МАШИНОСТРОСНИС И МАШИИОКДІНИІ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ 11<
удк62з.б 18 э. А. КУЗНЕЦОВ
Д. П. ПРОЗОРОВ
Омский танковый инженерный институт Федеральное государственное учреждение «38 Научно-исследовательский испытательный институт Министерства обороны РФ», Московская обл.. Одинцовский р-н, п. Кубинка
УПРАВЛЕНИЕ РЕЖИМАМИ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИИ С МОЛЕКУЛЯРНЫМ НАКОПИТЕЛЕМ ЭНЕРГИИ
Разработаны предложения по оснащению электромеханических трансмиссий машин молекулярным накопителем энергии. Определены соотношения параметров генератора, емкостного накопителя энергии и тягового электродвигателя, обеспечивающие требуемый уровень тягово-динамических свойств машин в заданных внешних условиях движения.
Ключевые слова: комбинированный привод, накопитель энергии, потоки мощности.
Разработка электромеханической трансмиссии (ЭМТ) для транспортной машины (ТМ) сопряжена с решением задач устранения «провалов» напряжений при резком увеличении нагрузки, снижения уровня бросков напряжений и ’гаков в сети питания вследствие рекуперации энергии от исполнительных двигателей электроприводов при торможении и реверсировании, снижении уровня пульсаций напряжения в сети питания при резко-переменной нагрузке и т.д
Указанные задачи могут быть решены посредством введения в состав ЭМТ молекулярных емкостных накопителей электрической энергии [1]. Эффективность применения молекулярного накопителя с электроприводом определяется схемой коммутации электрических машин, структурой, параметрами и алгоритмом функционирования системы управления. Функциональная схема системы управления движением ТМ с ЭМТ представлена на рис. 1.
Особенность предлагаемой схемы заключается в установке блока управления и коммутации, предназначенного для переключения молекулярного накопителя энергии на заряд или разряд по команде микропроцессорного блока управления в зависимости от режима работы электропривода и изменения направления и величины напряжения и тока на тяговом электроприводе (ТЭД).
Автоматическая система управления шасси ТМ с ЭМТ, содержащая микропроцессорный блок управления, блок коммутации и управления, датчиковую аппаратуру, информирующую о состоянии и режимах работы систем и агрегатов машины, и исполнительные элементы, обеспечивает запуск тягового двигателя внутреннего сгорания (ДВС), разгон, движение с постоянной скоростью (режим стабилизации скорости), повороты и торможение машины.
Блок коммутации и управления в совокупности с микропроцессорным блоком управления осуществляет подключение накопителя: на разряд при провалах напряжения на ТЭД (при резком увеличении нагрузки, при работе ДВС на режимах максимальной мощности) и на электродвигателе поворота (при уне-
личении момента сопротивления повороту), а также при разгонах машины в качестве усилителя мощности; на заряд от основного генератора при остановках машины и при переходе ТЭД и электродвигателя поворота в тормозной режим работы для поглощения электроэнергии рекуперации.
После запуска двигателя оператором в зависимости от степени заряженности емкостной накопитель энергии по команде микропроцессорного блока управления может быть подключен на заряд осуществляемый с помощью зарядного устройства. По мере заряда емкостной накопитель энергии отключается от зарядного устройства блоком коммутации и управления также по команде микропроцессорного блока. Состояние молекулярного накопителя определяется в результате обработки сигналов датчиковой аппаратуры, поступающих в микропроцессорный блок управления.
При разгоне, увеличении нагрузки, работе тягового ДВС на режимах максимальной мощности, поворотах в тяжелых условиях местности автоматическая система управления по мере необходимости параллельно с генератором осуществляет подключение к ТЭД и электродвигателю поворота молекулярных накопителей, используя их в качестве усилителя мощности. Это позволяет повысить крутящий момент на ведущих колесах машины и снизить ток нагрузки /г генератора, обеспечивая улучшение тягово-динамических и топливно-экономических свойств ГМ:
І_=І -I ,
(1)
При этом подводимая к ТЭД мощность равна сумме мощностей, развиваемых генератором и емкостным накопителем:
Р = Р. +
(2)
В процессе торможения машины электродинамическим способом энергия, вырабатываемая ТЭД при переходе в генераторный режим, запасается
Рис. 1. Функциональная схема системы управления движением транспортной машины с электромеханической трансмиссией
молекулярными накопителями с целью дальнейшего ее использования. В случае необходимости (когда потребный зарядный ток молекулярного накопителя 1мрец превышает ток 1а, вырабатываемый ТЭД в генераторном режиме) параллельное электродвигателем к молекулярному накопителю для его зарядки подключается генератор. Тогда
Іх,р*н=Іа + !ґ
(3)
а потребная мощность генератора определяется выражением:
14)
где Ра - мощность, отдаваемая ТЭД в генераторном режиме.
Рассмотрим прямолинейное движение машины, описываемое уравнением:
ющая движение машины, здесь М^—момент на ведущем колесе, Г" - радиус ведущего колеса; М ^ - момент на валу ТЭД, 1^—передаточное число редук-тора; т| - КПД редуктора;
Ре = /ГСН—сила сопротивления движению, здесь См- вес машины, (е— суммарный коэффициент сопротивления движению.
Решив уравнение (5) относительно момента получим по аналогии с [2,3]
(6)
Момент на валу ТЭД также может быть описан выражением:
ФІ.
(7)
где см—коэффициент пропорциональности, постоянный для данной электрической машины;
Ф—магнитный поток электродвигателя;
/ — ток нагрузки ТЭД.
С учетом уравнений (6) и (7) запишем выражение для тока нагрузки /эд, необходимого для реализации требуемого режима движения ТМ в заданных внешних условиях:
(«£+/«<*).
(8)
Ток, вырабатываемый ТЭД при переходе в гене* раторный режим, рассчитывается но формуле
Е»-и,
(9)
где ^ — напряжение на выводах ТЭД в генераторном режиме;
Ка - сопротивление якорной цепи;
ЕаСрПФ — ЭДС якоря, здесь п — частота вращения якоря, св-коэффициент пропорциональности, постоянный для данной электрической машины.
С учетом зависимости частоты вращения якоря ТЭД от скорости движения ТМ, представленной (|юр-мулой (10), выражение для определения тока нагрузки ТЭД при работе в генераторном режиме можно преобразовать к виду (11).
V •/
реп
2 П'ГЛ
и.
2лг ЯаГв
(10)
(11)
Напряжение заряда накопителя определяется уравнением вида:
иен=и{\-е г)
(12)
(IV г т—— = гТ Ж 1
где ш - масса машины;
М
—г - ускорение движения машины;
(5)
— сила тяги, обеспечива-
где (/—конечное напряжение на выводах накопителя;
I - время заряда;
I постоянная времени цепи заряда,
здесь: С^— емкость накопителя энергии; ^-эквивалентное сопротивление цепи тягового электродвигателя; —сопротивление емкостного накопителя.
Напряжение разряда накопителя определяется выражением:
*
кип
ІЙ НАУЧНЫЙ КСТНИК № 2 (90) 2010 МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОІШНИІ
ИЗ)
Уравнение для определения тока заряда (разряда) накопителя имеет вид:
'"'щ&й*'- (,4)
Пусть неравномерное движение машины (при управляющих воздействиях оператора) осуществляется с ускорением, изменяемым по закону:
А
—т- = фАи соя (і)і,
Ж у 7
(15)
где А у—амплитуда изменения скорости;
V/- круговая частота изменения скорости;
^ = *(+Д*—текущее время движения машины,
1 = 1,2..].
Тогда периодическое изменение скорости движения ТМ будет описываться выражением вида:
V = V., + А^ши^
(16)
Уя—постоянная составляющая скорости (ІУ
>0 движение ускоренное, энергия
где движения.
Для случая . накопи теля используется для разгона машины. При
— < о движение замедленное, энергия, вырабатываемая электродвигателями при торможении, используется для заряда накопителей.
Требования к емкости молекулярного накопителя определяются объемом энергии, вырабатываемой ТЭД в процессе торможения машины и используемой в дальнейшем для реализации высоких тяговодинамических свойств ТМ и минимизации мощности генератора. Вследствие этого при разработке ЭМТ с молекулярным накопителем энергии необходимо обосновать емкость накопителя Сеи, обеспечивающего, с одной стороны, возможность его заряда за счет энергии, вырабатываемой ТЭД в генераторном режиме, а с другой - сохранение требуемых тяговодинамических свойств машины при использовании генератора пониженной мощности.
Соотношение мощности генератора и емкости молекулярного накопителя, обеспечивающее требуемый уровень тягово-динамических свойств ТМ в заданных внешних условиях движения для слу-(/V
чая — > 0 определяется выражением Рг= — Реи или с учетом формул (2), (8), (13) и (14):
и1
где 1Г - время торможения ТМ. .у
В случае равномерного движения, когда — = 0, и
ш
работе генератора и ТЭД на частичных характеристиках (при движении ТМ с неполной нагрузкой на генератор и тяговый ДВС) питание электроприводов и заряд накопителей осуществляется от генератора
'■рслПрслСм0
и2
/сСА / +
*3
<ен1Кц+Кен)
), (19)
где 13 — время заряда накопителя.
Молекулярный накопитель энергии при необходимости (в случае разряда) также подключается на заряд при работе ТМ на месте.
Таким образом, требования к емкости молекулярного накопителя определяются объемом энергии, вырабатываемой ТЭД в процессе торможения машины, и используемой в дальнейшем для реализации высоких тягово-динамических свойств ТМ и минимизации мощности генератора. Вследствие этого при разработке ЭМТ с молекулярным накопителем энергии необходимо обосновать емкость СЛ( накопителя, обеспечивающего, с одной стороны, возможность его заряда за счет энергии, вырабатываемой ТЭД в режиме электродинамического торможения (при переходе в генераторный режим), а с другой — сохранение требуемых тягово-динамических свойств машины при использовании генератора пониженной мощности.
Выбор параметров генератора, емкостного накопителя энергии и ТЭД в зависимости от дорожногрунтовых условий и режимов движения машины может быть осуществлен с использованием зависимостей (17), (18) и (19), полученных в результате анализа процессов функционирования ТМ с ЭМТ.
Библно1 рцфнческий список
1. Хортов. В. П. 11овое направление в электрооборудовании АТС/Автомобили 1аяпромышленность. - 1999. - N«9.— С. 13—15.
2. Савичкин, В.А Статистическая динамика транспортных и тяговых машин / В.А Савочкин. АА Дмитриев. — М.: Машиностроение. 1990. - 320 с.
3. Исаков. П.П. Электромеханические трансмиссии гусеничных тракторов / П.П. Исаков. П.Н. Иванченко, АД Егоров - А: Машиностроение, 1981. — 302 с.
где — время разгона ТМ.
На режимах торможения при молекулярный накопитель энергии подключается к сети, обеспечивая использование энергии рекуперации, вырабатываемой электроприводами при торможении машины, за счет ее аккумулирования. При этом с учетом формул (10), (11), (12) и (14) выражение (17) принимает вид
и•
(/?„ + Кен)
ІЕїїІ
СЕФУ
ред
2л-
ид
Цд
К.
(18)
КУЗНЕЦОВ Эрнст Андреевич, кандидат технических наук, профессор, заведкющий кафедрой технической механики Омского танкового инженерного института
ПРОЗОРОВ Денис Павлович, старший научный сотрудник.
Адрес для переписки: 644098, г. Омск, 14 военный городок, ОТИИ.
Статья поступила в редакцию 30.04.2010 г.
© Э. А Кузнецов, Д. II. Прозоров