МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
Поэтому, реализацию Банком России полномочий по контролю и надзору за игроками других финансовых рынков (в рамках которых он вправе ограничивать их в правах), по мнению автора, можно расценивать как то, что один из игроков одного их финансовых рынков устанавливает правила игры на других финансовых рынках. А между тем, это можно рассматривать, во-первых, как вмешательство в условия оборота услуг на этих финансовых рынках (потребителем которых, кстати, является и сам регулятор); во-вторых, как нарушение проконкурентных основ функционирования экономики, как своего рода запрещенный ст.74 Конституции Российской Федерации барьер для создания правовых и иных условий для функционирования этих рынков в состоянии конкуренции; в-третьих, как нарушение принципа равенства участников гражданского оборота (ст.1 ГК РФ) [1, 2].
Любое публично-правовое образование может создавать угрозу для конкуренции на любом товарном рынке, а финансовый рынок - это вид товарного рынка, (ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции») [4], и тем более то, которое является еще и самым активным игроком и регулятором на другом товарном рынке, задача которого состоит в обеспечении защиты интересов и поддержке именно игроков своего рынка. Никто не может гарантировать, что мегарегулятор финансовых рынков не станет злоупотреблять своими властными полномочиями в угоду интересов кредитных организаций за счет ущемления прав и интересов некредитных финансовых организаций, что не будет нарушен запрет на использование своих прав в целях ограничения конкуренции (ст.10 ГК РФ). Нельзя не согласиться с тем, что наделение Банка России полномочиями по контролю и надзору практически за всеми финансовыми организациями - это действительно серьезная проблема, это создает почву для конфликта интересов [5].
В целях недопущения конфликта интересов между финансовыми организациями, ограничения или иного ущемления прав и интересов некредитных финансовых организаций, ограничения (недопущения или устранения) конкуренции на страховом, фондовом и иных финансовых рынках в результате реализации контрольных и надзорных полномочий Банка России, по мнению автора, необходимо создать новое ведомство - федеральную службу по финансовым рынкам, подведомственную Министерству финансов Российской Федерации, которой передать данные полномочия.
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2014. - 64 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Части первая, вторая, третья, четвертая: текст с изм. и доп. на 12 июля 2014 г.- Москва: Эксмо, 2014. - 592 с. - Законы и кодексы.
3. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ: по сост. на 13 июля 2015 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 28. - Ст.2790.
4. О защите конкуренции: федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ: по сост. на 22 декабря 2014 г. //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 31 (ч.1). - Ст.3434.
5. Плотонова О., Нехайчук Ю., Товкайло М. ФСФР стала службой на год // hptt://www.vedomosti. m/newslme/news/151504451/fsfr-stala-sluzhoj-na-god
© Н.Г. Медведева, 2015
УДК 338.45:622.276
Д.Р. Мусина
Доцент кафедры Экономики и управления в нефтяной и газовой промышленности Уфимский государственный нефтяной технический университет
г. Уфа, Российская Федерация
УПРАВЛЕНИЕ СРОКАМИ РЕАЛИЗАЦИИ НЕФТЕГАЗОВОГО ПРОЕКТА
Аннотация
В статье представлены результаты исследования изменения календарных сроков строительного проекта под влиянием применения вахтового метода реализации работ. Расчеты доказывают, что в
38
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
отдельных случаях привлечение дополнительных ресурсов в меньшей степени увеличивает бюджет проекта, чем затягивание сроков реализации, когда в условиях высокого уровня инфляции рост стоимости материальных и трудовых ресурсов приводит к большему приросту стоимости проекта.
Ключевые слова
проект, строительство, затраты, календарный срок, сметная стоимость.
По мнению специалистов, «управление проектами - это сравнительно новая и быстро развивающаяся сфера деятельности российской экономики. Применение методов проектного менеджмента позволяет рационально управлять организационными изменениями, сроками, бюджетом, качественными характеристиками выпускаемой продукции и услуг нефтяной компании»[1,с.3].
Любой проект характеризуется несколькими параметрами, главными из которых являются календарная продолжительность и бюджет проекта. На этапе проектирования задаются перечень и трудоемкость работ проекта, ресурсы и определяется сметная стоимость. Трудоемкость проекта определяет календарные сроки его реализации. Очевидно, что сокращение сроков реализации проекта возможно только за счет привлечения большего количества ресурсов - материальных и трудовых, что приведет к удорожанию проекта. Вместе с тем, в отдельных случаях, в частности в условиях высокой инфляции сокращение календарных сроков реализации проекта в итоге может приводить, наоборот, к экономии финансовых ресурсов. В данной статье приводятся результаты подобного исследования на примере одного из проектов ОАО «АК «Транснефть».
ОАО «АК «Транснефть» - российская государственная транспортная монополия, крупнейшая трубопроводная компания в мире, ежегодно прокачивает около 90% добываемой на территории России нефти [2, с.73].
Одним из глобальных инвестиционных проектов, реализуемых компанией, является строительство нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий Океан»[3, с.110]. Для обеспечения поставок нефти китайским покупателям компания в настоящее время реализует инвестиционный проект «Развитие системы магистральных нефтепроводов для обеспечения увеличения поставок нефти в Китай до 30 млн. тонн нефти в год». Одним из его этапов выступает проект «Расширение пропускной способности нефтепровода «Сковородино-Мохэ» до 30 млн.тонн нефти в год».
Нормативный срок 3 этапа строительства проекта определен согласно нормативным документам на уровне 15 месяцев, директивный срок составляет 8,5 мес. Для соблюдения директивных сроков строительства проектом предусматривается вахтовый метод строительных работ с режимом работы в две смены по 12 часов с шестидневной рабочей неделей.
Затраты на реализацию вахтового метода проведения работ складываются из трех составляющих:
- затраты на доставку рабочих;
- затраты на обеспечение вахтового жилого городка электроэнергией;
- затраты на вахтовую надбавку к заработной плате рабочих.
Удорожание работ за счет применения вахтового метода для периода 233 дня составит 13458,22 тыс. руб., или 3,38% от общей стоимости строительства.
В целом сметная стоимость строительства с учетом ускорения работ на 6,5 месяцев (с 15 мес. до 8,5 мес.) составит 398172,13 тыс. руб. С одной стороны, данное ускорение работ выглядит только как затратное, с другой стороны, увеличение календарных сроков проекта ведет к росту фактических затрат по сравнению со сметными за счет ежемесячного прогнозного роста цен на ресурсы в 2015 г. (материальные и трудовые).
В работе оценено изменение фактической стоимости строительства объекта в сравнении со сметной стоимостью в трех сценариях, различающихся календарными сроками реализации проекта:
- сценарий 1 (пессимистичный): реализация проекта в течение 15 мес. при работе рабочих в одну смену по 8 часов с 5-дневной рабочей неделей;
- сценарий 2 (оптимистичный): реализация проекта в течение 8,5 мес. при работе рабочих в две смены по 12 часов с 6-дневной рабочей неделей (вахтовый метод);
- сценарий 3 (умеренно пессимистичный): реализация проекта в течение 10 мес. при работе рабочих в две смены по 12 часов с 6-дневной рабочей неделей (вахтовый метод).
Результаты расчетов сведены в таблицу 1.
39
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
Сметная стоимость работ в 1 и 2 сценариях различается на величину затрат, связанных с вахтовым методом реализации работ, который необходим для ускорения работ на 6,5 мес. 3 сценарий -промежуточный, когда затраты те же, что и в сценарии 2, но срок реализации растягивается до 10 мес.
Таблица 1
Результаты реализации сценариев
Показатель Сценарий 1 Сценарий 2 Сценарий 3
1 Календарная продолжительность строительства, мес. 15,0 8,5 10,0
2 Сметная стоимость работ, тыс. руб. 384713,91 398172,13 398172,13
в т.ч.затраты, связанные с выполнением работ вахтовым методом, тыс. руб. - 13458,22 13458,22
3 Фактическая стоимость работ, тыс. руб. 425511,54 418923,92 424913,37
4 Удорожание работ в связи с календарной продолжительностью проекта, тыс. руб. 40797,6 20751,79 26741,24
то же в % 10,60 5,21 6,72
5 Совокупное удорожание работ, тыс. руб. 40797,63 34210,01 40199,46
то же в % 10,60 8,89 10,45
6 Экономия (-) или перерасход (+) по сравнению со сметной стоимостью по сценарию 1, тыс. руб. - -6587,62 - 598,17
то же в % - - 1,71 - 0,16
Фактическая стоимость рассчитывалась при условии равномерного освоения капитальных вложений в течение всего периода и с учетом месячных индексов инфляции (согласно данным за 2014 г. и прогнозам на 2015 г. Министерства экономического развития РФ).
Расчет удорожания работ в связи с календарной продолжительностью проекта произведен путем сопоставления фактических затрат со сметной стоимостью проекта. Получено, что по первому сценарию фактические затраты за счет календарных сроков проекта выше сметной стоимости на 10,6% по 1 сценарию, на 5,21% - по второму, на 6,72% - по третьему.
Вместе с тем, даже превышение сметной стоимости строительства по директивному сроку на 13458,22 тыс. руб. делает проект более дешевым по фактической стоимости (на 1,71%, или 6587,62 тыс. руб.) за счет сжатых сроков реализации. Вместе с тем, за счет отдельных препятствующих факторов в строительстве, таких как климатические условия, нарушение сроков поставок оборудования и материальных ресурсов и проч., компании зачастую не укладываются в директивные сроки. Это предусмотрено в 3-м сценарии. При задержке сроков реализации проекта на 1,5 мес. экономия компании составит всего 598,17 тыс. руб., или 0,16%. Реализованный расчет строился на прогнозной инфляции на 2015 г., однако инфляция 2015 г. уже гораздо выше прогнозной, следовательно, экономия средств за счет сжатия календарных сроков реализации проекта будет еще больше.
Таким образом, если компания уложится в 8,5 мес., ей удастся сэкономить по 3 этапу проекта как минимум 6587,62 тыс. руб.
Приведенный в статье пример касается строительного проекта. По мнению специалистов, «в строительстве имеет место немало проблем, определяемых факторами, повышающими уровень риска в отрасли: высокие цены на строительные материалы, высокая конкуренция,..., бюрократические правила и процедуры проведения государственных и муниципальных торгов.» и проч. [4, с. 3] Соответственно, строительные риски способствуют еще большему разрыву между сценариями и требуют дополнительных усилий от компании в сфере риск-менеджмента для реализации проекта в директивные сроки.[5, с.66; 6, с.192]
Список использованной литературы:
1. Авдеева Л.А., Герасимова М.В. Проблемы стандартизации управления нефтегазовыми инвестиционными проектами // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (2015)
http://naukovedenie.ru/PDF/23EVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/23EVN315
40
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
2. Мусина Д.Р. Ценообразование на рынке нефти и газа. Учебное пособие / Д. Р. Мусина; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Уфимский гос. нефтяной технический ун-т». Уфа, 2009.
3. Мусина Д.Р. Международный нефтегазовый бизнес. Учебное пособие / Д. Р. Мусина; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Уфимский гос. нефтяной технический ун-т», Самостоятельное структурное подразделение «Ин-т доп. проф. Образования». Уфа, 2009.
4. Герасимова М.В., Авдеева Л.А. Методический подход к оценке совокупного риска строительного
предприятия // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (2015)
http://naukovedenie.ru/PDF/150EVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/150EVN315
5. Котов Д.В., Хайруллин В.А. Оценка эффективности инновационных проектов с нерелевантными денежными потоками// Экономика и управление: научно-практический журнал. 2011. № 2. С. 66-71.
6. Котов Д.В., Ефимова О.Ю., Полещук М.С. Механизмы экономической оценки и управления реализацией инновационных проектов вертикально-интегрированных нефтяных компаний в современных условиях// Нефтегазовое дело. 2013. № 11-4. С. 191-200.
©Д.Р. Мусина, 2015
УДК 330.12
А.В. Мухачёва
Старший преподаватель кафедры менеджмента Экономический факультет Кемеровский государственный университет Кемерово, Российская федерация
ОБЪЕКТИВИЗАЦИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ КАК МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ ЕГО ДУАЛЬНОЙ
ПРИРОДЫ
Аннотация
В статье изложена попытка автора объединить известные два подхода к качеству жизни населения -субъективного и объективного - с помощью термина «объективизация качества жизни».
Ключевые слова:
Качество жизни, потребности, объективизация качества жизни.
Большинство исследователей качества жизни населения отмечают отсутствие общепринятого понимания сущности данного понятия и наличие множества подходов к его определению. При изучении качества жизни прежде всего следует отметить его выраженный дуализм (двойственность), прослеживающуюся во всем многообразии теоретических положений. Речь идет о выделении объективного и субъективного подхода к качеству жизни' [4, 8].
Ученые-объективисты осуществляют оценку качества жизни извне, сопоставляя параметры жизни объекта изучения с другими однородными общественными элементами (индивидами, группами), установленными эталонами, нормами и стандартами. Приверженцы субъективного подхода делают упор на внутреннее ощущение экзистенциональной «качественности» жизни. Многие исследователи полагают, что «доминирующим направлением выступает модель «ощущаемого качества жизни», поскольку сложный характер взаимосвязи
41