УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ И ПЕРЕПОДГОТОВКОЙ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА В УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
АКСЕНОВ В.В.,
аспирант,
Ростовский государственный университет путей сообщения,
e-mail: andreevalarisa @mail.ru;
АНДРЕЕВА Л.Ю.,
доктор экономических наук, профессор, Ростовский государственный университет путей сообщения,
e-mail: andreevalarisa @mail.ru;
ХАТЛАМАДЖИЯН Д.Г.,
аспирант,
Ростовский государственный университет путей сообщения,
e-mail: andreevalarisa @mail.ru
В статье выдвигаются новые аргументы для объяснения причин современного мирового экономического кризиса, а также способы интерпретации этих причин при профессиональной подготовке и переподготовке специалистов в области риск-менеджмента.
Ключевые слова: риск-менеджмент, профессиональная подготовка специалистов; инновации; стратегия, компетенции профессионала; корпоративная культура; диспропорции хозяйства, неопределенность, поведенческие проблемы экономики.
The article describes new arguments for explanation of the world economic crisis reasons; also it proposes interpretation ways of these reasons in case of professional training and career development of specialists in the filed of risk-management.
Keywords: risk-management; professional training of specialists; innovation; strategy; corporate culture; economic disproportion; uncertainty, behavioral economic problems.
Коды классификатора JEL: I23, I28, G32.
Трудности анализа современных проблем подготовки и переподготовки специалистов по риск-менеджменту вызваны неясностью вектора будущего развития хозяйства, который должен поддерживать инновации. Содержание такого вектора развития вытекает из состояния экономики, по результатам анализа которой можно понять, какие именно инновации сегодня востребованы: технологические, социальные или какие-то другие.
Переход к постиндустриальной экономике, возрастающая роль информации и человеческого капитала, увеличение взаимозависимости предприятий — все эти факторы приводят к изменению систем стратегического управления современных организаций. К традиционным разделам системы управления — товарно-рыночной, технологической, финансово-инвестиционной — добавляются новые направления менеджмента, имеющие кардинальное значение для развития компании. Это стратегия управления знаниями, компетенциями персонала.
Однако прежде чем рассмотреть структуру управления компетенциями, важно выделить факторы, оказывающие влияние на их развитие. Система управления компетенциями предприятия — это одна из форм политики стратегического планирования. Стратегическое планирование — это процесс формирования, обсуждения, принятия и корректировки стратегии предприятия, результатом которого является стратегический план [2, с. 15].
© В.В. Аксенов, Л.Ю. Андреева, Д.Г. Хатламаджиян, 2012
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3
В современной экономике стратегическое планирование предприятия невозможно без учета нематериальных ресурсов. Стратегия управления нематериальными ресурсами обеспечивает постоянное совершенствование корпоративной культуры, развитие человеческого капитала и улучшение нравственного климата. Ее главные направления — управление знаниями и создание организационной гармонии — являются одними из важнейших форм современного стратегического развития предприятия.
Стратегия управления знаниями основана на пересмотре того, что в основе деятельности предприятия лежит эффективность использования только финансовых и материальных ресурсов. Она обеспечивает развитие человеческого капитала, создание и распределение информации. В управлении знаниями ключевую роль играет компетенция организаций, включающая знания, навыки, лидерство, аналитические способности персонала и ориентацию на безусловное достижение поставленных целей.
В основе концепции управления знаниями лежит признание высокой экономической эффективности инвестиций в управление персоналом. Если управление человеческим капиталом нацелено на развитие личности, ее творческого потенциала, то этот ресурс становится эффективным и целенаправленно используемым активом организации. Такая концепция управления определяет готовность работников разделять риск введения инноваций, обеспечение различных способов мотивации, повышения квалификации и получение опыта. В данном случае, сотрудники организации становятся для нее клиентами, требующими удовлетворения своих потребностей, такими же, как и ее «внешние» потребители товаров и услуг.
Поэтому управление персоналом создает преимущество не только для компании, но и для самих работников. Когнитивная стратегия предприятия — это стратегия управления интеллектуальными ресурсами и знанием. Поэтому повышение квалификации работающего персонала является только ее частью. Качественный кадровый потенциал способен не только создать, но и приумножить информационный капитал организации. Система управления знаниями с учетом реальных возможностей рыночной экономики может создавать условия для получения новых знаний, используя покупку знаний, их аренду, способы развития.
Развитие человеческого капитала связано с выработкой требований к персоналу организации, развитием персонала и выдвижением его как одного из основных конкурентных преимуществ компании. Стратегия развития персонала должна быть направлена на создание квалифицированного, компетентностного и высокоэффективного ресурса.
Управление информацией осуществляется с помощью создания информационных технологий управления. Информационные технологии - процесс управления информацией, спроектированный и реализованный как целесообразная последовательность стандартизированных процедур обработки информации, обеспеченных инструментарием — совокупностью методов, производственных и программно-технологических средств [6]. Иными словами, это формальный процесс управления информацией, поддерживаемый инструментарием.
В когнитивной стратегии предприятия большое значение имеет не только процесс получения и накапливания знаний, но и их сохранность. Та информация и те знания, которыми обладает предприятие, являются в настоящее время одними из основных его конкурентных преимуществ.
В системах управления интеллектуальными ресурсами могут превалировать различные компоненты — от организационных механизмов (внутрифирменных регламентов или стандартов), которые обеспечивают передачу и сохранение знания внутри организации, до развитых информационных систем (корпоративных порталов и хранилищ знаний) [4, с. 138]. При этом данная система менеджмента может быть внутрифирменной (корпоративной) или функционирующей в соответствии с интересами рынка.
В современных условиях, оценивая опыт развития конкурентоспособных предприятий, специалисты выделяют два основных типах корпоративного управления: командный, основанный на наличии одного лидера, и лидерский, предполагающий формирование лидеров на каждой ступени управления [5, с. 96].
Ценность любой компании создает ее персонал и эффективная организационная культура, ориентированная на качество управления. Организационная культура объединяет все виды деятельности и все взаимоотношения внутри корпорации, делая коллектив ориентированным на достижение единой цели. Главными характеристиками эффективной корпоративной культуры должны быть сотрудничество, взаимоуважение, социальная ответственность, обмен информацией и опытом, внимание, честность и доверие.
Корпоративная культура охватывает все бизнес-процессы и взаимоотношения внутри организации, тем самым направляя коллектив на достижение единой цели. В последнее время значение корпоративной культуры для большинства компаний видоизменяется. Задачами корпоративной культуры становятся не только создание новых традиций, норм и правил, укрепление социальной обстановки, но и поддержание обмена информацией. Новые формы стратегического управления направлены на создание атмосферы систематического накопления, сохранения и приумножения информации.
С целью успешной реализации стратегии управления знаниями, организация может реализовывать следующие направления:
♦ развитие командного духа, обстановки доверия и сотрудничества;
♦ внедрение эффективных систем оценки работы и ее вознаграждение;
♦ обеспечение обмена релевантными знаниями между менеджерами;
♦ предоставление сотрудникам возможности ознакомиться с бизнес-планом, перспективными проектами, кадровой политикой, целями компании.
Эффективная корпоративная культура в значительной мере способствует согласованию индивидуальных целей каждого работника с общими стратегическими целями компании. Управление корпоративной культурой как часть долгосрочной стратегии организации представляется как формирование общего видения миссии компании, ее целей и путей стратегического развития. Инструментами этого вида управления служат различные корпоративные мероприятия, конференции и тренинги. Для транснациональных компаний инструментом управления корпоративной культуры является привлечение экспертов для формирования основных ценностей и норм компании. Для российских компаний привлечение иностранных специалистов часто осуществляется на короткий срок с целью передачи знаний и опыта, вывода компании на новые уровни и систематизации бизнес-процессов.
Оба направления системы управления нематериальными ресурсами неразрывно связаны. Современная система формирования корпоративной культуры направлена на развитие информационного обмена и увеличение объема знаний и опыта персонала. В свою очередь, создание качественного человеческого капитала предполагает и совершенствование системы взаимодействия работников.
Основу нематериальных ресурсов организации составляют компетенции ее персонала, поэтому систему управления нематериальными ресурсами можно рассматривать как базу для характеристики системы управления компетенциями. Управление компетенциями представляет собой процесс сравнения целей предприятия с имеющимися человеческими ресурсами и выбор форм воздействия для приведения их в соответствие.
Выявление потребностей организаций в соответствующей компетенции предполагает внедрение системы прогнозирования человеческих ресурсов, назначение которой в том, чтобы определить в качественном и количественном выражении потребность в компетенции фирмы на предстоящий период. Однако выявление необходимых компетенций необходимо связывать с конкретным этапом развития экономики, тем более что выявление причин и последствий глобального экономического кризиса должно быть учтено при разработке программ подготовки и переподготовки специалистов в области риск-менеджмента.
Результаты анализа состояния современной экономики позволяют сделать вывод, что особенность современного кризиса в том, что среди фундаментальных причин (факторов), его породивших, центральное место занимает фактор поведенческий — субъективный по своей природе. Об этом свидетельствует тот факт, что кризис проявился в рухнувшем уникальном формате искусственного рыночного равновесия: перенакопление производственных мощностей — перепотребление домохозяйств — перекредитование фирм и граждан. Новая парадигма развития в процессе выхода из кризиса обусловливает новую инвестиционную волну на Западе, сформированную за счет внутренних накоплений и инноваций. Это начало конца глобализации, свидетельство исчерпания ее ресурсов.
Мировая экономика не первый раз находится в крайне разбалансированном состоянии, но впервые кризис никак не способствовал устранению дисбалансов, поэтому до сих пор не известны основные драйверы для запуска устойчивого роста и, соответственно, тип актуальных инноваций. Ситуация, которую мир переживал накануне кризиса, представлена в схематичной форме на рис. 1.
Рис. 1. Модель предкризисного экономического равновесия2
Стремление к большей доле рынка, как объясняет классическая экономическая теория, открывает возможность получать эффекты масштаба, роста производительности (обучения) и технологического прогресса. В сегменте индустриальной экономики это, в конечном счете, привело к перенакоплению производственных мощностей (увеличение объемов производства больше, чем рыночный спрос, для предотвращения того, чтобы конкуренты заняли уровни конкурентоспособных цен [7, с. 385]). За этим следует видеть начало конца индустриального капитализма.
Нельзя сказать, что ученые не осознавали тектонических сдвигов в мировом хозяйстве. По крайней мере, в последнее время уже активно обсуждались следующие докризисные тренды последнего десятилетия:
1. Формирование и обслуживание новой структуры разделения труда, что проявилось в выносе тяжелых активов за национальные границы экономически развитых стран, смещение акцента на услуги, что и открыло путь к перенакоплению производственных мощностей.
2 Составлено авторами на основе исследования
ТЕІ^А ЕСОЫОМОЭ ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3
2. Обслуживание мировыми финансовыми центрами государственных и частных (внешних) накоплений развивающихся стран (китайских, российских и т. д.). Тем самым формировался реальный источник для перекредитования.
3. Рефлексивная кредитная активность в экономически развитых странах. Потребительская активность домохозяйств поддерживалась не за счет роста зарплаты, а за счет роста кредита и стоимости залоговых активов. Потребительская активность формировалась не за счет создания добавленной стоимости, поэтому в экономике нарастала финансовая неустойчивость. Тем не менее растущая избыточная долговая зависимость фирм и граждан была в интересах банков, так как посредством перекредитования банки растут. В итоге растут все секторы: и производство, и финансы, и потребление. Однако это мнимая гармония или экономическое равновесие, поскольку наступление малейшего сбоя в финансовой сфере приводит к крушению такой гармонии.
Перенакопление капитала ведет к снижению эффективности финансирования производства инновационных продуктов. При этом производства, нацеленные на тиражирование традиционных продуктов, неизбежно вели к перепроизводству. Перекредитование базируется на недоиспользованных возможностях объекта, выступающего в качестве обеспечения кредита. Например, в экономически развитых странах стало общепринятой тенденцией менять автомобиль через несколько лет при значительно большем сроке его полезного использования. В результате загружаются избыточные на 20-25% мощности мирового автопрома. Эти процессы наблюдаются в производстве многих других промышленных товаров.
Таким образом, баланс на небольшом интервале времени удалось обеспечить искусственным сокращением жизненного цикла продукта и срока его полезного использования. Но эти факторы поведенческого характера должны быть учтены в оценке стоимости финансовых активов. Совершенно очевидно, если сокращается расчетное время получения денежного потока, то меняется и стоимость актива.
Решающую роль в ослаблении последствий кризиса сыграла особая долговая политика государств, согласованная с банками. Кредит — приводной ремень капиталистической экономики, но когда он является важнейшим фактором, поддерживающим спрос и производство, — это очевидный путь к кризису ликвидности.
Выход из кризиса был смягчен беспрецедентным ростом госрасходов. Рост госрасходов в период кризиса сопоставим с военными расходами. Но сокращать их будет очень трудно, поскольку они не связаны с войнами. Это вторая ловушка ликвидности, возможно более опасная. Перекредитование — это результат использования банковского кредита как инструмента стимулирования внутреннего спроса. Этот инструмент стал использоваться для манипулирования индексом потребительской активности — главного индикатора здоровья экономики.
Перекредитование наблюдалось и в развивающихся странах. Перекредитование компаний развивающихся стран — это следствие исчерпания возможностей расширения рынков. Мы этот феномен наблюдали в 2003-2007 гг., когда Россия отправила на Запад стабфонд, а западные банки и биржи кредитовали российские компании по невысоким ставкам.
Это был эквивалентный обмен финансовыми ресурсами на взаимовыгодной основе. Выгода для России состояла в том, что организовать кредитование по столь низким ставкам у себя нет никакой возможности ввиду немонетарной природы инфляции.
Исторически Россия является страной с недостаточной ликвидностью. И сегодня Россия остается потребителем, а не производителем финансовых услуг. Это сдерживает развитие программ технического перевооружения, да и разрешение всей инновационной проблематики.
Перекредитование — это тупик индустриальной модели капитализма. Падающая отдача от вложений в индустриальные активы (компании) — вот главная причина начала мирового финансового кризиса. Объективной же причиной падения доходности индустриальных активов является утрата возможностей получения доходов за счет эффекта масштаба и кривой опыта. В экономике знаний масштаб бизнеса не имеет значения, а кривая опыта у инновационных компаний, как правило, близка к нулю.
Несмотря на то, что природа кризиса субъективная, его развертывание все равно пошло по классическому сценарию. Спусковой крючок начала кризиса имел субъективный характер. Но есть и объективная причина. Как только отдача индустриальных активов опустилась ниже предельных затрат на капитал и эта проблема была осознана финансистами — грянул кризис.
Выход на известные закономерности капитализма сегодня невозможен потому, что модель индустриального капитализма себя исчерпала, а закономерности воспроизводства постиндустриальной модели капитализма еще не осознаны. Этим объясняется отсутствие до сих пор эффективных антикризисных мер и комплексных систем управления рисками.
Фундаментальной причиной кризиса современного капитализма многие исследователи считают обострение проблем доверия во всех сферах общественной жизни, или наступление кризиса доверия. По этому поводу Стивен Кови утверждает: «Заголовки новостных изданий обнаруживают симптомы беспощадной правды: недостаток доверия ощущается повсюду. Он затрагивает все: глобальное общество, наш рынок, наши организации, наши отношения, нашу личную жизнь. Он порождает подозрительность и цинизм, которые самовоспроизводятся, образуя нисходящий цикл регресса» [3, с. 28].
Вектор эволюции капитализма Ричард Брэнсон видит в креативном капитализме. «Мы должны найти способ сделать так, чтобы те преимущества капитализма, которые служат богатым людям, служили в равной степени и бедным» [1, с. 264]. Но как это сделать не знает никто. Единственное, что очевидно, богатые должны больше инвестировать в создание рабочих мест и в борьбу с глобальными социальными проблемами. Но в условиях перенакопления производственных мощностей создание новых рабочих мест проблематично. Необходимо обоснование актуальных инвестиций в экономике знаний, чему должен учить студентов современный университет.
В условиях преодоления последствий мирового финансового кризиса, в стратегиях компаний акцент должен сместиться от капитализации к формированию систем управления рисками, чтобы обеспечить устойчивое развитие. Это одно из наиболее обсуждаемых направлений актуального инвестирования. Устойчивость означает, что для создания долгосрочной эффективности (в том числе долгосрочной стоимости для акционеров) компании должны созидать блага (ценности) в трех «измерениях»: экономическом, социальном и экологическом. Тройной шкалой показателей впервые в мировой практике начала пользоваться компания «Шелл» (Shell).
В такой постановке вектор будущего развития не имеет ясных очертаний, поэтому для него сложно определить структуру обеспечивающих его инноваций. Прежде всего, сегодня возникли методологические проблемы анализа инновационного развития в условиях модели устойчивого развития.
Во-первых, в макроэкономическом анализе мы не учитываем изменения скорости экономического времени. А это многое меняет. Так, длинные циклы Кондратьева сжались с 50 лет почти наполовину.
Во-вторых трудности анализа будущего развития, которое должны поддерживать определенные инновации, вызваны отсутствием надежной методологии организации инновационного развития в условиях перехода от индустриальной к постиндустриальной модели капитализма.
Для индустриальной экономики, опираясь на результаты многолетнего исследования опыта инновационного развития различных стран, Бостонская консалтинговая группа (БКГ) выявила пять фаз развития в управлении инновациями и интеллектуальной собственностью [1, с. 279]:
♦ фаза 1 — стимулирование роста за счет экспорта;
♦ фаза 2 — подъем по лестнице стоимости (увеличение расходов на НИОКР);
♦ фаза 3 — расплата (владельцы ИС из развитых стран начинают защищать свои рынки, вынуждая развивающиеся страны и их компании озаботиться защитой своей ИС);
♦ фаза 4 — серьезное отношение к интеллектуальной собственности (помимо обеспечения высокого уровня инвестиций в инновации, необходимо еще серьезно укреплять свои позиции в области управления ИС);
♦ фаза 5 — получение прибыли от интеллектуальной собственности и инноваций (к примеру, в эту фазу Южная Корея только вступает).
В условиях индустриальной экономики эти фазы проходили все развитые страны. Однако современный кризис начался в самых высокоразвитых странах, достигших высшей ступени инновационного развития. В этом надо усматривать кризис классической модели инновационного развития, представленного БКГ.
Для активизации процесса создания новых инновационных компаний будут разработаны на принципах софи-нансирования из федерального центра и регионов механизмы поддержки создания промышленных парков. Большие надежды возлагаются на поддержку создания «инновационных поясов» вокруг вузов, научных учреждений, крупных и крупнейших корпораций, включая компании с госучастием.
Наиболее реалистично первое направление, предполагающее ужесточение ГОСТов, развертывание инновационных программ в госкорпорациях, решительное расширение масштабов офсетных сделок с западными компаниями. Расширение финансовой поддержки предполагается осуществить за счет бюджетных мер.
Третье направление предполагает меры по усилению фонда Бортника, введению налоговых льгот для инновационно активных фирм, а также созданию «инновационных поясов» вокруг вузов, научных учреждений, крупных корпораций.
Но есть и другая модель, основанная на опережающем знании. России следует сделать выбор предпочтений и определить более ясный вектор развития. Известно, чтобы экономика, основанная на знаниях, заработала эффективно, необходимы определенные институциональные условия. В развивающихся странах таких условий нет или недостаточно. Но чтобы сделать шаг вперед, необходимо направить экономическую политику на те цели и задачи, к которым сейчас стремятся развитые страны, причем нужно попасть не туда, где экономика развитых стран была вчера, а сразу туда, где она окажется завтра. Решение этой сверхзадачи предопределяется уровнем развития системы образования, ее нацеленностью на инновационную деятельность и опережающее знание, достижимые только при освоении целостного подхода к управлению инновациями.
Опыт показывает, что первенство на рынке нового продукта не является ни необходимым, ни достаточным условием для долгосрочного инновационного лидерства. Целостный подход означает — надо суметь придумать гениальную идею нового продукта, превратить идею в нечто осязаемое, затем суметь «прожить» с этим продуктом весь его жизненный цикл так, чтобы обеспечить максимальный возврат на инвестиции в его разработку.
Организация целостного подхода — это управленческая задача с элементами творчества, или особая управленческая концепция. Управление НИОКР на основе этой концепции предполагает:
TERRA ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3
ТЕ1^А ЕС01\ЮМ!С118 ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3
♦ строгую проектную дисциплину и ориентированный на потребителя маркетинг (у исследователей есть четкий срок выдачи очередной инновации, отсюда стремительный рост актуальности «фабрик инноваций»);
♦ фокус на затратах (гениальное изобретение с малым доходом всегда проигрывает небольшому усовершенствованию, приносящему больший доход);
♦ понимание пути от идеи до инновации с осознанием того, что для этого нужно сделать (в отличие от ученых, занимающихся фундаментальными научными исследованиями, исследователи в компаниях существенно ограничены во времени, поэтому они не могут двигаться методом проб и ошибок, наоборот, они с самого начала должны увидеть всю картину превращения идеи в конечный продукт) [8, с. 285];
♦ формирование межфункциональной инновационной команды, готовящей поле деятельности для инженеров (инновационная бизнес-модель, реализуемая на проектном подходе).
Система опережающего высшего образования может формироваться только на основе инновационных образовательных программ, подкрепленных материальными стимулами. В условиях низкой мотивации в России на знания, как у преподавателей, так и у студентов, никакими инновационными программами вузовскую науку не поднять.
Опережающее образование должно адекватно оценивать будущие мегатренды. Одним из важных элементов третьей миссии университетов является реальное воплощение принципа «образование всю жизнь», принятого в кадровой политике предприятий и органов управления во всех экономически развитых странах мира, который становится неотъемлемым элементом успешной профессиональной карьеры специалистов и в России.
По оценкам экспертов, уже в ближайшие годы емкость рынка образовательных услуг в сфере повышения квалификации и профессиональной переподготовки для России составит более 10 млн человек в год. Но для реализации этого направления также необходимо опережающее знание.
Переход к философско-гуманитарным началам в образовании вызван радикальным изменением отношения к доверию во всех сферах общественной жизни. В новой открытой экономике судьба инноваций зависит от конкретного взаимодействия технических, социологических, дизайнерских и других креативных элементов, объединенных в целостную систему. Системная модель риск-менеджмента — это основа устойчивого развития бизнеса в условиях преодоления последствий глобального экономического кризиса, бизнес-модель постиндустриального типа.
Подготовка и переподготовка соответствующих специалистов в этой области определяет основу новой системы управления рисками предприятий инновационного типа. Современная концепция риск-менеджмента — это концепция стратегического управления. В методологическом аспекте теория стратегического управления рисками основывается на системном подходе к анализу экономических процессов и свойствах целенаправленных самораз-вивающихся систем.
Стратегия представляет собой искусство планирования, руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах. Стратегия риск-менеджмента — искусство управления риском в неопределенной хозяйственной ситуации, основанное на прогнозировании риска и приемов его снижения. Под стратегией управления понимаются направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Стратегия риск-менеджмента включает правила, на основе которых принимаются рисковые решения и способы выбора варианта решения. Следует сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство ее достижения прекращает свое существование. Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии.
Поиск оптимального соотношения между доходностью и рискованностью — кардинальная цель, при достижении которой необходимо учитывать влияние воздействия целого спектра внешних и внутренних факторов. Цель рисковых стратегий в основном сводится к получению максимальной прибыли при минимально возможном риске. Оптимальное разрешение данного противоречия лежит в максимуме соотношения «доходность-риск» и в минимуме соотношения «риск-доходность», что в принципе равнозначно.
Рисковые стратегии целесообразно рассматривать с позиций интеграции следующих управленческих действий:
♦ проецирование рисковой стратегии на все подразделения и службы банка, которые по роду своей деятельности связаны с реализацией банковских рисков;
♦ стратегическое планирование параметров открываемых рисковых позиций и корректирующих мероприятий воздействия на данные позиции в строго обозначенные сроки, согласованные со всеми заинтересованными сторонами, с целью действенного отслеживания траектории прохождения банковских рисковых позиций;
♦ выражение основных тенденций осуществления рисковых стратегий в виде четко обозначенных решений управленческого воздействия;
♦ научно обоснованная экспертиза и предварительная апробация методов и инструментария внедрения в банковскую практику выработанных стратегических решений.
Следовательно, применяемые рисковые стратегии должны быть логичными составляющими общекорпоративной стратегии и равноправными элементами системы стратегий в соответствии с критериями устойчивого развития. По своей функциональной значимости рисковые стратегии обеспечивают постоянный потенциал прибыльности, в то время как службы компании, осуществляющие тактическое и оперативное управление рисками, превращают потенциал в реальную прибыль.
ЛИТЕРАТУРА
1. Брэнсон Р. Обнаженный бизнес. М., 2010. С. 264.
2. Клейнер Г. Стратегический менеджмент: актуальные проблемы и новые направления // Проблемы теории и практики управления. 2009. № 1.
3. Кови С. Скорость доверия: то, что меняет все. М., 2010.
4. Мильнер Б. Управление интеллектуальными ресурсами // Вопросы экономики. 2008, № 2. С. 138.
5. Слипенчук М. Человеческий капитал и корпоративное управление в современной мировой экономике // Проблемы теории и практики управления. 2009. № 5. С. 96.
6. Сысовская Е. Место информационной системы в системе управления // www.iteam.ru.
7. Фляйшер К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. М., 2009.
8. Эндрю Дж.П. Возврат на инновации: практическое руководство по управлению инновациями в бизнесе. Мн., 2008. С. 285.
ТЕ1ЭДА ЕС0\0М!СУ8 ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3