DOI 10.47643/1815-1337_2022_5_98
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ И КОНТРМЕРЫ КИТАЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ИНВЕ-
1
СТИРУЮЩИХ И СОЗДАННЫХ В РОССИИ ПРИ КОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ RISK MANAGEMENT AND COUNTERMEASURES OF CHINESE ENTERPRISES INVESTING AND ESTABLISHED IN RUSSIA UNDER CORPORATE GOVERNANCE
ЧЖАО ЛЭ,
аспирант кафедры предпринимательского и корпоративного права, Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА). 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9. E-mail: [email protected];
CHZHAO LE,
Postgraduate student of the department of business and corporate law, Moscow State Law University named after O.E. Kutafin (MSLA). 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya str., 9. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: Сотрудничество между Китаем и Россией в области торговли, финансов и энергетики становится все более частым. С реализацией в Китае политики «Один пояс, один путь» все больше и больше китайских предприятий вышли из территории и инвестируют в России, методы инвестирования в основном включают создание дочерних компаний, филиалов и представительств. После создания предприятия важное значение приобретает управление компанией и рисками. В этой статье будут представлены юридические риски, с которыми китайские компании могут столкнуться при инвестиции в России и их контрмеры.
Abstract: Cooperation between China and Russia in the field of trade, finance and energy is becoming more frequent. With the implementation of the "One Belt, One Road" policy in China, more and more Chinese enterprises have left the territory and are investing in Russia, investment methods mainly include the creation of subsidiaries, branches and representative offices. After the establishment of an enterprise, the management of the company and risks becomes important. This article will present the legal risks that Chinese companies may face when investing in Russia and their countermeasures.
Ключевые слова: Корпоративное управление; китайская компания; иностранная инвестиция; китайское предприятие; риск; контрмеры.
Keywords: Corporate governance; Chinese company; foreign investment; Chinese enterprise; risk; countermeasures.
Для цитирования: Чжао Лэ. Управление рисками и контрмеры китайских предприятий, инвестирующих и созданных в России при корпоративном управлении // Право и государство: теория и практика. 2022. № 5(209). С. 98-102. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_5_98.
For citation: Chzhao Le. Risk management and countermeasures of Chinese enterprises investing and established in Russia under corporate governance // Law and state: theory and practice. 2022. No. 5(209). pp. 98-102. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_5_98.
Статья поступила в редакцию: 22.03.2022
Согласно статистике Министерства коммерции КНР, по состоянию на конец 2019 года объем прямых инвестиций от Китая в России составлял 12,8 млрд долларов США, а более 400 предприятий были зарегистрированы в экономико-коммерческом офисе Посольства КНР в России.2 Области инвестиции в основном распространены в горнодобывающей промышленности, сельском хозяйстве, лесном хозяйстве, животноводстве и рыболовстве, производстве и опытовой торговле, розничной торговле, лизинге, финансовой отрасли и других областях. Основные формы инвестиции китайских компаний в России включают в себя создание дочерних компаний, филиалов, представительств и другие. После создания компаний и филиалов придет вопрос о том, как управлять их в соответствии с российским законодательством и противостоять риски, что станут самым важным вопросом для китайских компаний, филиалов и представительств, созданных в России, потому что в случае ненадлежащего управления они столкнутся с высокими штрафами, с одной стороны, представители будут нести уголовную ответственность, с другой стороны, весьма вероятно, потерять право контроля над предприятием. Поэтому, управление рисками компании, инвестирующих в России в соответствии с российскими законами и постановлениями и получать ожидаемые прибыли инвестиции, что имеет важное значение для китайских компаний, инвестирующих в России.
1. Текущее положение китайских предприятий, инвестирующих и созданных в России
Китай и Россия давно дружат, и непрерывно укрепляется всестороннее сотрудничество, стабильно развиваются тор-
1 Данная статья субсидируется Китайским стипендиальным советом.
2 Министерство торговли Китая: Памятка по странам (регионам) сотрудничества с иностранными инвестициями-Россия.
гово-экономическое отношение сотрудничества между странами. За последние годы масштабы и каличество китайско-российского торгового и экономического сотрудничества значительно увеличились. В 2020 году стороны подписали более 40 соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве, активизировалось всестороннее и практическое сотрудничество. Согласно статистике Китайской таможни, объем двусторонней торговли между Китаем и Россией в 2019 году достиг 110,79 млрд долларов США, превысив отметку в 100 млрд долларов США в течение двух лет подряд. Китай сохраняет статус крупнейшего торгового партнера России в течение десяти лет подряд. Значительный прогресс был достигнут в стыковке и сотрудничестве между сотрудничеством «Пояса и пути» и Евразийского экономического союза, и «Соглашение о торговом и экономическом сотрудничестве между Китаем и Евразийским экономическим союзом» вступило в силу. Инвестиционное сотрудничество между Китаем и Россией продолжает развиваться. Согласно статистике Министерства торговли Китая, на конец 2019 года объем прямых инвестиций Китая в России составлял 12,8 млрд долларов США. Инвестиции Китая в России демонстрируют диверсифицированную тенденцию.
2.Риски, с которыми сталкиваются китайские компании, инвестирующие в России
В настоящее время китайские компании, инвестирующие в России сталкиваются со следующими трудностями и проблемами при осуществлении инвестиционного сотрудничества в России, в том числе покупательная способность российских резидентов снизилась и объем продажи продуктов корпорации упали, климату инвестиции нужно улучшать, отсутствие трудовых ресурсов, недостаточные производственные мощности основных отраслей промышленности, высокие цены на строительные материалы, национальные стандарты России и отраслевые стандарты самодостаточны, степень интеграции с международными стандартами является невысокой, и правительство России принимает строгую систему квот для внедрения иностранных трудовых услуг, процентная ставка по кредиту российских коммерческих банков является относительно высокой. Кроме этого, китайские предприятия не имеют достаточное знание по русским правам для ведения бизнеса, законам о трудах и страховании, а также фискальной и налоговой политике. У многих не имеют достаточный опыт по налогообложении и реагирование на административные штрафы. После того, как они попадают в правовые споры, особенно трудно эффективно разбираемся со спорами. В целом китайско-российское инвестиционное сотрудничество все еще находится в зачаточном состоянии, необходимо увеличивать масштабы китайских инвестиций в России и расширять инвестиционное поле. Чтобы преодолеть рисками при инвестиции китайские инвесторы должны больше узнавать о социально-экономической динамике России, тенденциях развития и изменениях инвестиционной политики, чутко использовать инвестиционные возможности в России, а также делать подготовительные работы по раннему предупреждению и контроли различных рисков. Риски, с которыми сталкиваются китайские компании при корпоративном управлении России в основном включают следующие стороны:
Во-первых, политический риск. Политические риски, как правило, исходят от политических факторов в принимающей стране и колебания политических связей с другими национальными органами. Экономические выгоды от иностранных компаний колеблются одновременно с политическим риском, что может привести к экономическим потерям. Основные проявления включают в себя конфискацию и экспроприацию. С точки зрения долгосрочных инвестиций факторы риска, вызванные сменой власти принимающей страны, играют жизненно важную роль в иностранных инвестиционных проектах. Со ссылкой на «Отчет об интернационализации китайских предприятий (2014 г.)», с 2005 по 2014 г. из 120 убыточных проектов 25% проекты были вызваны политическими факторами, а остальные 8% были вызваны политическим вмешательством принимающей страны на стадии начала, 17% остальные проекты в основном из-за нестабильной политической среды в стране. Следовательно, политический риск является важным фактором, который следует учитывать при иностранных инвестициях.
Во-вторых, кредитный риск. Кредитный риск имеет в виду: контрагент по сделке не выполнит свои созревающие долги. Принимая во внимание на различия в системах расчетов, финансовые риски, связанные с биржевой и внебиржевой торговой деятельностью, обычно различаются. Виды налогов и различные системы были слишком сложными, а ставка налога всегда была высокой. Независимо от внутренней или внешней ситуации, операционное давление связанных предприятий будет огромным. Большое количество реформ, проведенных после 1994 года, улучшило данное явление. Однако в нынешней ситуации высокие налоговые расходы ограничивает развитие предприятий. После 2016 года самое авторитетное рейтинговое агентство в мире последовательно проводило многократные оценки на основе суверенного кредита России. С точки зрения четвертого квартала 2016 г. Рейтинг по суверенному кредиту России стабилизировался.
В-третьих, риск по валюту. Риск по валюту в основном относится к вероятности убытков, вызванных изменениями об-
менного курса в экономической деятельности, связанной с иностранной валютой. Когда китайская компания находится в процессе прямых иностранных инвестиций, что также касается валютных рисков транзакции и конверсии двух различных валютов. Обменный курс России всегда имеет явную волатильность, что серьезно ограничивает развитие строительной экономики и стабильность финансовой системы. Таким образом, обеспечение стабильности валюта играет ключевую роль в различных сферах экономической деятельности России. В последние годы общая динамика курса юаня по отношению к обменному курсу российского рубля продемонстрировала феномен повышения, и связь повышения курса все еще имеет определенную степень волатильности. С другой стороны, все еще существует много рисков валютного контроля в экономической деятельности, связанной с прямыми инвестициями, что отражается в препятствии по возврату прибыли в Китай. Российские нормативные акты предусматривают строгий надзор по валютным контролям. С точки зрения торговой среды, если китайские инвесторы вернут свою прибыль в Китай, им придется пройти сложные процедуры согласования. Данный риск для малых и средних предприятий значительно увеличили инвестиционные затраты.
В-четвертых, культурные риски. Помимо политических и экономических рисков, компании также могут сталкиваться с ключевым, но часто встречаемым риском в процессе прямых иностранных инвестиций, то есть культурным риском. Культурный риск в основном означает, что различие в культурных обычаях принимающей страны приводит к различиям в потребительских предпочтениях и концепциях потребления среди людей, что в свою очередь оказывает непредсказуемое влияние на деятельность компании по прямым иностранным инвестициям. Хотя направленность прямых иностранных инвестиций отражается в круговороте капитала между странами, это неизбежно приводит к обмену между различными культурами. Среди различных элементов инвестиционного рынка социальная культура относится к мягкой среде, хотя за короткий период времени обычно не оказывает большого влияния на иностранных инвесторов. Но культурные конфликты могут вызвать дистанцию между менеджерами и местными работниками. У местных работников часто в душе возникают конфликты с лидерами и такие трения остаются неясными. Со временем он накапливается все глубже и глубже и взорвется, когда достигнет определенного уровня. Подобные культурные трения нанесут большой ущерб инвестициям и работе компании. Кроме этого, культурные конфликты могут увеличать производственные затраты компании и снизить эффективность производства. Культурные различия могут приводить к огромным расходам компаний на осуществление межкультурного управления.
3. Контрмеры на риски при корпоративном управлении
Чтобы справиться с вышеуказанными рисками, китайские компании, инвестирующие и созданных в России, должны принять следующие меры для предотвращения рисков:
1) В сферах инвестиции
Во-первых, узнать соответствующие законы и постановления РФ и подписанные двухсторонние соглашения между двумя странами. В мае 2008 года Россия приняла «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», в котором предусматривать 48 стратегических областях, связанных с национальной безопасностью, наложены строгие ограничения на долю иностранных инвестиций. Перед инвестицией иностранные инвесторы должны ознакомиться с местными правилами и ограничениями в данных отраслях, осуществимостью проекта, масштабом и продолжительностью проекта и т. д. Китай и Россия подписали инвестиционные соглашения о взаимной защите и другие соглашения. Инвесторам надо полностью понимать их содержание для защиты своих законных прав и интересов.
Во-вторых, выбирать партнера с хорошей репутацией. Для инвестиционного сотрудничества следует выбирать регионы с относительно хорошей инвестиционной средой и активным дружественным сотрудничеством с Китаем. Стремление к поддержке инвестиционных проектов со стороны федерального органов местного самоуправления Российской Федерации, подписание документы о сотрудничестве, гарантированных законом, выбор надежных и сильных партнеров являются ключом успеха инвестиционных проектов инвестиции. Если проект полностью инвестируется китайским предприятием, также необходимо нанять опытных и компетентных консультантов, которые помогут координировать и решать связанные вопросы с органами правительствами и предприятиями на всех уровнях.
В-третьих, учитывать различия между разными регионами России. У России огромная территория, 11 часовых поясов с востока на запад, а климат сильно меняется с севера на юг. Налоговые льготы для предприятий с иностранными инвестициями различаются в приграничных регионах, автономных округах и особых зона экономики России. Таким образом, инвесторы
должны в полной мере учитывать различные факторы, такие как корпоративные налоги и сборы, условия производства продукции, рынки сбыта, транспорт, гуманитарные науки, климат и этнические обычаи. Регистрация компании в России должны предоставить многие документы и иметь официальные форматы документов и процедуры. Лучше всего нанять местного юриста, который поможет подготовить документы и правильно выполнить соответствующие процедуры.
2) В сферах внутреннего корпоративного управления
Во-первых, эффективно нанимать местную рабочую силу. В России действуют соответствующие законы, ограничивающие услуги иностранной рабочей силы в виде квота, также квоты уменьшаются из года в год. Инвесторы должны соблюдать российские законы и постановления, выбирать местные трудоустройства, которые им нужны, эффективно распределять трудовые ресурсы и повышать эффективность труда.
Во-вторых, рассчитать стоимость инвестиции со всех сторонах. Финансовые и бухгалтерские правила в России сильно отличаются от китайских. Инвесторы в России должны полностью понимать местные финансовые правила, чтобы избежать потери. Высокие цены на основные строительные материалы и недостаточные производственные мощности привели к проблемам с поставками сырья. Рыночные цены на основные строительные материалы, такие как кирпич, плитка, цемент и стальной пруток, в несколько раз выше, чем в Китае, и дата поставки не может быть гарантирована. Предприятиям, выходящим на мировой рынок, должны провести полное исследование местных цен и условия поставок во время калькуляции издержек производства, а также провести тщательный анализ по осуществимости инвестиционных проектов.
В-третьих, в области строительства инфраструктуры ограничивает доступ иностранного капитала. До сих пор рынок железнодорожных пассажирских и грузовых перевозок не открывается для иностранных предприятий, и иностранным инвесторам не разрешается создавать совместные предприятия для оказания таких услуг, как компания погрузки и разгрузки русских контейнеров, морское агентство, таможенное оформление и т.д. Иностранные предприниматели не имеют право участвовать в услугах по ремонту и техническому обслуживанию железнодорожного транспорта. Все эти факторы стали практическим препятствием для китайского капитала войти на российский рынок инфраструктуры. По мере изменения инвестиционной среды в России некоторые политики были изменены или смягчены. Чтобы понять конкретные условия и политики проекта, необходимо связаться и запросить информацию в различных компетентных органах России. Кроме этого, если цикл инвестиционных или проектных контрактов является длительным, инвеститор должны обратить внимание на уровень инфляции, уровень цен и риск валюта.
Заключение
Иностранцы, занимающиеся коммерческой деятельностью, такой как инвестиция, производство или подрядные работы в России, должны строго соблюдать соответствующие российские законы, быть честными, законопослушными и действовать в соответствии с законами.
Во-первых, получить законный статус юридического лица или филиалла, уплатить налоги и сборы в соответствии с законом России.
Во-вторых, укрепить связь с местными правительственными органами и правоохранительными органами и интегрироваться в местное общество для установления равноправного и взаимовыгодного отношения партнерства. Установить и улучшить различные внутренние правила и положения предприятия, создать систему ответственности за безопасность и механизм реагирования на чрезвычайные ситуации, если произойдет крупная авария, связанная с безопасностью, проекту будет приказано приостановить производство, даже руководители будут привлечь к уголовной ответственности.
В-третьих, сотрудничество в области трудовых услуг должно избегать незаконной работы и оформлять формальные процедуры. В противном случае, когда проявить проблемы в безопасности или других аспектах, компания не только не будет гарантирована, но и планирование компании также будет сильно повреждено. Если подрядчик хочет внедрить иностранные рабочие силы, ему необходимо обратиться в иммиграционное бюро государства за год (то есть до 1 мая предыдущего года). Поэтому компании должны планировать и подавать заявки заранее. Кроме этого, компания следует укрепить внутреннее управление, строго соблюдать трудовые правила, а также обеспечить безопасность персонала. На совместном заседании руководителей экспертной группы по разработке «Стратегии развития Россия 2020» было заявлено, что переход России на инновационный путь развития требует миграции высококвалифицированной рабочей силы. Система личных или легальных разрешений на работу для трудовых иммигрантов в новом иммиграционном законе поможет России привлечь больше высококвали-
фицированных кадров, чтобы скорректировать иммиграционную структуру и послужить экономическому развитию России.
Приложение:
[1] См. также: Чжао Фуцзюнь, Чжу Синлун. Изучение китайской модели корпоративного управления на основе сравнения китайской и российской структур корпоративного управления; Тянь Чуньшэн: «Внутренний контроль» и группы интересов: эмпирический анализ структур корпоративного управления в Китае и России; Цюй Хайдун: «Способы решения «инсайдерского контроля» компаний в переходный период в России»; Юй Жун: «Реформа собственности на государственных предприятиях и структура корпоративного управления в условиях переходной экономики - сравнение между Китаем и Россией» и так далее.
Библиография:
1. Министерство торговли Китая. Памятка по странам (регионам) сотрудничества с иностранными инвестициями - Россия.
2. Ван Чжихуа. Закон об ООО Российской Федерации // Peking University Press. 2018. октябрь.
3. Валерий Мусин. Краткое изложение об российском праве. Изд-во Renmin University Press, 2015. август.
4. Хуан Даосю. Перевод «Гражданский кодекс Российской Федерации» // China Democracy and Legal System Publishing House. 2020.
сентябрь.
5. Тон Вэй. Исследование налоговой системы РФ // Economic science press. 2018. май.
6. Ван Гуйгуо. Legal Essentials of Countries along the Belt and Road: Belarusian. Russian, Ukrainian rolls» (английское издание), Zhejiang University Press, 2018. май.
References:
1. Ministry of Commerce of China. Memo on countries (regions) of cooperation with foreign investments - Russia.
2. Wang Zhihua. The Law on LLC of the Russian Federation // Peking University Press. 2018. October.
3. Valery Musin. Summary of Russian law. Renmin University Press, 2015. august.
4. Huang Daoxiu. Translation "Civil Code of the Russian Federation" // China Democracy and Legal System Publishing House. 2020. September.
5. Tang Wei. Research of the tax system of the Russian Federation // Economic science press. 2018. May.
6. Wang Guiguo. Legal Essentials of Countries along the Belt and Road: Belarusian. Russian, Ukrainian rolls" (English edition), Zhejiang University Press, 2018. May.