Директор, убежден Франко Нембрини, должен воспитывать своих подчиненных, в том числе стараться прощать и исправлять. Учителя, пришедшие работать в его школу, проходят испытательный срок, в процессе которого устанавливается, готов ли учитель работать в рамках данной системы или нет. Приоритетными качествами педагога, по словам директора школы Ф. Нембрини, являются: способность прощать, любовь к жизни, ученикам и предмету. На первых порах отношения между педагогами и учениками могут быть, считает Франко, деловыми. Но они развиваются в процессе воспитания и, как правило, перерастают в дружеские, предполагающие неформальное общение, например, на праздниках школы, организуемых ассоциацией родителей.
В основу учебно-воспитательного процесса православных школ положены те естественные начала, которые были свойственны еще для древнерусской школы, а именно: нравственный авторитет учащих и осознание взаимных прав и обязанностей учащихся; общность интересов, взаимное доверие, любовь и терпение, взаимопомощь и сотрудничество, одинаковое предъявление требований ко всем. Качества, которые наиболее ценят в директоре и (или) духовнике православной школы его подчиненные - это такт, мягкость, деликатность в сочетании с мудростью и продуманностью принимаемых решений. Административное давление в такого рода школах, как правило, приводит к развитию конфликтных ситуаций.
Таким образом, можно утверждать, что в плане управления воспитательной системой в конфессионально-ориентированных школах предпочтительными являются мягкие воздействия, не лишающие педагогов, учащихся и родителей реализовать субъектную позицию во внутреннем управлении воспитательной системой образовательного учреждения, что, в свою очередь, эффективно уводит их от пассивности, равнодушия в деле воспитания и, в конечном итоге, не провоцирует стагнацию воспитательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дивногорцева, С.Ю. Становление и развитие православной педагогической культуры в России / С.Ю. Дивногорцева. - М. : ПСТГУ, 2012. - 260 с.
2. Нембрини, Ф. От отца к сыну : пер. с итал. - М. : Духовная библиотека, 2013. - 264 с.
3. Селиванова, Н.Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике / Н.Л. Селиванова. - М. : УРАО ИТИП, 2010. - 168 с.
4. Селиванова, Н.Л. Воспитательная система как объект педагогического моделирования / Н.Л. Селиванова // Моделирование воспитательных систем: теория - практика. - М., 1995. - С. 10-18.
УДК 378.11
А.Г. Кириллов, г. Шадринск
Управление современным вузом на основе инновационных и информационных технологий
В статье представлены идеи по управлению современным вузом на основе информационных технологий, выявлены основные аспекты формирования концепции эффективного управления вузом, такие как необходимость применения стандартов качества, внедрение системы электронного документооборота и др. Предлагается уточнение определения понятия «единая информационная среда вуза». В статье сформулирован ряд принципов эффективного применения информационных технологий в менеджменте вуза.
Менеджмент вуза, управление, информационные технологии, стандарты качества, система электронного документооборота.
A.G. Kirillov, Shadinsk
Managing a modern University on the basis of innovation and information technology
The ideas of modern management humanitarian institute of higher education based on information technologyare shown in the article. The basic aspects of the formation of the concept of effective management of the institute of higher education, such as the need for quality standards, implementation of electronic document management systems and other are revealed in article. Also updates of the definition of "a unified information environment of the institute of higher education " are proposed there. The paper sets out a number ofprinciples of effective use of information technology in the management of the institute of higher education.
Keywords: management of the higher education institution, management, information technologies, quality standards, system of electronic flow of documents.
Глобальная информатизация общества, формирование новой информационной среды и экономики, объективно предполагают масштабное и качественное обновление системы образования. Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, острая конкурентная борьба на рынке образовательных услуг требует инновационных подходов к управлению образовательными учреждениями. Для принятия решений руководству вуза необходимо иметь информационные механизмы поддержки, включающие совокупные факторы, наиболее полно отражающие характеристики деятельности образовательной организации.
Конкуренция на рынке образовательных услуг в сфере профессионального образования возникает, поскольку сходные услуги предлагают различные образовательные учреждения и потребляют различные работодатели. Образовательная организация, выходя на рынок со своими предложениями, достаточно субъективно оценивает, уровень конкурентности среды, в которой ей предстоит функционировать, серьезные маркетинговые исследования выполняются немногими вузами.
Таким образом, перед современным вузом встает проблема создания эффективной модели управления опирающейся на информационные технологии и концепции быстрого внедрения инноваций, что позволит существенно сократить трудозатраты администрации вуза, оптимизировать их деятельность, придаст устойчивость системе управления при постоянно меняющихся внешних условиях, что, в конечном счете, даст дополнительное конкурентное преимущество на рынке образовательных услуг.
Оптимизация экономических затрат и стремление к повышению эффективности распространения образования с помощью инновационных технологий и новых дидактических решений должны происходить с ориентацией на стандарты качества и эффективного менеджмента ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ISO 9001:2008).
Разработка на основе теоретико-методологических и опытных исследований эффективной модели управления современным вузом на базе информационных технологий ставит перед руководством вуза следующие задачи:
1. Проведение анализа теоретико-методологических условий управления вузом.
2. Анализ методологических, организационно-правовых основ информационно-коммуникационных технологий с целью их применения в управлении современном вузе.
3. Исследование успешной практики применения информационных технологий в современных вузах.
4. Разработка и внедрение модели управления современным вузом на основе информационных технологий.
Потребители образовательных услуг благодаря конкуренции в образовательной сфере существенно поднимают планку профессиональных требований к выпускникам вузов. В условиях новых экономических реалий определяющим критерием оценки качества подготовки выпускников становится их конкурентоспособность, а деятельности вуза в целом - обеспечение соответствия рынка образовательных услуг и рынка труда. Правительство РФ, определив основные направления политики страны в области развития инновационной экономики, поставило задачу обеспечения ускорения процессов интеграции научной, образовательной и производственной деятельности. Происходит становление системы образования, как части инновационной системы. Современные российские ученые по-разному подходят к решению данной проблемы.
О.А. Граничина подчеркивает, что следствием указанных процессов является необходимость не только совершенствования содержания контроля качества высшего образования, но и изменение приоритетности используемых показателей качества за счет усиления значимости тех, которые характеризуют научную и инновационную составляющую деятельности современного вуза [4].
При этом, Беляков С.А. [2] подчеркивает несистемное представление предлагаемой программы модернизации в опубликованных и принятых государством документах, в результате чего предложенные мероприятия воспринимаются как изолированные, не объединенные общей логикой и целостным подходом.
Помимо внешних проблем у высшего образования достаточно и внутренних:
• в современных условиях стране требуются такие специалисты, которые не только не "выпускаются" на сегодняшний день, но для обучения, которых наша образовательная система находится в состоянии разработки научно-методической базы;
• подготовка большого числа специалистов за бюджетный счет, нивелируется низкой оплатой их труда на первых этапах их трудовой деятельности, что приводит к девальвации ценности высшего образования, его статус должен обеспечить личности определенную социальную роль и материальное обеспечение, чего на текущий момент не происходит;
• ориентация абитуриентов на получение «модных» специальностей направления, а не действительно востребованных в современной экономике страны;
• жесткое управление образованием, сверхцентрализация, унификация требований подавляют инициативу и ответственность профессорско-преподавательского состава;
• изолированность от мирового сообщества и сложности в организации международной деятельности вуза.
Сложная ситуация в системе высшего образования обостряется и рядом других негативных факторов:
• наблюдается устойчивая тенденция сокращения численности студентов в связи с демографическим спадом, произошедшим в 90-е годы прошлого века;
• существующая система высшего образования не обеспечивает населению страны одинаковых возможностей для обучения в вузах;
• отмечается также резкое сокращение численности преподавательского корпуса высшей школы (большинство наиболее квалифицированных кадров уезжают работать в другие страны) и многое другое.
Вагнер Ю.Б. [3] акцентирует внимание на внутренних проблемах вуза, корень которых ученый видит в применении традиционного подхода к управлению образовательным учреждением, к ним относится: отсутствие или слабое кроссфункциональное взаимодействия между подразделениями, недостаток гибкости для реагирования на изменения требований внешней среды, отсутствие выделенных функций менеджмента, передачи знаний между подразделениями, низкая адаптивность к решению коммерческих задач, ориентированность на решение тактических задач, отсутствие стратегического планирования.
При исследовании теоретико-методологических условий эффективного управления современным вузом, опираясь на научные исследования Щербакова Ю.И.[7] , можно утверждать, что первоочередной задачей ставится проведение системного анализа управленческих проблем, которые стоят перед современным высшим образованием в целом и перед конкретными вузами. Сформулированные проблемы необходимо классифицировать и определить типичные способы решения. Практика применения информационных технологий в современных вузах предполагает в первую очередь проведение анализа направлений развития информационных технологий в сфере высшего профессионального образования. Необходимо проанализировать основополагающее понятие «единая информационная среда вуза», которое должно рассматриваться с различных позиций, в том числе с точки зрения менеджмента.
Используя концепцию единой информационной среды Чудинова И.Л. [6], под единой информационной средой вуза будем понимать систему технических, информационных средств и управленческих решений, обеспечивающих:
- однозначное представление информации об объектах предметной области, ориентированное на информационную поддержку процессов функционирования и развития вуза во всех сферах деятельности (управленческих решений, образовательных технологий, научно-исследовательских работ, инновационных направлений и т.п.);
- интеграцию в единую информационную модель вуза различных видов информации существующей в вузе;
- комплексное, авторизованное использование информации различными программными модулями, а также студентами и сотрудниками вуза.
Следующим шагом построения концепции управления вузом является определение принципов эффективного применения информационных технологий в менеджменте вуза:
• возможность интеграции в единую информационную образовательную среду региона и в целом России;
• информационная и техническая поддержка внутривузовской системы управления качеством образования на базе стандарта ISO 9001:2008;
• модульность и открытость системы для образовательных подразделений
вуза;
• обеспечение системности и координации с целью соответствия определенным общевузовским требованиям, экономии финансовых и материальных ресурсов;
• соответствие мировым тенденциям развития информационных технологий.
[5].
Одним из основных аспектов управления вузом с помощью информационных технологий является построение полноценной системы электронного документооборота (СЭД) в вузе, в этой связи важным является разработка методики внедрения СЭД в современном вузе.
На сегодняшний день автоматизация документооборота также необходима, как автоматизация бухгалтерского учета в середине девяностых годов. Причин этому много. Во-первых, информацию необходимо обрабатывать как можно быстрее и качественнее, подчас информационные потоки не менее важны, чем материальные. Во-вторых, утеря информации или ее использование посторонними людьми, может нарушить авторские права сотрудников вуза. Можно выделить ряд проблем, которые возникают, когда работа с документами ведется традиционным способом:
• потеря документов;
• накопление огромного количества неиспользуемых документов;
• отсутствие места для нормативного хранения документов;
• соблюдение конфиденциальности документов и информации в целом;
• большие трудозатраты на поиск нужного документа и формирование тематической подборки документов;
• дублирование нескольких копий одного и того же документа, с последующими его исправлениями и сложностью отслеживания последних «правильных» копий;
• временные трудозатраты на подготовку и согласование документов [1].
Внедрение системы электронного документооборота позволяет решить все эти
проблемы, а также:
• обеспечит слаженную работу всех подразделений;
• упростит работу с документами, повысит ее эффективность;
• повысит производительность труда сотрудников за счет сокращения времени создания, обработки и поиска документов;
• повысит оперативность доступа к информации;
• разграничит права доступа сотрудников к информации [1].
Для построения модели управления вузом на основе информационных технологий необходимо проанализировать существующие подходы моделирования деятельности учреждений высшего профессионального образования. Результатом разработки модели является концепция управления вузом на основе информационных технологий, включающая первоочередные направления информатизации современного образовательного учреждения.
Реализация управления современным вузом на основе информационных технологий предполагает проверку эффективности управления вузом в целом, методики внедрения системы электронного документооборота в вузе, модели управления вузом на основе информационных технологий и концепции управления вузом, наличие единой
информационной среды вуза. Для этой цели необходимо разработать методику опытно-экспериментальной работы, сформулировать показатели эффективности и оценить по ним опыт применения концепции на практике.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андрейченко, А.А. Технология реализация системы электронного документооборота вуза на основе объектно-ориентированной программной среды / А.А. Андрейченко // Новые информационные технологии : тез. докл. XVII Междунар. студ. конф. школы-семинара. - Москва : МИЭМ, 2009.
2. Беляков, С.А. Модернизация образования в России: совершенствование управления / С.А. Беляков. -Москва : МАКС Пресс, 2009. - 437 с.
3. Вагнер, Ю.Б. Совершенствование системы управления вузом на основе процессного подхода и автоматизации управления бизнес-процессами : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05/ Ю.Б. Вагнер ; Моск. гуманитар. ин-т им. Е.Р. Дашковой. - Москва, 2011. - 161 с.
4. Граничина, О.А. Контроль качества образовательного процесса в контексте управления вузом : дис. ... докт. пед. наук : 13.00.08 / О.А. Граничина ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб., 2009. - 349 с.
5. Казанская, О. В. Формирование информационной образовательной среды технического университета / О. В. Казанская, В. И. Гужов // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - № 4(27).
6. Чудинов, И.Л. Концепция единой информационной среды, опыт её реализации в Томском политехническом университете // 1Т-инновации в образовании : материалы Всерос. науч.-практ. конф., Петрозаводск, 27-30 июня 2005 г. - Петрозаводск : ПГУ, 2005.
7. Щербаков, Ю.И. Управленческая деятельность в современных образовательных учреждениях / Ю.И. Щербаков // Самостоятельная работа студентов в структуре современного профессионального образования : межвуз. сб. науч. ст. - М. : МГПУ, 2010. - 302 с.
УДК 37.015.3
Н.Н. Ковальчук, Е.В. Чумейка, г. Тирасполь
Использование информационных технологий в условиях реализации компетентностного подхода в образовании
Владение информационными технологиями, преподавателями вузов, в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения, является основой повышения качества образования. Использование современных информационных технологий, преподавателями кафедры психологии Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко, в образовательной деятельности, позволяет повысить эффективность усвоения и дальнейшего применения получаемых знаний. Повышается эффективность использования электронных учебных пособий, учебно-методических комплексов, электронных библиотек и программного обеспечения.
Образовательный процесс, информационные технологии, информационная образовательная среда, компетентностный подход, компетенции.
N.N. Kovalchuk,