Журнал «Human Progress» Том 1, № 2 (октябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
УДК 331.126
УПРАВЛЕНИЕ ТЕКУЧЕСТЬЮ КАДРОВ ПУТЕМ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА НАЙМА
Навроцких Анна Николаевна
Магистрант кафедры Экономики труда и управления персоналом ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
anutkina_box@mail. ru ул. 8-е Марта, 62 - 455, г.Екатеринбург, РФ, 620219 +7 (323) 22-11-757
Аннотация. Статья посвящена изучению влияния качества системы найма персонала на текучесть персонала. Обобщены внешние и внутренние факторы текучести кадров применительно к персоналу розничной торговли. В статье рассматривается положительный опыт руководства торговой сети по снижению текучести кадров за счет модернизации системы набора, отбора и найма персонала в компанию. Кроме того описаны меры формирования лояльности сотрудников, а также материального и нематериального стимулирования, которые в комплексе с совершенствованием системы найма привели к значительному сокращению текучести кадров.
Ключевые слова: текучесть кадров, наем, отбор, стимулирование, розничная торговля.
JEL Code: J 63, F 19 Введение
Большое количество предприятий в своей работе сталкиваются с проблемой потери основного своего ресурса - персонала. Текучесть персонала - движение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью работника рабочим местом или неудовлетворенностью организаций конкретным работником [9]
Текучесть кадров является актуальной научной проблемой как в России [например, 6, 8], так и за рубежом [например, 1, 2]. Наиболее широкое распространение проблема текучести получила в сфере торговли. 1
© А.Н.Навроцких
1
Журнал «Human Progress» Том 1, № 2 (октябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
Говоря о розничной торговле, следует заметить, что движение персонала зачастую связано с высокой конкуренцией и большим спросом работодателей на рабочую силу. Известно, что спрос на работников влияет не только на систему найма, но и на трудовую активность ищущих работу [5]. Так же к причинам можно отнести, как правило, низкие требования к персоналу, что значительно упрощает для кандидата процедуру трудоустройства. В совокупности эти причины не мотивируют соискателей на долгосрочную работу в компании.
В розничной сети «N»1, позиционирующей себя как «магазины у дома», начиная с 2008 года, ведется политика снижения текучести персонала.
На сегодняшний день сеть магазинов «N» - лидер по количеству торговых объектов и территории присутствия в России. У компании имеется собственная логистическая система, а численность сотрудников свыше 200 000 человек.
1. Факторы текучести кадров в розничной сети
Детально проработав проблему, становится очевидным, что для того, чтобы снизить затраты на персонал, который не задерживается на предприятии надолго, необходимо прогнозировать перспективы сотрудника в компании еще на стадии найма, то есть тщательнее отбирать кандидатов на вакансии. Таким образом, компания будет вкладывать средства на адаптацию и обучение перспективного сотрудника, инвестиции в которого в кратчайшие сроки принесут компании прибыль. Для этого необходимо выявить факторы, влияющие на текучесть кадров и проанализировать слабые стороны действующей системы найма и отбора персонала.
Многими авторами проведена классификация факторов текучести кадров [3, 4, 7, 9], однако они указаны безотносительно к отраслям и видам экономической деятельности.
В рамках существующей проблемы текучести кадров необходимо определить факторы, влияющие на текучесть персонала непосредственно магазинов «N». К внешним факторам, безусловно, можно отнести наличие работодателей - конкурентов с более выгодными для соискателей предложениями, а так же сезонный характер работы, обусловленный тем, что в магазинах «N» работает много молодежи, которая предпочитает подработку постоянной занятости.
1 Объектом исследования данной статьи являются достоверные материалы реально существующей
Журнал «Human Progress» Том 1, № 2 (октябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
Следующим внешним фактором, влияющим на текучесть, можно выделить общую экономическую ситуацию на рынке, и не стоит «закрывать глаза» на такой важный фактор, как непривлекательный имидж компании на рынке труда, который формируется не без участия уволившихся работников путем «сарафанного радио».
Переходя к внутренним факторам, в первую очередь стоит отметить ошибки найма. Низкие требования к персоналу и формализованный подход к закрытию вакансий, вызванный тем, что человек нужен срочно и особых навыков и умений от кандидата не требуется, в результате чего сотрудником может стать кто угодно, а это очень существенно сказываются на качестве персонала в целом.
Часто компании пренебрегают процедурой адаптации новых сотрудников, пуская их на самотек в новый коллектив, где человеку приходится самому осваиваться и учиться. В силу своей загруженности сотрудникам просто не хватает времени на введение в должность и обучение новичка. Руководство пренебрегает психологической поддержкой сотрудника в адаптационный период, вследствие чего новичок, видя равнодушное отношение администрации, может чувствовать себя не нужным компании и уйти в поисках более «заботливого и приветливого» коллектива.
Люди могут уходить из компании из-за низкого уровня заработной платы. Если рассмотреть конкретно сети розничной торговли, то заработная плата сотрудников не является высокой, несмотря на немалую продолжительность рабочих смен, да и целый рабочий день, проведенный «на ногах» и в постоянном контакте с покупателями вряд ли можно назвать легким. Но если этот фактор можно считать заранее понятным для соискателя, то не все при устройстве на работу в розничную торговую сеть помнят о наличии «подводного камня», касающегося заработной платы. Распространенной проблемой розничной сети являются недостачи. Как правило, недостачи делят между сотрудниками, лишая их премии. Общая сумма недостачи делится в разной степени между кассирами, продавцами, товароведами и охранниками торговой точки. Для персонала такие причины снижения заработной платы кажутся независимыми от их труда, они вынуждены платить за то, к чему не имеют прямого отношения, ведь подробных выяснений причин недостачи обычно не проводится. Поэтому на практике, после нескольких таких «вычетов» из заработной платы люди задумываются о смене работы, и фактором тут является отсутствие полной и понятной информации для кандидата о составляющих частях заработной платы. Необходимо ознакомить соискателя с правилами оплаты труда и сделать всю 3
3
© А.Н.Навроцких
Журнал «Human Progress» Том 1, № 2 (октябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
организационную информацию понятной для человека, только в таком случае, он сможет принять осознанное решение и не изменить его в первые же рабочие месяцы.
В сфере обслуживания потребителей, где высокая текучесть кадров и большой объем работы, на решение об увольнении влияет и такой фактор как плохой социально -психологический климат в коллективе. Поэтому при наборе персонала очень важно определить то, как человек сможет вжиться в новый коллектив, насколько он конфликтен и стрессоустойчив.
2. Повышение качества найма и его влияние на текучесть персонала
В борьбе с текучестью персонала магазинов «N» отдел управления персоналом решил более внимательно и детально подходить к набору, отбору и найму кандидатов на вакансии. Менеджерам в отделе управления персоналом были введены показатели эффективности набора и подбора персонала, такие как: количество открытых вакансий по филиалу, сроки и стоимость закрытия вакансий, качество набора, удовлетворенность заказчика (директора филиала) работой менеджера по персоналу.
К способам повышения качества набора персонала были отнесены:
1. Использование профиля должности и скрипта интервью.
2. Проведение супервизий собеседований.
3. Учебный курс в системе дистанционного обучения по развитию навыка интервью для сотрудников отдела управления персоналом.
4. Тренинг «Техника проведения собеседований». Тренинг обязателен для всех сотрудников отдела управления персоналом. Цель - развитие навыка проведение собеседований.
5. Интерактивные семинары по формированию навыка проведения интервью у руководителей смежных служб, администраторов магазинов. Цель - развитие навыков проведения первичного интервью и оценки кандидатов.
6. Групповые интервью. Цель - стандартизация системы оценки кандидатов в филиалах и повышение качества взаимодействия партнеров в процессе набора персонала.
7. Мероприятия по результатам опроса по удовлетворенности набором (круглые столы с директорами магазинов и т.д.).
В рамках опроса удовлетворенности директоров магазина набором персонала оценивается:
- соответствие кандидата требованиям должности;
4
© А.Н.Навроцких
Журнал «Human Progress» Том 1, № 2 (октябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
- деловая коммуникация сотрудников отдела управления персоналом (вежливость, оперативность, конструктивность);
- предоставление информации о проблемах, возникающих в ходе работы над вакансией;
- предоставление информации о рынке труда и уровне з/п требуемых специалистов;
- организация встреч с кандидатами;
- сроки закрытия вакансий;
- качество организации выхода сотрудника на работу.
Роль начальника отдела управления персоналом в создании благоприятной атмосферы в компании заключается в обеспечении качественного подбора сотрудников, умеющих разрешать конфликты, готовых разделить цели компании, а так же в мониторинге причин увольнения сотрудников и формировании предложений по улучшению ситуации.
Заключение
В след за модернизацией системы набора, отбора и найма, администрация сети «N» занялась развитием атмосферы организации, ведь с момента начала работы сотрудники относятся к покупателям и работе в целом так, как компания относится к самому сотруднику. В компании «N» ведется активная работа по формированию благоприятного социально - психологического климата. В сотрудниках воспитывается лояльность к компании через инструменты материального и нематериального стимулирования.
В рамках материального стимулирования руководитель следит за реализацией социальных программ для сотрудников, таких как реализация бесплатных и льготных путевок в санаторий «Бирюза», реализация средств социально незащищенным семьям (пособие на детей), организация отдыха детей сотрудников в период каникул. Важную роль играет контроль за реализацией нематериального стимулирования сотрудников (конкурсы, конференции, корпоративные мероприятия, лучший сотрудник и т.д.).
Руководитель отдела управления персоналом работает над поддержанием корпоративных ценностей, а так же занимается обеспечением и повышением качества взаимодействия с функциональными и другими подразделениями, формируя у каждого сотрудника понимание единства командной работы в рамках компании.
Благодаря разработке и развитию мер по снижению текучести кадров с 2009 по 2014 год руководству торговой сети «N» удалось снизить коэффициент текучести кадров в 2,8
5
© А.Н.Навроцких
Журнал «Human Progress» Том 1, № 2 (октябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
раза, что свидетельствует об эффективности мероприятий по отбору кандидатов на вакантные должности, а так же мероприятий по удержанию ценных сотрудников компании.
Литература
1. Ping S., Mohanachandran D. Understanding and Addressing Staff Turnover in FPSB //Research Journal of Social Science and Management. - 2015. - Vol. 1. - p.27-37
2. Hundera M. Factors affecting Academic Staff Turnover Intentions and the Moderating Effect of Gender// International Journal of Research in Business Management. -Vol. 2, Is. 9. - 2014. - p.57-70
3. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. М.: Юристъ. - 2003. - с. 244-245
4. Кокшарова В.В. Анализ и моделирование трудовых показателей на предприятии. -Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.экон.ун-та. - 2003. - С.102-107
5. Кулькова И.А. Взаимосвязь спроса на рабочие места и трудовой активности ищущих работу// Экономические науки. - 2008. - № 4. С. 241-245
6. Никифорова, Л. Анализируйте текучесть персонала, и вы много узнаете о компании [Текст] // Кадровое дело. 2006. - № 2. Режим доступа: http://123-job.ru/content/articles_1077/
7. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Федченко А.А. Экономика персонала. Часть II. Практика. - М.: Издательство «Альфа-Пресс». - 2009. - С. 1009-1010
8. Свистунов, В. , Тюленева М. Современные подходы к оценке текучести персонала // Кадровик. - 2009. - № 6-3. - с.7-17.
9. Управление персоналом на производстве/ Под ред. Проф.Н.И.Шаталовой, Н.М.Бурносова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2003. - С.169-188
MANAGING EMPLOYEE TURNOVER BY IMPROVING HIRING QUALITY Anna Navrotskikh
Master student in The Ural State University of Economics Yekaterinburg, Russia
Abstract: The article is devoted to the study of the influence of the quality of the system of recruitment of personnel to staff turnover. Summarizes external and internal factors of employee turnover in relation to staff retail. The article discusses the positive experience of managing a retail chain to reduce staff turnover due to the modernization of the recruitment, selection and hiring of
© А.Н.Навроцких
6
Журнал «Human Progress» Том 1, № 2 (октябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
personnel in the company. Further measures are described formation of employee loyalty, as well as tangible and intangible incentives, which together with the improvement of recruitment have led to a significant reduction in staff turnover.
Keywords: Staff Turnover; Recruitment; Personnel Selection; Stimulation of Labor; Retail. JEL Code: J 63, F 19
References
1. Ping S., Mohanachandran D. Understanding and Addressing Staff Turnover in FPSB //Research Journal of Social Science and Management. - 2015. - Vol. 1. - p.27-37
2. Hundera M. Factors affecting Academic Staff Turnover Intentions and the Moderating Effect of Gender// International Journal of Research in Business Management. -Vol. 2, Is. 9. - 2014. - p.57-70
3. Vesnin V. R. Practical management of the personnel: a Guide to personnel work. M.: Yurist. -2003. - S. 244-245
4. Koksharova V. V. Analysis and modeling of labor indicators at the enterprise. - Ekaterinburg: Publishing house Ural.state.Econ.Univ. - 2003. - S. 102-107
5. Kulkova, I. A. the Relationship between demand for jobs and labor seeking employment// Economic science. - 2008. - No. 4. S. 241-245
6. Nikiforova, L. Analyze staff turnover, and you learn a lot about company [Text] // Financial business. 2006. - No. 2. Available at: http://123-job.ru/content/articles_1077/
7. Odegov Yu. G., Rudenko G. G., Fedchenko A. A. the Economics of personnel. Part II. Practice. -M.: Publishing House "Alpha-Press". - 2009. - S. 1009-1010
8. Svistunov, V., Tyulenev M. Modern approaches to the evaluation of the fluidity of staff // personnel officer. - 2009. No. 6-3. - S. 7-17.
9. Personnel management in manufacturing/ ed. by Prof.N. And.Shatalova, N. M.Burnosov. - M.: UNITY-DANA. - 2003. - S. 169-188
alliteration with Russian
Contact
Anna Navrotskikh
The Ural State University of Economics
70-232, 8th of March Str., 620144, Yekaterinburg, Russia
anutkina_box@mail.ru
Научный руководитель - д.э.н., И.А.Кулькова
© А.Н.Навроцких
7