Богданова Элина Николаевна, д.филос.н., профессор, профессор кафедры экономики и управления НОУ ВПО «Институт экономики и управления (г. Пятигорск)»
УПРАВЛЕНИЕ ТУРИСТСКИМ КОМПЛЕКСОМ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. Туристская индустрия в России может стать одним из основных секторов национальной экономики. Как показывает зарубежная практика, развитие отрасли будет возможно в том случае, если государственные структуры, наделенные властью, осознают всю важность роли туризма в деле социального и экономического развития Российской Федерации и начнут проводить эффективную политику развития отечественной туристской сферы.
Ключевые слова: туристский комплекс, концепция устойчивого развития,
природосберегающие технологии, международный уровень обслуживания,
туристский продукт.
MANAGEMENT TOURIST COMPLEX BASED ON THE CONCEPT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT
Abstract. The tourist industry in Russia could become a major sector of national economy. As the foreign practice, the development of the industry would be possible if the government structure, with power, learn the importance of the role of tourism in the social and economic development of the Russian Federation and will carry out an effective policy of development of domestic tourism sector.
Keywords: tourist complex, the concept of sustainable development, environmentally friendly technology, international level of service, the tourism product.
Эффективность любой деятельности зависит, прежде всего, от правильного определения её цели. Знание закономерностей развития позволяет привести объективно идущий процесс к субъективно выбранной цели из множества объективно возможных вариантов её осуществления. В этом состоит главное содержание понятия управление.
Поэтому, говоря об управлении туристским комплексом на основе
концепции устойчивого развития, необходимо основное внимание уделять анализу выработки целей в условиях экологического кризиса. Концепция устойчивого развития сложилась в результате деятельности ученых различных стран, озабоченных обострением проблем окружающей среды в последние десятилетия. Поворот в общественном сознании от покорения природы к её сохранению ознаменовал собой новый этап взаимоотношений человека и окружающей среды.
По приведённым в концепции стратегии устойчивого развития данным, Северо-Кавказский регион, в который входит Федеральный детский курорт Анапа, классифицируется как район с высокой экологической напряженностью (6-й ранг). Для районов, относящихся к шестому рангу, характерно почти равное соотношение территорий с острыми и умеренно острыми экологическими ситуациями.
Существующая экологическая обстановка - это результат не столько общекризисных явлений в экономике страны в 90-е годы и падения технологической дисциплины, сколько следствие накопленных за многие десятилетия структурных деформаций хозяйства, приведших к доминированию ресурсоемких и энергоемких технологий, следствие сырьевой ориентации экспорта, а также чрезмерной концентрации производства в относительно немногих промышленных центрах и регионах страны.
В результате интенсивного и весьма агрессивного развития промышленности, транспорта, агропромышленного комплекса Черноморское побережье Кавказа практически превращается в зону сложного экологического состояния. Экологический резерв биосферы в Анапском курортном регионе в значительной степени исчерпан, а по некоторым позициям (загрязнение моря нефтью, состояние водовыпусков) безответственное отношение к окружающей среде привели к утрате качества ценных жизнеобеспечивающих ресурсов курорта. Особенно хотелось бы отметить чрезмерное переполнение курорта транспортными средствами в летний период, что также негативно сказывается на общей экологической напряженности региона.
Нерациональное использование природных ресурсов, игнорирование требований экологических и санитарных норм, бесконтрольное использование
гидроминеральных ресурсов создали угрозу не только нормальному функционированию курорта, но и его сохранению для будущих поколений россиян.
Приватизация курортно-туристских объектов привела к разобщенности, разлаживанию единого комплекса, к нерациональному, а порой и хищническому использованию природных лечебных ресурсов.
Положения усугубилось вследствие причин экономического характера: резкий спад в реализации путевок, увеличение стоимости содержания всех служб, сокращения дотаций из федерального бюджета негативно сказались на финансово-экономическом положении курорта. Если добавить к этому резкое увеличение стоимости транспортных услуг, то можно понять причины падения популярности курорта Анапа среди широких и наиболее нуждающихся в лечении слоев населения.
С целью обеспечения устойчивого целевого развития курортного региона Анапа должна быть выработана согласованная государственная и местная политика управления им, обеспечена необходимая нормативная база и адекватные механизмы её реализации.
Решая задачу обеспечения комплексного управления Федеральным курортом Анапа, следует исходить из того, что государством определена стратегическая цель развития региона в качестве «используемой в лечебнопрофилактических целях особо охраняемой природной территории, находящейся в установленном порядке в ведении федеральных органов государственной власти». Государством же определены и границы, и специализация курорта как федерального курорта детского и семейного отдыха.
Вместе с тем понятие «федерального» ведения в отношении федеральных курортов до сих пор не наполнено законодательной и исполнительной властями государства соответствующим содержанием.
Управление курортно-туристским комплексом на основе концепции устойчивого развития связанно со сменой модели природопользования, оно способствует охране природы и культуры, социальному и экономическому развитию. Эти элементы образуют систему и взаимно влияют друг на друга. Отрасль не только пользуется благами своего развития, но и испытывает влияние
других секторов социально-экономической сферы и оказывает на них своё влияние. За счет доходов получаемых от функционирования курортно-туристских комплексов, при осуществлении мультипликативного эффекта происходит рост доходов экономики регионов, оказывающий положительное влияние как в регионе, так и за его пределами.
Все специалисты, лица, работающие в курортном бизнесе, независимо от того относится ли их сфера деятельности к области развлечений, общественного питания, торговли или лечения, должны осознать тот факт, что получение ими прибыли зависит в первую очередь от состояния природной среды курорта, сохранения его уникальных природных особенностей.
С точки зрения развития курортно-туристского комплекса особенно важно определение возможных пределов воздействия на окружающую среду (как природную, так и искусственную), так и возможный уровень воздействия на социальные процессы, связанные с развитием туризма в регионах с курортной специализацией.
Итак, стратегию развития курорта на основе концепции устойчивого развития можно разделить на три основных направления:
1. Сохранение курорта в состоянии, соответствующем статусу
экологически чистой территории: - использование природосберегающих
технологий в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности района;
- рациональное использование имеющихся природных ресурсов (море, пляжи, минеральные воды, лечебные грязи, заказники и памятники природы и т. п.); -оптимальная и своевременная утилизация мусора и очистка сточных вод; -озеленение всех зон и районов курорта; - другие мероприятия, способствующие экологической чистоте курорта (пропаганда здорового образа жизни, экологическое образование и т. п.).
2. Сохранение и упрочение благоприятного информационноволнового пространства курорта: - продуманное размещение сопутствующей инфраструктуры, посредством функционального зонирования курортнотуристского комплекса; - насыщения пространства положительными компонентами через культурные источники.
3. Переход на международный уровень обслуживания: - повышение
качества курортно-туристских услуг; - планирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации для отрасли; - внедрение международных стандартов обслуживания; - совершенствование технологического процесса производства и предоставления туристского продукта.
Туристская индустрия в России может стать одним из основных секторов национальной экономики. Как показывает зарубежная практика, развитие отрасли будет возможно в том случае, если государственные структуры, наделенные властью, осознают всю важность роли туризма в деле социального и экономического развития Российской Федерации и начнут проводить эффективную политику развития отечественной туристской сферы.
Наша страна располагает огромными потенциальными возможностям для приема иностранных туристов: широта территории, богатое историческое и культурное наследие, сохранившаяся дикая природа в отдельных регионах.
Рассмотрим состояние туризма и тенденции его развития в некоторых регионах страны: Московской области, Санкт-Петербурге, Псковской и Костромской областях. Этот анализ необходим для выявления общих тенденций и сдерживающих факторов в развитии отечественного регионального туризма и систематизации решений по оптимизации путей развития каждым регионом.
Московская область. Основное место в туристском потенциале Московской области занимают памятники истории и культуры, охраняемые государством, количество которых составляет 167 единиц (460 объектов). Это составляет 0,5% от памятников России (табл.7).
Таблица 7
Количество памятников Московской области, находящихся на государственной ___________________________________охране*_________________________________
Общее количество памятников В том числе на государственной охране
Всего ед. (объекты) % Всего ед. (объекты) %
834(2084) 1,3 (100) 167 (460) 20
*Рассчитано по данным Программы развития туризма в г. Москве на период до 2010 г. (приложение к постановлению Правительства Москвы от 08.08.2000г. №602 // СПС «КонсультантПлюс».
Наличие большого числа культурно-исторических и познавательных объектов в различных городах позволяет сделать вывод о том, что наиболее целесообразным является разработка туристских маршрутов с посещением нескольких населенных пунктов и природных ареалов, что обуславливает необходимость создания цепи малых гостиниц для обеспечения удобств и психологической комфортности туристов и путешественников.
Существенным фактором развития въездного и внутреннего туризма является повышение роли отдельных территорий. Отметим, что Московская область занимает особое место на туристском рынке России, она обладает:
• абсолютно высокой плотностью и концентрацией памятников культурного наследия;
• мощным научным потенциалом, являющимся основой для научного конгрессного туризма;
• крупнейшим центром Православной Церкви, что обеспечивает развитие религиозного туризма;
• скоплением разнообразных промышленных предприятий и деловых центров, определяющих широкие возможности для делового туризма;
• достаточно благоприятными природными условиями для организации
лечебно-оздоровительного отдыха и отдельных видов
специализированного туризма;
• плотной рекреационной сетью (свыше 1000 учреждений отдыха и более 4000 туристских фирм);
• лучшей транспортной обеспеченностью в России (11 крупнейших
железнодорожных и 15 автомобильных магистралей, 4 гражданских аэропорта, 3 из которых соответствуют международным стандартам, 2 речных порта);
• крупным ресторанно-гостиничным хозяйством (более 45 тыс. гостиничных мест в Москве, существенно обновленных в последнее время и 2490 мест в гостиницах и мотелях области);
• большими трудовыми ресурсами, которые после соответствующей
профессиональной подготовки могут быть привлечены к работе в туристской
сфере;
• большим количеством учебных заведений, занимающихся подготовкой туристских кадров во главе с Российской международной академией туризма.
Вместе с тем, хотелось бы отметить, что некоторые факторы сдерживают развитие туризма и путешествий в Московской области. На сегодняшний день сложилась неблагоприятная демографическая ситуация: естественный прирост населения характеризуется отрицательными показателями, в 1,5-2 раза превышающими средний показатель по России. Удельный вес сельского населения в общей численности здесь ниже, чем в среднем по России. Доля населения в трудоспособном возрасте также почти на 10% ниже среднероссийского показателя и составляет 51%.
Спад производства повлек за собой ухудшение состояния социальной обстановки, высвобождение рабочей силы и рост безработицы как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. По нашему мнению, развитие туризма поможет решить многие социальные проблемы, поскольку туризм является источником большого количества рабочих мест. Если учесть, что в настоящее время туристско-гостиничный сектор Подмосковья обеспечивает работой 0,7% (19 тыс. чел) экономически активного населения региона, то увеличение количества рабочих мест хотя бы до среднероссийского показателя 10% поможет снять остроту проблемы безработицы. Необходимо отметить, что население Московской области характеризуется высоким уровнем образования, поскольку вместе с Москвой рассматриваемый регион всегда являлся центром науки и культуры. В связи с этим, для того, чтобы привлечь население к работе в туристском комплексе области не потребуется значительных дорогостоящих мероприятий по подготовке. В настоящее
время в регионе существуют следующие основные типы туристских объектов и предприятий:
Таблица 8
Основные типы туристских объектов и предприятий Московской
Области*
Средства размещения: Предприятия питания:
Г остиницы и мотели Рестораны, кафе, столовые
Пансионаты и дома отдыха Бары и другие заведения с подачей
Кемпинги и стоянки для напитков
автофургонов Ночные клубы и дискотеки
Санатории
Прочие виды размещения
Транспорт:
Воздушный транспорт Междугородний железнодорожный пассажирский Междугородние и экскурсионные автобусы Круизные суда
Организаторы туризма:
Экскурсионные предприятия Выставки, фестивали Турагенты
Конгресс- и конференц-центры
Туристские объекты:
Рекреационные, культурные и спортивные объекты Театры, концертные залы и аналогичные предприятия Парки отдыха Музеи
Исторические объекты и здания Массовые спортивные сооружения Игорные заведения, тотализаторы и казино
*Рассчитано по данным Программы развития туризма в г. Москве на период до 2010 г. (приложение к постановлению Правительства Москвы от 08.08.2000г. №602 // СПС «КонсультантПлюс».
В анализируемом регионе в настоящее время средства размещения различных типов могут одновременно принимать и обслуживать около 33 тыс. человек в летний пиковый период, что составляет 2% от вместимости всей базы страны и 40% от уровня 1991 г. В настоящее время вместимость стационарной базы размещения туристов на территории Московской области составляет около 33,2 тыс. мест, в том числе 2,5 тыс. мест (7,5%) в основных средствах размещения (гостиницы, мотели) и 30,7 тыс. мест (92,5%) в дополнительных (турбазы, молодежные центры, дома и базы отдыха, санатории и т.д.). За последние 5 лет вместимость базы сократилась на 8,8 тыс. мест (с 42,0 тыс. до 33,2 тыс.), в том числе в основных средствах размещения на 1,4 тыс. и в дополнительных на 7,4 тыс. мест. По структуре в целом по региону база характеризуется следующим образом: гостиницы -36,5%; мотели - 1,9%; турбазы, молодежные лагеря и центры
- 14,1%; санатории - 17,2%; дома отдыха и пансионаты -21,1%; базы отдыха -9,2% (94).
Таблица 9
Вместимость базы размещения туристов Московской области в 2007 г.*
Всего В том числе:
Мест % основная база дополнительная база
мест % мест %
33260 100 2490 7,5 30770 92,5
*Рассчитано по данным Регионы России. Основные характеристики регионов Российской Федерации. Статистический сборник - М.: 2007.
Анализ показал, что существующая база размещения Московской области не соответствует необходимому уровню качества. В целом вся структура существующей базы размещения не отвечает спросу и изменившимся в последние годы потребностям клиентуры, не соответствует международным требованиям, характеризуется низкой комфортностью (65-70%), технической и технологической отсталостью, низким уровнем дизайна, значительным моральным и физическим износом и на 75-80% нуждается в реконструкции, модернизации и функциональной перестройке.
Таким образом, гостиничное хозяйство Московской области на сегодняшний день не может удовлетворить высокие запросы международных путешественников. Для того, чтобы создать предпосылки для развития туризма, необходимо провести значительную модернизацию гостиничной базы региона. Реконструкция должна коснуться как минимум 72% мест и как максимум - 81% общей базы размещения.
Характеризуя современное состояние туристских учреждений, следует отметить, что в Московской области функционируют 260 пансионатов и домов отдыха, 250 ведомственных баз отдыха, 40 турбаз, кемпингов и мотелей, несколько домов творчества и сеть баз рыбаков и охотников. Общее число мест в туристских учреждениях превышает 500 тысяч.
Анализ состояние туристской инфраструктуры показал, что, несмотря на то, что по сравнению с другими территориями России Московская область характеризуется наиболее развитой инфраструктурой, уровень ее для туризма недостаточен. Отмечается существенная нехватка предприятий торговли, общественного питания и бытовых услуг, которые за последние годы в разных районах области сократились в 2-3 раза и в среднем составляют всего 4 предприятия на 10 тыс. жителей.
Подводя итог, необходимо отметить, что рекреационные ресурсы изучены на территории Московской области недостаточно полно. Теоретически они оценены по всей территории области, однако, для решения вопроса об организации конкретных рекреационных учреждений и построения всей
рекреационной системы в целом этого недостаточно. Требуется натурное обследование территории с выделением конкретных площадей под освоение.
Санкт-Петербург. Санкт-Петербург является одним из наиболее посещаемых туристских центров Европы с общим количеством прибытий 3,5 млн. туристов в год (табл. 10).
Основным побуждающим фактором туристских поездок в Санкт-Петербург является выдающаяся официальная культура.
Ежегодно Санкт-Петербург посещают 1,5 млн. иностранных и 2 млн. российских граждан (85). Существуют значительные различия между этими двумя группами туристов с точки зрения демографии, мотивации для поездки, отношения к Санкт-Петербургу и уровня затрат в городе. Иностранные туристы обычно старше, тратят значительно больше российских туристов (в среднем 6500 руб. в день, что почти в 4 раза больше средних суточных затрат российских туристов), Санкт-Петербург посещают преимущественно один раз, основная цель поездки - увидеть дворцы, средний срок пребывания - 2,5 суток. Мотивация российских туристов более разнообразна, они склонны приезжать в Санкт-Петербург чаще одного раза, срок их пребывания в Санкт-Петербурге больше (в среднем 4,5 суток).
Таблица 10
Количество прибытий в Санкт-Петербург в 2007г., млн. чел. в год*
N п/п Город Количество прибытий, млн.чел. в год
1 Лондон 26,8
2 Париж 14,0
3 Рим 5,9
4 Амстердам 5,2
5 Берлин 5,0
6 Мадрид 4,8
7 Барселона 3,8
8 Вена 3,7
9 Санкт-Петербург 3,5
10 Прага 3,0
11 Москва 2,9
12 Копенгаген 1,9
* Регионы России. Основные характеристики регионов Российской Федерации. Статистический сборник - М.: 2008
Туризм является стратегическим сектором экономики для Санкт-Петербурга:
- туризм создает около 10 процентов валового регионального продукта и обеспечивает более 5 процентов налоговых доходов Санкт-Петербурга;
- туризм создает в Санкт-Петербурге порядка 63 тыс. рабочих мест;
- европейский рынок туризма неуклонно растет;
Санкт-Петербург располагает необходимыми активами для роста туризма и существенного увеличения доходов от туризма в абсолютном выражении.
Основными видами туризма являются:
- культурно-познавательный туризм;
- бизнес-туризм;
- конвенционный туризм;
- специализированный туризм, объединяющий разнообразные направления. Санкт-Петербург имеет достаточную базу для развития и успешного продвижения таких направлений, как яхтенный туризм, образовательный, паломнический и некоторые другие.
Положительное влияние на развитие туризма оказывают следующие сильные стороны Санкт-Петербурга:
- Санкт-Петербург - центр традиционной европейской культуры.
- Санкт-Петербург благодаря геополитическому положению исторически является посредником между Европой и Россией.
- Санкт-Петербург по количеству населения входит в пятерку крупнейших городов Европы и должен восприниматься как большой город со всеми соответствующими атрибутами.
- Санкт-Петербург является одним из крупнейших научно-образовательных центров России и Европы.
- Каналы и реки Санкт-Петербурга ставят город в один ряд с такими городами, как Венеция и Амстердам.
- Большое количество вновь создаваемых рабочих мест.
К основным возможностям повышения доходов Санкт-Петербурга от туризма относятся:
- увеличение срока пребывания иностранных туристов;
- стимулирование иностранных туристов к повторным поездкам за счет расширения мотивации поездки;
- расширение возможностей для увеличения суточных трат российских туристов;
- увеличение общего числа туристов за счет снижения сезонности.
В результате анализа туристской индустрии Санкт-Петербурга, нами определено, что основными барьерами для успешного развития туризма на сегодняшний день являются:
- недостаточная маркетинговая поддержка Санкт-Петербурга и, как следствие, низкий уровень осведомленности туристов о городе и его туристских возможностях;
- существующий уровень развития инфраструктуры Санкт-Петербурга и, как следствие, несоответствие цены качеству поездки.
Псковская область. Инфраструктура туризма Псковской области представлена 372 памятниками общероссийского значения (ХТУ-Х1Х вв.), 3588 памятниками местного значения и 475 вновь выявленными объектами наследия. Общая емкость туристских ресурсов области, то есть возможностей приема туристов, оценивается в 10 млн. прибытий в год (в том числе познавательных поездок - 5,6 млн.) (35, 85, 102). Это составляет приблизительно 2% от объема всего туристического рынка России. В настоящее время потенциал области не используется и на треть.
К 2007 году туриндустрия Псковской области включала в себя 25 туристских фирм, 32 предприятия санаторно-курортной и оздоровительной направленности - и 24 предприятия гостиничного типа, развитую сеть предприятий питания и большое количество объектов туристского показа (35). В последнее время наметилась тенденция появления новых турфирм ориентированных на внутренний и въездной туризм.
Благодаря интенсивному продвижению псковского турпродукта -участие -в международных выставках, создание собственного сайта в Интернете, выпуск нового путеводителя и разнообразной рекламной продукции - в прошлом году значительно возрос въездной поток иностранных граждан, особенно из Эстонии и Латвии - более 650 тыс. прибытий в 2007г. Причем каждый четвертый посетитель
въезжал в область с туристской визой. На 27,5% увеличился въезд иностранных граждан на автомобилях и на 17,5% - через железнодорожные пути.
В 2007 г услугами гостиниц, санаториев и баз отдыха области воспользовались 207,6 тыс. туристов (за весь 2005 г -166 тыс.), из них иностранных граждан - 22,4 тыс. чел. (85).
Абсолютное большинство приезжающих (более 90%) - граждане РФ, около половины из них прибывало на отдых. Три четверти турпотока пришлось на период с мая по октябрь. Наиболее распространенный срок пребывания туристов на территории области — около 3-х суток, хотя количество гостей, приезжающих на более продолжительный срок, например, более 7 суток, имеет тенденцию к росту (22% в 2007 г против 12% в 2005 г). На треть в 2007 году увеличилось количество туристов из СНГ и дальнего зарубежья, приезжавших в Псковскую область с ночевкой (85).
Музеи и другие учреждения культуры области в 2007г. посетило 991 тыс. чел. Наиболее популярными туристскими объектами остаются Псковский музей заповедник, количество посетителей которого несколько уменьшилось (возможно, из-за роста цен на входные билеты) и Пушкинский заповедник, который за 2007 г посетило около 1350 тыс. чел.
Большинство туристов приезжало на Псковщину из Москвы и Московской области, Мурманской области, Дальнего Востока и Сибири, а также граничащих с Псковской областей РФ. Вместе с тем продолжает сохраняться своеобразная "центростремительность" псковского туризма наибольшим спросом пользуются Пушкинские Г оры, Изборск, Печоры, в то время как множество объектов турпоказа в туристские маршруты не входит. Речь идет о Себежском национальном парке, городах Гдов, Остров, Порхов, Невель, Великие Луки, Крыпецком и Елезаровском монастырях, погосте Сенно, усадьбам Мусоргского, Римского Корсакова, Ковалевской, Музее писателя Алтаева.
В целом, основная часть туристических фирм области сохранила объемы приема 2005г. и даже увеличила их. В 2009 году рост въездного потока, по прогнозам специалистов Комитета по туризму и международным связям, может составить 20-22%.
Для дальнейшего продвижения турпродукта на российский и зарубежный туристский рынки, комитет считает необходимо регулярное участие в международных туристских выставках. Вместе с тем псковский туризм сталкивается с рядом серьезных проблем, главная из которых заключается в том, что на ряде популярных направлений спрос превышает предложение. Недостаточное количество комфортабельных мест размещения не позволяет пока в полной мере использовать рекреационные возможности региона, которые возможно расширить, реконструируя старые гостиницы, туристские базы, строя новые.
Костромская область. На туристском рынке костромской области работает около 60 турфирм. Почти 70% из них специализируются на организации внутреннего туризма (35).
Туристско-рекреационные ресурсы региона представлены 119 государственными природными заказниками, 5 лечебно-оздоровительными местностями со своими скважинами минеральной воды, 70 территориями рекреационного назначения, 93 памятниками природы.
До 1997 г., когда туризм был признан одной из приоритетных отраслей развития экономики области, а отдел по туризму вошел в состав "экономического" блока администрации, он развивался достаточно бессистемно. С принятием в последние годы ряда программ и проектов по развитию туризма, ростом активности частного турбизнеса, внутренний туризм на костромской земле заметно оживился. Если в 1997 г среднегодовой процент загрузки костромских гостиниц составлял 12-15%, то в 2007 году он достиг более 82% (35). В настоящее время на местном туристском рынке работает около 65 компаний. Туристская инфраструктура области насчитывает 9 гостиниц туристского класса, несколько санаториев.
В последние годы в развитии туризма Костромской области наметился ряд положительных тенденций:
- повышение внимания к турпрограммам, использующим туристско-рекреационные ресурсы области. В первую очередь, речь идет об активном туризме;
- расширение и частичное изменение специализации прежде входивших в "Золотое кольцо России" маршрутов;
- продвижение туристской отрасли "вглубь". Область располагает целым рядом пока что малоизвестных исторических памятников в Нерехте, Г аличе, Чухломе,
Судиспавле, которые, безусловно могли бы привлечь внимание туристов. Своеобразным магнитом для туристов могут стать места, связанные с царской династией Романовых, именами многих деятелей русской культуры - А. Островского, А. Писемского, П. Катенина, Н. Некрасова, Б. Кустодиева, И. Левитана и др.
- принятие пятилетних программ социально-экономического развития, в которых туризм признается одним из приоритетных экономических направлений. Аналогичные программы готовятся к принятию и в других районах костромской области.
Среди основных недостатков в развитии туризма Костромской области, которые препятствуют устойчивому развитию туризма, является неразвитость инфраструктуры.
Таким образом, сделаем ряд выводов по развитию туризма в данных регионах, где просматривается ряд положительных и отрицательных тенденций, которые необходимо учитывать при анализе и оценке туристского потенциала конкретного региона, в нашем случае курорта Анапа.
Во-первых, туристские фирмы заняты поиском новых турпродуктов; наблюдается интерес туроператоров к оздоровительным и экологическим турам, а также к турам активного отдыха.
Во-вторых, заметно оживляется турбизнес с принятием в регионах государственных программ и проектов по развитию туризма.
В-третьих, законодательная база регионов в области обеспечения гарантий по инвестициям в туристский бизнес достаточно слабая или отсутствует вообще, что является сдерживающим фактором для российских и иностранных инвесторов.
В-четвертых, главным недостатком остается неразвитая инфраструктура туризма и невысокий уровень сервиса.
В-пятых, низкий срок пребывания туристов во всех представленных туристских регионах (2,5-5 дней).
По нашему мнению, для устойчивого развития туризма в этих регионах необходимо принять ряд мер:
1. Применение мер маркетингового воздействия на отечественных и иностранных потребителей как во время пребывания туриста на отдыхе, так и вне его.
2. Развитие инфраструктуры туризма, создание сети сервисных предприятий, направляющих свою работу непосредственно на туристов.
3. Расширение и повышение качества предоставляемых основных и дополнительных сервисных услуг. Для привлечения туристов на отечественный рынок основной акцент необходимо сделать на качестве сервиса и цене. Сопоставимость качества и цены продукта принципиально важна для российских потребителей. Приведение в соответствие цены и качества предоставляемых российскими туристскими организациями услуг требует, прежде всего, модернизации и совершенствования существующей материально-технической базы, а, следовательно, и капитальных вложений.
4. Совершенствование региональной нормативно-правовой базы развития туризма, разработка реализация региональных комплексных целевых программ поддержки и развития туризма.
5. Подготовка высококлассных специалистов. Эта проблема актуальна не только для сферы туризма, но и для индустрии гостеприимства, которая в регионах России находится в стадии становления.
В целом, туризм в регионах Российской Федерации требует систематизации имеющегося опыта, и на основании этого формирования новых механизмов регионального управления развитием туризма.