Д.С. ЗВЕРЕВ
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПРОЕКТНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТОРГОВЛИ
Направление денежных средств в осуществление тех или иных инвестиционных проектов требует не только конкретных обоснований экономической и социальной целесообразности такого рода вложений, но и определения комплекса управленческих воздействий со стороны инвестора на процесс вложения денежных средств в основной капитал как на его начально-подготовительном этапе, так и непосредственно при реализации проекта. Необходимость управления процессом инвестирования связана с поэтапным распределением средств исходя из принципа их экономии и рационального использования, а также с планомерностью и организованностью введения объекта инвестирования в действие, осуществлением улучшающих и кардинально новых инноваций.
Наличие свободных собственных финансовых ресурсов у хозяйствующего субъекта в сфере торговли непосредственно связано с реальной возможностью направления их в те объекты инвестирования, которые обладают соответствующими уровнями приоритетности вложений средств исходя из реальности получения конкретного размера дохода и уровня безопасности (рискованности) инвестирования.
При этом инвестор должен не только учитывать складывающуюся конъюнктуру финансового рынка, а в этой связи сопоставлять спрос и предложение на финансовые ресурсы, но и придерживаться реальной возможности получения текущего дохода и прироста капитала на вложенные средства (совокупного дохода) как на фондовом рынке, так и на рынке инвестиций.
Поэтому принятие управленческого решения о направлении средств в тот или иной инвестиционный объект, включая и проекты инвестирования средств в развитие учета и контроля в торговых сетях сбыта, должно заключаться в том, чтобы результаты анализа группы объектов приоритетного инвестирования соответствовали рациональной структуре сложившегося спроса и предложения на средства инвестирования.
Кроме того, в случае принятия решения о направлении денежных средств в тот или иной инвестиционный проект необходимо действенное и результативное управление процессом инвестирования.
Важно при этом отметить и то обстоятельство, что наличие многообразных и многочисленных объектов инвестирования денежных средств ставит перед инвестором сложную задачу, решение которой связано с процедурами обоснования экономической целесообразности их выбора, определения эффективности каждого из вариантов инвестирования, проведения сравнительного анализа результативности и экономической эффективности инвестиционных проектов и в конечном итоге установления наиболее выгодного проек-
та (объекта вложений средств) инвестирования и ранжированных с ним менее доходных вложений. Не менее важна в данном случае и объективная оценка их дохода, а также степени рискованности инвестиций.
В том случае, когда выбор объектов инвестирования ограничен не только приемлемыми с экономической точки зрения вариантами доходности и рискованности, но и целесообразностью чистого инвестирования (вложения денежных средств в основные производственные фонды), для инвестора становится сложнее экономически определить возможность дополнительного использования ресурсных потенциалов (прироста капитала) в случае чистого инвестирования. В то же время при ограниченности вариантов направления средств инвестирования в проекты на рынке инвестиций инвестору труднее обосновывать экономическую целесообразность вложений средств в тот или иной объект привлекательного ряда инвестирования финансовых средств [1].
Наряду с этим экономическая, социальная и иная целесообразность чистого инвестирования, например, в сетях сбыта торговых организационно-правовых структур, в соответствии с нашими представлениями, может быть результатом поэтапной обоснованности, связанной с установлением качественных и количественных параметров функционирования такого объекта инвестирования.
Этапы инвестирования в своем последовательном осуществлении и завершении, представляющие собой в экономической литературе так называемый «жизненный цикл инвестиционного проекта», должны в силу своей равнозначности и необходимости исполнения представлять единый инвестиционный процесс, состоящий из начально-подготовительного этапа — этапа обоснования экономической целесообразности вложения средств в наиболее активную часть основных производственных фондов и последующего принятия решения о чистом инвестировании (рисунок, блок 1).
Следующий этап инвестиционного процесса или этап (стадия) жизненного цикла отдельного инвестиционного проекта (например, проекта вложения финансовых средств торговым хозяйствующим субъектом в штрих-кодовые технологии учета и контроля сбываемых товаропотоков на базе активных контрольно-кассовых машин - Р08-терминалов, сканеров штрих-кодов, этикеточных принтеров и портативных терминалов сбора данных) должен включать не только аккумулирование финансовых ресурсов для обеспечения процесса инвестирования в объекты хозяйствующего субъекта, но и корректировку объемов выделенных для чистого инвестирования средств, их оптимизацию, исходя из сроков выполнения проекта и сдачи объекта инвестирования в эксплуатацию, уточнения существующих изменений на финансовом рынке.
На данном этапе непосредственного инвестирования (рисунок, блок 2) целесообразно установление минимизированного объема финансовых средств на отдельных стадиях последовательного ввода составных элементов объекта инвестирования, способствующего повышению размера дохода и эффективности вложений (рисунок, блок 2.3).
Схема взаимодействия классификационных элементов управления процессом инвестирования средств в объекты торговых сетей сбыта товаров
Завершающий этап инвестиционного процесса - этап эксплуатации объекта инвестирования (рисунок, блок 3) - во времени может быть достаточно протяженным, если не установить экономические рамки окупаемости объема инвестированных средств или же окупаемости проекта с включением в данный размер инвестиционных средств и величины среднерыночной прибыли (рисунок, блок 3.1).
Таким образом, инвестирование финансовых средств в основные фонды торгового хозяйствующего субъекта, например, в реконструкцию и техническое переоснащение объектов контроля и учета товаропотоков в сетях сбыта на предварительном (начально-подготовительном) этапе инвестиционного процесса должно подвергаться экономическому анализу не только с точки зрения возможности реального достижения окупаемости вкладываемых финансовых средств в торговое оборудование, в информационную систему торгового хозяйственного общества, государственного или муниципального предприятия, но и в целях установления адекватности объекта инвестирования своим техническим и экономико-организационным возможностям осуществления своих функциональных задач, влияния на рост результативности и снижение затрат на обслуживание покупателей товаров торговой организационно-правовой структуры.
Анализ экономико-организационных, технических возможностей, научно-инновационной и финансово-инвестиционной результативности инвестиционного проекта на базе штрих-кодовой технологии контроля и учета това-ропотоков в сетях сбыта, например, такого хозяйственного общества, как универсальный магазин «Московский», осуществлялся на основе зарубежного опыта такого рода инвестирования в системы оперативного учета и контроля товарных запасов [2].
Однако в комплекс управленческих воздействий на предварительную (начально-подготовительную) стадию процесса инвестирования в целях ее рационализации необходимо в таких случаях включать технико-экономическое обоснование о реальности достижения необходимой величины результативности чистого инвестирования в процессе использования преимуществ штрихового кодирования товаров над традиционным процессом контроля и учета движения товаропотоков в сетях сбыта (рисунок, блок 1.3).
Управленческая мера обоснования реальности достижения желаемой (необходимой) величины результативности (доходности) инвестирования средств в объекты сетей сбыта товаров в крупных торговых организационноправовых структурах, как нам представляется, заключается в том, чтобы установить размеры инновационности, улучшающей продвижение к покупателю товаропотоков, штрих-кодовой технологии, позволяющей уменьшить потребление трудовых ресурсов, повысить величины и уровень использования информационных и материально-технических ресурсов.
Вместе с этим следует отметить, что уровни объективности и реальности достижения инвестором среднерыночной доходности от вложенных денежных средств в реконструкцию и техническое переоснащение системы контроля и учета товаропотоков в торговых сетях сбыта могут быть представительными при условии всестороннего учета влияния объекта чистого инвестирования не только на экономию потребляемых ресурсов, но и на сокращение времени обслуживания покупателей, предоставляющее возможность изменить режим функционирования универсама, повышение качества торгового обслуживания покупателей, в совокупности повышающих экономический
эффект от внедрения штрих-кодовой технологии, уровень конкурентоспособности крупного универсального магазина (супермаркета) [3].
Реальность достижения желаемого экономического и социального результатов от вложения средств в объекты сетей сбыта товаров в сфере торговли зависит и от количества, качества, ассортимента, а также от номенклатуры товаров в торговых сетях сбыта, пользующихся спросом у покупателей, реализуемых им по ценам, обеспечивающим получение торговой прибыли в размерах окупаемости инвестиционного проекта в минимальные сроки.
Наряду с этим инвестируемая и вводимая система контроля и учета товаров в торгово-сбытовой сети крупного по объемам реализации универмага должна быть ориентирована не только на повышение уровня расчетнокассового обслуживания покупателей, но и на получение оперативных данных по подразделениям торгового хозяйствующего субъекта, а также об изменяющемся уровне спроса на конкретные виды товаров.
Система контроля и учета движения товаров должна быть неразрывно связана как с мониторингом соблюдения рационального движения во времени и в финансовом обеспечении товарных потоков универсального магазина, так и с отслеживанием возникающих отклонений от намечаемых размеров экономического, организационного и финансового характера в деятельности торгового хозяйствующего субъекта.
Необходимые управленческие воздействия на предварительной (начально-подготовительной) стадии инвестиционного процесса в объекты учета и контроля движения товаров в сетях сбыта должны выступать в качестве конкретных мер экономической, финансовой, организационной, маркетинговой и иной направленности, наполняющих такие функции управления объектом инвестирования, как планирование, прогнозирование, организация, регулирование, контроль, учет и анализ деятельности крупного по объемам торгового оборота универмага.
На начально-подготовительной стадии инвестирования средств в основные производственные фонды торговой организационно-правовой структуры в качестве основных функций выступают планирование и прогнозирование развития инвестиционного процесса, его поэтапного осуществления (рисунок, блоки 1.4 и 1.5). Так, прогнозирование изменений (роста, снижения) объемов реализации товаров, размеров прибыли от внедрения объектов штрих-кодовой технологии мониторинга, контроля и учета движения товаров в сетях сбыта крупного универмага может быть осуществлено как экономикоматематическими методами на базе ретроспективной экономической и финансовой информации развития универсального магазина, но с учетом технических и организационно-экономических возможностей инвестируемого объекта, так и экспертными методами исходя из опроса и обработки данных опытных экспертов в данном виде деятельности торгового хозяйствующего субъекта и инвестирования.
Прогнозирование в данном случае как отдельная функция управления на предварительном этапе инвестиционного процесса не подменяет функцию планирования, а повышает ее значимость и точность, так как в меру возможного установления уровня объективности получаемых прогностических оценок результативности и/или эффективности инвестиционных вложений определяет количественно перенесение тенденций развития объекта инвестирования. При этом необходимо иметь в виду, что ранее осуществлявшееся движение товаро-потоков в случае использования, например, такого инвестируемого объекта, как технологическое оборудование штрих-кодового контроля и учета движения товаров в сетях сбыта торгового универсального магазина, значительно изменится, приобретая качественно роль одного из основных факторов воздействия на экономический, социальный и финансово-инвестиционный рост универмага в текущем и перспективном периодах времени [4].
Поэтому прогностические оценки результативности и эффективности инвестирования финансовых средств в данном случае играют, по сути дела, роль идентификаторов экономического и организационного влияния объекта инвестирования на деятельность торгового хозяйствующего субъекта.
Важно учитывать также и то, что проведение планово-расчетных обоснований на предварительном этапе инвестирования может быть ограничено лишь составлением индикативных планов на текущий и перспективный периоды времени деятельности торговой организационно- правовой структуры с учетом прогностических оценок результатов инвестирования финансовых средств в объекты штрих-кодовой технологии контроля и учета движения товаров в сетях сбыта крупного торгового универсального магазина.
Каждая из данных функций управления играет на этапе предварительного обоснования экономической целесообразности инвестирования как самостоятельную роль, так и роль взаимодополняющей функции. При этом получаемые прогностические оценки доходности чистого инвестирования могут выступать как ориентировочные результативные показатели инвестиционного процесса, уточнение и корректировка которых возможны на основе изменения прогностического доверительного интервала. Именно в его пределах находятся полученный результативный параметр и ошибка аппроксимации. Такого рода уточнение величины прогнозируемого результата инвестирования, на наш взгляд, возможно в случаях принятия дополнительных мер органами управления хозяйствующего субъекта по достижению необходимого размера доходности чистых инвестиций в условиях диверсифицированного риска вложений.
В конечном итоге прогностические оценки результативности (доходности) инвестирования могут по абсолютной величине совпадать с расчетными показателями текущего или среднесрочного индикативного (ориентировочного, близкого к прогнозу) плана торговой организационно-правовой структуры. Тем не менее в любом случае результаты индикативного планово-расчетного обоснования имеют под собой прогностическую основу количественной оценки и адекватности реально складывающимся условиям инвестирования.
Такие функции управления процессом инвестирования денежных средств в объекты штрих-кодовой технологии в торговых сетях сбыта продукции, как организация и регулирование, реализуются на этапе непосредственного инвестирования посредством комплекса мер, направленных на определение необходимой суммы средств для чистых инвестиций (рисунок, блок
2.1), а также для устранения возникающих отклонений в объемах направления средств в процессе приобретения, установки и запуска объектов инвестирования в торговой сети сбыта товаров, оптимизации размеров чистого инвестирования (рисунок, блок 2.2 и 2.3).
Применение методов динамического программирования при этом целесообразно в том случае, когда необходимо решать задачу распределения средств инвестирования в объекты учета и контроля движения товаров в сетях сбыта нескольких универсамов или отдельных подразделений одного из супермаркетов в целях установления наибольшей эффективности вложения средств в технологические объекты тех или иных сетей сбыта торговых хозяйствующих субъектов.
Функция организации процесса инвестирования заключается не только в соединении финансовых, информационных, интеллектуальных и материальнотехнических ресурсов для рационального инвестирования, выражающегося в своевременном и поэтапном полном выделении инвестором финансовых ресурсов для обеспечения приобретения и установки штрих-кодовой и иной аппаратуры в сетях сбыта товаров универсальными магазинами, но и в соблюдении последовательности протекания инвестиционного процесса, характеризуемой выполнением комплекса мер и действий, направленных на достижение поставленной цели - технологического изменения на реинжиниринговой основе бизнес-процессов в торговых сетях сбыта товаров, направленных на значительное увеличение числа и повышение качества обслуживания покупателей, существенный рост объемов прибыли и реализации товаров (рисунок, блок 2.4).
В соответствии с принципами рациональной организации инвестору при направлении денежных средств в реконструкцию и техническое переоснащение объектов сети сбыта товаров в супермаркетах следует защитить инвестиции от потерь в случаях существующих вероятностей нанесения ущерба материально-техническому комплексу универсама, его объектам контроля и учета движения товаропотоков в сетях сбыта посредством страхования инвестируемого технологического комплекса и принятых обязательств [5].
Организация и регулирование инвестиционного процесса при этом должны быть органически соединены и зависимы от целей инвестирования, инвестиционного периода времени, необходимых размеров дохода, риска вложений средств. Данное условие ставит в зависимость не только соответствие имеющихся финансовых средств поставленным инвестиционным задачам, но и выполнимость, реальность достижения поставленных целей инвестирования, так как завершению инвестиционного процесса, реализации инвестиционного проекта должна соответствовать конкретно устанавливаемая и экономически приемлемая норма прибыли.
Функции регулирования и контроля размеров и периодичности направления инвестиций в реконструкцию и техническое переоснащение состоят в наполнении их конкретными мерами и действиями по определению изменений условий и порядка инвестирования, своевременном установлении возникших отклонений в объемах инвестиций, сроках выделения денежных средств и поставках аппаратуры контроля и учета товаропотоков в сетях сбыта, устранении и предупреждении негативных тенденций, явлений в процессе инвестирования.
Функции планирования, прогнозирования, регулирования и контроля должны быть неразрывны и в своем взаимодействии соответствовать достижению необходимой (желаемой) результативности инвестирования как по завершении проекта направления средств в наиболее активную часть основных фондов супермаркета, так и в течение времени окупаемости проекта за счет чистой прибыли и получения инвестором желаемого размера прибыли как экономического стимула - вознаграждения за инвестиционные вложения денежных средств.
На завершающем этапе управления процессом инвестирования в современные объекты учета и контроля в сетях сбыта товаров такие основные функции управления, как планирование, учет и анализ (рисунок, блоки 3.4 и блоки 3.5), непосредственно связаны с обоснованиями устанавливаемых сроков инвестирования и необходимых объемов чистой прибыли (рисунок 1, блоки 3.1 и
3.2), а также с определением периода времени и объемов аккумулируемых свободных денежных средств, необходимых для следующего цикла инвестирования в модернизацию, реконструкцию и техническое переоснащение системы контроля и учета товаропотоков в сетях сбыта супермаркета.
Определение и анализ технических и иных характеристик объекта инвестирования в торговой сети сбыта товаров крупного по размерам универсама соответственно выступают элементом и функцией управления инвестиционным процессом на его предварительной стадии. Эти характеристики должны в совокупности давать представление субъекту управления процессом чистого инвестирования о возможностях коренной реконструкции бизнес-процессов на реинжини-ринговой основе или существенного изменения (повышения) результативности торговли, повышения культуры и оперативности обслуживания покупателей.
Основные требования, предъявляемые к техническим и экономикоорганизационным характеристикам объектов чистого инвестирования -штрих-кодовой аппаратуре мониторинга, контроля и учета движения товаров в торговых сетях сбыта, должны соответствовать постоянному росту уровня конкурентоспособности крупных торговых хозяйственных обществ и товариществ, увеличению объемов торгового оборота.
Такими характеристиками в современных штрих-кодовых технологиях мониторинга, контроля и учета движения товаров в торговых сетях сбыта выступают:
- высокий уровень технических возможностей установления объективных прогностических параметров, идентифицирующих размеры движения товарных и финансовых ресурсов в торговой сети сбыта;
- обеспечение оперативной информацией органов управления крупного универмага и его основных подразделений о движении товаропотоков, соответ-
ствующих сложившемуся спросу на все виды товаров или на некоторых стадиях торговли, имеющих отклонения в сторону снижения размера предложения товаров покупателю;
- совмещение функций продавца и кассира в случае применения активных кассовых терминалов;
- техническая и организационная возможность авторизации международных кредитных карт, использования гибких механизмов ценообразования, мониторинга изменения запланированных результатов проводимых крупным универсальным магазином сезонных распродаж;
- обеспечение высокого уровня осуществления маркетинговых исследований и работ по маркетингу.
Важно также отметить, что на предварительной стадии принятия решения со стороны субъекта управления об инвестировании денежных средств в штрих-кодовые технологии отслеживания, контроля и учета товаропотоков в крупных универмагах не должен исключаться вариант реинжиниринга как радикальной реконструкции или перепроектирования бизнес-процессов для достижения существенного роста результатов, эффективности использования всех видов имеющихся ресурсов, качества и оперативности обслуживания покупателей (рисунок, блок 1.3).
И только после принятия решения или отказа от фундаментальной реконструкции со стороны субъекта управления процессом инвестирования должна определяться экономическая эффективность инвестиционного проекта. Это прежде всего связано с тем, что реконструкция бизнес-процессов как совокупности различных видов деятельности организационно-правовой структуры (например, универсального магазина, торгового центра), осуществляемых операций с целью создания нового изделия или оказания услуги, выполненной работы требует и больших объемов использования технических устройств, персональных электронно-вычислительных машин, более эффективно функционирующих для автоматизации торгового процесса контрольно-кассовых машин, сканеров штрихкодов, портативных терминалов сбора данных в сетях сбыта [6].
Существенное изменение бизнес-процессов в торговле и сетях сбыта на базе реинжиниринга, предусматриваемое на начально-подготовительной стадии инвестирования, несет в себе значительные риски не только своевременного получения и по абсолютной величине ожидаемого (среднерыночного) объема дохода, но и возврата вложенных денежных средств. Это связано с тем, что реконструкция бизнес-процессов, в частности в торговой сети, в данном случае не является полной и реинжиниринговой, а лишь попыткой частичного совершенствования бизнес-процесса.
Реинжиниринговый подход заключается в коренном изменении бизнес-процесса и в этой связи в существенном повышении уровня доходности инвестирования, что, в свою очередь, означает отказ от традиционно действующих последовательностей и процедур осуществления, например, торговых операций. Реинжиниринг предполагает использование тех методов и приемов торговли, которые для потребителей товаров супермаркета, его торговых ус-
луг будут с экономической и социальной стороны наиболее приемлемыми и удовлетворяющими его запросы.
Однако подготовительный этап инвестиционного процесса по развитию контроля в сетях сбыта торгового хозяйствующего субъекта (рисунок, блок 1) при принятии реинжиниринговых решений должен быть ориентирован на необходимость существенного улучшения бизнес-процессов не только в случае, если хозяйствующий субъект в условиях высокого уровня конкуренции не имеет другого выхода и вынужден, коренным образом изменяя бизнес-процессы, максимально снизить издержки в сетях сбыта и повысить результаты деятельности торгового хозяйствующего субъекта, но и на случаи, когда торговая организационно-правовая структура имеет устойчивую динамику роста эффективности использования трудовых, материально-технических, информационных и финансовых ресурсов. Это положение, на наш взгляд, можно объяснить тем, что супермаркет (крупный универсам, универмаг) на основе реинжиниринга бизнес-процессов имеет реальную возможность многократно увеличить экономические результаты, снизить затраты, повысить эффективность торговли.
Реинжиниринговый подход на подготовительном этапе инвестирования средств в проекты штрих-кодовых технологий контроля и учета товаров супермаркета может быть выражен как полным изменением комплекса ранее привычных операций по оказанию торгово-закупочных услуг, организации контроля и учета товаров в сетях сбыта при принятии инвестиционного решения о внедрении штрих-кодовых технологий мониторинга, контроля и учета товаров в крупном универсальном магазине (супермаркете), позволяющих значительно повысить производительность труда работников торговли, оперативно и качественно обслужить покупателей, достичь многократного роста экономических результатов, так и последующей модернизацией этой системы управления супермаркетом.
Так, например, на базе функционирования штрих-кодовых технологий контроля и учета товаров в сетях сбыта на предварительной стадии инвестирования возможно внесение инновационных дополнений по изменению топологии локальной сети универсального торгового хозяйствующего субъекта с разработкой и внедрением моделей сопряжения кассовых узлов с внутренней системой товародвижения, а также технических устройств, учитывающих особенности организации торговли, обеспечивающих формирование различных экранных меню и отчетов между терминалами сбора данных и локальной сетью крупного универсального торгового магазина.
Возможны также и другие организационные нововведения при принятии решения об инвестировании средств в проект по развитию контроля и учета в сетях сбыта товаров, а также в процессе инвестирования и непосредственного внедрения штрих-кодовой технологии контроля и учета товаров в крупном по объемам торговли универсаме (супермаркете). Это, например, отделение кассиров от покупателей небольшой по размерам клавиатурой, а также металлической стойкой с дисплеем. Такое нововведение, когда кассир обращен лицом к покупателю, а не к торговому залу, существенно сокращает время сканирования штрих-кодов на товарах и время расчетов.
Улучшающие нововведения в процессе осуществления инвестиций в проекты по коренному изменению контроля и учета в сетях сбыта товаров универсального магазина возможны также в процессах приемки и отгрузки товара, комплектования заказов.
Реинжиниринговый подход при реализации инвестиционного проекта штрих-кодовых технологий контроля и учета движения товаров в супермаркете может быть применен при инвентаризации товаров на базе внедрения специальных терминалов сборки данных, позволяющих значительно ускорить не только приемку товаров, но и их инвентаризацию как на единоразовой основе по всему ассортименту, так и в процессе торговли - по группам товаров.
Организация торговли в процессе внедрения основных элементов объекта инвестирования как одна из функций управления должна способствовать экономическому росту универсама (супермаркета), уровню эргономики работников, повышению качества и оперативности обслуживания покупателей.
Таким образом, рациональное управление процессом чистого инвестирования денежных средств в объекты учета и контроля движения товаропото-ков в сетях сбыта крупного универсама возможно на условиях его поэтапного осуществления при наполнении функций планирования, прогнозирования, организации, регулирования, контроля, учета и анализа комплексом мер и действий, направленных на обоснование экономической и социальной целесообразности инвестирования, реальности достижения желаемой, приемлемой для инвестора результативности, установление и выделение необходимой суммы денежных средств, оптимизацию и корректировку размеров инвестиций в объекты сети сбыта товаров, на определение сроков окупаемости инвестиций, получение запланированных размеров прибыли в течение конкретного периода времени эксплуатации объектов сети контроля и учета движения товаропотоков в универсаме, аккумулирование суммы денежных средств, необходимых для последующего инвестирования в экономически и социально значимые проекты развития сетей сбыта продукции торговых хозяйствующих субъектов.
Литература
1. Вудкок Дж. Современные информационные технологии совместной работы. М.: Изд-во «Русская Редакция», 1999.
2. Гитман Д. Дж., ДжонкМ.Д. Основы инвестирования: Пер. с англ. М.: Дело, 1997.
3. Ментюкова С., Конунников С. Магазины народного потребления // Коммерсантъ. 2001. № 4 (308), 31 января.
4. Москва: Торговые сети объединяются // Известия. 2000. 9 октября.
5. О строительстве моллов в Москве // Ведомости. 2000. 18 октября.
6. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования / Петров А.Н., Демидова Л.Г., Климов С.М. и др. СПб.: Изд-во «Знание», 2000.
ЗВЕРЕВ ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ - кандидат экономических наук, докторант Института проблем региональной экономики РАН.