Научная статья на тему 'Управление цепями поставок как современная форма кооперации в машиностроении'

Управление цепями поставок как современная форма кооперации в машиностроении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пименова М. В.

Рассмотрен современный подход к построению кооперационных связей в машиностроении, основанный на концепции управления цепями поставок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPLY CHAIN MANAGEMENT AS A MODERN FORM OF COOPERATION IN MACHINEBUILDING

A modern approach to making cooperation relations in machine-building based on the concept of supply chain management is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Управление цепями поставок как современная форма кооперации в машиностроении»

Решетневскце чтения

УДК 338

М. В. Пименова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА КООПЕРАЦИИ

В МАШИНОСТРОЕНИИ

Рассмотрен современный подход к построению кооперационных связей в машиностроении, основанный на концепции управления цепями поставок.

Машиностроение является важнейшим звеном национальной экономики, осуществляющим насыщение производства новыми техническими средствами и технологиями и формирующим уровень научно-технического и производственного потенциала промышленности страны. Крупные машиностроительные предприятия, как правило, располагают полным циклом изготовления продукции и имеют заготовительные, обрабатывающие и сборочные цехи с комплексом вспомогательных и обслуживающих подразделений. Это обеспечивает высокий уровень надежности работы предприятия, но не соответствует условиям работы на открытом рынке, не позволяет сконцентрировать усилия на решении таких важнейших задач, как технологическое перевооружение, обновление модельного ряда выпускаемой продукции, внедрение современных систем управления и т. д. Конструктивно-технологическая сложность продукции обуславливает необходимость отлаженной системы сложных кооперационных связей с многочисленными поставщиками.

Современная ступень развития производственных отношений определяется такими понятиями, как компетенции (развитие тех направлений деятельности, по которым предприятие является наиболее конкурентоспособным), виртуальность и взаимодействие (участие) в различных цепях поставок, сетевых структурах, виртуальных предприятиях на основе широкого использования ИТ-технологий. Перспективным направлением повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности машиностроительных предприятий является формирование гибких инструментов организации производства - создание узкоспециализированных участков внутри предприятия и развитие кооперационных стратегий управления, основанных на концепции управления цепями поставок (8СМ). Суть концепции состоит в создании комплексной системы взаимодействия предприятий с использованием принципов промышленного аутсорсинга, включающей организацию кооперационных отношений, интегрированное управление ЦП, создание единого информационного пространства для координации и коммуникации участников ЦП.

Концепция 8СМ имеет важное значение как для крупных предприятий, так и для предприятий малого и среднего бизнеса. Участие предприятия в логистической цепи - важнейший фактор сохранения и повышения уровня доходов и конкурентоспособности на современных и будущих рынках. Для крупного

предприятия построение цепи поставок означает передачу значительной части как основных (технологических), так и обеспечивающих (сервисных) бизнес-процессов своим партнерам по бизнесу на долговременной основе. Применение новой стратегии ведения бизнеса дает возможность предприятию сконцентрировать ресурсы и усилия на участках, определяющих конкурентоспособность продукции и предприятия в целом и передать неэффективные виды производств тем предприятиям, которые специализируются на выполнении данного вида работ. Такой способ организации производства называется субконтрактингом, основными участниками которого являются контракторы и субконтракторы. Контрактор - головное (как правило, сборочное) предприятие с минимально необходимыми собственными производственными мощностями. Субконтрактор - предприятие, производящее комплектующие, выполняющее работы, услуги в соответствии с распоряжениями контрактора и под его контролем. В международной практике, как правило, субконтрактор представляет собой узкоспециализированное малое или среднее предприятие.

В условиях логистической цепи производители конечной продукции получают от «смежников» до 80 % комплектующих, имея возможность концентрировать свои усилия на дизайне, технологиях обработки и сборки, на создании новых изделий и других ключевых компонентах. Это позволяет значительно повысить гибкость предприятия вследствие возрастающей многовариантности продукции, сократить расходы, связанные с содержанием большого числа собственных производственных процессов, повысить производительность труда и эффективность производства.

Для предприятий малого и среднего бизнеса участие в логистической цепи в настоящее время является ключевым фактором конкурентоспособности и выживания на рынке. Являясь звеньями в логистической цепи крупного предприятия машиностроения, малые и средние предприятия могут сосредоточиться на выпуске строго определенной номенклатуры продукции (услуг), получать стабильные заказы и, соответственно, доход, сокращая при этом значительную часть затрат. Узкая специализация при постоянной загрузке обеспечивает предприятиям-субконтрак-торам интенсивное использование, быструю амортизацию и, как следствие обновляемость оборудования. В ряде случаев субконтракторы получают от контракторов оборудование, технологическую оснастку, контрольно-измерительные приборы и аппаратуру, а

Логистика в аэрокосмической отрасли

также помощь в осуществлении стандартизации и контроля качества, необходимых для выполнения заказа. Тем самым обеспечивается необходимый трансфер технологий, ноу-хау и т. д., что способствует интенсивному развитию предприятий малого и среднего бизнеса.

По оценкам специалистов, реализация проектов по внедрению концепции 8СМ дает возможность снижения уровня запасов до 60 %; сокращения времени изготовления за счет согласования процессных цепей до 50 %; увеличения прибыли за счет оптимизации процесса создания стоимости и снижения трансакцион-ных издержек на 30 %; повышения качества продукции

на 30 %; роста оборота и доли рынка за счет улучшения реакционной способности системы и изменения отношении с клиентами на 55 % [1].

Применение современных форм кооперации позволяет сконцентрировать ресурсы и усилия на тех ключевых компетенциях, которые определяют конкурентоспособность продукции и всего предприятия и целом.

Библиографические ссылки

1. Иванов Д. А. Логистика. Стратегическая кооперация. М. : Вершина, 2006.

M. V. Pimenova

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

SUPPLY CHAIN MANAGEMENT AS A MODERN FORM OF COOPERATION

IN MACHINEBUILDING

A modern approach to making cooperation relations in machine-building based on the concept of supply chain management is presented in the article.

© Пименова М. В., 2011

УДК 658.7

Д. А. Прокопович

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

УПРАВЛЕНИЕ ПОТОКОМ ВЫЛЕТАЮЩИХ АВИАПАССАЖИРОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИИ

Характеризуются основные проблемы, возникающие на этапе предполетного обслуживания авиапассажиров и предлагаются возможности диспетчеризации пассажиропотока для их разрешения.

Существующая система обслуживания вылетающих авиапассажиров характеризуется сложностью и многозвенностью, при этом на каждом этапе обслуживания регулярно образуются очереди. Пассажир вынужден резервировать значительное время для того, чтобы успеть пройти все формальности. Особенно заметны такие потери у часто летающих пассажиров, как правило, деловых людей с высокой стоимостью времени.

Также обратим внимание на два критических, на наш взгляд, фактора, требующих ускорения предполетного обслуживания:

- стремление к уменьшению допустимого интервала между стыковочными рейсами, что создает приращение потребительской ценности для пассажиров и является одним из конкурентных преимуществ авиакомпании;

- распространение авиакомпаний-дискаунтеров, задающих высокие требования к оборачиваемости воздушных судов и, следовательно, к ускорению посадки пассажиров на борт.

Опыт последних лет показывает, что общее время предполетного обслуживания, не смотря на совершенствование отдельных технологических процессов, возрастает. Обусловлено это в первую очередь усилением контроля безопасности. Пассажир порой проводит незапланированно большое время ещё перед входом в аэровокзал в очереди на досмотр. Особенно остро данная проблема стоит при одновременном прибытии большого числа пассажиров электропоездами, как это происходит, например, в Домодедово.

В результате пассажир является «невидимым» для системы обслуживания, ему трудно просигнализировать о своем присутствии и местонахождении в потоке предполетных процедур, а системе невозможно оценить необходимое для завершения в отношении этого пассажира всех процедур время, не говоря уже о том, чтобы управлять образующимися очередями в целях обеспечения своевременности вылетов.

Таким образом, пассажир должен стать «видимым» ещё до прибытия в аэропорт и оставаться таковым вплоть до посадки на борт воздушного судна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.