УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ КОММУНАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ
MANAGEMENT IN THE SPHERE OF COMMUNAL SERVICES TO THE
POPULATION
Г нездова Юлия Владимировна
доктор экономических наук, профессор кафедры экономики городского хозяйства и сферы услуг Московского университета им. С.Ю. Витте
YU. Gnesdova
The Doctor of Economics, The professor of chair of economy Municipal economy and sphere of services The Moscow university of S.JU.Vitte
Романова Юлия Александровна
доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и маркетинга Московского университета им. С.Ю. Витте
YU. Romanova
The Doctor of Economics, The professor of chair of management and marketing The Moscow university of S.JU.Vitte
Аннотация
В статье рассматривается современное состояние управления в сфере коммунального обслуживания населения, выявляются проблемы, возникшие в условиях современной экономики и ужесточения конкуренции в системе коммунального обслуживания населения, предлагаются пути его совершенствования.
Ключевые слова: управление, коммунальное обслуживание населения, жилищно-коммунальные услуги, система коммунального обслуживания, рыночные ругуляторы, экономическое регулирование.
Annotation
In article the management current state in sphere of public service of the population is considered, the problems which have arisen in the conditions of modern economy and toughening of a competition in system of public service of the population come to light, ways of its perfection are offered.
Key words: management, communal services for population, housing and utilities, system utilities, market ругуляторы, economic regulation.
Переход экономики России к рыночным отношениям, осуществляемый с начала 1990-х годов, коренным образом изменил экономическое положение жилищно-коммунального хозяйства, которое выполняло и продолжает выполнять особую роль, главным образом, в связи с географическими и климатическими факторами, оказывая все большее влияние на качество жизни населения. В период активных рыночных преобразований не был создан адекватный современным хозяйственным условиям механизм взаимодействия государственных и рыночных регуляторов, способствующий привлечению инвестиционных средств, необходимых для развития сферы коммунального обслуживания. С помощью одних только рыночных регуляторов нельзя обеспечить оптимальное удовлетворение ряда общественных потребностей, их действие до-
полняется и корректируется инструментами и институтами государственного регулирования экономики.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства приобрел актуальность в начале 90-х г.г. В 1994года, впервые за многие десятилетия, была изменена система расчетов с населением за жилищно-коммунальные услуги, в том числе повышены ставки по платежам. В качестве критерия стали использоваться нормативно-установленная доля расходов на жилищно-коммунальные услуги в семейном бюджете и социальная норма площади, установленная для каждого региона, так называемый федеральный стандарт. Однако, несмотря на то, что тарифы продолжают расти, они по-прежнему остаются самыми низкими в сравнении с тарифами, принятыми в европейских странах с аналогичными климатическими условиями. Можно утверждать, что сложилось значительные противоречия между потребностями общества в осуществлении экономически эффективной и социально-направленной деятельности предприятий отрасли и реальным состоянием, содержанием, темпами развития предприятий. Формирование рыночных отношений в жилищно-коммунального хозяйства не завершено в силу системных причин: дотационности этого сектора экономики, недостаточно развитой системы договорных отношений, неэффективной тарифной политики на жилищно-коммунальные услуги. Федеральные решения в отношении реформирования жилищно-коммунального хозяйства носят для местных органов власти рекомендательный характер, что приводит к субъективизму на местах, монополии муниципалитетов в управлении, деформированию в формировании спроса и предложения в жилищно-коммунального хозяйства. Отсутствие достаточных бюджетных ассигнований на развитие и ремонт коммунальной инфраструктуры, интенсивный износ основных фондов создали реальную опасность развала этого важнейшего сектора экономики с неизбежными социальными потрясениями особенно остро в слабо финансируемых бюджетом нестоличных и периферийных регионов.
Несмотря на общую адаптацию коммунального хозяйства к рыночным условиям, состояние системы коммунального обслуживания в настоящее вре-
мя нельзя считать оптимальным, а уровень ее развития достаточным. В системе коммунального обслуживания регионов имеется ряд сложных организационно-экономических проблем. Коммунальные услуги создают комфортность проживания и способствуют осуществлению жизнеобеспечения не только населения, но и всех хозяйствующих субъектов РФ. Поставщик не может отказаться от предоставления услуг потребителю из-за его неплатежеспособности, так как насущный и незаменимый характер коммунальных услуг делает их общественным благом.
Формирующийся механизм управления взаимодействием государственных и рыночных регуляторов в развитии сферы коммунального обслуживания в настоящее время характеризуется отсутствием системности и учета причинно-следственных связей между различными субъектами, обеспечивающими предоставление комплекса коммунальных услуг населению. Актуальность решения поставленных проблем формирования государственных и рыночных регуляторов управлением сферы коммунального обслуживания возрастает. Коммунальные предприятия нуждаются в создании рационального механизма взаимодействия государственного и рыночного управления в процессе их функционирования посредством экономических, нормативно-правовых, финансовых, организационных и иных воздействий как со стороны органов федерального и регионального управления, так и индивидуальных, корпоративных мер саморегулирования.
Любая система регулирования подразумевает некий диапазон мероприятий по установлению контроля, сильного или слабого. Этот диапазон варьируется от более или менее деликатного подхода, направленного на установление нестрогого контроля, до более жесткого контроля, имеющего запретительный характер.
Хотя даже если предположить, что любая система регулирования должна быть обязательной, существует возможность создания системы регулирования на добровольной основе, или же включить некоторые пункты для
добровольного выполнения в дополнение к основным обязательным требованиям.
Система рыночных форм регулирования включает цены, прибыли и убытки, процентные ставки, валютные курсы, курсы ценных бумаг и др. В результате колебаний их величин в зависимости от спроса и предложения ресурсы переливаются туда, где они наиболее нужны, приносят наибольшую прибыль, а значит, как правило, и наиболее эффективно используются. Давление рыночной конкуренции заставляет производителя снижать издержки и тем самым регулирует затраты ресурсов. Система рынков образуется рынками товаров и услуг, труда, капиталов, земли, ценных бумаг, на которых определяются уровни цен на товары и услуги, цен на ресурсы и фиксируются их колебания.
Так как с помощью одних только рыночных регуляторов нельзя обеспечить оптимальное удовлетворение ряда общественных потребностей, их действие дополняется и корректируется инструментами и институтами государственного регулирования экономики. В систему инструментов государственного регулирования входят административное, правовое, прямое и косвенное экономическое регулирование. Примером административного регулирования могут служить применяемые в нашей стране правила экспорта и импорта: устанавливаемая государством квота (доля) отдельных экспортеров в вывозе нефти, доступе к нефтяному трубопроводу, часть валютной выручки, подлежащая обязательной продаже государству. Правовое регулирование - это устанавливаемые государством и закрепленные в гражданском и хозяйственном законодательстве правила и нормы поведения субъектов регулирования: налоговых органов, бирж, банков и др.
Прямое экономическое регулирование осуществляется путем финансирования и субсидирования государством отдельных сфер и секторов экономики, отдельных предприятий. К косвенному экономическому регулированию относятся формы воздействия государства на рыночные регуляторы через управление валютным курсом, процентными ставками, таможенными
пошлинами и др. В регулировании экономической жизни задействованы все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная, судебная и все уровни (федеральный, региональный, местный). В нем участвует вся система государственных институтов и прежде всего органы экономического управления как на уровне национальной экономики в целом, так и отдельных сфер, секторов и отраслей.
Современные тенденции развития соотношения государственного и рыночного регулирования обусловлены, во-первых, глобализацией, во-вторых, информатизацией, и, в-третьих, изменением самой структуры производства и факторов экономического роста - возрастанием роли нематериальных активов в общественном богатстве, инновационных и социальных факторов роста экономики.
В настоящее время необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику ни у кого не вызывает сомнений, дискуссия ведется вокруг вопросов о степени этого вмешательства. Возникающие в переходный период экономические и социальные проблемы формирующийся рынок не может решить автоматически. Потребность государства в содержании и развитии учреждений для оказания общественных благ, а также учреждений здравоохранения, образования, культуры, науки и спорта не может быть удовлетворена без научно обоснованной государственной экономической политики. Конкретные же направления и формы государственного регулирования определяются в соответствии с этапом развития. Понятно, что для индустриального общества с неразвитой рыночной системой это одно, а для развитых постиндустриальных держав - совершенно другое.
Для этапа переходной экономики существует множество теоретически разработанных и практически опробованных мер государственного воздействия на рынок услуг, которые сводятся в следующие принципиально отличные группы:
• нормативное регулирование;
• экономическое (финансовое) регулирование;
• производство и перераспределение доходов.
Эти группы методов испробованы на определенном этапе развития во Франции, Германии, Австрии, Японии и др. Механизм государственного регулирования в этих странах был различным, но общими являются его составляющие: субъекты и объекты регулирования, цели, средства и наличие определенно отличных этапов для разных уровней развития государственной экономической политики и рыночных отношений. Так, к субъектам государственного регулирования на рынке услуг можно отнести различные по доходам социальные группы населения, а также производителей услуг, дифференцированных по формам собственности. Исполнителями являются государство и три ветви его власти (федеральная, региональная и местная). К объектам регулирования относятся социально-экономические процессы, отрасли сферы услуг, структура услуг, их воспроизводственный цикл, условия инвестирования, цены и тарифы на услуги, уровень государственных компенсаций и дотаций, социальных пособий, налогообложения и др. Целью такого государственного вмешательства является развитие сферы услуг и ее безболезненная для населения трансформация. Конкретные задачи ставятся на определенных этапах исходя из главной цели и создавшихся условий. Средства государственного регулирования (административные и экономические) могут быть самыми различными, их выбор зависит от конкретной ситуации на рынке услуг. Опыт развитых стран показывает высокую эффективность прямого государственного регулирования производства услуг средствами государственного бюджета. Хорошо зарекомендовали себя в этой области государственный заказ, регулирование налогов, льготы для развития предпринимательства, регулирование ценообразования и стимулирующие меры. Нельзя не сказать также о необходимости координации усилий производителей услуг посредством государственного программирования.
По нашему мнению, государственное вмешательство в функционирование рынка услуг должно также включать следующие направления:
• эффективную социально-экономическую, валютно-финансовую, структурно-инвестиционную и научно-техническую политику;
• льготную налоговую политику;
• системы госзаказов, субсидий, кредитов, гарантий для развития социально значимых видов услуг;
• разработку социальных стандартов (совокупность социальных потребностей населения, финансируемая на минимальном, среднем или рациональном уровне);
• создание государственных центров информационно-маркетингового обеспечения развития услуг;
• лицензирование, призванное привести деятельность предприятий и предпринимателей, оказывающих отдельные виды услуг, в соответствие с определенными требованиями;
• сертификацию и стандартизацию, обеспечивающие подтверждение соответствия услуг условиям безопасности для жизни и здоровья населения;
• государственное регулирование цен и тарифов на услуги и др.
Методы государственного регулирования цен могут быть самыми различными - от прямого регулирования (на услуги естественных монополий) до установления ориентировочных цен на социально значимые виды услуг.
Мировой опыт реформирования жилищно-коммунального хозяйства показывает, что для проведения эффективных преобразований необходимо, в первую очередь, обеспечить баланс интересов предприятий жилищнокоммунального хозяйства, местных органов власти и потребителей жилищнокоммунальных услуг.
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в условиях становления в стране рыночных отношений потребовало не только кардинальных изменений во всей структуре управления отраслью, но и создания четкой и взаимоувязанной системы территориального и отраслевого управления.
Необходимость перемен в этой сфере коммунального обслуживания назрела давно, так как социальные и экономические проблемы накаплива-
лись в отрасли годами, объемы ветхого жилого фонда, аварийных коммунальных объектов и инженерных систем города многократно увеличились.
В отечественной исследовательской практике в категорию «коммунальная деятельность» нельзя «войти» иначе как через понятие «коммунальное хо-зяйство»/«жилищно-коммунальное хозяйство», поскольку, если исследователи ее и касались (и то, как правило, лишь мимоходом), то при рассмотрении именно проблем жилищно-коммунального хозяйства или - шире - городского/муниципального хозяйства. Научная литература крайне мало дает для понимания социальной природы коммунальной деятельности (КД), хотя, с другой стороны, ее обилие и содержащийся в ней материал полезны как база критического анализа с позиций социологии. К примеру, полезной именно своими недостатками является наиболее распространенная в экономической литературе трактовка понятия «городское хозяйство» («муниципальное хозяйство» - как хозяйство муниципальных образований). Вот как она представлена у двух авторов. А.С. Садыков и Ю.В. Данильчев, правильно отметив, что термин «городское хозяйство» употребляется в двух значениях, дают оба варианта в таких редакциях: «совокупность предприятий, занятых производством и реализацией жилищно-коммунальной продукции и услуг» (так называемое «узкое» значение), совокупность «всех предприятий и их инфраструктуры, организаций и учреждений, находящихся на городской территории». Недостаток обоих определений в том, что они в качестве конституирующего критерия городского хозяйства (ГХ) называют не его функциональное назначение в социуме, а лишь внешние, вещный признаки. Попыткой преодоления этой ограниченности, учитывающей социальную сущность городского хозяйства как системы жизнеобеспечения, является определение, данное тремя авторами: «Городское хозяйство представляет собой сложную совокупность предприятий, служб, инженерных сооружений и сетей, расположенных на территории города и предназначенных удовлетворять повседневные коммунальные, бытовые, материальные и социокультурные потребности жителей города».
Сущность общественных взаимоотношений, неизменным участником которых является человек с его потребностями в благоустроенном жилище, порождает необходимость осуществления государственного надзора за процессом устойчивого функционирования городского хозяйства. Ведь во все времена, как и сегодня, требовалось жилье, снабжение населения городов водой и топливом, очистка и освещение улиц, организация транспортного, бытового, ритуального и других видов обслуживания. Не исключением является и нынешняя ситуация, развивающаяся в рамках формирования нового экономико-политического устройства российского общества. В соответствии со Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый гражданин России имеет право на благоустроенное жилье.
Городское хозяйство является одним из самых крупных отраслей народного хозяйства страны. Его отличительной особенностью как многоотраслевой территориальной системы является комплексность, взаимообусловленность функционирования отраслей, имеющая как социальное, так и организационноэкономическое значение. С социальной точки зрения уровень развития городского хозяйства будет только тогда достаточным, когда каждая его отрасль предоставит населению продукцию (или услуги) в требуемом количестве и ассортименте с заданным качеством. Ведущая отрасль городского хозяйства — жилищно-коммунальное хозяйство, на долю которого приходится примерно % основных фондов города.
Деятельность коммунального комплекса многогранна и разнообразна, каждая его составляющая имеет специфику, учет которой - важное условие совершенствования механизма финансирования и построения новых экономических отношений в условиях адаптации этой важной социальной сферы к функционированию в рыночной экономике.
Объем потребления коммунальных услуг зависит от уклада жизни людей, суточного и недельного ритма жизни, регламента трудовой деятельности. Соответственно многие бытовые процессы приурочены к определенному
времени суток и дням недели, поэтому потребление услуг происходит более интенсивно и продолжительно в одно время, менее интенсивно - в другое.
Уникальное свойство коммунальных услуг заключается в неразрывности процессов их производства и потребления во времени.
О российском коммунальном хозяйстве принято говорить без особого пиетета. Ситуацией, сложившейся в отрасли, недовольны все - власти говорят об огромных дотациях на содержание, сами коммунальщики сетуют на низкие зарплаты и недофинансирование, а население недовольно постоянно растущими тарифами и низким качеством обслуживания. Вопрос необходимости проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства приобрел актуальность в начале 90-х годов. Подавляющее господство государственной собственности, высокая централизация управления, значительная дотацион-насть этой сферы сформировали искаженную мотивацию поведения всех субъектов взаимоотношений и обусловили общую неэффективность функционирования жилищно-коммунальной сферы. В начале 90-х годов тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения поддерживались на чрезвычайно низком уровне и дотировались из бюджета на 90%. Квартирная плата, включающая платежи населения за коммунальные услуги, составляла около 2,5% среднего дохода семьи.
Коммунальное обслуживание
Характеристика услуги • Уникальный насущный характер потребности; • Отсутствие взаимозаменяемости; • Общедоступность их потребления; • Неисключаемый характер; • Коллективный, обезличенный либо квазииндивидуальных характер потребления услуг; • Отсутствие у потребителя выбора поставщика услуг; • Исключительно высокая роль климатического и географического факторов в формировании потребности услуг.
Характеристика производства • Непрерывный характер производства; • Неразрывность процесса производства и потребления во времени; • Жесткая технологическая связь с потребителем; • Взаимозависимость и взаимовлияние производства и потребления; • Территориальная ограниченность масштаба во времени; • Неравномерность потребления услуг;
• Наличие резервного оборудования; • Зависимость перспективы развития системы коммунального обслуживания от численности населения и территории города
Характеристика рынка • Насыщенный характер рынка; • Не действует законы спроса и предложения; • Неценовой характер колебания спроса; • Исключается конкуренция;
Рис. 1.1. - Экономическая сущность коммунального обслуживания
Со вступления в силу в конце 1992 года Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» определились основные концептуальные основы реформирования жилищно-коммунального хозяйства. А принятие в 1991 году Верховным Советом РФ Постановления № 3010 создало условия для осуществления процесса передачи в муниципальную собственность государственного и ведомственного жилого фонда, объектов инженерной инфраструктуры, жилищно-эксплуатационных и ремонтно-строительных организаций, находящихся ранее в ведении местных советов и приватизируемых предприятий.
С 1994 года, впервые за многие десятилетия была изменена система расчетов с населением за жилищно-коммунальные услуги, в том числе повышены ставки по платежам. По прошествии десяти лет реформ жилищнокоммунальной сферы очевидно одно - практически никаких масштабных позитивных изменений в отрасли не произошло. Путей реформирования было придумано много - появление товариществ собственников жилья, внедрение служб единого заказчика и переход на контрактное оформление отношений, проведение торгов за право обслуживание жилья и пр. Но у всех на виду лишь один аспект реформ - постоянное удорожание коммунальных услуг (по научному это называется повышением доли оплаты коммунальных услуг населением). Очевидно, что в отечественном жилищно-коммунальном хозяйстве сложился особый тип хозяйствования, изменить который, по большому счету, не удается до сегодняшнего дня.
Индивидуализация потребления коммунальных услуг видоизменяет и расширяет способы возмещения затрат на их производство и предоставление, способствуя тем самым появлению разных форм организации коммунальной деятельности. Именно это обстоятельство заставляет искать возможности полной индивидуализации их потребления. Вместе с тем индивидуализация потребления услуги не уничтожает ее общественный характер. В результате складывается ситуация, при которой, с одной стороны, становится возможным использование формы индивидуальной оплаты потребителем услуги, с другой - обнаруживаются различного рода противоречия, которые приводят к искажениям содержания экономических отношений.
Реальность свидетельствует, что оплата общественных благ имеет более широкие границы индивидуализации (речь в данном случае идет прежде всего о жилищно-коммунальных услугах). Это становится возможным благодаря форме собственности на объекты и имущество, с которыми связано производство и оказание соответствующей услуги. Так, для услуг общегородского благоустройства, как было установлено выше, потребление может быть только в обезличенной форме, потому индивидуализация потребления этих услуг невозможна. Обезличенной форме потребления этих услуг соответствует муниципальная собственность, при которой право пользования ими получает каждый член муниципального сообщества. Но возмещение их стоимости осуществляется из городского бюджета. При этом отдельные виды услуг общегородского назначения могут быть предоставлены потребителям на условиях частного предпринимательства.
Такая возможность появляется, когда данными услугами регулярно пользуется определенная категория жителей и установлено ограничение доступа к этим услугам, которые можно продавать: например, посещение городских парков, проезд через городской мост или магистраль и т.д. Конечно, введение платы уменьшит число людей, пользующихся этими объектами. Для частного предпринимателя такие объекты станут интересными с того момента, когда доходы от их посещения начнут превышать расходы на содержание и эксплуата-
цию. Вместе с тем остается спорной эффективность такой формы организации коммунального обслуживания, поскольку она ведет к уменьшению общеполезной сущности общественного блага. Более сложной является проблема оплаты жилищных услуг, комплекс которых непосредственно связан с обслуживанием конкретного жилого дома и с этой точки зрения представляет собой индивидуальную услугу. Поэтому в случае, например, частного домовладения не возникает проблемы относительно того, кто должен заказывать и оплачивать эти услуги. Владелец - собственник дома - выступает в одном лице: и как заказчик, и как плательщик, даже в том случае, когда жилые помещения в доме сдаются в аренду. В последнем случае вопрос о том, как возместить затраты владельца на содержание дома, решается при заключении договоров аренды помещений (квартир). Как содержать дом, домовладелец также решает самостоятельно. Он может нанять отдельных работников для выполнения той или иной услуги, создать собственную службу эксплуатации (очевидно, это более целесообразно, когда в его владении находится группа домов), пригласить для работы фирму или фирмы, специализирующиеся на выполнении отдельных видов жилищных услуг. Аналогичные двухсторонние отношения домовладелец будет формировать и с предприятиями инженерной инфраструктуры.
Влияние формы собственности на оплату инженерных услуг пока не учитывается в полной мере. При этом их оплата обезличена, если потребление принимает общественную форму (например, поливка улиц, расход воды на пожаротушение, оплачиваемые из городского бюджета), либо форму коллективной оплаты (например, оплата услуг общественными учреждениями), а в случае поставки услуг в жилые помещения и частные домовладения оплата будет индивидуальной. Следует отметить, что возможность полной индивидуализации потребления инженерных услуг делает их формально похожими на частные товары, но таковыми они не являются, так как носят общественный характер, а их производство и потребление неразрывно связано единым технологическим процессом. При этом сети являются системообразующим элементом, а производство и поставка услуг объединены в систему с
единым технологическим комплексом, развивающимся по принципам централизации и концентрации.
Сетевая структура организации инженерных систем определяет особенности производственной деятельности в этой сфере, которые исключают формирование здесь конкурентных отношений. Главное отличие коммунальной деятельности (производства) состоит в том, что на рынке коммунальных услуг не действует основной закон рынка - закон спроса и предложения.
Коммунальные предприятия в силу специфики их деятельности являются на локальных (местных) рынках естественными монополистами и работающие в условиях квазистационарности внешней среды, которое определено как «условиях функционирования экономики при которых можно абстрагироваться от факторов внешней среды, оказывающие влияние на систему на определенном интервале времени: уровень инфляции, законодательные изменения, но данные факторы ограничены во временном пространстве и при резких изменениях внешних среды данная система прекращает свое существование в том виде, в котором она находится и переходит в другой вид».
Залогом живучести существующей системы регулирования деятельностью предприятий коммунального обслуживания являются как пассивность местных властей (для которых реформа превращается в выбивание причитающихся средств в региональном бюджете), так и сами коммунальные предприятия, руководители которых хоть и негодуют по поводу вечного недофинансирования, но перестраивают собственную деятельность с большой неохотой.
Сложно сказать, насколько на сложившееся положение дел повлияет уже не один раз описанная угроза “коммунальной катастрофы”, связанной с массовым выбытием основных средств в коммунальной сфере, и станет ли она импульсом для структурных изменений отрасли. Существует большая вероятность того, что решение проблем сведется к выбиванию финансовых ресурсов на обновление коммунальной инфраструктуры в вышестоящих (в первую очередь, федеральных) органах власти при сохранении существующей системы хозяйствования.
Таким образом, проблемы современного российского коммунального хозяйства разнообразны и многогранны. Стремительно меняющиеся экономические и правовые условия функционирования и развития коммунального хозяйства становятся причиной неработоспособности прежних экономических, социальных и организационных механизмов в этой сфере.
Осуществляемая в Российской Федерации реформа государственного и муниципального управления, разграничение полномочий федерального, регионального и местного уровней власти при неадекватном ресурсном обеспечении полномочий в коммунальном хозяйстве, определенных муниципалитетам, отсутствие действенных организационных и правовых механизмов реализации этих полномочий - главные проблемы на пути решения государственных задач. От того, как справятся с этими проблемами крупные города, являющиеся экономическими, социальными, политическими, идеологическими центрами в регионах, зависит в целом эффективность проводимых реформ.
Литература.
1. Арсенова Е.В., Жданькова А.Ю., Иванова Н.М. Специфика коммерческой деятельности и рыночных отношений // Жилищное и коммунальное хозяйство - №10, 2008г. - с. 9-17.
2. Бурменко Т.Д. Сфера услуг: экономика, менеджмент, маркетинг. - М.: КНО-РУС - 2008г. - 260с.
3. Парахина В.Н. Муниципальное управление / Парахина В.Н., Галлеев Е.Н., Ганшина Л.Н., - М.: КНОРУС - 2008г. - 250с.
4. Попов В.Н. Системный анализ в менеджменте / Попов В.Н., Касьянов В.С., Савченко И.П. - М.: КОРУС - 2008г. - 340с.
5. Ряховская А.Н., Таги-Заде Ф.Г. Тарифная политика в сфере жилищнокоммунального хозяйства в начале XXI века // Жилищное и коммунальное хозяйство. -2008г. - №12 с. 10-16.
6. Черняк В.З. Жилищно-коммунальное хозяйство: развитие, управление, экономика. - М.: КНОРУС - 2008г. - 340с.