Научная статья на тему 'Управление процессом саморегуляции у младших школьников'

Управление процессом саморегуляции у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
819
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛЯЦИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ВОЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ПРОЦЕСС / ФОРМИРОВАНИЕ / SELF-REGULATION / JUNIOR SCHOOL AGE / EMOTIONAL SELF-REGULATION / VOLITIONAL SELF-REGULATION / INTELLECTUAL SELF-REGULATION / MANAGEMENT / PROCESS / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгова В. И., Крыжановская Н. В., Кудрякова К. В.

Введение. Проведенный анализ показал, что процесс саморегуляции у младших школьников недостаточно сформирован, и проблема состоит в создании и проведении соответствующих формирующих программ. Цель работы: составить и провести формирующую программу управления процессом саморегуляции у младших школьников. Материалы и методы. Исследование проведено в средней общеобразовательной школе № 154 г. Челябинска в три этапа (подготовительный, диагностико-формирующий, аналитический). Использованы эмпирические (констатирующий и формирующий эксперименты, внешнее наблюдение, тестирование) и статистико-математические методы (вычисление Т-критерия Вилкоксона) и две методики: «Метод наблюдения для оценки волевых качеств» А.И. Высоцкого, «Диагностика уровня школьной тревожности» Б.Н. Филлипса. Результаты. На основании анализа процесса саморегуляции у младших школьников составлена формирующая программа, её реализация позволила выявить особенности формирования способностей младших школьников овладевать собой и своим поведением. Обсуждение. Реализация программы управления процессом саморегуляции у младших школьников влияет на формирование способностей овладевать своим поведением на основе интеллектуальных, разумных действий (саморегуляция в интеллектуальный деятельности); эмоционально реагировать на ситуации социально-приемлемым образом (эмоциональная саморегуляция), а также управлять своими действиями и поведением в различных ситуациях (волевая саморегуляция). Отдельно взятые аспекты саморегуляции изучены отечественными и зарубежными авторами, новизна же представляемых изысканий состоит в осуществлении системного и комплексного подходов в совокупности. Заключение. Проведенный анализ процесса саморегуляции у младших школьников выявил потребность в составлении и реализации формирующей программы по управлению процессом саморегуляции детей. В ходе составления и реализации такой программы необходимо учитывать особенности формирования способностей младших школьников овладевать собой и своим поведением, и только на этой основе составлять соответствующие психолого-педагогические рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF YOUNG SCHOOLCHILDREN’S SELF-REGULATION PROCESS

Introduction. The analysis showed that the young schoolchildren’s self-regulation process is not sufficiently formed, and the problem is to create and conduct appropriate formative programs. The purpose of the research is to make and conduct a forming program for managing the process of self-regulation among junior schoolchildren. Materials and methods. The study was conducted in Chelyabinsk secondary school № 154 in three stages (preparatory, diagnostic-forming, analytical). Empirical (ascertaining and forming experiments, external observation, testing) and statistical-mathematical methods (calculation of the Wilcoxon T-test) and two methods of A.I. Vysotskij and B.N. Phillips were used: “The method of observation for the evaluation of strong-willed qualities” and “Diagnosis of the level of school anxiety”. Results. Based on the analysis of junior schoolchildren’s self-regulation process, the formative program has been compiled and its implementation made it possible to reveal the features of formation the younger schoolchildren’s abilities to master themselves and their behavior. Discussion. The realization of this program is influenced on the formation of abilities to master oneself and one’s behavior on the basis of intellectual, reasonable actions (self-regulation in intellectual activity); emotionally respond to the situations in a socially acceptable way (emotional self-regulation), and also manage actions and behavior in different situations (volitional self-regulation). Separately taken aspects of self-regulation are studied by native and foreign authors. The novelty of the research presented in the article is the implementation of systemic and integrated approaches in total. Conclusion. The analysis of junior schoolchildren’s self-regulation process is revealed the need for compiling and implementing a formative program for managing the process of children’s self-regulation. In the process of creating such a program, it is necessary to take into account the peculiarities of the formation of younger schoolchildren’s abilities to master themselves and their behavior and to make appropriate psychological and pedagogical recommendations only on this basis.

Текст научной работы на тему «Управление процессом саморегуляции у младших школьников»

DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.21

УДК 151.7:371.015 ББК 88.834.023:88.840

В.И. Долгова1, Н.В. Крыжановская2, К.В. Кудрякова3

1 ORCID 0000-0001-9059-5682, профессор, доктор психологических наук, декан факультета психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический

университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected] 2 ORCID 0000-0002-9825-4206, доцент, кандидат педагогических наук, заместитель декана факультета психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический

университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

3 ORCID 0000-0001-6000-0211, магистрант факультета психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская

Федерация. E-mail: [email protected]

УПРАВЛЕНИЕ ПРОцЕССОМ САМОРЕГУЛЯцИИ

у младших школьников

Аннотация

Введение. Проведенный анализ показал, что процесс саморегуляции у младших школьников недостаточно сформирован, и проблема состоит в создании и проведении соответствующих формирующих программ. Цель работы: составить и провести формирующую программу управления процессом саморегуляции у младших школьников.

Материалы и методы. Исследование проведено в средней общеобразовательной школе № 154 г. Челябинска в три этапа (подготовительный, диагностико-формирующий, аналитический). Использованы эмпирические (констатирующий и формирующий эксперименты, внешнее наблюдение, тестирование) и статистико-математические методы (вычисление Т-критерия Вилкоксона) и две методики: «Метод наблюдения для оценки волевых качеств» А.И. Высоцкого, «Диагностика уровня школьной тревожности» Б.Н. Филлипса.

Ре.зультаты. На основании анализа процесса саморегуляции у младших школьников составлена формирующая программа, её реализация позволила выявить особенности формирования способностей младших школьников овладевать собой и своим поведением.

Обсуждение. Реализация программы управления процессом саморегуляции у младших школьников влияет на формирование способностей овладевать своим поведением на основе интеллектуальных, разумных действий (саморегуляция в интеллектуальный деятельности); эмоционально реагировать на ситуации социально-приемлемым образом (эмоциональная саморегуляция), а также управлять своими действиями и поведением в различных ситуациях (волевая саморегуляция). Отдельно взятые аспекты саморегуляции изучены отечественными и зарубежными авторами, новизна же представляемых изысканий состоит в осуществлении системного и комплексного подходов в совокупности.

Заключение. Проведенный анализ процесса саморегуляции у младших школьников выявил потребность в составлении и реализации формирующей программы по управлению процессом саморегуляции детей. В ходе составления и реализации такой программы необходимо учитывать особенности формирования способностей младших школьников овладевать собой и своим поведением, и только на этой основе составлять соответствующие психолого-педагогические рекомендации.

Ключевые слова: саморегуляция, младший школьный возраст, эмоциональная саморегуляция, волевая саморегуляция, интеллектуальная саморегуляция, управление, процесс, формирование.

Основные положения:

• проведен анализ процесса саморегуляции у младших школьников;

• составлена и реализована формирующая программа по управлению процессом саморегуляции у младших школьников;

• выявлены особенности формирования способностей младших школьников овладевать собой и своим поведением.

ш о

S X .0

о

3

к

I

ф о

о о

о ф

^

о ^

с

X

ф

^

m

го ^

с

>

го m о

К

Л

QD

к го

о ш о

X

го И .0

Ш

и:

го" ей

е

с; о d

ш

1. Введение (Introduction)

Проблема изучения процесса управления человеком собственным поведением является в психологии одной из наиболее фундаментальных задач. В современной психологической науке ее разработка ведется во многих теоретико-прикладных направлениях. По мнению отечественных и зарубежных исследователей, управление процессом саморегуляции наиболее эффективно происходит в младшем школьном возрасте [1-3], и связано оно с адаптацией ребенка к школе [4-6], с представлениями детей о себе и своих возможностях [7-9], которые складываются под влиянием разновозрастного межличностного взаимодействия [10; 11]. Младший школьный возраст обладает глубокими потенциальными возможностями для формирования эмоциональной, интеллектуальной и волевой саморегуляции [12; 13]. На протяжении всего этого периода ребенок учится управлять своим поведением, произвольной становится организация его деятельности. Специфически человеческий способ регуляции связан с созданием и употреблением знаковых психологический орудий и с овладением собственным поведением. Ключевыми особенностями управления собственным поведением в младшем школьном возрасте являются: развитие волевых качеств у детей, формирование произвольности, сознательная регуляция своих действий, а также стремление к самостоятельности, которое подталкивает школьника к невыполнению требований учителей и взрослых [14; 15]. Сказанное создает понимание того, что процесс саморегуляции у детей недостаточно сформирован, и что проблема состоит в создании и проведении соответствующих формирующих программ. Цель работы: составить и провести формирующую программу управления процессом саморегуляции у младших школьников.

2. Материалы и методы (Materials and Methods)

Исследование управления процессом саморегуляции у второклассников было проведено в средней общеобразовательной школе № 154 г. Челябинска (N = 23).

Исследование проходило в три этапа (подготовительный, диагностико-формирующий, аналитический). Были использованы эмпирические (констатирующий и формирующий эксперименты, внешнее наблюдение, тестирование) и статистико-математические методы (вычисление Т-критерия Вилкоксона [16]) и две методики: «Метод наблюдения для оценки волевых качеств» А.И. Высоцкого, «Диагностика уровня школьной тревожности» Б.Н. Филлипса [17].

В основу формирующей программы были положены: модифицированный вариант программы по формированию саморегуляции у детей младшего школьного возраста Н.Г. Яковлевой; программа формирования эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы Н.П. Слободняк.

В содержательный компонент формирующей программы вошли: 1) игры, которые способствуют созданию близких отношений между участниками группы, снимают напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышают самооценку, позволяют проверить себя в различных ситуациях общения, предупреждают опасность социально значимых последствий; 2) упражнения, позволяющие установить контакты с группой, снять эмоциональное напряжение, сплотить, повысить тонус группы, выявить личностные особенности каждого участника; 3) релаксация, которая позволяет расслабиться, снять нервно-мышечное напряжение, настроиться на дальнейшую работу, поднять общий тонус группы; 4) психогимнастика, которая помогает выразить переживания, проблемы, эмоции посредством движения, мимики, жестов, нейтрализующих весь негатив, не направляя его на себя.

Темы занятий отражают личные проблемы детей младшего школьного возраста, поэтому они могут использоваться не только с целью формирования саморегуляции учащихся, но и как профилактика и предупреждение неблагоприятных процессов.

На занятиях учащиеся получают знания о том, как общаться, упражняться в применении приемлемых способов по-

ведения. Большое внимание уделяется групповым дискуссиям, ролевому переигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и рефлексии. Занятия по форме напоминают тренинги, где с помощью специальных упражнений и ролевых игр школьники овладевают навыками эмоционального саморегулирования.

На занятиях предоставляется возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и сформировать свое поведение. Структура занятия включает в себя три части: вводную, основную и заключительную. Цель вводной части: ознакомить детей с элементами выразительных движений, таких как, мимика, жесты, поза и походка; работа со словами, обозначающими эмоциональные состояния. Цель основной части - раскрыть тему

занятия; ответить на вопросы для обсуждения; провести психологические игры и упражнения. Цель заключительной части - снять психоэмоциональное напряжение; осуществить рефлексию.

Материально-техническое оснащение Формирующей программы: наглядные пособия «Гномы настроений», «Пиктограммы основных эмоциональных состояний», бланки «Дневник настроений» для каждого учащегося. 3. Результаты (Results) Результаты объясняют сводные данные, полученные до и после апробации формирующей программы по методикам, направленным на изучение уровня волевой, эмоциональной и интеллектуальной саморегуляции.

Распределение показателей, полученных по методике «Метод наблюдения для оценки волевых качеств» А.И. Высоцкого представлены на рис. 1.

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10%

78%

78%

9%

9%

13% 13%

9%

22% 22% 21 i, 21%

тъ ■■■

74%

69%

65%

65

0%

Рис. 1. Распределение показателей, полученных по методике «Метод наблюдения для оценки волевых качеств» А.И. Высоцкого до и после применения формирующей программы

Fig. 1. Distribution of indicators obtained by the method A.I. Vysotsky <The method of observation for the evaluation of strong-willed qualities» before and after the application of the forming program

СП

о

S X -О

о 3

к

I

ф ^

о

о о

о ф

^

о ^

с

X

ф

^

m

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го ^

с

>

Результаты, полученные по методике «Метод наблюдения для оценки волевых качеств» А.И. Высоцкого свидетельствуют, что количество детей, обладающих низким уровнем волевой саморегуляции, снизилось. Что касается компонента «самостоятельность», то количество детей со средним её уровнем возросло с 13 % до 17 %. Дети стали более дисциплинированными, что мы можем увидеть в измененных показателях среднего уров-

ня компонента волевой саморегуляции «дисциплинированность». Высокий уровень проявления волевых компонентов саморегуляции по признакам «самостоятельность», «дисциплинированность» остался на прежнем уровне, но повысился признак «выдержка».

Изменение исследуемых показателей, полученных по методике «Диагностика уровня школьной тревожности» Б.Н. Филлипса, на рис. 2.

100%

90%

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

70%

52%

48%

30%

0% 0%

Рис. 2. Распределение показателей, полученных по методике «Диагностика уровня школьной тревожности» Б.Н. Филлипса до и после применения формирующей программы управления процессом саморегуляции младших школьников

Fig. 2. Distribution of indicators obtained by the method B.N. Phillips «Diagnosis of the level of school anxiety» before and after the application of the forming program for managing the process of self-regulation of junior schoolchildren

Анализ результатов, полученных по методике Б.Н. Филлипса «Диагностика уровня школьной тревожности», свидетельствует о снижении показателей общего уровня тревожности (от 52 % до 70 %).

Повышенный уровень тревожности на констатирующем этапе эксперимента был выявлен у 11 человек (48 %), а на формирующем этапе эксперимента по-

вышенный уровень тревожности выявлен у 7 человек (30 %).

4. Обсуждение (Discussion)

В процессе обсуждения отметим, что подобранные методики «Метод наблюдения для оценки волевых качеств» А.И. Высоцкого и «Диагностика уровня школьной тревожности» Б.Н. Филлипса помогли определить уровень саморегу-

ляции испытуемых. После применения формирующей программы управления процессом саморегуляции младших школьников дети стали более дисциплинированными, самостоятельными, выдержанными. Что касается уровня интеллектуальной саморегуляции, то количество детей, характеризущихся низким уровнем и уровнем ниже среднего, заметно сократилось, количество детей со средним уровнем, уровнем выше среднего и высоким уровнем саморегуляции возросло.

После применения формирующей программы детей с низким уровнем школьной тревожности стало значительно больше, а количество детей, отличающихся повышенным уровнем тревожности, сократилось.

Подсчет Т-критерия Вилкоксона показал, что после реализации формирующей программы управления процессом саморегуляции у младших школьников результаты сформированности интеллектуальной, эмоционально-волевой и саморегуляции у детей показали положительную динамику.

Сказанное подтвердждает нашу гипотезу о том, что формирование саморегуляции в младшем школьном возрасте способствует овладению детьми своим поведением на основе интеллектуальных, разумных действий (саморегуляция в интеллектуальный деятельности); эмоциональному реагированию на ситуации социально-приемлемым образом (эмоциональная саморегуляция), а также управлению своими действиями и владению собственным поведением в различных ситуациях (волевая саморегуляция).

В других работах отечественных и зарубежных авторов, посвященных изучению поведения детей, саморегуляция рассматривалась либо в контексте изучения иных психических функций и процессов [18; 19], либо в ее отдельном проявлении как функции самоконтроля [20] и развития мышления [21], особенно в

контексте осуществления инклюзивного образования [22].

Вместе с тем проблема управления процессом саморегуляции у младших школьников до сих пор остается малоизученной (кроме её отдельно взятых аспектов), новизна же представляемых изысканий состоит в осуществлении системного и комплексного подходов в совокупности.

5. Заключение (Conclusion)

Проведенный анализ процесса саморегуляции у младших школьников выявил потребности и возможности в составлении и реализации формирующей программы по управлению процессом саморегуляции детей. В ходе составления и реализации такой программы необходимо учитывать особенности формирования способностей младших школьников овладевать собой и своим поведением; и только на этой основе составлять соответствующие психолого-педагогические рекомендации.

Как показало исследование, в процессе применения программы управления процессом саморегуляции у младших школьников формируются способности овладевать собой и своим поведением на основе интеллектуальных, разумных действий (саморегуляция в интеллектуальный деятельности); эмоционально реагировать на ситуации социально-приемлемым образом (эмоциональная саморегуляция), а также управлять своими действиями и владеть собственным поведением в различных ситуациях (волевая саморегуляция).

6. Благодарности (Acknowledgments)

Работа выполнена при финансовой

поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» по договору на выполнение научно-исследовательских работ от 04.06.2018 г. № 1/319 от 04.06.2018 по теме «Объективные и субъективные предикторы формирования психологической безопасности».

ш о

S X -û с; о

3

3

4 го

к

I

ф о

го о

о о

о ф

^

о с

Библиографический список

1. Bicharova M.M., Lebedeva I.V., Topchiev M.S. (2017) Childfree in Russia: motivations and social conflicts. Man in India. 97(7), 23-33.

x

ф

c;

ro

с

>

2. Babunova Y.S., Gradusovas L.V., Pustovoytova O.V., Shepilova N.A. (2017) Psychological and pedagogical support in positive socialization of preschool children. Espacios. 38 (55), 11. Available from: http:// www.revistaespacios.com/a17v38n55/17385511.html (Accessed 13th May 2018).

3. Volkova O.A., Besschetnova O.V. (2015) Social adaptation features of children in foster care. European Journal of Science and Theology. 11(3), 89-96.

4. Shagaeva N.A. (2015) The formation of moral values in junior schoolchildren during the study of ethno-cultural traditions. European Journal of Science and Theology. 3(3), 175-181.

5. Kondrashova E.N., Rashchikulina E.N., Isaeva I.Yu., Plugina N.A., Suprun N.G. (2017) Methodology for local history. Man in India. 97(10), 373-398.

6. Сурьянинова, Т.И. Особенности совместной деятельности младших школьников [Текст] / Т.И. Сурьянинова, Н.В. Смирнов // Вопросы психологии. - 2017. - № 2. - С. 58-66.

7. Гребенкин, Е.В. Особенности конфликтного поведения младших школьников и школьников подросткового возраста: взгляд из России и Германии [Электронный ресурс] / Е.В. Гребенкин,

B. Хаббергер // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. -2012. - Т. 5. - № 1. - С. 16-24. - Режим доступа: http://vestnik.nspu.ru/article/39 [Дата обращения: 13.05.2018].

8. Dudina M.N., Dolgova V.I. (2016) New educational paradigm: existentialism is a humanism. Man in India. 96 (10). 4043-4050.

9. Шилов, С.Н. Темпераментальные черты личности ребенка, как фактор, определяющий резерв здоровья [Электронный ресурс] / С.Н. Шилов, О.Г. Солдатова, Н.Д. Наливайко // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2014. - № 1. - С. 89-100. - Режим доступа: http://vestnik.nspu.ru/article/596 [Дата обращения: 13.05.2018].

10. Леонтьев, Д.А. Траектории личностного развития: реконструкция взглядов Л.С. Выготского [Текст] / Д.А. Леонтьев, А.А. Лебедева, В.Ю. Костенко // Вопросы образования. - 2017. - № 2. -

C. 98-112. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-2-98-112

11. Вагнер, Н.А. Успешность ученика начальной школы в условиях дифференцированного образования [Электронный ресурс] / Н.А. Вагнер // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - Т. 7. - № 3. - С. 18-23. - Режим доступа: http://vestnik.nspu.ru/ article/196 [Дата обращения: 13.05.2018].

12. Любимов, Л.Л. Книга, в которой нуждается каждая школа. Рецензия на книгу: А.А. Леонтьев. Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и педагогической психологии (под ред. Д.А. Леонтьева) [Текст] / Л.Л. Любимов / / Вопросы образования. - 2017. - № 3. -С. 234-241. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-3-234-241

13. Dolgova V.I., Mamylina N.V., Belousova N.A., Melnik E.V., Arkayeva N.I. (2016) Problems of mental regulation of personal behavior. Man in India. 96(10), 3485-3491. Available from:http://elibrary.ru/item. asp?id=27587974.

14. Dudina M.N., Dolgova V.I. (2016) The Crisis of Upbringing in the Contemporary Chronotope: potential solutions. Man in India. 96 (10). 3503-3511.

15. Abe J.A.A. (2011) Positive emotions, emotional intelligence, and successful experiential learning. Personality and Individual Differences. 51(7), 817-822. DOI: 0.1016/j.paid.2011.07.004

m 16. Кривенко, М.П. Сравнительный анализ процедур регрессионного анализа [Текст]

/ М.П. Кривенко // Информатика и ее применения. - 2014. - Т. 8. - №. 3. - С. 70-78. DOI: 10.14357/19922264140308

17. Забродин, Ю.М. Психодиагностика: монография [Текст] / Ю.М. Забродин, В.Э. Пахальян. -Саратов: Вузовское образование, 2015. - 449 c.

18. Bakhchina A.V., Polevaya S.A., Parin S.B. (2013) Vegetative correlates of cognitive processes in

ro

CO

0

К

1

^ stress situation. European ScientificJournal.. 3, 277-280. URL: http://eujournal.org/index.php/esj/artide/ ad

GQ

view/2436/2309.

19. Boyatzis R.E., Smith M.L., Van Oosten E., Woolford L. (2013) Developing resonant leaders through emotional intelligence, vision and coaching. Organizational Dynamics. 42(1), 17-24. DOI: 10.1016/j. orgdyn.2012.12.003.

20. Harant M. (2016) Der Inkingsbegriff im Spannungsfeld pädagogischer 'Mindsets'. Pddagogische Korrespondenz. 54, 37-57. Available from: http://www.budrich-journals.de/index.php/pk/issue/view/1915.

21. Kronauer M. (2015) Wer Inklusion m^hte, darf bber Exklusion nicht schweigen. Plgdoyer fbr eine Erweiterung der Debatte. JahrbuchfbrPddagogik. 2015(1), 147-158. DOI: 10.3726/267059_147.

22. Stichweh R. (2013) Inklusion and Exemption in der Weltgesellschaft - am Beispiel der Schule und des Erziehungssystems. Zeitschrift fbr Inklusion. 1, 22. Available from: https://www.inklusion-online.net/ index.php/inklusion-online/article/view/22.

V.I. Dolgova1, N.V. Kryzhanovskaya2, K.V. Kudryakova3

1 ORCID 0000-0001-9059-5682, Academic Title of Professor, Doctor of Sciences (Psychology), Dean of the Faculty of Psychology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

2 ORCID 0000-0002-9825-4206, Academic Title of Associate Professor, Candidate of Sciences

(Education), Deputy Dean of the Faculty of Psychology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected] 3 ORCID 0000-0001-6000-0211, Master's Degree Student of the Faculty of Psychology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

MANAGEMENT OF YOUNG SCHOOLCHILDREN'S SELF-REGULATION PROCESS

Annotation

Introduction. The analysis showed that the young schoolchildren's self-regulation process is not sufficiently formed, and the problem is to create and conduct appropriate formative programs. The purpose of the research is to make and conduct a forming program for managing the process of self-regulation amongjunior schoolchildren.

Materials and methods. The study was conducted in Chelyabinsk secondary school № 154 in three stages (preparatory, diagnostic-forming, analytical). Empirical (ascertaining and forming experiments, external observation, testing) and statistical-mathematical methods (calculation of the Wilcoxon T-test) and two methods of A.I. Vysotskij and B.N. Phillips were used: "The method of observation for the evaluation of strong-willed qualities" and "Diagnosis of the level of school anxiety".

Results. Based on the analysis of junior schoolchildren's self-regulation process, the formative program has been compiled and its implementation made it possible to reveal the features of formation the younger schoolchildren's abilities to master themselves and their behavior.

Discussion. The realization of this program is influenced on the formation of abilities to master oneself and one's behavior on the basis of intellectual, reasonable actions (self-regulation in intellectual activity); emotionally respond to the situations in a socially acceptable way (emotional self-regulation), and also manage actions and behavior in different situations (volitional self-regulation). Separately taken aspects of self-regulation are studied by native and foreign authors. The novelty of the research presented in the article is the implementation of systemic and integrated approaches in total.

Conclusion. The analysis of junior schoolchildren's self-regulation process is revealed the need for compiling and implementing a formative program for managing the process of children's self-regulation. In the process of creating such a program, it is necessary to take into account the peculiarities of the formation of younger schoolchildren's abilities to master themselves and their behavior and to make appropriate psychological and pedagogical recommendations only on this basis.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: self-regulation, junior school age, emotional self-regulation, volitional self-regulation, intellectual self-regulation, management, process, formation.

Highlights:

• The analysis of younger schoolchildren's self-regulation process has been conducted;

• The forming program for managing the younger schoolchildren's self-regulation process has been compiled and implemented;

• Features of forming abilities of younger schoolchildren to master themselves and their behavior have been revealed;

References

го >

о го

гг

тз >

го" >

го

(Л >

о с го

N

го >

о

о Q

1. Bicharova M.M., Lebedeva I.V., Topchiev M.S. (2017) Childfree in Russia: motivations and social conflicts. Man in India. 97(7), 23-33.

2. Babunova Y.S., Gradusovas L.V., Pustovoytova O.V., Shepilova N.A. (2017) Psychological and pedagogical support in positive socialization of preschool children. Espacios. 38 (55), 11. Available from: http:// www.revistaespacios.com/a17v38n55/17385511.html (Accessed 13th May 2018).

3. Volkova O.A., Besschetnova O.V. (2015) Social adaptation features of children in foster care. European Journal of Science and Theology. 11(3), 89-96.

4. Shagaeva N.A. (2015) The formation of moral values in junior schoolchildren during the study of ethno-cultural traditions. European Journal of Science and Theology. 3(3), 175-181.

5. Kondrashova E.N., Rashchikulina E.N., Isaeva I.Yu., Plugina N.A., Suprun N.G. (2017) Methodology for local history. Man in India. 97(10), 373-398.

6. Sur'yaninova T.I., Smirnov N.V. (2017) Osobennosti sovmestnoj deyatel'nosti mladshih shkol'nikov [Features ofjoint activity of younger schoolchildren] Questions of psychology. 2, 58-66. (In Russian).

7. Grebenkin E.V., Habberger V. (2017) Osobennosti konfliktnogo povedeniya mladshih shkol'nikov i shkol'nikov podrostkovogo vozrasta: vzglyad iz Rossii i Germanii [Features of younger schoolchildren and schoolchildren of adolescence's conflict behavior: a view from Russia and Germany] Vestnik Novosibirsko-go gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Vol. 5(1), 16-24. Available from: http://vestnik.nspu.ru/ article/39 (Accessed 13th May 2018). (In Russian).

8. Dudina M.N., Dolgova V.I. (2016) New educational paradigm: existentialism is a humanism. Man in India. 96 (10). 4043-4050.

9. Shilov S.N., Soldatova O.G., Nalivajko N.D. (2014) Temperamental'nye cherty lichnosti rebenka, kak faktor, opredelyayushchij rezerv zdorov'ya [Temperamental features of child's personality as a factor determining the health reserve] Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 1, 89-100. Available from: http://vestnik.nspu.ru/article/596 (Accessed 13th May 2018). (In Russian).

10. Leont'ev D.A., Lebedeva A.A., Kostenko V.Yu. (2017) Traektorii lichnostnogo razvitiya: rekon-strukciya vzglyadov L.S. Vygotskogo [Trajectories of personal development: reconstruction of the views of LS Vygotsky] Voprosy obrazovaniya. 2, 98-112. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-2-98-112. (In Russian).

11. Wagner N.A. (2012) Uspeshnost' uchenika nachal'noj shkoly v usloviyah differencirovannogo obrazovaniya [The success of the pupil in primary school in conditions of differentiated education] Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Vol.7(3), 18-23. Available from: http://vestnik.nspu. ru/article/196 (Accessed 13th May 2018). (In Russian).

12. Lyubimov L.L. (2017) Kniga, v kotoroj nuzhdaetsya kazhdaya shkola. Recenziya na knigu: A.A. Leont'ev. Pedagogika zdravogo smysla. Izbrannye raboty po filosofii obrazovaniya i pedagogicheskoj psihologii [The book that every school needs. Book review: A.A. Leontiev. Pedagogy of common sense. Selected works on the philosophy of education and pedagogical psychology] Ed. Leont'ev D.A. Voprosy obrazovaniya. 3, 234-241. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-3-234-241. (In Russian).

13. Dolgova V.I., Mamylina N.V., Belousova N. A., Melnik E.V., Arkayeva N.I. (2016) Problems of mental regulation of personal behavior. Man in India. 96 (10), 3485-3491. Available from:http://elibrary.ru/ item.asp?id=27587974.

14. Dudina M.N., Dolgova V.I. (2016) The Crisis of Upbringing in the Contemporary Chronotope: potential solutions. Man in India. 96 (10). 3503-3511.

15. Abe J.A.A. (2011) Positive emotions, emotional intelligence, and successful experiential learning. Personality and Individual Differences. 51(7), 817-822. DOI: 0.1016/j.paid.2011.07.004

16. Krivenko M.P. (2014) Sravnitel'nyj analiz procedur regressionnogo analiza [Comparative analysis of regression analysis procedures] Informatics and its applications. Vol.8 (3), 70-78. DOI: 10. 14357 / 19922264140308. (In Russian).

17. Zabrodin Yu.M., Pahal'yan V.Eh. (2015) Psihodiagnostika [Psychodiagnostics] Saratov, University education Publ. (In Russian).

18. Bakhchina A.V., Polevaya S.A., Parin S.B. (2013) Vegetative correlates of cognitive processes in stress situation. European Scientific Journal. 3, 277-280. Available from: http://eujournal.org/index.php/ esj/article/view/2436/2309.

19. Boyatzis R.E., Smith M.L., Van Oosten E., Woolford L. (2013) Developing resonant leaders through emotional intelligence, vision and coaching. Organizational Dynamics. 42 (1), 17-24. DOI: 10.1016/j. orgdyn.2012.12.003.

20. Harant M. (2016) Der Inkingsbegriff im Spannungsfeld pädagogischer 'Mindsets'. Pädagogische Korrespondenz. 54, 37-57. Available from: http://www.budrich-journals.de/index.php/pk/issue/view/1915

21. Kronauer M. (2015) Wer Inklusion m^hte, darf bber Exklusion nicht schweigen. Plgdoyer fbr eine Erweiterung der Debatte. Jahrbuch fbr Pddagogik. 2015(1), 147-158. DOI: 10.3726/267059_147.

22. Stichweh R. (2013) Inklusion and Exemption in der Weltgesellschaft - am Beispiel der Schule und des Erziehungssystems. Zeitschrift fbr Inklusion. 1, 22. Available from: https://www.inklusion-online.net/ index.php/inklusion-online/article/view/22.

DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.22

УДК 151.8 ББК 88.5

Н.Н. Помуран1, Е.Н. Кириченко2

1 ORCID № 0000-0002-8709-6038, кандидат психологических наук, доцент кафедры теории и технологии социальной работы, Новосибирский государственный медицинский университет, г. Новосибирск, Российская Федерация. E-mail: [email protected] 2 ORCID № 0000-0002-4198-0928, старший преподаватель кафедры иностранных языков, факультет гуманитарного образования, Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТАМИ КАК УСЛОВИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация

Введение. В статье изучается соотношение личностных ценностей студентов и возможности их реализации в современных условиях страны как условия формирования патриотизма. °

Материалы и методы. Проводится анализ научной литературы по проблеме патриотизма,

анализ исследований российских ученых, посвященных изучению ценностных ориентации и ^

го

II

патриотизма. Используются методики «Субъективная оценка реализуемости базисных ценностей (СОРБЦ)» и «Методика цветовых метафор». Применяются статистические методы обработки данных: расчет стандартного отклонения (среднеквадратичное отклонение), коэффици- ^ | ент ранговой корреляции гя-Спирмена. ^ го

Ре.зультаты. Результаты исследования свидетельствуют о доминировании индивидуалисти

£ о

ческих ценностей над общественными, наблюдается разрыв между значимыми ценностями и их о g

реализацией, когнитивный и аффективный компоненты оценки личностных ценностей совпа дают, понятия «патриотизм» и «родной город (село)» характеризуются схожим эмоциональным -г о отношением к ним, значимые ценности не связаны с патриотическими понятиями.

Обсуждение. Полученные результаты согласуются с ранее проведенными исследованиями по проблеме личностных и патриотических ценностных ориентаций студенческой молодежи, а также дополняют их новыми выводами. Во-первых, современные условия в стране не воспринимаются как благоприятные для реализации личностных ценностей. Во-вторых, понятие «патриотизм» рассматривается как привязанность и любовь к месту, где родился и вырос. И наконец, го & результаты свидетельствуют о невысоком желании респондентов влиять на ситуацию, чтобы ^ ^ позитивно ее изменить. <Е о.

О- I

* ¥ п J

Н

о

X X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.