Международной научно-практической конференции. Под редакцией Т.Л. Безруковой. 2013. С. 23-28.
Кузьменко Н.И.
УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: управление, образовательные учреждения, образование, стратегия.
Аннотация: в статье рассматриваются теоретико-методические подходы к совершенствованию управления образовательными учреждениями.
Keywords: management, educational institutions, education, strategy.
Abstract: The article discusses the theoretical and methodological approaches to improve the management of educational institutions.
В любом обществе функционируют основные субъекты экономики. Одними из таких субъектов выступают учреждения. В современном обществе в виду трансформации общественных условий, изменяется качество работы учреждений, в частности и образовательных учреждений.
В научном дискурсе представлен широкий диапазон сущностной характеристики таких дефиниций, как «образование», «образовательное учреждение», «управление», «управление образовательным учреждением».
Проведя библиографическое исследование, приходим к выводу, что указанные категории имеют как широкое, так и узкое толкование. Примеры определений представлены в таблице 1.
Управление образовательных учреждений складывается из правильного выбора целей и задач управления. Основной целью деятельности образовательных учреждения выступает производство и предоставление качественных образовательных услуг. Однако в зависимости от типа и вида образовательного учреждения, его доступного уровня качественного состава преподавателей, уровня воспитательной работы и т.д. имеют место и другие цели, а соответственно и задачи деятельности образовательных учреждений.
Управление образовательным учреждением осуществляется на основе единоначалия и самоуправления. Данные органы осуществляют
свою деятельность на основе нормативно-правовой базы, использования определенных методов и инструментов управления.
Таблица 1 - Примеры определений понятий «образование», «образовательное учреждение», «управление», «управление образовательных учреждением»
Термин Широкое толкование Узкое толкование
Образование Процесс получения образовательных услуг Процесс и результат усвоения системы знаний, умений, навыков (ЗУН) на основе компетентностного подхода
Образовательное учреждение Учреждение создания образовательных услуг Организация в форме учреждения, осуществляющая образовательный процесс
Управление Процесс воздействия субъекта на объекты Совокупность последвательно выполняемых должностными лицами работ, объединенных единством цели и общностью решаемых задач
Управление образовательным учреждением Выполнение всех управленческих компонентов руководителя образовательного учреждения для достижения общей миссии организации Научно обоснованное воздействие на коллектив педагогов, обслуживающего персонала, детей, родителей и общественность в целях оптимального решения проблем воспитания и обучения детей.
В силу развития современных рыночных отношений, во многих отраслях Российской Федерации, том числе и в сфере образования несколько изменяются управленческие подходы в управлении современным образовательным учреждением. Так же на данные условия оказываю влияние произошедшие изменения в сфере образования в связи с вступлением России в общеевропейское образовательное пространство. Тем самым приходим к выводу, что управленческая деятельность по своему содержанию сложный и многоплановый процесс.
Можно согласиться с Корчагиной Т.И., которая утверждает, что современный руководитель образовательного учреждения может использовать разнообразные методы управления, такие как:
1. Экономические методы управления, основанные социально-экономических законах и закономерностях объектного мира.
2. Социально-психологические методы, основанные на формировании и развитии общественного мнения относительно общественно и индивидуально значимых нравственных ценностей.
3. Организационно-распорядительные методы, основанные на правах и ответственности людей на всех уровнях и хозяйствования управления.
В настоящее время эффективный руководитель использует разнообразие в принятии методов управления
Необходимо отметить, что руководитель современного образовательного учреждения выполняет все функции, которые присуще менеджменту: планирование, организация, контроль, принятие решений и корректировка действий. Можно выделить следующие группы управленческих решений, принимаемых руководитель того или иного образовательного учреждения, даже независимо от их организационно-правовой базы:
A) перспективные решения,
Б) текущие решения,
B) стратегические решения.
Однако руководитель в управлении сталкивается с массой проблем. В современном мире требования к образованию очень сложные и поэтому основная проблема у руководства образовательного заключается в нехватке молодых специалистов административного направления. Так, например, все заместители директора - учителя опытные и с большим стажем работы, традиционные взгляды на управление и весь учебно-воспитательный процесс, согласно старой закалке, на данном этапе развития общества не подходят. Нужны активные, образованные с учётом современности специалисты, это лучшие студенты педагогического университета, а они в свою очередь не идут работать в школу.
Здесь же нужно выделить проблему обучения педагогов, в университетах преподавательский состав оставляет желать лучшего, там преподают такие же опытные педагоги, но им сложно перестроиться на новый уровень преподавания, который соответствует современной картине мира, рыночной экономике и новым технологиям образования.
Выделяется ещё одна проблема в школе - это отсутствие стабильности образовательный стандартов. Из года в год меняются требования к выпускникам на государственном уровне, в связи с введением Единого государственного экзамена. В этом случае учащийся приходя в 11 класс даже не знает какие точные цели перед ним ставятся в новом учебном году.50 % выпускников не справляются с экзаменом, но это не значит, что они не подготовлены и школа не выполнила гос.заказ, слишком сырая подготовка к экзамену,
недостаточная продуманность методик введения самого гос.теста. Необходимы доработки этого вопроса на государственном уровне.
Для руководитель вузов, в частности существуют проблемы в обеспечении качественного профессорско-преподавательского состава, возможностей формирования источников дополнительных финансовых ресурсов и др.
Для устранения негативных явлений в управлении можно предложить использовать следующие действия:
► Привлекать внебюджетные средства (спонсоры, благотворители, платные образовательные услуги).
► Расходовать внебюджетные средства на усовершенствование материально-технической базы гимназии, обновление существующего и приобретение нового оборудования, наглядных и учебных пособий, мебели.
► Повышать инновационную культуру учителей.
► Повышать мотивацию сотрудников.
► Сообщать коллективу цель и задачи нововведения, способы реализации.
► Правильно организовывать и подготавливать любое нововведение.
Таким образом, соглашаемся с требованиями Министерства образования и науки РФ, согласно которым руководитель любого образовательного учреждения должен освоить основы менеджерского мастерства. Это позволит им эффективно осуществлять свои управленческие функции.
Список литературы
1. Владимиров П.С. Финансирование и совершенствование системы образования Российской Федерации / П.С. Владимиров. - М.: Лаборатория книги, 2009 - 101 с.
2. Корчинская Т.И. Особенности управления современным учреждением образования: методы управления и виды управленчких функций. -НП Сибирская ассоциация консультантов режим доступа // htpp:// sibac.info].
3. Фалько С.Г. Контроллинг для руководителей и специалистов / С.Г. Фалько. - М. Финансы и статистика, 2008 - 271 с.
4. Цирюльников А. Инновационные комплексы в сфере образования: рекомендации по созданию и управлению / А. Цирульник, А. Русаков, М. Эпштейн. - СПб: М: Изд-во А.М. Кушнир, 2011. - 224 с.