web-интерфейса;

- определять стоимость автомобиля и сроки его изготовления;

- производить мониторинг процесса производства этого автомобиля в режиме реального времени.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Краснов С.В., Сорокин С.В. Основные проблемы организации позаказного производства в автомобилестроении и возможные пути их решения. Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. Серия «Информатика». Выпуск № 17. -Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.