Filimonenko Irina Vladimirovna, Ryzhkova Oksana Vladimirovna, Ulas Yuliya Vladimirovna IMPLEMENTATION OF THE INNOVATIVE PRODUCTS MANAGEMENT ...
economic sceinces
УДК 338.2
УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ИННОВАЦИОННОГО ТОВАРА НОВЫХ ИНДУСТРИЙ
© 2017
Филимоненко Ирина Владимировна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедры «Маркетинг» Рыжкова Оксана Владимировна, старший преподаватель кафедры «Маркетинг» Улас Юлия Владимировна, старший преподаватель кафедры «Экономики и управление бизнес-процессами» Сибирский федеральный университет (660001, Россия, Красноярск, ул. Копылова 17-115, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье предложены мероприятия по управлению реализацией инновационного товара новых ин-дустрий со стороны органов управления субъектов РФ на основе стимулирования спроса на инновации. Разработка данных мероприятий обусловлена трансформацией отечественной экономики в связи с переходом на новые технологические уклады Основными задачами такого стимулирования являются - продвижение инновационной технологической продукции в системе государственного и муниципального заказа, обеспечение применения инновационной продукции при реализации мероприятий целевых и адресных инвестиционных программ субъекта РФ - разработка специализированных перечней инновационной продукции для включения в долгосрочные целевые программы развития субъекта РФ, обеспечение применения инновационной продукции при реализации на территории субъекта РФ инвестиционных проектов, связанных со строительством и (или) модернизацией и реконструкцией объектов капитального строительства, разработка информационных мероприятий по продвижению инновационной продукции на территории субъекта РФ. Разработанные мероприятия позволят сконцентрировать приоритеты национальной и региональной инновационной политики не только на таких этапах жизненного цикла инноваций как фундаментальные исследования, прикладные разработки и подготовка прототипа, но и на завершающих стадиях выхода на рынок и развития рынка.
Ключевые слова: инновационный товар, новые индустрии, управление реализацией, глобальные вызовы, новые технологические уклады, инновационная политика, стимулирование сбыта, жизненный цикл продукции, инновационная инфраструктура.
IMPLEMENTATION OF THE INNOVATIVE PRODUCTS MANAGEMENT
IN NEW INDUSTRIES
© 2017
Filimonenko Irina Vladimirovna, doctor of economic Sciences, Professor, head of Department «Marketing»
Ryzhkova Oksana Vladimirovna, senior teacher of Department « Marketing» Ulas Yuliya Vladimirovna, senior teacher of Department «Economy and management of business processes»
Siberian Federal University (660001, Russia, Krasnoyarsk, Kopylova St. 17-115, e-mail: [email protected])
Abstract. The article proposes measures to manage the implementation of innovative products in new industries by the authorities of the subjects of the Russian Federation on the basis of stimulating demand for innovation. The development of these activities is conditioned by the transformation of the domestic economy in connection with the transition to new technological structures. The main objectives of this stimulation are the promotion of innovative technological products in the system of state and municipal orders, ensuring the use of innovative products in the implementation targeted investment programs of the subject of the Russian Federation - development of specialized lists innovative products for inclusion in long-term targeted programs development of the subject of the Russian Federation, ensuring the use of innovative products in the implementation of investment projects on the territory of the subject of the Russian Federation related to the construction and (or) modernization and reconstruction of capital construction facilities, development of information activities for the promotion of innovative products on the territory of the subject of the Russian Federation. The developed measures will allow to concentrate the priorities of the national and regional innovation policy not only at such stages of the innovation life cycle as fundamental research, applied development and prototype preparation, but also at the final stages of entering the market and developing the market.
Keywords: innovative goods, new industries, implementation management, global challenges, new technological structures, innovation policy, sales promotion, product life cycle, innovative infrastructure.
В связи с изменением конфигурации глобальных рынков в сторону быстрого роста новых секторов экономики, которые, с одной стороны, ориентированы на расширение возможностей удовлетворения текущего спроса, с другой стороны, способны генерировать кардинально новые потребности у конечного пользователя, возрастает роль новых технологий в социально-экономическом развитии субъектов РФ, трансформируя структуру экономики и определяя новую систему вызовов для научно-технической и инновационной политики страны.
Поиск оптимальных направлений развития инновационных процессов и стимулирования технологических изменений должен осуществляться на пересечении потребностей в перспективных технологиях современного и новейшего технологических укладов, с одной стороны, и имеющихся в России научного и производственно-технологических заделов - с другой [1].
В настоящее время основные задачи отечественной инновационной политики сконцентрированы на первых трех этапах жизненного цикла инновационных товаров
- фундаментальные исследования, прикладные разработки и подготовка прототипа, тогда как инструменты, регулирующие завершающие стадии - выход на рынок и развитие рынка, развиты недостаточно хорошо.
В этой связи основным направлением изменений в отечественной инновационной политике можно считать постепенный переход от политики стимулирования предложения к политике стимулирования спроса на инновации.
Политика, направленная на стимулирование спроса, связана, прежде всего, с потенциальными потребителями инноваций, она ориентирована на выявление потребностей или поддержку способностей и желания потенциальных потребителей предъявлять спрос на инновации или производить их совместно с поставщиками. Это в значительной степени интервенционистская политика, специфичная с точки зрения направления инновационной активности. Политика стимулирования спроса ориентирована на поддержку последних этапов инновационного цикла, т. е. вывода на рынок новых товаров, стимулирование создания [2].
экономические науки
Филимоненко Ирина Владимировна, Рыжкова Оксана Владимировна, и^ Yuliya Vladimirovna УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ИННОВАЦИОННОГО ТОВАРА ...
Существующие инструменты формирования спроса на инновационную продукцию как традиционных, так и новых индустрий закреплены на уровне Российской Федерации в виде законодательных актов, регулирующих виды формирования спроса на инновационное и технологическое предпринимательство, а также на инновационную или высокотехнологичную продукцию -Федеральный Закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц от 18.07.2011 № 223-Ф3; ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 05.04.2013 № 44-ФЗ и др.
На уровне субъектов РФ инструменты формирования спроса на инновационную продукцию рекомендуется закрепить в виде необходимых законодательных актов, внесения изменений в существующие, утверждения Порядков и регламентов, внесения рекомендаций, утверждения Положений (рисунок 1):
- по формированию и стимулированию спроса на инновации (продвижению данной продукции в системе государственного, регионального и муниципального заказа; использования продукции в документах стратегического планирования территории; реализации инвестиционных проектов);
- по формированию опережающего спроса на утвержденный список продукции (при реализации проектов частно-государственного партнерства, применения энергоэффективной инновационной продукции в области государственной политики);
- по созданию спроса со стороны крупных корпораций с использованием повышения уровня технических, технологических требований необходимых стандартов, стратегий или программ технического перевооружения; продвижения инновационной продукции территории в других субъектах РФ;
- формирование инфраструктуры стимулирования спроса на инновационную продукцию.
Рисунок 1 - Организационно-правовые методы по формированию спроса на инновационную продукцию новых индустрий
Формирование системы продвижение инновационной продукции включает в себя следующие задачи:
1. Продвижение данной продукции в системе государственных и муниципальных закупок:
- формирование приоритетных направлений закупок инновационной продукции на основе создания перечня инновационной продукции в традиционных и новых секторах экономики;
- разработка механизмов стимулирования закупок данной продукции при размещении в системе государственных закупок - определение видов приоритетной инновационной продукции, рекомендуемой к применению
государственными заказчиками и порядка применения данного перечня при размещении государственных заказов; разработка особенностей размещения таких заказов на инновационную продукцию, включая конкурсную документацию; включение рекомендаций заказчикам в сфере государственных закупок при формировании заказов на поставку продукции для государственных и муниципальных нужд по увеличению доли инновационной продукции или продукции с повышенными техническими характеристиками взамен традиционной продукции; дополнение рекомендаций государственным заказчикам при составлении подробного описания требований к результатам выполненных работ.
2. При реализации мероприятий документов стратегического планирования субъекта РФ необходимо внести изменении по обеспечению применения инновационной продукции - разработка приоритетных перечней такой продукции для их включения в долгосрочные целевые программы развития субъекта РФ, муниципального образования.
3. При реализации на территории субъекта РФ инвестиционных проектов, которые связанны со строительством и (или) модернизацией и реконструкцией объектов капитального строительства, необходимо по возможности обеспечить применения инновационной продукции:
- оценка возможностей применения отдельных видов данной продукции в рамках реализации инвестиционных проектов;
- определение приоритетных перечней инновационной продукции, которая может быть использована при реализации каждого проекта и формирование подробного описания каждого продукта;
- поиск совместно с предприятиями, являющимися инициаторами проектов потребности в инновационной продукции;
- обеспечение применения отдельных видов инновационной продукции в рамках реализации крупных инвестиционных проектов в корпорациях территории.
4. Формирование концепции по проведению информационных мероприятий, касающихся продвижения инновационной продукции на территории субъекта РФ:
- информирование сотрудников органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, которые принимают участие в разработке технических заданий и размещении государственного заказа, о конкурентных преимуществах производимой инновационной продукции местными компаниями;
- проведение мероприятий по организации отраслевых семинаров, выставок с целью презентации конкурентных преимуществ различной инновационной продукции, опыта ее применения представителями бизнеса территории, в том числе инновационного;
- обеспечение представления инновационной продукции на отраслевых выставках федерального уровня;
- создание системы, которая бы смогла обеспечить информационный обмен и популяризацию инновационных технологий в разрезе разработанных направлений на основе интеграции действующих электронных информационных и торговых порталов, с которыми взаимодействует субъект РФ, путем создания между ними протоколов информационного обмена, единых баз данных и т.д.;
- проведение PR-мероприятий по продвижению инновационной продукции в разрезе приоритетных направлений - семинары, выставки, презентации международного, межрегионального и местного уровней и т.д.;
- формирование и распространение среди потенциальных потребителей буклетов с информацией об инновационной продукции по основным направлениям, систематизированных по сегментам рынка;
- использование электронных средств информирования о производимой инновационной продукции и продвижении ее на рынок - размещение электронных ката-
Filimonenko Irina Vladimirovna, Ryzhkova Oksana Vladimirovna, Ulas Yuliya Vladimirovna IMPLEMENTATION OF THE INNOVATIVE PRODUCTS MANAGEMENT ...
economic sceinces
логов инновационной продукции на сайте Фонда инфраструктурных и образовательных программ, а также сайтах стратегических партнеров, в том числе зарубежных.
Эффективность управления системой реализации инновационной продукции новых индустрий зависит в первую очередь от грамотно сформированной системы формирования опережающего спроса на данную продукцию. Основные этапы формирования спроса представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Система формирования опережающего спроса на данную продукцию
Этап
1. Обеспечение применения инновационной продукции при реализации проектов государственно-частного партнерства [3]
2. Разработка системы требований, которые позволят обеспечить применение энергоэффективной инновационной продукции в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности [4]
3. Формирование спроса на инновационную продукцию со стороны крупных промышленных организаций на основе повышения уровня технических требований стандартов, программ технического перевооружения и т.п.
4. Формирование спроса на инновационную продукцию за счет установления повышенных требований для стандартов саморегулируемых организаций
5. Стимулирование спроса на инновационную продукцию за счет установления повышенных требований в системе государственных нормативов субъекта РФ [4].
6. Создание системы стимулов для органов государственной власти и подведомственных организаций по применению инновационной продукции при самообеспечении, а также реализации функций
Содержание
- разработка положений, устанавливающих базовые требования и условия применения отдельного перечня инновационной продукции при реализации проектов государственно-частного партнерств;
- разработка перечня инновационной продукции для возможного применения при реализации механизмов государственно-частного партнерства
- разработка списка требований, стимулирующих применение энергоэффективной инновационной продукции при реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности субъекта РФ;
- определение перечня проектов, основанных на применении определенных видов энергоэффективной инновационной продукции в организациях и бюджетных учреждениях субъекта РФ.
- стимулирование спроса на инновационную продукцию за счет совершенствования системы корпоративных стандартов крупных промышленных предприятий территории - разработка перечня инновационной продукции
в разрезе секторов промышленности; формирование перечня крупных предприятий территории в целях заключения трехсторонних соглашений с учетом планов строительства, реконструкции и модернизации производственных мощностей; исследование потребностей крупных промышленных предприятий, которые занимаются реализацией программ технического перевооружения и модернизации.
- создание механизмов предоставления льгот крупным промышленным организациям, которые могут применять инновационную продукцию и технологии
- разработка перечня данной продукции по сферам ее применения в разрезе отраслей промышленности территории - установление мер по экономическому стимулированию предприятий, осуществляющих частичное замещение в структуре закупок обычной продукции на продукцию, произведенную с использованием инновационных технологий; льготное предоставление земельных участков, установление льготных тарифов на продукцию организаций инфраструктурного сектора территории, преимущества при участии в конкурсах на поставки по государственному и муниципальному заказу и при участии в конкурсах на предоставлении субсидий.
разработка и принятие стандартов для местных саморегулируемых организаций в строительстве; заключение т соглашений о разработке и принятии стандартов по применению сырья и материалов с повышенными эксплуатационными свойствами.
- включение норм, устанавливающих повышенные требования по отдельным видам безопасности, которым отвечают отдельные виды инноваций;
- включение норм, которые могут устранить барьеры для применения и реализации отдельных видов продукции;
- внесение данных изменений в обязательные нормативные документы субъекта РФ: территориальные строительные нормы, программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи, стандарты оказания медицинской помощи, региональные и муниципальные нормативы в области санитарно-эпидемиологической безопасности региональные нормативы по энергосбережению для организаций и учреждений, финансируемых из бюджета регионов, и др.
- разработка требований по поэтапному повышению уровня оснащенности высокотехнологичной продукцией и материалами органов исполнительной власти, подведомственных им государственных и муниципальных предприятий и учреждений.
Продвижение инновационной продукции предприятий территории в других субъектах РФ включает в себя следующий перечень задач:
1. Обеспечение спроса на инновационную продукцию планируемых и существующих кластеров территории в других субъектах РФ посредством включения данной продукции в совместные программы стимулирования спроса государственных компаний, Фонда инфраструктурных и образовательных программ и регионов
[5]:
- формирование перечня инновационной продукции, которая производится (планируется к производству) предприятиями территории;
- формирование предложений в национальную программу стандартизации по разработке национальных
стандартов на продукцию, производимую в субъекте РФ;
- определение перечня регионов, в которых планируется реализация совместных программ стимулирования спроса на инновационную продукцию;
- проведение опросов в одном-двух пилотных регионах с целью выявления существующего спроса на перспективную продукцию;
- создание баз данных инновационной продукции, производимой и потребляемой в регионах, с которыми будут подписаны и реализовываться соглашения о сотрудничестве;
- анализ результатов НИОКР, проводимых силами научно- исследовательских организаций и высших учебных заведений в регионах, с которыми будут подписаны и реализовываться соглашения о сотрудничестве, на предмет их возможной последующей трансформации в инвестиционные проекты;
- разработка предложений по созданию региональных экономических и административных инструментов стимулирования спроса на инновационную продукцию;
- заключение соглашений с региональными администрациями о взаимодействии в сфере образования, популяризации, создания условий для развертывания производства инновационной продукции в субъектах РФ, о помощи региональных администраций в маркетинговой деятельности предприятий, продвигающих га территорию свою продукцию;
- разработка местных программ стимулирования спроса на инновационную продукцию с привлечением производителей и потребителей для регионов, с которыми подписаны и реализуются соглашения о сотрудничестве;
- организация проведения анализа нормативно-правовых актов и обязательных нормативов территорий с целью выявления норм, препятствующих применению и реализации инновационной продукции субъекта РФ;
- обеспечение включения инновационной продукции, произведенной предприятиями субъекта РФ в программы стимулирования спроса на инновационную продукцию, реализуемую на других территориях.
2. Разработка предложений по включению норм, устанавливающих повышенные требования по отдельным видам безопасности, которым отвечает продукция, производимая и планируемая к производству предприятиями субъекта РФ в обязательные государственные нормативы - Технические регламенты, Программы энергоэффективности и энергосбережения, СНИПы, ГОСТы и национальные стандарты, СанПиНы.
3. Содействие развитию спроса на продукцию независимых производителей инновационной продукции:
- проведение маркетинговых исследований (анкеты, опросы, личные встречи) и анализа проблем, препятствующих развитию рынков инновационной продукции, на которых работают компании;
- разработка рекомендаций по устранению проблем, препятствующих развитию рыков инновационной продукции;
- разработка рекомендаций по созданию новых рынков через информационные бюллетени, семинары, совещания, информационные сайты;
- мониторинг динамики развития спроса на инновационную продукцию в разрезе основных направлений;
- составление реестра местных производителей инновационных технологий и материалов;
- инициирование инвестиционных проектов, направленных на расширение производства перспективных независимых производителей инновационной продукции;
- обобщение опыта стимулирования спроса на инновации- распространение положительного опыта на другие компании и другие сегменты рынка инновационных технологий и материалов.
Формирование инфраструктуры стимулирования спроса на инновационную продукцию состоит из следу-
экономические науки
Филимоненко Ирина Владимировна, Рыжкова Оксана Владимировна, Ulas Yuliya Vladimirovna УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ИННОВАЦИОННОГО ТОВАРА ...
ющих задач:
1. Формирование территориальных кластеров разработчиков инновационной продукции - создание регионального представительства Фонда инфраструктурных и образовательных программ и регионов и Центра стимулирования спроса на инновационную продукцию [5].
2. Поддержка действующих субъектов инновационной инфраструктуры субъекта РФ.
3. Организация постоянно функционирующих «коммуникативных площадок» для осуществления регулярного взаимодействия с местными потребителями и производителями перспективной инновационной продукции в интересах обеспечения эффективного диалога в области определения перспектив развития выбранных инновационных направлений и выбора наиболее эффективных на практике способов стимулирования спроса на соответствующие виды продукции - мониторинг действующих субъектов инновационной инфраструктуры с целью выбора места для создания коммуникационных площадок.
Таким образом, вышеперечисленные меры в системе управления реализацией инновационных товаров новых индустрий на уровне каждого субъекта РФ позволят увеличить уровень потребления отечественных инновационных товаров российскими компаниями, повысить спрос на инновационные товары на отечественном рынке и уровень конкурентоспособности российский инновационных технологий на мировом рынке за счет:
- повышения качества предложения и информирование рынка об инновационной продукции;
- стимулирования потребления инновационной продукции крупными и государственными компаниями;
- стимулирования потребления инновационной продукции средним и малым бизнесом;
- стимулирования экспортной деятельности инновационных предприятий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Шестаков И.В. Особенности реализации инновационной политики в условиях рыночной экономики / Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2006. Т.5 №23.
2. Анохин Р.Н., Бобылев Г.В., Валиева О.В., Ждан Г.В., Кравченко Н.А., Кузнецов А.В., Суслов В.И. Мировой опыт стимулирования спроса на инновации / Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2014. Том 14, выпуск 2.
3. Руйга И.Р. Формы взаимодействия государства и частного бизнеса в развитии инновационной сферы // Социально-экономические аспекты развития современного общества: материалы Международной научно-практической конференции. 2012. С. 120-126.
4. Белякова Г.Я., Руйга И.Р., Шишкина Н.А. Концептуальные подходы к принятию управленческих решений по оценке инвестиционных проектов создания высокотехнологичных производств // Вестник алтайской науки. 2015. № 2 (24). С. 229-235.
5. Васильева З.А., Рыжкова О.В., Филимоненко И.В. Формирование и стимулирование спроса на инновации как условие развития инновационных кластеров в экономике региона // Экономика и предпринимательство. 2016. № 10-3 (75-3). С. 182-186.
Исследование выполнено при поддержке краевого государственного автономного учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» в рамках реализации проекта: «Модели формирования инновационных индустрий Красноярского края на основе интеграции региональной и национальной инновационных экосистем»
Статья поступила в редакцию 19.10.2017
Статья принята к публикации 24.12.2017