Научная статья на тему 'Управление процессами формирования экономических отношений между домохозяйствами в сфере культурного туризма'

Управление процессами формирования экономических отношений между домохозяйствами в сфере культурного туризма Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМОХОЗЯЙСТВО / HOUSEHOLD / КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / CULTURAL POTENTIAL / КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / CULTURAL TOURISM / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ECONOMIC RELATIONS / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / STRATEGICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Смирнова Марина Михайловна

В настоящее время в мировой туристской индустрии наиболее приоритетным для современной экономики признается развитие домохозяйствами культурного туризма. Управление этим процессом направлено на эффективное использование элементов культурного потенциала в туризме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Смирнова Марина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOUSEHOLDS ECONOMIC RELATIONS FORMING PROCESSES MANAGEMENT IN THE SPHERE OF CULTURAL TOURISM

At the present time households cultural tourism development is recognized the most priority for the modern economy in the global travelling industry. This process management is directed to effective use of cultural potential elements in the tourism.

Текст научной работы на тему «Управление процессами формирования экономических отношений между домохозяйствами в сфере культурного туризма»

УДК 338.2

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДОМОХОЗЯЙСТВАМИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА

М.М. Смирнова

Ивановский филиал Российского государственного торгово-экономического университета

В настоящее время в мировой туристской индустрии наиболее приоритетным для современной экономики признается развитие домохозяйствами культурного туризма. Управление этим процессом направлено на эффективное использование элементов культурного потенциала в туризме.

Ключевые слова: домохозяйство, культурный потенциал, культурный туризм, управление, экономические отношения, стратегическое развитие.

В современной инновационной социально-ориентированной экономике России наблюдается не разрешенное противоречие: с одной стороны, непрестанно растет роль культурного потенциала как основного фактора производства в сфере туризма и, особенно, культурного туризма, с другой стороны, недостаточное внимание уделяется домохозяйствам - источнику формирования и воспроизводства культурного потенциала. Данное противоречие не позволяет домохозяйствам отвечать всем требованиям современных подходов к субъектам малого предпринимательства и реализовать свой потенциал в сфере туризма и экономике региона в целом.

Уровень развития культуры домохо-зяйствами региона может стать определяющим в инвестиционной политике туризма, а также лечь в основу разработки стратегических планов развития региона. Исследованием процессов включения культуры в рыночные отношения занимались многие авторы, такие как А.И. Дым-никова, Е.И. Пучкова, Ф.Ф. Рыбаков, А.Н. Камирова, Е.Л. Шекова, Г.Л. Туль-чинский и др.

Экономическую эффективность культурного потенциала региона определяет потребительская стоимость культурных продуктов и услуг, создаваемых до-

мохозяйствами. В этой связи, культурный потенциал является источником повышения экономического благополучия региона.

В то же время, большинство исследователей не рассматривают сферу культуры как прибыльную и экономически выгодную сферу деятельности, а, соответственно, не носят экономического характера. В то же время, первоочередной задачей управления, как на национальном, так и на региональном уровнях, является рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов развития сферы культуры.

Фундаментальные идеи и результаты изучения культурного потенциала в качестве социально-экономического ресурса национального хозяйства изложены в трудах Гринберга Р.С., Луховской О.К., Рубинштейна А.Я., Чернышова О.А. и др. В основе научных идей представлен экономический аспект включения культурного потенциала в производство товаров и услуг. Авторы обосновывают новую систему экономических отношений в сфере культуры, обеспечивающую воспроизводство культурного потенциала в современной экономике народного хозяйства.

В настоящее время, важнейшим элементом национальной экономики становится не только земля и капитал, но и

духовно-культурный потенциал общества. Одной из основных сфер формирования национального богатства страны является региональная художественная деятельность - область производства уникальных духовно-культурных ценностей. Духовные и материальные культурные ценности, удовлетворяя культурные потребности, являются, согласно теории меритори-ки, «интересом общества как такового.. .интересом, который может быть отнесен к обществу в целом» (по Р. Масгрейву) и признаются как наследие, сохраняясь в качестве экономических ресурсов - культурно-базовых ценностей.

В современной науке нет достаточного понимания необходимости инсти-туализации сферы туризма как особого вида экономической деятельности в области воспроизводства и сохранения культурного потенциала. Упускается возможность формирования экономических теорий в области сохранения сферы художественной деятельности регионов как одного из главных стратегических факторов развития культурного туризма в современной экономике. Не достаточно представлены специальные работы в области экономики и управления процессами рационального использования отечественных ресурсов традиционной народной культуры в туризме, отсутствует методика комплексной оценки материальных и нематериальных составляющих культурного потенциала региона как факторов развития культурного туризма. Наблюдается достаточно большая заинтересованность менеджеров разных уровней к проведению мониторинга рынка культурных услуг на муниципальном уровне, участию в научных разработках по совершенствованию методов регионального управления культурным туризмом, но, как правило, выдвинутые идеи редко актуализируются, достаточно часто в силу несовершенства методик результаты исследований остаются малопонятными.

В этой связи, особого внимания заслуживают положения классических и современных научных теорий в области развития культурного туризма, в то же время, остается проблемой их применение на практике. Современными исследователями все больше изучается конъюнктура туристского рынка без учета истинной природы местной культуры. Необходимо осознание того, что превращение традиционного народного художественного творчества в некий «сувенир-штамповку» для реализации в туризме приводит к утрате его естественной природной основы.

Наиболее перспективным, на наш взгляд, представляется использование культурного потенциала в сфере турист-ско-экскурсионного обслуживания, поскольку туризм в настоящее время неразрывно связан с социально-экономическим развитием региона.

При активном включении элементов культуры в туризм они получают свое развитие в отечественной художественной деятельности и внутри региона представляют средство привлечения туристских потоков, создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке. Способы их популяризации в туризме являются каналами распределения информации о культурных возможностях конкретной местности. Игнорирование управления данными процессами является основной причиной, сдерживающей развитие туризма, который может играть роль ведущего экономического кластера в структуре экономики депрессивных регионов.

Изучение данных процессов позволяет обобщить традиционно сложившиеся в России способы развития сферы художественной деятельности и ее устойчивого функционирования как экономической системы, показать уникальность культурного потенциала регионов на мировом рынке туристских услуг. При оптимальном включении культурного потенциала в турпродукт его элементы, выступая в ка-

честве сырья для производства турпро-дукта, переходят из категории культурных ресурсов в категорию экономических ресурсов, создавая определенную стоимость.

Многие российские регионы имеют огромный культурный потенциал, но немногие из них эффективно используют культурный потенциал домохозяйств и включают его в экономический кругооборот. Проблема связана с отсутствием комплексных исследований, методологических разработок и концептуальных подходов к эффективному управлению процессами использования культурного потенциала домохозяйств в туризме.

Управление культурным потенциалом региона следует рассматривать как систематический, целенаправленный процесс включения в малое предпринимательство культурного потенциала домохо-зяйств для обеспечения его функционирования, воспроизводства, сохранения и эффективного развития.

Управление процессом включения элементов культуры и ее потенциала в туризм - система мер, направленная на соблюдение баланса между сохранением традиций, обычаев, традиционной народной культуры и их эффективным использованием в туризме. Региональный туризм выступает фактором, обеспечивающим стабильное развитие социально- экономических основополагающих отношений, складывающихся по поводу творческого производства и обмена. Устойчивое развитие характеризуется стабильностью роста объемов воспроизводства культурного потенциала через туризм, сбалансированностью производства художественных продуктов, их распределения, обмена и потребления в сфере туризма.

Объект управления в процессах включения культурного потенциала до-мохозяйств в туризм - социально-экономические отношения. Социально-экономические отношения являются важной составляющей всей системы управле-

ния культурным потенциалом региона и возникающих на всех ее уровнях организационной структуры экономических отношений субъектов хозяйственной деятельности, в том числе, и домохозяйств.

Структуру экономических отношений, в таком случае, следует характеризовать исходя из разных уровней управления, характеристик и субъектов хозяйственной деятельности в культуре и туризме. Субъектами управления должны выступать:

- государственные и региональные органы власти (цель - сохранение и развитие региональной, национальной культуры в виде экономических ресурсов);

- учреждения и комитеты сферы культуры (цель - создание необходимых условий для нормального функционирования, сохранения и развития культурного потенциала региона, задача - формирование услуг публично-культурного характера, создание условий для удовлетворения культурно-духовных потребностей населения, обеспечение развития культурного потенциала в части местных профессиональных жанров искусства и культуры);

- специализированные благотворительные фонды и организации (цель -объединение усилий региональных органов власти и предпринимателей по созданию условий для сохранения и использования культурного потенциала региона домохозяйствами в своей предпринимательской деятельности);

- предприятия, использующие элементы культурного потенциала в своей деятельности, в том числе и домохозяйства (цель - создание аттрактивного тур-продукта, включающего элементы культурного потенциала). Домохозяйства в таком случае следует определять как группу лиц, чаще всего связанных родственными отношениями (семья), совместно принимающих экономические решения на основе совместного использования ресурсов и факторов производства, необходимых для ведения предпринимательской

деятельности в целях улучшения собственного благосостояния. Домохозяйство является исходным механизмом связи: экономического и социального; индивидуального, коллективного и общественного; экономического, социального и культурного потенциала общества.

Задачами при управлении процессом включения элементов культурного потенциала региона в туризм являются:

- укрепление материально- технической базы учреждений культуры;

- развитие негосударственных услуг в сфере культуры;

- обеспечение качества предоставляемых сферой культуры услуг;

- интенсификация культурной жизни региона;

- сохранение и развитие фольклора, народных праздников и обрядов, возрождение народных художественных промыслов;

- выявление и поддержка одаренных детей и подростков, патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи и детей;

- обеспечение охраны и рационального использования культурного потенциала региона в предпринимательской деятельности;

- эффективное использование бюджетных, привлеченных и иных финансовых средств в целях развития культуры и культурного потенциала региона.

Особо следует выделить задачи управления процессом включения культурного потенциала домохозяйств в культурный потенциал региона:

- обеспечение домохозяйствами разнообразия культурно-досуговой деятельности;

- содействие в реализации членами домохозяйств прав на свободу творчества, культурную деятельность, удовлетворение духовных потребностей;

- создание условий для сохранения и развития профессионального и самодеятельного искусства домохозяйств, а также

творческих способностей членов домохо-зяйств и создание возможностей для получения ими дополнительного образования;

- программно-целевая поддержка домохозяйств, осуществляющих предпринимательскую деятельность (например, гостевые дома в сельской местности).

Принципы построения организационно - экономического механизма включения культурного потенциала в туризм -это исходные начала, определяющие рассматриваемый процесс. Управление должно соответствовать таким принципам, как платность, экономическая ответственность, научная обоснованность, комплексность и хозяйственный расчет. Планирование, организация, мотивация, контроль и координация - функции управления, которые наравне с оценкой и учетом культурных ресурсов являются составляющими работы механизма управления включения культурного потенциала в туризм.

Для того чтобы культурный потенциал региона мог успешно развиваться, необходим переход от нынешней модели управления к стратегическому управлению.

Стратегическое управление выступает в данном случае первым этапом на пути формирования современной системы управления культурным потенциалом региона и его использовании в предпринимательской деятельности. Для успешной реализации стратегии развития культурного потенциала региона в силу его сложности и комплексности, необходимо формирование целостной системы стратегического управления, при которой планирование, организация, мотивация, контроль и координация должны соответствовать следующим требованиям:

• планирование строится таким образом, чтобы текущая деятельность была подчинена достижению долгосрочных целей;

• организационное построение должно соответствовать целям и задачам стратегии;

• механизмы мотивации необходимо выстраивать на основе устойчивых партнерских связей между участниками реализации стратегии и содействия интеграции их интересов;

• система контроля должна обеспечивать постоянный мониторинг результатов достижения как тактических, так и долгосрочных целей.

Таким образом, процесс стратегического управления культурным потенциалом региона должен охватывать всю цепь действий: стратегическое и оперативное планирование, создание организационной структуры управления, формирование механизмов мотивации, реализацию программ и проектов, оценку эффективности результатов реализации.

Необходимо наладить процесс партнерства органов власти, предпринимателей, в том числе и домохозяйств, а также регионального сообщества. Партнерство в стратегическом управлении представляет собой механизм вовлечения, координации и мотивации органов управления регионом, депутатов, бизнеса и регионального сообщества. Партнерство является движущей силой реализации стратегии по развитию культурного потенциала домо-хозяйств, обеспечивает достижение ее целей и долгосрочную преемственность.

Такая система управления культурным потенциалом региона и включением его элементов в туризм отличается новым

подходом к рассмотрению природы экономической структуры туризма и формированию экономических отношений между субъектами хозяйственной деятельности на отраслевом, межотраслевом, региональном уровне. Туризм, в этом случае, следует рассматривать как особую экономическую систему нового социального типа, ориентированную (экономически и социально) на рациональное включение элементов культуры домохозяйств в культурный потенциал региона и формирование оптимальных экономических отношений в процессах его воспроизводства. Необходимо решение таких вопросов как:

- идентификации туризма в системе отраслей экономики;

- признания культурного потенциала объектом управления в туризме;

- формирования устойчивого и равномерного развития культурного потенциала региона и культурного туризма, основанного на воспроизводстве ресурсов местной народной культуры;

- внедрения новых моделей управления культурным потенциалом региона с учетом сохранения традиционной народной культуры домохозяйствами.

Роль управления процессами формирования экономических отношений домохозяйствами в сфере культурного туризма приобретает особую значимость в определении общей политики социально-экономического развития России на современном этапе.

Рукопись поступила в редакцию 08.11.13.

HOUSEHOLDS ECONOMIC RELATIONS FORMING PROCESSES MANAGEMENT IN THE

SPHERE OF CULTURAL TOURISM

M. Smirnova

At the present time households cultural tourism development is recognized the most priority for the modern economy in the global travelling industry. This process management is directed to effective use of cultural potential elements in the tourism.

Key words: household, cultural potential, cultural tourism, management, economic relations, strategical development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.