Общее образование
УДК 37
Управление внедрением средств цифровизации в образовательный процесс школы
Managing schools digitization
Абзалова Д.Г., Институт развития образования Республики Татарстан, sunnydg@yandex.ru Abzalova D., Tatarstan institute of education development, sunnydg@yandex.ru DOI: 10.34772/KPJ.2020.141.4.026
Ключевые слова: образовательная организация, внедрение средств цифровизации, образовательный процесс, дорожная карта.
Keywords: educational institution, digitization of education, educational process, road map.
Аннотация. В современных условиях важным фактором успешного внедрения средств цифровизации в образовательный процесс школы является эффективное управление образованием на всех уровнях. Актуальным становится понимание применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в различных условиях их реализации в современной школе. Цель статьи заключается в оказании помощи руководителям образовательных организаций в выборе направлений деятельности по непрерывному профессиональному развитию педагогов в области применения новых педагогических практик с использованием цифровых технологий. В статье сформулированы объективные причины необходимости обеспечения массового консультирования педагогов, руководителей образовательных организаций по организации дистанционного обучения. Проведенный анализ литературных источников раскрывает сущность терминов и понятий, особенностей организации учебного процесса в условиях цифрового обучения. Автор предлагает примерную схему дорожной карты мероприятий для образовательной организации по управлению внедрением средств цифровизации в образовательный процесс, что позволит выстроить систему методической работы с педагогами, обучающимися и их родителями. Статья предназначена для работников системы образования, руководителей образовательных организаций.
Abstract. The efficiency of school digitization is highly influenced by education management at all levels. Especially vital currently is proper understanding of digital education and distant learning technologies at school. The articles aims to assist the managers of educational institutions to develop an action plan for continuous professional development of the teaching staff in implementation of digital techniques into teaching practice. The article studies objective reasons for providing consulting in distant learning for both managers and faculty of educational institutions. The literature review defines the main terms and specific features of digitized educational process. The author of the article suggests a road map for digitization of studying, which allows to design a proper system of support for teachers, students and parents. The article is addressed to employees and managers of educational institutions.
Введение. Одним из федеральных проектов национального проекта «Образование» является «Цифровая образовательная среда» (ЦОС). Цель данного проекта - создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. Важным фактором успешного внедрения и развития целевой модели ЦОС является эффективное управление образованием на всех уровнях. В процессе цифровой трансформации образования необходимо сформировать и распространить новые модели управления образовательными организациями, основой которых является синтез
новых педагогических практик с использованием цифровых технологий, непрерывного
профессионального развития педагогов, новых цифровых инструментов в управлении образованием [6].
Однако все ли руководители образовательных организаций готовы к реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда»?
Во время обучения заместителей директоров по учебной работе образовательных организаций Республики Татарстан, прошедших в марте 2020 года в рамках повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Система оценки качества образования в
образовательной организации: методологический и технологический инструментарий», результаты входной анкеты «Самооценка эффективности деятельности руководителя образовательной организации», разработанной сотрудниками кафедры теории и практики управления образованием Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан», показали необходимость изучения
руководителями образовательных организаций вопросов управления внедрением средств цифровизации в образовательный процесс школы. Об этом и пойдёт речь в этой статье.
Материалы и методы исследования. Рассмотрим основные дидактические понятия дистанционного обучения как средства цифровизации; нормативно-правовое
обеспечение дистанционного обучения; нормативные правовые акты для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий.
На основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее - организации), реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся [8;14].
По результатам исследований Е.А. Семионовой и Г.С. Токаревой по проблеме готовности российских школ, учителей и учащихся к дистанционному обучению, по состоянию на начало 2019/2020 учебного года в целом по России от 16 до 18% учащихся (в зависимости от образовательной программы) обучались с применением электронного обучения [11, с.20].
Что касается дистанционных
образовательных технологий, то, как следует из данных статистики, широкого распространения
они не получили. По состоянию на начало 2019/2020 учебного года в целом по России от 4 до 6% учащихся (в зависимости от образовательной программы) обучались с применением дистанционных образовательных технологий [11, с.20].
Очевидно, что при таком незначительном использовании онлайн технологий в обучении школьников массовый переход на дистанционное обучение в связи с эпидемиологической обстановкой в стране и мире привели к объективным трудностям в организации образовательного процесса, основанного на применении дистанционных образовательных технологий.
С.И. Заир-Бек, Т.А. Мерцалова и К.М. Анчиков выделили те зоны, на которые - в условиях необходимости быстрых
мер - управленцам всех уровней следует обратить особое внимание: квалификация педагогов, особые группы учащихся (из малообеспеченных и многодетных семей), технические возможности для организации дистанционного обучения [5, с.2].
По мнению А.А. Вербицкого, назрела необходимость перехода к практико-ориентированному типу непрерывного образования с опорой на фундаментальное содержание наук и на неисчерпаемые возможности человека как субъекта общего и профессионального развития, в том числе посредством использования огромных возможностей цифровых средств обучения [3].
В связи с этим специалистам системы образования, руководителям образовательных организаций необходимо ознакомиться с содержанием двух нормативных правовых актов:
1. Распоряжение Министерства просвещения России от 18.05.2020 N Р-44 «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий» [10].
2. Проект Правительства Российской Федерации «О проведении в 2020-2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых»
[9].
Если читать эти документы внимательно, то явственно осознаешь: дистанционному образованию - быть.
В связи с этим необходимо обеспечить массовое если не обучение, то консультирование педагогов, руководителей образовательных организаций по использованию дистанционных образовательных технологий, терминов и понятий.
В последние пять-шесть лет увеличивается количество публикаций по дистанционному обучению - актуальнейшей проблеме современного образования. Можно встретить самые разные суждения по поводу одних и тех же терминов, понятий: «дистанционное обучение», «дистанционное образование», «цифровое обучение», «цифровизация».
Более подробно данный вопрос освещен в книгах Е.С. Полат «Теория и практика дистанционного обучения» [12] и «Педагогические технологии дистанционного обучения» [7].
Теоретические вопросы дидактики электронного обучения, особенности организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий, образовательные практики и педагогический опыт раскрываются в книге М.Е. Вайндорф-Сысоевой «Методика дистанционного обучения» [1].
В учебном пособии «Технология дистанционного обучения» А.В. Тараканова, К.В. Садовой и Е.А. Крайновой [13] можно познакомиться с Интернет-технологиями дистанционного обучения, а также образовательными сообществами сети Интернет.
XII Шамовские педагогические чтения, прошедшие 25 января 2020 года, были традиционно посвящены осмыслению решения очередной актуальнейшей проблемы современной педагогики и системы образования: цифровизиции образования. В сборнике научных трудов международной научно-практической конференции «Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации» [4] представлены перспективные направления научно-практических поисков для решения актуальных проблем современного образования.
А.А. Вербицкий в своей статье «Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы» рассматривает правомерное использование терминов «цифровая система образования» и «цифровое обучение» [3].
В монографии М.Е. Вайндорф-Сысоевой «Цифровое обучение в контексте современного образования: практика применения»
представлены результаты исследования процесса подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения. Описаны технологии организации учебного процесса, специфика взаимодействия «учитель - цифровая образовательная среда - ученик» в электронной информационно-образовательной среде.
Обращается внимание на такие профессиональные риски - профессиональные события - как: «руководитель», «обучающиеся», «преподаватель», «цель», «обилие
инструментов», «опыт педагога», «Я - на экране монитора», «Я - за экраном», «обратная связь» [2].
Проведенный анализ литературных источников раскрывает, прежде всего, важность и необходимость организации качественной просветительской работы. Педагоги,
руководители образовательных организаций должны разобраться и понимать основные дидактические термины и понятия дистанционного обучения как средства цифровизации.
От авторов данной литературы педагоги получат практические рекомендации по адаптации традиционной педагогической системы к условиям дистанционного обучения, познакомятся с особенностями организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий.
Работники системы образования,
администрация образовательных организаций найдут в содержании данной литературы методический материал для подготовки и проведения различных мероприятий по повышению квалификации педагогов в электронной образовательной среде.
Результаты исследования. Мы считаем, что для эффективной деятельности руководителя образовательной организации в решении проблемы подготовки школы, педагогов, обучающихся и их родителей к дистанционному обучению необходима разработка дорожной карты.
Нами предлагается примерная схема дорожной карты мероприятий для образовательной организации по управлению внедрением средств цифровизации в образовательный процесс, см. таблицу 1.
Цель: Создание безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей доступность цифрового образовательного пространства для всех участников образовательной деятельности.
Таблица 1. - Примерная схема дорожной карты мероприятий для образовательной организации по управлению внедрением средств цифровизации в образовательный процесс
№ п/п Виды мероприятий Сроки реализации Ответственные исполнители Ожидаемые результаты
Долгосрочное планирование (3-5 лет)
1. Оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием для организации образовательной деятельности 2020-2024 Администрация образовательной организации, заместитель директора по хозяйственной части Соответствие материально- технической базы образовательной организации современным требованиям
2. Приведение сайта образовательной организации в соответствие современным требованиям 2020-2024 Секретарь учебной части, преподаватель информатики Соответствие сайта образовательной организации современным требованиям
3. Использование технического оборудования для ведения электронного журнала и дневника 2020-2024 Заместитель директора по УР, заместитель директора по ВР Ведение электронного журнала и дневника
4. Изучение нормативно-правовых документов по внедрению средств цифровизации в образовательный процесс школы 2020-2024 Администрация образовательной организации, руководители МО Повышение ИКТ- компетентности педагогов
5. Проведение семинаров (вебинаров) по внедрению средств цифровизации в образовательный процесс школы 2020-2024 Администрация образовательной организации, руководители МО Повышение ИКТ- компетентности педагогов
6. Консультирование педагогов по использованию дистанционных образовательных технологий 2020-2024 Заместитель директора по УР, заместитель директора по ВР Повышение ИКТ- компетентности педагогов
7. Сетевое взаимодействие педагогов с образовательными организациями, имеющими опыт проведения дистанционных занятий со школьниками 2020-2024 Администрация образовательной организации Повышение ИКТ- компетентности педагогов
8. Подготовка методического комплекса (разработка уроков, материалов для педагогов и обучающихся) 2020-2024 Заместитель директора по НМР, руководители МО Повышение ИКТ- компетентности педагогов
9. Использование дистанционных образовательных технологий для расширения образовательного пространства 2020-2024 Администрация образовательной организации Повышение ИКТ- компетентности педагогов
10. Консультирование педагогов и родителей по влиянию виртуальности на мышление, память и восприятие обучающихся 2020-2024 Психолог образовательной организации Повышение компетентности педагогов и родителей
Продолжение таблицы 1
№ п/п Виды мероприятий Сроки реализации Ответственные исполнители Ожидаемые результаты
11. Мониторинг психологического состояния образовательной среды 2020-2024 Администрация образовательной организации, психолог образовательной организации Справка по результатам мониторинга
12. Инструктаж родителей (особенно младших школьников) при переходе к дистанционному обучению 2020-2024 Администрация образовательной организации Повышение ИКТ-компетентности родителей обучающихся
13. Использование Интернет-ресурсов для проведения уроков кибербезопасности для обучающихся 2020-2024 Заместитель директора по ВР Приобретение навыков безопасного поведения в сети Интернет
Планирование на 2020-2021 учебный год
1. а) Разработка анкеты для родителей с целью учёта технических факторов семьи (наличие компьютерной техники, мобильных устройств) Сентябрь, 2020 Рабочая группа педагогов Анкета для родителей
2. Анкетирование родителей Сентябрь, 2020 Заместитель директора по УР, классные руководители Справка по результатам анкетирования
3. Сбор информации об особых группах обучающихся (из малообеспеченных и многодетных семей) Сентябрь, 2020 Заместитель директора по ВР, классные руководители Справка об обучающихся из малообеспеченных и многодетных семей
4. Анализ материально-технической базы образовательной организации Сентябрь-октябрь, 2020 Администрация образовательной организации Перечень оборудования для оснащения материально -технической базы образовательной организации
5. Изучение кадрового состава (наличие ИКТ-квалификаций у педагогов) Сентябрь, 2020 Заместитель директора по НМР Справка о наличии ИКТ-квалификаций у педагогов
6. Изучение нормативно-правовых документов по внедрению средств цифровизации в образовательный процесс школы В течение учебного года Администрация образовательной организации, руководители МО Повышение ИКТ- компетентности педагогов
7. Проведение семинаров (вебинаров) по внедрению средств цифровизации в образовательный процесс школы Один раз в четверть Администрация образовательной организации, руководители МО Повышение ИКТ- компетентности педагогов
8. Консультирование педагогов по использованию дистанционных образовательных технологий В течение учебного года Заместитель директора по УР, заместитель директора по ВР Повышение ИКТ- компетентности педагогов
Продолжение таблицы 1
№ п/п Виды мероприятий Сроки реализации Ответственные исполнители Ожидаемые результаты
9. Сетевое взаимодействие педагогов с образовательными организациями, имеющими опыт проведения дистанционных занятий со школьниками По плану МО Администрация образовательной организации, руководители МО Повышение ИКТ- компетентности педагогов
10. Подготовка методического комплекса (разработка уроков, материалов для педагогов и обучающихся) В течение учебного года Заместитель директора по НМР, руководители МО Повышение ИКТ- компетентности педагогов
11. Использование дистанционных образовательных технологий для расширения образовательного пространства В течение учебного года Администрация образовательной организации Повышение ИКТ- компетентности педагогов
12. Консультирование педагогов и родителей по влиянию виртуальности на мышление, память и восприятие обучающихся В течение учебного года Психолог образовательной организации Повышение компетентности педагогов и родителей
13. Инструктаж родителей (особенно младших школьников) при переходе к дистанционному обучению По мере необходимости Администрация образовательной организации Повышение ИКТ-компетентности родителей обучающихся
14. Использование Интернет-ресурсов для проведения уроков кибербезопасности для обучающихся По плану проведения предметных недель Заместитель директора по ВР Приобретение навыков безопасного поведения в сети Интернет
15. Повышение квалификации педагогических работников по методике дистанционного обучения 20.09.2020-20.05.21 Заместитель директора по УР, заместитель директора по НМР Повышение профессиональной компетентности педагогов
16. Повышение квалификации педагогических работников в рамках периодической аттестации в цифровой форме 20.09.2020-20.05.21 Заместитель директора по УР, заместитель директора по НМР Повышение профессиональной компетентности педагогов
17. Формирование перечня мероприятий по повышению квалификации руководящих работников в области цифровизации образования 20.09.2020-20.05.21 Заместитель директора по УР, заместитель директора по НМР Повышение профессиональной компетентности руководящих работников
18. Проведение совещаний (обсуждений) результатов инновационной деятельности образовательной организации по внедрению платформы 20.09.2020-20.05.21 Заместитель директора по УР, заместитель директора по НМР Повышение профессиональной компетентности педагогов
Руководителям образовательных организаций необходимо учесть множество факторов, на которые обратили наше внимание сотрудники Национального исследовательского университета
«Высшая школа экономики» С.И. Заир-Бек, Т.А. Мерцалова и К.М. Анчиков: технические (наличие компьютерной техники, необходимого программного обеспечения, Интернета с
достаточной для устойчивого сигнала скоростью), финансовые (готовность семей к расходам на компьютерную технику, оплату Интернета), методические (разработка уроков, материалов для учителей и учеников), кадровые (наличие ИКТ-квалификаций у педагогов), организационные (комплекс правильных своевременных управленческих решений) [5, с.24].
Заключение. Успех реализации
дистанционного обучения во многом зависит от педагогов, их профессионализма и ИКТ-компетенции. Совершенно очевидно, что с перспективой широкого внедрения
дистанционного обучения в практику образовательных организаций уже сейчас встаёт задача подготовки педагогов не только для очного, но и для дистанционного обучения.
Педагог становится не только носителем знаний, которыми он делится с обучаемыми, но и проводником по цифровому миру. Он должен обладать цифровой грамотностью, способностью создавать и применять контент посредством цифровых технологий, включая навыки компьютерного программирования, поиска, обмена информацией, коммуникацию. Развитие цифровых технологий требует от педагога способности быстро овладевать навыками работы с ними.
Переход обучающихся к дистанционному обучению требует, чтобы не только педагоги, но и родители были проинструктированы, как
помогать детям, особенно младшим школьникам, в их обучении в новых, непривычных условиях.
Практическая значимость и новизна данной статьи заключается в оказании помощи руководителям образовательных организаций в планировании направлений деятельности по подготовке школы, педагогов, обучающихся и их родителей к обучению в дистанционном формате.
Надеемся, что предложенная примерная схема окажет практическую помощь руководителям образовательных организаций при разработке своего проекта дорожной карты мероприятий по управлению внедрением средств цифровизации в образовательный процесс школы, что позволит выстроить систему методической работы с педагогами, обучающимися и их родителями.
Очевидную необходимость требуют уточнения и пересмотр содержания актуальных дополнительных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов системы образования,
руководителей образовательных организаций, педагогов с учетом приоритетов и динамики модернизации образования. В содержание данных программ необходимо включить модуль по методике дистанционного обучения, практикум по формированию цифровой грамотности педагогов, а также перевести на новый уровень сетевого взаимодействия всех социальных партнеров, вовлеченных в выстраивание информационных систем страны.
Литература:
1. Вайндорф-Сысоева М.Е. Методика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Т.С. Грязнова, В.А. Шитова; под общей редакцией М.Е. Вайндорф-Сысоевой. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 194 с. - Режим доступа: https://urait.ru/book/metodika-distancionnogo-obucheniya-433436
2. Вайндорф-Сысоева М.Е. Цифровое обучение в контексте современного образования: практика применения: монография / М.Л. Субочева, М.Е. Вайндорф-Сысоева. - МГПУ. - М.: Диона, 2020. - 244 с.
3. Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы [Электронный ресурс] / А.А. Вербицкий // Электронный научно-публицистический журнал «НотоСуЬетБ». - 2019. - № 1(6). - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/ УегЬ№у_ЛЛ_1_2019
4. Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации: сборник научных трудов [Электронный ресурс] / XII Международ. науч. -практич. конференция «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами», 25 января
2020 г.: в 2 ч. Ч. 1. - М.: МАНПО, 5 за знания, 2020. -772 с. - Режим доступа: https://axiom.expert/news/153-eto-ne-prosto-sbornik-a-nastoyashchaya-entsiklopediya-sovremennogo-obrazovaniya
5. Готовность российских школ и семей к обучению в условиях карантина: оценка базовых показателей [Электронный ресурс] / С.И. Заир-Бек, Т.А. Мерцалова, К.М. Анчиков; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - М.: НИУ ВШЭ, 2020. - 32 с. - Режим доступа: https://ioe.hse.ru/data/2020/04/17/1557061019/ф0%202(2 7)%20элекIронный.pdf
6. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project
7. Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / Е.С. Полат [и др.]; под редакцией Е.С. Полат. - 3-е изд. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 392 с. - Режим доступа: https://urait.ru/bcode/449298
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. №816 «Об
утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/
^ситей?то^еЫ=1&^ситейЫ=300600
9. Проект Правительства Российской Федерации «О проведении в 2020 - 2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://turov.pro/wp-content/uploads/2020/07/proekt_postanovleniya_pravitelstv a_rf_o_provedenii_v_2020_.pdf
10. Распоряжение Министерства просвещения России от 18.05.2020 N Р-44 «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nouor.ru/upload/2019-2020%20документы/!! !2020%20Распоряжение%20Мин просвещения%20России/о20от%2018.05.2020%20№/о2 0Р-44%20Об^
11. Семионова Е.А., Токарева Г.С. Готовность российских школ, учителей и учащихся к дистанционному обучению [Электронный ресурс] / Е.А. Семионова, Г.С. Токарева // Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития. - 2020. -№ 6(108). - Апрель. - С. 20-22. - Режим доступа: http://www.iep.ru/files/text/crisis_monitoring/2020_6-108_April.pdf
12. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / Е.С. Полат [и др.]; под редакцией Е.С. Полат. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. -434 с. - Режим доступа: https://urait.ru/book/teoriya-i-praktika-distancionnogo-obucheniya-449342
13. Технология дистанционного обучения: учебное пособие [Электронный ресурс] / А.В. Тараканов, К.В. Садова, Е.А. Крайнова. - Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2017. - 1 электрон. опт. диск (CD-R) ISBN 978-5-7964-2073-7. - Режим доступа: http://sfsamgtu.com/html/biblioteka/doc/rio/17/13-17sf.pdf
14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3 -Редакция от 31.07.2020 - с последними изменениями [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&docume ntId=365827
References:
1. Weindorf-Sysoeva M.E. Distance learning methodology: textbook for universities [Electronic resource] / M.E. Weindorf-Sysoeva, T.S. Gryaznova, V.A. Shitova; under the general editorship of M.E. Weindorf-Sysoeva. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2020. - 194 p. - Access mode: https://urait.ru/book/metodika-distancionnogo-obucheniya-433436
2. Weindorf-Sysoeva M.E. Digital learning in the context of modern education: application practice: monograph / M.L. Subocheva, M.E. Weindorf-Sysoeva. -MGPU. - M.: Diona, 2020. - 244 p.
3. Veibitsky A.A. Digital education: problems, risks and prospects [Electronic resource] / A.A. Verbitsky // Electronic scientific journal "HomoCyberus". - 2019. - № 1(6). - Access mode: http://journal.homocyberus.ru /Verbitskiy_AA_1_2019
4. Horizons and risks of education development in the context of systemic changes and digitalization: a collection of scientific works [Electronic resource] / XII International. scientific and practical conference "Shamov Pedagogical Readings of the Scientific School of Educational Systems Management", January 25, 2020: at 2 pm Part 1. - M.: MANPO, 5 for knowledge, 2020. - 772 p. - Access mode: https://axiom.expert/news/153-eto-ne-prosto-sbornik-a-nastoyashchaya-entsiklopediya-sovremennogo-obrazovaniya
5. The readiness of Russian schools and families to study in quarantine conditions: an assessment of basic indicators [Electronic resource] / S.I. Zair-Bek, T.A. Mertsalova, K.M. Anchikov; National Research University Higher School of Economics, Institute of Education. - M.: NRU HSE, 2020. - 32 p. - Access mode:
https://ioe.hse.ru/data/2020/04/17/1557061019/FO%202(27 )%20electronic.pdf
6. National project "Education" [Electronic resource]. -Access mode: https://edu.gov.ru/national-project
7. Pedagogical technologies of distance learning: a textbook for universities / E.S. Polat [and others]; edited by E.S. Polat. - 3rd ed. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2020. - 392 p. - Access mode: https://urait.ru/bcode/449298
8. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of August 23, 2017 No. 816 "On the approval of the procedure for the use by organizations carrying out educational activities, e-learning, distance educational technologies in the implementation of educational programs" [Electronic resource]. - Access mode: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId= 1 &documentId=300600
9. The project of the Government of the Russian Federation "On conducting in 2020-2022 an experiment on the implementation of the target model of the digital educational environment in the field of general education, secondary vocational education and corresponding additional vocational education, vocational training, additional education for children and adults" [Electronic resource] - Access mode: https://turov.pro/wp-content/uploads/2020/07/proekt_postanovleniya_pravitelstv a_rf_o_provedenii_v_2020_.pdf
10. Order of the Ministry of Education of Russia dated 05/18/2020 N R-44 "On the approval of guidelines for the introduction of modern digital technologies into the main general educational programs" [Electronic resource]. -Access mode: https://nouor.ru/upload/2019-2020%20documents/!! !2020%20Order%20Ministry of
Education%20Russia%20of%2018.05.2020%20N%20P-44%200b.pdf
11. Semionova E.A., Tokareva G.S. Readiness of Russian schools, teachers and students for distance learning [Electronic resource] / E.A. Semionova, G.S. Tokareva // Monitoring the economic situation in Russia: trends and challenges of socio-economic development. - 2020. - № 6(108). - April. - S. 20-22. - Access mode: http://www.iep.ru/f les / text / crisis_monitoring / 2020_6-108_April.pdf
12. Theory and practice of distance learning: a textbook for universities [Electronic resource] / E.S. Polat [and others]; edited by E.S. Polat. - 2nd ed., Rev. and add. -Moscow: Yurayt Publishing House, 2020. - 434 p. - Access
mode: https://urait.ru/book/teoriya-i-praktika-
distancionnogo-obucheniya-449342
13. Technology of distance learning: a tutorial [Electronic resource] / A.V. Tarakanov, K.V. Sadova, E.A. Krainova. - Samara: Samar. state tech. un-t, 2017. - 1 electron. wholesale disc (CD-R) ISBN 978-5-7964-2073-7. - Access mode: http://sfsamgtu.com/html/biblioteka /doc/rio/17/13-17sf.pdf
14. Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 No. 273-FZ - Edition of July 31, 2020 - with the latest changes [Electronic resource]. - Access mode: https://normativ.kontur.ru/ document?moduleId=1&documentId=365827
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования