Научная статья на тему 'Управление техническим состоянием железнодорожного пути силами дистанции инфраструктуры'

Управление техническим состоянием железнодорожного пути силами дистанции инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1240
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Железнодорожный путь / текущее содержание / система технического обслуживания / дистанция инфраструктуры / Track / maintenance work / maintenance system / division of infrastructure

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Штыков Валерий Иванович, Черняев Евгений Владимирович, Захаров Владислав Борисович

Цель: Проанализировать варианты организации работ текущего содержания объектов инфраструктуры силами комплексных бригад. Методы: Использованы методы сравнения организации работ по техническому обслуживанию объектов инфраструктуры. Для исследования организации системы управления техническим состоянием железнодорожного пути в условиях реорганизации подразделений Октябрьской дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД» применен анализ. Результаты: Сделан вывод о необходимости структурных преобразований в хозяйствах железных дорог с целью создания предприятий, способных комплексно подходить к решению задач по обеспечению безопасной эксплуатации объектов инфраструктуры. Оценка опыта работы дистанции инфраструктуры доказывает свою эффективность в части организации системы технического обслуживания пути, устройств автоматики, телемеханики и оптимизации эксплуатационных затрат на текущее содержание объектов инфраструктуры в различных условиях эксплуатации. На основе выявленных особенностей организации работы дистанции инфраструктуры в условиях Октябрьской железной дороги выработаны основные положения в части изменения системы технического обслуживания железнодорожного пути и устройств сигнализации, централизации и блокировки. Практическая значимость: На основе выработанных предложений можно усовершенствовать систему технического обслуживания железнодорожного пути и устройств сигнализации, централизации и блокировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Штыков Валерий Иванович, Черняев Евгений Владимирович, Захаров Владислав Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNICAL STATE CONTROL OF THE TRACK WITH THE SUPPORT OF THE DIVISION OF INFRASTRUCTURE

Objective: To analyze the options of organizational management of infrastructure running-maintenance with the support of integrated teams. Methods: The methods of comparison of organizational management on infrastructure maintenance were applied. The analysis was applied for the purposes of studying the system of control organization of technical state of the track in the conditions of restructuring the divisions of October directorate of OAO “RZhD” subsidiary infrastructure. Results: The conclusion was made on the necessity of structural adjustments in track facilities, aimed at creating undertakings, capable of solving the tasks on safe operation management of infrastructure facilities in an integrated manner. Evaluation of service experience of the division of infrastructure justifies its efficiency as regards organization of maintenance system, facilities of automatics and telemechanics, as well as operational costs optimization for maintenance work of infrastructure facilities in different service conditions. The main principles as regards changing the system of track maintenance and signaling arrangements were elaborated on the basis of the revealed characteristic features of the division of infrastructure operation management in the conditions of the October railroad. Practical importance: The system of track maintenance and signaling arrangements may be improved by means of the elaborated proposals.

Текст научной работы на тему «Управление техническим состоянием железнодорожного пути силами дистанции инфраструктуры»

УДК 625.1 72

В. И. Штыков, Е. В. Черняев, В. Б. Захаров

УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ СИЛАМИ ДИСТАНЦИИ

ИНФРАСТРУКТУРЫ

Дата поступления: 13.09.2017 Решение о публикации: 13.11.2017

Аннотация

Цель: Проанализировать варианты организации работ текущего содержания объектов инфраструктуры силами комплексных бригад. Методы: Использованы методы сравнения организации работ по техническому обслуживанию объектов инфраструктуры. Для исследования организации системы управления техническим состоянием железнодорожного пути в условиях реорганизации подразделений Октябрьской дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» применен анализ. Результаты: Сделан вывод о необходимости структурных преобразований в хозяйствах железных дорог с целью создания предприятий, способных комплексно подходить к решению задач по обеспечению безопасной эксплуатации объектов инфраструктуры. Оценка опыта работы дистанции инфраструктуры доказывает свою эффективность в части организации системы технического обслуживания пути, устройств автоматики, телемеханики и оптимизации эксплуатационных затрат на текущее содержание объектов инфраструктуры в различных условиях эксплуатации. На основе выявленных особенностей организации работы дистанции инфраструктуры в условиях Октябрьской железной дороги выработаны основные положения в части изменения системы технического обслуживания железнодорожного пути и устройств сигнализации, централизации и блокировки. Практическая значимость: На основе выработанных предложений можно усовершенствовать систему технического обслуживания железнодорожного пути и устройств сигнализации, централизации и блокировки.

Ключевые слова: Железнодорожный путь, текущее содержание, система технического обслуживания, дистанция инфраструктуры.

Valeriy I. Shtykov, D. Sci. Eng., professor; *Yevgeniy V. Chernyayev, Cand. Sci. Eng., associate professor, chevgen@list.ru; Vladislav B. Zakharov, Cand. Sci. Eng., associate professor (Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University) TECHNICAL STATE CONTROL OF THE TRACK WITH THE SUPPORT OF THE DIVISION OF INFRASTRUCTURE

Summary

Objective: To analyze the options of organizational management of infrastructure running-maintenance with the support of integrated teams. Methods: The methods of comparison of organizational management on infrastructure maintenance were applied. The analysis was applied for the purposes of studying the system of control organization of technical state of the track in the conditions of restructuring the divisions of October directorate of OAO "RZhD"

subsidiary infrastructure. Results: The conclusion was made on the necessity of structural adjustments in track facilities, aimed at creating undertakings, capable of solving the tasks on safe operation management of infrastructure facilities in an integrated manner. Evaluation of service experience of the division of infrastructure justifies its efficiency as regards organization of maintenance system, facilities of automatics and telemechanics, as well as operational costs optimization for maintenance work of infrastructure facilities in different service conditions. The main principles as regards changing the system of track maintenance and signaling arrangements were elaborated on the basis of the revealed characteristic features of the division of infrastructure operation management in the conditions of the October railroad. Practical importance: The system of track maintenance and signaling arrangements may be improved by means of the elaborated proposals.

Kewords: Track, maintenance work, maintenance system, division of infrastructure.

Управление техническим состоянием железнодорожного пути является основной задачей ведения путевого хозяйства и преследует единственную цель - обеспечить безопасность движения поездов с установленными скоростями и осевыми нагрузками. Изменения, вызванные развитием различных видов транспорта (автомобильного, трубопроводного, авиационного) влияют на востребованность маршрутов железнодорожного транспорта, на повышение и на существенное снижение спроса. На наш взгляд, есть несколько причин снижения спроса на железнодорожные перевозки в ряде направлений: уменьшение численности населения в дотационных регионах страны, снижение производительности предприятий, формирующих региональный грузопоток или их ликвидация, повышение тарифов на перевозки железнодорожным транспортом и другие. В результате на полигоне российских железных дорог сейчас находятся в эксплуатации 15 353 км, или 18,2 % общей протяженности сети участков малоинтенсивных железнодорожных линий, в соответствии с утвержденным в ОАО «РЖД» распоряжением № 3188 р сводной ведомости классов и специализации железнодорожных линий [1]. Стоит отметить, что сегодня отсутствуют критерии отнесения железнодорожных путей общего пользования с невысокой грузонапряженностью к малоинтенсивным линиям, которые должны быть утверждены правительством Российской Федерации, в соответствии со ст. 2 «Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации» [2].

Структурные преобразования

В целях совершенствования деятельности руководство ОАО «РЖД» приняло решение создать новое структурное подразделение инфраструктурного комплекса - дистанции инфраструктуры (ИЧ). Название нового подразделения определяет область решаемых задач. Впервые о создании ИЧ зашла речь на Ассамблее начальников железных дорог РФ в 2013 г. в Усть-

Луге, была обоснована необходимость организационно-штатных изменений, связанных с увеличением количества технических единиц по хозяйствам в результате инвестиционного проекта «Комплексная реконструкция участка Мга - Гатчина - Веймарн - Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива» [3]. На полигоне Северо-Кавказской железной дороги с 01.04.2015 г. начала действовать Сочинская ИЧ. В нее вошли дистанция пути в полном составе, а также часть специалистов туапсинских дистанций электроснабжения и сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) [4]. В апреле 2016 г. начала функционировать Московско-Окружная ИЧ Московской дирекции инфраструктуры, созданная на базе технических средств дистанций пути и СЦБ. Специфика работы этой ИЧ связана с минимальным интервалом движения поездов, который сегодня составляет около 5 мин, а впоследствии сократится до 2,5 мин. Созданные комплексные бригады, в состав которых включены монтёры пути, электромонтёры и электромеханики, отвечают за оперативное устранение недостатков, которые могут негативно повлиять на безопасность движения, и в то же время обеспечивают повышение надёжности работы устройств инфраструктуры [5]. Еще один вариант эффективного использования труда комплексных бригад ИЧ применяется при техническом обслуживании малоинтенсивных железнодорожных линий. В 2016 г. началось создание ИЧ на малодеятельных (малоинтенсивных) участках пути железнодорожных дорог, пилотным проектом выбрана Октябрьская дирекция инфраструктуры. На малодеятельных участках на полигоне протяженностью 3076 км планируется создать 4 ИЧ с упразднением действующих 6 дистанций пути и 4 дистанций СЦБ [6].

Всё перечисленное говорит о назревшей необходимости в универсальном структурном подразделении, основные функции которого связаны с обеспечением исправной работы объектов инфраструктуры в особенных эксплуатационных условиях.

Организация работы дистанции инфраструктуры на Октябрьской железной дороге

Цель создания ИЧ на Октябрьской железной дороге (ОЖД) - повысить эффективность эксплуатации малоинтенсивных линий.

Наиболее актуальным вопросом является организация технического обслуживания малоинтенсивных участков железнодорожных линий силами ИЧ. Проведя анализ действующей нормативной документации и эксплуатационных характеристик ряда направлений ОЖД, можно принять следующие критерии отнесения железнодорожных путей общего пользования к малоинтенсивным участкам:

• приведенная грузонапряженность 5 и менее млн ткм брутто/км в год;

• фактические суммарные размеры движения грузовых и пассажирских поездов - 8 и менее пар в сутки;

• максимально допустимая статическая нагрузка от оси четырехосного вагона на рельсы - не более 245 кН;

• наибольшие установленные скорости движения грузовых поездов -до 60 км/ч, пассажирских - до 80 км/ч.

Заявленным критериям на ОЖД соответствуют 2395 км пути, что составляет около 25 % общих путей.

Особенностью подхода к организации деятельности ИЧ на ОЖД является то, что они создаются именно для содержания участков малоинтенсивных линий.

Заглядывая вперед, можно предположить, что преобразования не ограничатся объединением разных хозяйств (пути и СЦБ): это повлечет изменения в организации и технологии обслуживания объектов инфраструктуры и позволит в последующем говорить о выделении малоинтенсивных линий в отдельный бизнес-процесс, например для передачи на аутсорсинг.

О значительности проведенных преобразований говорит тот факт, что они затронули 62 % всех предприятий Октябрьской дирекции инфраструктуры (14 предприятий устранены, 33 изменили границы).

В целях создания нормативного правового поля в части установления технологических и организационных мероприятий, направленных на повышение эффективности эксплуатации участков малоинтенсивных железнодорожных линий и сокращение затрат на их содержание при безусловном обеспечении безопасности движения поездов, уже сделан первый шаг на полигоне ОЖД - созданы ИЧ.

Основные характеристики созданных ИЧ:

• Апатитская. Развернутая длина главных путей 691,5 км; 23 станции; 39 ж.-д. переездов; 52 моста; 3 путепровода; штат 380 человек;

• Сортавальская. Развернутая длина главных путей 763,7 км; 34 станции; 95 ж.-д. переездов; 126 мостов; 11 путепроводов; штат 397 человек;

• Новгородская. Развернутая длина главных путей 587,1 км; 28 станций; 87 ж.-д. переездов; 497 ИССО; штат 218 человек;

• Торжокская. Развернутая длина главных путей 950,904 км; 33 станции; 176 ж.-д. переездов; 421 мост; 3 путепровода; штат 396 человек.

Специалисты ПГУПС на основании договора с ОЖД разрабатывают временную инструкцию по организации текущего содержания объектов инфраструктуры силами ИЧ в условиях ОЖД.

Одним из существенных составляющих экономического эффекта в результате изменения системы технического обслуживания является оптимизация эксплуатационных затрат, достигаемая в том числе за счет реорганизации существующих предприятий (ПЧ и ШЧ) в ИЧ. Очевидно, что заявленный эффект будет положительным благодаря принципиально новым подходам в организации

системы технического обслуживания объектов инфраструктуры, эксплуатационные и конструкционно-технологические характеристики которых соответствуют специализации малоинтенсивной железнодорожной линии, а именно:

• нормы содержания объектов инфраструктуры соответствуют установленным в ПТЭ, в нормативных актах ОАО «РЖД» и МПС (с учетом эксплуатационных условий - скорости, осевой нагрузки, грузонапряженности), что обеспечивает безопасность перевозочного процесса - главное требование, предъявляемое к владельцу инфраструктуры;

• с учетом эксплуатационных особенностей (грузонапряженность до 5 млн ткм брутто/км в год, скорость - до 80 км/ч пассажирских и до 60 км/ч -грузовых поездов, осевая нагрузка - до 245 кН) интенсивность нарастания отступлений в содержании объектов инфраструктуры будет скорее определяться природно-климатическими особенностями региона и качеством выявления, предупреждения и ликвидации неисправностей в пути и устройствах СЦБ. Это позволяет с высокой точностью прогнозировать отказы в работе объектов инфраструктуры (верхнего строения пути, земляного полотна, искусственных сооружений, устройств СЦБ), своевременно предупреждать их и не допускать их проявления за счет планово-предупредительных работ силами комплексных бригад, сформированных специалистами хозяйства пути (П) и хозяйства автоматики и телемеханики (Ш), работающих в объединённом структурном подразделении (ИЧ);

• организационная структура управления текущим содержанием объектов инфраструктуры обеспечивает грамотную работу подразделений ИЧ (аппарата управления, эксплуатационных участков, комплексных бригад, околотков) за счет включения в штат специалистов П и Ш на должности, связанные со своевременным предупреждением, выявлением, устранением и контролем за техническим состоянием объектов инфраструктуры;

• изменен подход к установлению видов и периодичности осмотров объектов инфраструктуры, планово-предупредительных работ, сроков и порядка устранения выявленных неисправностей ВСП, ЗП, ИССО и устройств СЦБ, которые определяются эксплуатационными особенностями участков железнодорожных линий (преимущественно интенсивностью движения, видом подвижного состава, скоростью движения), природно-климатическими (приводящими к старению элементов верхнего строения пути), геологическими и гидрологическими условиями. При этом стоить отметить, что конструкции верхнего строения железнодорожного пути, земляного полотна, искусственные сооружения соответствуют уровню силового воздействия и имеют длительный ресурс надежной работы.

Группирование работ по обслуживанию объектов инфраструктуры (ранее выполняемых работниками хозяйств П и Ш в различные временные интервалы) позволяет силами комплексной бригады (состоящей из специалистов, имеющих допуск к выполнению отдельных профильных работ) произ-

водить весь спектр планово-предупредительных и неотложных работ, а также осмотров объектов инфраструктуры в определенные с учетом эксплуатационных условий сроки без привлечения дополнительного штата сотрудников на работы, не требующие специальной квалификации.

Выводы

Создание дистанции инфраструктуры решает ряд задач, направленных на повышение:

• эффективности системы технического обслуживания железнодорожного пути и устройств СЦБ;

• сбалансированности хозяйственных интересов ПЧ и ШЧ;

• технологического эффекта за счет снижения удельных эксплуатационных расходов.

В результате концентрации интересов в дистанции инфраструктуры упрощается организация труда.

Появляется возможность взаимозаменяемости исполнителей работ (монтеров пути/монтеров СЦБ) дистанции инфраструктуры в результате повышения квалификации и получения практических навыков при выполнении совместных операций.

Повышаются механизация работ и мобильность за счет выделения специализированной техники (машины на комбинированном ходу) в дистанции инфраструктуры в связи с работами на широких фронтах.

Повышается производительность труда в результате отказа от круглосуточного ведения путевых работ и их выполнения только в дневные часы.

Библиографический список

1. Сводная ведомость классов и специализации железнодорожных линий ОАО «РЖД» (утв. распоряжением ОАО «РЖД» № 3188р от 31.12.2015 г.).

2. Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

3. Третьякова Е. Н. Дистанция инфраструктуры / Е. Н. Третьякова, М. В. Бушуев // Сб. науч. тр. III междунар. науч.-практ. конф. Путь XXI века / под ред. проф. Л. С. Блаж-ко. - СПб. : ФГБОУ ВПО ПГУПС, 2015. - С. 79-81.

4. Новый уровень контроля на сочинском полигоне // Гудок. - Вып. № 49 (25718) от 26.03.2015.

5. Единая дистанция взялась за малое кольцо // Гудок. - Вып. № 59 (25964) от 14.04.2016.

6. Ьйр://^^№.еа^ги/риЫ1.рЬр?риЬИё=2016-09а02 (дата обращения 06.10.2017).

References

1. Consolidated list of OAO "Russian Railways" rail classes and lines [Svodnaya vedomost klassov i spetsialyzatsii zheleznodorozhnykh liniy OAO "RZhD"]. Approved by OAO "Russian Railways" regulation no. 3188 р dated 31.12.2015. (In Russian)

2. Federal law dated 10.01.2003 no. 18-FL „The regulations of the Russian Federation railroad transport" [Federalniy zakon ot 10.01.2003 g. no. 18-FZ "Ustav zheleznodorozhnogo transporta Rossiyskoy Federatsii"]. (In Russian)

3. Tretyakova Ye. N. & Bushuyev M. V. Division of infrastructure [Distantsiya infrastruc-tury]. Collected papers of the 3rdInt. res. training conf. Track of the 21st century [Sbornik nauch-nykh trudov III mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii Put XXI veka]; ed. by prof. L. S. Blazhko. St. Petersburg, PGUPS Publ., 2015, pp. 79-81. (In Russian)

4. New level of control at polygon in Sochi [Noviy uroven kontrolya na sochinskom polygone]. Whistle [Gudok], 26.03.2015, is. 49 (25718). (In Russian)

5. Unified division tackles Small Ring [Yedinaya distantsiya vzyalas za maloye koltso]. Whistle [Gudok], 14.04.2016, is. 59 (25964). (In Russian)

6. Eurasia news [Evrasiya vesty]. - Available at: http://www.eav.ru/publ1.php?publid= 2016-09a02 (accessed 06.10.2017). (In Russian)

ШТЫКОВ Валерий Иванович - доктор техн. наук, профессор; *ЧЕРНЯЕВ Евгений Владимирович - канд. техн. наук, доцент, chevgen@list.ru; ЗАХАРОВ Владислав Борисович - канд. техн. наук, доцент (Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.