УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК И ИХ ХАРАКТЕР П.А. Саяпина, студент
Научный руководитель: П.А. Паулов, канд. юр. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11348
Аннотация. В статье анализируется дисфункункция основных принципов госзакупок как источник возникновения риска в этой процедуре, приводящей к неэффективным тратам госбюджета, а также анализируется комплекс мер (обсуждаемый и/или уже реализовавшийся), служащий гарантом их работоспособности и сохранности на практике. Ключевые слова: госзакупки, принципы, риски, управление рисками.
Главные цели регулирования закона о контрактной системе ее открытость и эффективность, следовательно, уменьшение уровня коррупции и снижение затрат бюджетных средств, «здравая» конкуренция, своевременное и качественное удовлетворение государственных и общественных нужд, доступный к восприятию процесс проведения этапов закупок для специалистов и ее участников. Поэтому, для более эффективного совершенствования законодательства в сфере государственных закупок необходимо учитывать специфику потенциальных рисков в данной сфере.
Основным нормативно-правовым актом (НПА), регламентирующим процедуры госзакупок в Российской Федерации, является Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1].
Государственные закупки - это покупка товаров, работ и услуг за счет государства, осуществляющихся на принципах: информационной открытости о всех этапах проведения закупок, честности и отсутствия коррупции, равноправия и конкуренции среди поставщиков, экономии госбюджета, наличия ответственности перед законодательством [2]. Однако, внутри вышеперечисленных принципов содержится риск их не реализации как отдельно взятого принципа, так и в совокупном взаимодействии между собой, что ставит под сомнение саму процедуру госзакупок.
Ключевым принципом, с точки зрения риска оценки качества государственных закупок проявляется в информационной доступности всех потенциальных участников о прохождении необходимых процедур для участия, и содержании этапов государственных закупок. Реализация данного риска служит основой для системного нарушения всех последующих принципов, так как. информационные потоки пронизывают все процедуры и этапы проведения госзакупок. Информационная изолированность допускается только для тех заказов, которые содержат в себе государственную тайну. Поэтому, анализ рисков будет проводиться касательно госзакупок, никак не связанных с гостайной.
Обеспечение честности, прозрачности процедуры госзакупок предполагает информирование общественности о результатах их проведения через публикации в СМИ, который дополняет предыдущий принцип. В ином случае формируется благоприятные условия для роста коррупционной составляющей в данном процессе, последствия которой может наблюдаться в нескольких средах.
Возникновение ситуации, в которой будет наблюдаться нарушение принципа равноправия и поддержания конкуренции между потенциальными поставщиками может реализовываться путём "подгонки" условий тендера под конкретного исполнителя, тем самым ограничивая здоровую конкуренцию между игроками. Необходимость поддержания конкуренции в этом процессе объясняется возможностью вы-
бора из сформированных предложений оптимального, способный эффективно использовать средства из госбюджета.
Вариация источников возникновения риска ограничении конкуренции может быть двоякой. С одной стороны, это может быть связано с коррупционной составляющей в процессе госзакупок, что приводит к приобретению одним участником необоснованного конкурентного преимущества в тендере, преимущественно ведущего к также необоснованным тратам госбюджета. С другой стороны, вероятна ситуация сговора участников госзакупок между собой с целью создания видимости конкуренции, что приводит к завышению цен.
Результирующим принципом всей процедуры госзакупок сводится к тому, что она должна проводиться оценка целесообразности, с учётом экономии государственного бюджета, с последующим проведением анализа эффективности расходов, выполнения работ в установленные сроки и других показателей, позволяющих оценить экономию бюджета от заключения контракта.
В случае выявления нарушений в ходе заключения/выполнения госзаказа принцип ответственности перед законодательством позволяет применить к меры наказания должностных лиц и других виновных лиц к административной, гражданской или уголовной ответственности. В ином случае, неэффективное расходование бюджетных средств, а также реализация других негативных последствий для общества и страны, будет только усугубляться.
Таким образом, задача управления подобными рисками сводится по-сути к совершенствованию правового регулирования в сфере госзакупок, минимизации возможных нормативных пробелов, оптимизации применения мер правовой ответственности и усилении контроля в сфере функционирования государственной контрактной системы. Становится необходимым реализовывать комплекс мер с нормативным закреплением в законодательстве по управлению рисками в сфере госзакупок, позволяющих обеспечить условия для функционирования вышеописанных
принципов в том виде, в каком они должны. При этом, совершенствование законодательства должно происходить с учётом интересов всех сторон-участников, так как чрезмерное усложнение процедур приведёт к снижению заинтересованности субъектов хозяйственной деятельности и их активности в данной сфере, что, в свою очередь, может привести к совершенно обратному результату реформирования системы госзакупок.
Поэтому, проанализируем основные тенденции в области управления рисками при госзакупках, позволяющие гарантировать выполнение всех вышеизложенных принципов и обеспечить баланс интересов как РФ, так и субъектов предпринимательской деятельности.
Важным изменением, направленным на улучшение информационной открытости и прозрачности госзакупок стало внедрение единой информационной системы (ЕИС), агрегирующей в себе все государственные закупки Российской Федерации [3], поскольку подобная практика является основной для цифровизации данной сферы деятельности. Не менее значимым является и сокращение числа закупочных процедур, позволяющих оптимизировать и ускорить процесс госзакупок тем самым, минимизируя коррупционную составляющую.
Другим инструментом, способным активизировать конкуренцию поставщиков при госзакупках, предлагаемый Федеральным Казначейством, является создание и внедрение в ЕИС электронного каталога, содержащий номенклатуру товаров, работ и услуг с описательной характеристикой для конкретизации данного объекта. Предполагается, что заявленные характеристики в каталоге будут стандартизированы и будут известны неопределенному кругу потенциальных исполнителей, тем самым минимизируя риск ограничения конкуренции при госзакупках и не допустить ситуации составления технического задания под конкретного поставщика [4].
Следующая тенденция в области управления рисками госзакупок направлена на минимизацию коррупции и реализацию принципа экономии госбюджета, сводится
к совершенствованию 44-ФЗ и закрепление в нём процедуры автоматизированного расчета начальной (минимальной) цены контракта (НМЦК). Эта инициатива, в случае её реализации, должна автоматически анализировать средние цены заключенных контрактов на данный момент времени в системе госзакупок, тем самым исключается человеческий фактор, коррупционные факторы и обеспечивается экономия бюджетных средств за счёт снижения трудоёмкости процедуры [5].
Другой мерой, потенциально способной обеспечить данные принципы госзакупок, является ротация сотрудников, принимающих решения о заключении контракта с поставщиком, тем самым усложняя коррупционную составляющую процесса госзакупок [6], нарушая сложившиеся связи между чиновниками и потенциальными исполнителями заказа.
Для обеспечения принципа бюджетной эффективности Минфин РФ, предложило введение в практику госзакупок правила "Второй участник". Это правило планируется использовать в качестве страховочного механизма, которое позволяет оптимизировать расход бюджетных средств и временных ресурсов на инициацию повторной процедуры закупок, в случае, если победитель торгов не в силах исполнить заказ, тем самым предлагая следующему участнику по критериальным характеристикам тендера возможность на исполнение заказа.
Таким образом, проведённый анализ сложившейся практики в области управления рисками государственных закупок способен сократить вероятность нарушений основных принципов этой процедуры, параллельно оптимизируя сам процесс и повышая его эффективность в целом.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп.; вступ. в силу с 01.09.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2013. - №14. - Ст. 1652.
2. Паулов П.А., Силантьева К.В. Государственное регулирование закупочной деятельности // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. № 12. С. 442-446.
3. Зюзгина К.А., Паулов П.А. Государственные закупки: современные проблемы // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. № 12. С. 493-497.
4. Закупки возвращают к конкуренции // Газета "Коммерсантъ" №48 от 20.03.2019, стр. 2.
5. Чиновники просят заменить их роботами // Коммерсантъ (Самара) №49 от 21.03.2019.
6. Порезанова Е.В. Коррупционные риски в системе государственных закупок в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2015. Т. 15. № 4. С. 363-367.
RISK MANAGEMENT OF STATE PURCHASES AND THEIR CHARACTER P.A. Sayapina, student
Supervisor: P.A. Paulov, candidate of legal sciences, associate professor Samara state university of economics (Russia, Samara)
Abstract. The article analyzes the disfunction of the basic principles of public procurement as a source of risk in this procedure, leading to inefficient expenditures of the state budget, and also analyzes a set of measures (discussed and / or already implemented) that serves as a guarantor of their efficiency and safety in practice.
Keywords: government procurement, principles, risks, risk management.