УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ Ц А Г И Т о м VI 197 5
№ 2
УДК 629.191
УПРАВЛЕНИЕ ТРАЕКТОРИЕЙ В ЗАДАЧЕ О МЯГКОЙ , ВСТРЕЧЕ ДВУХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
А. 3. Брауде
Задача о мягкой встрече двух спутников рассматривается в предположении, что на каждом активном участке направление управляющего ускорения фиксировано. Показано, что такой режим управления будет оптимальным по расходу топлива, если векторы конечного промаха по радиусу и скорости коллинеарны. Подробно разобран случай коллинеарных векторов конечного промаха. Построены области изменения модулей векторов конечного промаха, при которых возможно выполнение граничных условий, а также области изменения начальных условий, при которых векторы конечного промаха коллинеарны. Установлено, что этот случай практически всегда реализуется, когда время перелета достаточно велико.
§ 1. Введение. Основные соотношения. В [1] показано, что при движении в тонком слое поля тяготения соотношения, обеспечивающие выполнение граничных условий, можно записать в виде
Г(К(Т, Ч)а®сК=ь7(Т, Т„...( Тл);
5г <1Л>
//.(Г, ї)а(ї)ії=АУ(Т, т,,..., х„),
о .
где а (£) — вектор управляющего ускорения, Дг и Д1/— невязки в граничных условиях по радиусу-вектору и вектору скорости, которые получаются, если движение на отрезке происхо-
дит без воздействия управляющего ускорения. Далее эти векторы будем называть векторами конечного промаха. Параметры, ... ,%п характеризуют возможный произвол в задании начала и конца перелета.
В работе [2] решена задача об оптимальном выборе управляющего ускорения а (і), обеспечивающего переход из данного начального состояния при (= 0 в некоторое конечное состояние при і = Т таким образом, чтобы минимизировать характеристическую скорость при ограниченном модуле управляющего ускорения шах(0- Показано, что в случае неколлинеарных векторов
конечного промаха при оптимальном управлении вектор управляющего ускорения перемещается в плоскости управления, параллельной векторам конечного промаха Д г и АУ [1 — 3]. Характер оптимального управления определяется поведением функций влияния К(Т, £) и Ь(Т, £). Установлено, что при движении в тонком сферическом слое при угловых дальностях перелета, меньших тс/2, возможны два режима оптимального управления величиной тяги: режим с одним активным участком,, принадлежащим отрезку 0<*<7\ и режим с двумя активными участками, примыкающими к концам отрезка [О, Т].
§ 2. Случай кусочно-постоянной ориентации вектора тяги. Рассмотрим задачу о мягкой встрече двух летательных аппаратов: летательный аппарат, закон управления которым определяется, должен за заданное время Т перейти в заданную точку пространства, где в это время должен находиться летательный аппарат-цель, имея одинаковый с последним вектор скорости. Время Т и положение точки, в которой происходит встреча, определяются на основании закона движения летательного аппарата-цели и могут регулироваться выбором времени старта. Предположим, что на каждом из активных участков ориентацию вектора тяги можно
считать постоянной. Пусть — единичные векторы, определяющие направление вектора тяги на первом и втором активных участках. Записав для этого случая соотношения (1.1), обеспечивающие выполнение граничных условий, получим систему уравне-
—► -*
ний для определения и 12 -
Решив эту систему уравнений, получим
~ А?122-АУ1п . г АУІп-А7і21
1 /п./22-Л,/2.. ’ ат- /п/«-/,а/21 ■ ( }
Выражения (2.2) определяют направление тяги. Для определения момента окончания первого активного участка іх и момента начала
второго активного участка ї2 используем условия | | = 1; |г2| = 1.
Согласно (2.2), имеем
^і'Лі + ^гЛа — &Г(Т); | Ї./2і+І2/22 = ДІ>(7); |
(2.1)
здесь
о
^2
т
А г2 ІІ2 + АУЧЪ-2 (Аг .А У)Іп /,2 = (/„ /22 _ /12 /28)*; Аг2 Ум + Д У2 /и - 2 (Аг- А У)1п /21 = (/, 1 /22 - /12/а1)*.
При заданных граничных условиях эти уравнения определяют два свободных параметра ^ и £2-
Будем рассматривать движение в плоскопараллельном поле тяготения. В этом случае [1]
ЦТ,Ъ = Л,
(2.3)
и свободное движение летательных аппаратов описывается уравнениями
(2.4)
МО — гоо + ^оо ^ Ч~ (0- ^00+^;
г\ (0 — г\о “Ь ^ + ^~2 > (0 = +
а векторы конечного промаха определяются по формулам:
дг(г) = Дг0 + лКо*; ДК(0 = Д1Л,;
здесь индекс „0“ относится к летательному аппарату,закон управления которым определяется, индекс „1“ относится к летательному
(2.5)
аппарату-цели, Дг0 = г10 — г00, А К0 = V
ю'
V,
оо-
Для получения качественных результатов примем при решении задачи схему перелета, предложенную в [4] для задачи выведения на орбиту.
Выберем некоторую точку, лежащую на орбите цели фиг. 1, и на первом активном участке будем подбирать управление таким
Фиг. 1
образом, чтобы в этой заданной точке за время Т<7\ произошла „жесткая" встреча, т. е. совпали радиус-векторы аппаратов без подравнивания векторов скорости. В [4] показано, что в задаче существует „прямая управления” и вектор управляющего ускорения параллелен вектору конечного промаха по положению летательного аппарата ах || Дг(Т'), где, согласно (2.5), Дг(7’/)=Дг0-|-Д УдТ'г
5—Ученые записки ЦАГИ № 2
65
продолжительность первого активного участка определяется из уравнения
л
5)<Й = Дг(Г). (2,6)
о ■
Характеристическую скорость на первом активном участке находим по формуле
Л(Г, *0= ]«!(£)Л. (2.7)
о
В момент Т' траектория, получающаяся после первого активного участка, пересекает траекторию дели. Следовательно, второй этап маневра сводится к задаче о перелете между пересекающимися орбитами. В [1,3] показано, что в задаче о перелете между пересекающимися орбитами при специальном выборе начала и конца перелета также существует „прямая управления1* и управляющее
ускорение параллельно Д1/(Т). С учетом (2.4) —(2.7) запишем выражения для векторов конечного промаха после окончания первого активного участка
д У(Т) = ДУ(Г) = Щ-1ЛТ', *,) ;
ь7(т)=ьу(т')(т— т').
В силу того что а2 II ДУ(Т), для определения длительности второго активного участка получим уравнение
|аа(5)Л = Д^(Г) = /8, (2.9)
где /2 — характеристическая скорость второго этапа маневра.
Согласно (2.7) —(2.9), суммарная характеристическая скорость будет
/=Л +/2 = А + >0?-2ДКв/,С088 + ДУо, (2Л°)
где 8 —угол между векторами Д1^0 и Дг(Г'). ■ _
Перейдем к расчету параметров активных участков. Для упрощения выкладок примем, что величины управляющих ускорений на активных участках постоянны. Тогда с учетом (2.3), (2.6) момент окончания первого активного участка будет определяться по формуле
^ =Т/ —]/г'« - 2Дд1(Г)- • (2.11)
Обозначим полное время движения на втором активном участке через М2 .
М2 — Т — /2; . (2.12)
здесь Т — момент мягкой встречи, а ^2 — момент начала второго активного участка.
(2.8)
Согласно (2.9),
А и
А
а2
дк0-ьРП-
0 Дг (Г)
в-2
В работе [4] показано, что в задаче о перелете между пересекающимися орбитами „прямая11 управления существует, если в свободном движении времена движения летательного аппарата от точки пересечения орбит до момента окончания перелета по начальной и конечной орбитам равны г, = г2 = -с (см. фиг. 1). В этой
же работе показано, что в силу симметричности активного участка при постоянной перегрузке х = Д£2/2. Отсюда получается связь между заданным временем перелета Т и моментом времени Т'\
Т ==Т'
Дй-А
Дг (Г)
2 аг
(2.13)
Момент начала второго активного участка в соответствии с (2.12), (2.13) определяется выражением
ДКо-/,М1
|___ 1 Дг (Г)
(2.14)
Рассматриваемая схема перелета может быть реализована при или с
учетом (2.11), (2.14)
1/т'2 - 2 АГ(Г) <•* ^А1/0-2АУ0/1СО58 +1\
V «1 2 а2 '
Будем считать момент Т' и, согласно (2.13), время перелета Т переменными параметрами.
Рассмотрим вопрос о таком выборе момента Т' и времени Т, чтобы суммарная величина характеристической скорости перелета / была бы минимальной. Величина / определяется выражением (2.10). В этом выражении от Т’ зависят /4 и 8. Введя безразмерные величины
/=//ДУ0; 7, = /Х/Д 1^0,
перепишем формулу (2.10) в виде
/=/, + У\ — 2/,со8 8 + /;.
Зависимость / от 1Х при различных значениях угла 8 построена на фиг. 2. Видно, что / является монотонно возрастающей функцией
67
1Х и 8. В этом случае время перелета Т должно быть выбрано таким образом, чтобы /] и 8 с учетом существующей между ними зависимости через посредство момента времени Т' имели бы минимально возможные значения. Задача о минимизации /,, очевидно, соответствует оптимизации параметров перелета в задаче о жесткой встрече.
§ 3. Об оптимальности схемы управления. Для исследования оптимальности изложенной выше схемы управления введем вариации времени включения и выключения двигателя Д^1, Д^2, а также вариации направлений вектора управляющего ускорения на первом
и втором активных участках. Вариации ортов ц и 12 зададим следующим образом:
Д^1 == Л?1 (£)» ^^2 = /г ?2 (£)•
Векторы у\ и /2 удовлетворяют условиям
1/11= 1/21 — 1> ^1 -Ь Ну /г -1. Ь,
причем /ь у2 лежат в той же плоскости, что и векторы 1и г2 [см.
(2.1)]. Проварьировав систему уравнений (2.1), получим
где
1Лр, + 1Лр2 + Vtl + V*» = 0, г?1 + Лр2 + + Г(, — 0, (3.1)
и
(3.2)
6)^(6) Л. ^ = М Ъа(и)Ь{Ти^,
о
^ ^ т _
== /*2^(5)(7’, ^)?г(^)^, V*, = г2 Д^2 а (£2)/• (7\
^2 . .
Я, = Л |«(5) К{Т, I)<р2(5)^6, £ Д* 1 а&) /С(Г, /,),
О
Я, = Л | а (?) /с (т, I) ?2 (£)<#, г,, = - Т2 М2 а (/2) /((Г, *2).
^2
Спроектировав векторные уравнения (3.1) на направления ]\ и у'2, получим выражения для определения Д^ и Д^2:
+ 1Лр, (у!, /2) 1^4 (Д, ь) — 0; |
(Л) Уг) Ц>. + Ц>, + ^(^1, У2) — 0> I г?, + '*(£ Л) — г/, (7ь У = 0;
(Л, 7г)гъ + гп + П, (?!, 7а) = 0.
(3.3)
(3.4)
Из каждой пары уравнений, используя (3.2), найдем Мь Д£>, а затем Д^ — вариацию суммарного времени работы двигателя, характеризующую изменение расхода топлива. С учетом того, что вариации
одного и того же момента времени, найденные из уравнений (3.3) и (3.4), должны быть равны
(А^=(Д^; (Щу=(М2)г, (3.5)
получим систему двух уравнений, связывающих четыре функции
і г<Рі і
К,
К (Г, —■ (у’і, у2) [А (Т, ^) К{Т, ^і) 1/ір,],
К (Г, д У?,-А(7\ *2)г?
(Ун Л)
(3.6)
Эта система уравнений позволяет исключить две функции, например V?, />,. В силу (3.5) (Д^)к = (&Ь)Г, поэтому безразлично, из какой системы уравнений его находить. Если использовать (3.3), то Д£з будет зависеть от Ц,, и У9, или, с учетом (3.2), от <рг (?) и ?2(?)- Система уравнений (3.6) позволяет выразить У^ через У*, и гъ , тогда Д^ будет зависеть только от «р^ В случае плоскопараллельного поля, полагая для простоты а(/1) = а(^2), получим
І [ Оі.Уг) + (Л, г’а) (Ун Уг)] + [(Уі> Уг) (1ъ У2) +
+ (Уі> Уг)]
(Т—<,)(Уі.У2) — Т-і2
(У1.У2)
І\ —
1
(Уі> Уг)
(Уь Уг)
в(*і)(Уі. к) (к, /г) (^ —*і)
(3.7)
Исследуемый режим будет оптимален, если вариация суммарного времени работы двигателя равна нулю. Для этого должны быть равны нулю коэффициенты при 1/^(1) и г?1 (£). Нетрудно видеть, что оба коэффициента равны нулю, если
(Уи Л) = +1-
Таким образом, режим управления с кусочно-постоянным вектором тяги будет оптимальным в случае, если направления тяг ^
и г2 на первом и втором активных участках коллинеарны, а с учетом соотношений (2.1) при коллинеарности векторов конечного
лромаха Дг и ДК.
Аналогичное условие для плоскопараллельного поля может быть получено и в более общем случае 2).
§ 4. Решение задачи ц мягкой встрече при коллинеарных векторах конечного промаха. Согласно [2], при оптимальном по расходу топлива управлении граничные условия можно записать в виде
. т -
ат^)иК(Т, £) = Д г (Г);
\Ь\
I'
О
; т 1'
атах(?)и£(7, 6)4гЛ = ДУ(Г)1
\ь\
(4.1)
где
Ь(Т, %)~К{Т, 1)Ра+ЦТ, 5)РР;
1 при 11(Т, 6)1,
и —
О при I Ь(Т, 6)1;
здесь Ра, Рр — векторы сопряженных переменных.
В случае коллинеарности векторов конечного промаха и в силу
того, что в данной задаче векторы Р„ и Рр постоянны, необхо-
димо выполнение условия
'й|1Ра||Р3||Д17(Т)||д7:(Т). (4.2)
Введем в рассмотрение единичный вектор п = , тогда Дг (Т) —
• ' |Аг|
= Дг(7)и; ДУ(7) = Д1/(Г)я; Ь = Ь-п. При этом, согласно (2.3) и (4.1), в плоскопараллельном поле тяготения
Ь = {Т-Ч)Ра + Рр. (4.3)
Согласно [2], для определения моментов конца первого активного участка и начала второго активного участка *2 служит уравнение | /7 (7, 6) | = 1 йли, с учетом (4.3),
|(Т-6)Ра + РрЬ^ = 1, *2>^.
, . '
Найдя из этого уравнения Р, и Рр и подставив найденные значения в (4.3), получим ,
* = 4-(*,-6), (4.4)
1П
где £л = £2 — Ьх— длина пассивного участка; 1% = и — середина
пассивного участка.
Выражение (4.4) определяет режим тяги при выведении. После интегрирования системы уравнений (4.1) с учетом (4.4) получим выражения для определения моментов времени Ьх и для случая, когда первый активный участок разгонный, а второй — тормозной
11-21 +-^Д*1=-Дг; *~--|Дг2 = ДК; (4.5}
где аи а2 — модули перегрузок на первом и втором активных
участках;
Д?2=^; Дг=.^; Й = 1-Д#2; (4.6)
здесь М2 — Т— — продолжительность второго активного участка. 70
Решая систему (4.5), получим выражения: 1_ ду + уъ
Д <«>==■
1 +
Оъ
а\
ах
«1
1 +
кУ-
0-1
«і
+ УЯ
1 +
Лх
ах
(4.7)
где /? = (! +-§-)(! — Д?) —-§-(1 _ДК)а.
Исследуем, при каких условиях возможно выполнение граничных условий. _ _
1. Активные участки не должны перекрываться, т. е. ^2 ^ ^1* Отсюда, с учетом (4.7), получим
+ У$>±-^Уя
Равенство может быть лишь при /? —0. В этом случае ^ = и активные участки стыкуются. Если подкоренное выражение положительно, то получим неравенство
+ !> +
(4.8)
Так как -^->0, то для выполнения граничных условий перед
радикалами в выражениях (4.7) следует брать знак „минус“ в формулах для \ и Д72,'знак „плюс11 в формуле для
2. Подкоренное выражение в формулах (4.7) должно быть неотрицательным, /?>0. Отсюда
1- |/'(1 + -|-)(1-Дг) <ДУ<1 4-
+ УГ(1 + ^)(1~АГ")’ 0<Дг<1.
(4.9)
На границе рассматриваемой области активные участки стыкуются (/? — 0). Вне области выполнение граничных условий невозможно. Это ясно видно, если составить формулу для продолжительности пассивного участка •
*я =
% + ')У*
‘ + -І7
= УЯ
(4-Ю)
3. Длительность второго активного участка должна быть неотрицательной
ДГ2>0 или Г2<!1.
С учетом (4.7) и (4.8), получаем
1-Д1/>}/7?. (4.11)
Отсюда видно, что выполнение неравенства возможно лишь при ДК< 1. С учетом сказанного находим решение неравенства (4.11)
Д\7<1— VI -Дг. (4.12)
Нетрудно видеть, что при выполнении этого неравенства выполняется правая часть неравенства (4.9). На границе области Д£2 = 0 реализуется режим с одним активным участком, примыкающим к началу траектории. Вне рассматриваемой области невозможно выполнение граничных условий (Д£2<())-
4. Длительность первого активного участка должна быть неотрицательной С учетом (4.7) после преобразований получим
дт^>+^!д->0 (4 13)
а1
Это неравенство справедливо при любых неотрицательных Дг, т. е. в плоскопараллельном поле режим с одним активным участком, примыкающим к концу траектории, существует лишь при
Дг<0. С учетом всего сказанного на плоскости параметров ДV и Дг можно построить область значений векторов конечного промаха, в которой задача выведения может быть решена. Эта область представлена на фиг. 3, а. Если первый активный участок тормозной, а второй разгонный, область достижимости будет симметрична рассмотренной относительно начала координат.
§ 5. Возможные случаи коллинеарности векторов конечного промаха в задаче о мягкой встрече. Рассматривая выражения для векторов конечного промаха (2.4), можно заключить, что при достаточно большой величине полного времени перелета Т значение вектора конечного промаха будет определяться в основном
—У _
составляющей АУйТ. В этом случае
а7(Т)^ЬУ0Т, Д V (Т) = Д У0, (5.1)
и векторы конечного промаха будут коллинеарны. В реальных задачах о мягкой встрече (или в задачах выведения на орбиту) это условие обычно выполняется.
Рассмотрим далее'случай мягкой встречи с целью, движущейся по круговой орбите с высотой Яц, и установим, при каких значениях начальных данных векторы конечного промаха могут быть коллинеарны. По-прежнему будем использовать модель плоскопараллельного поля тяготения, согласно которой свободное движение летательного аппарата при выведении и цели по орбите вблизи точки встречи происходит по схеме, представленной на фиг. 4. При выведении
Уо = Ноо + УуооТ-
ЖЇ1. 2 ’
хй—УХ(х>Т\ Ууо—Уут—§Т', Ух о = Ух оо-
(5.1)
Движение по орбите свободным не является.
У*=Ъ,Ух=УюУъ~Нл. (5.2)
Координату л;ц цели в мо-фИГ 4 мент встречи считаем варьируе-
мой величиной.
Составив выражения для составляющих векторов конечного промаха
Ду = Н^-^(Т), Дх = хц -х0(Т),
АУу=,~Уу0(Т), кУх=Уа—Ух
00
(5.3)
и используя условие коллинеарности векторов
- [ДЯ Д1/] = 0, (5.4)
получим уравнение, связывающее полное время перелета Т, координату хц и другие начальные данные
£(КЦ + Ухоо) Т* - 2 (1/ц 1/,оо + gxц) Т +
+ 2 [АН(Уа -Ух!уо)+ ха Ууоо] = 0, (5.5)
где
Ш=Н„
■Н00.
Условием существования решения этого уравнения относительно Т будет выполнение неравенства
gi 4- 2ёУуооУхооХч+ VI V? оо - 2 ёАН( У* -У2х00)> 0. (5.6)
Дискриминант выражения (5.6) £) = (VI— Vloo)(2g^H— 1/уоо) положителен, если АУу>1/лцо. Поскольку в задачах выведения эти условия всюду выполняются, решение неравенства (5.6) запишем в виде либо
-*ц>4-^оо81п 2 6 Ч-2ДЯ- У02о81п2 60, (5.7)
либо
^<4-^008^20 — / 2ДЯ- Уоов^б,,.
Фиг. 5
На фиг. 5 приведены границы областей (5.7) для выведения в поле тяготения Земли в зависимости от начальной скорости и начального угла наклона траектории 60. При малых значениях начальных углов наклона траектории и в диапазоне реальных начальных скоростей величина л:ц ограничена снизу и практически постоянна. При больших значениях начального угла наклона тра-
дхп
ектории модуль производной
весьма велик при небольших ха
что позволяет малыми вариациями начальной скорости существенно изменять величину л-ц.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузмак Г. Е„ Б р а у д е А. 3. Приближенное исследование оптимального управления движением материальной точки в тонком сферическом слое центрального поля тяготения. Космические исследования, т. 10, № 2. 1972.
2. Кузмак Г. Е. К вопросу о синтезе оптимального управления движением материальной точки в тонком сферическом слое центрального поля тяготения при неколлинеарных векторах конечного промаха по радиус-вектору и вектору скорости. Космические исследования, т. 10, № 5, 1972.
3. И с а е в В. К„ Давидсон Б. X. Об одном свойстве оптимальной программы ориентации реактивной силы при пространственном движении точки переменной массы в центральном гравитационном поле. Труды III чтений, посвященных разработке научного наследия К. Э. Циолковского, секция механики полета. М., Изд. ВИНИТИ, 1970.
4. К у з м а к Г. Е. Синтез оптимального управления при движении в однородном центральном поле в случае коллинеарности векторов конечного промаха по радиус-вектору и вектору скорости. „Ученые записки ЦАГИ“, т. II, № 1, 1971.
Рукопись поступила 2/1 1974 г.