УДК 629. 735. 017. 083
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ПОДДЕРЖАНИЯ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В ЦЕНТРАХ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
И.А. ФАЙНБУРГ
Статья представлена доктором технических наук, профессором Е.Ю. Барзиловичем
Рассмотрена проблема создания методологических основ управления процессами поддержания летной годности воздушных судов в центрах технического обслуживания и ремонта авиационной техники
В последние годы наблюдается тенденция роста числа центров технического обслуживания и ремонта (ТОиР) авиационной техники (АТ), создаваемых на базе эксплуатационных и ремонтных организаций в соответствии с «Рекомендациями по созданию центров технического обслуживания и ремонта авиационной техники (Центр ТОиР), утвержденными Распоряжением Минтранса РФ от 20.05.02.г. № НА-169-р. Центры ТОиР создаются в целях: подготовки организаций ТОиР AT к массовой эксплуатации воздушных судов (ВС) нового поколения, у которых заложена стратегия поддержания летной годности без капитальных ремонтов; концентрации трудоемких работ по поддержанию летной годности стареющего парка ВС в наиболее крупных организациях по ТОиР AT; создания условий для более высокого уровня поддержания летной годности ВС в авиакомпаниях по сравнению с действующими требованиями; проведения работ по дальнейшей гармонизации российской системы поддержания летной годности с международными стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО; расширения номенклатуры работ, выполняемых в гражданской авиации России на воздушных судах иностранного производства.
Центры ТОиР являются организациями по ТОиР нового типа, предназначенными для поддержания летной годности, обеспечения безопасности полетов и рентабельной эксплуатации парка ВС на основе реализации эффективных программ ТОиР, и должны иметь в своём составе современные инженерные центры и диагностические комплексы по управлению техническим состоянием и режимами ТОиР ВС, хорошо развитую производственно-техническую базу с концентрацией больших объёмов работ по ТОиР ВС на основе специализации и кооперирования [1].
Приоритетной задачей создания и развития Центров ТОиР является внедрение процессов поддержания летной годности (ПЛГ) ВС, в том числе: проведения всех видов ТОиР АТ, доработок, продления ресурсов и сроков службы, сертификации экземпляра ВС, а так же технической поддержки эксплуатации ВС в авиакомпаниях [2].
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема создания методологических основ управления процессами поддержания летной годности ВС в Центрах ТОиР АТ, содержащих научное обоснование принципов управления, целей управления, характеристик процессов поддержания летной годности ВС как объектов управления, функций управления, методов управления и типовых алгоритмов принятии решений (рис. 1).
Основными принципами управления являются: системный подход, целенаправленность, процессный подход, комплексность управления, многовариантность проработки, сбалансированность по ресурсам и динамичность. Системный подход заключается в создании целостной системы управления, охватывающей все стадии жизненного цикла ВС, все этапы эксплуатации,
периоды планирования и все уровни организационной структуры инженерно-авиационной службы гражданской авиации (рис. 2).
Для обеспечения целенаправленности управления и ориентации на конечные результаты производственной деятельности центров ТОиР используется целевой подход, в соответствии с которым определяется главная цель управления и ее последующая дифференциация в виде иерархической системы целей, обеспечения условий для достижения целей.
Главной целью управления является поддержание летной годности и обеспечение безопасности полетов ВС под контролем органа государственного регулирования.
Процессный подход представляет собой применение в Центре ТОиР системы процессов по поддержанию летной годности ВС совместно с идентификацией этих процессов, их взаимодействием и управлением этими процессами (ГОСТ Р ИСО 9001-2001). При этом под процессом понимается любая деятельность по поддержанию летной годности ВС, использующая ресурсы и управляемая для обеспечения способности превращать входящие элементы в выходящие. Часто выходящие элементы одного процесса напрямую образуют входящие элементы следующего процесса, а деятельность по поддержанию летной годности охватывает выполнение всех мероприятий, которые гарантируют, что в любой момент срока эксплуатации все ВС соответствуют требованиям к летной годности и находятся в состоянии, обеспечивающем их безопасную эксплуатацию(Бое 9760, Volume 2, ICAO 2001).
Классификация процессов поддержания летной годности ВС выполнена по следующим признакам: нормативно-правовые, этапы жизненного цикла ВС, ресурсное обеспечение, контроль и мониторинг, режимы эксплуатации ВС, режимы поддержания летной годности ВС, сертификация и менеджмент качества в Центре ТОиР АТ (табл. 1).
Система процессов поддержания летной годности содержит следующие группы (рис. 3):
1. Выдача дополнения к сертификату типа ВС в соответствии с процедурами АП 21 МАК (раздел Е) при введении главных изменений типовой конструкции, существенно влияющих на летную годность ВС, в том числе продления ресурсов и сроков службы АТ.
2. Сохранение стабильности производства связано с обеспечением соответствия свойств и характеристик и серийных ВС типовой конструкции.
3. Сертификация экземпляра ВС реализует государственный контроль за его соответствием требованиям норм летной годности.
4. Сертификация эксплуатанта и организации по ТОиР обеспечивает их соответствие сертификационным требованиям.
5. Общесистемные процессы, связанные с построением системы управления процессами поддержания летной годности (ПЛГ) ВС.
6. Управление режимами ПЛГ ВС обеспечивает их соответствие принципам проектирования и условиям эксплуатации.
7. Контроль летной годности ВС в зависимости от применяемых стратегий и режимов поддержания летной годности содержит контроль ресурсов и сроков службы, параметров, надежности, контроль выполнения доработок АТ и директив летной годности, контроль аутентичности компонентов и контроль соблюдения правил и процедур в процессе эксплуатации ВС.
8. Управление процессами поддержания летной годности ВС содержит выполнение процедур анализа процессов, планирования процессов, оперативного управления процессами, оценки и стимулирования, прогнозирования, учета и отчетности.
9. Информационное обеспечение предусматривает планирование эксплуатационных наблюдений и осуществление обмена информацией о летной годности ВС в соответствии с рекомендациями ИКАО и требованиями нормативных документов МАК и РФ.
Принципы
управления
Системный подход
Целенаправленность
Процессный подход
Комплексность
Многовариантность
Сбалансированность
Динамичность
Безопасность полетов Летная годность Регулярность полетов Интенсивность использования Снижение затрат
Объект
управления
Процессы ПЛГ Процессы Т ОиР Устранение неисправностей Продление ресурсов и сроков службы Доработки Сертификация
Функции управления
Анализ Планирование Оперативное управление Оценка и стимулирование Учет и отчетность
Методы управления
Экономические Административные Социальные Программные Системного анализа
Управленческие решения
Корректировка режимов ПЛГ Продление ресурсов и сроков службы Доработки конструкции Директивы ЛГ Улучшение процессов
Рис. 1. Содержание методологических основ управления процессами поддержания летной годности ВС.
Управление процессами поддержания летной годности... 3 1
Рис. 2. Системный подход к управлению процессами поддержания летной годности ВС
При разработке методологических основ управлении процессами поддержания летной годности ВС предполагается использовать результаты работ по управлению процессами технической эксплуатации ЛА [3] и оптимально управляемым случайным процессам [4].
Таблица 1
Классификация процессов поддержания летной годности ВС
Признаки Виды процессов
1 2
нормирование летной годности;
1. Нормативно-правовые разработка авиационных правил (технических - регламентов); сертификация; государственный надзор; разработка директив летной годности.
2. Этапы жизненного создание конструкции типа ВС;
цикла ВС обеспечение летной годности при проектировании;
2.1. Проектирование сертификация типа ВС; сертификационные испытания; формирование базовой программы ТОиР; обеспечение летной годности при производстве; сохранение стабильности технологических процессов; разработка и корректировка ЭиРД.
2.2. Изготовление выполнение работ по ТОиР; установление ресурсов и сроков службы ВС; формирование (корректировка) гибкой программы (регламента) ТОиР; доработки ВС.
2.3. Эксплуатация выполнение директив летной годности; обобщение опыта эксплуатации; разработка (корректировка) программы сохранения целостности конструкции.
Продолжение табл. 1
1 2
3. Ресурсное обеспечение материально-техническое обеспечение; кадровое обеспечение; обеспечение средствами ТОиР; технологическое обеспечение; финансовое обеспечение; метрологическое обеспечение; информационное обеспечение.
4. Контроль и мониторинг инспекция и надзор; мониторинг летной годности; контроль целостности конструкции; мониторинг параметров; контроль летной годности; контроль надежности; документирование технического состояния - диагностирование и неразрушающий контроль.
5. Режимы эксплуатации летная эксплуатация; техническая эксплуатация; коммерческая эксплуатация; аэродромная эксплуатация; управление воздушным движением; ТОиР.
6. Режимы поддержания летной годности режимы ТОиР; режимы диагностирования; режимы контроля параметров; режимы контроля надежности; режимы замены изделий; режимы поиска и устранения неисправностей.
7. Сертификация выдача дополнений к сертификату типа ВС; сертификация экземпляра ВС; сертификация эксплуатанта; сертификация организации по ТОиР.
8. Менеджмент качества планирование качества; обеспечение качества; управление качеством; улучшение качества.
Проблема создания методологических основ управления процессами поддержания летной годности в Центрах ТОиР АТ может быть решена на основе применения методов моделирования ГОЕБ и реинжиниринга бизнес-процессов, обеспечивающих структуризацию процессов с учетом их иерархической структуры и реорганизацию системы управления производством в Центрах ТОиР АТ с учетом новых функциональных задач. Сочетание указанных методов с вероятностно-статистическими и имитационными моделями управляемых процессов поддержания летной годности обеспечит решение задач управления процессами поддержания летной годности ВС, анализа, оценки, прогнозирования и оптимизации показателей эффективности системы управления процессами поддержания летной годности ВС (рис.4).
Результаты исследований могут быть использованы для обоснования сертификационных требований к Центрам ТОиР АТ и уточнения Методических рекомендаций по созданию Центров ТОиР (распоряжение Минтранса РФ от 20.05.2002 г. №НА-169-р).
Рис. 3. Процессы поддержания летной годности ВС
Рис. 4. Классификация моделей управления процессами поддержания летной годности ВС
ЛИТЕРАТУРА
1. Ицкович А.А., Смирнов Н.Н. Научно-методическое обеспечение создания центров технического обслуживания и ремонта воздушных судов // Научный Вестник МГТУГА, серия Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полетов, №49, 2002.
2. Файнбург И.А. Управление процессами поддержания летной годности воздушных судов в центрах технического обслуживания и ремонта авиационной техники // Гражданская авиация на современном этапе развития
науки, техники и общества. Тезисы докладов международной научно-технической конференции, посвященной 35-летию со дня основания Университета. 18-19 мая, 2006.
3. Ицкович А.А. Управление процессами технической эксплуатации летательных аппаратов. Учебное пособие.- М.: МГТУГА, часть 1, 1994, части 2, 3 - 2002.
4. Барзилович Е.Ю. Оптимально управляемые случайные процессы и их приложения (теоретические основы эксплуатации авиационных систем по состоянию).- Егорьевск, ЕАТКГА, 1996.
MANAGEMENT OF MAINTENANCE PROCESSES OF THE FLYING VALIDITY OF AIR SHIPS IN AIRCRAFT MACHINERY TECHNICAL SERVICING AND RENEWAL CENTERS.
Faynburg I.A.
The problem of creation of methodological bases of the management of maintenance processes of the flying validity of air ships in aircraft machinery technical servicing and renewal centers is considered.
Сведения об авторе
Файнбург Инна Александровна, окончила Московский институт информационно-волновых технологий (1989), старший преподаватель кафедры финансов гражданской авиации, аспирант МГТУ ГА, автор 9 научных работ, область научных интересов - управление процессами технической эксплуатации и поддержания летной годности воздушных судов.