Краткие сообщения
УДК 796.062:061.23
УПРАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬЮ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «СПОРТИВНЫЙ КЛУБ + СПОРТИВНЫЙ СЕРТИФИКАТ» В ПЕРМСКОМ КРАЕ
Г.Б. Белова1, Л.И. Мосеева2, А.А. Лобашова2
1 Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь, 2Уральский государственный институт физической культуры, г. Челябинск
Цель - провести оценку влияния реализуемого проекта «Спортивный клуб + Спортивный сертификат» на увеличение количества систематически занимающихся физической культурой и спортом школьников. Использованы статистические методы и сравнительный анализ. Внедрен инновационный проект «Спортивный клуб + Спортивный сертификат». Сформированы условия для развития малого бизнеса в физкультур-но-спортивной сфере через развитие института индивидуального предпринимательства. Отработан механизм управления школьным спортом, который можно тиражировать на другие образовательные учреждения, приобретен опыт распределения финансовых средств на конкурсной основе. Реализация проекта позволила изменить количественные и качественные показатели, характеризующие развитие физической культуры и спорта. Реализация проекта позволила эффективно распределить имеющиеся финансовые ресурсы, определить приоритетность оказываемых услуг в сфере физической культуры и спорта, принять грамотное управленческое решение по достижению главной цели проекта.
Ключевые слова: программно-целевой метод, проектный подход, рынок физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.
Проблемная ситуация заключается в том, что возрастание роли и значения физической культуры и спорта как действенных факторов укрепления здоровья населения, повышения его работоспособности, организации рационального досуга требует внедрения новых форм и методов управления рассматриваемой отраслью в условиях региона. Это обусловлено тем, что проблемы развития физической культуры и спорта носят комплексный характер и требуют системного решения посредством реализации комплекса мер, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам и результатам [1, 2].
Начиная с 2008 года в Пермском крае используется программно-целевой метод в решении указанной проблемной ситуации, который реализуется в виде краевой целевой программы «Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае».
В настоящее время приоритетным становится не просто физическое развитие учаще-
гося, приобретение им различных двигательных умений и навыков, а формирование спортивной культуры личности, воспитание потребности в здоровом образе жизни, ориентации на сознательное укрепление здоровья путем повседневных занятий физическими упражнениями. Сегодня осуществляется радикальный переход в политике охраны здоровья от рассмотрения людей как пассивных потребителей медицинских услуг к осознанию ими собственной активной роли в создании условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья путем увеличения двигательной активности за счет использования разнообразных физических упражнений.
На решение вышеперечисленных проблем и была направлена Программа, целью которой было увеличение численности населения, систематически занимающегося разными формами физической культуры и спорта, обеспечение доступности физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг школь-
Белова Г.Б., Мосеева Л.И., Лобашова А.А.
Управление результативностью развития физической культуры и спорта...
никам, использование новых механизмов деятельности сети учреждений дополнительного образования детей, подростков, развития соответствующей инфраструктуры, а также создание условий для развития детско-юношеского спорта и воспитания олимпийского резерва.
Реализация указанной цели осуществлялась по трем подпрограммам:
1) «Развитие массового спорта для всех» -7 направлений, 51 мероприятие;
2) «Спортивный резерв» - 2 направления, 9 мероприятий;
3) «Создание и развитие эффективной и доступной для различных групп населения спортивной инфраструктуры» - 6 направлений, 42 мероприятия.
В рамках Программы впервые был использован проектный подход в решении проблем развития физической культуры и спорта, что позволило провести эксперимент по внедрению пилотного проекта «Школьный спортивный сертификат», который был преобразован в проект «Спортивный клуб + Спортивный сертификат», направленный на развитие рынка физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг (стимулирование спроса и предложения) школьникам.
Задачи развития рынка спортивно-оздоровительных услуг связаны с тем, чтобы, во-первых, сформировать у детей и подростков привычку получать физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги; во-вторых, повысить привлекательность для бизнеса рынка предоставления физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.
Спортивные клубы создавались на базе общеобразовательного учреждения: это школьный спортивный клуб, кроме этого, спортивный клуб по месту жительства, на спортивном сооружении, ДЮСШ, СДЮШОР и др.
Спортивный клуб организует секции по видам спорта, физкультурно-оздоровительные группы, проводит физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия для учащихся образовательных учреждений. Кроме этого, готовит команды для участия в соревнованиях разного уровня.
Особенностью создания спортивных клубов в Пермском крае является то, что они создаются как самостоятельные юридические лица. Перед муниципальными образованиями была поставлена задача, создать условия для развития малого бизнеса в физкультурно-
спортивной сфере через развитие института индивидуального предпринимательства.
Сегодня работает более 102 школьных спортивных клубов в муниципальных образованиях Пермского края. Механизмом финансирования школьных спортивных клубов является школьный спортивный сертификат. Каждый школьник с 1 по 11 класс, исходя из своих спортивных интересов, получает ту или иную физкультурно-оздоровительную или спортивную услугу. Стоимость услуги в месяц составляет 463 рубля, на которые можно посетить 12 занятий.
Полученные результаты свидетельствуют о значительном изменении количественных показателей, повысился спрос на физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги. Так, если в 2008 году по сертификату занималось 3605 детей, на 01.01.2011 года количество занимающихся по сертификату составило 22 455 человек, на 01.01.2014 года - 86 212, из них детей группы риска 1441, детей, находящихся в социально опасном положении - 810.
Созданы новые рабочие места: в сентябре 2008 года начинали работу по реализации проекта 188 тренеров, к концу 2008 года уже работал 241 тренер, по итогам 2009 года -369, 2010 года - 779, по итогам 2013 года -2228 тренеров-преподавателей и учителей физической культуры, причем 19,3 % - это специалисты, имеющие специальное образование, но не работающие по специальности в силу ряда причин.
В территориях, реализующих проект, изменилась структура распределения детей по группам здоровья. Первая группа здоровья увеличилась с 8 % в 2008 году до 23 % в 2013 году. Снизилось число часто болеющих школьников, как в целом (от 6191 уроков до 4224), так и количество пропусков на одного ученика (от 12,8 до 9,8 %).
Снизилось количество несовершеннолетних, совершивших преступления на 17 случаев.
Создана конкурентная среда между тренерами, группами, секциями: 179 секций в 2008 году и 4271 секция на 01.01.2014 года.
Повысилось мастерство занимающихся детей за счет участия в соревнованиях краевого, регионального, российского уровня - 23 % детей выполнили спортивные разряды. Например, занимающиеся в СК «Гармония» общеобразовательной школы ЗАТО Звездный неоднократно становились победителями все-
Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». 2015. Т. 15, № 1. С. 70-74
Краткие сообщения
российских соревнований «Дети России образованны и здоровы», а также победителями всероссийских Президентских состязаний и Президентских спортивных игр.
Повысилась загрузка спортивного зала образовательных учреждений в свободное от учебы время в 2-3 раза. Если до начала эксперимента по реализации проекта спортивные залы начинали работу секций в 15-16 ч и заканчивали в 17-18 ч, то в период реализации проекта в залах начинают работу секций в 13-14 ч и заканчивают в 20-21 ч.
Опрос участников проекта показал, что 47 % респондентов в качестве основного мотивирующего фактора отмечают возможность дополнительной работы с детьми, далее дополнительный заработок - 23,5 %, увеличение количества детей, занимающихся в секциях и группах - 17,6 %.
В качестве положительных сторон проекта участники опроса называют возможность обновления материально-технической базы -35,2 %, доступность занятий спортом для детей разной физической подготовки - 17,6 %, профилактика возникновения вредных привычек среди школьников - 17,6 %, появление возможности выбора школьниками вида спорта - 5,8 %.
Представляет интерес информация, полученная в результате опроса руководителей и организаторов проекта в муниципальных образованиях, что позволило выявить отдельные трудности в реализации проекта:
- недостаток предложений от тренеров, учителей физической культуры спортивно-оздоровительных услуг, удовлетворяющих интересы школьников;
- низкое качество предоставляемых школьникам спортивно-оздоровительных услуг;
- низкий уровень экономических, юридических знаний у специалистов физической культуры и спорта;
- низкая активность, инициативность, самостоятельность специалистов физической культуры и спорта при организации работы спортивных клубов, физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг в образовательных учреждениях.
На основании вышеизложенного был спланирован и проведен проблемный семинар для тренеров-преподавателей, учителей физической культуры с целью ознакомления их с основами клубного движения, создания спор-
тивных клубов разных форм собственности, содержания и организации олимпийского образования в системе школьных спортивных клубов, а также организации физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.
В целях повышения эффективности обучения были использованы интерактивные методы обучения: тренинги, разбор практических ситуаций, мозговой штурм, круглый стол для обмена опытом, защита проектов.
Кроме этого, каждому начинающему индивидуальному предпринимателю (далее ИП) был определен тьютор (куратор), из числа опытных ИП для проведения консультативных встреч, а также имеющих возможность проведения консультаций как дистанционно, так и непосредственно на рабочем месте вновь созданного спортивного клуба.
С целью обмена опытом в рамках реализации проекта проводился «МАРАФОН МАСТЕР-КЛАССЫ», региональная научно-методическая конференция «Школьный спортивный сертификат: Теория и практика», а также представление результатов реализации проекта на других научных форумах.
Заключение. При реализации проекта был отработан организационный механизм, моделирующий структуры деятельности школьных спортивных клубов, организующих спортивную работу на базе школьной спортивной инфраструктуры в форме самостоятельного юридического лица.
Результаты реализации проекта позволили формировать у детей привычку получения и оплаты физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, создавать условия для развития малого бизнеса в сфере физической культуры и спорта через развитие института индивидуального предпринимательства.
В результате реализации проекта произошли изменения не только количественных, но и качественных показателей в развитии физической культуры и спорта.
Создан инструмент, с помощью которого решаются проблемы занятости детей и молодежи.
Реализация проекта способствовала развитию в крае клубного спортивного движения.
Охват систематически занимающихся школьников физической культурой и спортом в муниципальных образованиях, где реализуется проект, составил 71,3 %.
Белова Г.Б., Мосеева Л.И., Лобашова А.А.
Управление результативностью развития физической культуры и спорта...
Литература
1. Бальсевич, В.К. Оздоровительный потенциал физической и спортивной культуры / В.К. Бальсевич //Материалы второго Всероссийского Форума «Здоровье нации -основа процветания России». - М., 2006. -С. 213-214.
2. Белова, Г.Б. Надежность и результа-
тивность реализации проекта «Спортивный клуб + Спортивный сертификат» в Пермском крае // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Спортивно ориентированная система физического воспитания - новая педагогическая технология XXI века» / Г.Б. Белова, К.А. Минина. - Чайковский: ЧГУФК, 2014. - С. 12-17.
Белова Галина Борисовна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (Пермь), pedag@ pspu.ru.
Мосеева Людмила Ивановна, кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, Уральский государственный институт физической культуры (Челябинск), [email protected].
Лобашова Арина Александровна, кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры теории физической культуры и биомеханики, Уральский государственный институт физической культуры (Челябинск), [email protected].
Поступила в редакцию 30 января 2015 г.
EFFECTIVENESS CONTROL OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS DEVELOPMENT - EVIDENCE FROM THE IMPLEMENTATION OF PROJECT "SPORTS CLUB + SPORT CERTIFICATE" IN PERM KRAI
G.B. Belova, Perm State University of Humanities and Education, Perm, Russian Federation, pedag@pspu. ru,
L.I. Moseeva, Ural State Institute of Physical Culture, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected],
A.A. Lobashova, Ural State Institute of Physical Culture, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected]
Aim: to assess the influence of the implemented project "Sports club + Sport certificate" on the increasing number of schoolchildren engaged in the physical education and sports on a regular basis. Methods: statistical methods, comparative analysis. The innovative project "Sports club + Sport certificate" has been introduced. The conditions are provided for the small sports enterprise development through the sole proprietorship institution development. The school sports control mechanism is tested and ready for further introduction in other educational institutions; the experience of financial distribution on a competitive basis is obtained. The project implementation allowed a change of quantitative and qualitative indices characterizing the physical education and sports development. The project implementation made it possible to effectively distribute financial resources, to establish the priority of the provided services in the field of physical education and sports, and to make a management decision on achieving the main aim of the project.
Keywords: program-oriented and goal-oriented method, project-based approach, market of the therapeutic exercise and sport services.
Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». 2015. Т. 15, № 1. С. 70-74
Краткие сообщения
References
1. Bal'sevichV.K. [Health Potential of Physical and Sports Culture]. Materialy vtorogo Vseros-siyskogo Foruma "Zdorov'e natsii - osnova protsvetaniya Rossii" [Proceedings of the Second All-Russian Forum Health of the Nation - the Basis of Russia's Prosperity], 2006, pp. 213-214. (in Russ.)
2. Belova G.B., Minina K.A. [Reliability and Effectiveness of the Project Sports Club + Sport Certificate in the Perm Region]. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Sportivno orientirovannaya sistema fizicheskogo vospitaniya - novaya pedagogicheskaya tekhnologiya XXI veka " [Proceedings of the All-Russian Scientific-Practical Conference Sports-Oriented System of Physical Education - a New Pedagogical Technology of the XXI Century], 2014, pp. 12-17. (in Russ.)
Received 30 January 2015
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
REFERENCE TO ARTICLE
Белова, Г.Б. Управление результативностью развития физической культуры и спорта на примере реализации проекта «Спортивный клуб + Спортивный сертификат» в Пермском крае / Г.Б. Белова, Л.И. Мо-сеева, А.А. Лобашова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». -2015. - Т. 15, № 1. - С. 70-74.
Belova G.B., Moseeva L.I., Lobashova A.A. Effectiveness Control of Physical Education and Sports Development - Evidence from the Implementation of Project "Sports Club + Sport Certificate" in Perm Krai. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education, Healthcare Service, Physical Education, 2015, vol. 15, no. 1, pp. 70-74. (in Russ.)