УДК 332.1
УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ
MANAGEMENT OF PROFESSIONAL ORIENTATION IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS AS A FORM OF IMPLEMENTATION OF PERSONNEL POLICY
Д.В. Eëôaeea, Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ [email protected]
D. Elbaeva,
Buryat State University, Ulan-Ude
A.C. Кутумов,
Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ [email protected]
A. Kutumov,
East-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude
И.Н. nyuôûKHaMœuëoea,
AHO «Социологическая служба «Эйдос», г. Улан-Удэ [email protected]
I. Puntsyknamzhilova,
ANO «Sociological Service «Eidos», Ulan-Ude
Рассматривается один из аспектов кадровой политики, управление трудовыми ресурсами, которое обеспечивает процессы формирования и возмещения человеческих ресурсов через организацию деятельности в области управления демографическими процессами, управления социальным развитием, образованием и профессиональной ориентацией.
Вопросы подготовки профессиональных кадров на уровне региона тесно связаны с вопросами профессиональной ориентации. Создание и функционирование единой, устойчивой и динамичной системы профессиональной ориентации позволит решить дисбаланс по спросу и предложению на рынке труда.
Системность и проработанность вопросов профессиональной ориентации должна оказать помощь в формировании универсальных качеств личности, которые позволят осуществить профессиональный выбор сознательно, быть профессионально мобильной и ответственной. Для этого необходимо создать условия для профессионального самоопределения или профессионального созревания личности с учетом различных факторов и возрастных особенностей.
При комплексном подходе к профориентационной деятельности вузы могут решать задачи социально-экономического развития и кадрового обеспечения региона. Представлена модель региональной системы подготовки кадров и предложена модель подразделения в организационной структуре вуза, направленная на активное взаимодействие с внешней средой — потребителями, заказчиками, абитуриентами и работодателями. Университеты должны стать системообразующими организациями по подготовке востребованных и профессиональных кадров, обеспечивающих жизнеспособность и эффективность региональной экономики.
Профессиональная ориентация является необходимой формой повышения эффективности менеджмента человеческих ресурсов, которая реализуется в процессе планомерной деятельности государства. Обеспечение планомерности и согласованности развития общегосударственной системы профориентации должна привести к оптимальному социально-экономическому эффекту
Ключевые слова: кадровая политика, профессиональная ориентация, региональная экономика, высшие учебные заведения
The article deals with a human resources management as one of the aspects of personnel policy. It provides the processes of human resources formation and compensation through the organization of activities in the field of demographic process management, management of social development, education and vocational guidance.
The questions of professional training at the regional level are closely linked with professional orientation. The creation and functioning of a unified, stable and dynamic professional orientation system will solve the imbalance of demand and supply in the labor market.
Researching of the issues of vocational guidance is to assist in the formation of universal qualities of a person that will carry out the professional choice consciously, to be professionally mobile and responsible. It is necessary to create the conditions for professional self-determination and professional maturing of personality, taking into account various factors and age.
The universities with an integrated approach to career guidance activities can meet the challenges of social and economic development and human resources of the region. The article presents a model of regional training system and has proposed a model unit in the organizational structure of university, aimed at active interaction with the environment - customers, clients, applicants and employers. The universities must become the backbone organizations on the preparation of popular and professional staff to ensure the viability and effectiveness of the regional economy.
Professional orientation is a necessary form of increasing the efficiency of human resource management, which is implemented in the planned activities of the state. Provision of planning and coordination of the national system of vocational guidance should lead to optimal socio-economic effect
Key words: human resources policy, vocational guidance, regional economy, higher education institutions
Кадровая политика является комплексной системой управления человеческими ресурсами, которая охватывает три подсистемы — управление трудовыми ресурсами, управление занятостью и управление персоналом. В настоящей статье рассматривается подсистема управления трудовыми ресурсами. Термин «трудовые ресурсы» введен С.Г. Струмилиным в 1920-х гг. для использования в качестве планово-учетного измерителя.
Под трудовыми ресурсами понимают, как правило, часть населения, имеющего необходимое физическое развитие, здоровье, образование, культуру, способности, квалификацию и обладающего профессиональными знаниями для работы в сфере общественно полезной деятельности.
Управление трудовыми ресурсами обеспечивает процессы формирования и возмещения человеческих ресурсов через организацию деятельности в области управления демографическими процессами, управления социальным развитием, образованием и профессиональной ориентацией [1. С. 450].
В соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 сентября
1996 г. № 1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации», профессиональная ориентация — это «обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда» [2].
В положении определены направления, цели и методы профессиональной ориентации. К направлениям профессиональной ориентации относятся профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональный подбор, профессиональный отбор, профессиональная, производственная и социальная адаптация.
При всей системности и проработанности вопросов профессиональной ориентации среди школьников и студентов проявляется абстрактность в представлении
профессий. В силу объективных причин профориентационная деятельность слабо конкурирует с массированной информационной атакой внешней среды, которая представляет молодым людям весьма ограниченный и некорректный портрет существующих профессий. Не хватает ярких примеров, серьёзных эмоциональных «зацепок», способных показать школьникам и абитуриентам, почему они должны интересоваться той или иной специальностью.
Профессиональная ориентация достигнет эффективных результатов при создании и функционировании единой, устойчивой и динамичной системы [10. С. 517]. Отсутствие своевременных решений в сфере профессиональной ориентации сказывается на экономике страны в целом.
В настоящее время на рынке труда сложился дисбаланс по спросу и предложению. Данная ситуация переросла в проблему, требующую скорейшего разрешения. Положительных результатов можно достичь при помощи комплексных мер на государственном уровне. Важнейшей задачей является повышение интереса у школьников и молодежи к техническим и рабочим специальностям. Большую роль в формировании интереса школьников к предмету играют учителя-предметники, именно в школе должно быть практико-ориентированное обучение, которое может заинтересовать учеников в выборе профессии. Необходимо развитие профильных средних и высших учебных заведений. На уровне государства должна быть выработана культура уважения к квалифицированному труду, чтобы в массе своей труд открывал жизненные перспективы. Выпускники должны иметь возможность трудоустройства по специальности. Получая соответствующее образование, они должны связывать профессиональные планы с будущей профессией.
Решение обозначенной проблемы требует определения в качестве одного из ключевых направлений образовательной деятельности — формирование профессионального самоопределения учащихся. Результатом этого процесса должен стать осознанный выбор профессии в соответ-
ствии со способностями, возможностями, предпочтениями каждой отдельной личности и готовностью выпускников школ к дальнейшему профессиональному образованию.
В процессе профессионального самоопределения школьники, осуществляя «профессиональные пробы», должны научиться:
— определять выгоду и издержки профессии или специальности, находить аргументы «за» и «против» нее;
— видеть перспективы и планировать свою дальнейшую профессиональную карьеру с учетом этих перспектив;
— выбирать образовательную траекторию с учетом возможности получения определенного уровня образования поэтапно.
В связи с этим профессиональное самоопределение следует понимать как процесс полноценного личностного развития учащегося, сформированность его мотиваци-онно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, способностей, высокого уровня самосознания. Сущность профессиональной ориентации должна заключаться в формировании универсальных качеств личности, позволяющих ей осуществлять профессиональный выбор сознательно и самостоятельно, быть профессионально мобильной.
В широком смысле, профориентацию принято понимать как систему общественного и педагогического воздействия на молодежь с целью ее подготовки к сознательному выбору профессии, основанную на системе государственных мероприятий, обеспечивающих научно обоснованный выбор профессии. В узком смысле, профориентация — целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
При организации профориентацион-ной работы следует учитывать, что подготовка к выбору профессии должна стать органичной частью всего учебно-воспитательного процесса в школе и семье. При проектировании профориентационной работы следует учитывать, что професси-
ональное самоопределение играет важную роль не только на этапе вступления человека в трудовую деятельность, но и на этапах его дальнейшего профессионального развития.
Профессиональное самоопределение — это длительный и динамичный процесс, имеющий определенную структуру, которая складывается из серии выборов, совершаемых человеком на различных этапах своей жизни. Своеобразие выборов обуславливается наследственными факторами, влиянием среды, воспитанием, накопленным опытом, т.е. совокупностью социальных и психологических воздействий и испытаний, переживаемых субъектом на этапах своего развития. Создавая условия для профессионального самоопределения или профессионального созревания личности, следует учитывать степень и характер влияния на профессиональный выбор этих факторов. Эффективности процесса профессионального самоопределения способ -ствует преемственность воспитательных воздействий, проводимых с учетом возрастных особенностей на каждом этапе профессионального самоопределения школьников, абитуриентов и выпускников.
В региональных социально-экономических системах роль профориентаторов могут брать на себя высшие учебные заведения. Университеты должны становиться системообразующими организациями по подготовке востребованных и профессиональных кадров, обеспечивающих жизнеспособность и эффективность региональной экономики. В каждом регионе есть ряд высших учебных заведений, которые делят «рынок» абитуриентов на сегменты в зависимости от специфики и профиля направления подготовки. Исходя из этого, у каждого вуза должен быть рынок работодателей, изучением которого необходимо заниматься.
Соответственно, университет выполняет важнейшую функцию: с помощью комплексного подхода к профориентацион-ной деятельности формирует реальную потребность экономики региона в кадровом обеспечении, а также находит именно тех абитуриентов, которые ему нужны. Кроме
того, сами абитуриенты на ранних этапах получают бесплатную возможность получить консультации по профессиональному самоопределению и уже целенаправленно идти в тот или иной вуз.
Профессиональная ориентация должна формировать у школьников, студентов и молодежи личностные ориентации и интерес с учетом потребностей общественного производства и приводить в соответствие их личностные ориентации с возможностями реализации. Целью системы профессиональной ориентации является сочетание личностных ориентаций и общественных потребностей. Для достижения цели необходимо отработать взаимодействие различных организаций и наладить механизм управления. Основными методами управления профессиональной ориентации являются программно-целевой метод, прогнозирования, моделирования, организационно-распорядительный и социально-экономические методы [10. С. 518].
В качестве примера представляется модель региональной системы подготовки кадров, где основную роль играют высшие учебные заведения (на примере Республики Бурятия).
Модель региональной системы предлагает разделение субъектов на три уровня. Первый представлен регулятором и заказчиком. В роли регулятора выступает Правительство Республики в лице Министерства экономики, Республиканского органа государственной статистики, Центра занятости населения. Заказчиком являются бюджетные, некоммерческие, коммерческие организации и муниципалитеты. Заказчики должны активно принимать участие в процессе воспроизводства кадров путем оформления заявок, квот на специалистов определенных сфер, направлением сотрудников для получения дополнительного образования.
Второй уровень представлен высшими учебными заведениями Республики Бурятия — ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет», ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»,
ФГБОУ ВО «Бурятская сельскохозяйственная академия», ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры». Задача университетов состоит в выявлении потребности через маркетинговые исследования рынка труда региона. Высшие учебные заведения в данной мо-
Третий уровень — потенциальные студенты или потребители, которых вузы должны рассматривать гораздо шире, чем только выпускников школ и СПО. Задача университета в работе с потребителями состоит в информировании потенциальных студентов о существующих возможностях, помощь в профессиональном самоопределении.
Таким образом, высшие учебные заведения, являясь посредниками, будут играть ключевую роль в кадровой политике регионов. Для функционирования предложенной модели необходимо внести изменения в
дели являются посредниками между заказчиками и потребителями, что означает, что университет должен активно взаимодействовать и с тем, и с другим субъектом. Потребителями образовательных услуг высших учебных заведений являются заказчики и потенциальные студенты.
\
\ \
\ \
/
организационную структуру университета.
В России начинает проявляться тенденция по созданию в университетах структур, которые отвечают за стратегическое развитие, что становится необходимостью реального времени. В каждом вузе должна быть структура по развитию, которая объединит вокруг себя ряд подразделений. Вариант такой модели представлен на рис. 2.
Представленная структура должна подчиняться ректору университета, начальник управления стратегического развития должен иметь статус проректора, что будет способствовать оперативному принятию
Заказчики:
Бюджетные, коммерческие и некоммерческие организации
Муниципалитеты
Регулятор-Правительство РБ:
Министерство экономики
Республиканский орган государственной статистики
Центр занятости
Рис. 1. Модель региональной системы подготовки кадров
управленческих решений [4]. В полномочия руководителя должно входить право контроля и консультирования коммуникационной деятельности структурных подразделений вуза. К руководителю и сотрудникам управления стратегического развития
должны предъявляться высокие квалификационные требования, поскольку работа над созданием и продвижением имиджа учебного заведения должна соответствовать изменениям внешней среды.
Ректор
Проректор Управление стратегического развития
Служба продзиже!ниявуза
Управление программ развития
Центр мониторинга и качества
Отдел маркетинговых коммуникаций
Отдел довузовской подготовки
Отдел рекламы и связей с общественностью
Центр содействия трудоустройству выпускников/ центр карьеры вуза
Отдел продаж
Медиа-центр (пресс-служба)
Институт дополнительного образования
Рис. 2. Модель управления стратегического развития вуза
В предлагаемой организационной структуре выделены два направления деятельности — служба продвижения и отдел программ развития. Служба продвижения должна определять стратегическое направление, от которого будет зависеть имидж и привлекательность вуза. В компетентности службы — исследования и анализ потребности рынка образовательных услуг и рынка труда. Отдел программ развития — это исполнительское направление, которое будет реализовывать идеи и проекты, необходимые потребителям.
Служба продвижения может иметь следующие структурные подразделения:
— отдел маркетинговых коммуникаций: планирование и реализация PR-проектов, направленных на формирование положительного имиджа вуза; проведение различных маркетинговых исследований;
анализ данных и разработка рекомендаций различным подразделениям вуза (например, по вопросам продвижения определенных факультетов, рекомендации по ценообразованию и т.п.);
— отдел рекламы и связей с общественностью: планирование рекламной деятельности вуза, подготовка и дизайн рекламных материалов, планирование и контролирование рекламного бюджета, планирование и реализация специальных событий, направленных на внешнюю аудиторию, реализация выставочной деятельности вуза;
— отдел продаж: планирование и реализация летней приемной кампании вуза; работа единого окна по продажам всех видов услуг вуза, приему студентов в течение года; активные продажи заинтересованным лицам;
— медиа-центр: освещение всех мероприятий, проводимых вузом, через различ-
ные каналы связи; ведение официального сайта вуза; администрирование групп в социальных сетях, канала на сайте уоиШЬе. ги; разработка специальных медиа-проектов (сайт для абитуриентов, выпуск бренд-бука вуза и т.п.).
Отдел программ развития может включать следующие подразделения:
— отдел довузовской подготовки: создание центров профессионального самоопределения, проведение школьных олимпиад внутри стен вуза, подготовительные курсы по сдаче ЕГЭ, подготовительные языковые курсы для иностранцев, подготовка к специфическим вступительным испытаниям и т.п.;
— институт непрерывного образования: планирование и реализация программ дополнительного образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка), участие в тендерах и государственных конкурсах на право оказания образовательных услуг и т.п.;
— центр содействия трудоустройству: организация профессиональных стажировок для студентов на предприятиях реального сектора экономики, выявление профессиональных склонностей, работа с организациями по целевой подготовке студентов, мониторинг вакансий и информирование студентов и выпускников о возможностях трудоустройства, прохождения стажировок и т.п.
Отдельно следует выделить центр качества и мониторинга, в обязанности сотрудников которого необходимо отнести контроль за качественным выполнением основной образовательной программы (внеплановые тестирования, проверки проведения занятий преподавателями), анализ эффективности деятельности структурных подразделений вуза, в т.ч. самого управления стратегического развития. Все подразделения должны находиться в тесном
взаимодействии, каждое подразделение, добросовестно и эффективно выполняя свои функции и задачи, способно совместными усилиями создать в вузе эффективную систему по подготовке кадров для экономики целого региона.
Таким образом, профессиональная ориентация представляет собой комплексную систему, состоящую из взаимосвязанных этапов и ориентированную на соответствующие возрастные группы. Профессиональная ориентация способствует правильному выбору профессии, направления подготовки, сферы приложения труда и эффективному профессиональному продвижению. Деятельность в области профессиональной ориентации может достичь желаемых результатов в случае создания единой, устойчивой и динамичной системы [10. С. 517].
Несмотря на негативные тенденции, в настоящее время российская школа и высшие учебные заведения являются важнейшим источником для получения учащимися знаний о профессиях. Профессиональная ориентация должна содействовать сознательному и своевременному выбору направления подготовки, профессии, учебного заведения, места работы.
Таким образом, являясь одним из направлений реализации кадровой политики, управление профессиональной ориентацией — необходимая форма повышения эффективности менеджмента человеческих ресурсов, которая реализуется в процессе планомерной деятельности государства и общественных органов по созданию необходимых условий. Обеспечение планомерности и согласованности развития общегосударственной системы профориентации должна привести к оптимальному социально-экономическому эффекту.
Список литературы_
1. Атанов Н.И., Янтранов А.Е. Повышение качества работы региональных институтов государственного управления в сибирском федеральном округе / / Вестник Забайкальского государственного университета. 2015. № 9 (124). С. 88-94.
2. Балханов A.M. Система содействия трудоустройству выпускников учебных заведений / / Евразийская парадигма России: ценности, идеи, практика: мат-лы Междунар. научн. конф., посвященной 20-летию Бурятского государственного университета. Улан-Удэ, 2015. С. 240—242.
3. Зайцева Н.К., Тамицкий A.M. Опыт профессиональной ориентации населения за рубежом и в России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 9. С. 396—398.
4. Каверина Е.А. Организация рекламной деятельности вуза. СПб.: Книжный Дом, 2007. 184 с.
5. Макаров А.Н., Ванчикова Е.Н., Лыгденова Т.Б. Методы стратегического управления при оценке рисков прогнозирования социально-экономического развития региона // Экономика и предпринимательство. 2015. № 8-2 (61-2). С. 302-307.
6. Малышев Е.А. Роль высшего профессионального образования в саморазвитии регионов // Мир политики и социологии. 2012. № 8. С. 88-92.
7. Малышев Е.А. Система образования как одна из основ формирования саморазвивающихся регионов // Вестник ЗабГУ. 2012. № 4. С. 33-47.
8. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 сентября 1996 г. № 1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации». Режим доступа: http://www.consuItant.ru/document/cons_doc_ LAW_12217 (дата обращения: 28.02.2016).
9. Цыренов Д.Д. Университеты и их роль в инновационной системе // Инновационные технологии в науке и образовании: мат-лы 4-й Междунар. науч.-практ. конф. Улан-Удэ, 2015. С. 268-270.
10. Щекин Г.В. Социальная теория и кадровая политика. К.: МАУП, 2000. 576 с.
List of literature_
1. Atanov N.I., Yantranov A.E. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), 2015, no. 9 (124), pp. 88-94.
2. Balkhanov A.M. EvraziyskayaparadigmaRossii: tsennosti, idei, praktika (Eurasian Russian paradigm: values, ideas and practices): Proc. of the Int. Scien. Conf. dedic. to the 20th anniv. of the Buryat State University. Ulan-Ude, 2015, pp. 240-242.
3. Zaytseva N.K., Tamitskiy A.M. Aktualnyeproblemy gumanitarnyhiestestvennyh nauk (Actual problems of the Humanities and Natural Sciences), 2014, no. 9, pp. 396-398.
4. Kaverina E.A. Organizatsiya reklamnoy deyatelnosti vuza [Organization of promotional activities of the university]. St.-Petersburg, 2007, 184 p.
5. Makarov A.N., Vanchikova E.N., Lygdenova T.B. Ekonomika i predprinimatelstvo (Economics and Entrepreneurship), 2015, no. 8-2 (61-2), pp. 302-307.
6. Malyshev E.A. Mir politiki i sotsiologii (The world of politics and sociology), 2012, no. 8, pp. 88-92.
7. Malyshev E.A. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), 2012, no. 4, pp. 33-47.
8. «Ob utverzhdenii polozheniya o professionalnoi orientatsii i psihologicheskoi podderzhke naseleniya v Rossiyskoi Federatsii» («On approval of the professional guidance and psychological support of the population in the Russian Federation») Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_12217/ (accessed 28.02.2016).
9. Tsyrenov D.D. Innovatsionnye tehnologii v nauke i obrazovanii (Innovative technologies in science and education): Proc. of the 4th Int. Scien.-pract. Conf. Ulan-Ude, 2015, pp. 268-270.
10. Schekin G.V. Sotsialnaya teoriya i kadrovaya politika [Social theory and personnel policy]. Kiev: MAUP Publ., 2000. 576 p.
Коротко об авторах_
Елбаева Дарима Валерьевна, канд. филол. наук., доцент кафедры «Управление персоналом», Бурятский государственный университет, г. УЛан-Удэ, Россия. Область научных интересов: кадровая политика, организационная культура, управление персоналом, человеческий потенциал, человеческое развитие darimaelbaeva@gmail .com
Кутумов Андрей Сергеевич, аспирант, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ, Россия. Область научных интересов: молодежная политика, человеческий потенциал, региональная экономика, профессиональная ориентация молодежи [email protected]
Пунцыкнамжилова Ирина Нанзатовна, сотрудник AHO «Социологическая служба «Эйдос», г. Улан-Удэ, Россия. Область научных интересов: стратегический менеджмент, клнентоорнентнрованный нодход, унравленне образовательными организациями [email protected]
Briefly about the authors_
Darima Elbaeva, candidate of philological sciences, assistant professor, Human Resources Management department, Buryat State University, Ulan-Ude, Russia. Sphere of scientific interests: HR policy, culture of organization, human capital, human development
Andrey Kutumov, postgraduate student, East-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude, Russia. Sphere of scientific interests: youth policy, human potential, regional economics, professional orientation of young people
Irina Puntsyknamzhilova, employee, ANO «Sociological Service «Eidos» , Ulan-Ude, Russia. Sphere of scientific interests: strategic management, customer-oriented approach, educational organizations management
Образец цитирования _
Елбаева Д.В., Кутумов A.C., Пунцыкнамжилова И.Н. Управление профессиональной ориентацией в высших учебных заведениях как форма реализации кадровой политики // Вестн. Забайкал. гос. ун-та.
2016. T. 22. № 4. C. 114—122.