ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Управление сферой добычи и реализации
рыбной продукции как фактор обеспечения экономической безопасности отрасли
Бадаев А.Г.*
The article considers the most important questions of maintenance of economic security in the sphere of extraction and realization offish production in the Far East federal district. The author describes the most widespread ways of concealment of income against taxation and offers measures of counteraction against economic criminality.
В настоящее время не решена проблема обеспечения экономической безопасности в сфере добычи и реализации рыбной продукции, в которой сложилась сложная криминогенная ситуация. Сегодня в Дальневосточном федеральном округе ведется работа по созданию более совершенных механизмов по противодействию и борьбе с преступлениями экономической направленности.
Криминальная обстановка в Дальневосточном федеральном округе характеризуется ростом налоговой и экономической преступности во всех базовых сферах экономики, особенно в таких, как рыбная отрасль, которая является для региона бюджетообразующей. Она специфична еще и усложнением применяемых способов нарушения налогового законодательства Российской Федерации, а также использованием несовершенства действующего законодательства. Появляются новые виды экономических преступлений, связанных с использованием отработанных схем ухода от налогообложения в рыбной отрасли региона, включение в эти схемы оффшорных компаний с дальнейшим оседанием полученных денежных средств в зарубежных банках, отмечаются случаи экономического терроризма.
Применительно к современному этапу недостаточно изучены региональные аспекты законодательной базы, состав-лющей основу защищенности субъектов хозяйственной и иной деятельности от
воздействия экономических угроз и проникновения криминальных структур в рыбную отрасль, а также механизмы обеспечения экономической безопасности сферы добычи и реализации рыбной продукции.
Экономическая безопасность государства — это способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь.
С позиций национальной безопасности сегодня именно экономика России является наиболее слабым звеном, поэтому обеспечение ее безопасности является одной из самых приоритетных задач спецслужб и правоохранительных органов на ближайший период.
Одна из тяжелейших проблем, негативно влияющих на состояние экономической безопасности — незаконная добыча и контрабанда водных биологических ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федера-
Старший научный сотрудник АЭБ МВД России, кандидат экономических наук.
СО
OI
О) О О CJ
о о о
Q.
со s
H
о
0
1
о я с о
m ф
VO >5
о *
о ф
У
s
s
0
1
о *
о
s
ф
ч
я *
< s
I H
о ф
со
CO
Ol
z
0) о о сч
о о о
Q.
et
CQ s
I-
о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о
ш у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
ции, сопутствующие им налоговые и связанные с ними иные экономические преступления.
Установить сегодня истинные объемы вывозимых из России ценных видов биоресурсов не представляется возможным из-за отсутствия централизованных учетов поставок. Однако известно, что ежегодный ущерб экономике России в результате недекларируемого экспорта морепродуктов за пределы страны оценивается российскими и зарубежными экспертами от 2 до 4 млрд долл. США. Возможность получения огромных сумм, необлагаемых налогом, делает рыбную отрасль (добыча, переработка и реализация) очень привлекательной с точки зрения получения сверхприбылей. Поэтому происходящие в сфере морского промысла негативные процессы по сокрытию доходов, подлежащих налогообложению, представляют реальную экономическую угрозу нашему обществу.
Результаты деятельности правоохранительных и контролирующих органов говорят о существовании ряда специфических приемов, используемых рыболовными компаниями для извлечения незаконной прибыли. Рассмотрим эти примеры подробнее.
1. Превышение объёмов выделенных квот на вылов морепродуктов в исключительной экономической зоне, которое очень сложно отследить и пресечь из-за слабого финансового и материально-технического обеспечения управлений рыбоохраны, морских частей Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Проверка отдельно взятого судна осуществляется не чаще 1-2 раз за рыболовный сезон. Причем перелов морепродукции не всегда осуществляется только по вине экипажей промыслового флота. Большой ущерб наносит несовершенство регулирования рыболовства, позволяющее из-за некомпетентности либо коррумпированности чиновников допускать нарушения экологического баланса и переловы предельно допустимых норм по видам морских биоресурсов.
2. Научный промысел. Значительное количество морепродуктов вылавливается в так называемых научных целях. Теоретически научный промысел существует для изучения миграции рыбы и морских животных либо для испытания новых снастей, щадящих природу. В действительности, в результатах проводимых исследований, как
правило, заинтересован судовладелец, получивший «научную крышу».
3. Использование скоростных судов. Суть этого приема заключается в следующем: японские перекупщики, используя скоростные суда, встречаются с российскими браконьерами на российской границе, перегружают добытые морепродукты и везут в порты на остров Хоккайдо для дальнейшей перепродажи. По другой схеме японские суда заходят в территориальные воды России и поджидают судно-компаньон, которое прошло все необходимые формальности и готово к заходу в японский порт. Встреча в море заканчивается перегрузкой товара. Такой прием применяется рыбаками, которые работают в российских территориальных водах и не желают прерывать рабочий процесс для челночных рейсов в Японию.
4. Нарушения в системе выдачи, распределения и реализации квот. В настоящее время отсутствует единый жесткий порядок выдачи квот на добычу рыбы и морепродуктов. Квоты выдаются как мелким, так и крупным хозяйствующим субъектам. Одновременно в море выходит большое количество судов, которые бесконтрольно осуществляют лов рыбы и морепродуктов. Зачастую квоты выдаются предприятиям, заинтересованным лишь в вывозе добытой рыбы и морепродуктов. К наиболее типичным нарушениям в этой области можно отнести:
- получение квот на вылов морепродуктов в исключительной экономической зоне Российской Федерации с целью осуществления сверхлимитной добычи и вывоза продукции за границу, минуя таможенные пункты;
- получение рыбопромысловыми организациями необоснованно завышенных квот для последующей их передачи или продажи другим предприятиям, в том числе и не имеющим отношения к рыбному промыслу, под видом осуществления совместной деятельности. Встречаются факты, когда представители рыбной отрасли России принимают решения, противоречащие законам. Бывший Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству зачастую выделял квоты на промысел рыбы и морепродуктов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, совершенно точно зная, что эти компании необходимого флота не имеют, и ничего ловить не будут. Вместе с тем у таких предприятий всегда есть возможность найти иностран-
ного покупателя на выделенную квоту и продать ее за валюту. Добыча рыбы в исключительной экономической зоне Российской Федерации иностранными юридическими лицами по квотам российских юридических лиц не облагается налогами и считается лишь нарушением правил рыболовства;
- превышение объемов фактически добываемой продукции по выделенным на регион квотам. Предприятиям выделяются небольшие квоты для вылова ры-бо- и морепродукции на длительные сроки, что в значительной мере затрудняет контроль за количеством добытой продукции.
5. Несоответствие требований законодательства российских и иностранных государств при оформлении таможенных грузов. По японскому законодательству судно с грузом на борту, заходящее в порт, должно быть обязательно оформлено в грузовом отделе таможни по порту выхода. В противном случае груз признается контрабандным, а в случае с морепродуктами - браконьерским, и его приемка в Японии запрещена. Для обхода существующих правил российские фирмы-судовладельцы обеспечивают капитанов судов чистыми бланками порт-клиренсов с проставленными оригинальными печатями таможни. По прибытии в японский порт капитан судна заполняет бланк в соответствии с фактическим весом груза на борту и предъявляет его властям. Здесь используется разница в таможенных требованиях в России и Японии. Для российской таможни основными документами являются таможенная декларация и грузовой манифест. В свою очередь, японской таможне для таможенного оформления вполне достаточно порт-клиренса. Однако если японские власти достаточно принципиально относятся к нарушителям и стараются пресекать попытки контрабанды, то Южная Корея к случаям нарушения относится гораздо более доброжелательно. В южнокорейских портах имеют место случаи захода российских судов, не имеющих документов о пересечении российской границы, что не совсем вписывается в рамки пограничного режима Республики Корея, но местные власти просто закрывают на это глаза.
6. Схема заключения российскими предприятиями, имеющими рыбодобы-вающие суда и получившими квоты на вылов морепродуктов, договоров о сов-
местной деятельности с иностранным партнером, по условиям которого ведение учета деятельности предприятия возлагается на иностранное юридическое лицо. При этом в бухгалтерском учете российских предприятий показывается лишь незначительная часть (5-10%) дохода, полученная в результате совместной деятельности. Документы, отражающие деятельность российского предприятия по вылову на его судах рыбной продукции согласно выданным ему квотам, в Россию не поступают, в связи с чем обеспечить надежный контроль и провести анализ деятельности предприятия, связанной с выловом и реализацией рыбопродукции, не представляется возможным. Реализация подобных схем уклонения от уплаты налогов стала возможной благодаря созданию некоторыми бывшими сотрудниками Минрыбхоза многочисленных компаний, зарегистрированных в оффшорных зонах и являющихся собственниками рыболовецких судов, что в течение длительного периода времени позволило им фактически бесконтрольно и безнаказанно выводить из под налогообложения в Российской Федерации значительную часть выручки от реализации за рубежом рыбы и морепродуктов, добываемых судами, находящимися в бербоут-чартере.
7. Сокрытие сумм выплаченной российским судокомандам заработной платы. Большинство рыбоперерабатывающих предприятий не показывают реальные фонды заработной платы, занижая их в 20-100 раз (этот способ сокрытия доходов используется в основном крупными рыбодобывающими компаниями с большим рыбодобывающим флотом и значительным объемом добываемой рыбопродукции).
8. Невозвращение в Россию валютной выручки от реализации морепродуктов за счет занижения объемов и стоимости реализации продукции иностранным фирмам. Основными отчетными документами капитана судна (фирмы-судовладельца) о вылове лимитов морепродуктов и цене, по которой они были проданы иностранной фирме-приемщику, являются приемо-сдаточные акты, которые составляются и подписываются по обоюдному согласию сторон во взаимовыгодной форме. Главной задачей при составлении таких документов является уход от обязательных госпошлин и налогов. В Россию переводится в лучшем слу-
п
О!
О) О О
сч
о о о о.
со
н о
0
1
о я с о
т ф
ю
>5
о *
о ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
13
я <
I
н
о ф
со
CO
Ol
z
0) о о сч
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф
VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
чае та валютная выручка, которая показана в приемо-сдаточных актах - единственных документах, предъявляемых для отчета перед службами рыблова и налоговыми инспекциями. Остаток валютной выручки, а точнее, основная ее часть, остается на личных или подставных счетах судовладельцев в различных странах либо получается ими в виде наличной валюты.
9. Реализация рыбопродукции за пределами России иностранным компаниям по фиктивным бартерным контрактам. Фактически заключаются не бартерные, а обыкновенные контракты на реализацию рыбопродукции за иностранную валюту, которая остается в иностранных банках, в результате чего по бухгалтерскому учету предприятия числится дебиторская задолженность по неполученным товарам.
Трудности контроля за проходящими товарными и финансовыми потоками обусловили высокую криминализацию отрасли, которая проявляется в огромном объеме браконьерского вылова и контрабандного вывоза рыбы и морепродуктов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона; сокрытии значительных сумм выручки в иностранной валюте от налогообложения и их перевод в теневой сектор экономики; взятии под контроль организованными преступными группировками ры-бодобывающих хозяйств, работающих на экспорт; коррупции среди чиновников рыбной отрасли в системе квотирования добычи биоресурсов.
Контроль за соблюдением законодательства в рыбной отрасли осуществляется подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, природоохранной прокуратурой Российской Федерации, а также ведомствами по охране окружающей среды.
Наличие обширного количества контролирующих ведомств предполагает высокий охват проверками всех сторон деятельности отрасли, неизбежное выявление и пресечение нарушений российского законодательства, полное возмещение государству причиненного ущерба. Однако, складывающаяся оперативная обстановка позволяет говорить, что существующее положение дел далеко от того, которое предполагалось при возложении функций контроля на перечисленные ведомства.
Низкая эффективность деятельности правоохранительных и контролирующих
органов по выявлению и пресечению правонарушений и преступлений в рыбной отрасли является следствием ряда объективных и субъективных факторов. В результате анализа выявлены основные факторы, влияющие на получение незаконной прибыли и эффективность деятельности правоохранительных и контролирующих органов по обеспечению экономической безопасности рыбопромышленного комплекса, которые условно можно разбить на две группы.
К первой группе можно отнести: получение максимальных квот на добычу биоресурсов и неспособность их освоить в силу того, что часть продукции реализуется незаконно; браконьерский вылов; добыча неучтенной рыбы.
Вторая группа базируется на получении незаконных доходов за счет нарушения порядка исчисления и уплаты налогов: оплата услуг товарной продукцией; реализация неучтенной товарной продукции через собственную торговую сеть; регистрация предприятий не по месту основной деятельности; сокрытие выручки путем уничтожения первичных документов по взаимной договоренности с партнерами по сделкам и других.
Наиболее высокой степенью сокрытия доходов и криминогенным характером обладает внешнеэкономическая деятельность предприятий рыбной отрасли и, следовательно, основной акцент в деятельности правоохранительных и контролирующих органов, ввиду отсутствия возможности полного охвата необходимо сделать на предупреждении, выявлении и пресечении преступлений в этом направлении, как представляющем наибольшую опасность для экономики страны.
Задачи повышения эффективности и обеспечения устойчивости развития сферы добычи и реализации рыбопродукции, улучшения социального положения населения предполагают принятие соответствующих мер по противодействию теневой деятельности и налоговым преступлениям. Поэтому необходимо совершенствовать сложившиеся механизмы обеспечения экономической безопасности, учитывая при этом факторы предупреждения, выявления и пресечения преступности в отраслях рыбного хозяйства и перерабатывающей промышленности.
К основным приоритетным программам по развитию рыбопромышленного комплекса можно отнести Федеральную целевую программу «Повышение эффек-
тивности использования и развития ресурсного потенциала рыбопромышленного комплекса» и ее подпрограммы:
• «Развитие рынка рыбных товаров». Одной из актуальных задач регулирования рынка рыбных товаров является формирование рыночных механизмов реализации рыбной продукции, включая систему биржевой торговли, которая является одной из форм торговли рыбными товарами, направленной на развитие рыночных отношений в агропромышленном комплексе. Развитие торговли с использованием биржевых механизмов позволит в значительной степени расширить ассортимент реализуемой продукции, ее объемы, сократить сроки и затраты на проведение торговых операций, обеспечить прозрачность товарных и финансовых потоков.
• «Развитие инновационного потенциала рыбопромышленного комплекса». Предполагается структурно-технологическая модернизация и обновление промыслового флота, береговых обрабатывающих мощностей и инфраструктуры отрасли (порты, судоремонт и судостроение), а также развитие научно-технического потенциала отрасли. Необходимым условием для повышения темпов роста добычи водных биологических ресурсов и производства пищевой рыбной продукции является разработка и реализация инновационных проектов для обновления материально-технической базы рыбохозяйственного комплекса.
• «Возрождение экспедиционного промысла рыбы и морепродуктов за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации». Предполагается поэтапное развитие отечественного рыболовства за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации.
• «Развитие аквакультуры». Нынешнее состояние аквакультуры по уровню интенсификации и по технико-экономическому состоянию рыбоводных хозяйств не соответствует современным мировым достижениям. Важнейшей задачей эффективного развития аквакультуры является ресурсосбережение и наиболее полное и рациональное использование природного продукционного потенциала водоемов. Ускоренное развитие пресноводной аквакультуры и марикультуры в пери-
од до 2010 г. будет основано на существенной интенсификации производственных процессов, разработке и освоении прогрессивных технологий выращивания рыбы и другой рыбоводной продукции, использовании внутрихозяйственных резервов повышения эффективности производства и на определенной государственной поддержке.
«Кадровое обеспечение рыбопромышленного комплекса». Развитие ресурсного потенциала ры-бохозяйственного комплекса, преодоление падения объемов добычи водных биоресурсов и производства пищевой продукции в отрасли невозможно без принятия кардинальных мер по формированию кадрового потенциала на основе совершенствования высшего и среднего специального образования и создания условий для закрепления квалифицированных кадров в рыбохозяйственном комплексе. Структура и порядок подготовки специалистов для рыбопромыслового флота в ведомственных учебных заведениях существенно отличается от подготовки в типовых гражданских учебных заведениях, что обусловливает необходимость повышенного внимания к организации подготовки таких специалистов со стороны государства.
В результате выполнения намечаемых мероприятий увеличится выпуск квалифицированных специалистов в соответствии с требованиями международных конвенций, государственных образовательных стандартов и потреб -ностями отрасли, а также норм обеспечения экономической безопасности отрасли.
«Создание единой системы информационного обеспечения рыбопромышленного комплекса». Создание единой системы информационного обеспечения рыбохозяйс-твенного комплекса окажет существенное влияние на решение таких стратегических задач, как увеличение производства пищевой рыбной продукции на внутреннем рынке; обеспечение импортозамещения продукции рыболовства в условиях роста потребительского спроса; повышение эффективности производства продукции рыбохозяйственного комплекса.
со
О!
О)
о о сч
о о о о.
со
н о
0
1
о я с о
т ф
ю
>5
о *
о ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
13
я <
I
н
о ф
со
Анализ проблемы выявления и расследования экономических и налоговых преступлений в рыбопромышленном комплексе позволяет сделать вывод, что угрозы экономической безопасности в совокупности с современными методами и интен-
сивностью промышленного рыболовства в условиях несовершенства законодательной базы наносят значительный урон биологическим ресурсам морей России, ухудшают экологическую, экономическую и социально-политическую обстановку в стране.
Конкурентоспособность
негосударственных предприятий сферы охранных услуг и ее оценка
Невский А.Ю. Власенко М.Н.
со
Ol
Z
О)
о о сч
о о о
Q.
се
со s
H
о
0
1
о я с о m ф vo
>5
О *
О ф
У
s
2
0
1
о *
о
2 ф Ч
я *
< s
I H
о ф
со
Article is devoted bases of state regulation of a competition in the market of not state security services. The analysis of a technique of an estimation of a competition in the financial markets, used Federal antimonopoly service of the Russian Federation, has allowed to draw a conclusion on impossibility of its application for an estimation of degree of domination of the enterprise (organisation) of the investigated market and to offer directions ofperfection of methodical bases of estimation with use of complex criterion of an estimation of degree of monopolism.
В настоящее время в условиях динамичного развития рыночных экономических отношений роль рынка негосударственных охранных услуг крайне высока. В настоящее время на территории Московского региона по оценкам аналитиков Министерства внутренних дел РФ (далее МВД) функционирует около 4 тысяч негосударственных предприятий безопасности. Из них около 2,5 тысяч — в формате частных охранных предприятий и около 1,5 тысяч — в формате службы безопасности фирмы1.
По информации из пресс-релиза группы компаний «Баярд» (г. Москва), оказывающей все виды охранных услуг, суммарный объем рынка частных охранных услуг достиг в 2003 г. 3,5 млрд долларов и показал рост по сравнению с 2002 г. на 25 %. Аналогичная тенденция сохраняется и в настоящее время2.
Анализируя особенности функционирования и развития рынков охранных услуг как в Центральном федеральном округе, прежде всего в Москве и Московской области, так и в регионах РФ, следует отметить некоторые предпосылки возникновения монополизма во многих их сегментах. Прежде всего, это связано с начавшимся объединением и слиянием охранных предприятий. Эксперты рынка полагают, что со временем в РФ образует-
ся около 100—200 крупных ЧОПов, которые поглотят более мелкие.
Совершенная конкуренция, дающая возможность всем игрокам рынка полноправно принимать участие в оказании охранных услуг, не представляется возможной без четко сформированной антимонопольной политики и государственного регулирования антимонопольной деятельности.
Главной задачей регулирования антимонопольной деятельности является недопущение монополизации рынков негосударственной охраны отдельными фирмами и поддержание на них здоровой конкуренции.
Как отмечают эксперты, «сегодня о полноценной конкуренции на российском рынке охранных услуг говорить не приходится. В первую очередь потому, что весьма значительное место на рынке занимает государственная структура - Министерство внутренних дел, которая одновременно является регулятором (в его ведении находится лицензионно-разре-шительная система) и активным участником этого рынка»3.
Среди основных признаков ограничения конкуренции на рынке охранных услуг в соответствии с российской спецификой ведения бизнеса, а также российским законодательством, можно выделить:
Профессор кафедры комплексной безопасность бизнеса ИББ МЭИ (ТУ), кандидат технических наук. Старший преподаватель кафедры экономики и управления ВГНА Минфина РФ.