УДК 371.2
3. К. Березкина
УПРАВЛЕНИЕ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ
Современная школа невозможна без педагогов, размышляющих над собственным трудом, продвигающих его и делающих это занятие, в свою очередь, важнейшим фактором образования своих воспитанников. В настоящее время требуется профессионально компетентный педагог, владеющий большим творческим потенциалом, обладающий высокими духовно-нравственными качествами, новым педагогическим мышлением и новым видением школы, ученика, окружающего мира.
Растущий образовательный спрос побуждает учителя повышать свою научную эрудицию, творчески подходить к изменению содержания своего предмета. Достаточно широкое разнообразие новых учебных программ и учебников вынуждает педагогов заниматься самообразованием, всесторонне анализировать, определять достоинства, прежде чем их выбрать. Совершенствование профессионального мастерства учителя в условиях реформирования образования предполагает переосмысление учителем своих профессиональных ориентацией и устремлений, функциональных обязанностей, собственного опыта и педагогических находок учи-телей-новаторов. Данный процесс требует внутренней целеустремленности, умений выявить возникшие несоответствия собственной профессиональной квалификации требованиям, предъявляемым сегодня школьному учителю. Овладение умениями такой аналитико-проектировочной деятельности возможно только в рамках методической подготовки, что является основополагающим аспектом содержания, в целом, научно-методической работы.
В настоящее время важно научить педагога использовать свои личностные и профессиональные резервы, строить индивидуальную систему целостной педагогической деятельности. Все это требует умения работать по законам творчества, используя собственный потенциал. Помочь им в этом призвана методическая служба средних образовательных учреждений.
Повышение в последнее время социальной ответственности учителя делает актуальным еще один аспект содержания методической работы - общекультурный. Проблемы данного направления теснейшим образом связаны с частнометодическими и психологическими затруднениями в педагогической практике. Знание общечеловеческих и культурных ценностей позволяет учителю, как обогатить содержательную сторону преподаваемого предмета, так и свободно вращаться в молодежной среде школьников.
Для создания творческой атмосферы в школе и повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников необходимо создание соответствующих организационно-педагогических условий.
Одним из условий является совершенствование системы программноцелевого управления повышением профессиональной компетентности учителей. Программно-целевым является такое управление, которое предполагает не любое, а достаточно строгое определенное понимание цели. В тоже время есть основания полагать, что программно-целевое управление является некоторой методологией, которая в отличие от более частных методов и приемов задает, прежде всего, общую стратегическую ориентацию, выбор особого направления исследований и практической управленческой деятельности. Поскольку управление всегда в той или иной степени связано с постановкой некоторых общих (для определенных групп совместно действующих людей) целей и обеспечением их выполнения, можно сказать, что программно-целевое управление развивает наиболее сущностные черты управления как деятельности [1; 2; 3]. Именно этому можно утверждать, что, с одной стороны, программно-целевое управление не является чем-то абсолютно новым, а с другой стороны - что оно является большим шагом вперед в теории и практике управления, и как подход имеет вполне самостоятельный теоретико-познавательный характер и логическое содержание.
При этом необходимо усилить значимость личностного фактора повышения квалификации, который должен стать действенным, востребованным социальным институтом, формирующим научное, свободное от догм и стереотипов мировоззрение личности учителя, его интеллектуальный, культурный и морально-этический общественный менталитет, основанный на достижениях цивилизации, демократических принципах уважения и защиты прав граждан, всех слоев и групп населения. Поэтому современная система повышения квалификации учителей (с позиции образовательного менеджмента) должна отвечать таким требованиям, как: прогностичиость (принципиальная ориентация на динамичные изменения потребностей образования); многовариантность (многообразие образовательных услуг); адаптивность (способность к гибкой переориентации содержания форм и методов обучения с учетом индивидуальных запросов), доступность.
В содержание организационно-педагогического обеспечения процесса повышения профессионального уровня учителей необходимо предусматривать реализацию следующих этапов, которые должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены:
1. Начальный этап - создание благоприятных условий для повышения квалификации учителей посредством учета потребностей личности. С этой целью на данном этапе необходимо осуществлять диагностику возможнос-
тей школы и изучение индивидуальных потребностей учителей.
2. Процессуальный этап - организация деятельности всех субъектов школы с целью повышения квалификации учителей.
3. Результативный этап - оценка и самооценка результатов сформированное™ профессионального уровня педагога.
Реализация перечисленных этапов позволит осуществлять организационно-педагогическое обеспечение процесса повышения профессионального уровня учителей, начиная с этапа целеполагания до оценки достигнутых результатов. Этот подход, как нам думается, исторически наиболее обоснованный, требует основного непреложного факта, что лучший метод побуждения учителей к высшим достижениям - это умелое и успешное руководство. Традиционное представление об управленческом цикле связывается с идеями А. Файоля, который предложил рассматривать управление как непрерывный процесс, разделенный на последовательно связанные области и функции: планирование, организация, руководство, координация и контроль [4; 5].
В школоведении считается общепринятой цикличность внутришкольно-го управления, а цикл управления воспринимается как система последовательных и взаимодействующих функций. Имея строго свое место в управленческом цикле, каждая функция должна взаимодействовать с другими в такой мере, что результаты осуществления одного вида деятельности должны усваиваться следующей функцией и являться предпосылкой для ее функционирования. Только при этом условии обеспечивается действенность всего процесса управления. Такой подход позволяет выявить специфическое содержание общих и частных функций управления, уточнить их место и роль в управленческой деятельности.
Внутришкольное руководство - это целенаправленное влияние субъектов управления школой на подчиненных им работников школы, побуждающее руководимых к эффективной совместной деятельности. Руководство людьми - главное содержание деятельности всех субъектов управления школой. Руководство можно рассматривать как ключевое действие в системе внутришкольного управления. Все другие управленческие действия приобретают смысл и реальность не сами по себе, но как средства управления людьми, составляющими школьное сообщество. Главное назначение внутришкольного руководства заключается в создании и эффективном использовании условий для продуктивной, творческой и успешной деятельности педагогов, других работников школы, направленной на реализацию ценностей, принципов и достижение целей школы.
С точки зрения процесса управления повышением квалификации учителей профильных классов необходимы процедуры, которые бы обеспечивали единство теоретических и практических получаемых учителем новых знаний и умений.
При этом следует отметить, что научно-методическая работа является одним из важнейших объектов в системе управления школой, связанная, в первую очередь, с развитием профессионализма учителя, отражающегося в конкретных результатах учебно-воспитательного процесса. Ее прямой, непосредственной целью является рост педагогического мастерства учителя и педагогического коллектива.
Таким образом, важнейшим условием повышения эффективности научно-методической работы является организация ее как целостной системы. Также к числу важнейших условий, непосредственно обусловливающих эффективность научно-методической работы, относятся осуществление диагностики профессиональной деятельности педагогического коллектива и обеспечение положительной мотивации научно-методической работы.
Деятельность организации должна строиться на базе обоснованных принципов, которыми директор должен руководствоваться при принятии решений и выполнении всех других управленческих функций. Принципы внут-ришкольного управления - это основные руководящие положения, на которые ориентируется руководитель в процессе управления школой. Принципы управления определяют требования к содержанию, структуре, организации этого процесса:
- гуманизации - позволяет создать благоприятные условия для раскрытия личностных возможностей педагогов;
- преемственности и непрерывности - способствует созданию системы непрерывного повышения квалификации учителей, поэтапному развитию их профессиональной компетентности;
- интеграции - обеспечивает объединение воспитательно-образовательного потенциала субъектов, участвующих и организующих повышение квалификации педагогов;
- фундаментализации - содействует теоретической подготовке, методологической подготовленности учителей, овладению культурой научного исследования;
- субъектности - ориентирует на формирование активной субъектной позиции учителя, направленной на саморазвитие, самообразование, самовоспитание и самоактуализацию в профессиональной деятельности;
- практико-ориентированной направленности - помогает приобрести опыт оптимального решения педагогических задач в инновационной деятельности.
Можно предположить, что внутришкольное управление (менеджмент) должно иметь проблемно-функциональный характер и основания, к которым, прежде всего, относятся: внутришкольная система информации; целенаправленность, координация и разрешение конкретных проблем и мотивация.
В целях создания творческой атмосферы в школе и оптимальных условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников необходимо постоянно совершенствовать систему внутришколь-ного управления. Грамотно поставленная работа делает управление каждой подсистемой школы чувствительной как к изменениям в ней, так и к ее изменениям. Основную роль играет внутришкольный контроль, так как он , является неотъемлемой частью управленческого цикла. В наибольшей степени контроль необходим как основной способ получения информации для принятия управленческих решений. По результатам анализа данных контроля руководитель школы имеет возможность вырабатывать управленческое решение и провести регулирование.
В развивающейся школе контроль используется не только как средство мотивации и стимулирования сотрудников, но и способствует их развитию и обучению и поэтому обучающая и развивающая функция контроля становятся наиболее значимыми. Главное его назначение заключается в создании и эффективности использования условий для продуктивной, творческой и успешной деятельности педагогов, направленное на реализацию ценностей, принципов и достижений целей школы. Внимание к каждому работнику, понимание его потребностей, интересов, доброжелательное к нему отношение, своевременная и справедливая оценка его труда, готовность ему помочь - все это должно сочетаться при использовании контроля.
На сегодняшний день в средней общеобразовательной школе № 5 имени И.О. Кривошапкина г. Якутска в условиях профилизации используются разнообразные пути повышения квалификации, такие как: работа в методическом объединении школы; курирование молодого учителя опытным наставником; участие в разнообразных курсах, лекциях и творческих группах; фестивали педагогического мастерства и активно действует Клуб молодых учителей; психолого-педагогические семинарах, научно-практические конференциях и педагогических чтениях.
На наш взгляд, продуктивными формами и средствами повышения квалификации учителей являются ролевые игры и мозговые атаки, которые проводятся с целью кратковременной активизации аналитической прогностической деятельности педагогов. Данные формы и средства адекватны эвристическому и проблемному методам научно-методической работы при реализации образовательной функции.
Также в качестве одной из форм активизации профессионального потенциала учителя используем семинары. Получаемые в ходе подготовки к семинару умения направлены на обслуживание процесса приобретения знаний: умение работать с литературой, умение организовывать свой самостоятельный труд, умение оформить разными, способами полученный материал, написать конспект, реферат, аннотацию, рецензию и т. п., умение четко и лаконично представить и защитить свои идеи, вести дискуссию, полемику.
Таким образом, эффективное внутришкольное управление научно-методической деятельностью привело к созданию целостной системы внутришколь-ной научно-методической работы школы, которая: 1) способствует росту профессиональной компетентности, педагогического мастерства, научно-методического потенциала педагогов, развитию и совершенствованию их общей и профессиональной культуры, научно-исследовательской и опытноэкспериментальной работы; 2) создает условия для сплочения педагогического коллектива, имеющего единые позиции, общие ценности, традиции.
Следует отметить, что созданная система внутришкольной научно-методической работы способствует комплексному профессиональному развитию как отдельного педагога, так и коллекгива в целом.
В ходе эксперимента в школе произошли значительные изменения. Наиболее важные из них, на взгляд автора, перечислены далее.
1. Гуманизм и демократизм действия, опора на данные диагностики, свобода выбора методов и средств обучения и воспитания сделали учебно-воспитательный процесс, ориентированный на сотрудничество педагогов и учащихся.
2. Укрепилась организационная самостоятельность, гибкость и мобильность коллектива, проявляемая в частности в создании и деятельности проблемных микрогрупп, выборе содержания
научно-методической работы и т. д., что расширяет круг вопросов его (коллектива) компетенции.
3. Возрос интеллектуальный уровень коллектива, который позволяет оперативно решать сложные задачи, возникающие в ходе профессиональной деятельности.
4. Выросло профессиональное мастерство педагогического коллектива, улучгились мировоззренческая культура, культура мышления, культура общения, культура речи, педагогическая этика, общая культура учителей.
5. Сформированы творчески работающие коллективы учителей и учеников.
6. Наблюдается повышение уровня знаний, общеучебных умений учащихся, уровня их развития и воспитанности, что является интегративным результатом проведенного педагогического эксперимента.
Анализ результатов аттестации педагогических работников школы на протяжении ряда лет показывает в динамике позитивный рост педагогов, результативность их деятельности.
Доказательством того, что в результате эффективного внутришкольного управления научно-методической работы в школе трудится творческий коллектив учителей с высоким профессиональным педагогическим потенциалом, является воспитание творческой личности, творческой индивидуальности умеющей воплощать свои замыслы в жизнь.
ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Деятельность педагогов школы сфокусирована на личности ученика, на развитии его природных задатков и способностей, на создании обстановки социальной защищенности и отношений содружества и сотворчества Профессиональную компетентность, творческий потенциал педагогические работники показывают, проводя открытые уроки и мероприятия для учителей республики и города, принимая активное участие , в работе городских методических объединений, семинаров, «круглых, столов», «дней открытых дверей» и др.
Таким образом, системная внутришкольная научно-методическая работа позволяет достигать высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
В связи с этим руководителю образовательного учреждения очень важно определить место научно-методической работы во внутришкольном управлении.
Библиографический список
1. Лебедев, В. В. Управление развитием образовательной деятельности учителя: Дис...канд. пед. наук. - М.,2003. - 201 с.
2. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. - М., 1998, - 256 с.
3. Моисеева, А. М. Программно-целевое управление развитием образования - М., 2001. - 15 8 с.
4. Файоль, А. Общее промышленное управление. - М.: Книга, 1929. - 122 с.
5. Габдулин, Г. Г. Совершенствование функций управления общеобразовательной школой в условиях ее реформы. - М., 1987. - 186 с.
УДК 378.089
Р. Н. Наурызбаева
ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО
ИСКУССТВА
Базовые программные идеи всестороннего развития и воспитания подрастающего поколения, озвученные в Посланиях Президента страны Н. А. Назарбаева народу «Казахстан - 2030», «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации», получили государственную поддержку в Законе Республики Казахстан «Об образовании» и Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 г. В этих основополагающих государственных документах определены перспективы развития национального образо-