Государственные финансы
управление региональными долговыми обязательствами (на примере карачаево-черкесской
республики)
у. и. алшв,
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Российский университет дружбы народов
Основная задача управления государственным долгом субъекта рФ — обеспечение привязки расчета объемов планируемых заимствований на этапе составления проекта бюджета (на примере карачаево-Черкесской республики) к потребности в финансировании расходов, которые предусмотрены органами исполнительной власти на текущий год и среднесрочную перспективу.
Цель управления долговыми обязательствами — формирование запаса прочности финансовых ресурсов региона в период кризисных явлений на финансовом и долговом рынках, обеспечение способности региона расплатиться по своим обязательствам с минимально возможным риском и финансовыми издержками в самой неблагоприятной ситуации1.
В результате, потребности в привлечении долговых средств, в том числе и на покрытие временных кассовых разрывов, должны быть увязаны с обеспечением реализации целей и задач развития региона в целом.
Предлагаемая методика управления долговыми обязательствами, их принятия и рефинансирования на примере карачаево-Черкесской республики (кЧр) требует проведения ряда взаимосвязанных мероприятий.
1 Письмо Минфина России от 20.10.2008 № 06-03-07 «О рекомендациях по формированию бюджетов субъектов Российской Федерации на 2009 год и на плановый период до 2010 и 2011 гг.»
1-й этап. Разработка методологии расчета долговой нагрузки на бюджет с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств на среднесрочный период.
Методология должна отражать ключевые факторы платежеспособности, определяющие текущее финансовое состояние и потенциальные финансовые возможности в части, касающейся долговых обязательств.
Результат реализации этапа. Правовой акт органов законодательной власти республики, утверждающий методологию расчета долговой нагрузки на бюджет с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств на среднесрочный период. Методология позволит проводить оценку платежеспособности бюджета (его финансовую устойчивость) с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств.
2-й этап. Разработка методики расчета объемов возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на долговую нагрузку бюджета республики.
расчет возможного объема привлечения новых долговых обязательств зависит от объема уже принятых долговых обязательств и максимального возможного их уровня с учетом платежеспособности бюджета. Для этого необходимо произвести расчет долговой емкости бюджета, являющиеся прогнозной величиной и определяемой в процессе бюджетного планирования.
Результат реализации этапа. нормативно-правовой акт, утверждающий методику расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на долговую нагрузку бюджета республики.
документ должен закрепить не только методику объема возможного привлечения новых долговых обязательств, но и порядок применения расчетов, в том числе мероприятия, сроки и ответственных исполнителей за выполнение действий по привлечению новых долговых обязательств
3-й этап. Обеспечение информационной прозрачности. с целью обеспечения прозрачности бюджетно-финансовой политики администрации региона необходимо разместить информацию о долговых обязательствах в республиканских средствах массовой информации и на официальном сайте Министерства финансов кЧр2.
для формирования репутации Администрации республики как добросовестного заемщика среди потенциальных кредиторов в дальнейшем публикация сведений о долговых обязательствах должна осуществляться на регулярной основе [1].
Результат реализации этапа. Экономический эффект—снижение стоимости кредитных ресурсов и улучшение условий вновь привлекаемых заимствований.
Анализ и оценка альтернативных механизмов
Альтернатив реализуемым мероприятиям фактически не существует, за исключением варианта долговой политики, при котором республика полностью отказывается от принятия новых долговых обязательств.
Однако, как показывает практика, последнее означает само устранение от целого ряда возможностей, которые могут возникнуть при проведении взвешенной политики заимствований. Однако, учитывая дефицитность бюджета республики, полный отказ от осуществления заимствований практически невозможен [2].
1-й этап. разработка методологии расчета долговой нагрузки на бюджет кчр с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств на среднесрочный период.
Основными целями планирования долговой нагрузки на бюджет кчр являются:
— обеспечение исполнения в полном объеме долговых обязательств;
2 Официальный сайт Министерства финансов кчр в настоящее время отсутствует.
— определение возможности исполнения имеющихся долговых обязательств за счет доходов республиканского бюджета;
— соблюдение экономически безопасного уровня государственного долга кчр. Объем обязательств, при котором размер ежегодных выплат в счет погашения долга в планируемом периоде не должен превышать разности между объемом доходов бюджета кчр и объемом текущих расходов за этот же период (т. н. «первичный профицит») [3].
Основными задачами планирования государственного долга кчр являются:
— повышение эффективности государственных заимствований;
— оптимизация структуры долга с целью минимизации его обслуживания;
— сокращение рисков, связанных с осуществлением бюджетных заимствований;
— обеспечение тесной взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями бюджета кчр в привлечении заемных средств и оптимизацией использования средств бюджета;
— развитие рыночных инструментов заимствований и инструментов управления долгом.
Базовыми показателями, определяющими ограничения в проведении заемной политики кчр, являются:
— нормы, установленные Бюджетным кодексом российской Федерации [4];
— долговая емкость бюджета кчр;
— доступный на рынке капитала объем средств с приемлемыми условиями по стоимости и срочности.
Процесс планирования долга состоит из двух этапов:
— планирования расходов по погашению и обслуживанию уже принятых обязательств кчр;
— планирования объемов вновь привлекаемых долговых и условных обязательств.
Основной целью планирования, погашения и обслуживания уже имеющегося государственного долга кчр является оценка возможности его погашения за счет доходов бюджета в планируемом финансовом году.
исходной информацией для планирования прямых и условных обязательств являются:
— прогноз текущих расходов бюджета кчр;
— потребность бюджета кчр в расходах на увеличение стоимости основных средств, определяемых на основе приоритетов инвестиционной политики;
— потребность в предоставлении государственных гарантий КЧР, определяемая на основе приоритетов экономической политики;
— информация о существующих прямых и условных обязательствах, внесенная в государственную долговую книгу КЧР.
На основе исходной информации определяются:
— долговая емкость бюджета КЧР;
— необходимые и возможные объемы привлечения прямых и условных обязательств, исходя из условия, что прогнозы обслуживания и погашения прямых обязательств и объемов ожидаемых платежей по условным обязательствам КЧР не превышают долговой емкости бюджета;
— структура долга в рамках подготовки проекта бюджета КЧР на очередной финансовый год и программа внутренних заимствований на очередной финансовый год, разработанная в соответствии с ограничениями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и долговой емкостью бюджета КЧР.
Расчет допустимых объемов привлечения новых бюджетных заимствований.
Определение долговой емкости бюджета КЧР
Долговая емкость бюджета определяет предельные объемы погашения и обслуживания долговых обязательств, которые можно осуществлять за счет доходов бюджета.
Долговая емкость бюджета (ДЕ) Карачаево-Черкесской Республики определяется как превышение доходов бюджета Vd над его расходами V- без учета расходов на увеличение стоимости основных средств У^ и расходов на обслуживание существующих долговых обязательств Уоа в каждом периоде выбранного интервала времени.
де = уа — (у — Ук — у>а),
где Ук — объем капитальных вложений.
Получаем, ДЕ (2009) = 8185741,1 —
— (8419084,1 — 230 252,4-734 901,9)
= 731 811,3 тыс. руб.
Таким образом, долговая емкость бюджета во многом является прогнозной величиной и определяется в процессе бюджетного планирования, исходя из сценарных условий Программы социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики (оптимистического и консервативного).
Доступная долговая емкость бюджета (ДДЕ) определяется как разница между долговой емкостью и сводным графиком погашения и обслуживания долговых обязательств и ожидаемых платежей
по исполнению государственных гарантий в каждом периоде интервала расчета [3].
Расчет доступной долговой емкости осуществляется по следующей формуле:
ДДЕ. = ДЕ. — СГ., где ДЕ; — долговая емкость в 1-м периоде; СГ — сводный график платежей по погашению и обслуживанию прямых обязательств и ожидаемых платежей по условным обязательствам в 1-м периоде.
СГ; = (Управление ^ )+
(Финансовое обязательство).
Получаем СГ (2009) = 458 818,1 + + 13 1 555,4 + 03 = 59 0 3 73,1 тыс. руб. Определяем ДДЕ (2009) = 731 811,3 — — (267 037,1+34 901,9) = 429 872,3 тыс. руб. Полученное положительное значение ДДЕ показывает, какой объем доходов может быть направлен на финансирование Инвестиционной программы КЧР, а также на досрочное погашение обязательств с целью снижения долговой нагрузки на бюджеты будущих лет. Кроме того, ДДЕ >0 дает возможность привлечения новых заимствований.
В Проекте бюджета КЧР на 2009 г. предусмотрено выделить на финансирование целевых инвестиционных программ 254 682,9 тыс. руб., что более чем на 40 % ниже ДДЕ [5].
Если значение доступной долговой емкости отрицательно, то оно показывает, какой объем заимствований необходимо осуществить для вынужденного рефинансирования или частичного досрочного погашения имеющихся долговых обязательств.
При средне- и долгосрочном планировании доступная долговая емкость рассчитывается с периодом, равным году, а при оперативном и краткосрочном планировании — с более коротким временным периодом (до одного месяца) [2].
Для определения максимально возможных объемов привлечения новых заимствований график обслуживания и погашения долговых обязательств сравнивается с графиком долговой емкости бюджета. Если долговая емкость превышает объем расходов на обслуживание и погашение существующих долговых обязательств на всем интервале планирования, то может быть осуществлено привлечение новых заимствований.
3 В Проекте бюджета КЧР на 2009 г. предоставление государственных финансовых гарантий не запланировано.
В противном случае, в зависимости от длительности периода с отрицательной долговой емкостью, возможны два варианта:
а) если долговая емкость отрицательна по итогам какого-либо года внутри интервала планирования, то необходимо провести рефинансирование или частичное досрочное погашение имеющихся долговых обязательств с целью приведения их в пределы долговой емкости бюджета. Привлечение новых заимствований, увеличивающих расходы на погашение и обслуживание долговых обязательств в выбранном году, до проведения рефинансирования или досрочного погашения невозможно;
б) если доступная долговая емкость положительна для каждого планируемого года в целом, но отрицательна для какого-либо более короткого периода внутри какого-то года, то это означает, что возникает кассовый разрыв бюджета. решить проблему в этом случае можно с помощью рефинансирования долговых обязательств, а также за счет привлечения в соответствующем году краткосрочного заимствования на финансирование кассового разрыва.
критерии привлечения новых заимствований
Основным критерием для оценки возможности привлечения новых заимствований бюджетом является соблюдение предельных ограничений размера долга и расходов на его обслуживание.
Для оценки используются следующие прогнозные показатели:
— соотношение объема долга и доходов бюджета без учета объема безвозмездных поступлений менее или равно 0,5;
— соотношение объема расходов бюджета на обслуживание долга и объема расходов бюджета менее или равно 0,15;
— величина доступной долговой емкости, определяемой в соответствии с настоящей методикой;
— суммарный объем расходов на обслуживание долговых обязательств и на погашение государственного долга (долговая нагрузка) не должен превышать 20 % от объема расходов бюджета.
Достаточным критерием для оценки возможности привлечения новых заимствований является выполнение условия, при котором привлечение новых заимствований позволит снизить совокупные расходы на обслуживание и погашение долговых обязательств.
Для оценки данного условия сравниваются показатели приведенной стоимости долговых обязательств. Дисконтирование каждой операции осуществляется на основе ставки или ставок дисконтирования Щ. Значение ставок выбирается
субъектом рФ4. Для каждого из долговых обязательств (рефинансируемого и привлекаемого) на основании графика платежей рассчитывается приведенная стоимость расходов на обслуживание и погашение долга по следующей формуле:
Платеж
PV =-
(1 + Д/100%)365
Платеж2
(1 + ^/100%)365 X(1 + Л2/100%)' Платеж
Я!
(1 + ^/100%)3® X (1 + R2 /100%)365 X (1 + R3 /100%)365
ПлатежТ
(1 + ^/100%)365 х(1 + R2/100%)365 Х---Х(1 + 1Г /100%)
или
РУ =
Платеж,
П (1 + 100%)
365
í=1
где В. — годовая ставка дисконтирования в периоде t, в %. Для различных периодов ставка может различаться. Данное различие может быть обусловлено различными оценками экономического развития региона. кроме того, индивидуальные ставки дисконтирования могут использоваться при дисконтировании операций по обслуживанию отдельных обязательств; Пла-теж1 — сводный объем платежей по обслуживанию обязательств в г'-м периоде ^ = 1, 2,.., Т); Т — глубина расчета приведенной стоимости в периодах; Д( — длина периода I Длина измеряется в днях и может быть от одного дня до года (в году принимается 365 дней); Т — срок до осуществления платежей по исполнению обязательства (Платеж) в периодах (учитываются полные и последний неполный периоды). Данная формула может быть упрощена, если периоды одинаковы на всем горизонте дисконтирования.
Так, если периодом является год, то формула будет иметь вид:
Платеж,
PV = 1-
П (1 + Rt/100 %)
t=l
где Щ — годовая ставка дисконтирования в году t, в %; Т — срок до осуществления платежей по исполнению обязательства (Платеж), в
4 Значение нормы дисконта целесообразно в современных условиях привязать к учетной ставке Банка россии.
годах.
Если периодом является квартал, то формула будет иметь вид:
Е Платеж, ---,
■ Т- 1/ - П (1 + Ю0%/4
г=1
где Л—годовая ставка дисконтирования в квартале I в %; Т — срок до осуществления платежей по исполнению обязательства (Платеж), в кварталах.
Если периодом является месяц, то формула будет иметь вид:
^ Платеж, Ру = > -, где л, — годовая
1/ ' 1 ^ (1 + Rt/100%/12
г=1
ставка дисконтирования в месяце I, в %, Т — срок до осуществления платежей по исполнению обязательства (Платеж), в месяцах. Более привлекательным является вариант заимствования, для которого получено меньшее значение показателя приведенной стоимости [3].
Для принятия решения о необходимости принятия новых долговых обязательств при условии соблюдения необходимых и достаточных критериев привлечения новых заимствований могут быть рассмотрены дополнительные критерии:
— привлечение новых заимствований позволит установить оптимальную динамику долговых обязательств;
— привлечение новых заимствований позволит снизить риск процентной ставки. данное условие
выполняется, если новое заимствование осуществляется по фиксированной процентной ставке;
— привлечение новых заимствований позволит снизить риск досрочного предъявления к погашению. данное положение выполняется, если новое заимствование не содержит условий, предполагающих досрочное погашение полностью или частично, а сроки погашения зафиксированы.
2-й этап. разработка методики расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на долговую нагрузку бюджета кчр
Методика расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств и управления действующими долговыми обязательствами устанавливает порядок расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на платежеспособность бюджета КЧР и без превышения планируемого уровня платежеспособности, а также порядок управления действующими долговыми обязательствами.
Расчет объема возможного привлечения новых долговых обязательств предлагается производить на основе определения уровня кредитоспособности бюджета КЧР (табл. 1).
Общая оценка уровня платежеспособности на каждый год временного интервала расчета платежеспособности производится на основе критериев и весовых коэффициентов (табл. 2).
Исходя из указанных критериев, каждый показатель оценивается в баллах: для высокого уровня — 1; для среднего — 2; для низкого — 3; для критического — 4.
оценка критериев кредитоспособности бюджета карачаево-черкесской республики и соблюдения требований Бюджетного кодекса российской Федерации (%)
Таблица 1
Показатели норматив Факт 2008 г. * План 2009 г.
Отношение государственного долга к объему собственных доходов бюджета ДН! не > 100 35,6 44 %
Отношение расходов на обслуживание долга к расходам бюджета ДН24 не > 15 10,3 8,7
Отношение дефицита бюджета к объему доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета ДНЗ( не > 15 10,6 9
Отношение объема заемных средств к доходам бюджета ДН44 не > 20 12,8 11
Отношение сумм выплат в погашение государственного долга к доходам бюджета за минусом обязательных расходов не > 15 11 9
Отношение текущих расходов бюджета к доходам бюджета не > 100 98 98
Сумма просроченной (неурегулированной) задолженности по долговым обязательствам 0 0 0
Доля трансфертов из Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации не > 100 73 71
Доля бюджетных кредитов, предоставленных юридическим лицам, в расходах бюджета не > 3 0,4 0,2
Отношение объема государственных гарантий к расходам бюджета не > 5 0 0
* По состоянию на 01.11.2008.
Таблица 2
критерии и весовые коэффициенты для расчета сводного показателя уровня платежеспособности бюджета кчр
Показатели Уровень платежеспособности весовой коэффициент
высокий средний низкий критический
дн1* до 35 % от 35 до 75 % от 75 до 90 % от 90 % 0,4
дн2** до 9 % от 9 до 11 % от 11 до 12 % от 12 % 0,2
днз** до 2 % от 2 до 5 % от 5 до 10 % от 10 % 0,2
дн4** до 5 % от 5 до 10 % от 10 до 20 % от 20 до 30 % 0,2
* Основной показатель. ** Дополнительный показатель.
Значение сводного показателя уровня платежеспособности рассчитывается путем суммирования произведений количества баллов по каждому показателю на соответствующий весовой коэффициент. Уровень платежеспособности считается:
• высоким — если значение сводного показателя уровня платежеспособности меньше либо равно 1;
• средним — если значение сводного показателя уровня платежеспособности принимает значение от 1 до 2 включительно;
• низким — если значение сводного показателя уровня платежеспособности принимает значение от 2 до 3 включительно;
• критическим — если значение сводного показателя уровня платежеспособности больше 3. расчет уровня платежеспособности:
ДН1 = 2 X 0,4 = 0,8; ДН2 = 1 х 0,2 = 0,2; ДН3 = 3 х 0,2 = 0,6; ДН4 = 3 х 0,2 = 0,6,
где 2 — показатель в баллах для ДН1 = 44 %; 1 — показатель в баллах для ДН2 = 8,7 %; 3 — показатель в баллах для ДН3 = 9 %, а для ДН4 = 11 %. Далее, ДН1 = ДН2 + ДН3 = ДН4 = 2,2. Таким образом, бюджет кчр на 2009 г. обладает средним уровнем платежеспособности.
расчет объема возможных заимствований производится при формировании бюджета кчр на очередной финансовый год, а также при его уточнении. Обновление указанного расчета в целях аналитического обеспечения управления государственным долгом кчр может производиться по мере необходимости в течение финансового года.
Период времени, на который производится расчет объема возможных заимствований (далее — период расчета), разбивается по годам и охватывает период от начала текущего финансового года до даты погашения долгового обязательства кчр (далее — долговое обязательство) с максимальным сроком погашения.
Объем возможных заимствований определяется на основании:
а) параметров бюджета кчр и ограничений, задаваемых уровнями платежеспособности;
б) потребности в заимствованиях, в т. ч. на инвестиционные цели и рефинансирование действующих долговых обязательств.
расчет объема возможных заимствований, не приводящих к превышению текущего уровня платежеспособности, производится путем определения предельного объема возможных заимствований, превышение которого приведет к росту текущего уровня платежеспособности.
При этом рассматриваются возможности снижения платежеспособности, которые осуществляются путем:
— досрочного погашения действующих долговых обязательств, т. е. корректировки графика платежей по обслуживанию и погашению долговых обязательств;
— рефинансирования долговых обязательств.
По каждому году периода расчета объема
возможных заимствований производится проверка соблюдения ограничений, приведенных ранее.
расчет объема возможных заимствований производится исходя из следующих принципов:
сохранение приемлемого уровня платежеспособности на протяжении периода расчета;
привлечение новых заимствований, за исключением заимствований на покрытие временных кассовых разрывов длительностью менее года, только для финансирования бюджетных инвестиций из бюджета кчр либо рефинансирования долговых обязательств.
Условия возможных заимствований по кредитам, привлекаемым в кредитных организациях, оцениваются одним из следующих способов:
— по аналитическим данным Национального банка кчр об условиях кредитования юридических лиц коммерческими банками;
— по условиям фактически полученных кредитов за предыдущие годы;
— на основе опроса кредитных организаций о возможных условиях привлечения кредитов.
Условия привлечения бюджетных кредитов из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (далее — бюджетные кредиты) оцениваются на основании положений федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и Закона КЧР о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, Правительства КЧР, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов КЧР.
Итоговая оценка условий возможного привлечения новых заимствований проводится на основе обобщения результатов по отдельным видам заимствований [3].
Потребности в заимствованиях определяются как сумма потребностей в заимствованиях на финансирование бюджетных инвестиций в
объекты капитального строительства (далее — инвестиционные заимствования) и потребностей в заимствованиях на вынужденное и добровольное рефинансирование долговых обязательств.
Потребности в заимствованиях на вынужденное рефинансирование долговых обязательств удовлетворяются в первую очередь и являются необходимыми.
Потребности в инвестиционных заимствованиях и потребности в заимствованиях на добровольное рефинансирование долговых обязательств удовлетворяются во вторую очередь, по мере возможностей [3].
Для определения потребности в заимствованиях на вынужденное рефинансирование действующих долговых обязательств проводится расчет показателей, указанных в табл. 3.
Таким образом, значение 7 и 9 показателей соответствуют критическим значениям. Это означает, что в текущем году исполнение долговых обязательств осложнено и требуется проведения их вынужденного рефинансирования.
Таблица 3
Показатели определения потребности в заимствованиях на вынужденное рефинансирование принятых долговых обязательств кчр
№ пп Показатели Параметр критических значений Статус критерия описание значения показателей
1 2 3 4 5
Показатели — требования бюджетного кодекса российской Федерации
1. Ограничение объема долговых обязательств (ст/ 107 Бюджетного кодекса РФ) > 100 % 1 Предельный объем государственного долга субъекта РФ не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов. Предельный объем долга означает максимально возможный объем долга, который может возникнуть при исполнении соответствующего бюджета. В 2009 г/ предельный объем государственного долга КЧР может составить 1045000,0 тыс. руб., что соответствует 44 % от собственных налоговых доходов КЧР без учета безвозмездных поступлений
2. Ограничение объема расходов на обслуживание долговых обязательств (ст. 111 Бюджетного кодекса РФ) > 15 % 1 Предельный объем расходов на обслуживание государственного долга не должен превышать 15 % объема расходов бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы РФ. Фактическое значение — 4 %
3. Ограничение объема дефицита бюджета субъекта РФ (ст. 92.1 Бюджетного кодекса РФ) > 15 % 1 дефицит бюджета не должен превышать 15 % утвержденного общего годового объема доходов соответствующего бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Фактическое значение — 9 %
Окончание табл. 3
№ пп Показатели Параметр критических значений Статус критерия Описание значения показателей
1 2 3 4 5
Показатели платежеспособности
4. Долговая емкость бюджета (ДЕ) < 0 1 Расходы бюджета, обеспечивающие текущее функционирование органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, покрываются доходами Фактическое значение ДЕ =731 811,3 тыс. руб.
5. Доступная долговая емкость бюджета (ДДЕ) < 0 1 Остаток средств бюджета после финансирования всех расходов, обеспечивающих текущее функционирование органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, и платежей на обслуживание и погашение долговых обязательств Фактическое значение ДДЕ=429 872,3 тыс. руб.
Показатели кредитоспособности
6. Отношение выплат по обслуживанию и погашению долговых обязательств к доходам > 15 % 2 Процент доходов бюджета, отвлеченных на погашение и обслуживание долговых обязательств. Фактическое значение = 8 %
7. Отношение выплат по обслуживанию и погашению долговых обязательств за период к доходам бюджета без учета объема безвозмездных поступлений > 25 % 2 Фактическое значение — 31 %
8. Отношение долговых обязательств к доходам бюджета > 60 % 2 Ограничение на объем долговых обязательств по отношению к доходам бюджета Фактическое значение — 11 %
Показатели краткосрочной ликвидности и завномерности распределения платежеспособности
9. Удельный вес долговых обязательств, срок погашения которых наступает в текущем финансовом году, в объеме долговых обязательств, срок погашения которых наступает в течение ближайших четырех лет (при условии, что отношение выплат по долговым обязательствам к доходам бюджета в текущем году > 8 %) > 30 % 2 Доля краткосрочных долговых обязательств в структуре долга и равномерность распределения долгового бремени (выявляет пики выплат по долговым обязательствам) Фактическое значение — 75 %
Для определения объемов заимствований на вынужденное рефинансирование долговых обязательств проводятся следующие расчеты:
1) определение долговых обязательств, рефинансирование которых приведет значения показателей в диапазон некритических значений. Определяются долговые обязательства, платежи по обслуживанию или погашению которых приходятся на критические периоды расчета. Такие долговые обязательства становятся претендентами на вынужденное рефинансирование. Для каждого критического периода расчета и для каждого отобранного долгового обязательства проверяется, приведет ли рефинансирование (исполнение) данного
долгового обязательства (или его части) к устранению критических значений показателей. Отбор начинается с долговых обязательств, имеющих наибольший объем расходов по обслуживанию, затем рассматриваются долговые обязательства с меньшим объемом расходов по обслуживанию;
2) объемов заимствований, необходимых для вынужденного рефинансирования долговых обязательств. Для каждого отобранного долгового обязательства, вынужденное рефинансирование которого требуется провести, рассчитывается условная стоимость его досрочного погашения (выкупа). Для кредитов кредитных организаций и бюджетных кредитов, в договоре о получении
которых оговорена возможность досрочного погашения, условная стоимость погашения рассчитывается с учетом условий кредитных договоров. В иных случаях условная стоимость досрочного погашения (выкупа) рассчитывается как номинальная сумма основного долга и начисленных, но невыплаченных процентных платежей. Более точно условная стоимость досрочного погашения (выкупа) определяется в процессе переговоров с кредиторами;
3) суммарного объема условной стоимости погашения (выкупа) всех долговых обязательств, соответствующих критическим значениям показателей, является объемом заимствований, требуемых для проведения вынужденного рефинансирования долговых обязательств;
4) потребности в проведении добровольного рефинансирования долговых обязательств определяются условиями, сложившимися в данный момент на рынке заимствований, и условиями привлечения уже действующих долговых обязательств.
Объем заимствований на добровольное рефинансирование долговых обязательств определяется исходя из объемов действующих долговых обязательств, стоимость обслуживания которых выше, чем стоимость альтернативных заимствований.
Кроме того, объем заимствований на добровольное рефинансирование долговых обязательств ограничивается требованием того, что платежи по обслуживанию и погашению долговых обязательств, рассчитанные с учетом новых заимствований, в каждом году периода расчета должны быть близкими по величине. В свою очередь, новые заимствования не должны приводить значений показателей, определяющих потребность в вынужденном рефинансировании долговых обязательств, в диапазон указанных в табл. 3 критических значений.
Если значение указанного показателя для действующего долгового обязательства выше, чем значение указанного показателя, рассчитанного на объем возможного привлечения заимствований, то проведение добровольного рефинансирования данного долгового обязательства целесообразно.
Инвестиционные заимствования осуществляются с целью обеспечения финансирования бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства при недостаточности для этой цели доходов бюджета [3]. Объем инвестиционных заимствований определяется Администрацией КЧР.
Для определения объема возможных инвестиционных заимствований проводятся следующие расчеты. Определяется объем возможного финан-
сирования бюджетных инвестиций за счет доходов бюджета в конкретном финансовом году ИВ; по формуле:
ив;=Д. — тр; — ПД; + ПА
где Д; — объем доходов бюджета КЧР в 1-м году; ТР; — объем текущих расходов бюджета КЧР в 1-м году; ПД; — объем погашения долговых обязательств в 1-м году; ПА; — сумма поступлений в бюджет средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, доходы от реализации имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, в 1-м году. ИВ (2009) = 8 185 741,1 — 8 067 405,1 — — 734 901,9 +1207,85 = — 615 358,1тыс. руб. Таким образом, определяется разность между необходимым объемом бюджетных инвестиций и объемом возможного финансирования бюджетных инвестиций за счет доходов бюджета в конкретном финансовом году, которая представляет собой объем средств, требуемый для финансирования бюджетных инвестиций за счет заимствований, то есть потребность в инвестиционных заимствованиях.
Анализ платежеспособности показывает, что возможности бюджета КЧР в привлечении заимствований, определенные его платежеспособностью, выше, чем потребность в заимствованиях. В связи с этим целесообразно произвести заимствование в объеме потребности — 615 358,1 тыс. руб.
Если возможности бюджета в привлечении заимствований ниже, чем потребность в заимствованиях, в полном объеме удовлетворяется потребность в заимствованиях на вынужденное рефинансирование долговых обязательств, а по остаточному принципу — потребность в инвестиционных заимствованиях и заимствованиях на добровольное рефинансирование долговых обязательств [6].
Таким образом, важнейшей задачей в ближайшей перспективе является дальнейшее снижение внутреннего государственного долга КЧР и минимизация размера планового дефицита бюджета. Для этого целесообразно направлять сверхплановые доходы бюджета, получаемые в ходе его исполнения, прежде всего на погашение дефицита и на расходы по обслуживанию долговых обязательств, учитывать необходимость сохранения объемов привлекаемых кредитных ресурсов на уровне займов предыдущего года в целях минимизации объема планового дефицита бюджета на очередной финансовый год.
5 В 2009 г. проектом планируется поступление в республиканский бюджет доходов от продажи акций в сумме 1 207,8 тыс. руб.
Анализ платежеспособности бюджета КЧР показывает, что в целях оптимизации структуры и удлинения сроков заимствований в 2009 г. КЧР целесообразно выйти на внутренний рынок ценных бумаг, разместив срочный облигационный заем. Выпуск облигаций позволит региону привлечь существенный объем ресурсов на длительный срок по ставке значительно ниже ставок кредитования в коммерческих банках, досрочно погасить значительную часть кредитов коммерческих банков. Увеличение доли облигационных займов в структуре государственного долга позволит увеличить общую дюрацию долга и тем самым эффективнее контролировать долговую нагрузку на бюджет каждого года.
Результатом предлагаемых мер по совершенствованию долговой политики должно стать безусловное выполнение всех долговых обязательств, повышение открытости и прозрачности бюджета и формирование тем самым положительной кредитной истории региона и повышение его кредитоспособности.
Список литературы
1. Исследование относительной кредитоспособности субъектов РФ. ЗАО «Рейтинговое агент-
ство АК&М» при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Москва, 2007.
2. Хейфец Б. А. Решение долговых проблем: мировой опыт и российская действительность. М.: Академкнига, 2006.
3. Временные методические рекомендации по управлению государственным и муниципальным долгом для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Министерство финансов РФ.
4. Бюджетный кодекс РФ (с изменениями на 24.07.2008).
5. Закон Карачаево-Черкесской Республики «О республиканском бюджете карачаево-Черкесской Республики на 2009 год.
6. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
7. Федеральный закон от 04.07.2003 № 95 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Реклама в журналах Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»
Мы гарантируем Вам:
S Оперативное размещение S Гибкую систему скидок S Индивидуальный подход S Особые условия для рекламных агентств. Ваши выгоды очевидны, потому что у нас: S Самые низкие цены
S Широкая профессиональная аудитория по всей территории России и СНГ S Оперативная публикация рекламы осуществляется в необходимые Вам сроки S Высокая эффективность рекламы проверена временем.
Реклама в наших журналах — прямой путь к конечному потребителю.
Тел./факс: (495) 621-69-49, http: www.fin-izdat.ru
(495) 621-91-90 E-mail: [email protected]
(495)621-72-79