ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ЛИЧНОСТИ И МАЛЫХ ГРУПП
Н.П. ФЕТИСКИН
УПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ЛИЧНОСТИ И МАЛЫХ ГРУПП В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Каждое подразделение университета имеет свои истоки и исторические вехи развития. Поэтому в юбилейный год нашего именного ВУЗа было бы упущением не вспомнить о 35-летпем юбилее кафедры общей психологии, ее основателях и продолжателях. Этому аспекту и посвящается первая часть статьи.
Костромская психологическая школа: основные вехи 35-летнего научного становления
На Костромской земле психологическая школа была создана в 1973г. В этом году первой психологической кафедре - кафедре психолог ии -исполнится 35 лет. Ее основателем был один из лидеров социальной психологии - доктор психологических наук, профессор Л.И. Уманский. Психологическому сообществу он известен не толы«) как автор первой работы по психологии организаторских способностей, но и как руководитель научной Костромской психологической школы, занимающейся разработкой таких важных аспектов как социально-психологическое моделирование условий развития личностных, лидерских и организаторских способностей у актива общеобразовательных школ, профтехучилищ, а также руководителей среднего и высшего звена. Огромное место в школе Л.И. Уманс-кого отводилось исследованию социально-психологических феноменов малой группы, включая и процессы группового развития в сфере управления экономикой, образования и социального воспитания молодежи.
Фактически костромские психологи под руководством Л.И. Уманского активно занимались внедрением акмеологического менеджмента уже в 70-х годах.
В последующем с 1983 года научное и прикладное психологическое наследие Л.И. Уманс-
кого было продолжено такими известными учеными как B.C. Сапоровский и В.Д. Сапоровская. В этот период в Костромском регионе были высоко актуализированы такие психологические направления, как психологическое повышение квалификации руководителей промышленных предприятий, включая их психологическую подготовку, аттестацию и определение резерва управленческого состава (B.C. Саноровский, М.И. Скаржинский, Н.П. Фетискин, В.И. Каш-ницкий и др.).
Должное место отводилось изучению психологического климата, лидерству и динамике производственных и учебных малых групп (B.C. Сапоровский, Н.П. Фетискин, С.И. Жигулев, А.Г. Кирпичник, Т.Л. Крюкова, В.И. Каш-ницкий, В.Г. Асафов, И.Г. Самойлова и др.).
В рамках хоздоговорных научных исследований на предприятиях разрабатывались и внедрялись оригинальные проекты по созданию комнат и комплексов психологической разгрузки, психологическому обучению руководителей среднего звена (Н.П. Фетискин, В.Д. Сапоровская, А.Л. Уманский, В.В. Рогачев, Н.В. Гаврилова).
Особое место в работе кафедры занимало исследование процессов становления профессиональной молодежи, в контексте их психологической готовности к трудовой деятельности, актуализации лидерских потенциалов и творческой активности (B.C. Сапоровский,
Н.П. Фетискин, А.Г. Кирпичник, В.И. Кашниц-кий, Т.Л. Крюкова и др.).
В начале 90-х годов на базе кафедры психологии под руководством В.Д. Сапоровской был открыт спецфак по подготовке психологов из числа лиц, имеющих высшее образование. Сс-
©Н.П. Фетискин, 2008
67
годня эти выпускники небезуспешно работают в различных учреждениях, частных фирмах и центрах. В последующем эти направления осуществлялись под руководством кандидата биологических наук, доцента Ю.Б. Тестова,
С 1998 года кафедру возглавил доктор психологических наук, профессор H.1I. Фетискин. С этого периода была реанимирована деятельность аспирантуры по социальной психологии и открыта докторантура по психологии развития (акмеология). Являясь преемниками Л.И. -Уманского в изучении и внедрении акмеологи-ческих подходов в различные виды деятельности личности и малых групп, профессорско-преподавательский состав и сотрудники кафедры активно занимаются исследованием молодежных проблем, подготовкой педагогов к инновационной деятельности и методическим обеспечением учителей в вопросах повышения качества образования. Следуя традициям Л.И. Уманского, приоритетное место в работе кафедры отводится социально-психологической подготовке будущих специалистов но коммуникативной компетентности и социально-психологической диагностике личности и малых групп, управлению гендерными группами и акгуализации ак-меологических ресурсов личности и малых групп. На кафедре созданы и функционируют две научно-исследовательские лаборатории: «Гендерная акмеология и социально- психологическая девиантология» и «Социально-психологическое сопровождение самореализации детских групп в депривационных условиях».
Интенсивность научной кафедральной психологической школы хорошо прослеживается по частотности проведения научных собраний за последние десять лет.
1998 г. - Международная научно-практическая конференция «Феномены личности, и группы в изменяющемся мире», Всероссийский симпозиум «Личность и общество: актуальные проблемы педагогики психологии»; 1999 г. — Межрегиональная научно-практическая конференция «Психотехнологии в образовательном процессе»; 2000 г. - Всероссийский симпозиум «Личность и общество: Акту альные проблемы современной психологии», Международная научно-практическая конференция «Инновационные технологии и процессы личностного и группового развития в транзитивном обществе»; 2001 г. - Международный конгресс «Психология
инновационного управления социальными группами и организациями»; 2002 г. — Международная научно-практическая конференция «Психологическое сопровождение процессов модернизации и профессионализации кадров»; 2003 г. -Региональная научно-практическая конференция «Акмеология высшей и средней школы»; 2004 г.
- Международные симпозиумы «Теории и технологии качества образования в XXI веке: Ак-меологические, психологические, педагогические аспекты», «Гендерные ценности и самоактуализация личности и малых групп в XXI веке»; 2005 г. - «Гендерные основания механизмов и профилактики девиантного поведения личности и малых групп в XXI веке»; 2006 г. - «Организаторские способности в логике ментального управления социальными группами и организациями»; 2007 г. - «Психологическое сопровождение национальных проектов: ментальные барьеры и инновационные технологии развития общества в условиях социальной неопределенности»; 2008 г. - «Психологическое обеспечение национальных проектов развития общества, опыт, инновационные технологии, ментальные барьеры». В целом за 10-летний период кафедрой проведено 14 различных по форме научных собраний - от научно-практических конференций до международных конгрессов. Их материалы изданы в 20 отдельных томах.
Кафедра поддерживает тесные научные связи как с крупными научными центрами нашей страны (Российской академией госслужбы, MIT, ИП РАН, СПбГУ, РГУ ЯрГУ, КГУ, ИГУ, Владимирского педагогического университета, Тверского госунивсрситста, вузами Урала, Сибири, дальнего Востока и др.), и зарубежных стран (Польши, Болгарии, Германии, США и Франции). Профессорско-преподавательский состав кафедры регулярно участвует в конкурсах грантов, а также выполняет НИР по хоздоговорам.
Огромный вклад в развитие Костромской региональной акмеологии внесли академики РАО Нина Васильевна Кузьмина, Анатолий Алексеевич Деркач - основатели акмеологичес-кой науки, член-корренспондент РАН и РАО — А.Л. Журавлев. По их инициативе издаются два журнала: «Акмеология образования» и «Гендерная психология» (шеф-редакторы - Н.В. Кузьмина, А.Г. Асмолов, АЛ. Журавлев).
Как известно, немаловажным звеном в аттестации научных кадров является диссертацион-
ный Совет. Сохранение и новое развитее психологической школы в Костромском государственном университете им. II.А. Некрасова, получившей признание научной общественности, позволило открыть в 2003 году межрегиональный диссертационный Совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальностям: 19.00,13 -психология развития, акмсология (психологические науки), 19.00.05 - социальная психология (психологические науки). Состав Совета - 15 человек, из них 12 докторов наук, из них 10 являются преподавателями нашего университета, Список первого диссертационного Совета был представлен следующими учеными: Фетискин Николай Петрович - председатель, зав. кафедрой общей психологии, д.ис.н,, профессор КГУ им. H.A. Некрасова, Сушков Игорь Рудольфович
- заместитель председателя, д.пс.н., профессор кафедры общей психологии КГУ им. H.A. Некрасова; Миронова Татьяна Ивановна — ученый секретарь, к.не.п., доцент кафедры общей психологии КГУ им. H.A. Некрасова; Басов Николай Федорович, д.п.н., профессор; Бишаева Альбина Анатольевна, д.п.н., профессор; Булдаков Сергей Константинович, д.ф.н., профессор; Иванова Наталья Львовна,, д.пс.н., профессор; Исе-нина Елена Исааковна, д.нс.н., профессор; Кирпичник Анатолий Григорьевич, к.пс.н., профессор; Крюкова Татьяна Леонидовна, д.пс.н., профессор; Куликов Владимир Николаевич, д.пс.н., профессор; Мануйлов Геннадий Митрофанович, д. пс.н., профессор; Назаров Владимир Иванович, д.пс.н., профессор; Нижегородцева Надежда Викторовна, д.пс.н., профессор.
За 4 года работы диссертационного Совета было защищено 52 кандидатских диссертаций. Большинство диссертантов окончили аспирантуру нашего вуза. Девять из них являются преподавателями Костромского университета, остальные работают в вузах и средних учебных заведениях юродах Костромы, Иваново, Владимира, Шуи.
В 2008 году на базе КГУ им. H.A. Некрасова по указанным специальностям был создан объединенный диссертационный Совет по защите кандидатских и докторских диссертаций под председательством д.пс.н., профессора
Н.П. Фетискина.
Научно-исследовательские направления психологической школы.
Методологической основой проводимых теоретико-эмпирических исследований явились деятельностный, комплексный и системный подходы.
В качестве объекта исследования выступали сферы образования, здравоохранения, ОВД, пенитенциарные учреждения, предпринимательства, искусства.
Среди приоритетных научно-исследовательских направлений, проводимых в рамках школы можно выделить следующие.
1. Актуализация личностных потенциалов и гармонизация межличностных отношений в образовательном процессе. Данное направление включало в себя самые разные аспекты психо-лого-акмеологического сопровождения образовательной деятельности, личностного саморазвития, молодежных объединений инновационных технологий и др. Рассмотрим некоторые исследовательские проекты этого направления.
И. А. Жаркова в своем исследование «коммуникативно-монотипные педагогические условия реализации познавательных и личностных потенциалов школьников». В данном исследовании основной акцент сделан на актуализацию личностно-психологических учебно-важных качеств учащихся, ориентированных на усвоение коммуникативной деятельности, с помощью специфических педагогических технологий для лиц с низкой и высокой коммуникативностью, объединенных в монотипные группы с низкой и высокой экстровертивностью в процессе начального изучения иностранного языка. В ходе исследования автору удалось добиться не только высоких учебных результатов в обеих экспериментальных группах, но и снижению психологических барьеров, и актуализации познавательной мотивации. Особенно эта тенденция прослеживалась в интровертированной группе. М.В. Коврова в исследовании коммуникативного стресса у студентов в учебном процессе обнаружила, что коммуникативный стресс представляет собой комплексное многоуровневое состояние, проявляющееся у студентов в стрессогенных коммуникативных ситуациях в образовательном процессе высшей школы. В значении доминирующих факторов коммуникативного стресса выступают стрессоры, отражающие отношения студента к преподавателю, к учебной группе, а также индивидуально-личностную предрасположенность самих студентов к переживанию дан-
ною состояния в учебно-коммуникативном процессе.
Развитие состояния коммуникативного стресса обусловлено воздействием стрессогенной коммуникативно-деятельностной установки преподавателя в сочетании с авторитарным стилем педагогического общения. Коммуникативный стресс сопровождается значительными измене-ниями на вербальном и невербальном уровнях коммуникации, а также изменениями уровня самооценки и отношения к психологическому климату своей учебной группы.
У частие студентов в программе по психопрофилактике коммуникативного стресса способствует снижению частоты переживания данного состояния, а также коррекции коммуникативнострессогенных установок в ходе учебного процесса высшей школы.
Социально-психологической профилактике коммуникативных девиации у старшеклассников средствами библиотерапии посвящена работа
О.С. Юминовой.
Социально-психологическая профилактика данного вида отклоняющегося поведения оказывается более эффективной, если осуществляется с помощью метода библиотерапии, актуализирующего вербально-коммуникативггый потенциал личности, с учетом доминирующих типов коммуникативных девиаций у старшеклассников.
И.В. Овчинникова за основу своего исследования взяла «Психолого-акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития организатора здравоохранения на этапе последипломного образования».
Разработанные и внедренные в программу последипломного образования организаторов здравоохранения личностно-развивающие технологии способствуют:
--- повышению уровня продуктивности подготовки профессионального усовершенствования организаторов на этапе последипломного образования;
- созданию благоприятной среды для самореализации персонала ЛГГУ и повышению качества услуг, предоставляемых пациентам;
- разработанная психолого-акмеологическая модель эффективного личностно-профессионального развития может быть использована У МО в процессе повышения квалификации профессорско-преподавательского состава ВУЗов.
Тема исследования И.В. Плаксиной «Психо-лого-акмеологическое сопровождение инновационной деятельности в образовательной среде». Работа посвящена проблеме психолого-акмеоло-гического сопровождения инновационной деятельности в образовательной среде, ориентированной на определение содержания структурно-функциональной модели психолош-акмеологи-чесиого сопровождения инновационной деятельности, включающего комплекс разноуровневых субъекгно-деятелыюстных параметров, обеспечивающих продуктивное развитие образовательной среды школы, и выявление критериев продуктивности психолого-акмеологического сопровождения инновационной деятельности, являющихся акмеологическими показателями развития личностно-профессиональных качеств и свойств субъектов образовательной среды.
Скляр Н.А. - тема исследования «Психоло-I о-акмеологические условия формирования профессионально-педагогической эмпатии у будущих специалистов по физической культуре и спорту стиля общения преподавателя».
Основное внимание работы сосредоточено на выявлении критериев проявления профессионально-педагогической эмпатии у будущих тренеров и учителей физической культуры, определении личностных детерминант профессионально-педагогической эмпатии у специалистов в области физкультуры и спорта, выделении пар-циально-эмпатических качеств и стратегий эм-патийного поведения в процессе их профессионально-спортивной подготовки, выявлении различии актуализации змпатийных качеств у тренеров и учителей физической культуры с различным уровнем профессиональной успешности.
В ходе исследования разработана и внедрена психолого-акмеологическая программа тренинговых занятий по формированию эмпатии у будущих специалистов в области физкультуры и спорта.
Смирнова О.Е. - тема исследования «Механизмы фасилитирующих воздействий музыкальных объединений на динамические процессы в неформальных молодежных грушгах». Исследование нацелено на изучение фасилитирующих воздействий музыкальных объединений на динамические процессы в неформальных молодежных группах.
Практическая значимость работы выразилась в разработке программы социально-психологи-
ческою сопровождения, способствующей повышению уровня общ ею группового развития, групповой сплоченности, улучшению психологического климата, направленности на взаимодействие, коррекции самооценки в неформаль-т!ых молодежных группах.
Нургдинов С,М. - тема исследования «Акме-ологические основания преодоления професси-онально-индивидных барьеров у учителей физической культуры».
Результаты исследования могут быть использованы в диагностической, консультативной и коррекционно-профилактической работе в процессе подготовки и повышения квалификации учителей физической культуры.
Практическая значимость исследования заключается в отборе будущих учителей физической культуры при поступлении специальные спортивно-педагогические факультеты; аттестации учителей физической культуры на основе индивидно-профессиональной пригодности с учетом половозрастных деформаций, состояния, базовых физических качеств и методикоспортивной компетентности.
Коваленко М.Ю. — тема исследования «Визуально-эмоциональная поддержка самореализации подростка в воспитательно-образовательной среде». Автором разработана универсальная схема решения задач на проценты с использованием визуальной поддержки (ВП). ВП — это особый вид наглядности, который представляет учащимся не всю реальность происходящих в задаче процессов, а лишь ее существенные аспекты, отсекая второстепенные детали, отвлекающие внимание и мысль от главного. В отличие от мысленных образов, реальность, данная в изображении воспринимается органами чувств, что обеспечивает лучшее понимание материала. Учащиеся сильно затрудняются не только в усвоении, но и удержании в памяти абстрактной информации. Как правило, в памяти лучше хранится экономично сжатая, сокращенная информация, представленная в виде схем, чертежей, таблиц.
Специального внимания заслуживают исследования, посвященные формированию профессионально важных качеств в условиях модульного обучения. К этим работам следует отнести исследование к.п.н., доцента Н.В. Блохина, посвященные формированию профессионально важных навыков в условиях модульного прак-
тико-ориентированного обучения. Автором обосновано положение о том, что формирование профессионально важных навыков и качеств в условиях модульного практико-ориентированного обучения может осуществляться более продуктивно вследствие:
- четкой системы целеполагания;
- опоры на самообучение;
- оптимального соотношения теоретических и практических заданий;
- постоянного контроля за усвоением знаний и навыков;
- жесткого пошагового усвоения профессионально необходимых модульных блоков и учебных элементов;
- актуализации самостоятельности и ответственности;
- индивидуализации обучения.
Высокая продуктивность модульной системы
обучения объясняется гибкостью, предусматривающей свободный вход и выход с учетом индивидуальных потребностей обучаемого, его способностей и материально-временных возможностей; ориентированностью на формирование профессионального мастерства: за счет развития профессионально важных навыков и качеств, повышением конкурентоспособности и возможностей [рудоустройсгва и др.
В сходном исследовании к.пс.н., доцента И.В-. Травина «Исследование особенностей формирования профессионально-значимых качеств у учащихся в условиях модульною обучения» определены профессионально значимые качества, формируемые при профессиональном обучении строительным специальностям; выявлены детерминанты, определяющие эффективное формирование профессионально значимых качеств в модульном обучении; модифицирована и апробирована методика по оценю: сформированное™ профессионально значимых качеств учащихся в условиях модульного обучения. Применение программы психологическою сопровождения может быть рекомендовано для включения в образовательный процесс профессиональных лицеев реализующих технологию модульного обучения.
В связи с тем, что успех экономических преобразований в стране в существенной мере зависит от наличия предпринимателей, способных эффективно трудиться в условиях рыночной экономики, владеющих современными знаниями и
професс ионал измом.
Особую значимость приобретает проблема психологической готовности к предпринимательской деятельности в процессе вузовской подготовки специалистов. В связи с этим в исследовании к.пс.н., доцента Д.С. Амиряна предпринята попытка исследования социально-психологической готовности к предпринимательской деятельности у будущих предпринимателей» выявления ее потенциалов и преодоления личностных ограничений, связанных с успешностью их профессиональной деятельности. Нетрудно предположить что от своевременного выявления социально-психологической готовности к предпринимательской деятельности и целенаправленных формирующих условий можно достичь существенного повышения эффективности вузовской подготовки у будущих предпринимателей. В ходе работы автору удалось выявить психологические барьеры в становлении будущих предпринимателей, стратегии их поведения в условиях риска и неопределенности и разработать валидные психотехнологии по повышению психологической готовности к предпринимательской деятельности.
2. Исследование специфики временных детских групп в условиях депривации. Данное направление возглавляет к,пс.н,, доцент Т.И. Миронова. Основой данного направления являлось то, что временные малые группы (на примере временных лечебных групп), характеризуются:
- сгрсссогенно-дспривациониыми условиями госпитализации;
- особенностями жизнедеятельности, содержащих, ограничения для совместной деятельности, продуктивного группового взаимодействия, личностной и групповой самореализации, а так же отсутствием должной психологической поддержки;
- наличием образовательной депривации и пассивной ролевой позиции у исследуемых;
- комплексом критериев, препятствующих формальной и неформальной организованности группы и своеобразием групповой динамики, общения и совместной деятельности;
- неоднозначной взаимосвязью стадий группового развития с социально-психологическими критериями контактной группы (направленность, подготовленность, организационное, интеллектуальное, эмоциональное и волевое един-
ство).
К числу практике-ориентированных работ, связанных с изучением временных фупп в условиях пенитенциарной депривации, можно отнести исследование С.Ю. Шакуриной, посвященного комплексному анализу подходов к исследованию проявлений социально-психологи-ческого инфантилизма в условиях лишения свободы, и разработке психотехнологии по его преодолению.
Одной из главных целей исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы является такое изменение личности осужденных, которое обеспечивает готовность вести правопослушный образ жизни и разделять присущие законопослушным гражданам ценности. Без этого изменения подлинная ресоциализация осужденных в обществе является невозможной.
Однако опыт деятельности исправительных учреждений и анализ постпенитснциарной адаптации осужденных показывает, что данная цель часто оказывается не достигнутой. Исправительные учреждения возвращают обществу после отбытия наказания если не транслятор уголовного опыта и криминальных традиций, то людей, потерявших смысл жизни и психологически не готовых к жизни на свободе.
Социальная изоляция, замкнутая группа людей, принудительное общение, жесткий распорядок дня, многочисленные ограничения, особенности субкультуры осужденных, невозможность организовывать свой досуг, а также негативные экономические и организационные условия работы (функционирования) исправительных учреждений вынуждают иерсонал концентрировать свои усилия на том, чтобы обеспечивать возможность существования осужденных и сдерживать негативные явления в их среде. Эти факторы способствуют формированию социального и психологического инфантилизма у осужденных. В целях преодоления этой деструктивной тенденции автором разработаны валидные методы диагностики инфантилизма и технологии его профилактики.
3. Социально-психологическая профилактика личностных деформации и кризисов. Объектом исследования в данном направлении являлись представители здравоохранения, инвалиды и дети с психосоматическими заболеваниями.
Так в работе к.пс.н., доцента И.В. Тихоновой основная цель исследования состояла в выявле-
нии специфики и возможности социально-психологической диагностики и коррекции профессиональной деформации личности, основывающихся на изучении психологических механизмов, реализующих формирование профессиональной деформации личности, на примере медицинской сестры.
Актуальность исследования к.пс.н., доцента Т.Н. Адеевой «Социально-психологические проявления кризиса инвалидности» обусловлена недостаточной изученностью ситуации инвалидности как кризисного периода развития личности, деструктивных проявлений данного кризиса, оказывающих влияние на эффективность реабилитационной работы с инвалидами, на процесс взаимодействия инвалидов с людьми, не имеющими статуса инвалида. С определением же статуса инвалида связывается сужение социальных контактов, смена или потеря работы, невозможность работать по имеющейся специальности, переход человека в положение опекаемого семьей. Э го обуславливает необходимость более глубокого исследования специфики ситуации инвалидности как кризисного периода развития личности, проявлений кризиса, что позволит прогнозировать данное явление, разрабаты-ваггь диагностические, профилактические мероприятия, более грамотно строить работу по психологической реабилитации инвалидов.
Принимая во внимание факт снижения возраста многих заболеваний, должного внимания заслуживает изучение Социально-психологические детерминант психосоматических заболеваний и возможности их профилактики (на примере детских групп с проявлениями дискинезии желчевыводящих путей).
Данный аспект исследовался к.пс.н. М.П. Довгаль. Среди детерминант психосоматических заболеваний автор особое место отводит сфере коммуникации и семейной среде. М.П. -Довгаль отмечает, что любая семейная дезорганизация может' препятствовать развитию индивидуальности ребенка, тормозить открытое проявление эмоций, делать его уязвимым в отношении эмоциональных стрессов и приводить в дальнейшем к развитию заболевания. Автором разработаны коммуникативные технологии по профилактике детских психосоматических заболеваний.
Разработке психолингвистических технологий по коррекции детских речевых расстройств
посвящена работа к.пс.н. С.П. Покровской.
4. Социально-психологическая профилактика аддиктивности и девиантно*делинквентного поведения в молодежной среде. Актуальность данного направления не вызывает сомнения. Сложность социальной среды, ее неопределенность и быстрота изменений в существенной мере обусловливает поливариативные формы ее проявления. Вследствие этого в Костромской психологической школе все формы отклоняющего поведения не сводятся к одной девиантности. Согласно концепции Н.П. Фетискина все разновидности молодежного отклоняющегося поведения следует дифференцировать на следующие отдельные направленности: преддевиантное поведение; девиантное поведение; делинквентное поведение; аддиктивное поведение.
Эти направления рассматриваются с учетом личностных, возрастных и гендерных различий.
Системный подход в реализации указанных направлений позволяет глубже понять их механизмы и повысить валидность психопрофилактических технологий. Следуя этой концепции, рассмотрим основные подходы по ее реализации.
С.В. Шепелева, к.пс.н., доцент исследует механизмы преддевиантного поведения в разновозрастных молодежных группах. Особое место в этом аспекте отведено дошкольному возрасту, ибо профилактику преддевиантных проявлений легче всего корректировать именно в этом возрасте.
Гендерные проявления делинквентною поведения в мужских группах исследуются Д. А. Тан-цуевым, а в женских группах -JI.В. Дудоровой. Следует отметить, что данный аспект концептуально отражен в монографии Н.П. Фетискина.
Проблемам молодежной делинквентности посвящены исследования к.пс.н., доцента Е.Н. Кондрат и к.пс.н., доцента С.В. Смирновой.
Суть исследования Е.Н. Кондрат заключается в:
- обосновании критериальных основ делинквентности и дифференцированной социальнопсихологической профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних осужденных в условиях лишения свободы;
- выделении разноуровневых детерминант делинквентного поведения у несовершеннолетних;
- выявлении тендерной специфики личност-
ных деформаций у несовершеннолетних осужденных;
- определении типовых динамических личностных деформаций и специфики их проявлений у несовершецнолетних в местах лишения свободы.
Результаты исследования представляют интерес для психологической, педагогической, психотерапевтической практики, могут быть широко использованы при создании спецкурсов и спецпрактикумов для студентов психолого-педа-гогических и социально-ориентированных специальностей.
В работе С.В. Смирновой дана авторская трактовка комплексного изучения социальнопсихологических и личностных детерминант криминальной молодежной агрессивности и разработки специализированной социально-психологической программы по профилактике скрытой криминальной молодежной агрессивности. Уточнены базовые индивидуально-психологические факторы криминальности: сензитивная характерологическая акцентуация, сниженное чувство вины, неспособность применять гибкие стратегии в межличностных отношениях, устойчиво высокая самооценка.
Научная ценность работы заключается в разработке концепции и процедуры исследования социально-психологических и личностных особенностей лиц, обвиняемых в криминально агрессивных действиях; в анализе, интерпретации и обобщении полученных данных; определении сущности понятия «скрытая криминальная агрессивность»; выявлении критериев криминальной агрессивности; обнаружении её латентных детерминант.
К числу новых исследовательских подходов к изучению молодежной делинквентности следует отнести работу к.пс.н., доцента С.В. Убли-ева «Социально-психологические предпосылки гендерной делинквентности в молодежной среде».
Теоретическая значимость работы определяется вкладом в концептуальные основы гендерной психологии и тендерного делинквентного поведения с определением следующих концептуальных составляющих: гендерной структуры делинквентности, ее критериев, детерминант, доминирующих проективно-делинквентных стереотипов и полимодальных каузальных схем эго-защитных механизмов в структуре делинквент-
ных актов. Практическая значимость исследования заключается в использовании выявленных социально-психологических критериев и детерминант делинквентного поведения, а также доминирующих тендерных типов делинквентности в коррекционно-воспитательном процессе; создании гендерно-ориентированных программ психологической профилактики делинквентности в молодежных группах с выраженной агрессивностью и делинквентной направленностью; классификации тендерных типов делинквентности и выделении тендерных каузальных схем латентной делинквентности, которые могут быть использованы широким кругом специалистов, работающих с молодежью: сотрудникам детских комнат милиции, центров работы с молодежью; реализации тендерного подхода в практической работе психологов, на семинарах и спецкурсах по повышению квалификации работников уголовно-исполнительной системы.
Результаты этого направления нашли обобщающее отражение в монографиях:
1. Н.П. Фетискин, Е.Н. Копдрат, С.В. Убли-ев. Психологические основы гендерной делинквентности. - М. - Кострома, 2006. - 175 с,
2. Н,П, Фетискин. Психология гендерной делинквентности, — М. - Кострома, 2007.-302 с.
Проблема аддиктивности относится к числу новых психологических направлений. Концептуальные основания аддиктивности освещены в монографии H.II. Фетискина «Психология ад-диктивного поведения». - М. - Кострома, 2006.
- 268 с.
Среди инновационных исследований в этом направлении необходимо отнести работу Н.Г. Старцевой, посвященной социально-психологической профилактике и реабилитации гендерной аддиктивности в подростково-молодежной среде.
Более глубокое исследование этого феномена определило и более широкий взгляд на ад-дикцию как специфическое поведение людей, в формировании которого участвуют как социальные условия раннего развития и психологические особенности человека, так и нейрофизиологические особенности, определяющие тип реагирования на раздражение и скорость фиксации определенных поведенческих стереотипов. Обшей чертой аддиктивного поведения является стремление уйти от решения жизненных проблем, необходимости преодоления трудно-
стей в реализации значимых целей и т.д. В ходе исследования были определены: социально-психологические детерминанты возникновения и протекания аддиктивного поведения; выделена типология, аддиктивного поведения в подростково-молодежных группах; выявлен генезис гендерных проявлении аддиктивности в подростково-молодежной среде; изучены гендерные особенности реабилитируемых несовершеннолетних; обоснованы концептуальные основы профилактики и реабилитации аддиктивности; разработана, вариативная программа социальнопсихологической профилактики и реабилитации аддиктивных молодежных хрупп, с учетом выявленных тендерных различий.
К неспецифическим проявлением выше рассмотренных форм деструктивного поведения, можно отнести работы, ориентированные на изучение социально-психологических стереотипов противоправного повения (Д.П. Пискарев) и оппозиционного поведения (О.С. Маслова).
Учитывая массовидность стереотипов противоправного поведения и малоизученность данного феномена в социально-психологической науке (до сих пор в психологических словарях данное понятие отсутствует), нетрудно усмотреть актуальность и приоритетность изучения именно данного уровня социального поведения как с точки зрения социально-психологическо-го генезиса, так и доступной профилактики.
Специфика исследования Д.П. Пискарева заключалась в комплексном анализе подходов к стереотипному поведению, изучении разноуровневых детерминант стереотипности противоправного поведения, каузально-атрибутивных потенциалов стереотипного противоправного поведения молодежи и разработке психотехнологии по их преодолению.
Несмотря на отсутствие специальных работ, посвященных изучению О.С. Масловой удалось выявить социально-психологические механизмы и поливариативность проявлений оппозиционного поведения в различных видах деятельности.
5. Психологическая поддержка пользователя в процессе компьтеризировашюго обучения (к.пс.н., доцент Л.И. Селиванова, к.пс.н., доцент Т.В. Дроздова).
Внедрение компьютерных технологий в практику различных видов деятельности является настоятельным велением времени. Вследствие
этого возрастает актуальность информатизации образовательного пространства, нацеленного на профессиональную подготовку молодых поколений в области компьютерных наук. Однако, при всей перспективности использования персональных компьютеров (ПК), современный процесс компьютеризированного обучения имеет негативные проявления.
Этот процесс усугубляется и тем, что массовая компьютеризация началась без прогнозирования и изучения ее психологических последствий. Необходим конкретный научный анализ этих аспектов и целенаправленная работа по достижению позитивных результатов, а так же коррекции возможных негативных проявлений. Большая роль в решении этих проблем принадлежит психологии и требует полидисциплинарно го подхода. Это задает мощный импульс ускоренному развитию психологии компьютеризации, изучающей законы психического отражения и психического развития в условиях использования компьютеров. На основании этого нетрудно заметить, что процесс компьютеризации различных сфер деятельности, в том числе и обучающей, несомненно требует исследования состояний пользователей и изучения теоретических и практических подходов к разработке эмоциональной поддержки по нейтрализации деструктивных состояний и оптимизации процесса компьютеризированного обучения. Итогом работы Л.И. Селивановой явилась разработка оригинальной технологии эмоциональной поддержки пользователя, в форме целенаправленного воздействия полимодальных факторов, способствующих нейтрализации негативных состояний пользователей таких, как апатия, стресс и фрустрация, а также оптимизации компьютеризированного обучения.
В исследовании Т.В. Дроздовой ставилась иная цель и заключалась в психологическом обосновании возможностей процесса взаимодействия человека с компьютером, ориентированного на актуализацию креативности мышления в процессе решения компьютерных задач, заложенных в исследуемых технологиях. К итогам работы Т.В. Дроздовой можно отнести следующие оригинальные результаты: впервые разработана специфическая структура творческого мышления, реализуемая в процессе решения компьютерных задач; выявлен приоритет эффективности компьютерной развивающей среды по
сравнению со структурированным школьным компьютерным обучением; впервые выделены и психологически обоснованы условия развития креативности мышления средствами компьютерной поддержки.
Это послужило основой разработки, психологически обоснованных экспериментальных технологии, содержащие модули компьютерных задач, способствующих актуализации мыслительных операций и креативности.
6. Социально-психологические параметры качества жизни.
Это направление изучалось в следующих контекстах, Кулайкин В.И., к.ис.н., профессор в своем исследовании основное внимание сосредоточил на парциально-параметрической структуре качества жизни на уровне личности, социальных групп и общества и состоит в конкретизации и уточнении теоретико-методологических и прикладных основания социально-психологическо-го контекста качества жизни; определении парциальных социально-психологических параметров качества жизни и создания общей парциаль-но-нарамстрической структуры качества жизни; разработке диагностического инструментария, для изучения парциально-параметрических особенностей качества жизни на уровне личности, социальных групп и общества; выявлении специфики проявлений количественных и содержательных индикаторов качества жизни в исследуемых группах.
Автором определена парциально-параметрическая структура качества жизни. Теоретикоэмпирические результаты работы послужили основой разработки Доктрины государственно-го риулирования качества жизни населения России. Ее положения могут быть эффективно использованы при разработке концепции молодежной политики и реализации приоритетных государственных проектов как на уровне отдельных муниципальных и общественных учреждений и организаций, так и на региональном и общероссийском уровне.
Исследование Берестового Ф.С. направлено на комплексное изучение социально-психологи-ческих параметров качества жизни и их проявлений у разностатусных сотрудников, занятых в различных подразделениях ОВД.
Автором разработана социально-исихологи-ческая модель качества жизни сотрудников ОВД, включающая следующие параметры: социально-
личностное качество жизни, социально-экономическое качество жизни (такое название шкалы сопряжено с включением в нее аспекта, связанного с функционально-монетарной культурой), качество средовых условии жизнедеятельности, качество здоровья, социально-психологическое качество жизни, качество эпохи, качество самореализации, качество личной свободы, качество досуга, качество жизненных ценностей и целей, качество потребностно-мої ивационной сферы. Заслуживает высокой оценки и методика измерения параметрических представлений качества жизни у сотрудников ОВД.
7. В последние годы существенное место отводится психологическому сопровождению приоритетных национальных проектов. В 2007 по данной проблеме был проведен международный конгресс с изданием материалов по результатам его работы. В 2008 году (17-18 октября) состоится Н-ой международный конгресс «Психологическое сопровождение приоритетных национальных проектов: опыт, технологии, ментальные барьеры». К сто открытию издана коллективная монография Н.П. Фетискина, Г.М. Мануйлова, Т.Н. Мироновой «Психологическое со* провождение приоритетных национальных проектов: теория, опыт, перспективы». - М. - Кострома, 2008. - 304 с., а также методические пособия по каждому из нацпроектов.
8. Социально-психологическая диагностика личности и малых групп. Это научное направление разрабатывается с 1988 г. В авторский коллектив этого направления входят Н.П. Фетискин, Н.В. Кузьмина, Г.М. Мануйлов, В.В. Козлов, Т.И. Миронова.
9. Издательская деятельность психолого-ак-меологической проблематике.
В 2007 году вышло в свет 6 выпусков серии «Акмеология образования» (гл. ред. проф. Фетискин Н.П.) общим объемом 165 уч.-изд. л. Веет в выпусках серии опубликовано 308 статей 345 авторов. Авторский состав серии в 2007 году представлен широкой географией: 55 регионов России, а также зарубежные страны - Казахстан, Беларусь, Украина.
Основная политика журнала формировалась в рубриках: «Теоретико-методологические проблемы акмеологии образования»; «Проблемы фундаментального Российского образования»; «Актуальные вопросы высшего образования»; «Приоритетные парадигмы национальной сис-
темы образования»; «Психолого-акмеологичес-кие условия формирования профессионально-личностной компетентности»; «Методы диагностики психолого-акмеологических потенциалов личности»; «ГТсихотехнологии развития личности и малых групп»; «Проблемы тендерной и акмеологии в образовательной и профессиональной среде»; «Акмеологические предпосылки становления профессионально-важных качеств»; « П с ихол ого-акме ол огич е с кие основания самоактуализации личности»; «Психологические возможности элиминации деструктивных явлений в социальных группах»; «Акмеологические аспекты профессионально- педагогической деятельности»; «Учебно-важные качества студенческой молодежи»; «Трибуна молодого ученого: опыт модернизации образовательного процесса».
К ключевым публикациям 2007 года можно отнести статьи в рубриках «Парадигмы нацио-
нальной системы образования» и «Акмеологические приоритеты и парадигмы Российского образования» Н.В. Кузьминой «Акмеологические законы развития продуктивной компетентности специалиста фундаментального образования» (№ 1); «Развитие продуктивной компетентности у специалистов образования средствами изучения продуктов собственной деятельности» (№5); В .М. Панова «Психологические аспекты двух теорий развивающего обучения» (№ 2); «Изменения образовательных парадигм: от традиционного обучения к развивающему образованию» (№5), «Изменения понимания субъекта образовательного процесса» (№2); A.A. Дерка-ча «Становление профессионала как активного участника акме-ориентированнот процесса развития» (№2); А.М. Леонтьевой «Акмеологичес-кий подход как основа повышения качества профессионально- педагогического образования» (№4).
Т. И. МИРОНОВА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ВРЕМЕННЫХ ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Основные подходы к определению временных детских коллективов, обоснование общих и специфических критериев временных коллективов (ВК), отраженны, в полном или частичном плане, в трудах целого ряда отечественных психологов и педагогов (Г.М. Андреева, В.Г. Асафов, А.И. Донцов. Б.Я. Гиндис, Л.А. Китаев-Смык, Е.С. Кузьмин, Т.Е, Конникова, А.Г. Кирпичник, О.В. Лунева, А.Н. Лутошкин, Р.С. Немов, В.В. -Новиков, М.И. Новиков, Л.А. Новикова, Л.И. У-манский, И.И. Фришман, А.С. Чернышев, И.М-. Чернышева и др.)
Несмотря на авторитетность вышеназванных авторов, изучение ВК, на наш взгляд, содержит вероятно, больше «белых пятен», чем теоретически выверенных закономерностей. Сказанное прежде всего относится к определению самого ВК. Многие авторы склонны описывать критерии и виды, нежели пытаться раскрыть суть самого ВК. И все же некоторые ученые попутно пытаются дать рабочее определение ВК.
По определению А.Г. Кирпичника, ВК - это организованное объединение учащихся, создающиеся в лагерях труда и отдыха, в туристических и экспедиционных группах, отрядах и т.д. ВК может создаваться внутри постояниых коллективов на определенный период для выполнения коллективной творческой деятельности.
Будучи типом воспитательного коллектива ВК обладает общими с ним признаками, но в тоже время имеет и свои особенности: кратковременность функционирования, разнородность состава, относительная автономность существования, коллективный характер жизнедеятельности, завешенный пикл развития. Максимальный срок существования ВК не превышает обычно 40-50 дней, а наиболее распространенный - 10-26 дней. Поэтому в этот период не происходит значимых возрастных изменений в личности членов ВК.
Как мы уже отмечали выше, этот спектр достаточно хорошо изучен на примере различных детских временных коллективов (спортивные и
©Т.И. Миронова, 2008
77