Научная статья на тему 'Управление валютными рисками в российских компаниях'

Управление валютными рисками в российских компаниях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3165
1015
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЮТНЫЙ РИСК / ХЕДЖИРОВАНИЕ / ФЬЮЧЕРСЫ / ОПЦИОНЫ / CURRENCY RISK / HEDGING / FUTURES / OPTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хмелев И. Б.

В статье рассматриваются проблемы управления валютными рисками в российских компаниях, доказывается необходимость расширения практики применения различных инструментов управления валютными рисками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENCY RISK MANAGEMENT IN RUSSIAN COMPANIES

The article addresses the issues associated with currency risks management in Russian companies as well as the necessity of expansion the application of various tools for currency. risks management.

Текст научной работы на тему «Управление валютными рисками в российских компаниях»

Критерий Гурвица заключается в том, что минимальному и максимальному результатам каждого решения присваивается “вес”. Умножив результаты на соответствующие веса и суммируя их, лицо, принимающее решение, получает общий результат. Далее выбирается решение с наибольшим результатом.

Таким образом, использование предложенных схем оценки экономической эффективности логистических инвестиционных проектов и оценки стоимости собственных инвестиционных ресурсов на транспортных предприятиях позволит им грамотно и структурировано вести инвестиционные политики при реализации логистических проектов.

УПРАВЛЕНИЕ ВАЛЮТНЫМИ РИСКАМИ В РОССИЙСКИХ КОМПАНИЯХ

Хмелев И.Б., к.э.н., доцент Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

В статье рассматриваются проблемы управления валютными рисками в российских компаниях, доказывается необходимость расширения практики применения различных инструментов управления валютными рисками.

Ключевые слова: валютный риск, хеджирование, фьючерсы, опционы.

CURRENCY RISK MANAGEMENT IN RUSSIAN COMPANIES

Khmelev I. Ph.D. in Economics, Assosiate Professor, Moskow State Universiy of Economy, Statistics and Informatics

The article addresses the issues associated with currency risks management in Russian companies as well as the necessity of expansion the application of various tools for currency. risks management.

Keywords: currency risk, hedging, futures, options

В мировой практике управление финансовыми рисками и, в частности, валютными рисками в крупных компаниях ложится на специальную структуру, называемую казначейством. Выделение в структуре финансовой службы такого подразделения—новое и пока не очень распространенное явление в практике российского бизнеса. В большинстве российских компаний основные казначейские функции выполняет финансовый директор.1 Компании, а тем более группы компаний и холдинги, в которых отсутствует казначейство, как правило, сталкиваются со следующими проблемами:

• отсутствие единой политики и процедур управления денежными средствами;

• отсутствие оперативной информации о состоянии краткосрочных активов и пассивов (остатки на счетах, краткосрочные ссуды и кредиты, финансовые вложения и др.);

• низкая эффективность управления ликвидностью;

• трудности при планировании движения денежных средств более чем на один-два операционных дня;

• отсутствие управления и контроля над расходами компаний, связанных с обеспечением финансовых потоков (процентные платежи, банковские комиссионные, расходы по конверсионным операциям и прочее).

Для развивающихся компаний (особенно с большим числом субъектов управления) названные проблемы могут стать главным тормозом развития бизнеса. Для эффективного управления финансами предприятия казначейство берет на себя такие функции как организация взаимоотношений с банками, контроль исполнения бюджета, планирование денежного потока, организация системы платежей и т.д. Крупные компании стремятся к централизации казначейской функции. Так, 58%2 участников опроса проведенного компанией Price Waterhouse Coopers среди российских компаний в 2011/году относят казначейскую функцию своей компании к централизованной.

К ведению казначейства также относится управление валютным и всеми видами финансовых рисков, в частности риском неплатежеспособности как компании, так и ее контрагентов. Такое управление включает хеджирование рисков (приобретению валютных контрактов), а также разработку и введение лимитов по различным статьям расходов. Преимущества, которые получает компания при централизации казначейских функций, сводятся в основном к усилению контроля над финансовыми рисками, уменьшению их значимости и вероятности по сравнению с ситуацией, когда казначейские функции распределены между компаниями, входящими в холдинг.

Хеджирование валютных рисков в российских компаниях ста-

ло важным направлением риск-менеджмента организации тоже не так давно, значительная часть компании до сих пор не считает необходимым страховать себя от данного вида риска.

Согласно опросу Price Waterhouse Coopers за 2011 год (в опросе принимали участие руководители казначейских подразделений ведущих российских компаний), всего 41% опрошенных считает управление финансовыми рисками важной функцией казначейств. Что касается именно отношения к валютным рискам, то 58% респондентов отмечают подверженность своей компании транзакционному (операционному) валютному риску, однако только в 23% случаев компании используют производные финансовые инструменты для хеджирования данного типа риска. В то же время в 60% компаний управление процентным и товарным рисками вообще не осуществляется.3 Всего 30% респондентов подтвердили, что валютные и процентные риски, кредитные риски и риски, связанные с ценами на сырьевые товары оказывают существенное влияние на деятельность компаний.

Мировой финансовый кризис явственно показал, что некоторые виды рисков были явно недооценены: и именно они оказали пагубное влияние на финансовые результаты компаний за последние несколько лет.

Результаты исследования PWC свидетельствуют о том, что компании учли уроки кризиса и стали уделять больше внимания управлению финансовыми рисками в период после кризиса. Так, 63% респондентов отмечают необходимость мониторинга соблюдения финансовых условий и ограничений4, а также рисков структуры капитала. В благоприятных условиях данному виду риска не придавалось особого значения, тогда как в условиях нестабильности они вышли на первый план.

В то же время результаты исследования PWC показали, что российские компании на данный момент не рассматривают управление рисками как системный процесс. Можно отметить, что только 33% респондентов имеют полноценный процесс управления финансовыми рисками, начиная с идентификации рисков и заканчивая их хеджированием. В ходе исследования респондентам был задан вопрос о том, каким образом осуществляется оценка финансовых рисков. Результаты опроса отражены на Рис. 1. Таким образом, большинство компаний оценивают риски своими силами, для чего требуются квалифицированные специалисты, а они есть не во всех компаниях. Основываясь на неправильной оценке рисков, даже удачная стратегия риск-менеджмента становится неэффективной.

Что касается методов оценки финансовых рисков, то более половины опрошенных компаний (61%) отметили, что используют анализ чувствительности; 50% респондентов применяют сценар-

1 http://bisness-online.ru Роль казначейства в российских компаниях от 1.07.11

2 Исследование в области деятельности казначейских служб в России, 2011 г. http://www.pwc.ru/

3 Исследование в области деятельности казначейских служб в России, 2011 г. http://www.pwc.ru/

4 Исследование в области деятельности казначейских служб в России, 2011 г. http://www.pwc.ru/

Рис. 1. Способы оценки финансовых рисков в российских компаниях Источник: Исследование в области деятельности казначейских служб в России, 2011 г, PWC.

ное моделирование; только 11% компаний используют VaR-индикаторы (наиболее распространенный способ в мировой практике).

В целом, в России сложилась ситуация, когда валютным рискам не уделяется должного внимания. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

1. Во многих компаниях управление рисками осуществляется по решению финансового директора, который не всегда обладает необходимыми знаниями. Долгосрочное планирование движения денежных средств применяется только в крупных компаниях. Часто плохо определена цель хеджирования. Опрос Р—С выявил, что 60% респондентов считают, что их компании испытывают нехватку квалифицированных директоров, при этом многие советы директоров не ставят перед собой задачу поиска директоров с конкретным набором знаний, навыков и опыта5.

2. Многие компании применяют инструменты хеджирования без определения необходимости таких действий и расчета стоимости альтернатив хеджирования.

3. Рынки производных финансовых инструментов в России недостаточно развиты, что затрудняет их использование. Большой проблемой в России остается низкий уровень доверия к финансовым институтам в целом и финансовым инструментам в частности.

Тем не менее, опрос членов совета директоров, проведенный Р—С в начале 2012 года подтвердил, что вопросы управления рисками находятся на первом месте среди приоритетных тем (26% респондентов указали, что хотели бы, чтобы совет директоров их компании уделял этому вопросу намного больше времени и внимания, чем раньше). Почти четверть (26%) членов советов директоров отметили, что вопросам управления рисками уже уделяется повышенное внимание в их компаниях. При этом согласно результатам аналогичного исследования, проведенного в США, такую же оценку по американским компаниям дали 36% респондентов. Подобные цифры показывают, что проблема управления рисками, в том числе и валютными, стала достаточно актуальна в российских компаниях, но для ее решения предстоит сделать очень много.

В последние годы многие российские компании стали настороженно относиться к валютным рискам, но пока еще не все научились ими управлять. Влияние операционного валютного риска на результаты деятельности организаций признают 58% опрошенных, только 50% считают, что могут его оптимизировать. Трансляцион-

ный риск характерен для 50% компаний, управляют им только 29% компаний. Экономический и скрытый риск в основном не принимается во внимание.

По сравнению с товарным и процентным рисками, от которых никак не страхуются более половины компаний, какой-либо вид хеджирования валютных рисков в 2011 году использовало уже около 70% опрошенных. На Рис. 2 показаны наиболее часто применяемые российскими компаниями инструменты хеджирования валютных рисков.

Сложность ситуации в том, что абсолютное большинство компаний рассчитывают на естественное хеджирование, что часто покрывает только часть рисков и может быть эффективно не во всех случаях. Незначительное использование производных инструментов свидетельствует о сложности продуктов и отсутствии в российских компаниях необходимого опыта совершения аналогичных сделок.

Как показывают результаты исследования, существует взаимосвязь между целями программы хеджирования и размером компании. Так, крупные компании (размер выручки более 100 млрд. руб.) считают необходимым снизить влияние рисков на операционную прибыль (40%) и денежный поток (30%). Компании с выручкой менее 30млрд руб. в основном защищают бюджетные показатели (44%).

Нельзя не отметить, что крупные компании уделяют гораздо больше внимания управлению валютными рисками. Такие российские компании, как Аэрофлот, Новолипецкий металлургический комбинат, Роснефть, X5 Retail Group, Газпром нефть, ВымпелКом и другие активно используют возможность хеджирования валютных рисков. Такие компании в основном используют биржевые инструменты хеджирования.

В России инструменты валютных хедж сделок торгуются на биржах FORTS (более 90% оборота срочных контрактов) и ММВБ. Российские биржи пока только в начале развития, потому, в отличие от рынка Forex, торговля на них инструментами снижения валютного риска имеет определенные проблемы, к примеру, связанные с ликвидностью и практически отсутствие в обращении многих валютных пар. Торговля фьючерсными контрактами по доллару в России началась осенью 1992 года на МТБ, а торговля фьючерсами по немецкой марке - в феврале 1993 года. Сейчас же текущий объем открытых позиций по фьючерсам и опционам в FORTS со-

Рис. 2. Методы хеджирования валютного риска, используемые в российских компаниях

ставляет около 2 млн. контрактов, а среднедневной объем торгов превышает 300 тыс. контрактов.6

На FORTS участникам торгов доступны фьючерсные контракты на следующие пары: австралийский доллар - доллар США; евро/ доллар США; евро/российский рубль; фунт стерлингов/доллар США; доллар США/российский рубль, а также опционы на фьючерсные контракты на курс доллара США и евро-доллар. Для сравнения, на ММВБ можно приобрести фьючерсные контракты только на три пары валют: доллар США/рубль, евро/рубль и евро/доллар США.

Фьючерсы, как биржевые инструменты, имеют определенные преимущества перед внебиржевыми форвардами. Главное преимущество — отсутствие риска неисполнения контрагентом своих обязательств, как это произошло, например, в 1998 году — некоторые российские банки отказались от исполнения обязательств по валютным форвардам. Исполнение биржевых фьючерсов и опционов в настоящее время гарантирует биржа. При торговле фьючерсами на бирже необходимо иметь определенный уровень гарантийного обеспечения, которое позволяет участникам сделки выполнить свои обязательства при любом направлении рынка.

Хеджирование выступает в качестве инструмента, направленного на уменьшение уровня риска, однако не служит средством извлечения дополнительной прибыли. Более того, применение фьючерсов несет в себе некоторые дополнительные затраты:

• комиссия бирже и брокерам (на FORTS за каждый заключенный контракт, объем которого составляет USD 1 тыс. или EUR 1 тыс., комиссия биржи составляет 50 копеек и 1 рубль соответственно, комиссия брокера в среднем равна биржевой),

• затраты на поддержание обеспечения на определенном уровне (4% от контракта блокируются до закрытия позиции, рекомендуемая величина - 10-15%).

В то же время они стандартизированы: можно заключать контракты только на объем валюты, кратный USD 1 тыс. или EUR 1 тыс., а исполнение контрактов происходит всего 4 раза в год: 15-го числа в марте, июне, сентябре и декабре7. Впрочем, при наличии спроса биржа вводит в обращение одномесячные фьючерсы, исполняющиеся 15-го числа интересующего инвестора месяца. В этом плане форвард представляет собой более гибкий инструмент. Тем не менее, те крупные компании, которые используют деривативы для хеджирования валютных рисков, предпочитают гарантии, предоставляемые биржей.

Основным преимуществом фьючерсов является то, что цена на них формируется исключительно в соответствии с текущими рыночными и макроэкономическими тенденциями и образуется путем баланса спроса и предложения всех участников торгов. Под ценой фьючерса на валюту понимается значение валютного курса, зафиксированное в контракте (валютный курс является базовым активом).

Фьючерсы на валюту оцениваются исходя из принципа паритета процентных ставок и валютного курса. На ценообразование фьючерсов влияет множество факторов, среди которых можно выделить два основных8 :

1. безрисковая ставка, которая заложена в цену контракта. Так, цена фьючерса будет считаться исходя из формулы:

F = S (1 + i x T/12), где

F — цена фьючерса,

S — курс валюты на наличном рынке,

i — безрисковая ставка,

T — период (количество месяцев) до исполнения контракта.

Безрисковая ставка — не единственный фактор, который влияет на ценообразование фьючерсного контракта. Встречаются ситуации, когда фьючерс торгуется ниже цены валюты на наличном рынке, разница между фьючерсом и курсом существенно меньше или, наоборот, больше, чем безрисковая ставка. Поэтому необходимо принимать во внимание и другие факторы.

2. ожидания участников торгов относительно того, куда будет двигаться рынок валюты в ближайшее время. Например, если ожидается укрепление рубля и падение курса доллара, то цена фьючерсного контракта на курс доллар США/российский рубль будет приближаться к курсу наличной валюты, а иногда и становиться

меньше него. Если же ожидается рост курса доллара, то разница между ценами наличной валюты и фьючерсного контракта будет увеличиваться.

Еще одним важным показателем для инвестора является размер гарантийного обеспечения. На FORTS размер гарантийного обеспечения составляет 4%, что позволяет совершать сделки с плечом 1:25. Однако при больших контрактах сумма, которую надо удерживать, становится значительной. В таблице Приложения 1, где сравниваются контракты на курс доллар США/российский рубль с различными сроками исполнения, видно, что размер обеспечения напрямую зависит от даты исполнения контракта.

Использование инструментов хеджирования требует определенных затрат на комиссии и гарантийное обеспечение, причем, чем больше срок, тем выше затраты. Использование опционов также требует гарантийное обеспечение и выплату опционной премии. Опционы - более гибкий, но сложный инструмент:

1. Покупатель опциона может его использовать, а может и не использовать, если это не выгодно. На бирже обращаются американские опционы, т.е. покупатель может выполнить сделку в любой день до последнего дня обращения.

2. Покупатель опциона может выбрать цену страйк опциона, но чем выгодней курс для покупателя, тем выше премия опциона и гарантийное обеспечение. В данном случае сложнее рассчитать, насколько выгодно приобретать опцион, требует определенных методов и знаний.

3. Опционы дают больший выбор вариантов для покупателя, но ограничен выбор валютных пар.

Таким образом, использование биржевых инструментов хеджирования требует достаточных затрат от покупателя, имеет ограничения по валютным парам и срокам, но зато обладает высокой надежностью. Для средних компаний такие инструменты могут быть сложными, поэтому в сегодня финансовые институты в России предлагают различные варианты срочных сделок.

В настоящее время многие банки предлагают клиентам -юридическим лицам услуги хеджирования валютных рисков. Для того, чтобы воспользоваться данным предложением клиентам достаточно заключить с банком типовое Генеральное соглашение.

Наибольшей популярностью в этой сфере пользуются услуги Сбербанка и ВТБ. После того как Сбербанк купил банк «Тройка Диалог», последний также получил возможность предлагать клиентам хеджирование, только при посредничестве Сбербанка. В результате, по словам представителя «Тройки Диалог» банк не справляется с потоком заявок даже от существующих клиентов и процесс заключения соглашения и реализации заявки может занять несколько месяцев.

На этом фоне выигрывают остальные российские топовые банки. Альфа-банк акцентирует внимание на скорости исполнения сделок. После заключения Генерального соглашения, анализа финансового состояния организации и определения лимита по предоставляемым финансовым инструментам пользоваться услугами по хеджированию валютных рисков очень просто. Сделки могут заключаться по телефону (разговор записывается), после следует подтверждение на бумажном носителе, затем компания предоставляет гарантийное обеспечение до 10% от сделки, эта сумма лежит на специальном счету, а после реализации поставки возвращается с процентами (2% годовых). Поставка необходимой иностранной валюты осуществляется, как только клиент переведет в банк рубли. Если компания имеет расчетный счет в Альфа-банке, то сделка реализуется в течении нескольких часов, если нет, то в течение 1-2 дней.

Выгодную стратегию по хеджированию рисков предлагает Росбанк. Если компания часто сталкивается с необходимостью хеджировать валютные риски, он предлагает заключить Генеральные соглашения с тремя различными банками, а когда возникнет необходимость заключения сделки, звонить и выбирать наиболее выгодные условия.

В отличие от биржевых инструментов, цена которых определяется рынком, цены на банковские контракты регулируются самими кредитными организациями, в них закладывается комиссия банка. Для форвардных контрактов - это разница между спот курсом и

5 В центре внимания: Опрос членов совета директоров 2012. ww.pwc.ru/boardsurvey

6 http://www.rts.ru/ru/forts/

7 www.rts.ru

8 www.rts.ru

Таблица 1. Последовательность действий при хеджировании.

Дата и событие Курс EUR/USD Сделки в банке с реальной поставкой Сделки на торговом счете без реальной поставки

Заключение контракта 1.3100 Покупка 60 000 евро, продажа долларов

Через месяц: Получение товара и перечисление 60 000 евро продавцу 1.2600 Покупка 60 000 евро, продажа долларов (*) Продажа 60 000 евро, покупка долларов(**)

Результат Прибыль 3 000$ относительно курса 1.3100 Убыток 3 000$

форвардным курсом, для опциона - размер премии. Поэтому крупные банки предлагают более выгодные условия, т.к. получают прибыль от объема сделок

В целом выбор инструментов хеджирования, предлагаемый банками достаточно обширен. В основном, это наиболее популярные среди российских компаний поставочные и расчетные форварды и опционы. Контракты обычно заключаются на валютные пары доллар-рубль, евро-рубль и евро-доллар, но есть и другие валютные пары. Менее распространены остальные инструменты. Например, Сбербанк предлагает фьючерсные контракты на доллар США и евро за российские рубли на ММВБ, многие банки предлагают свопы. Из других кредитных организаций Райффайзенбанк в 2011 году увеличил свое присутствие на рынке производных финансовых инструментов, в настоящее время банк работает с любыми инструментами хеджирования валютного и процентного рисков. Активным участником данного сектора является и Промсязьбанк.

Также компания может хеджировать валютные риски через брокера на рынке FOREX. Сделки осуществляются по принципу маржинальной торговли - небольшой позволяет совершать сделки на суммы, превышающие его в десятки раз, торговля идет бес поставки денег. Общий принцип хеджирования при внешнеторговых операциях состоит в открытии валютной позиции на торговом счете в сторону будущей операции по конвертированию средств. Импортеру необходимо покупать иностранную валюту, поэтому он заранее открывает позицию покупкой валюты на торговом счете, а при наступлении момента реальной покупки валюты в своем банке, закрывает эту позицию. Экспортеру необходимо продавать иностранную валюту, поэтому он заранее открывает позицию продажей валюты на торговом счете, а при наступлении момента реальной продажи валюты в своем банке, закрывает эту позицию.

При использовании хеджирования возникают несколько статей расходов.

1. Расходы в виде разницы цен покупки и продажи валюты (спрэд) - обычно составляет 0.05% - 0.1% от суммы сделки.

2. Позицию приходится держать открытой в течение продолжительного времени, и каждый день выполняется перенос позиции на следующую дату с учетом разницы процентных ставок по валютам, участвующим в сделке. При сложившейся рыночной практике это составляет примерно 0.01% в сутки.

Для открытия позиции требуется внести гарантийный депозит в размере от 1% до 5% от суммы заключаемой сделки. После закрытия позиции депозит можно снять с торгового счета.

В качестве примера можно привести импорт товаров из Европы. Компания-импортер ожидает в течение месяца поставки партии товаров (например, медикаментов) из Европы на сумму 60 000 евро. У компании на счете есть доллары и ей придется их конвертировать в своем банке в евро. Исходя из расчета затрат и будущей прибыли, текущий курс евро компанию устраивает. Но менеджер не желает сейчас покупать евро на всю сумму контракта и тем самым замораживать свои средства.

Поэтому он решает хеджировать риск подорожания евро путем заключения сделок на торговом счете без реальной поставки средств. Для этого он переводит 5 000 долларов на свой торговый счет и открывает длинную позицию по евро/доллар (покупает евро, продает доллары) на сумму 60 000 евро. Сумма в 5 000 долларов на торговом счете позволяет «выдержать» неблагоприятное движение курса порядка 800 пунктов (60 000 * 0.0800 = 4 800).

Как видно из таблицы 1, полученный на торговом счете убы-

ток, компенсируется прибылью от конвертации евро в банке по лучшему курсу, чем в момент заключения контракта. Теперь, независимо от направления движения курса евро на валютном рынке, сумма прибыли и убытка всегда будет равна нулю. Таким образом, руководство компании избавило себя от беспокойства относительно возможного подорожания евро и сохранило средства для других операций.

Положительным является тот факт, что все больше российских компаний видят необходимость хеджирования валютных рисков и планируют уделять этому вопросу больше внимания. Также российским компаниям предлагается большой выбор инструментов хеджирования, различные формы посредничества. Проблемы возникают на этапе реализации стратегий управления рисками

Основным препятствием можно назвать недостаточно эффективное управление валютными рисками. Во многих компаниях решения принимают директора, которые не всегда обладают необходимыми знаниями и опытом, при отсутствии специальных казначейских подразделений. Но даже если в организации образовано казначейство, специалисты не всегда обладают необходимой свободой действий, а чем больше времени требуется для одобрения и внедрения управленческих решений в сфере валютных рисков, тем менее эффективна такая политика.

Пути решения этих проблем - реструктуризация управленческого аппарата в организациях, создание специальных подразделений и четкое определение обязанностей. Важно понимание необходимости повышения квалификации лиц, принимающих решение по управлению рисками, получение ими необходимого опыта. Необходимо выработать систему выявления, оценки и оптимизации рисков, закрепить ее во внутренних положениях и инструкциях.

После введения подобных решений важно контролировать процесс управления рисками, не мешая осуществлению процессов управления. Большую роль тут играет функциональное разделение ответственности и процесса работы между подразделениями организации, занимающихся валютным дилингом, обслуживанием сделок, контролем и бухгалтерским учетом при налаживании четких взаимосвязей между этими подразделениями. В этом вопросе может помочь опыт зарубежных компаний.

Другим препятствием для внедрения эффективных систем управления валютными рисками служит недостаточная финансовая грамотность лиц, принимающих решение в части доступных финансовых инструментов. Большинство компаний полагаются на методы естественного хеджирования или уже знакомые всем валютные оговорки. Тем не менее, как было показано выше, что на российском рынке представлен большой выбор финансовых инструментов, предназначенных для хеджирования валютных рисков и доступных всем компаниям.

В частности, страхование рисков при посредничестве банков понятно и доступно, в том числе, и небольшим компаниям. Организации помогут подобрать наиболее подходящий инструмент хеджирования и правильно оформить сделку. В последнее время все больше компаний используют долгосрочное планирование, а благодаря финансовым инструментам можно избежать валютного риска и зафиксировать курс поставки валюты. Здесь опять же важно повышение финансовой грамотности управленческого персонала, возможна организация семинаров со стороны банков, государства, при участии зарубежных и ведущих российских компаний, работающих на международном рынке.

Литература:

1. Инструкция ЦБР от 15 июля 2005 г. N 124-И «Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Будаев Р.В. Минимизация валютных рисков // Международная экономика.- №9 ,2011 (с. 68-71).

3. Домащенко Д.В. Финогенова Ю.Ю. Управление рисками в условиях финансовой нестабильности. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. - 238 с.

4. Майер Н.В. Управление рисками в системе управления ва-

лютными операциями // Вопросы экономики и права.- №3, 2011 (с.267-270)

5. Понаморенко В.Е. Валютное регулирование и валютный контроль: учеб. пособие / В.Е. Понаморенко. - М.: Издательство «Оме-га-Л», 2012. - 303с. (с. 80-97)

6. Barclays Treasury Survey, 2011, by Barclays Capital Risk Solutions Group. (с.2-5) http://www.scribd.com/doc/59604025/Barclays-Treasury-Survey-2011

7. http://bisness-online.ru/ Роль казначейства в российских компаниях от 1.07.11

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Тютюнник А.А., к.э.н., доцент Филиала ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске Лобанев В.А., аспирант Филиала ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске Кириллова Е.А., магистрант Филиала ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске

В современных посткризисных условиях бизнеса наличие только материальных ресурсов уже не гарантирует предприятию лидирующего положения на рынке и высоких финансово-экономических показателей. Переход к инновационной экономике стран всего мира и России заставляет руководителей промышленных предприятий искать новые направления своего развития.

Ключевые слова: открытые инновации, антикризисное управление, стратегический менеджмент, человеческий потенциал

DIRECTIONS FOR THE IMPROVEMENT OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISES

Tyutyunnik A., Ph.D., Associate professor, FGBOU VPO «National Research University» MEI in Smolensk branch Lobanev V., the post-graduate student, FGBOU VPO «National Research University» MEI in Smolensk branch Kirillova E., graduate student, FGBOU VPO «National Research University» MEI in Smolensk branch

In today’s post-crisis business environment having only material resources does not guarantee the company’s leading position in the market and the high financial and economic indicators. Transition to an innovative economy of the world and Russia makes industrial managers to explore new areas of development.

Keywords: open innovation, crisis management, strategic management, human capital

Цикличность является неотъемлемой чертой развития любой системы, в том числе и мировой экономики. Если посмотреть на макроэкономические показатели развития какой-либо страны за определенный многолетний период времени, то будет видно, что каждому из них свойственны определенные экономические колебания, периоды спадов и роста, которые происходят с определённой цикличностью. Это факт известен и был изучен и доказан такими мировыми учеными, как Кондратьев Н.Д, Шумпетера Й. и др., которые посвятили свои работы изучению экономических циклов и колебанию экономик ведущих стран.

По сути, экономические колебания - это отклонения от стабильного состояния важнейших макроэкономических параметров экономики - объема производства, уровня цен, занятости населения, нормы прибыли и другие.

Последствия кризиса для большинства стран и организаций, как правило, производят негативный эффект. В момент кризиса наблюдается сначала снижение, а затем и падение уровня и темпов экономического роста, сокращение масштабов выпуска продукции. Происходят массовые банкротства ведущих промышленных и торговых предприятий и организаций. Из-за приостановки производства быстро растет безработица, а следовательно, сокращается заработная плата. Уменьшается потребительский спрос, растут цены, и повышается уровень инфляции. В обществе нарушаются финансово-кредитные связи, на рынке ценных бумаг паника, курсы акций падают.

В тоже время существует и иное представление о кризисе, в соответствии с которым критическая ситуация связана не только с разрушением, но и с созиданием, обновлением, развитием.

Кризисная ситуация раскрывает, акцентирует внимание на «назревших» проблемы, заставляет принять меры по немедленному их решению, создает жесткую ситуацию, в которой в процессе конкуренции остаются только самые сильные и перспективные.

Кризис выступает как «санитар» экономики, изменяя ее структуру, выводя из экономического процесса неоправдывающие себя структурные и функциональные элементы, ликвидируя неэффективные организации.

При этом меняется не только внешняя структура экономики,

но и внутренняя структура выживших организаций. В условиях кризиса организации приходится осуществлять резкие внутренние изменения, выводящие ее на совершенно новый уровень развития (новую ступень развития, при которой возможна частичная или полная смена вида бизнеса). Это сопряжено с ломкой старых организационных структур, стереотипов мышления, технологий и стратегии.

В современных условиях бизнеса наличие только материальных ресурсов уже не гарантирует предприятию лидирующего положения на рынке и высоких финансово-экономических показателей. Переход к инновационной экономике стран всего мира и России способствует распространению предприятий, ориентированных на интеллектуальные, инновационные принципы деятельности. В качестве наиболее ценного ресурса таких организаций выступают знания, от эффективности управления которыми зависит успех в конкурентной борьбе.

В современном глобальном мире бизнеса особую роль приобретает концепция открытых инноваций. Сейчас наблюдается переход от закрытой, отживающей свой век, инновационной практики, доминировавшей ранее, к новым, открытым ее формам. Для практики зарытого инновационного подхода характерно использование преимущественно собственных подразделения для научных исследований, а также опыта и профессионализма своего персонала. При этом авторские права на такие инновации чаще всего защищены и внешние источники к предполагает активный поиск перспективных идей во внешней среде, совместные исследования и создание инноваций с другими партнерами, а также стратегическое использование прав на интеллектуальную собственность [1].

Невозможность формировать базу устойчивого развития промышленного предприятия, которая заключается в формировании и применении инновационного потенциала, может привести к следующим отрицательным последствиям:

- слабое развитие и утечка отечественные ключевых разработок и технологий станет препятствием на пути развития всех отраслей промышленности, конкурентоспособность их продукции постепенно будет падать;

- технологическая независимость и информационная безопас-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.