Научная статья на тему 'Управление цепями поставок'

Управление цепями поставок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3520
599
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКУПОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ЗАКУПКАМИ / ЦЕПЬ ПОСТАВОК / УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЬЮ ЗАКУПОК / PURCHASE DEVELOPMENT / PURCHASE MANAGEMENT / SUPPLY CHAIN / SUPPLY CHAINS MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Король Александр Николаевич

Рассматривается проблема совершенствования закупочной деятельности предприятий. Особое внимание уделяется управлению цепями поставок как важному направлению в развитии закупочной деятельности промышленных предприятий. Предлагается алгоритм формирования цепи поставок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPLY CHAINS MANAGEMENT

The article deals with the problem of Improving purchase development enterprises. Special attention is given to supply chains management as the most important direction of purchase development manufacturing enterprises. The author offers the algorithm of forming supply chain.

Текст научной работы на тему «Управление цепями поставок»

С опорой на теоретический материал автором было проведено исследование в области кадрового менеджмента на предприятиях Иркутской области, которые претерпели процедуру банкротства — внешнее управление: ОАО «Сибтепломаш», ОАО «Ангарстрой», ОАО «КБЖБ» и ГУП ГОК «Мамслюда».

Результаты исследования подтвердили, что предприятия на разных стадиях кризиса используют различные принципы управления персоналом (табл.).

Таким образом, учитывая стадию кризиса, типы кадровой политики и принципы управления персоналом в условиях кризиса, можно более эффективно реорганизовать систему антикризисного управления персоналом.

Примечания

’ Теория и практика антикризисного управления: учеб. для вузов / Г.З. Базаров, С.Г. Беляев, Л.П. Белых и др. М., 1996.

2 Рыбинский В.З. Управление персоналом в условиях цикличного развития производства. М., 2000.

3 О несостоятельности (банкротстве): федер. закон от 26 окт. 2002 г. № 127-ФЗ (ред. от 1 дек. 2007 г.).

4 Митин А.Н., Федорова А.Э., Токарева Ю.А., Овчинников А.В. Антикризисное управление персоналом организации: учеб. пособие. СПб., 2005.

5 Там же.

6 Теория и практика антикризисного управления.

7 Солодова Н.Г. Трудовое поведение работников и модели кадровой политики в условиях организационных преобразований. Иркутск, 2004.

8 Митин А.Н., Федорова А.Э., Токарева Ю.А., Овчинников А.В. Указ. соч.

УДК 338.24.01:658.7 А.Н. КОРОЛЬ

ББК У291.59-21 кандидат экономических наук, доцент

Тихоокеанского государственного университета, г. Хабаровск

e-mail: [email protected]

УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК

Рассматривается проблема совершенствования закупочной деятельности предприятий. Особое внимание уделяется управлению цепями поставок как важному направлению в развитии закупочной деятельности промышленных предприятий. Предлагается алгоритм формирования цепи поставок.

Ключевые слова: закупочная деятельность, управление закупками, цепь поставок, управление цепью закупок.

За последние три десятилетия значимость закупок продукции производственно-технического назначения в деятельности промышленных предприятий, особенно в промышленно развитых странах, существенно возросла. Из исключительно технической (канцелярской) функции закупки превратились в функцию большой стратегической важности, осуществляемую преимущественно на принципах долгосрочных партнерских отношений.

Эта тенденция, существенно изменившая место и содержание закупочной деятельности промышленных предприятий, во многом формируется под воздействием следующих основных процессов:

- постоянный рост удельного веса затрат на приобретаемые материальные элементы

в общих затратах промышленных предприятий;

- повышение уровня технической сложности закупаемых продуктов и компонентов, а также сложности освоения их производства поставщиками;

- усиление специализации на рынке и увеличение доли связей по кооперированным поставкам в системе хозяйственных связей по поставкам продукции производственнотехнического назначения;

- активизация конкурентной борьбы на рынках товаров промышленно-производственного назначения, требующей производства товаров лучшего качества из закупаемых высококачественных исходных сырья и материалов;

© А.Н. Король, 2008

А.Н. КОРОЛЬ

- активизация применения предприятиями в своей коммерческой деятельности логистических технологий, требующих нового, более высокого уровня взаимоотношений предприятий-покупателей с поставщиками;

- все более широкое применение маркетингового подхода при управлении закупочной деятельностью промышленных предприятий;

- рост значения и расширение практики применения конкурентных закупок в коммерческой деятельности промышленных предприятий;

- активизация использования в закупочной деятельности технологии прокьюремента и, как следствие, повышение внимания к коммуникационным технологиям при привлечении поставщиков к участию в конкурентных закупочных процедурах;

- расширение практики формирования предприятиями-покупателями управляемых ими цепей поставок (поставщиков);

- ориентация предприятий-покупателей на установление длительных взаимоотношений с относительно небольшим числом тщательно отобранных, внушающих доверие поставщиков.

Как в странах с высокоразвитой экономикой, так и в Российской Федерации деятельность предприятия-покупателя по приобретению на рынке необходимых для осуществления производственного процесса материально-технических ресурсов трансформируется, естественно с некоторой разницей в темпах, в деятельность по выбору поставщика как гаранта стабильного, контролируемого и регулируемого процесса обеспечения постоянного наличия необходимых покупателю ресурсов и по управлению взаимоотношениями с ним на основе тесного и продолжительного сотрудничества.

С 2000 г. основными тенденциями в управлении закупочной деятельностью и поставками на промышленном предприятии, по мнению К. Лайсонса и М. Джиллингема, являются:

- превращение оценивания поставщиков, их отбора и управления ими в ключевой вид деятельности при осуществлении закупок;

- создание стратегических закупочных центров, обеспечивающих конкурентное преимущество за счет выбора партнеров по цепям поставок и влияния на них;

- повышение роли стратегических союзов с поставщиками;

- рост обмена информацией между членами цепей поставок;

- координация деятельности поставщиков через их ассоциации1.

Мы считаем целесообразным подробнее рассмотреть столь актуальный в настоящее время и широко практикуемый в закупочной деятельности крупных предприятий и корпораций процесс — управление цепью поставок. Дело в том, что по этому вопросу единого мнения в экономической теории и практике до сих пор не существует, даже в отношении используемой терминологии (цепь/цепочка снабжения/поставок/поставщиков и т.д.).

Ряд авторов под управлением цепью поставок подразумевает последовательное участие и взаимоотношения в процессе материально-технического обеспечения промышленного предприятия его различных служб и подразделений. С другой стороны, многие понимают термин «управление цепями поставок» как синоним терминов «логистика» или «интегрированная логистика»2.

Джон Кологна, в свое время управлявший службой снабжения «Дженерал электрик», на международной конференции, которую проводила Национальная Ассоциация США по управлению закупками, раскрывая содержание впервые предложенного им понятия «управление цепью снабжения (поставок)», сказал, что «бизнес потребует особого внимания к потоку материальных ресурсов от матери-земли до конечного потребителя. Это будет тем более необходимо, поскольку возрастает важность ресурса времени»3.

Нам кажется, что понимание необходимости и содержания процесса управления цепями поставок хорошо иллюстрируется словами Марка Кеога, управляющего крупной промышленной компанией, который говорил, что «одна автомобильная компания имеет в штате 10 инженеров с полным рабочим днем, с большим производственным опытом, которые изучают возможности поставщиков и, исходя из этого, совершенствуют производственную практику. Компании мирового уровня, ведущие закупочную деятельность, проявляют глубокий интерес к производственному процессу своих поставщиков, вплоть до оценки поставщиков своего поставщика»4.

Известия ИГЭА. 2008. № 6 (62)

В работе «Эффективное снабжение» отмечается, что «компании начали понимать, что слабо скоординированная группа компаний, нацеленная на оптимизацию своих отдельных задач, никак не может конкурировать с цепью поставок, работающей как одна команда.

Управление цепями поставок — один из наиболее неверно толкуемых в последние годы бизнес-терминов — это интеграция каждого элемента снабжения, проектирования, производства и дистрибуции от момента добычи сырья и до взаимодействия с конечным потребителем. Ключевым словом этого понятия является интеграция.

Мы определяем понятие "управление цепями поставок" как управление потоком материалов, услуг и товаров от момента добычи полезного ископаемого до поставки продукции конечному потребителю. ...Службы снабжения являются ключевыми функциональными группами в цепях поставок и иногда даже управляют ими»5.

Ф. Котлер и К.Л. Келлер отмечают, что «цепочки поставок представляют собой более протяженные каналы [чем маркетинговые каналы], простирающиеся от поставщиков исходного сырья к изготовителям различных компонентов готовой продукции, поставляемой конечным покупателям. ...Цепочка поставок представляет собой систему предоставления ценности. Каждая компания представляет собой лишь звено общей ценности, генерируемой цепочкой поставок. Когда компания поглощает конкурентов или объединяется с вышестоящими или нижестоящими по цепочке организациями, ее цель состоит в увеличении ценности, приходящейся на ее "звено", в системе поставок»6.

Совет профессионалов в области управления цепями поставок (США) дает следующее определение: «Управление цепями поставок — это интеграция ключевых бизнес-процессов (в основном логистических), начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц»7. Цепь поставок определяется им как три или более экономические единицы (организации или лица), напрямую участвующие во внешних и внутренних потоках продукции,

услуг, финансов и информации от источника до потребителя8.

Управление цепью поставок (поставщиков), с нашей точки зрения, можно представить в виде выполнения следующих этапов:

1. Тщательный подбор предприятий, производящих продукцию, являющуюся последовательно сырьем, материалом, полуфабрикатом, комплектующим изделием для конечного готового изделия, производимого предприятием — инициатором организации цепи поставок. Предприятия — участники цепи обеспечивают (каждое на своем этапе технологической цепочки получения конечного готового изделия) оптимальный вариант предоставления промежуточного продукта.

2. Объединение отобранных предпри-ятий-поставщиков в ассоциацию поставщиков данного предприятия-потребителя (покупателя) с выработкой общего для всех участников цепи поставок устава или свода правил и норм поведения при осуществлении ими взаимодействия в процессе движения материального потока от состояния исходного сырья или материала до состояния законченного готового изделия.

3. Выработка стандартов качества как операций и работ, так и производимой продукции для всех участников цепи, а также формирование планов их технологического и финансового взаимодействия. Возможно использование и других направлений сотрудничества участников в процессе функционирования цепи.

4. Регулирование и контроль функционирования цепи поставок или предприятием — производителем конечного продукта, или специально созданным для этого органом при приоритете конечного закупщика, что позволяет активно использовать в работе цепи методы логистики.

5. Постоянный экономический анализ показателей функционирования созданной цепи поставщиков (цепи поставок) и периодическое определение результативности ее работы.

По данным таких авторитетных аналитических компаний, как AMR Research и Forrester Research, при управлении цепями поставок (в случае их верного выстраивания) предприятия получают следующие результаты:

- уменьшение стоимости и времени обработки заказа от 20 до 40%;

Известия ИГЭА. 2008. № 6 (62)

- сокращение времени выхода на рынок от 15 до 30%;

- сокращение затрат на закупки от 5 до 15%;

- уменьшение складских запасов от 20 до 49%;

- сокращение производственных затрат от 5 до 15%;

- увеличение прибыли от 5 до 15%9.

Следует отметить, что в последние годы

стали активно формироваться глобальные международные цепи поставок, действие которых обеспечивается международными коммуникационными информационно-компьютерными системами.

Примечания

1 Лайсонс К., Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок: пер. с 6-го англ. изд. М., 2005. С. 166.

2 Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Сергеев В.И., Стерлигова А.Н. Логистика: учеб. / под ред. В.И. Сергеева. М., 2008. С. 31.

3 Из доклада Джона Кологны, представленного на конференции Международной ассоциации прямого маркетинга (Орландо, США, 1992 г.).

4 Keough M. Buying your way to the top // Director. 1994. Apr. Р. 75.

5 Рудзки Р.Э., Смок Д.Э., Кацорке М., Стюарт Ш.-мл. Эффективное снабжение: Простые и надежные способы снижения издержек и повышения прибыли / пер. с англ. С.В. Кривошеина; науч. ред. Д.Л. Бенько. Минск, 2008. С. 60.

6 Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг-менеджмент. 12-е изд. СПб., 2006. С. 53.

7 http://www.cscmp.com. Annual conference program: Glossary — Oakbrook / IL.: Council of logistics management. N.Y., 1998. P. 28.

8 http://www.cscmp.com. Supply chain and logistics terms and glossary / Council of supply chain management professionals. N.Y., 2005. P. 96.

9 Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Сергеев В.И., Стерлигова А.Н. Указ. соч. С. 32.

УДК 339.13 В.Ю. БУРОВ

ББК 65.209.1 доцент Читинского государственного университета

e-mail: [email protected]

ТЕНЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА*

Проанализированы виды трансакционных издержек деятельности субъектов малого предпринимательства и отдельные формы их проявления.

Легальная и теневая деятельность рассматривается как единое целое, как интегрированные друг в друга сектора экономики. Отмечена роль коррупции при теневой предпринимательской деятельности. Предложена структура экономики малого предпринимательства в аспекте теневого сектора.

Ключевые слова: трансакционные издержки, цена внелегальности, цена подчинения закону, коррупция, откаты, взятка.

В исследованиях российской теневой экономики распространено представление о том, что законная (легальная) экономическая деятельность является нормой, а теневая (нелегальная, формальная, скрытая, фиктивная) — особым видом деятельности, который подлежит исследованию в отрыве от легальной экономической деятельности или в противопоставлении ей. Так, Т.Г. Долгопято-

ва неформальную экономику рассматривает как отдельный сектор экономики, что-то вроде отрасли1. В работах О.В. Крыштанов-ской теневая экономика анализируется как криминальная деятельность, экономическая преступность, т.е. отклонение от нормы2. При этом ряд исследователей относят к неформальной экономике и криминальную, что подтверждает мнение С.Ю. Барсуковой:

* Печатается при поддержке проекта ФБ-10 «Теоретические аспекты долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития субнационального образования РФ» (РНП 2.1.3.1419), выполняемого в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)». Тема зарегистрирована во ВНТИЦентре, номер госрегистрации 01.2.006 06902.

© В.Ю. Буров, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.