Научная статья на тему 'Управление ценой при продаже портящегося товара'

Управление ценой при продаже портящегося товара Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
109
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЦЕНОЙ / ПРОДАЖА / ПОРТЯЩАЯСЯ ПРОДУКЦИЯ / CONTROL OF PRICE / SELLING / PERISHABLE GOODS

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Степанова Наталья Викторовна, Терпугов Александр Федорович

Рассматривается управление ценой продажи портящейся продукции, гарантирующее, что товар будет продан в течении торговой сессии и получена максимальная прибыль от его продажи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Control of Retail Price of Perishable Goods

One considers the problem of the control of retail price of perishable goods, when it is necessary to bye it during fixed time.

Текст научной работы на тему «Управление ценой при продаже портящегося товара»

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2008

Управление, вычислительная техника и информатика

№ 3(4)

УДК 519.2

Н.В. Степанова, А.Ф. Терпугов

УПРАВЛЕНИЕ ЦЕНОЙ ПРИ ПРОДАЖЕ ПОРТЯЩЕГОСЯ ТОВАРА

Рассматривается управление ценой продажи портящейся продукции, гарантирующее, что товар будет продан в течении торговой сессии и получена максимальная прибыль от его продажи

Ключевые слова: управление ценой, продажа, портящаяся продукция.

В предыдущих работах автора [1, 2] был рассмотрен вопрос об управлении ценой при продаже товара, который должен быть реализован в течение одной торговой сессии. Ниже рассматривается управление ценой при продаже товара, часть которого может испортиться в течение торговой сессии.

Предположим, что продукция портится с постоянной скоростью р, то есть если в какой-то момент времени г у нас есть 2(г) продукции, то за интервал времени [г, г + Аг] её испортится ц2(г )Лг + о(Лг).

Пусть далее цена продажи постоянна и равна с. Тогда поток покупок будет пу-ассоновским потоком с интенсивностью Х(с), так что за время Аг придёт в среднем Х(с)Аг покупателей, которые купят, в среднем, количество товара, равное а]Х(е)Лг + о(Лг).

Поэтому мы имеем

откуда, после деления на Аг и предельного перехода Аг ^ 0, получается следующее дифференциальное уравнение:

Если выдвинуть требование, чтобы весь товар был продан к моменту времени Т, то мы получим условие

1. Детерминированное приближение

1.1. Пр одажа по постоянной цене

Q{t) - Q{t + А/) = ^{і )А/ + а{к{е) А/ + о{ А/),

(і)

которое надо решить при начальном условии 2(0) = 2о.

Легко проверить, что решение этого уравнения имеет вид

из которого получается уравнение, определяющее цену продажи:

Найдём отсюда цену продажи с для линейной аппроксимации Х(с), когда

Цс) = Х0 -Х1-

Уравнение (3) даёт откуда получаем, что

Ибо

с = Со

Со а (е^т — 1)

Ибо

так что выручка от продажи нашей партии товара равна

( а Л

5 = ахсХ(с)Т = с0

Хіаі(г^т -1) ра р Ибо

1 + ^0 -

Х1а1 (еМ -1)

Иб)Т

(^ -1)

(4)

Если товар для продажи покупался по оптовой цене С, то прибыль от его продажи будет равна

р = б - ¿б0 = с0

і+-

Хо

Ибо

Ибот

(е"т -1)

¿бо •

(5)

Х1а1 (ецТ -1)

Ясно, что вся эта продажа имеет смысл лишь тогда, когда Р > 0. Отсюда получается, что оптовая цена С при покупке партии товара объёма Q0 должна удовлетворять условию

1 < і

1 + -

Хо

Ибо

Х1 Х1а1 (ец -1)

И Т

(е»т -1)

(6)

Найдём теперь оптимальный объём партии товара Q0, максимизирующий нашу прибыль. Очевидно, что оптимальное значение <20 находится из условия

1 + -

Хп

Ибо

Х1 Х1а1 (ец -1)

Иб)Т

(е"т -1)

¿бо

• тах,

Єо

или, в другой форме,

с0 I 1 +

И Т

-1

- а

бо -

2 2 с0И Тб0

Х1а1 (ецТ -1)2

• тах •

Єо

(7)

Максимум этого выражения будет удовлетворять условию <20 > 0, если выполнено следующее ограничение на оптовую цену

Л и Л ИТ

<І < €д I 1 +-I ---- •

01 ^ 1 ^-1 Решая задачу (7), легко получить, что оптимальное значение

бо =

с0 I 1 +

Хд

И Т

-1

■-а

Х1а1 (ецТ -1)

2и Тс0

и при этом максимальное значение прибыли

Р =

тах

с0 I 1 + ■

Хп

И Т

—а

Х1а1 (ецТ -1)2 4и Тсо

(8)

(9)

с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

1.2. Нахождение закона управления ценой продажи товара

Пусть теперь производится управление ценой продажи товара и цена продажи c(t) в момент времени t выбирается из условия

am = , (Ю)

фО )

с некоторой, пока неизвестной функцией 9(t).

Тогда, в детерминированном приближении, Q(t) определяется решением следующего дифференциального уравнения:

&=-,ем-М, аю

at ф(г)

которое надо решить при начальном условии Q(0) = Q0.

Разделяя переменные и интегрируя, получим

Q(t) = Qo exp[~y.t - . (ю)

I o 9(z))

Рассмотрим частный случай, когда зависимость Х(с) имеет вид

Цс) = Х0 -

с.

о

Тогда цена продажи с(г) в момент времени г находится из условия

с 1 ОК)

aiХ(с) — a I Х0 + ■

I co) 9(t)

откуда получаем

6(0

c(t) = c0ll + -1 I. (13)

l -o VM¿))

Выручка от продажи нашей партии товара в течение времени T будет равна

S = К)alX(c(t))dt = c0 í 1 + ^1 JЩсИ--C- í^^t. (14)

о V 0o) o ф(/) ai0i о Ф (t)

Если товар приобретается по оптовой цене d, то прибыль от его продажи будет

равна

P = S- dQo = co íl + ^1--С--dQo . (I5)

V 0о ) о ф({) ai0i о ф (t)

Найдем оптимальный вид функции ф(г). Мы видим, что Р зависит от двух функционалов

j т* и j ем*.

0 ф(/) 0 ф (t)

Обозначая Q(t)/ф(г) = f (t), получим зависимость Р от двух функционалов -

J f (t)dt и J f 2 (t)dt .

0 0

В любом случае, попытка найти тах Р по виду функции/(г) приводит к задаче вида

T T

I f2 (t)dt + к I f (t)dt ^ extr,

(16)

где к - неопределённый множитель Лагранжа. Приравнивая нулю вариацию от (16) по f (t), получим, что f (t) = const.

Таким образом,

f (t) = Qt) = C

Ф (t)

или, в явном виде,

1 f І dz і

-----exp І -цг - I-----------I = C .

Ф(0 4 0 Ф(z)J

Переписывая его в виде

_^expf-J-*- I.Of

) І о ф(z) J

(17)

1 ( \ dz Л f ( \ dz

и замечая, что -------exp I -1-------I = -I exp I - I-------

ф(/) 4 0 Ф(z) ) I 4 0 Ф(z)

получим Отсюда имеем

і К dz exp| -fe

= -Cef*.

exp -i~~7~)] = -—e^ + C1.

о ф(Ю ) И

dz

Так как при t = 0 f----------------= 0, то

0 Ф( z)

и поэтому

1 = -—+—, — = і+—, и и

(К dz Л C C р 1 exp I - j------I =-------ец +1.

І о ф(z)) И И

Логарифмируя это выражение и дифференцируя, получим, после некоторых упрощений

Се-^ -1

Ф(7) = -

И

Возьмем константу С в виде С = ецСт с некоторым С > 1, тогда окончательно закон управления ценой примет вид

am = , Ф(*) =

Ф(г)

ц(СТ-t)

-1

И

Именно этот закон управления ценой и будет рассматриваться в дальнейшем. Заметим, что при р.^-0 ф(г) ^ СТ - t, то есть мы получаем тот вид ф(г), который обеспечивал максимум прибыли при продаже скоропортящихся товаров в предыдущих разделах.

Найдём теперь выручку и прибыль при данном законе управления ценой в детерминированном случае. Вычисляя интегралы, получим

«о=а , Ш * ~а£-, № - аУг 2

е“сг -1

о фО)

-1

(е^ст -1)2

Поэтому прибыль от продажи нашей партии товара равна

20рТ с0 Q0

х1) ецст -1 х1о1 (е^ст -1)2

0 •

(19)

При С = 1 это выражение совпадает с (5). Отсюда находятся оптимальное значение

а =

\ ) е»ст -1 и максимальное значение прибыли

- а

Х1а1 (ецСт -1)2

Р =

СО П + ^1-4Т- - Ч

2р Тс0

Хіаі (ецСт -1)2 4ц Тс0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(20)

(21)

которое при С = 1 совпадает с (9).

Однако в этом случае есть дополнительная возможность - провести оптимизацию и по параметру С. Обозначая комбинацию ецС -1 = г , получим

I2 а Х1а1

Р =

тах

со|1\^Тг - &2

4ц Тсо

и оптимальное значение г равно

горі

со (1+ К/= ^сор1т _1

2 а

Отсюда оптимальное значение С есть

Г 1 1л Г1 і С°(1 + 1о/^1)^Т

сор4 -^т >л а

Так как С > 1, то окончательно

Сор4 = тах

1, _Т 1п ^ .

()

(23)

2. Математическая модель порчи товара

Ниже предлагается одна из возможных математических моделей порчи товара.

Пусть товар состоит из отдельных элементов (например, картофель, фрукты и т.д.), которые могут испортиться в процессе хранения и которые при продаже необходимо выбрасывать.

Пусть в партии товара Q(t) таких элементов. Представим себе, что на интервале [?, t + Ы\ с вероятностью р = + о(Ы) каждый элемент может испортиться.

Обозначим через А2(г) число испортившихся на этом интервале элементов. Тогда каждый элемент можно рассматривать как опыт в схеме Бернулли, так что А 2(г) подчиняется биномиальному распределению

Р{Л® = С^рАе (1 - р)в-Ае .

Отсюда легко находятся статистические характеристики Ад. Используя свойства биномиального распределения, получим

М (А ® = др = бцАг + о(М),

и в диффузионном приближении коэффициент сноса процесса 0(г) будет равен

Иб(0.

Относительно М (А22} имеем

М{А02} = М{А® 2 + £{А® = б2ц2А2 + бцА?(1 - цА?) + о(цАг).

Поэтому в диффузионном приближении коэффициент диффузии процесса 2(г) будет равен р®г).

Ниже мы рассмотрим даже более общую модель, считая коэффициент диффузии процесса ®г) равным ст2®Х).

Таким образом, если рассматривать только процесс порчи товара, то его количество можно аппроксимировать диффузионным процессом

) = -цб(/ )Л+л]о2д()^. (24)

Если сюда добавить ещё процесс торговли, когда интенсивность потока покупок будет равна ’к(с(!:)), то диффузионная аппроксимация процесса ®г) примет вид

) = -(ц®/) + аЦс))^ + т]<з2д() + а2Х(с)^. (25)

Если используется управление ценой продажи по правилу

^(с) = ^,

фО )

то диффузионная аппроксимация процесса ®г) примет вид

¿60) = -(^+<2(( +^°2 + ]д(7 ^. (26)

Именно её мы и будем использовать в дальнейшем.

3. Первый и второй начальные моменты процесса 2(0

Пусть ®г) = М (®г)). Тогда, усредняя (26) и учитывая, что М{^,} = 0, полу-

^ ф(г)

Это уравнение было решено выше. Его решение имеет вид

_ мст-) -1

&) = & ,ст . . (28)

е^ -1

чим

Рассмотрим теперь процесс б2(г). Для функции f (г, 2) = 22 имеем

^ = 0; ^ = 26; Ц = 2

5г 56 эе2

и по формуле Ито получаем, что процесс 02(г) удовлетворяет следующему стохастическому дифференциальному уравнению:

2 (I) =

1 1 02/,\ . [ 2 а2

Ж)

& +

+ , 121 ст2 + °2 I ® (і)(^(

а ф(г)

(29)

ренциальное уравнение относительно б2(г):

Обозначим 22(г) = М{2 (г)}. Тогда, усредняя (29), получим следующее диффе нение относительно

О ( ) =-2 Гц + ——1 ^2 (г) + (^2 +—77 I 0(1), (30)

Ж \ —(0 у1 I а1—(г)/

2 (СТ) -!

которое надо решить с начальным условием ® (0) = 20 и с ф(г) =------------------

Однородное уравнение, соответствующее (30), имеет вид

-21 ц + -

И

(СТ -)

-1

02 (') ,

(31)

а его решение

,ц(СТ)

-1)2

(ецСт -1)2

Будем искать общее решение уравнения (30) в виде

<2г (*) = С (/)

(е1

-1)2

(ецСТ -1)2

Подстановка этого решения в (30) приводит к уравнению

С'(/)

м(ст -)

-1)2

(ецСт -I)2 откуда следует, что

= ст е(г) +

а2

«і ф0)

еМ(ст-) -1 а2

= ^2Єс

емст

-1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

От

МСТ

С'(/) = а2а

Ибо'

а1

е"СТ -1

е"СТ -1

3ц(СТ-) - 1 Я| (ец(СТ-) _ 1)2

^ 'г ерСТ -1

р (СТ-т)

-1

ат + ^ ибо (ерСТ -1) [

(е>

р(СТ-т)

-1)2

Вычислим входящие сюда интегралы. Имеем

а т

= I-

т а т

і

•I и (СТ-т) і •> иСТ их ..

0 еи( ; -1 0 еи - еи И

1 еист -1

= — 1п

I I иСТ ПІ

И е - е

(32)

()

-1

(34)

(35)

о (е

а т

ц (СТ-т )

е2цт а т ,^СТ _ ^т )2

г^г

-1)2 0 (ецСТ - ецт )2 И 1 (ецСТ - г)

^ст е

,Ц*

цст

И 1 г - е

= - 1]п| 2 - ецСТ| И 1

И 1 (г - ецСТ)2

ец( цст - *>"

е

1

рСТ

= 11п е

рСТ

-1

^СТ

и V е^СТ - е^ е^СТ -1

Итак,

где f (г) =

Окончательно

С (г) = Оо2 + Оо/ (),

(-2

а а9

ц а{

(т - 1)1п

еиСТ -1 а2 еи/ -1

^ст

иСТ и/ « иСТ и/

е - е а{ е - е

62 (*) = 62

/ е^(СТ-) _ 1

е^СТ -1 ,

Vе 1 У

+ бо

/ ец(СТ-) _ 1

е^СТ _1 ,

Vе 1 У

(36)

(37)

(38)

Первое слагаемое в этом выражении есть 2 (г), а второе - дисперсия 2(г). Легко проверить, что £{2(0)} = 0 и £{2(СГ)} = 0, то есть продажа всего товара будет завершена в момент времени СТ.

4. Оптимизация процесса продажи

Рассмотрим теперь вопрос о выборе оптимального объёма ® партии товара, приобретаемой для продажи по оптовой цене ¿, и о выборе оптимального значения параметра С.

Пусть, как и ранее,

Це) = Х0-Х1 .

Тогда равенство

а1Х(е) =

ш

ф0)

определяет зависимость цены от времени

Далее получаем

С = Со| 1 + --------

^ а1Х1 ф(г)

чет = с0| 1__ Q^t) 1 Q^t)

Ху a1X1ф(t) ) ф(t)

е

0

Среднее значение выручки от продажи партии товара за время Т 5 = |М{а1сЦс)}Ж = с0 Г1 + ^°! |Ж-~С^- [^(^

0 V К) 0 Ф(?) «1^10 Ф2 (О

ІІІ

Но

так что

Далее,

так что

6(0 ибо

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ф(0 ецСт -і

ТШ ж = .иТб0

о Ф(0

62 (^) И бо

е^ст - і , И2бо

ф2 () (е^ст -1)2 (ецст -1)

рст _

('¿IV) м _ и ^ >¿0 , И2бо р(С)

Ш _ , „СТ -.2 + , „ГГ -.2 р(С),

0 Ф2 (г) (е„с -1)2 (е„сг -1)

где

Р(С) = {/(г)Сг.

0

Теперь среднее значение прибыли от продажи нашей партии товара можно запи сать в виде

I Л _ I II / Г 2

р=б-¿а =

Гс Гі_________________________________^

01 ^ і -1 (^ст -1)2

а —,0 2 а2, (39)

Я! (Є^СТ -1)2

откуда из условия ЭР/ 5® = 0 и находится оптимальный объём партии товара

цГ а И2^(С)

Єо _

а{к1 (е„сг -1)2

2и 2Т

^ ) е„сг -1 Со а1Х1 (е„сг -1)2_

(40)

и средняя максимальная прибыль

Р =

а1Х1 (ецСт -1)2

4ц 2Т

1 + -

Хп

цт а и2^(с)

Хі ) е^ст -1 С0 а1Х1 (е^ст -1)2 Вычислим теперь -Р(С). Для него имеем

р (С) _

^ст2 , а2'' И а1 ,

Г Г е„сг 1 (е„сГ -1) 11п е -1

Второй интеграл после замены переменных ец = 2 легко вычисляется:

че„сГ - е„ у

Лг-

Г е„ -1

-е" ~ _|-

а2 е„сг ^_е____________

е„сГ -

(41)

(42)

[

^ -1 Л 1 Г 2 -1 Л 1, сСТ 1Ч1

J цст ¿7^ _ .. I ( цсг _ ..(е ^ п

0 - е . і (е - г)г .

( е^ст -1 ^ ест - ес

- СТе

С

Что касается интеграла

Г 1п(е„сг - е„ >* _ 17 1п(е„сГ - -) Л-, о И 1 -

то он через элементарные функции не выражается (он напоминает интегральный логарифм). Поэтому нахождение оптимального значения С возможно лишь численно.

т

2

5. Пуассоновское приближение

Рассмотрим теперь другое приближение для решения рассматриваемой проблемы, не являющееся диффузионным.

Обозначим через <2(ґ) количество имеющегося товара в момент времени і. Тогда имеем соотношение

0(1 + М) = б(/) -Д0(г), (43)

где А0(і) есть убыль товара за время Ді. Её можно представить в виде

Дб (*) = ДЄИСП () + АЄпр (/), (44)

где А бисп(і) есть количество испортившегося товара за время А і и А®р (і) - количество проданного товара за тот же промежуток времени.

Относительно статистических свойств этих величин мы примем следующие предположения.

Будем считать, что А0исп(і) есть случайная величина с параметрами М (АЄИСП (/)} = цб(/)А + о(Аг),

М(деисп(/)} = а2б(/)Д + о(Д). (45)

Относительно А<2пр(і), учитывая пуассоновость потока покупок, мы примем следующую модель:

(0, с вероятностью 1 - Х(с)Дг + о(Дг),

Дбпр() = \ к - . ч . . . ч (46)

с вероятностью А(с)Д? + о(Дг),

где £ есть размер покупки. Будем считать, что £ является случайной величиной с М{£} = а\ и М{£2} = а2.

Выведем теперь уравнение для М{<2(1)} = 2(г). Усредняя А<2(і) по факту покупок, получаем

М (Дб(г)} = [М (ДЄИСП (/)} + £ • Цс)Д ] + о(Д).

Усредняя эту величину по величине покупки, получим

М{Д0(/)} = [цб(г) + а1Х(с}] Дг + о(Дг),

или, с учетом закона управления ценой,

О(/)

м {ДОС/)} =

Поэтому, усредняя (43), получим

н°(/) -

ф(/)

м ті + Дг)} = м {£(*)} -

или 2(г + Дг) = ) -

цМ {£(/)}

Д/ + о(Д/).

м {б(/)} 1

нб(г) -

ф(г)

ё(г Г

Дг + о(Дг)

Дг + о(Дг).

Ф(г).

Отсюда получается дифференциальное уравнение для 2(г):

«<' ) 1 а,),

& V ф(г),

что совпадает с уравнением (27), полученным в диффузионном приближении.

Пусть теперь ®(г) = М(22(г)}. Возводя (43) в квадрат, получим

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е2 (г + Дг) = е2 (г) - 2б(г )Ае(г) + (де(г) )2. (47)

Усредним это выражение при фиксированном <2((). Тогда имеем

М)} = (ц<2(() + а1Х(с))Аг + о(Аг) = | ц + ^^ 1)Лг + о(А1).

I Ф(^))

Далее, (Дб(/) )2 = АбИсп + 2Абисп Дбпр + ДбПр,

м (деи2сп} = а20(г )Д + о(Д), м (деисп }м (Дбпр} = 0(дг),

М(деп2р} = М{£2Цс) Д + о(Д)} = ^ЩМ + о^).

«1 фО )

Усредняя теперь (47) при фиксированном ®г), получим

м(е2(г + Дг)} = м(е2(г)} - 21 ц+16(г) Д +1 ^ I6(г) Д + о(Дг).

I ф(г)) \ а1ф(г))

Наконец, после усреднения по 0(г), имеем

е2 (г + Дг) = 62 (г) -2 ^ + _^т] 62 (г)Д + |^2 +-^т] б(г)Д + о(Д) ,

I Ф(г)) I «МО)

откуда получается дифференциальное уравнение для ®(0:

= -2^ц + -1^']е2(/) + Га2 + _-2-Ъ(0. (48)

Ж \ -(0) \ -1-(г) )

Это уравнение совпадает с уравнением (30). Таким образом, рассматриваемое приближение даёт тот же самый результат, что и диффузионная аппроксимация.

6. Распределение вероятностей длительности продажи товара

Пусть функция 2(г) удовлетворяет следующему стохастическому дифференциальному уравнению:

Рассмотрим функцию /^, г) = е . Для неё

-т~ = 0; тт- = -ре~ри ; ^2 = Ре

= 0 ; К. = -ре~Рв ; И. - р2е-Рв

ді 5Є 5Є2

и, согласно формуле Ито, эта функция удовлетворяет следующему стохастическому дифференциальному уравнению

Л (е-рв) = 1-^ре~ рв +

1ф(* ) 2а,

Рассмотрим функцию Ф(р, г) = М {е~р®} ,которая, по смыслу, является преобразованием Лапласа от плотности вероятностей _р(® ^ значений процесса 0(г) в

^р2е-р° 1 <И - ре-. (50)

2а ф(0 1 \а ф(*) '

момент времени I. Тогда, как следует из (50), для неё имеет место уравнение

Ъ ф( Р О) =

2а1 ф(і)

йі.

(51)

Учитывая, что

дФ( р, І)

др

-рв

уравнение (51) можно переписать в виде ^ ф( Р, О) = -

С р дФ(р, і) а2 р2 дФ(р, і) ^

ф(?) др 2 а1 ф(і) др

е \ дФ (л Р1 дФ „

ф(' ” I1 +ёДР =0 ■

Лі,

(52)

или в такой форме где в = 2ах/а2 .

Это уравнение является уравнением в частных производных первого порядка, которое решается методом характеристик. Уравнение для характеристик имеет вид

Ж ф (11

Ф(7) р{\ + р/Р) ^ р р + Р

ф.

Интегрируя, получим

^ Ни

{—— = 1п р - 1п(р + Р) - 1п С ,

0 Ф(и)

^ ру() . . ( \ Ли

С ) = ехр|-{—-

Р + Р I о —(и)

Общее решение уравнения (52) имеет поэтому вид

' Р^({)

откуда

ф( Р, і) = ф

Р + Р

Для нахождения функции р () учтём то, что в начальный момент времени г = 0 6(0) = 6о, что соответствует тому, что ^(2,0) = 8(2 - 20). Преобразование Лапласа от этой функции имеет вид Ф(р, 0) = е-р^° , и поэтому мы имеем соотношение

Ф

Р + Р

= е-рв°

Обозначая —= г , получим, что р = в , и поэтому

Р + Р

1 - г

ф(г) = ехр Г- I.

Тогда

Ф( Р, і) = ф| 1 = ехр

Р + Р

-Рбс

ру(і) ^ р + р РУ(І) р + р.

1 -

= ехр| -Рб(

ру(1)

р + Р- Рр

(52)

В этом выражении нас особенно интересует lim Ф(p,t) = exp f-ßßc-

y(t)

1 -У(і),

так как в обратном преобразовании Лапласа именно этот сомножитель будет стоять при 8(0. Это слагаемое соответствует тому, что в момент времени ї будет иметь место соотношение 2(?) = 0, то есть весь товар будет продан. Поэтому, если через т обозначить время продажи всей партии товара, то можно написать, что

У(і)

Ft (t) = р{т<= exp I -ßö0

(53)

1 -У(і),

Это и определяет функцию распределения длительности продажи товара.

Вернёмся теперь к рассматриваемой нами ситуации продажи портящегося товара. К сожалению, попытка провести такое же исследование не приводит к положительному результату, так как переменные р и ї не разделяются и для характеристик получается уравнение Рикатти, которое в квадратурах не решается. Единственный вариант, который нам удалось рассмотреть, это вариант, когда верно соотношение а2 = а2/а Ц. В этом случае мы приходим к рассмотренной ситуации, когда

1 и

Ф0)

= н+-

e

p(CT-t)

-1

Тогда мы имеем

г du г

J—- = p-t + ^j-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

dz

,Ф(и)

MCT - z)

-1

Но

поэтому

ИІ-

dz

M.CT - z)

-1

du

euCT

= ln

-1

uCT ut ’

eu - eu

y(t) =

ß (CT-t)

-1

-1

Тогда окончательно для функции распределения длительности продажи получается следующее выражение:

F% (t) = exp

-ßßü

MCT-t)

-1

л

ßV,CT __ ßV,(CT-t)

(54)

ЛИТЕРАТУРА

1. Степанова Н.В., Терпугов А.Ф. Оптимальное управление ценой при продаже скоропортящегося товара. // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета. 2007. Вып. 4(17). С. 35 - 39.

2. Степанова Н.В., Терпугов А.Ф. Управление ценой при продаже скоропортящейся продукции // Вестник ТГУ. Управление, вычислительная техника и информатика. 2007. № 1. С. 22 - 35.

Статья представлена кафедрой программной инженерии факультета информатики Томского государственного университета, поступила в научную редакцию 12 февраля 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.