ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ АКТИВНОСТЬЮ НА ОСНОВЕ СБАЛАНСИРОВАННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В.В. Серегин, зам. главного бухгалтера ОАО «Завод Компонент»
В российской экономике наблюдается трансформация корпоративных структур, происходит интенсивное формирование интегрированных корпораций. Обеспечение экономического роста комплексных образований требует эффективного управления производственной активностью.
Как отечественный, так и зарубежный опыт показывает, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в рыночных условиях, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к большим, ни чем не оправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству предприятий. Поэтому грамотная экономически политика состоит не в отрицании планирования, а в его эффективном использовании.
В условиях рынка предприятие должно уметь своевременно определять предстоящие научнотехнические, организационно-экономические, социально-политические и другие виды воздействия внешней среды (как отрицательные, так и положительные) и принимать соответствующие плановые решения. Это в значительной мере меняет отношение к системе управления предприятием, так как организационные схемы управления должны учитывать не только характер стратегий, тип структур, процедур планирования и контроля, но и стиль руководства, квалификацию работников, их поведение, реакцию на нововведения.
В современных экономических условиях планирование деятельности предприятия непосредственно связно с маркетингом. Можно сказать, что планирование предпринимательской деятельности - это техническая сторона маркетинга (или же маркетинг представляет собой содержательную сторону планирования).
Анализ внутрифирменного планирования свидетельствует о наличии в этой области ряда проблем, наиболее важные из которых заключаются в следующем:
• во-первых, в рамках стратегического планирования постановка целей на многих предприятиях излишне формализована. Процесс оказывается недостаточно прозрачным в отношении базовых идей и интуитивно выдвигаемых целевых установок. Попытки разработок оригинальной стратегии с помощью только бюрократических структур, как правило, не дают желаемого результата;
• во-вторых, отсутствует необходимая связь между стратегическим и текущим планированием. Одна из главных причин этого состоит в недостаточной коммуникации стратегических целей в направлении оперативной сферы деятельности. В результате эти цели оказываются не охваченными текущим планированием, что затрудняет их реализацию в дальнейшем;
• в-третьих, в рамках текущего планирования специальная постановка целей фактически не производится. Текущие цели базируются, как правило, на показателях предшествующего периода. И, наоборот, слишком много внимания уделяется бюджетным вопросам, польза от решения которых весьма сомнительна из-за отсутствия достаточно четких целеустановок;
• в-четвертых, практически отсутствует планирование производственной активности по критерию устойчивости.
Трудности планирования на предприятии определяются дефицитом знания и различием между формированием и осуществлением планов.
По мнению специалистов, дефицит знания идентифицируется как важнейший критерий эффективности организации плановой деятельности. В качестве первого параметра ограничительных рамок внутрифирменного планирования выступают различия в уровне дефицита знания. Этот уровень различен для стратегического и текущего планирования.
Стратегическое планирование требует знания потенциала успеха, его структурных составляющих и возможностей реализации, тогда как текущее планирование ориентируется непосредственно на экономический рост. Т ем самым стратегическое планирование означает осознанную попытку конструирования будущего. Поэтому оно не только влияет на условия деятельности предприятия, но и создает их. Текущее же планирование в основном базируется на заданных условиях. Следовательно, стратегическое и текущее планирование существенно отличаются по уровню дефицита знания.
Кроме дефицита знаний в качестве ограничительных рамок планирования выступает также различие между формированием и реализацией планов. Формирование планов может быть охарактеризовано как процесс трансформации данных, выходом которого является разработка мероприятий (или большей их части) на стадии выполнения производственной функции. Если ограниченность знания рассматривать как величину, от которой зависит эффективность внутрифирменного планирования, то можно выделить две составляю-
щие принятия плановых решений - осознанные действия и интуицию.
Основой текущего планирования является планирование темпов экономического роста, что характеризует производственную активность компании.
Производственная активность отражается, прежде всего, на темпах роста или снижения показателей, отражающих различные аспекты производства.
Величина индекса производственной активности 1па < 1 означает снижение производственной активности, 1па = 1 характеризует сохранение темпов развития на уровне базового периода, Iпа > 1 свидетельствует о повышении производственной активности предприятия [1].
К показателям, характеризующим производственную активность, можно отнести (рисунок):
темпы роста:
• объемов производства;
• фондоотдачи;
• коэффициента оборачиваемости оборотных средств;
• производительности производства;
• коэффициентов экстенсивного и интенсивного использования оборудования;
• добавленной стоимости.
темпы снижения:
• уровня удельной себестоимости продукции, услуг;
• затратоемкости производства;
• трудоемкости продукции, услуг;
• материалоемкости и энергоемкости продукции;
• технологических потерь.
По каждому из перечисленных частных показателей определяется индекс относительного изменения, который затем используется для определения интегрального индекса производственной активности, как одной из составляющих деловой активности.
Динамика изменения интегрального индекса производственной активности свидетельствует о состоянии производства в анализируемый отчетный период и о предпосылках развития производства в будущем. Данная информация используется для принятия решения по дальнейшим темпам активизации производственной активности.
Производственная активность в определенной степени зависит от пополнения оборотных средств, т.е. йЫ = /(^об). Полученная в действующем месяце выручка в состоянии покрыть необходимость в оборотных средствах для выпуска в следующий период объема продукции равного объему выпущенной продукции в этом месяце. Однако, если планируется в следующем месяце увеличение продукции на величину ёК, то уже в действующем месяце величина оборотных средств должна быть увеличена на величину ёШ, а так как полученная выручка в состоянии по-
крыть затраты в пределах объема выпуска действующего месяца, то необходимая дополнительная величина оборотных средств покрывается либо из прибыли, лишая предприятие средств для развития, либо из краткосрочных кредитов, увеличивая величину краткосрочных обязательств и тем самым снижая уровень текущей платежеспособности предприятия. В случае планирования непрерывного ежемесячного темпа роста объемов выпуска продукции, например, для удовлетворения растущего спроса, денежных ресурсов будет не хватать для обеспечения экономического роста и предприятие вынуждено увеличивать долговые обязательства, что приводит к расходованию прибыли на текущие обязательства и привлечению дополнительных кредитов, что ограничивает возможности развития предприятия и усугубляет финансовое положение предприятия.
В условиях корпорации, включающей совокупность предприятий, фирм, планирование производственной активности с учетом возможностей оборотных средств является важнейшим условием обеспечения платежеспособности и экономического роста.
Исходя из выявленных особенностей корпоративного планирования производственной активности принимаются следующие концептуальные положения.
1. Каждая корпоративная система должна обеспечить в процессе планирования сбалансированные пропорции между темпами роста объемов выпуска (продаж) и чистой прибыли, оборотными средствами и долговыми обязательствами.
Модель сбалансированного роста означает, что потоки денежных средств находятся в равновесии, т. е. при планируемом темпе производственной активности не образуются излишки денежных средств или денежный дефицит в виде отрицательных потоков.
2. При определении рациональных темпов производственной активности необходимо соблюдать выбранные пропорции распределения прибыли на пополнение оборотных средств для обеспечения роста объемов выпуска в следующий плановый период и на развитие корпорации.
В этом случае обеспечивается одновременное выполнение двух обязательных функций предприятия - достижения экономического роста и планового развития корпорации. Это в свою очередь позволяет сохранять заданный уровень платежеспособности в текущей деятельности и рост стоимости капитала в долгосрочном периоде.
Таким образом йР = д ■ (й^об) + г ■ (йЯ), т.е. приращение прибыли йР распределяется на пополнение оборотных средств йШоб и на увеличение стоимости капитала ёЯ в заданных пропорциях ^, г).
3. Повышение темпов роста выпуска продукции вызывает увеличение краткосрочных обязательств на величину ёКобяз. для обеспечения поставок необходимых материалов, комплектующих, что соответственно
требует увеличения денежной составляющей оборотных средств на величину для сохранения сбалан-
сированного коэффициента ликвидности (текущего, быстрого, абсолютного).
4. Ориентиром для ежемесячного планирования темпов производственной активности подразделений корпорации должны быть заданные годовые темпы роста выручки (товарооборота), прибыли корпорации, затрат производства, оборотных средств, численность работников.
5. Для достижения заданных темпов производственной активности ёК и недостаточности собственных денежных средств в определенные месяцы возможно привлечение краткосрочных кредитов ёКр. для пополнения оборотных средств при соблюдении баланса долговых обязательств в годовом периоде.
Основные положения методики сбалансированного планирования темпов экономического роста на основе регулирования производственной активности включают следующие разделы.
1. На основе стратегического плана развития устанавливаются контрольные цифры планируемых годовых темпов экономического роста для текущего года.
К показателям, характеризующим экономический рост относятся не только объем продаж, но и прибыль, рентабельность активов, продукции, собственного капитала, коэффициенты ликвидности, стоимость капитала. Это, так называемые, базовые характеристики, которые необходимы для определения индекса производственной активности при определенных условиях и ограничениях и балансе собственных средств и долговых обязательств.
2. При наличии установленных сезонных составляющих определяют месяцы в текущем годовом периоде, для которых устанавливается корректировка темпов производства продукции с учетом сложившихся в прошлые периоды соотношений. Так как ситуации могут меняться с течением времени, то используются результаты мониторинга рынка, состава потребителей, поведения конкурентов.
3. Анализируются результаты маркетинговых исследований по объему ожидаемых заказов и периодам их поступлений. При этом рассчитывается вероятность поступления заказа с учетом характеристики клиента.
Кроме анализа ожидаемых целевых заказов, отделом маркетинга изучается возможность продажи продукции для массового потребителя.
4. Полученная информация о состоянии рынка и ожидаемых объемах продаж анализируется специалистами планово - экономической службы (группы, отдела) с точки зрения согласования с производственными мощностями, наличием достаточного объема оборотных средств, величиной имеющихся долговых обязательств. Для установления темпа роста для первого месяца планового года анализируются результаты последних месяцев отчетного (прошлого) года.
5. На основе анализа возможностей экономического роста устанавливается коэффициент распределения прибыли на развитие ёр на первый месяц текущего периода.
Данный коэффициент устанавливается, исходя из стратегического плана развития и мероприятий, намеченных на плановый период.
6. На основе принятого соотношения ёр для последнего месяца прошлого годового периода устанавливается возможный дополнительный объем выпуска продукции (Кдоп) в первый месяц планового года, исходя из выделенной величины на пополнение оборотных средств, то есть
-1 г Прост
NДоП =------, шт.
доп Ш ед
где Прост - величина выделенной чистой прибыли на пополнение оборотных средств, руб.
Шед - средняя величина необходимых оборотных средств на единицу продукции, руб/шт.
Если расчетная величина не устраивает, то изменяется соотношение ёр, либо если прибыли не хватает, то привлекаются краткосрочные кредиты. В предлагаемом подходе отсутствует жесткая формализация и регламентация, так как в реальной жизни трудно все предусмотреть. Однако выбранный индикатор ёр позволяет более осознано принимать плановое решение и корректировать результаты в последующих месяцах планового периода.
7. Плановая величина объема продаж (Кпл) на первый и последующие месяцы текущего года определяется как алгебраическая сумма выпуска предыдущего месяца (К) и дополнительного объема продаж (Кдоп.), то есть
= N + N
1 у п — 1 у доп
Эта величина рассчитана с учетом соблюдения изложенных выше условий и ограничений и гарантирует соблюдение баланса между долговыми обязательствами и темпами роста.
8. На основе полученных расчетных данных определяется темп ежемесячного роста производства продукции ^), то есть
Я =
(N„+1 - Nn >100 = ^оп •1°0 %
N..
Nn
9. На основе планируемых темпов ежемесячного роста объемов продаж, рассчитывается плановый объем реализации Кпл. реал. и на этой основе по разработанной автором программе в Ехсе1 определяются все необходимые экономические соотношения, а также показатели для планирования и принятия решений.
10. На основании плановых показателей определяются частные и общий индекс производственной активности в годовой период.
Рост стоимости капитала
■ стоимости капитала
- объемов производства ■ уровня удельной себестоимости
■ фондоотдачи ■ трудоемкости
■ коэффициента оборачиваемости ■ технологических потерь
■ производительности производства - добавленной стоимости ■ материалоемкости
Показатели производственной активности
В качестве частных индексов выдираются индекс роста прибыли (1пр) и индекс роста добавленной стоимости (1дб), как наиболее значимые и определяющие показатели для финансовой устойчивости предприятия. Общий индекс производственной активности определяется как отношение темпа производства действующего (отчетного) месяца ^п) к предыдущему (Яп-1).
I =
па
Я„-1
Если полученный индекс производственной активности устраивает руководителей предприятия, то принимается планируемый темп экономического роста. В противном случае определяется другой вариант решения.
Для целей сбалансированного планирования на основе регулирования производственной активности разработана специальная экономическая модель с помощью которой моделируются варианты плановых решений, из которых по критерию устойчивости компании выбирается наилучший с учетом заданных условий и ограничений.
Таким образом, предлагаемая методика позволит учитывать потенциальные возможности предприятия, гибко реагировать на достижение заданных целей с учетом внутренних и внешних факторов, а также планировать экономический рост адекватный реальной ситуации.
Литература
1. Управление инвестиционной активностью/ Ю.П. Анискин, А.Ю. Бударов и др.; под ред. Ю.П. Анискина. М.: Омега-Л, 2002.-272с. («Секция деловая активность»).
2. Анискин Ю.П. Финансовая активность и стоимость компании : аспекты планирования/ Ю.П. Анискин, А.Ф. Сергеев, М.А. Ревякина; под ред. Ю.П. Анискина. М.: Омега-Л, 2005.-240с. («Секция деловая активность»).
3. Корпоративное управление инновационным развитием/ Ю.П. Анискин, А.В. Быков, С.А. Лукичев и др.; под ред. Ю.П. Анискина. М.: Омега-Л, 2007.411с. («Секция деловая активность»).
4. Анискин Ю. П. Планирование и контроллинг: учебник / Ю.П. Анискин, А.М. Павлова. 3-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2007.-280с.
5. Хан Д. Планнирование и контроль: концепция контроллинга / Д. Хан. - М.: Финансы и статистика, 2000.-800с.
® 8(4372) 43-76-67
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
[1] Индекс производственной активности
[2] Сбалансированное планирование
[3] Темпы экономического роста
[4] Критерий устойчивости