равенства граждан перед законом, то наказание или иные меры уголовно-правового характера не могут быть справедливыми.
Использованные источники:
1.Курс уголовного права. Общая часть. Т. 1: Учение о преступлении: Учебник для вузов / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой.
2.Галактионов С.А. Принцип справедливости: уголовно-правовой аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2004.
3.Побегайло Э.Ф. Кризис современной российской уголовной политики // Преступность и уголовное законодательство: реалии, тенденции, взаимовлияние: Сборник научных трудов / Под ред. проф. Н.А. Лопашенко. Саратов, 2004.
4.Филимонов В.Д. Принципы уголовного права. М., 2003. УДК 336
Ржавина У.С. магистрант
2 курс, факультет «Экономический ИЭиФ» ФГБОУ ВО Омский Государственный Аграрный Университет имени П.А.Столыпина
Россия, г. Омск Научный руководитель: Нардина С.А., к.э.н. доцент кафедры экономики, бухгалтерского учета и финансового контроля УПРАВЛЕНИЕ УРОВНЕМ ЗАПАСОВ В ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБОРОТНЫХ
АКТИВОВ
Аннотация: В торговой организации большая доля запасов - это товары. Эффективное управление товарами приводит к значительной экономии средств, максимизации чистой прибыли.
Ключевые слова: оборотные активы, уровень товарных запасов, логистика, сбалансированная система управления запасами. ШК 336
Rzhavina U.S.
Master student 2 course, faculty of Economics «Omsk State Agrarian University named after P.A.Stolypin»
Omsk, Russia Supervisor: Nardina S.A Associate Professor of Economics, accounting and financial control
Candidate of Economic Sciences MANAGING THE LEVEL OF RESERVES IN A TRADING ORGANIZATION AS A METHOD TO INCREASE THE EFFECTIVENESS OF CURRENT ASSETS
Abstract: In the trade organization, a large proportion of stocks are commodities. Effective goods management leads to significant cost savings, maximizing net profit.
Key words: current assets, level of commodity stocks, logistics, balanced inventory management system.
Из существующей классификации запасов в экономической литературе, наибольшую часть на предприятиях торговли занимают товарные (сбытовые) запасы, исходя из того, что товарные запасы являются частью товарного обеспечения, представляющую собой товарную массу в процессе потока ее из области производства в область потребления.
Товарные запасы - готовая продукция, предназначенная для конечного потребителя, а также запасы, которые находятся находящиеся в пути от поставщика к потребителю. Для того, чтобы предприятие работало бесперебойно, необходим определенный размер запасов.
Выделяя факторы, которыми вызвана надобность создания товарных запасов, отметим: сезонные колебания, условия процесса доставки товаров; -количество звеньев в товародвижении; наличие складов для хранения товаров.
Отсутствие теоретически обоснованных подходов к определению оптимального объема товарных запасов на предприятии в условиях нестабильности приводит к увеличению затрат на хранение запасов, снижение рентабельности и сокращение доходов организации.
Особенно актуально использование экономичности при прогнозировании необходимого количества товарных запасов в условиях экономической нестабильности. В кризисные моменты наблюдаются снижение продаж, уход некоторых поставщиков, изменение стоимости и организации отгрузки от поставщиков, нехватка денежных средств для закупа.
Выходом из данной ситуации является снижение затрат с помощью применения приемов и моделей логистики в управлении товарными запасами на складе.
Применение логистики, как утверждают зарубежные специалисты,
позволяет сократить запасы на 30-70% за счет сокращения потерь от омертвления в запасах денежных средств, снижения затрат на содержание запасов, снижения потерь от ухудшения качества хранимых материалов и их хищения.
Для решения указанных проблем предназначены модели управления запасами. С помощью моделей необходимо ответить на два важнейших вопроса: каков необходимы объем товара и какие сроки.
В таблице 1 представлены наиболее известные модели управления запасами: с определенным размером заказа, с определенным интервалом времени между заказами, с определенной периодичностью добавления запаса до заданного объема, модель «точно в срок».
Регулирующие параметры моделей управления запасами представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Регулирующие параметры моделей упрощения запасами
Название модели Параметры для регулирования Критерии оценки
с определенным размером заказа Объем заказа Размер партии поставляемого товара. Фиксированный объем запасов, когда достигается, то необходимо заказать очередную партию.
с определенной периодичностью добавления запаса до заданного объема Интервал заказа Максимальный уровень запаса Длительность и уровень - постоянные величины. Заказ, объем которого постоянно рассчитывается, исполняется не только в определенные мгновения времени, но и при достижении запаса точки заказа
модель «точно в срок». Максимальный уровень запаса Интервал заказа Максимальный уровень запаса -постоянная. Интервал - переменный параметр
Суть модели с определенным размером заказа в следующем. Имеется максимальный необходимый запас товаров (МЗТ) на складе, потребность в этих товарах уменьшает их объем на складе, и как только объем достигает граничного уровня, покупается новая партия товара. Оптимальный объем заказа (ООЗ) определяется так, чтобы объем товара опять был равен МЗТ, при этом необходимо учитывать время доставки новой партии, то есть оставлять необходимый резерв запаса (ЗР), который служит для отведения дефицита товаров [1].
Суть модели с определенной периодичностью добавления запаса до заданного объема состоит в том, что товар заказывается периодически, но при этом необходимо проверять и уровень запаса. При достижении порогового значения запасов, необходимо оформлять дополнительный заказ.
Модель just in time. Свести запасы к минимуму можно, используя систему just in time (точно в срок). Логика: товары закупаются под конкретного покупателя, в четко заданные сроки. У этого подхода есть недостаток, т.к. в данном случае увеличивается срок ожидания заказчика. Покупатель заказывает товар, осуществляет предоплату, но получает его не сразу по факту оплаты, а несколько позже. С одной стороны это сокращает
срок исполнения заказа, но с другой замораживает существенные средства.
Основной недостаток данного метода состоит в ограниченной сфере применения. При формировании заявок на товары и их доставки по данной схеме, необходимо предусмотреть географическую близость поставщиков. Так как в случае далекого расположения фирм-поставщиков, увеличивается время доставки товара, что может привести к несоблюдению сроков, повреждению в процессе транспортировки и т.п.
Система just in time выгодна, ведь предприятие не закупает товар заранее, а наоборот осуществляет его, по факту заказа. Либо оформляется товарный кредит. Соответственно это позволяет существенно снизить затраты на складирование и хранение, собственные средства не замораживаются и возрастает оборачиваемость запасов.
Сравнительный анализ рассмотренных моделей показал, что модель с определенным размером заказа показывает устойчивость к росту спроса, возможной задержке заказа, занижению объема заказа. Во второй модели наблюдается устойчивость к снижению спроса, поставке завышенного объема.
Управление товарными запасами должно отражать оптимальную величину и структуру товарного запаса согласно поставленных перед предприятием задач [2].
Следовательно, для оптовых организаций совершенствование управления - это, прежде всего, оптимизация управления процессами логистики.
Следует отметить, что инструменты логистики в оптовой фирме подвержены постоянным изменениям (изменение в ценах закупа, в стоимости грузоперевозок и т.д.). В целях повышения эффективности контроля над изменениями параметров логистики и увеличения разумности и точности в принятии управленческих решений, назревает необходимость использования применения современных информационных программ, адаптированных к особенностям учета и способствующий определению необходимого и имеющегося запаса на складе.
Внедрение ERP-системы на предприятиях оптовой торговли позволит обеспечить комплексность автоматизации всех бизнес-процессов.
Функционал ERP-системы позволяет проводить автоматизацию центрального офиса, склада, магазина, филиалов и других подразделений компании. Для эффективного управления запасами в торговой организации, данные по складу, а также другая необходимая информация создается в одной базе данных [4].
Существует множество информационных систем предназначенных для управления работой склада. которые оптимизируют все основные складские процессы, позволяющие предоставить максимальную эффективность при образовании запасов на складе.
Система, работающая в он-лайн, позволяет наиболее эффективно управлять как персоналом, так и техникой. На рисунке 1 представлена схема сбалансированной системы управления товарными запасами на предприятиях оптовой торговли с учетом использования информационной системы.
Предприятие оптовой
торгов ли
П О С Т А В
Щ
И К
т
Стратегическое планирование
Тактическое планирование
Оперативное планирование
Управление закупками Управление затратами Прогнозирование спроса
ЛОГИСТИКА УПРАВЛЕНИЯ
ЗАПАСАМИ
РАСПРЕДЕЛЕНИ
Предоставление цен за ед. продукции
Определение складских ресурсов и затрат на транспортировку заявленных объемов продукции.
Размер запасов.
Формирование ассортимента. Определение допустимых цен отгрузки.
Управление запасами
Формирование заявок, графиков отгрузки, обработка и доставка заявок клиенту
Оперативное планирование отгрузок. Изменение цен. Определение неликвидов. Состояние текущей отгрузки.
О С Н О В Н О Й
К Л И Е Н Т
Рисунок 1 - Сбалансированная система управления запасами
Таким образом, представленная схема отражает положительные изменения с позиций спроса и поставок. В основу системы положено прогнозирование продаж, планирование закупок и изменение движение товарных запасов. Учет разнообразных факторов, которые влияют на планирование позволяют гибко управлять всеми затратами при движении товара от поставщика до потребителя.
Отделы, участвующие в данной системе учитывают и решают задачи друг друга совместно исходя из оптимизации общих затрат на хранение товарных запасов. При этом отдел логистики, берёт на себя ответственность за учет прямых и косвенных затрат и за принятие управленческих решений.
На уровне стратегического планирования внедряемой системы, отдел распределения по каждой позиции товара формирует данные по неудовлетворенному спросу, с учетом ориентировочной цены продажи на определённый период времени. Определяется ценовая политика. Логистика пересчитывает необходимый размер страховых запасов продукции, с учетом окупаемости затрат на их поддержание, согласно сезонности и др. факторов,
влияющих на объёмы реализации продукции. Отдел закупок старается поддерживать запасы на необходимом уровне.
На оперативном уровне формируются заявки от клиента, ежемесячный план-график отгрузки продукции с учётом актуальных цен и формированием заявки, согласно установленным нормам. Отделом распределения обрабатываются данные по текущему, внеплановому повышению цен на продукцию [2].
Такое управление запасами позволит определять цепочки событий, в которых данные формируются из различных источников: документов закупки, сбыта, производства и транспортировки, информации от бизнес-партнеров.
Внедрение вышеописанной системы ведет к:
- повышению эффективности операций в логистической сети, за счет снижения товарных запасов и затрат на их хранение и оборот;
- сокращению затрат на процесс, т.е. коммуникация между партнерами и подразделениями, интерфейсы связи, время полного цикла;
- надежности работы сети, недопущение срывов поставок;
- эффективности управленческих решений;
- к высокой удовлетворенности клиентов.
Таким образом, рассматривая запасы как постоянно изменчивую величину, необходимо предусматривать все особенности логистической системы управления. При этом необходимым и основным условием является непрерывное обеспечение потребителя заданным видом товара. При достижении этой цели, необходимо проводить своевременный учет имеющегося уровня запаса на складе, определять размер гарантийного (страхового) запаса, рассчитывать оптимальный размер заказа.
Изучение данных вопросов необходимо в современных условиях глобализации бизнес-пространства, для увеличения конкурентоспособности торгового предприятия на потребительском рынке [3].
Использованные источники:
1.Басовский Л.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пос. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014 - 366 с
2.Толпегина, О.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для бакалавров / О.А. Толпегина, Н.А. Толпегина. -М.: Юрайт, 2013. - 672 с.
3.Стерлигова А.Н. Управление запасами в цепях поставок [Текст]: / А.Н. Стерлигова Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 430 с.
4.Чеглов В.П. Инновационный ритейл. Организационное лидерство и эффективные технологии. Монография. М., Форум, 2013 5.Чеглов В.П. Экономика и организация управления торговыми сетями. Учебное пособие. М., Вузовский учебник, 2012.- 134