УДК 338.242
Н.Н. Кондрашева
канд. техн. наук, доцент, кафедра «Экономика и управление», Ступинский филиал ФГБОУВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»,
г. Ступино
УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается значение системы продвижения продукции в ресторанном бизнесе. Определяется место и роль конкретного предприятия на рынке ресторанного бизнеса. Анализируются элементы системы продвижения предприятия общественного питания. Акцент сделан на традиционные методы продвижения. Предлагается характеристика основных информационных источников о предприятии для потребителей.
Ключевые слова: продвижение, наружная и внутренняя реклама, печатная реклама, почтовая рассылка, сувениры, public relations, интернет, скидки, информационные источники.
N.N. Kondrasheva, Stupino branch Moscow Aviation Institute (National Research University),
Stupino
MANAGEMENT OF PROMOTION SYSTEM OF CATERING
Abstract. The article shows the importance of the system of product promotion in the restaurant business. The place and role of a particular company in the market of restaurant business are defined in the article. The analysis of the elements of the promotion system of public catering enterprise is considered. The emphasis is placed on traditional methods of promotion. The description of major information sources about companies to consumers is offered.
Keywords: promotion, advertising company, print advertising, mail, souvenirs, public relations, internet, discounts, information sources.
Под продвижением подразумевают активную целенаправленную деятельность по информированию потребителя об организации и ее продукции, проводимую в интересах организации, т.е. фактически под продвижением следует понимать передвижение информации в информационном поле. В деловой речи профессионалов часто употребляется выражение «промоушн», от англ. promotion, что для потребителя малопонятно, хотя отражает сущность переноса информации о продукции от производителя к потребителю. Промоушн подразумевает влияние на покупателей, которое основано на предоставлении им аргументов, обещаний, информации и поощрений, побуждающей к покупке предлагаемых товаров, так и формирование лояльности потребителей к производителю продукции [1, с. 189-192].
В настоящее время продвижение рассматривают как составляющий элемент комплекса маркетинга или формулы успеха, который так же включает продукт, цену, место продаж. Любой субъект рынка может стать объектом продвижения. Цели продвижения раскрываются в виде аббревиатуры ФОССТИС, т.е формирование спроса и стимулирование сбыта, и на этой основе получения максимальной прибыли [2, с. 40-43].
В работе проведено исследование системы продвижения предприятия ресторан-
ного бизнеса ООО «МУ-МУ» - кафе в аэропорту Домодедово, которое является частью ресторанного дома Андрея Деллоса («Кафе «Пушкинъ», «Ле Дюк», «Шинок», «Бочка», клуб-ресторан ЦДЛ, «Турандот»). Каждый проект ресторанного дома оригинален и индивидуален. ООО «МУ-МУ» - не является исключением. Это единственный в собственном роде проект «народного кафе», в котором успешно совмещаются комфортный дизайн «в деревенском жанре», домашняя кухня, доступные цены и высококачественный быстрый сервис. Сюда в одинаковой степени охотно заходят поесть во время обеденного перерыва, и провести вечер с семьей или друзьями. Меню такое, что каждый посетитель выберет то, что он предпочитает. Практически всё, что может предложить кафе, приготовлено согласно личным рецептам - включая выпечку, булочки и напитки.
Видение ООО «МУ-МУ»: «Накормить вкусно по-домашнему», миссия: «Приготовление вкусных блюд в соответствии с высокими стандартами качества, по доступным ценам, для здорового и быстрого питания».
Актуальность данной темы исследования обусловлена тем, что от предоставления покупателям информации о предлагаемых продуктах и услугах, ориентированных на запросы клиентов, в ресторанном бизнесе зависит позиция в конкуренции и направление стратегического развития в рыночных условиях.
На сегодняшний день главными способами продвижения кафе «МУ-МУ» являются:
• наружная реклама. На втором этаже аэропорта в зоне ожидания расположен баннер на временной стене, который содержит в себе диапазон цен на различные виды блюд (рис. 1). Стоимость размещения баннера составляет 35 тыс. руб. за месяц. Визуализация рекламы проста и плакатно броска. Цветовая гамма достаточно приятна для зрения. Баннер содержит изображение русских блюд - супы, салаты, каши, напитки, десерты, и большое название самого ресторана. Таким образом, даже бегло взглянув на баннер у целевой аудитории сети кафе «МУ-МУ» формируется ассоциативный ряд, связывающий русскую еду и кафе, где ее могут предложить. Особо выделяется название ресторана и главные принципы - доступность цен и достойная кухня.
Рисунок 1 - Баннер кафе «МУ-МУ»
Так же на втором этаже аэропорта расположена пластиковая фигура коровы с указателем направления к ресторану (рис. 2). Стоимость аренды площади под фигуру
составляет 25 тыс. руб. за месяц. Целью наружной рекламы является напоминание о своих услугах целевой аудитории кафе - людям, которые любят русскую кухню. Благодаря наружной рекламе в среднем за день кафе посещают 20% от общего пассажиропотока. Помимо расширения воздействия на целевую аудиторию, размещение рекламы более дешевое, и, как следствие, имеет больший коэффициент рекламоотдачи. К тому же, преимуществом является:
• наличие современных ярких материалов и технологий. Поэтому такая реклама имеет больший срок действия;
• внутренняя реклама. Маркированная посуда с логотипом кафе, визитные карточки, униформа обслуживающего персонала, расшитая с логотипом кафе, уютная атмосфера зала с мелодичной музыкой, выпуск высококачественной продукции и первоклассное обслуживание выступают в качестве средств внутренней рекламы;
• интернет. У кафе имеется свой раскрученный сайт www.cafemumu.ru, который является отличным средством рекламы и привлечения клиентов. Сайт содержит полный ассортимент продукции, который подкреплен иллюстрациями. Меню тематически разделено - сезонные предложения, супы, салаты, завтраки, десерты, напитки и т.д. Контент сайта также содержит полную информацию о всех кафе сети (адрес, часы работы, наличие детского уголка, информацию о принимаемых кредитных картах, наличии парковки и числе посадочных мест). Месторасположение конкретного кафе можно посмотреть на карте. Сайт освещает основные новости сети «МУ-МУ», содержит информацию об услугах, предоставляемых для детей. Раскрыта информация о вакансиях ресторана и условиях сотрудничества. Периодически информация на сайте обновляется;
• почтовая рассылка. На почтовый адрес авиакомпаний и организаций аэропорта производится рассылка писем, содержащая информацию об акциях и скидках, как для сотрудников, так и для пассажиров задержанных рейсов. Почтовые услуги являются быстрым и удобным способом рассылки необходимой информации и поиска новых покупателей;
• сувениры. Рекламные сувениры не только способны оказать повторное воздействие на аудиторию, но также могут влиять на третьих лиц, которым сувениры и подарки нередко демонстрируются получателями. При оплате заказа на кассе посетите-
Рисунок 2 - Рекламный материал
лям положено дать конфету с логотипом «МУ-МУ» (рис. 3). Так же в игровой комнате детям выдают шарик с логотипом;
Рисунок 3 - Конфеты кафе «МУ-МУ»
• PR (public relations). Кафе «МУ-МУ» проводит различные промоакции. В здании аэропорта работают 4 человека, которые раздают буклеты пассажирам (рис. 4), а так же информируют пассажиров о меню и уровне обслуживания в кафе. Буклеты «МУ-МУ» выполнены в одной цветовой гамме с остальными рекламными элементами кафе и несут в себе полную информацию о позициях меню заведения и их стоимости; содержат адреса действующих кафе сети «МУ-МУ», контактную информацию. Также буклеты несут информацию о местах и сроках открытия других точек обслуживания сети.
Рисунок 4 - Буклет кафе «МУ-МУ»
Печатная реклама предприятия направлена на привлечение новой аудитории, поддержание и расширение их информированности о предлагаемых услугах кафе;
• скидки. В кафе действуют различные скидки, такие как: скидка 10% с 8.00 до 11.00, скидка сотрудникам аэропорта 30%, скидка пенсионерам 10%. Речь идет о скидках для поощрения гостей, приходящих в кафе. Информация о них передается гостям устно. Это несколько медленнее, но зато гораздо дешевле и эффективнее.
В рамках системы продвижения услуг предприятия выделяются два важных направления: привлечение новых клиентов и удержание существующих. Для реализации этих задач выделяются способы рекламирования и других коммуникаций с клиентами, разрабатывается программа работы с клиентами [3, с. 79-82]
Как показал проведенный анализ, основными информационными источниками о кафе «МУ-МУ» являются следующие (рис. 5):
1. Промоакции в аэропорту - 49%.
2. Сайт в интернете - 17%.
3. По рекомендации - 14%.
4. Баннер на временной стене - 20%.
Рисунок 5 - Структура информационных источников для клиентов ООО «МУ-МУ»
Выводы. В ООО «МУ-МУ» все используемые методы продвижения многократно опробованы и вполне эффективны. Однако чем более жесткой становится конкуренция из-за открытия новых ресторанов, баров, кафе и прочих мест, в которых можно выпить-закусить, чем более искушенными и информированными становятся потребители, тем сложнее их удивить и привлечь. Для удержания конкурентных позиций, следует формировать и использовать более инновационные и современные методы продвижения [4, с. 85-87].
Список литературы:
1. Кондрашева Н.Н. Формирование лояльности потребителей для повышения конкурентоспособности предприятия сферы услуг // Наука и образование XXI века: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2014. С. 189-192.
2. Кондрашева Н.Н. Управление продвижением продукции в магазинах беспошлинной торговли // Проблемы экономики и менеджмента. Ижевск, 2014. № 11 (39). С. 40-43.
3. Кондрашева Н.Н. Анализ стимулирования сбыта предприятия общественного питания // Наука и современность: сборник статей Международной научно-практической конференции / отв. ред.: Сукиасян А.А. 2015. С. 79-82.
4. Кондрашева Н.Н., Курашова С. А. Инновационный подход к управлению системой продвижения продукции // Альманах современной науки и образования. 2014. № 4 (83). С. 85-87.