УДК 37.018.46
Н.В. АНТОНОВ, С.М. ЛЕСИН, H.H. ШЕВЕЛЁВА
УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В МЕГАПОЛИСЕ
Рассматриваются актуальные вопросы управления профессиональным развитием педагога в условиях современной цифровой образовательной среды в столичном образовании. Приводится анализ возможностей цифровой образовательной среды для реализации образовательной деятельности. Особое внимание уделено принятию управленческих решений для использования платформ Российской электронной школы и Московской электронной школы для проектирования образовательной деятельности, построения образовательных маршрутов школьников, профессиональной ориентации и самоопределения и развития профессиональных компетенций педагогических работников в Москве.
Ключевые слова: управление профессиональным развитием, столичное образование, цифровая образовательная среда.
The article describes the current issues of managing the professional development of a teacher in the conditions of the modern digital educational environment in the capital's education. The analysis of the possibilities of the digital educational environment for the implementation of educational activities is given. Special attention is paid by the authors to the adoption of managerial decisions for the use of the platforms of the Russian Electronic School and the Moscow Electronic Schoolfor the design of educational activities, the construction of educational routes for school students, professional orientation and self-determination and the development of professional competencies of teaching staff in Moscow.
Keywords: professional development management, metropolitan education, digital educational environment.
Известно, что современная городская инфраструктура благодаря развитию становится способной к адаптации, осуществлению социально-экономических, экологических и культурных изменений. Система образования при этом является частью значительных усилий по развитию города в целом. Результат этих усилий, в том числе по развитию такого мегаполиса, как Москва, можно увидеть через разные факторы.
© Антонов Н.В., Лесин С.М., Шевелёва Н.Н., 2022
Во-первых, это значительные системные изменения, которые коснулись современной образовательной среды, превратив ее практически полностью в цифровую [3, 5, 6].
Во-вторых, один из ключевых субъектов образовательной деятельности - педагог - приобрел новые профессиональные компетенции, которые позволяют ему эффективно управлять современной цифровой средой, использовать современные методики и технологии, а также учитывать потребности и дефициты тех, кого он обучает в цифровой среде.
В-третьих, актуальным стал фактор профессионального развития современного педагога мегаполиса, который выражается в совершенствовании профессиональной деятельности педагога столицы, а также диверсификации и повышении качества его педагогической деятельности.
Такие ключевые изменения, происходящие в системе образования Москвы, являются частью развития системы образования в условиях цифро-визации экономики на национальном уровне.
Сегодня столичный педагог обязан учитывать специфику организации учебной деятельности обучающихся в живущем в условиях цифровой среды городе. Он должен четко проектировать методологию педагогической деятельности с учетом особенностей как цифровизации образовательной среды в целом, так и психофизиологического развития ее участников.
Современную цифровую среду в системе образования мегаполиса сегодня можно представить как многокомпонентную структуру, которая была сформирована и постоянно развивается с учетом современных научных тенденций. В рамках национального проекта «Образование» была начата реализация федерального проекта «Цифровая образовательная среда» как возможность для формирования современной образовательной среды и непрерывного профессионального развития педагога.
Следует сказать, что современная цифровая среда включает в себя открытое объединение комплекса информационных систем и их основных потребителей - участников образовательной деятельности: руководящих работников образовательной органи-
зации, педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей).
Нельзя не отметить особенности реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда»: «...в рамках нацпроекта "Образование" реализуется федеральный проект "Цифровая образовательная среда". Он включает три крупных блока. Во-первых, в электронный вид будет переведен весь документооборот: расписания, журналы, дневники, отчеты, бухгалтерия будут доступны в один клик. Это не только разгрузит учителей, но и позволит нам накапливать большие данные, а в перспективе - принимать на их основе управленческие решения в сфере образования. Второй блок -"Российская электронная школа", которая включает сценарии уроков, виртуальные библиотеки и лаборатории. Это набор лучших практик, качественного образовательного контента в помощь учителю. И третий блок - самый "умный" - платформа для горизонтального обучения и взаимодействия. Она позволит обмениваться опытом не только ученикам, но и педагогам, директорам школ, родителям» [7].
Именно эти задачи в полной мере реализуются в столичном образовании на протяжении последних лет благодаря своевременно принятым управленческим решениям. Формирование современной цифровой образовательной среды в Москве имеет ряд характерных черт.
Во-первых, наравне с другими регионами реализуется возможность использования национальных образовательных цифровых платформ и систем. Особенно важно выделить «Российскую электронную школу» (РЭШ) как системный цифровой образовательный ресурс педагога, реализующий образо-
вательные программы согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). РЭШ - это систематизированная электронная база интерактивных уроков по всему школьному курсу (с 1-го по 11-й класс) от лучших учителей страны [4].
Педагог может проектировать свою деятельность в виде онлайн-уроков на основе успешно прошедших независимую экспертизу авторских программ, полностью соответствующих требованиям ФГОС и примерной основной образовательной программе общего образования. Также в онлайн-уроках приводятся упражнения и проверочные задания, спроектированные в формате экзаменационных тестов, которые могут быть использованы для подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ [4].
Создание завершенного комплекта интерактивных онлайн-уроков по всем общеобразовательным предметам, соответствующего требованиям ФГОС общего образования и учитывающего инновационный опыт лучших учителей России, доступного в готовом и открытом доступе для всех педагогов страны, - вот задача, которую решает РЭШ. Также следует учитывать, что электронная платформа размещена в открытом доступе и нацелена на интересы всех обучающихся, в том числе детей с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями (например, одаренных детей, детей-инвалидов, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в форме семейного образования и/или самообразования и т.п.).
Для системы образования Москвы созданный образовательный контент встроен в единую цифровую образова-
тельную среду на уровне проектирования и разработки педагогом образовательного контента или его использования непосредственно на уроке. Причем этот же контент, который подготовил педагог с использованием ресурсов РЭШ, доступен ученику и его родителю.
Используя РЭШ, педагогу Москвы достаточно выбрать соответствующий учебный предмет, уровень преподавания с учетом особенностей обучающегося и начать реализовывать педагогическую деятельность. Фактически педагог находится в процессе непрерывного профессионального развития, так как все учебные материалы разработаны не только качественно с методической и информационной точек зрения, но и на высоком инновационном практическом уровне. Педагог совершенствует свою компетентность в сфере применения передовых педагогических технологий, применения цифровых интерактивных инструментов в урочной и внеурочной деятельности, а также выработке методологии цифровой дидактики при работе с детьми с особыми потребностями. Несомненным остается факт, что использование РЭШ, как и других национальных информационных платформ, позволяет максимально раскрыть потенциал цифровой образовательной среды для профессиональной деятельности и развития педагогических работников Москвы.
Вторая важная особенность современной цифровой образовательной среды Москвы - процесс организации ранней профессиональной ориентации и навигации в ней. Этот процесс всегда являлся одним из значимых и рейтинговых для школ Москвы с точки зрения эффективного управления образовательной организацией. Для
педагогов столицы данный показатель является таким же значимым, как и уровень успешности обучающихся в целом. Эффективность организации этого процесса является тем более значимой задачей для системы образования мегаполиса, которая успешно решается в условиях цифровизации системы образования.
Процесс цифровизации системы образования позволяет на современном этапе выбирать способы проведения диагностики профессиональной пробы, особенно с применением онлайн-форматов. В частности, этот метод характерен для реализации проекта «Билет в будущее», выполняемого в рамках национального проекта «Образование» [1]. Он организован таким образом, что, пройдя регистрацию, потенциальный кандидат (ребенок) может пройти онлайн-диагностику и определить свои сильные стороны и предрасположенность к тем или иным видам профессий. Диагностика разработана пулом профессионалов, которые имеют прямое отношение к системе образования и являются экспертами в области национального проекта «Образование». Онлайн-диагностика состоит из тестов и интерактивных игр, определяющих профессиональные интересы и склонности, оценивающих осведомленность о мире профессий, выявляющих сильные стороны и зоны развития школьника. Результаты пройденных тестов аккумулируются в личном кабинете обучающегося и позволяют в удобном виде их комментировать, сравнивать и обсуждать.
Интересна реализация этого проекта в условиях современной цифровой образовательной среды Москвы. Проект «Билет в будущее» после диагностики предлагает участникам выбрать
и пройти профориентационное мероприятие или их серию. Формируется подборка рекомендованных по результатам диагностики мероприятий, причем следует учесть, что это практические мероприятия и мастер-классы, которые предлагают все образовательные организации Москвы, сервис их систематизирует и рекомендует участникам проекта. На базе общих подходов и технологических решений проекта формируется единый центр диагностики ранней профориентации обучающихся, где используются самые последние инновационные цифровые инструменты и научные подходы, позволяющие педагогу Москвы эффективно организовать этот процесс в рамках своей педагогической деятельности. При этом еще систематизируются и организуются все мероприятия профориентацион-ного характера, а проект используется как информационная площадка.
Также проект позволяет реализовы-вать дополнительные образовательные программы в условиях социокультурной среды Москвы, позволяющие обучающим осознанно выбирать кружки, секции, клубы не только по интересам, а еще и с учетом их предрасположенности к получению будущей профессии. Формируемые рекомендации в рамках проекта «Билет в будущее» обучающийся может использовать как часть своего будущего профессионального резюме, а педагогу это позволит повышать эффективность урочной и внеурочной деятельности.
Таким образом, проект «Билет в будущее» в рамках его реализации в системе образования Москвы становится единой информационной точкой для организации ранней профессиональной ориентации обучающихся, навигатором как по разнообразным меропри-
ятиям и образовательным программам, реализуемым образовательными организациями Москвы, так и по современным профессиям, которые станут актуальными в ближайшие 5-10 лет.
Третьей и самой важной особенностью современной цифровой образовательной среды Москвы является наличие единой электронной платформы управления образовательным процессом на уровне всего города, способной осуществлять все необходимые мониторинговые и контрольные процедуры, обобщать и формировать важные статистические данные, необходимые для принятия будущих управленческих решений, а также предлагать прошедший глубокую модерацию учебный контент и онлайн-конструктор для его разработки. Уже с 2017 года Москва успешно реализует и постоянно совершенствует проект под названием «Московская электронная школа» (МЭШ) [2]. Для того чтобы проект начал функционировать, все общеобразовательные организации города Москвы прошли этап переоснащения, что позволило сформировать современную цифровую образовательную среду.
Согласно исследованию известной консалтинговой компании BCG «Цифровая культура в образовании: роль информационных технологий в образовательном процессе», проведенному весной 2021 года, Москва является лидером среди 11 крупных мегаполисов по уровню развития цифровой культуры в школе, причем последняя состоит в развитии всех элементов школьной экосистемы (содержание и методы обучения, учителя, инфраструктура, оценка результатов, ПО). Москва входит в тройку лидеров по уровню цифровой оснащенности в школах наряду с Сингапуром и Таллином [6].
Грамотное управленческое решение - создание облачной интернет-платформы МЭШ и введение ее в эксплуатацию в 2017 году - обеспечило связь всех компонентов цифровой образовательной среды Москвы. Она стала единым информационным центром для автоматизации организационных, методических и педагогических задач, решаемых в образовательной организации, которая предполагает реализацию современных педагогических технологий педагогом столичного образования, учет процессов цифровизации ее социокультурной среды, применение современных информационных технологий и инструментов в педагогической деятельности. МЭШ состоит из взаимосвязанных компонентов, разработанных для обеспечения важных функций, позволяющих повысить качество педагогической деятельности и обеспечить высокий уровень профессионального развития педагога столицы.
В связи с этим необходимо отметить, что данная онлайн-платформа состоит из ряда отдельных информационных систем или сервисов, на которых необходимо остановиться подробнее [2].
Во-первых, это электронная система учета содержания обучения и успеваемости обучающихся, которая аккумулирована в едином электронном журнале и дневнике. Этот компонент используется на всех уровнях системы общего московского образования. Также здесь ведется учет внеурочной деятельности и профориентационных мероприятий.
Во-вторых, это библиотека электронных материалов, которая предоставляется всем педагогам столицы бесплатно и методически обоснованно. Каждый новый элемент учебного материала при публикации в библиотеке
МЭШ проходит обязательную техническую и методическую модерацию, что позволяет говорить о высоком качестве данного контента. Следует обозначить тот факт, что среди крупных мегаполисов мира похожие цифровые библиотеки есть в Сингапуре, Сеуле и Лос-Анджелесе.
В-третьих, в рамках формирования библиотеки МЭШ создан электронный конструктор сценария урока для всех желающих, т.е. тех, кто планирует, проектирует и реализует учебную деятельность как на уровне основного общего образования, так и на уровне дополнительного или среднего профессионального образования. Электронный конструктор библиотеки МЭШ позволяет создавать сценарий современного урока, реализуемого в цифровой образовательной среде столицы, т.е. с учетом наличия интерактивной панели в классе и планшетов у обучающихся. Педагогу необходимо методически грамотно и эффективно использовать основные компоненты урока: учебный текст и графику; элементы учебников, размещенных в электронном виде; интерактивные сервисы (например, упражнения из онлайн-сер-виса LeammgApps); систему тестовых заданий и электронных упражнений, встроенную в электронный конструктор; готовые интерактивные учебные и учебно-методические пособия и другие комплексные информационные ресурсы.
В-четвертых, педагог, проектируя сценарий в МЭШ, вынужден обладать высоким уровнем цифровой грамотности и постоянно его совершенствовать, так как разработчики электронного конструктора постоянно его улучшают и дополняют. Например, появляется возможность интеграции учебного кон-
тента сценария урока с загруженными полноценными электронными версиями учебников различных издательств, а также применение технологии разработки учебного видео. Руководством столичного образования было принято решение о том, что разработчиком сценария урока в МЭШ может стать любой пользователь из любой точки мира, так как сам электронный конструктор и цифровая библиотека доступны всем и совершенно бесплатны. Тем самым, с одной стороны, столичное образование готово осуществить поддержку педагогов мира, с другой - приглашая их к сотрудничеству, обеспечивает наращивание ресурсов МЭШ. Материалы, прошедшие модерацию, постоянно пополняют библиотеку, делая ее актуальной в качестве уникального цифрового источника качественного образовательного контента и элемента современной цифровой образовательной среды для системы образования как столицы, так и страны в целом.
Таким образом, цифровая образовательная среда на основе МЭШ позволяет реализовать ряд следующих возможностей:
• проектирование индивидуальных траекторий развития обучающихся с помощью анализа их цифровых профилей, формирующихся на базе личных кабинетов МЭШ;
• формирование единой структуры с открытым доступом к внешним образовательным материалам и ресурсам, актуальным для системы образования на уровне страны;
• постоянная разработка качественных образовательных материалов с метапредметным и интерактивным содержанием, ориентированных на развитие компетенций будущих выпускников;
• с учетом развития педагогических технологий на основе применения дистанционных образовательных технологий проектируется ситуация выбора (как для обучающихся, так и для педагога) качественного образовательного контента, образовательной траектории, методической и организационной поддержки;
• формирование банка лучших очных и онлайн-курсов по ведению уроков/лекций в дистанционном формате; примеров учебных материалов, записей лучших уроков в дистанционном формате и т.п.;
• формирование подходов при проектировании образовательной деятельности в условиях цифровой дидактики на примере смешанных моделей обучения.
По данным Департамента образования и науки города Москвы, в библиотеке МЭШ содержится более 55 тыс. сценариев уроков, более 500 тыс. различных электронных учебных материалов [2]. Такая обширная база учебных информационных материалов и возможность их конструирования позволяют педагогу постоянно совершенствовать свою педагогическую деятельность и повышать уровень своей
профессиональной компетентности в сфере цифровизации образования.
Все это позволяет раскрыть основные возможности цифровой образовательной среды для профессиональной деятельности и развития педагогических работников (общего и дополнительного образования, предпрофессиональных классов, СПО) города Москвы.
Подводя итог, следует отметить, что современная образовательная среда Москвы является ярким примером для других регионов по реализации возможности осуществлять профессиональную деятельность и развитие на основе грамотно принятых управленческих решений: в области отбора содержания, технологий и методов образовательной деятельности, оценки результатов, отбора цифровых инструментов и электронного обучения, а также возможности для проектирования индивидуального маршрута педагога под его запросы, запросы образовательной организации или органов управления, например, Департамента образования и науки, являющегося навигатором для формирования качественного образования, раскрытия способностей и талантов в каждом ребенке города Москвы.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Билет в будущее. URL: https://bilet.worldskiUs.ru (дата обращения: 08.09.2021).
2. Московская электронная школа. URL: https://mes.mosedu.ru (дата обращения: 08.09.2021).
3. Непрерывность профессионального развития педагогов в зарубежных странах/Д.А. Ма-хотин, Н.Н. Шевелёва, С.М. Лесин и др. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2019. № 5 (65). С. 61-69.
4. Российская электронная школа. URL: https://resh.edu.ru/ (дата обращения: 08.09.2021).
5. Стратегия профессионального развития педагога: опыт Сингапура и Норвегии/ С.М. Лесин, Н.Н. Шевелёва, Д.А. Махотин и др.//Вестник РМАТ. 2021. № 3. С. 104-114.
6. Цифровая культура в школьном образовании - необходимое условие для экономики будущего. URL: https://web-assets.bcg.com/da/a6/e04d2caa42a2befafec667c4a8cc/digital-culture-in-school-education-prerequisite-for-economy-of-future.pdf (дата обращения: 08.09.2021).
7. Цифровая образовательная среда электронного обучения:метод. пособие/Е.Е. Дурногла-зов, Е.А. Кузнецова, И.В. Шевердин и др. Курск, 2019. 64 с.