ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
УДК 658.3.1
С.Г. ДЕМЧЕНКО, доктор экономических наук, профессор
Институт экономики, управления и права (г. Казань)
УПРАВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ: ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
С момента зарождения промышленных предприятий в виде простейших мастерских и перерастания их в крупные заводы, фирмы, концерны наиболее остро стоит вопрос о нахождении наиболее эффективных форм управления.
Одним из направлений является совершенствование управления на основе принципов и рекомендаций, выработанных эмпирическим путем как обобщение опыта лучших компаний.
В статье рассматривается зарождение эмпирических принципов - от родоначальников школы научного управления до ученых современности.
Под предприятием в данной статье понимается некоторый собирательный термин, включающий в себя предприятия (фирмы, корпорации) различных организационно-правовых форм и размерности от малого до крупного. Предприятие представляет собой сложную многоуровневую многофункциональную социально-экономическую и техническую систему.
Как субъект рыночной экономики предприятие отражает форму общественного разделения труда по поводу производства и распространения благ. Оно удовлетворяет определенные общественные потребности, производя и/ или поставляя на рынок конкурентоспособные товары. Предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность на свой риск и под свою имущественную ответственность с целью максимизации отдачи на вложенные средства.
Как социальная система предприятие несет ответственность перед обществом и перед своими работниками. Это достойная оплата за
труд и сохранение рабочих мест, предоставление нормальных условий труда, поддержка социальных мероприятий, проводимых обществом, оказание спонсорской помощи образовательным и культурно-спортивным учреждениям, дополнительная пенсионная гарантия работникам, помощь работникам в повышении квалификации и получении образования. Только те предприятие, которые способны нести социальные гарантии, могут удерживать высококвалифицированных специалистов.
Как экономическая система предприятие должно работать прибыльно, чтобы выполнять перед государством налоговые обязательства и иметь средства для устойчивого роста, проведения НИОКР, инноваций и технического перевооружения.
Предприятие как техническая система несет ответственность за технический прогресс: минимизировать вредное воздействие на окружающую среду, обеспечить безопасность про-
дукции и условий труда. Если предприятие не занимается нововведениями, не обновляет свою продукцию и технологии, рано или поздно оно придет к упадку.
Многогранность и многофункциональность предприятий заставляет их преследовать одновременно множество целей, что неминуемо накладывает требования на содержание системы управления. С момента зарождения простейших мастерских, а в дальнейшем, по мере концентрации и перерастания их в крупные предприятия, фирмы, концерны, все более остро стоит вопрос о создании эффективных систем управления, адекватных требованиям соответствующей эпохи общественного развития. Среди множества подходов к проектированию систем управления предприятиями следует выделить эмпирический метод.
Эмпирический метод в проектировании системы управления предприятием - это метод познания, опирающийся на практический опыт, выбор и использование наиболее удачных приемов и методов. Он широко освещается в западной литературе по управлению и включает в себя эксперимент, наблюдение, обобщение и аналогию.
Эксперимент. Здесь на основе многократных наблюдений выявляются наиболее существенные связи экономических явлений. Эксперимент достаточно просто организовать на ограниченном количестве рабочих мест, но в рамках крупных предприятий эксперимент чреват негативными последствиями. На заре XX в. американский инженер Фредерик Тейлор [1], осуществляя эксперименты по повышению производительности труда рабочих, выявил несколько зависимостей.
1. Производительность труда при выполнении конкретной работы зависит от профессиональной пригодности работника к этой работе.
2. Жесткие напряженные нормы принуждают работника работать более эффективно.
3. Рабочие способны выполнять более напряженные нормы, если при их выполнении они получают более высокую оплату.
Тейлор вошел в историю как основоположник школы научного управления, создав концепцию разделения труда на производстве (придуманную не им) на основе нормирования про-
изводственных операций и более высокой оплаты за выполнение напряженных норм. Заслуга Тейлора в том, что он одним из первых в современном мире обратил внимание на необходимость научного осмысления управления на промышленном предприятии.
Примером положительного эксперимента в экономике стали исследования группы ученых Гарвардской школы управления бизнесом под руководством социолога Элтона Мэйо, проводимые в 30-х гг. на заводе в Хоторне (Hawthorne, США). Они исследовали влияние окружающей среды на изменение производительности труда. Увеличивая освещенность производственных помещений, ученые видели, что производительность труда возрастала. Производительность труда продолжала возрастать и в случае, когда освещенность в помещениях уменьшалась. Этот эффект, получивший название хоторнско-го, выявил зависимость производительности труда от отношения к работникам. Главным для работников является то, что к ним относятся уважительно, слушают их мнение, хотят им помочь и тогда работники готовы работать с полной отдачей, несмотря на трудности. С точки зрения автора, эти выводы актуальны до сих пор. Барско-высокомерное отношение отдельных руководителей к подчиненным, вроде «не нравится - можешь уходить», не способствуют росту производительности труда.
В российской действительности 60-80-х гг. прошла масса экономических экспериментов, направленных на повышение эффективности управления промышленными предприятиями в планово-распределительной системе. Но все они были свернуты по объективным причинам. Невозможно было совместить предпринимательскую инициативу и свободу выбора с регламентацией заработной платы и министерским фондированием ресурсов для выполнения работ.
Наблюдеиие, обобщение и аналогия. Метод аналогии предполагает выявление и обобщение опыта управления лидирующих в бизнесе фирм и перенос положительного опыта на другие предприятия. Причем никто ничего не навязывает. Фирма добровольно выбирает, что для нее подходит лучше всего. Борьба за выживание в конку-
рентном мире подстегивает необходимость искать и применять положительный опыт. Как правило, лучший опыт управления оформляется в лаконичную форму рекомендаций или принципов.
Метод аналогии широко применяется с момента, когда управление предприятием стало формироваться как научная дисциплина. Одним из первых в начале XX в. его использовал Гарри Эмерсон (США). На основе обобщения результатов наблюдений и обобщения он разработал 12 принципов, которые были восприняты мировой общественностью положительно. Следование его принципам позволило существенным образом повысить эффективность управления.
1. Точно поставленные идеалы и цели: ничто так не угнетает работника, как бесцельная работа. Работа должна быть благородной, преследовать благородные цели.
2. Здравый смысл: все предписания, команды должны исходить из здравого смысла, в этом случае указания будут правильно пониматься работниками, а работа хорошо выполняться.
3. Справедливое отношение к работникам: работник должен ощущать, что к нему относятся с одинаковой мерой строгости и доброты, когда у начальника есть свои любимчики, в коллективе возникает нездоровая обстановка.
4. Компетентная консультация: руководитель должен быть в знаниях на голову выше своих подчиненных, он должен быть всегда готов прийти на помощь своим подчиненным при решении трудных производственных задач.
5. Дисциплина: все работники должны осознавать, что соблюдения дисциплины, режима работы, технологии, технической документации является необходимым условием. За нарушение дисциплины должно следовать наказание.
6. Быстрый, точный, количественный учет работы: любое управление опирается на количественный учет. Не зная реального положения дел невозможно эффективно управлять.
7. Диспетчирование (мониторинг, оперативное управление): немедленная и правильная реакция на отклонение в ходе работ, выявленная благодаря учету.
8. Нормы и расписания: для любой работы должны быть определены сроки выполнения и
нормативы затрат людских или материальных ресурсов.
9. Нормализация условий: условия труда должны быть одинаково стабильными и комфортными для человека. Только в этих условиях можно ожидать от работников высокого качества и производительности труда.
10. Пооперационный учет: для успеха важно, чтобы были заданы не только общие нормы на всю работу, но и определены нормы на отдельные части работы.
11. Писанные стандартные инструкции: нельзя допускать зависимость организации от человека. Выполнение любой работы должно происходить на основе разработанных предписаний. Должно сопровождаться документированием работы.
12. Вознаграждение за производительность.
Указанные принципы, по мнению автора,
не потеряли своей актуальности сегодня. Например, нормализация условий и документирование выполнения работ на основе инструкций закрепляют в производстве передовые методы работы, стандартизируют качество и характеристики продукции, поддерживают необходимую производительность. В этом случае уход того или иного работника не ставит предприятие в трудное положение, а адаптация нового работника происходит существенно быстрее.
После Второй мировой войны не природно-климатические или сырьевые ресурсы стали решающим фактором успеха промышленных предприятий и в целом экономик стран мира, а умение организовать производство. Еще великий русский поэт A.C. Пушкин, предвещая наше время, писал в «Евгении Онегине»:
Онегин, добрый мой приятель,
......читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Уровень организации и управления, мобильность, инновационность, ориентация на удовлетворение запросов потребителей стали
решающим фактором успеха промышленных предприятий. Подтверждением роли организации и управления как решающего фактора успеха стало «японское чудо» и бурный рост экономик других юго-восточных стран Азии: Южной Кореи, Малайзии, Сингапура, Гонконга.
Послевоенная Япония, не обладая сколько-нибудь значимыми ресурсами, за счет лучших методов организации и управления обогнала страны с несметными природными ресурсами и вышла на второе место в мире по объему производства, уступая лишь США [2].
Зависимость Японии от импорта по ключевым ресурсам, %
Энергия 92,4 Свинец 78,6
Уголь 75,2 Цинк 62,4
Сырая шерсть 99,8 Олово 98,0
Природный газ 82,6 Алюминий 100,0
Железная руда 98,4 Никель 100,0
Медь 94,1
Мы считаем, что Бог, очевидно, для всех людей создал равные условия для жизни и полагал, что все люди будут работать равно. Для людей, живущих в худших климатических условиях, он дал больше природных ресурсов, чтобы компенсировать затраты на худшие условия для производства продуктов питания, обогрев жилища, теплую одежду. Но мировая экономика второй половины XX в. изменила расклад сил. Рост экономик мировых лидеров происходил не за счет сырьевых ресурсов, а за счет высокой производительности и эффективности труда, опирающихся на знания, инновации, технологию, организацию и управление. В тот период стали бурно развиваться многочисленные школы менеджмента, которые мы вынуждены опустить из-за ограниченного места статьи.
Эдвард Деминг, американский специалист по качеству, одним из первых в послевоенной экономике предложил четырнадцать принципов качества, совершивших переворот в практике управления предприятиями [3].
1. Сделать постоянной целью улучшение качества продукции и услуг. Улучшение качества
продукции и услуг должно осуществляться не эпизодически, а непрерывно и планомерно, стать одной из важнейших задач производителя. При этом необходимо обеспечить: рациональное размещение ресурсов, удовлетворение долгосрочных потребностей, конкурентоспособность продукции, наращивание бизнеса, занятость и создание новых рабочих мест.
2. Принять новую философию. Нельзя дальше жить со сложившейся системой опозданий, отставаний, ошибок, дефектностью материалов и несовершенством рабочей силы.
3. Прекратить зависимость от инспекции. Для этого следует устранить массовые инспекции как способ достижения качества. Достичь этой цели производитель может только при условии, если вопросы качества стоят для него на первом месте и он имеет постоянную информацию о его уровне, применяя статистические методы контроля качества при производстве и закупках.
4. Прекратить практику заключения контрактов на основе низких цен. Необходимо соизмерять качество с ценой (цена не имеет значения, если не сопоставляется с качеством приобретаемой продукции); выбирать одного поставщика для поставок одного вида продукции; устанавливать с поставщиком долгосрочные отношения на основе доверия; постараться совместно с поставщиком снижать общие затраты.
5. Постоянно улучшать систему. Постоянное и непрерывное улучшение системы планирования, производства и обслуживания предусматривает оперативное решение возникающих проблем, постоянное улучшение качества и повышение производительности. Результатом улучшения системы является постоянное снижение затрат на исходные материалы, проект и улучшение применяемого оборудования, переподготовку и обучение персонала, контроль качества. Улучшение системы предусматривает прогресс в организации постоянного наблюдения за процессами непрерывного производства с целью улучшения работы каждого участка.
6. Обучать на рабочем месте. Для введения обучения непосредственно на рабочем месте необходимо ввести современные методы подготовки и переподготовки на рабочих местах
для всех, включая управленческий персонал. Особое внимание должно быть уделено использованию возможностей каждого работника.
7. Учредить руководство. Подразумевается учреждение института руководства с целью оказания помощи персоналу в решении поставленных задач. Сегодня наиболее важной задачей руководителя на любом уровне являются выявление требуемого совершенства для подчиненного и оказание помощи в его совершенстве с тем, чтобы он стал лидером. Способствовать двусторонней связи между руководителем и подчиненным для повышения эффективности и производительности.
8. Искоренить страх. Работник фирмы не должен бояться перемен в его работе, а стремиться к ним.
9. Устранить барьеры. Имеется в виду устранение барьеров между отделами и группами персонала. Кадры, работающие в области исследования, проектирования и производства, должны восприниматься как единая команда. Каждый работник должен думать и стараться удовлетворить на своем рабочем месте не только требования потребителя продукции фирмы, но и потребителя результатов своей работы на данной фирме. Только в этом случае требование непрерывного обеспечения качества процесса может выполняться.
10. Избегать пустых лозунгов. Не призывать к повышению качества, не учитывая способов его достижения. Пустые лозунги, как бы привлекательны они ни были, имеют определенный эффект в течение короткого времени и потом забываются. В то же время большинство дефектов и, как результат, низкое качество имеют место не потому, что служащий не хочет хорошо выполнить работу, а потому, что существующая на фирме система (заинтересованность, время выполнения работы, ответственность и т.д.) не позволяет ему выполнить свою работу качественно.
11. Исключить цифровые квоты для управления работой. Цифровые квоты характерны для сдельной работы. В то же время норма на сдельную работу устанавливается как среднее время ее выполнения. Поэтому половина рабочих ее выполняет быстро и потом отдыхает, в то время как другая половина будет запаздывать с ее
выполнением и продолжать работать. Это не может создать нормальный климат в коллективе, и поэтому сдельная работа снижает производительность. Помимо этого при сдельной работе большая часть служащих занята изучением конкретных операций, замерами времени ее выполнения, установлением нормы (в цифрах) на сдельную работу. Было бы лучше использовать эту категорию людей на конкретной работе в процессе изготовления продукции, а процесс преобразовать таким образом, чтобы сдельная система была заменена системой, обеспечивающей рост качества и продуктивности в коллективе, работающем как единая команда.
12. Дать возможность гордиться принадлежностью к компании. Устранить барьеры перед чувством гордости за работу. Очень трудно иметь чувство гордости за свою работу, если выпускаемая фирмой продукция не пользуется хорошей репутацией или работник не может влиять на рабочую ситуацию.
13. Поощрять образование и самосовершенствование. Продвижение по служебной лестнице должно определяться уровнем знаний.
14. Вовлечь каждого в работу по преобразованию компании. Одним из главных условий успеха в процессе достижения качества является убежденность руководства компании в необходимости этого. Оно должно ежедневно принимать участие в процессе повышения качества и производительности. Высшее руководство должно действовать, а не ограничиваться только поддержкой.
Принципы Деминга, безоговорочно принятые к действию промышленниками Японии, легли в основу расцвета промышленного производства и роста экономики страны. Хотя автор назвал их принципами качества, по факту они стали принципами управления предприятиями в целом, доступными для использования любым, кто стремится к лидерству.
С точки зрения автора, период спада промышленного производства России в 90-х гг. прошедшего столетия, вызванный макроэкономическим хаосом и отсутствием внятной законодательной базы ведения бизнеса, был дополнен потерей внутрипроизводственной культуры уп-
равления. К сожалению, нужно отметить, что капитанами российского бизнеса не был услышан принцип управления Э. Деминга: «Постоянно улучшать систему. Принять новую философию. Необходимо изменить стиль управления для остановки продолжающегося спада в экономике; постоянно улучшать качество всех систем, процессов, деятельности внутри компании» [3].
В 60-80-е гг. среди лидеров бизнеса особенно выделялась американская корпорация IBM, производитель компьютерных систем. С численностью в 400 тысяч работающих и имея свои подразделения во многих странах мира, IBM демонстрировала высочайший динамизм развития и качество управления. Десятки видных уче-
ных посвятили свои исследования выявлению источников успеха IBM и других успешных фирм. Все секреты свелись к простым рекомендациям (рис. 1) [4; 5].
На рисунке приведены рекомендации трех групп авторов. Линиями показана идентичность рекомендаций, выражающих схожую сущность чуть разными словами. Экономя место, приведем лишь рекомендации Т. Питерса и Р. Уотермена [5].
1. Верность своему делу. Лучшие компании досконально знают особенности своей продукции и не проникают в незнакомые им области деятельности. Держитесь ближе к тому делу, которое вы изучали. Пусть это станет вашей решающей силой.
П. Друкер
Д. Синк
Т. Питере и Р. Уотермен
1. Удовлетворенность потребителя
2. Социальная ответственность
3. Результативность работников
6. Настроение работников
7. Подготовка руководителей
Операционная смета
6. Прибыльность
9. Нововведения
7. Нововведения
1. Верность своему делу
2. Ориентация на действие
3. Лицом к потребителю
4. Результативность \ 2. Экономичноеть 4. Связь с жизнью,
руководства ценностное руководство
5. Внутренняя N 3. Качеетво 5. Простота форм,
производительность скромный штат
4. Производительность
5. Качество трудовой жизни
управления
6. Производительность от человека
7. Самостоятельность и предприимчивость
8. Свобода и жесткость одновременно
Рис. 1. Критерии результативности организационных систем
2. Эффективные компании проволочкам и обширному анализу предпочитают действия. «Сделать это, решить то, проверить это», анализ не парализует действия. Исследования активны.
3. Лицом к потребителю. Лучшие компании бережно относятся к потребителю, фанатично преданы идее контроля качества, прислушиваются к предложениям покупателей относительно улучшения продукции нововведений.
4. Связь с жизнью, ценностное руководство. В успешно функционирующих компаниях существуют прочные традиции.
5. Простота формы, скромный штат управления. Высший уровень управления немногочисленный. Организационная структура компании проста и гибка. Изящная простота.
6. Производительность - от человека. К рядовым работникам относятся как к источнику качества и роста производительности. Их считают зрелыми, взрослыми людьми.
7. Стимулирование самостоятельности и предприимчивости. В наиболее успешно функционирующих компаниях поощряют творческий подход и оправданную степень риска в ходе выполнения своих обязанностей всеми работниками.
8. Свобода и жесткость одновременно. Образцовые компании парадоксальным образом сочетают в своей организационной структуре централизацию и децентрализацию. Они проявляют жесткость в отношении действительно важных вещей и допускают крайнюю свободу в отношении всего остального.
Принципы и рекомендации, разработанные на основе обобщения опыта лучших компаний, с точки зрения автора, являются надежным источником совершенствования управления предприятиями. Эти принципы, внедренные в организацию в виде свода уставных положений, миссии, корпоративной культуры, помогли многим фирмам. Однако в них отсутствуют причинно-след-
ственные взаимосвязи явлений, отсутствуют механизмы настройки персонала промышленных предприятий на эффективное производство.
Указанные принципы решали проблемы ушедшей в историю эпохи массового производства и сбыта. Они, естественно, не были направлены на решение задач современной постиндустриальной экономики, которая характеризуется следующим:
- глобализация экономики и, как следствие, усиление мировой конкуренции;
- взаимопроникновение знаний, трансферт технологий и методов организации производства. Конвергенция производственных культур;
- превращение технологии в ведущую силу конкуренции и, как следствие, возрастание роли технологических, организационных и продуктовых нововведений;
- насыщение рынка традиционными товарами и, как неизбежность, интенсивность инновационных процессов обновления продукции.
Современная наука управления продолжает развиваться в направлении более комплексного решения задач, стоящих перед системами управления промышленными предприятиями, о чем речь пойдет в следующей статье автора.
Список литературы
1. Тейлор Ф. Принципы научного менеджмента: пер. с англ. - М.: Контроллинг, 1991. - 104 с.
2. Макмиллан Ч. Японская промышленная система. -М.: Прогресс, 1988. - 319 с.
3. Деминг Э. Выход из кризиса. - Тверь: Альба, 1994. -497 с.
4. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности: пер. с англ. - М.: Экономика, 1972.
5. Синк Д.С. Управление производительностью; планирование, измерение и оценка, контроль и повышение: пер. с англ. - М.: Прогресс, 1989. - 528 с.
6. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний): пер с англ. - М.: Экономика, 1986.
В редакцию материал поступил 24.11.08.
Ключевые слова: предприятие, управление, эмпирический метод, принципы качества.