Статьи
Пространственная Экономика 2006. № 1. С. 5-28
УДК 339(595) Мохаммед Ариф
УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНИМИ ШОКАМИ И ВНУТРЕННЕЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ: ОПЫТ МАЛАЙЗИИ
Малайзия является одной из наиболее «открытых» экономик мира. Структурные изменения внесли значительный вклад в усиление ее внешней ориентации. Тем не менее Малайзии пришлось заплатить определенную «цену», что выразилось в подверженности ее экономики воздействию колебаний мировой хозяйственной системы. В статье показано, как изменялась малайзийская экономика, как происходило влияние внешних колебаний на внутреннюю экономическую ситуацию, а также описан процесс государственного вмешательства в случае возникновения непредвиденных внешних факторов. Развивающиеся страны могут извлечь важные уроки из малайзийского опыта для формирования собственной экономической политики. Этот опыт демонстрирует, каким образом негативное влияние открытости экономики может быть минимизировано путем соответствующего государственного вмешательства.
Государственное вмешательство в экономику, внешние шоки, эффект мультипликатора внешней торговли, эластичность экспорта, фискальная политика, дефицит платежного баланса по текущим операциям.
ВВЕДЕНИЕ
Малайзия представляет собой одну из наиболее открытых экономик мира. Ее экспорт и импорт в совокупности составляют две трети ВВП страны. Структурные изменения в экономике, произошедшие после обретения политической независимости в 1957 г., сыграли важную роль в усилении внешней ориентации экономики Малайзии. В результате этого страна в значительной степени
© Ариф М., 2006
Ariff М. Managing External Shocks and Domestic Resilience: The Malaysian Experience // Российский Дальний Восток в Азиатско-Тихоокеанском регионе: материалы междунар. семинара 25—26 янв. 2005 г. Хабаровск / Рос. акад. наук; Фонд мира Сасакава. Хабаровск: РИОТИП, 2005.
интегрировалась в мировую экономику. Стратегия «выхода во вне» принесла солидные дивиденды. Это выразилось в быстром экономическом развитии страны. Необходимо заметить, что среднедушевой доход Малайзии в настоящее время превысил отметку в 4 тыс. долл., что позволяет отнести ее к числу «продвинутых развивающихся стран». Действительно, Малайзия демонстрирует многие атрибуты по-настоящему продвинутого развивающегося государства (табл. 1).
Таблица 1
Основные экономические показатели
Показатель 1970 1980 1985 1995 1998 2000 2003
Реальный прирост ВВП, % 6,3 8,0 -1,1 9,5 -7,4 8,3 5,3
ВНП на душу населения, ЯМ 334 1737 1896 113 595 172 787 190 324 216 477
Рост потребительских цен, % 109,0 6,7 0,4 3,4 5,3 1,6 1,2
Платежный баланс по текущим счетам, млн долл. 8 -2051 -629 -7400 9532 8410 13 381
Торговый баланс, млн долл. 286 -2554 3132 -9358 58 446 60 944 81 136
Прирост экспорта, % 16,3 -1,6 20,2 29,7 16,1 17,3
Прирост импорта, % 36,7 -7,6 22,9 3,3 25,7 22,1
Валютные резервы, млн долл. 664 4491 4912 23 774 26 196 29 886 44 862
Процентная ставка по обслуживанию долга, % 2,6 1,8 15,8 5,9 6,6 5,1 6,2
Общая сумма внешнего долга, млн долл. 17,4 2870 42,9 41,8 4900
Уровень безработицы, % численности трудовых ресурсов 7,5 5,3 6,9 2,8 3,2 3,1 3,6
Прирост промышленного производства, % 12,3 8,3 -3,8 14,5 -13,4 21,0 8,3
Валовое накопление, % ВНП 27,6 35,2 41,9 39,5 36,3
Валовые капитальные инвестиции, % ВНП 30,2 32,1 45,5 31,9 33,8 30,0
... — нет данных.
Источник: Malaysia, Ministry of Finance, Economic Report, various issues.
Однако следует отметить, что экономическая открытость, принесшая процветание Малайзии, не обошлась ей даром. Стране пришлось заплатить за это определенную «цену», которая выразилась в чувствительности ее экономики к внешним колебаниям. Подъемы и спады в развитии мирового хозяйства оказывают влияние на экономику Малайзии. Поэтому доходы, производство, занятость и уровень цен внутри страны остаются в определенной степени нестабильными. Эти проблемы можно как усугубить, так и решить с помощью применения инструментов внутренней политики.
Тем не менее имеются веские доказательства того, что малайзийская экономика с годами становится все более прочной благодаря, кроме прочего, струк-
турным преобразованиям и укреплению внутреннего рынка. В связи с этим возникает ряд вопросов. Насколько велика уязвимость малайзийской экономики по отношению к внешним колебаниям? Достаточно ли сильна экономика страны, чтобы выдержать воздействие внешних шоков? Какие политические уроки могут быть извлечены из малайзийского опыта? Эти и другие подобные вопросы рассматриваются в данной статье.
ЭКОНОМИКА И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Малайзийская экономика больше не находится в опасной зависимости от небольшого набора сырьевых товаров. Ее производственная база расширилась, и промышленность составляет все большую долю в национальном продукте и занятости. Изменения в структуре экономики отражаются в изменении структуры ВВП страны. Доля агропромышленного сектора в ВВП снизилась с 30,8% в 1970 г. до 8,7% в 2003 г. В то же время доля производственного сектора выросла с 13,4% до 30,8% (табл. 2). Удельный вес добывающего сектора был бы значительно меньше, если бы не открытие на территории Малайзии нефтяных месторождений. Строительство демонстрирует значительные подъемы и спады. Это вызвано тем, что подсектор частного строительства склонен к циклическим колебаниям. При этом строительство становится все более важной отраслью и развивается одновременно с ростом экономики страны.
Структурные изменения в экономике также отражаются на структуре занятости (табл. 3). Доля агропромышленного сектора в общей численности занятых снизилась с 53,2% в 1970 г. до 18,8% в 2003 г. Особенно интересен рост занятости в производственном секторе.
Таблица 2
Структура ВВП Малайзии в 1970-2003 гг., %
Показатель 1970 1980 1990 2000 2003
Аграрная промышленность, животноводство, лесное и рыбное хозяйство 30,8 23,4 18,7 8,4 8,7
Добыта природных ресурсов 6,5 5,0 9,8 6,9 7,2
Промышленность 13,4 20,5 26,9 33,4 30,8
Строительство 3,9 4,5 3,6 3,3 3,2
Электроэнергетика, газ и вода 1,9 2,2 1,9 3,8 4,1
Транспорт, складское хозяйство и коммуникации 4,7 6,3 6,9 8,0 8,6
Оптовая и розничная торговля 13,3 12,4 11,1 14,8 14,3
Финансы, страхование, недвижимость, бизнес-услуги 8,4 7,8 9,8 12,5 15,1
Государственные услуги 11,1 12,5 10,6 6,9 7,4
Прочие услуги 2,5 2,6 2,1 7,5 8,0
ВВП в постоянным ценах, млрд ЯМ 12,31 25,65 79,3 209,3 231,7
Источник: Malaysia, Ministry of Finance, Economic Report, various issues.
Таблица 3
Структура численности занятых в 1970—2003 гг., %
Показатель 1970 1980 1990 2000 2003
Аграрная промышленность, животноводство, лесное и рыбное хозяйство 53,2 38,6 28,3 15,2 13,8
Добыча природных ресурсов 2,6 1,8 0,4 0,4 0,4
Промышленность 9,0 15,8 20,0 27,6 28,1
Строительство 2,7 5,5 6,3 8,1 7,8
Финансы, страхование, недвижимость, бизнес-услуги 12,3 13,9 3,9 5,5 6,4
Государственные услуги 11,9 14,6 12,7 10,6 10,1
Прочие услуги 4,3 5,08 26,1 27,6 28,3
Всего, млн чел. 3,34 5,08 6,68 9,27 10,2
Источник: Malaysia, Ministry of Finance, Economic Report, various issues.
Модернизация экономики хорошо прослеживается по изменениям в производственном секторе. Промышленность не только стала основой малайзийской экономики, но и значительно трансформировалась. В производственном секторе имела место серьезная реструктуризация. Так, в валовой добавленной стоимости производственного сектора значительно выросли доли химической промышленности и производства электрического оборудования и бытовой техники (табл. 4).
Таблица 4
Товарная структура экспорта Малайзии в 1970-2003 гг., %
Продукт 1970 1980 1990 2000 2003
Продукты питания, алкоголь и табак 18,3 7,8 4,4 1,8 2,3
Текстиль, одежда и обувь 6,5 13,2 8,5 3,2 2,9
Лесоматериалы 14,4 7,7 2,9 4,1 3,2
Резинотехнические изделия 2,8 1,4 3,3 1,5 1,6
Продукты химической и нефтеперерабатывающей промышленности 31,8 5,9 6,8 8,1 10,9
Неметаллические минеральные продукты 3,3 1,0 1,6 0,8 0,9
Железо, сталь, металлы 4,2 2,6 3,5 2,7 3,6
Электрическое и электронное оборудование и приборы 2,8 46,5 56,6 71,1 66,3
Прочие механизмы и транспортное оборудование 11,1 6,7 4,1 0,9 1,0
Прочие товары 4,4 7,3 8,3 5,8 7,2
Валовой производственный экспорт, млрд ЯМ 0,61 6,10 46,8 324,0 317,2
Источник: Malaysia, Ministry of Finance, Economic Report, various issues.
На начальной стадии индустриализации в конце 1950-х гг. основной упор делался на производстве потребительских товаров. Для этого было две причины: во-первых, в то время на данный вид продукции был в основном ориенти-
рован внутренний рынок, и во-вторых, отечественные потребительские товары меньше проигрывали импортным по цене, чем товары промежуточного потребления или средства производства. Радикальный сдвиг от направленной на внутренний рынок стратегии импортозамещения к развитию экспорта произошел в конце 1960-х гг., когда стало очевидным, что замещение импорта не может обеспечить непрерывного процесса индустриализации ввиду ограниченной емкости внутреннего рынка. Это, тем не менее, не означало полного отказа от него. Импортозамещение продолжало иметь место наряду с развитием экспорта, однако наибольший упор делался теперь на последнее.
С 1971 г. экспортные зоны свободной торговли (ЗСТ) играли ключевую роль в переориентации малайзийского производственного сектора на экспортные рынки. В Малайзии функционируют 12 ЗСТ с беспошлинным доступом к импортному сырью и оборудованию. В этих зонах доминируют иностранные фирмы. На их долю приходится около 90% объемов производства и занятости.
В начале 1980-х гг. стартовал второй раунд реализации стратегии импорто-замещения в рамках амбициозной государственной программы тяжелой индустриализации страны. Отрасли тяжелой промышленности, которые энергично поддерживало государство, включали нефтехимию, сталелитейную промышленность, а также производство транспортных средств. Тяжелая промышленность Малайзии находилась под грузом высоких издержек производства и больших долгов. Она входит в число отраслей, пользующихся большей протекционистской защитой государства.
Малайзия традиционно является производителем и экспортером сырья. Однако его значение в настоящее время снизилось. Доля сырьевых товаров в валовом экспорте упала с 72,8% в 1970 г. до 13,8% в 2003 г. Это падение было бы больше, если исключить газ и сырую нефть. Также важно, что товарная структура экспорта значительно расширилась. В 2003 г. четыре товара (резина, круглый лес, пальмовое масло и олово) составляли 6,6% по сравнению с 96,8% в 1970 г. (табл. 5).
Доля промышленных товаров в экспорте выросла с 11,9% в 1970 г. до 73,8% в 2003 г. Расширилась их номенклатура. При этом доля электрических и электронных приборов выросла с 2,8% в 1970 г. до 66,3% в 2003 г. (табл. 4).
Структура малайзийского импорта также претерпела значительные изменения. Доля потребительских товаров в валовом импорте упала с 28,5% до 5,9% с 1970 по 2003 г. Импорт полуфабрикатов приобрел растущее значение. Их доля выросла с 35,3% в 1970 г. до 73,3% в 2003 г. (табл. 6). Снижение доли потребительских товаров в импорте стало результатом успешной политики индустриализации на основе импортозамещения. В то же время рост доли инвестиционных товаров и полуфабрикатов в импорте отражает значение импортной составляющей в экспортно-ориентированной индустриализации страны.
Таблица 5
Структура сырьевого экспорта Малайзии в 1970—2003 гг., %
Продукт 1970 1980 1990 2000 2003
Сырая нефть 5,4 33,3 13,4 3,8 3,9
Пальмовое масло 7,0 12,5 5,5 2,7 5,1
Резина 45,9 22,9 3,8 0,7 0,9
Круглый лес 17,1 13,0 5,1 0,7 0,5
Олово 26,8 12,4 1,1 0,1 0,1
Сжиженный природный газ - - 3,3 3,0 3,3
Какао бобы - 0,6 - -
Прочие - - - -
Всего, млрд КМ 3,76 20,18 79,6 373,3 398,9
Источник: Malaysia, Ministry of Finance, Economic Report, various issues.
Таблица 6
Структура малайзийского импорта в 1970—2003 гг., %
Товарная группа 1970 1980 2000 2003
Потребительские товары 28,5 18,4 5,6 5,9
Инвестиционные товары 25,2 30,0 15,1 13,7
Полуфабрикаты 35,3 49,8 73,8 73,3
Импортные товары, предназначенные для реэкспорта 11,0 1,7 5,6 7,0
Всего, млрд ЯМ 4,29 23,45 312,4 317,7
Источник: Bank Negara Malaysia, Quarterly Economic Bulletin, various issues, MITI Report various issues.
Направления торговых потоков Малайзии также изменились, несмотря на то, что на долю Японии, Сингапура и США все так же приходится более 50% как импорта, так и экспорта. С 1970 по 2002 г. доля восточноазиатских новых индустриальных стран (НИС) — Гонконга, Южной Кореи и Тайваня — в экспорте и импорте выросла с 5,4% до 12,8% и с 3,4% до 13,8% соответственно. Однако удельный вес Европейского союза (ЕС) в экспорте за тот же период сократился с 24,3% до 12,4%, а в импорте — с 23,4% до 11,4% (табл. 7).
Определяющую роль в развитии малайзийской экономики сыграли прямые иностранные инвестиции (ПИИ), которые тесно связаны с торговлей. Большая доля товарного экспорта была связана с активностью иностранных инвесторов. Япония, Сингапур и США на протяжении долгого времени являются основными поставщиками ПИИ для Малайзии. Их совокупный вклад в общий объем ПИИ на 31 декабря 2001 г. составлял 58,5% (табл. 8).
Таблица 7
Географическая структура экспорта и импорта Малайзии в 1970—2002 гг., %
Экспорт в/импорт из Доля в малайзийском экспорте Доля в малайзийском импорте
1970 1990 2002 1970 1990 2002
Всего, млрд долл. США 1,69 2035,7 1,40 2030,0
США 13,0 16,9 20,2 8,6 69,9 16,4
Япония 18,3 15,3 11,2 17,5 99,8 17,8
Канада 1,9 0,8 0,6 1,1 4,0 0,4
Австралия 2,2 1,7 2,3 5,7 15,4 1,8
Новая Зеландия 0,5 0,2 0,3 0,9 2,9 0,4
НИС 5,4 10,0 12,8 3,4 41,1 13,8
АСЕАН 24,8 28,9 26,0 16,0 78,3 22,9
Китай 1,3 2,1 5,6 5,3 1,9 7,7
ЕС 20,3 14,9 12,4 23,4 60,3 11,4
Прочие 14,5 9,2 36,6 23,5 8,3 44,7
Источник: OECD Report, Main Economic Indicators, November 2004, DOS, External Trade Statistics, Tables & Summaries 2003.
Важными инвесторами стали также НИС. Доля ЕС в оплаченном иностранном капитале производственного сектора Малайзии на 31 декабря 2001 г. составляла 23,9%. Иностранные инвестиции вкладывались во множество видов производственной деятельности, от пищевой промышленности до производства научного и измерительного оборудования. В то же время в 2003 г. на электронную, химическую, текстильную промышленность и лесоматериалы в сумме приходилось 28,1% подтвержденных ПИИ (табл. 9).
Динамика экономического развития Малайзии впечатляет. Доход на душу населения вырос с 334 долл. в 1970 г. до 3905 долл. в 2003 г. По предварительным оценкам, соответствующий показатель для 2004 г. должен составить 4236 долл.1 Уровень бедности (процент бедных домохозяйств) в стране снизился с 49,3% в 1970 г. до 7,5% в 2003 г.2 Что касается неравенства между городом и деревней, то средний доход деревенских домохозяйств вырос за период 1970—2002 гг. с 47,0% до 57,4% соответствующего показателя в городе3.
Малайзия представляет собой быстрорастущую экономику. В 1970-х гг. средний прирост реального ВВП составлял 7,8%. Экономический рост в 1980-е гг. также был впечатляющим, несмотря на отмеченное снижение в период с 1983 по 1986 г. с легкой рецессией в 1985 г. С 1987 г. экономика вернулась на
1 Malaysia, Ministry of Finance, Economic Report 2004/2005, Kuala Lumpur.
2 Malaysia, Ministry of Finance, Economic Report 2004/2005, Kuala Lumpur.
3 Malaysia, Mid-Term Review of the Eight Malaysia Plan, 2001-2005, Kuala Lumpur, 2003.
Таблица 8
Иностранные инвестиции (оплаченный капитал) в производственные компании по источникам и отраслям на 31 декабря 2001 г., млн КМ
Отрасль Австралия Гонконг Япония Корея Сингапур Тайвань США ATP ЕС Всего
Пищевая промышленность 9,28 219,80 249,09 1,59 835,13 5,93 281,69 90,95 312,36 2005,82
Алкогольная и табачная промышленность 0,12 10,99 24,38 - 107,30 - 164,68 8,01 241,43 556,91
Текстильная и легкая промышленность 0,53 152,40 425,92 5,78 189,56 3248,57 2,80 14,43 232,59 4272,58
Производство кожи и кожаных изделий - 0,95 - - 46,29 11,82 - 1,9 0 60,96
Производство древесины и лесоматериалов 0,87 47,40 343,34 17,50 314,11 417,75 11,88 8,73 5,81 1167,39
Мебельное производство 0,09 - 29,84 - 87,16 90,15 18,01 12,68 3,45 241,38
Производство бумаги, печать и издательское дело 12,10 30,40 93,82 _ 314,72 37,11 67,57 0,11 154,3 710,13
Химическая промышленность 12,31 20,48 2344,30 35,91 457,14 147,38 551,03 265,00 859,35 4692,90
Нефтяная и угольная промышленность - - 515,97 - 122,54 - 2474,80 0 3293,12 6406,43
Производство резинотехнических изделий 47,06 0,13 213,35 3,14 154,74 36,17 37,69 9,11 436,00 937,39
Производство изделий из пластика 46,30 32,42 552,20 3,92 137,65 22,08 204,58 11,71 309,35 1320,21
Производство неметаллических минеральных продуктов 42,86 1,03 989,60 489,27 168,34 19,54 0,46 21,87 664,04 2397,01
Производство основных металлических изделий 220,10 6,11 347,40 17,49 647,44 208,97 35,71 49,95 593,38 2126,55
Производство сборных металлических изделий 32,71 2,09 1148,79 80,20 315,24 132,53 19,53 38,14 323,34 2092,57
Машиностроение 26,36 16,53 621,587 - 235,64 38,19 39,81 4,09 627,84 1610,05
Производство электрической и электронной техники 7,26 59,93 7326,74 141,56 1032,38 927,44 962,35 25,85 2349,79 12 833,30
Производство транспортного оборудования 5,12 0,01 416,85 38,80 76,28 40,59 150,85 11,55 116,73 856,78
Производство научного и измерительного оборудования _ _ 305,84 _ 99,37 10,38 _ 0 212,71 628,3
Прочие - 16,21 18,30 - - 28,72 29,91 0,26 18,69 112,76
Всего 463,07 616,88 15 967,32 835,16 5341,03 5423,32 5053,35 574,35 10 754,28 45 028,76
Источник: Malaysian Industrial Development Authority (MIDA).
Таблица 9
Иностранное участие в подтвержденных (одобренных) проектах по отраслям в 2003 г.
Отрасль Количество проектов Иностранные инвестиции
млн RM %
Пищевая промышленность 64 439,0 2,8
Алкогольная и табачная промышленность 2 0,1 0,0
Текстильная и легкая промышленность 20 77,8 0,5
Производство кожи и кожаных изделий 2 5,5 0,0
Производство древесины и лесоматериалов 22 334,7 2,1
Мебельное производство 15 39,3 0,3
Производство бумаги, печать и издательское дело 13 102,5 0,7
Химическая промышленность 30 354,7 2,3
Нефтяная и угольная промышленность 5 436,9 2,8
Производство резинотехнических изделий 10 106,2 0,7
Производство изделий из пластика 54 527,8 3,4
Производство неметаллических минеральных продуктов 13 326,2 2,1
Производство основных металлических изделий 19 4226,6 27,0
Производство сборных металлических изделий 69 597,6 3,8
Машиностроение 40 172,4 1,1
Производство электрической и электронной техники 147 3629,9 23,2
Производство транспортного оборудования 39 3989,3 25,5
Производство научного и измерительного оборудования 17 216,6 1,4
Прочие 7 54,5 0,3
Всего 588 15 638,0 100,0
Примечание. Иностранные инвестиции включают иностранное участие в капитале и иностранные займы.
Источник: MIDA.
прежнюю траекторию. Прирост ВВП в 1987 г. составил 5,4%, в 1988 г. — 8,9% и 8,8% в 2003 г. (табл. 10). Малайзийская экономика пережила глубокую рецессию в 1998 г. вследствие азиатского финансового кризиса. Прирост ВВП был отрицательным и составил — 7,4%. Последовавшее за этим восстановление обеспечило устойчивый рост в 2004 г., оцениваемый в 7,2%.
Малайзия почти всегда имела положительный торговый баланс при экспорте, превышающем импорт, однако часто испытывала дефицит по текущим счетам. Его основной причиной является постоянный дефицит по счету услуг. К счастью, общий платежный баланс в основном складывался в пользу Малайзии благодаря значительному притоку ПИИ. Как следствие этого, Малайзией накоплены неплохие валютные резервы. На середину ноября 2004 г. они составляли 231,4 млрд RM (60,9 млрд долл.), что в 5,6 раза больше краткосрочного внешнего долга. Этой суммы хватило бы на финансовую поддержку импорта в течение 7,5 месяцев.
Таблица 10
Ключевые параметры экономического развития Малайзии в 1981—2000 гг.
Показатель 1981-1984 1985-1989 1990-1995 1996-2000
Сальдо текущих счетов, % ВНП -10,2 1,8 5,6 9,3
Общий дефицит в государственном секторе, % ВВП -17,6 3,7 0,9 -1,0
Реальный прирост:
ВВП 6,7 4,8 9,5 4,9
продукции сельского хозяйства 2,9 5,0 1,1 1,0
промышленной продукции 8,6 9,3 14,5 9,5
строительства 8,1 -4,0 17,3 -0,1
государственных услуг 6,5 3,6 3,9 4,3
Источник: Ministry of Finance, Economic Report 2004/05.
Несмотря на впечатляющие результаты экономического развития, в частности высокий прирост ВВП, уровень безработицы в стране вырос с 5,6% в 1980 г. до 8,3% в 1986 г., а затем снизился до 7,1% в 1989 г. С ростом автоматизации производства способность инвестиций создавать рабочие места снижается, так как больше капитала требуется для создания определенного количества рабочих мест. Надо заметить, что для создания одного рабочего места в 1984— 1988 гг. требовалось на 32% капитала больше, чем в период 1979—1983 гг. [4]. Начиная с 1990-х гг. Малайзия находится в состоянии полной занятости, при этом предоставляя работу почти двум миллионам иммигрантов. Уровень безработицы временно повышался в 1998 г. в связи с рецессией, однако с тех пор ситуация значительно улучшилась.
Поистине замечателен тот факт, что Малайзии удалось добиться высокого прироста ВВП без значительной инфляции, особенно после 1985 г. Индекс потребительских цен за период 1985—1988 гг. вырос менее чем на 1,0% и всего на 1,2% в 2003 г.
В целом можно отметить, что в мире есть всего несколько развивающихся стран, которые могут сравниться с Малайзией по результатам экономического развития. Неудивительно, что Малайзия является объектом зависти со стороны многих развивающихся стран, и ее опыт может стать для них ценным уроком.
УЯЗВИМОСТЬ ЭКОНОМИКИ И СПОСОБНОСТЬ
К ВОССТАНОВЛЕНИЮ
Не преуменьшая описанных выше достижений, следует отметить, что экономика Малайзии, как любая открытая экономика, всегда была уязвима для внешнего негативного воздействия. Уязвимость экономики усиливается
узкой товарной структурой экспорта. Несмотря на серьезные попытки диверсификации, экономическая база страны остается достаточно хрупкой. Узкая товарная структура продолжает оказывать значительное влияние на экономику. Несмотря на быстрый рост производственного сектора, узкая специализация на электронике и текстиле сделала его высокочувствительным к колебаниям мировой экономики. Кроме того, большая доля производственного экспорта Малайзии осуществляется за счет транснациональных корпораций, участие местных производителей в которых незначительно.
Тем не менее малайзийская экономика остается относительно стабильной. Это происходит отчасти благодаря наличию встроенных стабилизаторов, таких как высокие накопления и высокая предельная склонность к импорту при низком значении торгового мультипликатора. Внешние шоки в 1960-х гг. в значительной степени смягчались изменениями внешних резервов, которые в то время были достаточно большими по сравнению с объемом импорта [1]. Хотя экономика претерпела значительные структурные изменения в 1970-е и 1980-е гг., некоторые из встроенных стабилизирующих механизмов продолжают работать. Эластичность эспортных доходов росла незначительно — с 0,24 до 0,26 в периоды 1961-1975 и 1976-1989 гг. [4].
Небольшое значение эластичности неудивительно, если учитывать высокий уровень оттока доходов, причиной которого является импорт (импортная составляющая в продукции малайзийских производителей очень высока) и репатриации прибыли в значительных объемах (в связи с доминированием прямых иностранных инвестиций). Таким образом, оказывается, что 10-процентное изменение экспорта приводит к изменению национального дохода всего на 2,4-2,6%. Другими словами, воздействие внешних циклических изменений через экспорт в определенной степени нивелируется за счет низкого значения экспортного мультипликатора.
В течение 1960-х и 1970-х гг. Малайзия демонстрировала все характеристики небольшой открытой экономики, подверженной влиянию внешних колебаний. Экономический рост определялся внешними условиями, внутренний рынок был небольшим, а сравнительные преимущества обеспечивались в основном сырьевыми товарами, цены на которые всегда были нестабильны.
1960-е гг. ознаменовались высоким уровнем корреляции между ростом экспорта и ВВП. Картина не намного изменилась и в 1970-е гг. При этом прирост экспорта трижды резко возрастал до уровня выше 16% в год с последующим падением примерно до 3%. Тем не менее внешнее воздействие смягчалось частично за счет встроенных стабилизаторов и частично за счет реализации про-тивоциклической политики.
1980-е гг. несколько отличались от предыдущих десятилетий в части мер противоциклической политики. Экспортные бумы и рецессии, похоже, оказы-
вали менее очевидное воздействие на прирост ВВП Малайзии. В начале 1980-х гг. произошло резкое снижение объемов торговли, что выразилось в соответствующем дефиците платежного баланса по текущим счетам. Объем торговли в течение 1981—1986 гг. снизился на 24 процентных пункта. По оценкам, неблагоприятные изменения цен на мировом рынке в течение 1981—1983 гг. привели к снижению национального дохода Малайзии на 4,5% [9].
Снижение объемов торговли в начале 1980-х гг. привело к замедлению инвестиционного процесса в частном секторе, и государство увеличило собственные инвестиции, а также расходы, пытаясь компенсировать это замедление. Государственное вмешательство, таким образом, ограничило воздействие мирового спада 1981—1982 гг. на экономику страны, поддержав тем самым реальный уровень прироста ценой роста дефицита по текущим счетам платежного баланса. Государство продолжило поддерживать экономику в 1983 и 1984 гг. за счет дефицита фискальных и внешних платежей, так что реальный ВВП рос на 6,3% и 7,8% соответственно. В 1984 г. общий дефицит в государственном секторе составил 13,6% ВНП, а дефицит по текущим счетам платежного баланса — 5,2% ВНП.
В 1985 г. одновременно упали цены всех экспортных товаров ресурсного сектора. Государство, и без того испытывавшее финансовые затруднения, не смогло предпринять антикризисных мер, что вылилось в отрицательные показатели прироста реального ВВП (—1,1%) и рост уровня безработицы до 6,9% в этом году.
В 1986 г. цены на экспортные товары ресурсной группы оставались низкими и доходы от экспорта упали на 7,1%, однако экономика начала понемногу восстанавливаться. Прирост ВВП составил 1,2% в основном благодаря расширению внутреннего спроса. Реальное восстановление началось примерно в 1987 г. при приросте ВВП в 5,4%. В основном это произошло благодаря улучшению ситуации с ценами на экспортные товары ресурсной группы, а также росту экспортного спроса на промышленную продукцию Малайзии. Последний вырос на 31,9%, а доходы от экспорта увеличились на 28,0%. Экономика продолжала расти впечатляющими темпами в 1988 и в 1989 гг. (8,9% и 8,8% соответственно). Следует отметить, что расширение внутреннего спроса также сыграло ключевую роль в заметном росте доходов в конце 1980-х гг. Например, в 1988 г. расходы домохозяйств выросли на 18,8% по сравнению с 1,9% в 1987 г. и абсолютным снижением в 1985 и 1986 гг.
На основе приведенного выше анализа можно сделать вывод, что эффективность экономики в 1980-е гг. находилась под меньшим влиянием внешних колебаний, чем это было раньше. В начале 1980-х гг., когда отмечалось снижение темпов развития мировой экономики, экономика Малайзии продолжала расти благодаря значительной государственной поддержке. И, наоборот, в сере-
дине 1980-х гг., когда мировая экономика уже восстановилась, экономика Малайзии впала в глубокую рецессию после того, как государство довольно поспешно прекратило свое вмешательство. Устойчивость малайзийской экономики в конце 1980-х гг. отчасти стала следствием расширения внутреннего спроса. Бурный рост, имевший место в период 1988—1990 гг., стал результатом наличия жизнеспособного экспортного сектора, поддерживаемого устойчивым внутренним рынком.
Рецессия 1998 г. значительно отличалась. Она была частично внешней и частично внутренней. Внешний компонент имел в основном форму спекулятивных атак на местную валюту и массового оттока иностранного капитала. Тем не менее кризис во многом имел и внутренние причины, отразив слабую экономическую базу страны. Внешний дефицит по текущим счетам платежного баланса был значителен и финансировался за счет краткосрочных вливаний капитала. В прошлом дефицит по текущим счетам финансировался за счет ПИИ. В создавшейся же ситуации потоки ПИИ в Малайзию ослабли, так как львиная их доля переориентировалась на Китай. Курс малайзийского ринггита был завышен на 20%, а рынок ценных бумаг был подвержен инфляции стоимости активов. Объемы банковских кредитов росли примерно на 30% в год. Еще одним фактором стало перенасыщение рынка недвижимости. Однако Малайзия на протяжении пяти лет, предшествовавших кризису, имела профицит бюджета. Хотя в финансовом кризисе в основном винили излишки частного сектора и слабое корпоративное руководство, внебюджетные крупные инфраструктурные проекты также внесли свой вклад в его развитие.
Воздействие кризиса было разрушительным. Ринггит потерял около 50% своей стоимости, а рынок ценных бумаг — 70% стоимости активов. Государство приняло жесткие меры в сентябре 1998 г., включая введение контроля за капиталом, замораживание курса валюты и создание специальных агентств для решения проблемы «плохих» банковских кредитов, ограничение размеров банковского капитала и реструктуризацию корпоративных долгов. Первые две меры достаточно противоречивы. Некоторые считают, что контроль за капиталом и замораживание курса валюты сыграли ключевую роль в восстановлении экономики. В то же время существует мнение, что эти меры были не необходимы и чрезмерны. Есть даже мнение, что восстановление экономики произошло не благодаря этим мерам, а вопреки им. Однако эти меры имели серьезное психологическое воздействие. В любом случае, из этого эпизода были извлечены важные уроки. Уместно заметить, что кризис не повлиял на открытость малайзийской экономики. Профицит текущих счетов оставался значительным начиная с 1998 г. и составил 13,7% ВВП в 2003 г. Валютные резервы к ноябрю 2004 г. выросли до 60,9 млрд долл. США.
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКСПОРТА
Малайзийская экономика обрела способность к быстрому восстановлению благодаря описанным выше структурным изменениям и соответствующим политическим корректировкам. Диверсификация товарной номенклатуры экспорта до некоторой степени снизила уязвимость экономики для внешних колебаний. Относительная важность резинотехнических изделий и олова, двух столпов экономики в 1950-х и 1960-х гг., снизилась. Их совокупная доля в экспорте упала с 53% в 1970 г. до всего 1% в 2003 г. (табл. 11). Пальмовое масло, древесина, какао и перец становятся все более важной статьей экспорта. Нефть также стала важным экспортным товаром. Еще больше поражает рост в валовом экспорте доли промышленных товаров, в 2003 г. она составила 73,7% после пика в 81,3% в 2000 г.
Таблица 11
Структура экспорта Малайзии в 1970—2003 гг., %
Показатель 1970 1980 1990 2000 2003
Резина 33,4 16,4 3,8 0,7 0,9
Олово 19,6 8,9 1,1 0,1 0,1
Круглый лес и древесина 16,5 14,1 8,9 1,6 1,2
Пальмовое масло 5,1 9,2 5,5 2,7 5,1
Нефть 3,9 23,8 13,4 3,8 3,9
Промышленные товары 11,9 21,7 17,9 81,3 73,7
Прочие 9,6 5,9 49,3 9,8 15,1
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Источник: Malaysia, Department of Statistic, Quarterly Economic Bulletin, various issues.
За счет экспортной диверсификации риски, связанные с нестабильностью экспорта, были снижены, но не минимизированы. Диверсификация срабатывает только в случае, если цены на разные экспортные товары изменяются в различных направлениях, компенсируя друг друга. Слабость программы диверсификации стала очевидна в 1985 г., когда цены на все экспортные товары упали одновременно. Хотя на промышленные товары цены более стабильны, чем на сырьевые, производственный сектор также не защищен от воздействия внешних колебаний. На практике резкое сокращение мирового спроса на электронику и текстиль в 1985 и 2001 гг. стало причиной увольнения тысяч работников данных отраслей. Таким образом, экпортно-ориентированная индустриализация в определенном смысле скорее усилила, а не снизила уязвимость малайзийской экономики по отношению к внешним рыночным силам.
Для того чтобы оградить экономику от перипетий международной торгов-
ли, структурные изменения были необходимы, но недостаточны. Тем не менее можно сделать вывод, что своевременная корректировка экономической политики может заметно ослабить воздействие внешних шоков.
ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
До конца 1970-х гг. власти Малайзии старательно придерживались осторожной кейнсианской фискальной политики, накапливая резервы в благоприятные периоды времени и используя их в трудные времена, что способствовало стабилизации экономики в случае колебаний, вызванных внешними факторами. Однако в течение периода 1979—1980 гг. в разгар товарного бума и значительного роста экспорта нефти руководство страны применило высокоэкспансионистскую фискальную политику. Расходы на экономическое развитие по отношению к ВНП выросли с 14,3% в 1976—1980 гг. до 27% в 1982 г. (табл. 12), стимулируя экономику на фоне мировой рецессии. Реализация экспансионистской фискальной политики продолжалась до 1984 г. ценой роста дефицита бюджета и внешнего долга.
Таблица 12
Консолидированные государственные счета в 1976—1989 гг., % от ВНП
Счет 1976-1980 (среднее значение) 1981-1990 1991-2000 2000-2003
Доходы федерального и местных правительств 29,1 34,2 33,4 46,3
Текущие расходы 26,1 29,9 24,3 36,9
Операционные излишки 3,1 4,2 9,1 9,4
Операционные излишки нефинансовых государственных предприятий (НГП) 1,0 5,6 11,3 22,6
Консолидированные государственные операционные излишки 4,1 9,8 20,4 32,0
Расходы на развитие 14,3 17,7 18,6 32,7
из них: федеральное правительство 12,0 11,6 8,9 17,8
НГП 2,3 6,1 9,8 14,9
Источник: Ministry of Finance, Economic Report, various issues.
Жесткие финансовые ограничения заставили правительство принять в 1985 г. довольно суровый бюджет. Как следствие, общий дефицит по отношению к ВНП снизился с 18,9% в 1982 г. до всего 4,5% в 1985 г. Однако это соотношение вновь выросло до 10,1% в 1986 г. в основном за счет отрицательного воздействия рецессии на доходы государства. Благодаря значительному
изменению экономической динамики в 1987 г. и стабильному росту в 1988 г. доходы государства заметно возросли, однако оно продолжало политику фискальных ограничений. В результате дефицит снизился до 4,9% и 2,0% ВВП в 1987 и 1988 гг. соответственно. В 1989 г. он несколько вырос и составил 2,9%.
Хотя жесткая фискальная политика в условиях ограниченности ресурсов заслуживает одобрения, она оказала дефлирующее воздействие в тот момент, когда экономика и без того уже пошатнулась под тяжестью товарных цен. Отрицательного роста, имевшего место в 1985 г., можно было избежать, если бы государство действовало иначе в благоприятное время 1979—1980 гг. Излишки ресурсов тогда были направлены на реализацию ряда амбициозных программ, среди которых выдающимся примером является программа тяжелой индустриализации. Поэтому государство не имело средств, чтобы противостоять рецессии.
После последовательного пятилетнего профицита бюджета в период 1993— 1997 гг. государство с 1998 г. вновь перешло к дефициту, пытаясь стимулировать экономику и сократить отставание частного сектора. Сейчас правительство планирует сбалансировать бюджет, уменьшая его дефицит с 4,5% ВВП в 2004 г. до 3,8% в 2005 г.
МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА
Малайзия редко использовала денежную политику в качестве про-тивоциклического инструмента. Центральный банк всегда вел консервативную денежную политику в целях поддержания стабильных процентных ставок. Ограничительная денежная политика чаще использовалась в целях компенсации экспансионистской фискальной политики, чтобы нейтрализовать ее инфляционное давление.
Центральный банк поддерживал низкие процентные ставки, чтобы стимулировать инвестиции. Тем не менее такая политика была отвергнута в начале 1980-х гг., когда Центральный банк начал осуществлять интервенции на валютный рынок, чтобы поддержать ринггит. В результате проблема ринггита была решена. Такая смешанная политика привела к невероятному давлению на внутреннюю процентную ставку и обменный курс, что также внесло свой вклад в проблемы середины 1980-х гг. [6].
В первой половине 1980-х гг. рост денежного предложения замедлился частично благодаря снижению валютных резервов. Это привело к резкому росту базовой кредитной ставки — с 8,5% до 12,0% в период с 1982 по 1984 г. Хотя она была снижена до 10,8% в 1985 г. и до 10,0% в 1986 г., реальная стоимость кредита оставалась высокой, так как уровень инфляции упал с 5,7% в 1982 г. до 0,4% в 1985 г. и 0,6% в 1986 г. Реальная ставка по простым кредитам
выросла с 7,1% в 1984 г. до 12,3% в 1985 г. и до 18,4% в 1986 г. [6]. Торговый сектор пострадал от резкого роста стоимости кредитов и массового оттока фондов в пользу сектора недвижимости и строительства. Реальные частные инвестиции, которые росли на 6,0% и 10,5% в 1983 г. и 1984 г. соответственно, в 1985 г. снизились на 19%. Таким образом, высокие процентные ставки и значительный переток финансовых ресурсов из торговли в неторговые сектора стали основными факторами глубокой рецессии 1985 г.
Процентная ставка начала снижаться ближе к концу 1986 г., после того как Центральный банк осуществил вливание в финансовую систему 4,4 млрд ЯМ. Центральный банк также понизил долю обязательного резерва с 4,0% до 3,5%, а уровень ликвидности с 18,5% до 17,0% в октябре 1986 г. В результате денежное предложение агрегата М1 (наличная валюта и депозиты на текущих счетах предприятий частного сектора) выросло на 13,0% в 1987 г. и на 14,6% в 1988 г. по сравнению со снижением на 6,0% в 1984 г. Ослабление денежной политики наряду с прагматичной политикой в области регулирования валютного курса помогло вновь повернуть поток средств в сторону торгового сектора.
В разгар финансового кризиса 1997—1998 гг. процентная ставка очень резко выросла до двузначных значений, но этот процесс был остановлен и обращен вспять с помощью мер контроля за капиталом, введенных в сентябре 1998 г. Денежная политика с тех пор оставалась довольно мягкой. Сохранялись низкие процентные ставки в целях стимулирования потребления и инвестиционных расходов. Финансовая система обладает достаточной ликвидностью, чтобы позволить себе режим низких процентных ставок. Ставка по кредитам в настоящее время составляет 6%, а ставка по депозитам — 3%.
ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ВАЛЮТНОГО КУРСА
С момента обретения политической независимости в 1957 г. и до 1970 г. малайзийский ринггит был привязан к фунту стерлингов. В июне 1972 г. Малайзия приняла американский доллар в качестве валюты для интервенций, и с сентября 1975 г. ринггит привязан к сборной корзине основных валют.
В начале 1980-х гг. курс ринггита был повышен. Влияние торгового дефицита было более чем компенсировано массивными вливаниями долгосрочного государственного капитала (8 млрд ЯМ в год в течение периода 1980— 1984 гг.) и систематическими интервенциями Центрального банка для поддержания курса ринггита по отношению к доллару США. В результате реальный эффективный обменный курс в период 1981—1984 гг. вырос на 10% [3], и к концу 1984 г. курс ринггита оказался завышен как минимум на 20% [8].
В 1985 г. Центральный банк позволил курсу ринггита «плавать», чтобы его стоимость на внешнем рынке определялась рыночными силами. С тех пор его
курс снижался относительно основных мировых валют, за исключением доллара, который также падал. Однако после апреля 1989 г. внешний курс ринггита стабилизировался. Значительное снижение курса с 1985 г. помогло экономике изменить направление своего развития за счет перетока ресурсов в торговлю из неторговых секторов, а также получения малайзийскими производителями конкурентного преимущества на мировом рынке.
В начале 1990 г. курс ринггита снова повысился в результате укрепления экономических основ государства и притока краткосрочного иностранного капитала. При периодических интервенциях Центрального банка курс ринггита по отношению к доллару варьировался в районе 2,5. Это происходило до финансового кризиса июля 1997 г. Более ранние оценки говорили о том, что курс ринггита завышен на 20%. Однако рынок «съел» почти 50% его стоимости, курс национальной валюты по отношению к доллару упал до 4,88 в январе 1998 г. Затем ринггит несколько восстановился, но лишь для того, чтобы снова упасть. Государство предприняло интервенцию в сентябре 1998 г. и закрепило внешний курс в 3,8 ринггита за доллар. Далее курс ринггита снижался одновременно со снижением курса доллара после его пика в 2002 г. Нынешний курс ринггита оценивается как заниженный на 12%. Велика вероятность того, что курс доллара будет продолжать падать, увлекая за собой и курс ринггита. Снижение курса доллара является проблемой для национальной малайзийской валюты. Хотя дешевая валюта положительно влияет на экспорт, она повышает стоимость импорта, оказывая неблагоприятное воздействие на условия торговли. Государство время от времени заявляет, что стоимость ринггита останется прежней, так как это хорошо для экспорта и стабильности валютного курса. При внимательном изучении этот аргумент оказывается неубедительным. Во-первых, рост стоимости импорта за счет заниженного курса национальной валюты и вытекающее из этого инфляционное давление, в свою очередь, подорвут конкурентное преимущество малайзийского экспорта. Во-вторых, преследуемая стабильность обменного курса — это иллюзия, так как ринггит остается стабильным только по отношению к доллару, но не по отношению к другим основным мировым валютам.
УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНИМ ДОЛГОМ
Малайзия никогда не пренебрегала зарубежными займами. Внешние заимствования включают в себя проектные займы (от мультинациональных кредитных организаций по договорным ставкам) и рыночные займы (займы из многих источников по коммерческим ставкам). Доля рыночных займов в общем объеме внешнего долга федерального правительства выросла с 16,3% в 1985 г. до 28,2% в 2003 г. {табл. 13). В 1984 г. около трех четвертей рыночных
займов номинировались в долларах США. Однако после резкой ревальвации японской иены после сентября 1985 г. иеновые займы стали составлять значительную долю в общем объеме внешнего долга. Их удельный вес вырос до 20% в 1986 г. и до 35% в 1987 г.
Таблица 13
Объем внешнего долга Малайзии, млрд RM
Долг 1985 1990 1995 2000 2003
Долги федерального правительства 230,7 24,73 13,33 18,82 37,28
Рыночные займы 16,30 16,18 6,23 12,04 28,19
Проектные займы 5,68 8,13 7,10 6,78 9,10
Прочие 1,09 0,42 - - -
Долги государственного сектора 35,02 36,55 40,11 78,39 96,83
Долги частного сектора 7,21 4,94 28,05 65,08 55,98
Национальный долг 42,23 41,49 68,78 161,07 186,34
Источник: Malaysia, Ministry of Finance, Economic Report Various Issue.
В 1984 г. весь национальный внешний долг составлял 37,1 млрд ЯМ и состоял из займов государственного сектора в объеме 27,9 млрд ЯМ и займов частного сектора в объеме 9,2 млрд ЯМ [3]. Сумма долга продолжала расти, достигнув в 1987 г. 50,4 млрд ЯМ и потом опустившись до 42,2 млрд в 1989 г. Начиная с 1984 г. внешние долги частного сектора стали сокращаться и в 1989 г. составили 4,9 млрд ЯМ. Таким образом, они составляли лишь небольшую долю общего национального долга. В то же время внешние долги государственного сектора выросли с уровня 44,4 млрд ЯМ в 1987 г., затем снизились в 1989 г. и остановились на уровне 37,2 млрд ЯМ (табл. 13). Внешний долг по отношению к ВНП вырос с 10,8% в 1970 г. до 74,3% в 1987 г. [9]. Правда, уже к 1989 г. эта доля сократилась до 47,7%о1.
Стоимость обслуживания долга (процентные платежи и выплаты основной суммы долга) в 1984 г. составила 22,5% от экспортных поступлений. В период 1981—1985 гг. стоимость обслуживания долга возросла до 28,5%. Процентные платежи по внешнему долгу за период 1970—1987 гг. выросли с 25 млн до 1,46 млрд долл. США [9]. Чтобы облегчить себе это бремя, правительство прибегло к рефинансированию внешнего долга на более благоприятных условиях. Так, в течение 1984—1985 гг. правительство рефинансировало предоставленную членам консорциума банковскую ссуду в размере 2,6 млрд долл. США в четыре этапа и в результате сэкономило 217 млн ЯМ. Кроме этого, правительство диверсифицировало валюты, виды и источники внешних займов.
1 Malaysia, Ministry of Finance, Economic Report 1990/91, Kuala Lumpur.
Малайзии нелегко делать займы у международных организаций и у развитых стран на условиях пониженных процентных ставок не только потому, что она больше не считается бедной страной, но и потому, что она нуждается в средствах скорее для поддержки своих промышленных проектов, чем для развития отдельных отраслей. Поэтому значительную часть внешнего долга федерального правительства составляли рыночные ссуды: 70,6% в 1985 г. и 71,7% в 1986 г. Однако большая часть рыночных ссуд, полученных начиная с 1985 г., была потрачена на рефинансирование дорогих предыдущих займов. Так, например, из суммы рыночных займов в 5,35 млрд ЯМ, полученных в 1985 г., на их выплату ушло 5,06 млрд ЯМ (т. е. 94,4%).
Малайзия умело распорядилась своими внешними долгами. Она избежала финансовой разбалансированности, которую пережили другие страны, пораженные кризисом и вынужденные воспользоваться краткосрочными займами для осуществления долгосрочных проектов. В 1977 г. краткосрочные внешние долги Малайзии составляли менее одной трети всего национального долга. Поэтому в отличие от других стран ей не понадобилась помощь Международного валютного фонда (МВФ). Малайзия последовательно сокращала объем своих краткосрочных внешних долгов, либо конвертируя их в долгосрочные, либо выплачивая их из средств растущих резервов. В настоящее время внешний долг составляет менее половины ВВП страны, что дает ей возможность легко им манипулировать.
РЕФОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ политики
В 1985 г., в связи с наметившимся в экономике отрицательным ростом, был проведен ряд болезненных корректировок в политике. Как было сказано выше, правительство приняло меры, направленные на экономию денежных средств. Были кардинально урезаны расходы на научные разработки и несколько снижены операционные расходы. Правительство лишило государственный сектор статуса основного сектора экономики, отдав роль катализатора частному сектору. Государство стало более либеральным по отношению к частному сектору, что выразилось в дебюрократизации, деприватизации и дерегулировании. Налоговая ставка на доходы корпораций была снижена с 40 до 35%, т. е. приблизительно до уровня ставок в других странах региона, что стимулировало частные инвестиции как зарубежного, так и отечественного происхождения.
Новая экономическая политика (НЭП), задуманная в целях повышения роли «Бумипутра»1 в экономике, была тихо отложена на полку в связи с затруднениями середины 80-х гг. Правительство либерализовало требования к
1 В буквальном переводе «сыновья родной земли», или «коренное население».
владению обыкновенными акциями, дав иностранцам возможность владеть 100% акций компаний, 80% выпуска которых экспортируется. Фирмы, созданные в период с октября 1988 г. по 1990 г. и владельцами которых являются иностранцы, освобождались от выполнения требований, предусмотренных НЭПом и связанных с реструктуризацией активов, при условии, что они будут экспортировать не менее 50% своей продукции и нанимать на полную ставку 350 работ-ников-малайзийцев согласно расовому составу населения страны. После финансового кризиса 1997—1998 гг. все ограничения для ПИИ в отношении прав собственности были сняты, в результате чего иностранцам представилась возможность 100-процентного владения производственными предприятиями.
Правительство твердо настаивало на приватизации государственных предприятий. Из 1148 государственных предприятий половина работала с убытком. Начиная с 1983 г. правительство приватизировало 457 предприятий государственного сектора. В 1991 г. правительство принялось реализовывать Главный план по приватизации и План действии по приватизации [7].
Правительство также проводит либерализацию торгового режима, хотя и выборочно. Малайзийские тарифные ставки всегда были довольно низкими по сравнению с другими развивающимися странами, хотя в отдельных отраслях предусматривается высокий уровень тарифной защиты. Пересмотра общей тарифной системы не произошло, однако ставки по многим потребительским товарам были снижены, как предусматривалось годовыми бюджетами. Были сняты экспортные лицензионные требования, а на определенные промышленные товары (такие как цемент, клинкер, круглый и плоский железный и стальной профили, мозаика, кафельная плитка, черепица) были отменены экспортные пошлины. Из бюджета 1991 г. были также исключены налоги на экспорт резины, перца и всех минералов.
Очень важным является готовность Малайзии сократить тарифы на более чем тысячу продуктов, упомянутых в Уругвайском раунде многосторонних торговых переговоров под эгидой Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). Это снизило среднюю малайзийскую тарифную ставку на несколько процентных пунктов, охватив примерно четверть малайзийского импорта. Важно отметить, что эти тарифные сокращения предлагаются в рамках договорных обязательств, т. е. тарифы на эти товары не могут быть подняты вновь без специальной договоренности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из малайзийского опыта можно извлечь ряд важных политических уроков. Эти уроки не обязательны для всех других развивающихся стран — у каждой страны есть особенности, отличающие ее от других. Тем не менее мож-
но не сомневаться, что другие страны нашли бы в малайзийском опыте несколько полезных рекомендаций для формирования собственной политической стратегии.
Абсолютно ясно, что экономическая открытость приводит к процветанию, возможно и ценой уязвимости со стороны внешних факторов. Но внешняя нестабильность представляется той «малой кровью», которой Малайзии обходится ее прогресс. Политика закрытой экономики оградила бы экономику от воздействия внешней нестабильности, но сделала бы страну значительно беднее.
Малайзийский опыт показывает, что можно минимизировать эту «цену» проведением соответствующей политики. Например, в 1960—1970-х гг. Малайзия приняла кейнсианскую «противоциклическую» политику, которая помогла смягчить влияние внешних колебаний на экономику страны.
Однако опасность проведения неудачной политики, которая усилит амплитуду колебаний, остается, что показало начало 80-х гг. Антирецессионные меры, принятые во время спада производства с помощью повышения государственных расходов, имели бы смысл только в период, предшествующий спаду. И тогда у правительства осталось бы достаточно средств для успешной борьбы с его последствиями. Малайзийское правительство, растратив легко доставшиеся в 1979 и 1980 гг. средства, накопив значительные долги, чтобы финансово обеспечить амбициозные проекты государственного сектора в значительных объемах, не смогло противостоять кризису 1985 г. Негативного роста в 1985 г. можно было бы избежать, если бы правительство действовало иначе в 1979 и 1980 гг. [2]. Экспансионистская фискальная политика была исключена, так как бремя долга стало уже достаточно тяжелым, а проведение экспансионистской денежной политики было отложено в связи с угрозой возможного нового инфляционного скачка. Скорее всего, внезапный уход государства из экономики усугубил ситуацию в середине 80-х гг. Поэтапная реализация этого процесса была бы более уместной. Высокие процентные ставки, инфляционный рост заработной платы и завышенный обменный курс — все это только ухудшило ситуацию.
Малайзийский опыт также показывает, что хотя экспортная диверсификация может помочь снизить степень риска, она не может обеспечить стабильности экспорта. Диверсификация ради диверсификации — дорогостоящая мера, так как ее осуществление идет вразрез с принципами специализации и международного разделения труда. Диверсификация имеет определенный экономический смысл лишь в рамках динамического сравнительного преимущества, способствующего оптимальному распределению ресурсов.
Экономическую открытость нельзя рассматривать как источник слабости. Как следует из малайзийского опыта, открытость обеспечила эффективность размещения ресурсов и быстрый экономический рост. Открытая экономичес-
кая система делает экономику чувствительной до такой степени, что она становится способной принимать рыночные сигналы практически в момент их появления и реагировать на них быстро и автоматически. В середине 80-х гг., когда Малайзия была ослаблена, правительство не усугубило ситуацию, т. е. не стало заниматься проблемами местного значения, а среагировало в положительном направлении, создав открытую экономику и распространив ее принципы через дерегулирование и дебюрократизацию экономики.
Однако малайзийское правительство слишком медленно оправлялось от азиатского финансового кризиса, слишком долго не признавая его реальности. Решительные политические действия были предприняты только в сентябре 1998 г., т. е. через 14 месяцев после начала кризиса. В результате экономика сильно пострадала и в 1998 г. оказалась в глубоком упадке. Таким образом, промедление привело к печальным и дорогостоящим последствиям.
Экономический крах в начале 80-х гг. обернулся скрытым благом в том смысле, что он показал слабость системы. Малайзийские политики извлекли важные уроки из этого и теперь лучше подготовлены к решению подобных проблем в будущем. Следовательно, гибкость, способность к адаптации и прагматизм стали знаками качества малайзийской политики. Смелые практические меры, принятые политиками после 1985 г., буквально перевернули всю малайзийскую экономику. Позитивная позиция правительства по отношению к частному сектору и готовность работать в рыночной экономике, а не вопреки ее принципам — вот побочные результаты затянувшегося кризисного периода середины 80-х гг.
Хотя политики становятся мудрее и вооружаются опытом предыдущих кризисов, чтобы не растеряться перед лицом будущих, необходимо подчеркнуть, что кризис кризису рознь. Так, например, причина кризиса 1985 г. крылась в основном в чрезмерных расходах государства, а кризис 1998 г. обязан своим появлением главным образом промахам, допущенным корпоративным сектором. Следовательно, уроки азиатского финансового кризиса сводятся в основном к правильному корпоративному управлению, его прозрачности и эффективному учету.
Нельзя отрицать, что либеральная, открытая политика помогла малайзийской экономике восстановиться. Жесткая внутренняя политика приводит только к «жесткой посадке», в то время как гибкая политика обеспечивает «мягкую посадку» в трудные времена. В такой открытой экономике, как малайзийская, влияние внешних циклических процессов на внутреннюю экономику неизбежно, но характер их влияния всецело зависит от того, как быстро будут совершаться внутренние перемены в экономической политике. Оздоровление экономики, таким образом, связано не только с уровнем ее открытости, но и с качеством политического вмешательства.
Из малайзийского опыта становится понятно, что открытая экономика — это здоровая экономика, так как именно открытая экономика способна обеспечить быстрый экономический рост через эффективное распределение ресурсов и оптимальное размещение производственных факторов, учитывающее принцип сравнительных преимуществ. Негативные эффекты экономической открытости могут быть сведены к минимуму с помощью правильно реализуемого государственного вмешательства. С этой точки зрения вопрос оздоровления экономики страны становится вопросом управления экономическим ростом через интеграцию с мировой экономикой. Решение проблемы экономической открытости лежит в русле ее расширения, а не свертывания, как ни странно это звучит.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ariff M. Export Trade and the West Malaysian Economy // Enquiry into the Economic Implications of Export, Instability, Faculty of Economics and Administration. Kuala Lumpur: University of Malaya, 1972.
2. Ariff M. and Hasan M. Fiscal Strategies and Public Debts: the Malaysian Experience // Issues and Challenges for National Development, Faculty of Economics and Administration. Kuala Lumpur: University of Malaya, 1990.
3. Ariff M. and Semudram M. Trade and Financing Strategies: A Case Study of Malaysia. Working Paper. No 21. London: Overseas Development Institute, 1987.
4. Arif M. and Tan E. C. The Malaysian Export Sector: Policy and Performance paper submitted to the United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD). Geneva, 1990.
5. Arif M. et. al., Currency Turmoil and the Malaysian Economy. Kuala Lumpur: Malaysian Institute of Economic Research, 1999.
6. Gan W. B. Macroeconomic Policy, Real Exchange Rate and International Competitivess — the Malaysian Experience, Faculty of Economics and Administration. Kuala Lumpur: University of Malaya, 1989. (Unpublished).
7. Nambia S. Privatization in Malaysia. Paper submitted to the Workshop on Capacity Enhancement of Myanmar Civil Service. Yangon, 2004.
8. Semudram M. The Management of the Malaysian Ringgit., Kuala Lumpur: Institute of Strategic and International Studies (ISIS) Malaysia (mimeograph), 1985.
9. World Bank. Malaysia — Matching Risks and Rewards in a Mixed Economy Program, a World Bank Country Study, Washington D C, 1989.
Перевод с английского В. Е. Кучерявенко
© Кучерявенко В. Е., перевод с англ., 2006