8. Гладков А. Р. Анализ современного состояния планирования таможенных платежей в региональных таможенных управлениях: отчет о НИР / Российская таможенная академия. Люберцы, 2015. 139 с.
9. Баканов М. И., Мельник М. В., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: учебник. М.: Финансы и статистика, 2005. 536 с.
10. Савицкая Г. В. Экономический анализ: учебник. М.: ИНФРА-М, 2011. 649 с.
И. В. Греков
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ПРИ ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ ТОВАРОВ В ГОСУДАРСТВАХ - ЧЛЕНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ
В статье рассмотрены подходы к нормативно-правовому регулированию и практике применения системы управления рисками в государствах - членах Евразийского экономического союза. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что отсутствие унифицированных подходов к системе управления рисками обусловливает появление проблем в системе таможенного контроля Евразийского экономического союза.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз; таможенные органы; таможенное законодательство; таможенный контроль; риск; система управления рисками; профиль риска; проблемы; автоматизация управления рисками; неторговый оборот.
В настоящее время наиболее эффективным механизмом, обеспечивающим соблюдение интересов государства и участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при осуществлении таможенного контроля, выступает признанная во всем мире система управления рисками (СУР).
Процессы, связанные с членством Российской Федерации во Всемирной торговой организации, интеграцией в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также сложившиеся политические и геополитические условия (санкции России в отношении Евросоюза, США, Канады, Турции и т. д.) в полной мере обусловливают актуальность вопросов совершенствования применения СУР.
Система управления рисками - совокупность элементов, связанных едиными целями и структурой, применяемых для повышения эффективности и оперативности принятия решений в ходе совершения таможенных операций и обеспечивающих выявление таможенных рисков и их минимизацию [1]. СУР применяется таможенными органами государств - членов ЕАЭС для выбора объектов таможенного контроля, выявления и минимизации рисков для всех категорий товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, на этапах до и после выпуска товаров.
Как показано на рис. 1, нормативно-правовое регулирование СУР осуществляется в ЕАЭС на двух уровнях: международном (Киотская конвенция, Рамочные стандарты Всемирной таможенной организации, Таможенный кодекс
Таможенного союза и т. д.) и национальном (концепции СУР в рамках конкретного государства).
I уровень - МЕЖДУНАРОДНЫЙ
1. WCO Customs Risk Management Compendium / Сборник по управлению рисками Всемирной таможенной организации.
2. ISO/IEC 31010:2009 (Risk management - Risk Assessment Techniques) / ГОСТ Р ИСО / МЭК 31010-2011. Менеджмент риска. Методы оценки риска.
3. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973, в ред. Протокола от 26.06.1999).
4. Генеральное приложение к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции) в ред. 1999 г.
5. Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли / Всемирная таможенная организации, Брюссель, 2005 (ред. 2012 г.).
6. Соглашение Всемирной таможенной организации по упрощению процедур торговли (9-я Министерская конференция Всемирной таможенной организации, о. Бали, Индонезия, декабрь 2013 г.);
7. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17, ред. от 10.10.2014).
II уровень - НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУР в Российской Федерации
1. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
2. Приказ ФТС России от 18.07.2014 № 1385 «О решении коллегии ФТС России от 29 мая 2014 года "О современном состоянии и перспективах развития системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации"».
3. Приказ ФТС России от 18.08.2015 № 1677 ««Об утверждении стратегии и тактики применения системы управления рисками, порядка сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками (за исключением рисков в области ветеринарии, санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения карантина растений)».
4. Приказ ФТС России от 24.03.2016 № 573 «Об утверждении Положения об Аналитическом управлении».
5. Приказ ФТС России от 20.05.2016 № 1000 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками».
СУР в Республике Беларусь
1. Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-з «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».
2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2008 № 419 «Об утверждении Положения о системе управления рисками в некоторых вопросах взаимодействия таможенных органов и республиканских органов государственного управления в рамках применения данной системы».
3. Приказ Председателя ГТК РБ от 08.04.2014 № 125-ОД «Об утверждении программы мер по реализации Основных направлений развития таможенной службы Республики Беларусь на период до 2015 года».
4. Приказ Председателя ГТК РБ от 28.09.2014 № 404-ОД «Об установлении времени совершения таможенных операций».
Сур в республике Казахстан
1. Кодекс Республики Казахстан от 30.06.2010 № 296-!У «О таможенном деле в Республике Казахстан».
2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 03.11.2010 № 1149 «Об утверждении Правил применения системы управления рисками в таможенных органах Республики Казахстан».
3. Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 24.10.2012 № 469 «О координации деятельности по применению СУР при таможенном контроле».
4. Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 31.03.2015 № 244 «Об утверждении Правил применения системы управления рисками в органах государственных доходов Республики Казахстан».
5. Приказ Председателя КТК МФ РК от 06.03.2013 № 111 «Об утверждении Инструкции по определению действий должностных лиц территориальных таможенных органов по применению функциональных модулей СУР при таможенном транзите и таможенной очистке товаров».
Сур в республике Армения
1. Статья 121 «Выборочность таможенного контроля и система управления рисками» Закона Республики Армения от 17.12.2014 «О таможенном регулировании».
2. Приказ КГД РА от 23.12.2009 № 4047-А «О введении в действие Директивы "О разработке проектов профилей рисков таможенного контроля, применении профилей рисков при проведении таможенного контроля, об их активизации и прекращении"».
3. Приказ КГД РА от 18.08.2011 № 2037-А «О внесении изменений в приказ председателя комитета государственных доходов при Правительстве Республики Армения № 4047-А от 23 декабря 2009 года».
Сур в Кыргызской республике
Закон Кыргызской Республики от 31.12.2014 № 184 «О таможенном регулировании в Кыргызской Республике».
Рис. 1. Нормативно-правовая база СУР в государствах - членах ЕАЭС
С конца 2011 г. работа по унификации СУР в Таможенном союзе осуществляется в рамках функционирования Рабочей группы при Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза по развитию СУР в таможенных органах государств - членов Таможенного союза, созданной по решению Объединенной коллегии от 20.10.2011 № 1/6. Тем не менее на сегодняшний день национальные СУР все еще остаются отдельными системами, отличными друг от друга.
Концепции применения СУР в каждом государстве основаны на различающихся понятийном аппарате, методологии, СУР, а также информационно-технической базе.
Таможенные органы РФ при реализации СУР имеют четырехступенчатую структуру. Функции координирующего подразделения деятельности СУР выполняет Аналитическое управление ФТС России, в которое поступают предложения по разработке, актуализации или отмене профилей от структурных подразделений ФТС России. Вторым блоком в обеспечении деятельности СУР в РФ являются региональные таможенные управления, а именно отделы координации и применения СУР (ОКиПСУР). В таможнях вопросами функционирования СУР занимаются отделы применения СУР (ОПСУР). Четвертый блок - таможенные посты, на которые возложены функции фактического таможенного контроля по выявленным рискам.
На основе анализа статистических данных, представленных на рис. 2, можно сделать вывод, о положительной динамике утвержденных профилей рисков в РФ.
500 400 300 200 100 0
Количество утвержденных общероссийских ПР в период с 2013 по 2015 г.
2013
2014
2015
Общее количество утвержденных ПР в период с 2013 по 2015 г.
40 000
30 000 20 000 10 000
0
2013
2014
2015
Количество утвержденных региональных и зональных ПР в период с 2013 по 2015 г.
4 000 3 000 2 000 1 000 0
2013
2014
2015
Количество утвержденных целевых (срочных) ПР в период с 2013 по 2015 г.
35 000 30 000 25 000 20 000 15 000 10 000 5 000 0
2013
2014
2015
Рис. 2. Общая сравнительная характеристика утвержденных профилей рисков (ПР) с 2013 по 2015 г. [2]
Республика Беларусь является наиболее закрытым государством в части предоставления информации о функционировании СУР [3].
Координирует вопросы СУР в Республике Беларусь Управление анализа рисков и оперативного контроля Государственного таможенного комитета Республики Беларусь. На уровне таможен реализацией СУР занимаются отделы анализа и управления рисками.
В 2015 г. в Республике Беларусь проведен ряд мероприятий организационного и распорядительного характера по оптимизации функционирования СУР и актуализации ее нормативной базы таможенными органами. Одно из них - принятие новой редакции Концепции развития системы управления рисками таможенных органов Республики Беларусь.
В целях недопущения ввоза в Россию отдельных категорий товаров через территорию Республики Беларусь доля досматриваемых автотранспортных средств в общем количестве въезжающих в Республику Беларусь увеличилась до 3,51% (рис. 3).
С учетом достигнутых результатов работы в качестве основных направлений развития СУР в Республике Беларусь в 2016 г. предлагается унификация нормативной и методологической базы СУР в целях недопущения случаев более «лояльной» правоприменительной практики в иных государствах - членах ЕАЭС.
Год
Рис. 3. Доля досматриваемых товарных партий, %
Республика Казахстан, в отличие от других стран - участниц ЕАЭС, при реализации функций таможенного контроля осуществляет работу по двухуровневой (государственной и городской) системе применения и координации СУР [3].
Выявление и анализ рисков в рамках своей компетенции выполняют управления организации таможенного контроля, таможенных доходов, по борьбе с контрабандой, анализа рисков и статистики, организации таможенного контроля за энергоресурсами, посттаможенного контроля, дистанционного мониторинга.
В территориальных таможенных органах эти функции реализуют подразделения организации таможенного контроля, таможенных доходов, по борьбе с контрабандой, анализа рисков и статистики, посттаможенного контроля и таможенные посты.
В связи с реорганизацией таможенных и налоговых органов (рис. 4) путем слияния в Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан изменился порядок назначения и проведения проверок после выпуска товаров.
Рис. 4. Схема проведения налоговых и таможенных проверок после реорганизации таможенных и налоговых органов Республики Казахстан [3]
- 159
ВЕСТНИК российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 3 • 2016
Благодаря внедренной системе контроль после выпуска товаров стал дифференцированным, проверки назначаются только в отношении участников ВЭД с высокой степенью риска нарушения законодательства. В адрес участников ВЭД со средней и низкой степенями риска направляются уведомления либо извещения для самостоятельного устранения несоответствий.
Что касается практической реализации в Республике Казахстан действующей СУР при таможенном декларировании товаров, то наиболее автоматизированным из реализуемых направлений применения СУР является контроль таможенной стоимости.
Республика Армения присоединилась к ЕАЭС 10 октября 2014 г. Технология применения СУР в Армении особенно отличается от рассмотренных выше государств ЕАЭС [3]. СУР основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенных законодательств ЕАЭС и Республики Армения.
С целью сбора информации, необходимой для таможенного контроля, соответствующие подразделения Комитета государственных доходов (КГД) Республики Армения, таможни и таможенные посты предоставляют сведения в уполномоченное подразделение управления рисками (ПУР).
Любые сведения, полученные ПУР, в рамках схемы, представленной на рис. 5, являются служебной тайной и могут быть использованы только для составления профилей рисков.
Рис. 5. Схема по разработке и предоставлению информации в СУР Республики Армения [3]
Реализация принципов СУР нацелена на стимулирование экспорта товаров отечественных производителей, привлечение иностранных инвестиций и дальнейшую либерализацию внешнеторгового режима. В Армении полностью отменены таможенные пошлины и сборы на экспортную продукцию, а к импорту товаров, направленных на пополнение уставного капитала, применяется нулевая ставка.
В таможенных органах Кыргызской Республики СУР менее развита по сравнению с другими государствами - членами ЕАЭС.
Одним из основных документов, регламентирующих принципы таможенного контроля, является Закон Кыргызской Республики от 31.12.2014 № 184 «О таможенном регулировании в Кыргызской Республике» (Закон № 184).
В соответствии с положениями ст. 245 Закона № 184 стратегию и тактику применения СУР, порядок сбора и обработки информации, проведения анализа
и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками определяет уполномоченный государственный орган.
Использование таможенными органами информации, содержащейся в установленных профилях риска, регламентируется уполномоченным государственным органом. Информация, содержащаяся в профилях риска Кыргызской Республики, имеет статус ограниченного доступа и не подлежит разглашению (распространению) либо передаче третьим лицам.
Таким образом, проведенный анализ практики применения СУР в государствах - членах ЕАЭС позволяет прийти к выводу, что отсутствие унифицированных подходов к нормативно-правовому регулированию и правоприменительной практике в сфере СУР обусловливает появление серьезных проблем в системе таможенного контроля ЕАЭС.
Первая проблема заключается в недостаточной информационной безопасности сведений, входящих в состав профилей рисков. Например, в Российской Федерации профили рисков имеют статус документов «для служебного пользования», в Республике Беларусь они находятся в открытом доступе, а в Республике Казахстан имеют гриф «секретно».
Сегодня в сети Интернет можно встретить объявления с предложением приобрести профили риска России, а также Казахстана, Белоруссии, Армении и Киргизии, что является фактом правонарушения.
Таможенным органам ЕАЭС следует обратить внимание на данную проблему и не допускать мошенничество в этой сфере путем своевременного информирования и консультирования представителей бизнеса по вопросам, входящим в их компетенцию в рамках СУР.
Второй проблемой является влияние международных политических процессов на экономическую обстановку и функционирование СУР в странах - членах ЕАЭС.
В 2014 г. в отношении России были введены международные «санкции», в результате нашей страной были предприняты ответные меры. Они заключались в установлении эмбарго на отдельные виды сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Россия по своей инициативе выступила в качестве субъекта, вводящего санкции в отношении товаров из Турецкой Республики, которые запрещены к ввозу с 1 января 2016 г.
Подобные международные санкции, предпринятые Россией, в значительной степени увеличили нагрузку на таможенные органы при реализации мер по минимизации рисков в рамках СУР [4].
В целях решения указанной проблемы необходимо наделить наднациональный орган координирующими функциями по применению СУР для всех государств -членов ЕАЭС (по крайне мере, по «чувствительным» товарам), что будет способствовать единообразному применению таможенного законодательства.
Третьей проблемой является автоматизация применения СУР в таможенных органах РФ [5; 6]. Она заключается в наличии неформализованных профилей рисков (рамочные профили рисков), которые выявляются исключительно должностным лицом таможенного органа без применения программного средства.
На сегодняшний день нет законодательно закрепленного определения термина «неторговый оборот». Обычно под ним понимают перемещение товаров для личного пользования или товары, предназначенные для семейных, домашних и иных
не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, перемещаемые физическими лицами, т. е. товары не для продажи, а для личного потребления.
Практически полностью отсутствуют автоматизированные технологии выявления рисков при совершении таможенных операций, отличных от декларирования товаров. На этапе декларирования используются только автоматические и автоматизированные профили риска. Рамочные профили рисков могут применяться на этапах прибытия/убытия, заявления процедуры таможенного транзита и в неторговом обороте.
Программно-технические ошибки автоматизации СУР приводят также к дополнительным издержкам бизнеса, вызванным затягиванием оформления грузов, простоями и т. д. Для устранения данной проблемы требуется проведение комплекса мероприятий по созданию автоматизированного сегмента СУР в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений в области таможенного дела.
Решение всех выявленных проблем на практике приведет к упрощению процесса применения СУР, а также перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС и, соответственно, уменьшит издержки для таможенных органов.
Использованные источники
1. Приложение к приказу ФТС России от 18.07.2015 № 1385 «О решении коллегии ФТС России от 29 мая 2014 года "О современном состоянии и перспективах развития системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации"».
2. Таможенная служба Российской Федерации в 2013 году, 2014 году и 2015 году: справочные материалы к заседаниям коллегии ФТС России.
3. Справочные материалы ФТС России о результатах работы СУР в государствах - членах ЕАЭС (в Республике Беларусь (от 03.06.2016), Республике Казахстан (от 24.09.2015), Республике Армения (от 20.11.2015) и Кыргызской Республике (от 04.04.2016)).
4. Война против турецких помидоров. Таможня ужесточила досмотр грузов из Турции [Электронный ресурс] // Информационный портал Газета.га. URL: http://www.gazeta.ru/.
5. Изместьев А. А. Совершенствование таможенных операций и таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых в неторговом обороте // Современные проблемы теории и практики таможенного дела глазами молодых исследователей: материалы Межрегиональной научно-практической заочной конференции, ноябрь 2014 г. / ВСГУТУ. Улан-Удэ, 2014. С. 96-100.
6. Голосков В. И. Система управления рисками: между Сциллой и Харибдой [Электронный ресурс] // Все о таможне: официальный сайт. URL: http://www.tks.ru/news/ nearby/2014/05/22/0010.