Научная статья на тему 'Управление риском в обеспечении авиационной (транспортной) безопасности'

Управление риском в обеспечении авиационной (транспортной) безопасности Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
427
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УРОВНИ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / КАТЕГОРИРОВАНИЕ / ОЦЕНКА УГРОЗЫ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Прозоров Сергей Евгеньевич, Вербин Антон Владимирович

В статье рассмотрены вопросы управления риском в авиационной (транспортной) безопасности на основе трёхстепенной оценки действующих уровней угрозы по методике применения контрмер, представленных ICAO в форме матрицы управления риском, а также путём введения мер обеспечения транспортной безопасности в зависимости от категории объекта транспортной инфраструктуры (или транспортного средства) и уровня транспортной безопасности. Показана взаимодополняемость обоих подходов, предполагающая более высокую эффективность соответствующих процессов при их совместном применении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Прозоров Сергей Евгеньевич, Вербин Антон Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK MANAGEMENT IN ENSURING AVIATION (TRANSPORT) SECURITY

The paper deals with risk management in aviation (transport) security based on the three-level assessment of the current threat levels according to the method of application of countermeasures, presented by ICAO in the form of a matrix of risk management, as well as by the introduction of measures to ensure transport safety, depending on the category of transport infrastructure (or vehicle) and the level of Iransport safety. The article illustrates the complementarity of the two approaches, suggesting a higher efficiency of relevant processes in their joint application.

Текст научной работы на тему «Управление риском в обеспечении авиационной (транспортной) безопасности»

2015

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА

№ 218

УДК 656.7.072.51

УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ В ОБЕСПЕЧЕНИИ АВИАЦИОННОЙ (ТРАНСПОРТНОЙ) БЕЗОПАСНОСТИ

С.Е. ПРОЗОРОВ, А.В. ВЕРБИН

В статье рассмотрены вопросы управления риском в авиационной (транспортной) безопасности на основе трёхстепенной оценки действующих уровней угрозы по методике применения контрмер, представленных ICAO в форме матрицы управления риском, а также путём введения мер обеспечения транспортной безопасности в зависимости от категории объекта транспортной инфраструктуры (или транспортного средства) и уровня транспортной безопасности.

Показана взаимодополняемость обоих подходов, предполагающая более высокую эффективность соответствующих процессов при их совместном применении.

Ключевые слова: авиационная безопасность, уровни транспортной безопасности, категорирование, оценка угрозы, управление риском.

Управление риском на основе метода позитивной идентификации достоверности угрозы ICAO

ICAO разработана методика оценки угрозы, являющаяся достаточно универсальной, т.е. может использоваться для оценки угроз в отношении эксплуатанта ВС, аэропорта и государства [1].

В Руководстве ICAO по авиационной безопасности (АБ) [1] приводится методика оценки риска с помощью специально составленных матриц уязвимости, содержащих типовые критерии и оценочные значения признаков системы для характеристики потенциально опасной преступной группы, а также категорий угроз АБ.

Риск как возможность негативного события, связанного со снижением уровня АБ, измеряемая с точки зрения вероятности его наступления и тяжести последствий, может быть определён выражением

Ri = KiQü1-Pi),

где Ri - величина риска, связанного с угрозой совершения i-го вида акта незаконного вмешательства (АНВ); Ki - степень опасности i-го вида АНВ (этот показатель, в частности, может быть определен как вероятность достижения максимальных значений показателей тяжести негативных последствий от данного вида АНВ в случае его реализации, при оценке ущерба для соответствующей категории объекта защиты); Qi - вероятность попытки совершения i-го вида АНВ (выбор объекта и вида АНВ нарушителем); Pi - вероятность парирования совершения i-го вида АНВ и/или его негативных последствий системой защиты объекта от АНВ; i - идентификатор вида АНВ (i = 1, 2, 3,..., n).

ICAO разработаны критерии для трёх степеней угрозы, которым соответствуют три перечня предлагаемых контрмер, представленных в форме матрицы управления риском [1].

Управление риском при реализации мер по обеспечению транспортной безопасности в РФ

В соответствии с Федеральным законом РФ «О транспортной безопасности»:

- принят порядок установления уровней транспортной безопасности (ТБ) для объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС), приведённый в табл. 1;

- введён порядок категорирования объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС) воздушного транспорта;

- введена процедура оценки уязвимости ОТИ и ТС.

Таблица 1

Уровни транспортной безопасности_

Уровни ТБ Факторы опасности Степень защищённости Порядок установления

Уровень 3 При наличии прямых угроз Высокая Могут объявляться (устанавливаться) как в отношении 1-го объекта, так и в отношении группы (2 и более) ОТИ и ТС, и отменяться субъектами транспортной инфраструктуры на основании решения уполномоченных должностных лиц

Уровень 2 При наличии непосредственных угроз Повышенная

Уровень 1 Для потенциальных угроз Обычная Действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности

Критериями категорирования ОТИ и ТС являются:

- степень угрозы совершения АНВ в деятельность ОТИ и ТС, которая определяется на основании количественных показателей статистических данных (сведений) о совершенных и предотвращенных АНВ на территории РФ, в том числе в отношении категорируемых ОТИ и ТС, за период последних двенадцати месяцев до момента категорирования;

- возможные последствия совершения АНВ в деятельность ОТИ и ТС, которые определяются на основании количественных показателей о возможных погибших или получивших вред здоровью людей, о возможном материальном ущербе и ущербе окружающей природной среде.

Поскольку для каждой категории объекта защиты и каждого уровня безопасности предусмотрено введение соответствующих дополнительных требований к субъектам транспортной инфраструктуры по обеспечению безопасности, выбор категории и определение требуемого уровня безопасности является процессом управления риском по реализации мер защиты, адекватных действующим угрозам из табл. 1:

- показатели потенциального ущерба категорирования обеспечивают учёт возможной тяжести последствий АНВ в отношении степени опасности при оценке риска - Kj;

- статистические показатели категорирования и определение повышенного уровня безопасности служат выявлению повышенных значений вероятности попытки совершения АНВ - Qjj;

- введение соответствующих, согласно установленным требованиям, мер безопасности, усиливающихся при переходе на более высокую категорию объекта защиты и более высокий требуемый уровень безопасности, устанавливает адекватную защиту в соответствующем значении вероятности парирования АНВ - Pj.

Дополнительные требования к субъектам транспортной инфраструктуры для ОТИ и ТС разных категорий и различных уровней безопасности (выборочно) представлены в табл. 2, 3.

Таблица 2

Дополнительные требования к субъектам транспортной инфраструктуры

для ОТИ разных категорий и различных уровней безопасности (выборка)_

Субъект транспортной инфраструктуры на ОТИ дополнительно к общим требованиям обязан Категории ОТИ

5 4 3 2 1

Уровни ТБ Уровни ТБ Уровни ТБ Уровни ТБ Уровни ТБ

1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3

Выявлять нарушителя в реальном времени на всем периметре внешних границ зоны ТБ и критических элементов ОТИ:

- неподготовленного нарушителя; - подготовленного нарушителя; - оснащенного специальными техническими средствами + + +

+ + +

+ + + + + +

Продолжение табл. 2

Путем проверки документов, наблюдения и собеседования в целях обеспечения ТБ выявлять физиче ские лица и материальные объекты, подготавливающих или совершающих АНВ: -

- на КПП и на границах зоны ТБ ОТИ; + + + +

- в зоне свободного доступа ОТИ, на + + + + +

КПП на границе зоны ТБ ОТИ;

- в зоне свободного доступа ОТИ, в зоне + + + + + +

ТБ ОТИ и на КПП на её границах

Выявлять предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения путем проведения досмотра в целях обеспечения ТБ всех перемещающихся физических лиц и объектов:

- в технологический и перевозочный сектор зоны ТБ ОТИ через КПП; + + + + + + +

- в зону свободного доступа, техноло- + + + + + + + +

гический и перевозочный сектор зоны ТБ через КПП

Не допускать посетителей:

- на критические элементы ОТИ; + + + + + + +

- на территорию технологического сектора зоны безопасности и на критические элементы ОТИ + + +

Проводить дополнительный досмотр в целях обеспечения ТБ для распознавания и идентификации предметов и веществ, которые запрещены для перемещения в зону свободного доступа, технологиче-

ский и перевозочный секторы зоны ТБ ОТИ:

- не менее 5% перемещающихся физических лиц и материальных объектов; + + + +

- не менее 10% перемещающихся фи- + + +

зических лиц и материальных объектов;

- не менее 25% перемещающихся фи- + +

зических лиц и материальных объектов;

- не менее 50% перемещающихся фи- +

зических лиц и материальных объектов

Принимать решения о соответствии пропуска предъявителя:

- путем сличения идентифицирующих + + + + + +

документов на КП И1 на границах зоны;

- с применением биометрических устройств или иным путем, обеспечива- + + +

ющим достоверную проверку признаков

на КПП на границах зоны ТБ и критиче-

ских элементов ОТИ;

- с применением биометрических + + +

устройств на КПП на границах зоны ТБ

Передавать данные в соответствии с порядко м передачи данных с инженерно -технических систем о

лицах, пропущенных в зону ТБ, на критические элементы ОТИ:

- один раз в месяц; + + + + + +

- не реже одного раза в сутки; + + + + + +

- в реальном времени + + +

Путем постоянного непрерывного контроля сотрудниками сил обеспечения ТБ выводимых данных, эксплуатационных и функциональных показателей инженерно-технических систем обеспечения ТБ

выявлять нарушителей, совершение или подготовку к совершению АНВ:

- любым числом сотрудников сил обес- + + + + + +

печения ТБ;

- не менее чем двумя ТБ; + + + + + +

Продолжение табл. 2

- не менее чем тремя сотрудниками ТБ; + +

- не менее чем четырьмя сотрудниками ТБ +

Путем патрульного объезда (обхода) периметра зоны или подготовку к совершению АНВ: ТБ ОТИ выявлять нарушителей, совершение

- не реже одного раза за 24 ч; +

- не реже одного раза за 12 ч; + +

- не реже одного раза за 8 ч; +

- не реже одного раза за 6 ч; + + +

- не реже одного раза за 4 ч; +

- не реже одного раза за 3 ч; + +

- не реже одного раза за 2 ч; +

- постоянное непрерывное патрулиро- +

вание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Дополнительные требования к субъектам транспортной инфраструктуры для ТС разных категорий и различных уровней безопасности (выборка)

Катего зии ТС

Субъект транспортной инфраструктуры на ТС 4 3 2 1

дополнительно к общим требованиям обязан: Уровни ТБ Уровни ТБ Уровни ТБ Уровни ТБ

1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3

Воспрепятствовать проникновению нарушителя, не оснащенного специальными техническими средствами:

- на критические элементы ТС; + + +

- в перевозочный сектор зоны ТБ и на критические + + +

элементы ТС;

- в перевозочный сектор зоны ТБ ТС; + + + + + +

- воспрепятствовать проникновению нарушителя, в том + + + + + +

числе оснащенного специальными техническими

средствами, на критические элементы ТС

Оснастить ТС техническими средствами, позволяющими:

- выявить проникновения подготовленного нарушителя на ТС + + + + + + + + +

и к критическим элементам ТС;

- блокировать попытки прохода на ТС и на его критические элементы без соблюдения условий допуска; + + + + + +

- проводить досмотр ТС в целях обеспечения ТБ; + + + + + + + + + + + +

- видеообнаружение объектов видеонаблюдения в кабине ТС + + + + + +

и на путях прохода в салон (кабину) ТС;

- передачу видеоизображения в соответствии с порядком + + + + + +

передачи данных с технических систем в реальном времени;

- возможность интеграции технических средств обеспечения + + + + + +

ТБ с другими охранными системами;

- провести досмотр ТС в целях обеспечения ТБ; + + + + + +

- видемониторинг объектов видеонаблюдения в салоне ТС + + +

Не допускать посетителей :

- на критические элементы ТС; + +

- на территорию технологического и перевозочного сектора + + + +

зоны ТБ и на критические элементы ТС

Продолжение табл. 3

Проводить досмотр в целях обеспечения ТБ:

- ТС до вылета, по окончании его технологического обслужи- + + + + + + + + + + + +

вания, для выявления предметов и веществ, которые запрещены

или ограничены для перемещения в зону ТБ ТС;

- всего персонала и посетителей, а также вещей, находящихся

при них, и технологических материальных объектов, за исклю-

чением лётного экипажа ТС, персонала перевозчика, а также сотрудников федеральных органов исполнительной власти;

- для выявления предметов и веществ, которые запрещены или + + + + + + + + +

ограничены для перемещения в перевозочный сектор зоны ТБ;

- для распознавания и идентификации предметов и веществ, + +

которые запрещены или ограничены для перемещения в пере-

возочный сектор зоны ТБ ТС;

- для выявления предметов и веществ, которые запрещены или + + + +

ограничены для перемещения в технологический сектор зоны ТБ ТС);

- для распознавания и идентификации предметов и веществ, + + + + + +

которые запрещены или ограничены для перемещения в пере-

возочный сектор зоны ТБ ТС;

- для распознавания и идентификации предметов и веществ, + + + + + +

которые запрещены или ограничены для перемещения в техно-

логический сектор зоны ТБ ТС;

- после прилета, до начала его технологического обслужива- + +

ния, для выявления предметов и веществ, которые запрещены

или ограничены для перемещения в зону ТБ ТС);

- пресекать попытки совершения АНВ силами группы быстрого реагирования на борту ТС + + + +

ЛИТЕРАТУРА

1. Dос 8973/8. Руководство по авиационной безопасности. Монреаль: ИКАО, 2011.

RISK MANAGEMENT IN ENSURING AVIATION (TRANSPORT) SECURITY

Prozorov S.E., Verbin A.V.

The paper deals with risk management in aviation (transport) security based on the three-level assessment of the current threat levels according to the method of application of countermeasures, presented by ICAO in the form of a matrix of risk management, as well as by the introduction of measures to ensure transport safety, depending on the category of transport infrastructure (or vehicle) and the level of Iransport safety.

The article illustrates the complementarity of the two approaches, suggesting a higher efficiency of relevant processes in their joint application.

Keywords: aviation security, risk, risk management, vulnerability, risk factor.

REFERENCES

1. Doc 8973/8. Rukovodstvo po aviacionnoj bezopasnosti. Monreal': ICAO. 2011. (In Russian).

Сведения об авторах

Прозоров Сергей Евгеньевич, 1941 г.р., окончил КИИГА (1965), доцент, кандидат технических наук, профессор кафедры безопасности полётов и жизнедеятельности МГТУ ГА, автор более 90 научных работ, область научных интересов - безопасность полётов, авиационная безопасность.

Вербин Антон Владимирович, 1990 г.р., окончил МГТУ ГА (2013), аспирант МГТУ ГА, область научных интересов - обеспечение авиационной безопасности, критерии риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.