Научная статья на тему 'Управление сознанием и стратегии дискредитации: каналы "черных коммуникаций"'

Управление сознанием и стратегии дискредитации: каналы "черных коммуникаций" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
269
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС / BUSINESS / "ЧЕРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ" / "BLACK COMMUNICATIONS" / МЕНЕДЖМЕНТ / MANAGEMENT / КОММУНИКАЦИИ / COMMUNICATION / ДИСКРЕДИТАЦИЯ / DISCREDITING / СИМВОЛЫ / CHARACTER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Оришев Александр Борисович

Статья посвящена каналам «черных коммуникаций» понятию, которое несколько лет назад автор ввел в научный оборот [3, 46]. Под «черными коммуникациями» он понимает создание и распространение информации, направленной на формирование у клиентов, потребителей и лиц, принимающих решения, негативного отношения к определенной личности, событию, процессу, товару, услуге. Под ними также подразумеваются меры, направленные на противозаконные или аморальные действия по продвижению собственной кандидатуры, политической партии или бизнеса. Автор убежден, что сферой применения «черных коммуникаций» может быть не только политика, но и бизнес. В статье перечислены некоторые каналы распространения «черных коммуникаций», даны рекомендации по противодействию им. Приведены конкретные примеры из российской и зарубежной практик. Статья адресована не только бизнесменам, заинтересованным сохранить свой бизнес, обезопасив его от разящих информационных атак, но и всем интересующимся темой разного рода «черных» технологий и манипулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIND CONTROL AND THE STRATEGY OF DISCREDITING: THE CHANNELS OF THE “BLACK COMMUNICATIONS”

The article is devoted to the channels of "black communications" the concept that a few years ago the author introduced into scientific circulation. Under the "black communications," he understands the creation and dissemination of information aimed at the formation among clients, consumers and decision-makers, negative attitudes to a particular person, event, process, product, service. Under them also include measures aimed at illegal or immoral actions on the promotion of its own candidate, political party or business. The author believes that the scope of the ";black communications" can be not only politics but also business. This article lists some distribution channels ";black communications," recommendations to counter them. Specific examples of Russian and foreign practices. The article is addressed not only to businessmen, concerned to keep his business, protect him from smashing information attacks, but to all interested in a different kind of "black" technologies and manipulation.

Текст научной работы на тему «Управление сознанием и стратегии дискредитации: каналы "черных коммуникаций"»

Образец ссылки на эту статью: Оришев А.Б. Управление сознанием и стратегии дискредитации: каналы «черных коммуникаций» // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 1 (9). С. 8.

УДК 659.19

УПРАВЛЕНИЕ СОЗНАНИЕМ И СТРАТЕГИИ ДИСКРЕДИТАЦИИ: КАНАЛЫ «ЧЕРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ»

Оришев Александр Борисович

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129010, г. Москва, Протоповский переулок, 9), доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин, Orishev71@mail.ru, 8-903-008-70-50.

Аннотация: статья посвящена каналам «черных коммуникаций» - понятию, которое несколько лет назад автор ввел в научный оборот [3, 46]. Под «черными коммуникациями» он понимает создание и распространение информации, направленной на формирование у клиентов, потребителей и лиц, принимающих решения, негативного отношения к определенной личности, событию, процессу, товару, услуге. Под ними также подразумеваются меры, направленные на противозаконные или аморальные действия по продвижению собственной кандидатуры, политической партии или бизнеса. Автор убежден, что сферой применения «черных коммуникаций» может быть не только политика, но и бизнес.

В статье перечислены некоторые каналы распространения «черных коммуникаций», даны рекомендации по противодействию им. Приведены конкретные примеры из российской и зарубежной практик.

Статья адресована не только бизнесменам, заинтересованным сохранить свой бизнес, обезопасив его от разящих информационных атак, но и всем интересующимся темой разного рода «черных» технологий и манипулирования.

Ключевые слова: бизнес; «черные коммуникации»; менеджмент; коммуникации; дискредитация; символы.

MIND CONTROL AND THE STRATEGY OF DISCREDITING: THE CHANNELS OF THE "BLACK COMMUNICATIONS"

Orishev Alexandr Borisovich

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129010, Moscow Protopopovskiy lane, 9), doctor of historical Sciences, associate Professor, head of the Department of humanitarian disciplines, Orishev71@mail.ru, 8-903-008-70-50.

Abstract: the article is devoted to the channels of "black communications" - the concept that a few years ago the author introduced into scientific circulation. Under the "black communications," he understands the creation and dissemination of information aimed at the formation among clients, consumers and decision-makers, negative attitudes to a particular person, event, process, product, service. Under them also include measures aimed at illegal or immoral actions on the promotion of its own candidate, political party or business. The author believes that the scope of the "black communications" can be not only politics but also business.

This article lists some distribution channels "black communications," recommendations to counter them. Specific examples of Russian and foreign practices.

The article is addressed not only to businessmen, concerned to keep his business, protect him from smashing information attacks, but to all interested in a different kind of "black" technologies and manipulation.

Key words: business; "black communications"; the management; communication; discrediting; character.

В одной из своих последних публикаций автор провел исследование таких каналов распространения «черных коммуникаций» как бойкот, взлом сайта, вирусное искусство, воспоминания и мемуары, граффити, документальные фильмы, жалобы, карикатуры, клички, лишение почетных званий и статусов, пранкерство, специализированный сайт, флеш-мобы [2, с. 264-275]. Статья вызвала отклик, как в научных кругах, так и среди бизнесменов и политиков. Учитывая подобное внимание к данной теме, мы продолжим исследование, поговорив сегодня о других каналах распространения «черных коммуникаций», среди которых: газета - «серая лошадка», дискредитация символов, дорисовка, «живопись», информационные диверсии, карнавалы и массовые гуляния, неудачное фото, неудачный жест, неудачный наряд, обстрел продуктами, освистывание и перформансы.

Газета - «серая лошадка»

Для дискредитации оппонентов используют газету с невинным названием. До некоторой поры подобное издание может быть вне политики, не затрагивающее чьи-либо бизнес-интересы. Затем наступает день «х» и газета «выстреливает» серией разоблачительных материалов.

Пример: в 2007 г. в северной столице стала издаваться «Петербургская тема», на страницах которой размещались вполне безобидные материалы. Однако через некоторое время она превратилась в мощный рупор одной из влиятельных группировок и ее полосы на 75 % стали заполняться компроматом. «Справедливая Россия», ставшая главной жертвой этого издания, направила жалобу в Горизбирком. Но все усилия оказались напрасны. Городская избирательная комиссия не нашла в данном случае факта агитации против, запрещенной законом.

Дискредитация символов

Важнейшей частью культуры является символика. Она придает различным формам материализации, действиям акторов явный, особенно очевидный, подчеркнутый, или напротив, скрытый смысл.

Первые труды, посвященные этой теме, появились еще в 1930 г. Среди них совместный труд Г. Лассуэлл и А. Каплан «Власть и общество». По мнению ученых, политические символы - это такие символы, которые имеют значение для функционирования власти. Интерес ученых к политическим

символам можно объяснить динамичным развитием различных средств массовой информации, прежде всего, телевидения, которым удалось сделать политический дискурс стереотипичным. В связи с этим особое значение имеют и технологии по дискредитации символики оппонентов.

В мае 2011 г. парламент Грузии утвердил в третьем чтении так называемую «Хартию свободы», которая включила в себя законы «Об иллюстрации», «Патриотический акт». Отныне в стране запрещается использование в общественных местах советской и фашистской символики, т.е. грузинские парламентарии уравняли пятиконечную красную звезду со свастикой. Согласно этому закону оставшиеся со времени СССР названия улиц должны быть изменены, а памятники истории демонтированы.

В феврале 2014 г. американская телекомпания CNN включила памятник защитникам Брестской крепости в список «самых уродливых монументов мира». Более того, телевизионщики позволили себе оскорбительные высказывания в адрес монумента - им не понравилось выражение лица советского воина. Реакция не замедлила себя ждать. Администрация комплекса «Брестская крепость - Герой» назвала кощунством включение в рейтинг самых уродливых памятников мира монумент «Мужество» и потребовала официальных извинений от американского телеканала. «Подобными вещами шутить нельзя», - заявил глава Совета по правам человека Михаил Федотов. «Что касается уродливых памятников, то их по всему миру много. Не думаю, что Белоруссия должна быть лидером. Не уверен. Во всяком случае, я видел в разных странах много монументов, мягко говоря, лишенных всякой эстетической ценности», - сказал М. Федотов.

5 мая 2014 г. народные депутаты от националистической украинской партии «Свобода» Александр Мирный и Игорь Мирошниченко предложили парламенту запретить использование на Украине российской символики, в частности, георгиевских ленточек. Как передало украинское информагентство УНИАН, в проекте постановления, внесенном в Раду, предлагается «запретить размещение на зданиях государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, а также публичное использование физическими лицами государственных символов Российской Федерации, непризнанных республик или георгиевских лент». Авторы законопроекта предложили признать нарушение этого запрета «проявлением экстремизма и сепаратизма», что влечет за собой уголовную ответственность. Эти нововведения, согласно законопроекту, не могут распространяться на лиц, которые используют символику РФ во время проведения спортивных и культурно-художественных мероприятий, не связанных с акциями протеста.

Одной из вариаций дискредитации символов является публичное сожжение флагов, чучел политических лидеров и другие подобные акции. Мероприятия эти весьма эффектны, вызывают повышенный интерес у прессы.

Вариацией этой технологии можно считать превращение одного символа в другой. 20 августа 2014 г. некий Павел Ушивец покрасил в синий цвет верхнюю часть звезды на шпиле жилого дома на Котельнической набережной,

придав ей тем самым расцветку украинского флага. 11 сентября Таганский суд объявил о заочном аресте П. Ушивца по делу о вандализме и хулиганстве. А вскоре дал о себе знать и заказчик акции. 3 октября 2014 г. глава МВД Украины Арсен Аваков заявил, что Павел выполнял в Москве секретное задание, за что его наградили именным оружием.

Рисунок 1. Проктер энд Гэмбл: старый и новый логотипы компании

Дискредитация символов, как метод недобросовестной конкуренции имеет место и в бизнесе. Однажды конкуренты предприняли мощную информационную атаку на компанию «Проктер энд Гэмбл» (The Procter & Gamble Company). В качестве объекта для атаки злоумышленники избрали товарный знак фирмы, в котором в стилизованном виде были изображены лицо человека в виде полумесяца и звезды. Обвинения, выдвинутые против «Проктер энд Гэмбл» затрагивали религиозные чувства потребителей: якобы полумесяц является дьявольским знаком, следовательно, приобретать продукцию этой фирмы - большой грех. Надо сказать, что эта атака имела эффект. Достаточно сказать о том, что, спасая репутацию, известная фирма была вынуждена отказаться от своего товарного знака, разработав новый [2, с. 264-275].

Дорисовка

Необязательно создавать абсолютно новый плакат, порой значительно эффективней использовать тот, что изготовили оппоненты. Только к первоначальному образу добавляется несколько штрихов. Это могут быть слова из негативного семантического поля типа «вор», «жулик», «взяточник». Если недостаточно терминологии, то применяют визуализацию.

Рисунок 2. Президент Египта Абдель Фаттах с ушами Микки Мауса

Не всегда подобное творчество остается безнаказанным. 22-летнего Амру Ноэна из Египта приговорили к трем годам лишения свободы за публикацию в Facebook фото президента страны Абдель Фаттаха ас-Сиси с ушами Микки Мауса. Кроме того, египтянину были предъявлены обвинения в «оскорблении государственных деятелей» - он опубликовал несколько антигосударственных комментариев.

«Живопись»

Для дискредитации противника не ограничиваются банальными листовками. История России последних лет знает примеры привлечения в качестве канала распространения «черных технологий» и «высокое» искусство.

Конечно, трудно заподозрить в работе «на заказ» американского художника Юрия Данича, но его полотно «Одержимые» пришлось российскому истеблишменту как нельзя кстати. На гигантском полотне длиной 20 метров он показал своё видение ситуации в российском обществе в свете влияния на него оппозиции, изобразив ее вождей в виде обнаженных бесов. В столице картина экспонировалась всего три дня: с 6 по 8 мая 2014 г. Главные «Бесы» композиции - российские оппозиционеры. Их художник иронично изобразил в виде сатиров и соблазнителей-кентавров. У всех оппозиционеров вместо ступней ног — копыта. Практически все персонажи написаны без одежды.

Свое нестандартное видение художник объяснил следующим образом: «Человек приходит в мир обнажённым. Одежда становится регулятором: для кого-то это утверждение престижа, для кого-то способ спрятать индивидуальность. Здесь - голая правда... Изначально я хотел лидеров оппозиции изобразить сумасшедшими, одержимыми, в которых вселились

бесы, но, поработав прошлой зимой в лечебницах для душевнобольных, пообщавшись с настоящими пациентами "желтого дома", я понял, что больные - это жертвы, которым нужно помочь. Оппозиционеров я не стал изображать сумасшедшими, они не сумасшедшие, а люди себе на уме, но одержимые демонической энергией».

Рисунок 3. Билборд на улицах Москвы с рекламой экспозиции Ю. Данича

Для пояснения скажем, что на картине изображен весь бомонд российской оппозиции. Один из «героев» - Сергей Удальцов держит на подносе свою собственную голову. Это - символ бутафорности и искусственности создания образов мучеников российскими оппозиционерами. Алексей Навальный, с терновым венцом на голове, держит в руках рог изобилия, на котором изображена эмблема Госдепартамента США. Немалую часть картины занимает обнаженное тело Валерии Новодворской на метле... Нашлось место и яростному борцу с режимом - Гарри Каспарову. Белый флаг - символ того, что оппозиционер покинул Россию. Он уже проиграл: сброшены фигуры, упавшие часы символизируют остановку времени.

«Я считаю, оппозиция нужна, но ее лидеры должны быть не такими: в галстуках Prada, обливающиеся шампанским Moet. Они ведут людей к пропасти, к черному квадрату в конце картины, над которым занесена нога кентавра, который чертами лица очень похож на Алексея Навального», -охарактеризовал свое творение художник.

Информационные диверсии

Информационные диверсии - высказывания в средствах массовой информации, акции, направленные на разрушение ценностей общества, жизненных ориентаций людей, представлений о добре и зле и т.п.

Примером подобной диверсии стала одна из передач популярной в 1990-е гг. телепрограммы «Взгляд», в ходе которой утверждалось, что В. И. Ленин

есть никто иной, а гриб. Несмотря на явную абсурдность подобного заявления, на канале развернулась широкая дискуссия, стали высказываться разные точки зрения. Автор этой «концепции» Сергей Курехин назвал ее «главной тайной Октябрьской революции».

Частный случай информационной диверсии - листовка-диверсия, в которой разоблачается неугодный кандидат или партия. Приводятся реальные или вымышленные примеры.

В 2007 г. в Санкт-Петербурге неизвестные осуществляли расклейку листовок, дискредитировавших партию СПС. В листовках от имени партии предлагалось прийти по определенному адресу и получить подарки. В Томской области избиратели однажды утром обнаружили материалы следующего содержания: «Многие ВИЧ-инфицированные нашли себе работу в штабе СПС. Они дойдут до каждого из вас, пожмут вам руку и вложат в ваши сердца всю правду о городе и его врагах».

Рисунок 4. Плакат в Томске. Расчет явно сделан на то, что теперь ни один избиратель не только не возьмёт у агитатора СПС листовку, но и вообще будет обходить его за километр

Через несколько дней была отпечатана еще одна партия подобных листовок: «СПС в рамках предвыборной кампании проводит реабилитацию ВИЧ-инфицированных. Всех людей, страдающих страшным недугом -СПИДом, - мы приглашаем на работу в качестве агитаторов. Заработная плата высокая». Аналогичные листовки появились в Санкт-Петербурге.

Карнавалы и другие массовые гуляния

Массовые гуляние хороши, прежде всего, тем, что они массовые. Велик соблазн создать что-то такое, поражающее воображение. Именно так поступили в Дюссельдорфе пиарщики, когда высмеяли А. Меркель и террористов. В феврале 2016 г. в этом немецком городке прошел традиционный карнавал. На карнавальных платформах были представлены не пышногрудые красотки с зажигательными танцами, а куклы федерального канцлера ФРГ Ангелы Меркель, президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, пьющего с «халифом» непризнанного «Исламского государства» (организация, запрещенная в России - А.О.) Абу Бакра аль-Багдади, и других политиков.

Рисунок 5. Предметом высмеивания на карнавале в Кельне стали тесные отношения глав государств Германии и Франции. На плече у А. Меркель

огромная татуировка Merkozy

Волны смеха у публики вызвала фигура Ангелы Меркель, расположившейся в маленькой лодке, которую накрыла «волна» хлынувших в Европу беженцев. Надо сказать, что германский канцлер - один из любимых персонажей на многих карнавалах. В одном случае она выступает в качестве балерины, защищающей Европу от кризиса своим зонтиком, в другом обнимает президента Франции, в третьем - усиленно крутит колеса велосипеда в тандеме со скелетом, символизирующим разрушенную Свободную демократическую партию (СВДП).

Неудачное фото

Важный навык для публичного человека - умение предстать в достойном виде перед камерами. Иначе казусов не избежать. Буквально на следующий день после швейцарских переговоров М. С. Горбачева с Р. Рейганом в местной прессе появились «интересные фотографии». На них Михаил Сергеевич либо утирал нос рукавом, либо сморкался. Накануне погода стояла скверная, было сыро. Дул пронзительный ветер, с неба постоянно капало. Р. Рейган тоже сморкался, но как опытный политик, вовремя отворачивался от фото- и телеобъективов. Журналисты так и не смогли запечатлеть его в неловкой позе. А М. С. Горбачев «подставился» и назойливым журналистам удалось представить первого президента СССР в явно невыгодном для него свете.

Рисунок 6. Сергей Полонский во время рейдерского захвата жилищного

комплекса «Кутузовская миля»

Ради справедливости заметим, что М. С. Горбачев не единственный, кто «подставился». Во всемирной паутине достаточно подобных фото. При желании можно собрать «коллекцию» из фото российских бизнесменов. Чесать голову, по-видимому, один из любимых жестов Сергея Полонского. Во время голодовки в знак протеста против рейдерского захвата жилищного комплекса «Кутузовская миля» в такой позе он был замечен неоднократно.

«Засветились» и другие бизнесмены: на одном из фото глава АФК «Система» Владимир Евтушенков и художественный руководитель-директор Мариинского театра Валерий Гергиев на церемонии открытия XI Петербургского международного экономического форума через чур по-

дружески приветствовали друг друга, что породило нехорошие разговоры. Ушлым журналистам удалось заснять экс-владельца «Евросети» Евгения Чичваркина в незамысловатой позе, когда он буквально кланялся тогдашнему президенту России Д.А. Медведеву, стоявший рядом председатель совета директоров «Альфа-Групп» не торопился следовать примеру коллеги, и вообще, судя по выражению лица, ощущал собственное превосходство. В другой раз Е. Чичваркин в весьма странном одеянии зачем-то позволил себя сфотографировать на фестивале русской культуры в Лондоне. Возникло ощущение, что предприниматель играл роль традиционного чучела на этом мероприятии.

Неудачный жест

Неудачным может быть не только фото, но и какой-либо неловкий, неуклюжий жест. Именно так подставился Б. Обама, когда во время пресс-конференции попытался похлопать по плечу Рауля Кастро. Кубинский лидер, несмотря на свой почтенный возраст, ловко перехватил руку назойливого американца и помахал ею в воздухе.

Рисунок 7. Кубинский лидер пресек фамильярность со стороны президента США

Меткий комментарий на этот счет дал Председатель комитета по международным делам Государственной Думы России Алексей Пушков. «В отличие от Ельцина, который заискивал перед Клинтоном, Рауль Кастро не дал Обаме похлопать себя по плечу. Это не мелочь. К вопросу о суверенитете», — написал он на своей странице в Twitter.

Неумение вести себя на людях характерно для основателя социальной сети «ВКонтаке» Павла Дурова. Один из самых загадочных российских бизнесменов во время публичных выступлений предпочитает держать руки в

карманах — жест, который только подчёркивает его закрытость и чувство превосходства над аудиторией, как и слегка отклонённая назад голова. Такое поведение интерпретируется психологами как брутальное и даже несколько агрессивное [1, с. 22-27].

От жеста-паразита не может избавиться известный представитель банковского бизнеса Олег Тиньков. В неформальных выступлениях (например, на передаче «Бизнес-секреты») Олег Тиньков постоянно играет на публику, регулярно поправляя волосы. Заметим, что в некоторых восточных странах этот жест относится к категории неприличных.

Во время разговоров часто подносит руки к лицу или подбородку основатель торговой сети «Магнит» и хозяин футбольного клуба «Краснодар» Сергей Галицкий. С одной стороны, это выдает неаристократичное происхождение и отсутствие силы воли, а с другой - прикосновения к лицу во время разговора означают попытки скрыть ложь.

Неудачный наряд

Выбор одежды - одна из составляющих имиджа. Если ошибиться -оппоненты наверняка не упустят шанс подчеркнуть досадную оплошность.

В качестве примера можно привести известную модель и дизайнера наручных часов Меланью Трамп. Супруга президента выбрала странный наряд для встречи с женами лидеров стран - участниц 72-й сессии Генеральной ассамблеи ООН. Она появилась на публике в ярко-розовом платье от испанского бренда Delpozo. Чересчур объемный верх изделия очень странно смотрелся за трибуной во время выступления. Этот промах сразу же заметили пользователи Интернета. Одни предположили, что за просторным платьем первая леди Америки скрывает лишние килограммы. Другие сравнили наряд с пеньюаром, который надевают в салоне красоты, третьи и вовсе посчитали, что платье похоже на домашний халат. И только незначительная часть комментариев была посвящена содержательной стороне выступления Меланьи, назвав ее речь важной и правильной.

«Обстрел» продуктами

Забросать кандидата помидорами, тухлыми яйцами - прием, известный с незапамятных времен. В Ставрополе в феврале 2007 г. перед встречей с избирателями группа юных активистов в майках «Молодой Гвардии» обкидали яйцами и грязью лидера местного отделения «Справедливой России», мэра Ставрополя Дмитрия Кузьмина. Несколько граждан вступили с молодчиками в драку, причем один из пенсионеров получил ножевое ранение. Через пару дней «молодогвардейцы» решили опровергнуть факты своих «подвигов», заявив, что это сам Д. Кузьмин организовал обкидывание себя грязью и избиение своих избирателей [4, с. 86].

В ноябре 2014 г. во время посещения Нижнего Новгорода «обстрелу» подвергся один из лидеров «Яблока» Сергей Митрохин. Вместо того, чтобы

постараться погасить информационную волну вокруг этого события, он не нашел ничего лучшего как поделиться ощущениями в Twitter. С. Митрохин уточнил, что яйца, которые в него бросали активисты движения «Молодая Гвардия» были свежими, и ни одно из них не попало ему в голову. Нападавших он не видел, так как бросали «продукты» ему в спину - только куртку испачкали.

В феврале 2016 г. под «обстрел» попал Михаил Касьянов - один из лидеров оппозиционного ПАРНАСа. Во Владимире, когда он вышел из машины перед зданием, в котором была запланирована встреча с журналистами, активисты Народного освободительного движения бросили в него яйца. Не прошло и месяца как неизвестные злоумышленники обстреляли другого деятеля из стана оппозиции. У входа в офис Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) нападавшие швырнули в А. Навального два торта и убежали. Об инциденте А. Навальный написал в Твиттер. И подписал опубликованное фото с измазанным лицом: «Только что у входа в наш офисный центр какие-то клоуны зафигачили в меня два торта и разбежались в рассыпную. Помыл и голову, и бороду с мылом, а всё равно пахну ванилью, сливочным кремом и прочей кондитерской фигнёй. Работать невозможно» [6].

«Обстрел» продуктами практикуют и на Украине. 19 сентября 2004 г. во время посещения Ивано-Франковска студент Дмитрий Романюк бросил яйцо в В. Ф. Януковича, после чего тот оказался в реанимации. Пресс-секретарь тогдашнего премьер-министра Анна Герман заявила, что в ее шефа летели «тупые предметы». Однако никаких документальных доказательств покушения на В. Ф. Януковича так и не было предоставлено. Яйцо же стало «притчей во языцех». В Интернете появилась игра «Хамское яечко», а народ создал серию анекдотов под условным названием - «Янукович и яйцо». По факту нападения прокуратура Ивано-Франковской области возбудила два дела - по факту хулиганства, позднее - по факту угрозы или насилия в отношении государственного деятеля. Но это дело так и не нашло своего продолжения.

Рисунок 8. Алексей Навальный после «тортобстрела»

В Западной Европе артобстрел продуктами - прием, используемый фермерами во время протестных акций. Французские фермеры после введения санкций против России и ответного запрета на поставки продуктов из европейских стран в РФ забросали яблоками полицию в Марселе. Нестандартный прием применили в Тулузе - здесь протестанты с помощью 30 тракторов завалили навозом здание департамента сельского хозяйства, а также местной мэрии. Костер из сена и навоза разожгли возле административного здания (Везуль), а в Авиньоне властям продемонстрировали грузовик с гнилыми тыквами и завалили дорогу морковью. В центре Парижа, на площади Республики, фермеры вывалили огромную гору картофеля, пытаясь привлечь внимание к своим проблемам.

На Востоке вместо продуктов используют обувь. По местным традициям бросить ботинок в человека - значит выразить крайнюю степень неуважения к нему. 14 декабря 2008 г. на пресс-конференции в Багдаде журналист Мунтазир аль-Зейди попытался попасть в Дж. Буша - младшего своими ботинками, метнув их в сторону трибуны. Ни один из них не попал в президента США, который после завершения конференции расценил случившийся инцидент «забавным». По-видимому, тогдашний американский лидер просто не знал, что в Ираке это считается величайшим оскорблением, как личности, так и самого человека.

Действительно, когда цель - президент США, в ход идут разные предметы, все, что попадется под руку. В Филадельфии во время выступления экс-президент США Барак Обама едва не получил по голове книгой, которую в него запустили из толпы во время собрания сторонников Демократической партии. Когда улыбающийся Обама ходил по сцене, мимо пролетела книга в мягкой обложке. Судя по опубликованным снимкам, бывший президент не заметил опасности и продолжал спокойно улыбаться.

Освистывание («черный шум»)

Один из старых приемов, когда желающие сорвать выступление начинают свистеть и топать ногами. Как мягкий вариант, выступающему начинают хлопать. Только это не овации, а попытка изгнать со сцены.

В качестве примера приведем эпизод, связанный с историей российского бизнеса: на заседании Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) разгорелся скандал на почве обсуждения реформы Трудового кодекса. Представители бизнеса буквально освистали главу Федерации профсоюзов Михаила Шмакова, он в ответ демонстративно покинул зал.

Методы противодействия: поступать вопреки ожиданиям провокаторов. Подойдет любой нестандартный прием. Главное не пытаться перекричать толпу.

Перформансы

Популярным в XX в. стали перформансы - форма искусства, используемая в качестве протеста против действий политических акторов. Эту технологию чаще всего используют анархисты и разного рода леворадикальные группировки.

Перформанс сильно менялся в течение века, но одно в нем оставалось неизменным: обязательная провокация [5, с. 14]. Самое радикальное движение — «Венский акционизм» — существовало в Австрии в 1960-х гг. С помощью провокационных перформансов его участники пытались осознать и пережить травмы Второй мировой войны и освободиться от них через катарсис. Это был своего рода протест против угроз тоталитарной системы. Чтобы его достичь, австрийцы использовали элементы религиозных мистерий — кровь, кресты и жертвенных животных — и работали с ними в шокирующей зрителей манере. Стандартный перформанс венских акционистов выглядел как прилюдное потрошение ягненка и купание в его крови. Иногда они действовали еще более вызывающе, съедая то, что в качестве пищи нормальными людьми не рассматривается. Намеренно реконструируя самые отвратительные и пугающие действия, художники использовали искусство в качестве психотерапии, которая позволяла проявить агрессивные человеческие импульсы и таким образом от них избавиться.

Традиции венских акционистов были поддержаны британскими радикалами. Во время протестов против лондонского саммита «Большой двадцатки» (G-20) в 2009 г. британский антрополог и общественный деятель, член-основатель Радикальной группы антропологии (RAG) Крис Найт организовал постановку «Правительство мертвецов». Он лично участвовал в акции, держа в руках плакат с надписью «Ешь банкиров».

28 апреля 2011 г. К. Найт был арестован в центре Лондона и обвинён в заговоре с целью покушения на «нарушение общественного порядка и спокойствия». Трое человек планировали осуществить антимонархический перформанс, изображавший казнь Эндрю, герцога Йоркского. Акция была приурочена к свадьбе принца Уильяма и Кэтрин Миддлтон.

В России перформансами «прославилась» Арт-группа «Война». Как сообщалось в блоге идеолога их перформансов Алексея Плуцера-Сарно, она успела провести около 30 акций до того, как одна из них стала основанием для уголовного преследования за хулиганство по мотивам ненависти и последующей эмиграции нескольких членов группы. Отличавшиеся грубым натурализмом перформансы «Е... за наследника Медвежонка» в Биологическом музее и «Х.. в плену в ФСБ» на Литейном мосту получили большой общественный резонанс. Однако найти состав преступления до «Дворцового переворота», когда участники группы в самом центре Петербурга, у Михайловского замка под предлогом «спасения» закатившегося под машины ГИБДД и вневедомственной охраны при МВД мячика, перевернули оба транспортных средства, правоохранительным органам не удавалось. По-видимому, такая задача просто не ставилась. Говоря же в целом

об арт-группе «Война», трудно сказать кто выступает заказчиком их мероприятий. По-видимому, ее участники объединены одной мыслью - идеей протеста против современного буржуазного общества и в целом системы капитализма, его ценностей, среди которых основополагающими являются бизнес, предпринимательство, прибыль. Все это отрицается представителями данной леворадикальной группировки.

Список литературы

1. Матюшкин В.С. Психология стимулирования потребителя // Маркетинговые коммуникации. 2004. № 1. С. 22-27.

2. Оришев А.Б. «Черные коммуникации» в сфере бизнеса: каналы распространения и меры противодействия // Маркетинговые коммуникации. 2017. № 4 (100). С. 264-275.

3. Оришев А.Б. «Черные» коммуникации - новый термин в политической науке // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 12-1. С. 46.

4. Тульский М. Выборы 11 марта 2007 года: итоги и комментарии // ГУ. 2007. № 4. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

86.

5. Уваров В.Д., Новикова Л.М. Перформанс и костюмная таписсерия как формы художественного выражения в современном мире // Бизнес и дизайн ревю. 2017. Т. 1. № 2 (6). С. 14.

6. URL: http://argumenti.ru/incident/2016/02/436325.

References

1. Matyushkin V.S. Psikhologiya stimulirovaniya potrebitelya - Marketingovye kommunikatsii. 2004. no 1. p. 22-27.

2. Orishev A.B. «Chernye kommunikatsii» v sfere biznesa: kanaly rasprostraneniya i mery protivodeystviya - Marketingovye kommunikatsii. 2017. no 4 (100). p. 264-275.

3. Orishev A.B. «Chernye» kommunikatsii - novyy termin v politicheskoy nauke -Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2014. no 12-1. p. 46.

4. Tulskiy M. Vybory 11 marta 2007 goda: itogi i kommentarii - GU. 2007. no 4. p. 86.

5. Uvarov V.D., Novikova L.M. Performans i kostyumnaya tapisseriya kak formy khudozhestvennogo vyrazheniya v sovremennom mire - Biznes i dizayn revyu. 2017. T. 1. no 2 (6). p. 14.

6. URL: http://argumenti.ru/incident/2016/02/436325.

Рецензенты:

Матюшкин В.С. - кандидат психологических наук, доцент, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».

Девлетов О.У. - доктор политических наук, профессор кафедры связей с общественностью и речевой коммуникации РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева.

Работа поступила в редакцию: 20.12.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.