13. Коваленко В. Н., Коваленко Е. И., Корягин Д. А., Любимский Э. З. Метод опережающего планирования для грид. Препринт № 112. - М.: ИПМ им. М. В. Келдыша РАН, 2005.
14. Jackson D., Snell Q., Clement M. Core Algorithms of the Maui Scheduler // JSSPP 2001. - Berlin, Heidelberg: Springer-Verlag, 2001. Vol. 2221 of LNCS. P. 87-102.
15. Ernemann C., Hamscher V., Yahyapour R. Economic scheduling in grid computing // Proceedings of the 8th job scheduling strategies for parallel processing / Eds. D. G. Feitelson, L. Rudolph, U. Schwiegelshohn. -Heidelberg: Springer, 2002. Vol. 2537 of LNCS.
УДК 378.046.4, 330.13 ВАК 08.00.05 РИНЦ 06.71.45, 14.37.00
УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И. Г. Кревский, к. т. н., доцент, заместитель директора по научной работе Тел.: (905) 367-32-33, e-mail: [email protected] С. В. Матюкин, старший научный сотрудник Тел.: (8412) 29-25-66, e-mail: [email protected] Пензенский региональный центр высшей школы (филиал) Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства
www.rgu-penza.ru
The approaches to the definition of resource costs in continuing professional education programs based on innovative educational technologies are considered. The list of costs and their classification are presented. The methods of costs management to improve the efficiency of resource support for e-learning projects are described.
Рассмотрены подходы к определению ресурсных затрат программ дополнительного профессионального образования с использованием инновационных образовательных технологий. Определен перечень издержек, дана их классификация. Проанализированы методы управления издержками в целях повышения эффективности ресурсного обеспечения реализации проектов c использованием дистанционных образовательных технологий.
Ключевые слова: экономика дистанционного и смешанного образования, образовательные инновации, управление образовательным проектом.
Keywords: economics of distance and mixed education, educational innovations, educational project management
В условиях реализации системной политики по формированию в России экономики инновационного типа необходимым направлением выступает развитие системы непрерывного профессионального образования в целях адаптации специалистов к решению актуальных социально-экономических задач. В Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы развитие дополнительного профессионального образования (ДПО) обозначено приоритетом в формировании непрерывной системы подготовки высоко-квалифицированных кадров [1]. В проекте государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы предусмотрен ежегодный рост показателей и
индикаторов, связанных с охватом системой дополнительного образования работающего населения [2].
Реализация данных задач требует внедрения и развития инновационных форм и методов обучения, обеспечивающих массовую, низкозатратную, доступную, оперативную как в плане сроков, так и в плане времени реакции на быстро меняющуюся со-
циально-экономическую и научнотехническую ситуацию, подготовку кадров. При этом эффективность ДПО в современных условиях значительно повышается при реализации непрерывного подхода к подготовке кадров, включающего в себя организацию не только процесса обучения по образовательным программам, но и последующую консультационную поддержку и сопровождение текущей деятельности специалистов.
В [3] рассмотрена актуальная модель организации системы подготовки по программам ДПО, в которой процесс непрерывного образования системно организован в виде трех стадий: 1) подготовительная (анализ основных компонентов планируемой программы обучения и выработка организационных решений по реализации оптимального алгоритма подготовки); 2) реализация образовательной программы и поддержка обучения (включая проведение занятий в рамках традиционных и (или) инновационных форм подготовки, а также консультационную поддержку обучения с использованием ИКТ и дистанционного обучения); 3) последующее (после прохождения обучения) сопровождение текущей деятельности специалиста.
Для оптимизации ресурсного обеспечения реализации инновационных проектов в сфере подготовки специалистов в системе ДПО целесообразно руководствоваться следующим алгоритмом действий:
1. Постановка задач формирования методики ценообразования.
2. Определение перечня издержек на реализацию образовательного проекта.
3. Расчет издержек на реализацию образовательного проекта.
4. Расчет базовой цены реализации образовательного проекта.
5. Сравнение стоимости предлагаемого образовательного проекта с существующими предложениями.
6. Определение потенциальной эффективности предложенного образовательного проекта.
При определении издержек целесообразно руководствоваться двумя взаимодополняющими подходами расчета себестоимости подготовки специалистов, а именно:
1) методом нормативного планирования: расчет производится по затратам, определяемым нормами и нормативами (в части расходов по оплате труда персонала по принятым в образовательном учреждении нормативам);
2) на основе оценки среднерыночной стои-
мости соответствующих видов затрат (в части расходов, касающихся приобретения товаров и услуг на рынке, необходимых для создания системы подготовки, а также последующего обслуживания образовательной инфраструктуры).
При определении ресурсных затрат необходимо учитывать, что ряда издержек в процессе реализации образовательного проекта может не возникнуть. Это возможно в том случае, когда у образовательного учреждения либо его структурного подразделения, реализующего программы ДПО, ранее полностью или частично уже была сформирована необходимая материально-техническая база, подобран профессорско-
преподавательский состав (ППС), административно-управленческий (АУП) и учебновспомогательный персонал (УВП).
При этом видится целесооб-
разным формирование отдельных методик расчета как стоимости реализации конкретной программы подготовки, реализуемой с использованием инновационных образовательных технологий, так и затрат на создание системы поддержки и сопровождения текущей деятельности обученных специалистов, так как последняя услуга может предлагаться как отдельный рыночный продукт.
Расходы на создание системы поддержки и сопровождения текущей деятельности специалистов можно разделить на следующие группы:
Первоначальные расходы на создание системы. К данной группе относятся расходы на те ресурсы, которые должны иметься до начала реализации образовательного проекта, в том числе:
• приобретение информационнотелекоммуникационного оборудования для технологического обеспечения реализации проекта;
• приобретение внешнего или разработка
собственного программного обеспечения,
включая специализированные системы управления образовательным процессом и контентом сайтов (ЬМЕ и СМЕ), либо использование бесплатного программного обеспечения с учетом затрат на его сопровождение;
• создание или модернизация телекоммуникационной инфраструктуры; приобретение или аренда помещений для размещения штата
учреждения или его структурного подразделения, методических кабинетов. Для максимального приближения образовательной инфраструктуры к местам работы и проживания слушателей может потребоваться открытие удаленных учебных центров, затраты на содержание которых также должны быть учтены в смете образовательного проекта;
• подготовка персонала для реализации образовательного проекта.
1. Расходы на разработку (или приобретение) и последующую актуализацию учебно-методических материалов. Включают затраты на первоначальную разработку или приобретение учебно-методических комплексов (УМК) для образовательных программ и различного рода методического обеспечения для отдельных дисциплин, а также последующую их актуализацию.
2. Расходы на оплату труда персонала, осуществляющего поддержку и сопровожде-
ние. Включают следующие статьи:
• оплата труда АУП и УВП;
• оплата труда консультантов, непосредственно осуществляющих поддержку и сопровождение обучения и последующей деятельности специалистов;
• начисления на фонд оплаты труда (ФОТ).
3. Расходы по обеспечению текущего функционирования и развития организации или подразделения, осуществляющего поддержку и сопровождение. Включают затраты на расходные материалы, сопровождение программных продуктов, текущие услуги связи и телекоммуникаций, коммунальные услуги, повышение квалификации сотрудников, маркетинг образовательных услуг.
В табл. 1 представлено описание
методов расчета приведенных затрат.
Таблица 1
Виды и методы расчета издержек на создание системы подготовки, поддержки и сопровождения текущей деятельности специалистов
Группа издержек Виды издержек Методы расчета плановых издержек
1. Первоначальны е расходы на создание системы подготовки, поддержки и сопровождения 1.1. Приобретение телекоммуникационного оборудования Среднерыночная стоимость необходимого оборудования
1.2. Приобретение программного обеспечения Среднерыночная стоимость необходимого программного обеспечения
1.3. Расходы по созданию телекоммуникационной инфраструктуры Среднерыночная стоимость услуг по подключению и обслуживанию телефонной связи и интернет-канала
1.4. Приобретение (аренда) помещений для размещения штата учреждения или его подразделения Среднерыночная стоимость приобретения (аренды) помещений с требуемыми территориальными и техническими характеристиками
1.5. Подготовка персонала для реализации образовательного проекта 1. На основе данных о плановой численности обучающихся, рыночной стоимости курсов ДПО для 1 сотрудника, расходов на его направление к месту обучения. 2. Стоимость приобретения УМК (в случае самообучения)
2. Разработка (или приобретение) и последующая актуализация УМК 2.1. Расходы на разработку (или приобретение) УмК для образовательных программ и методического обеспечения, их актуализацию 1. Приобретение УМК по среднерыночной стоимости. 2. Полная оплата труда авторов и разработчиков по факту создания УМК. 3. Оплата создания УМК по мере их реализации. 4. Комбинированный вариант (2, 3)
3. Оплата труда персонала, осуществляющего поддержку и сопровождение 3.1. Расходы на оплату труда АУП и УВП 1. Метод нормативного планирования (по штатным окладам) с начислениями на ФОТ. 2. На основе нормативов отчислений от стоимости каждой реализуемой программы обучения с начислениями на ФОТ. 3. Комбинированный вариант (1, 2)
3.2. Расходы на оплату труда преподавателей и экспертов, осуществляющих поддержку и сопровождение обучения и последующей деятельности 1. По нормативам оплаты одного часа занятий и консультаций в образовательном учреждении с начислениями на ФОТ. 2. По среднерыночной среднечасовой выработке на одного консультанта
4. Обеспечение текущего функционирования и развития организации или подразделения 4.1. Расходные материалы На основе среднемесячных затрат на расходные материалы за плановый период
4.2. Коммунальные услуги На основе среднемесячных затрат на коммунальные услуги за плановый период
4.3. Реклама образовательных услуг На основе среднерыночной стоимости рекламной кампании
Таким образом, в сводном виде
суммарные расходы на создание системы подготовки кадров, поддержки и
сопровождения деятельности специалистов в системе ДПО можно представить с помощью формулы (1):
Cсист CО + CПО + Cком + Cим + Cnодг + PУМК + Fперс + Fконс + Н-ФОТ + Cрасх + CКУ + Cр, (1)
где Cсист - общая стоимость создания и функционирования системы подготовки, поддержки и сопровождения кадров (руб.);
CО - стоимость приобретаемого оборудования;
CПО - стоимость приобретения и обслуживания программного обеспечения за плановый период;
CKoM - стоимость подключения к телекоммуникационным каналам и их обслуживания за плановый период;
Cим - стоимость приобретения (аренды) помещений за плановый период;
Cnoдг - стоимость обучения персонала;
PУМК - сумма плановых расходов на разработку/приобретение УМК;
Fперс - размер ФОТ персонала за плановый период;
Fкoнс - размер ФОТ консультантов за плановый период;
HФОТ - размер начислений на ФОТ за плановый период;
Cрасх - стоимость расходных материалов;
CКУ - стоимость коммунальных услуг за плановый период;
Cр - рекламный бюджет за плановый период.
По результатам реализации перечисленных выше ресурсных затрат должна быть организована система поддержки обучения и сопровождения текущей деятельности специалистов, включающая следующие компоненты:
1) оборудованное и оснащенное техникой и коммуникационной инфраструктурой помещение для работы персонала организации или структурного подразделения, осуществляющего поддержку и сопровождение слушателей программ ДПО;
2) персонал, имеющий ключевые компетенции для организационного и методического обслуживания системы поддержки и сопровождения;
3) круг экспертов для реализации консалтинга;
4) информационный и образовательный порталы поддержки обучения и сопровождения текущей деятельности специалистов.
Расходы на реализацию программы ДПО, основанной на использовании инновационных образовательных технологий, включают следующие статьи:
Оплата труда преподавателей за прове-
дение занятий, консультаций и аттестаций в рамках программы ДПО.
Оплата труда разработчиков УМК (в случае, если выбран вариант их оплаты из бюджета программы). В качестве разработчиков выступают как авторы контента, так и, в случае создания мультимедийного продукта, дизайнеры, верстальщики и программисты.
Оплата труда персонала, обеспечивающего организационно-техническое сопровождение программы ДПО.
Накладные расходы образовательного учреждения.
Расходы, связанные с направлением преподавателей и организаторов к месту реализации программы обучения (если очные выездные занятия предусмотрены учебным планом).
Маркетинг образовательной услуги ДПО.
Приобретение расходных материалов.
Формирование фонда развития.
В табл. 2 представлено описание методов расчета приведенных затрат.
Таблица 2
Виды и методы расчета издержек на реализацию образовательной программы ДПО
Виды издержек Методы расчета плановых издержек
1. Оплата труда преподавателей за проведение занятий, консультаций и аттестаций Нормативный подход на основе почасовой оплаты труда с начислениями на ФОТ
2. Оплата труда разработчиков учебно-методических материалов (в случае варианта их оплаты из бюджета программы) 1. На основе приобретения УМК по среднерыночной стоимости. 2. На основе полной оплаты труда авторов и других разработчиков по факту создания УМК. 3. На основе оплаты создания УМК по мере их реализации. 4. Комбинированный вариант (2, 3)
3. Оплата труда персонала, обеспечивающего организационнотехническое сопровождение программы 1. Метод нормативного планирования (по штатным окладам) с начислениями на ФОТ. 2. Расчет на основе нормативов отчислений от стоимости каждой реализуемой программы обучения с начислениями на ФОТ. 3. Комбинированный вариант (1, 2) с начислениями на ФОТ
4. Накладные расходы образовательного учреждения На основе коэффициента - доли отчислений от бюджета образовательной программы
5. Расходы, связанные с направлением преподавателей и организаторов к месту обучения На основе данных о плановых расходах на направление к месту обучения (проезд, проживание, командировочные затраты)
6. Реклама образовательных услуг 1. На основе среднерыночной стоимости рекламной кампании образовательной программы. 2. На основе доли отчислений на бюджет рекламной кампании от общего бюджета образовательной программы
7. Расходные материалы На основе затрат на расходные материалы на 1 слушателя и общей численности слушателей программы
8. Формирование фонда развития На основе коэффициента - доли отчислений от бюджета образовательной программы
Сводная стоимость реализации образовательной программы ДПО с использованием инновационных образовательных технологий рассчитывается по формуле (2):
Cпрoг Fпoчас + FУМК + Foрг + HФОТ + Hрасх + Cкoманд + Cр + Cрасх + Dразв, (2)
где Cпрoг - стоимость реализации образовательной программы с использованием инновационных образовательных технологий (руб.);
Frючaс - размер ФОТ преподавателей и консультантов программы;
FУМК - размер ФОТ разработчиков УМК;
Foрг - размер ФОТ организаторов программы;
HФОТ - размер начислений (страховых взносов) на ФОТ;
Hрaсх - размер накладных расходов образовательного учреждения;
Cкoмaнд - размер командировочных расходов преподавателей и организаторов;
Cр - размер рекламного бюджета программы;
Cрaсх - размер затрат на приобретение расходных материалов;
Dрaзв - размер отчислений на формирование фонда развития.
Отметим, что при прочих равных условиях затраты при традиционных технологиях обучения существенно выше, чем при дистанционных интернет-технологиях, что делает современные формы и методы подготовки более экономически целесообразными. Непосредственная экономия издержек достигается за счет [4]: а) использования тиражируемых высококачественных учебных программ, материалов, информационных ресурсов широким (практически неограниченным) кругом обучаемых; б) минимизации или отсутствия командировочных расходов;
в) сокращения расходов на содержание зда-
ний, общежитий и прочей материальнотехнической инфраструктуры обучения;
г) возможности совмещения слушателем производственной деятельности и обучения.
Несмотря на затратный характер на начальном этапе развития, ориентированность инновационных методов обучения на большое число слушателей в дальнейшем экономически полностью оправдывает использование новых образовательных технологий. Так, компания 1ВМ, осуществившая в 2003 году перевод около 40% корпоративных учебных курсов на дистанционную форму, констатировала экономию на систему корпо-
Отечественный и зарубежный опыт
ративного обучения в 395 миллионов долларов только за указанный год [5].
Результаты расчета ресурсных затрат на реализацию подготовки специалистов в системе ДПО позволяют решить задачу оптимизации управления инновационными образовательными проектами в сфере непрерывного образования. На основе начального определения и расчета издержек на создание и развитие системы подготовки специалистов, а также реализацию программ ДПО с использованием новых образовательных тех-
Литература
нологий, возможен выбор и формирование конкретных компонентов модели обучения, поддержки и сопровождения в зависимости от поставленных перед ней целей и имеющихся ресурсов. Потребность в ежегодной подготовке кадров по программам ДПО по России исчисляется сотнями тысяч обучаемых, что делает развитие инновационных технологий в системе ДПО крайне необходимым и требует эффективного управления ресурсным обеспечением образовательных проектов.
1. О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы: Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61. http://www.consultant.ru/law/review/993394.html.
2. Проект государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы. http://минобрнауки.рф/документы/2474.
3. Кревский И. Г., Матюкин С. В. Инновационные технологии в управлении системой дополнительного профессионального образования // Экономика и управление, 2010. № 8 (58). С. 91-95.
4. Горбунова Е. И., Кревский И. Г., Лобачев С. Л. и др. Организация дистанционного обучения в вузе: теория и практика / Под ред. проф. Лобачева С. Л. - Шахты: ЮРГУЭС, 2007. 323 с.
5. Анализ рынка систем дистанционного образования России. http://www.websoft.ru/db/wb/9718E35D3B7363BCC3256E1F005D26F8/doc.html.
УДК 007.51
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ НА ПРИМЕРЕ ЭЛЕКТРОННОГО ВУЗА
И. Г. Федоров, к. т. н., профессор кафедры ПИЭ Тел.: (495) 411-66-33, e-mail: [email protected] К. С. Курышев, аспирант кафедры ПИЭ Тел.: (495) 411-66-33, e-mail: [email protected] А. В. Данилов, старший преподаватель кафедры ПИЭ Тел.: (495) 411-66-33, e-mail: [email protected] Е. А. Завражная, начальник организационного управления Тел.: (495) 411-66-33, e-mail: [email protected]
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
(МГУЭСИ)
www.mesi.ru
В. И. Швей, рук. отдела проектирования информационных и аналитических систем Тел.: (495) 311-22-18, e-mail: vs [email protected] ЗАО «ЕС-Лизиинг» http://www.ec-leasing.ru
Implementing the process approach in the modern university system management involves management of the business processes of the institution. In this paper, the applicability of the methodology of BPM for process management of electronic institution of higher education, as well as the method of designing a system of business process management using a specialized high school program of BPM are presented.
Реализация процессного подхода в современном вузе подразумевает управление системой бизнес-процессов данного учреждения. В данной работе обосновывается применимость методологии BPM для процессного управления электронным вузом, а также предлагается метод проектирования системы управления бизнес-процессами вуза с использованием специализированных программных средств BPM.
Ключевые слова: процессное управление, BPM, реинжиниринг.