Вестник Университета № 14, 2014_
дифференцировать их, а также определять поведение потребителей в момент выбора товара
[4].
Наиболее оригинальное, но вместе с тем точное, определение «бренда» дал Пол Фел-двик, международный директор по брендинг-планированию DDB, он предположил что «бренд - это набор восприятий в воображении потребителя» [3]. Сказать точно, что представляет собой «набор восприятий» нельзя, но и в «воображение потребителя» заглянуть практически невозможно. Но определение правильное, ведь бренд не будет храниться в голове потребителя цельным объектом, а будет создан определенный набор связанных с ним ассоциаций.
Значение бренда, на наш взгляд, заключаться в том, что он воплощает характеристику не просто товара или услуги, но и сформулированную и внедренную идеологию, которая рекламирует и внедряет в сознание масс определенные принципы, установки, ценности. Если группе свойственна такая идеология, то бренд вызовет позитивный отклик, приобщит еще больше пользователей. Это приобщение к группе позволяет человеку решать большое количество проблем, эмоциональных либо физических, реальных или мнимых. Так бренды помогают решать на каком-то уровне проблему отчуждения человека от общества.
Для того чтобы превратить свой товар в бренд, как и говорилось ранее, надо использовать комплекс маркетинговых мероприятий, направленных на формирование и поэтапное продвижение атрибутов товара, как рациональных, так и эмоциональных, объединенных товарным знаком, на рынок, но тех, которые будут являться значимыми для потребителя, будут отвечать его потребностям и ожиданиям. Даже если присвоить оригинальное имя товару, официально зарегистрировать, это не будет означать, что производитель сможет превратиться в этот миг в обладателя бренда. Для того чтобы бренд стал сильным, компания должна долгое время сама упорно работать над брендом, тратить много сил, времени, денег.
Таким образом, бренд - это комплекс информации о товаре или услуге, включающий в себя набор атрибутов, ценностей, отражаемых в сознании потребителя. Выполнили сравнительный анализ понятий «торговая марка» и «бренд», и выявили, что данные понятия различаются содержательными критериями такими как узнаваемость и сила бренда, индивидуальностью и гарантированной правовой защитой. А также путем логических рассуждений построили алгоритм превращения товара в бренд путем поэтапного перехода от торгового знака в торговую марку и торговой марки в бренд.
Библиографический список
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994, ст. 138.
2. Огилви Д. О рекламе. - М., 2006. - 232 с.
3. Фелдвик П. Роль рекламы в создании сильных брендов. - М., 2005. - 496 с.
4. Эш Ф.Р. Оценка современных условий управления брендами. Учет рыночных условий: обесценение продуктов и брендов // Бренд-менеджмент, № 4, 2008.
5. James R. Gregory, из книги «Leveraging the Corporate Brand», 2001.
УДК 658
А.А.Зимин УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ РАЗВИТИЯ МАЛОЙ РАСПРЕДЕЛЕН-
НОЙ ЭНЕРГЕТИКИ НА ПРИМЕРЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация: Данная статья отражает пример успешного управления Проектом, направленном на обеспечение энергоэффективности и энергонезависимости отдельно взятого региона Владимирской области -благодаря ориентации на малую распределенную биоэнергетику. В статье представлены примеры успешной координированной работы команды Проекта, этапы развития и промежуточные итоги Проекта.
Ключевые слова: Биоэнегретика, Управление Проектом, Биоэнер-
© Зимин А.А., 2014
_Раздел III. Повышение конкурентоспособности отечественных предприятий
гетический Проект, малая распределенная энергетика, торф, проектная команда, итоги проекта.
Alexander Zimin PROJECT MANAGEMENT OF SMALL DISTRIBUTED ENERGY FOR EXAMPLE VLADIMIR REGION
Abstract: This article reflects the example of the successful management of projects aimed at energy efficiency and energy independence of a given region - Vladimir region - by relying on small distributed bioenergy. The paper presents examples of successful co-ordinated work of the Project Team, stages of development and the interim results of the project.
Keywords: Bioenegretika, Project Management, bioenergy projects, small distributed power, peat, the project team, the project results
Россия взяла курс на повышение энергобезопасности и энергоэффективности экономики. В стране существует значимая потребность в малой распределенной энергетике, которая предусматривает выработку электрической и тепловой энергии на месте их потребления, что существенно снижает затраты на транспортировку энергии и ее потери, а значит, приводит к сокращению затрат у конечного потребителя. Использование биотоплива для нужд местной теплоэнергетики позволит в значительной мере высвободить такие стратегические топливно-энергетические ресурсы как газ, нефть и уголь, которые во многом определяют экономический потенциал России[3].
Биотопливный Проект, реализуемый во Владимирской области, направлен на решение вопросов энергонезависимости региона с помощью использования торфа.
Торф - не только природный ресурс и богатство Владимирской области, но и основа создания в регионе малой распределенной биоэнергетики на основе местных видов топлива. Рост цен на традиционные виды топливно-энергетических ресурсов, включая уголь и мазут, выводят в разряд приоритетных задачи по снижению «энергетической зависимости» тех регионов, которые не имеют собственных нефти и газа. В регионе нет своего углеводородного сырья. В условиях роста цен на традиционные виды топлива, снижение энергетической зависимости и повышение экономической эффективности предприятий ТЭК - стратегически важные направления для региона.
Для эффективного решения этих задач в области реализуется «Комплекс мер по развитию добычи, переработки и использования торфа на территории Владимирской области на период 2011-2016 гг.». Специалисты констатируют, что замещение угля и мазута, привозимых в регион издалека, на муниципальных объектах теплоэнергетики местным топливом позволит получить заметный экономический эффект, а использование торфа на генерирующих установках в малых населенных пунктах в значительной степени понизит себестоимость производства тепловой энергии[9].
В 2012 году крупнейшее в регионе предприятие, реализующее Проект по добыче и переработке торфа, входящее в группу активов крупной инвестиционной компании, которая занимается комплексным развитием региональных биоэнергетических кластерных проектов на основе использования местных возобновляемых источников энергии на территории РФ, подписало Соглашение с администрацией Владимирской области на развитие торфяной отрасли на территории региона.
Проект развития малой распределенной энергетики является инструментом для обеспечения энергетической безопасности страны в целом и Владимирского региона - в частности, а также - для устойчивого развития экономики. Это позволило включить данный Проект в список приоритетных инвестиционных проектов Владимирской области и получить ряд предусмотренных областным законодательством послаблений и налоговых льгот, что, в свою очередь, дало возможность компании уже в 2013 году реализовать масштабную инвестиционную программу по обновлению добывающей техники и модернизации завода по переработке торфа.
Вестник Университета № 14, 2014_
Благодаря поддержке со стороны областной администрации, а также руководителей муниципальных образований, к концу 2013 года в регионе были построены и переведены на торфяное топливо более 20 котельных.
Указанный Проект - пример успешно развивающейся биоэнергетической компании в центральном регионе России, которая имеет собственную сырьевую базу на месторождении торфа в 1200 Га с запасами по сырью 7 млн тонн и обладает всеми необходимыми лицензиями и технологическими возможностями для его эксплуатации.
Проект осуществляет деятельность по следующим направлениям:
• разработка торфяных месторождений, добыча торфа;
• переработка и сепарация торфа;
• производство торфяных топливных пеллет (гранул) и брикетов для бытовых отопительных котлов и производственных котельных.
Таким образом, мы говорим о вертикально-интегрированном Проекте, который осуществляет полный цикл от добычи и переработки сырья - производства торфяного топлива, до доставки его конечному потребителю. И уже сейчас наряду с угольными компаниями имеет право участвовать в аукционах и тендерах на поставку топлива на государственные и муниципальные котельные области в рамках действующего федерального закона о государственных закупках № 94-ФЗ.
В ходе реализации Проекта решены следующие задачи:
• Разработан инвестиционный проект и проведены опытно-технологических работ по организации производственной цепочки добычи и переработки торфа на территории Владимирской области;
• Проведены расширенне опытно-технических испытания по сжиганию торфяного топливного брикета для сравнения его эффективности с традиционно-применяемыми видами топлива в Московской, Владимирской и Костромской областях;
• Проведены исследования и разработка предложений по промышленному освоению торфяных земель с целью снижения опасности возникновения торфяных пожаров во Владимирской области, а также предложений по освоению технологий работы топливных электростанций на торфяном сырье;
• Проведена международная оценка запасов и технико-экономической целесообразности сдачи в аренду торфяных месторождений Владимирской области, в т.ч. в рамках подготовки к реализации совместного российско-китайского проекта строительства в России биотопливных электростанций.
Современное производство Проекта оснащено инновационными автоматизированными линиями по брикетированию российского производства, а также импортным оборудованием, позволившим впервые в России использовать уникальные европейские разработки и технологии.
Торфяные топливные брикеты и пеллеты, которые производятся в рамках данного Проекта, обладают высокими энергетическими характеристиками и качественными показателями, что обеспечивает их реальную конкурентоспособность в сравнении с традиционными видами топлива.
Это подтвердили сравнительные опытно-промышленные испытания (пробные топки), которые неоднократно проводились для сравнения эффективности и экономичности применения каменного угля и торфяных брикетов.
Испытания показали, что с точки зрения выработанного и отданного потребителю количества тепла сжигание торфяного брикета эффективнее, а с учетом стоимости одной тонны топлива - и существенно экономичнее. При этом стоимость одной гигакалории выработанного тепла на торфе оказалась на 15-30 % ниже, чем на каменном угле.
С 1 января 2013 года Проект является приоритетным инвестиционным проектом Владимирской области. В рамках реализации этого Проекта предприятием за 2013 год осуществлено полное техническое обновление. Закуплено более 30 единиц различной современной финской техники - специализированного прицепного оборудования для добычи торфа, производства болотно-подготовительных работ и противопожарного оборудования. Кроме того,
_Раздел III. Повышение конкурентоспособности отечественных предприятий
компанией реализована масштабная реконструкция производственных мощностей предприятия. Это позволило не только нарастить производственный потенциал компании до установленной мощности в 5 тонн/час готовой продукции (торфяных пеллет и брикетов), но и сделать сам производственный процесс более стабильным и безопасным, а также полностью экологичным.
Объем инвестиций в обновление производства в 2013 году в совокупности составил более 50 млн руб., а всего в Проект по добыче и переработке торфа во Владимирской области уже проинвестировано более 400 млн руб.[8].
Управление Проектом осуществляет крупная инвестиционная компания федерального уровня. Она реализует целый ряд проектов внутри ЦФО РФ и за его пределами с глобальной стратегической целью создания региональных биоэнергетических кластеров малой распределенной энергетики на основе местных возобновляемых источников энергии - торфа. Предприятия компании в рамках Проекта осуществляют все этапы от добычи и переработки сырья до производства твердого биотоплива и выработки тепловой энергии в местах ее потребления. Кластерная структура Проекта позволяет не только гарантированно предоставлять теплоэнергию, минимизировать темпы роста затрат конечного потребителя на услуги ЖКХ, но и минимизировать риски инвесторов за счет как региональной, так и производственной диверсификации внутри одного биоэнергетического кластера.
Ключевыми результатами Проекта во Владимирской области является то, что на базе полученного опыта работы в регионе, команда Проекта смогла получить необходимые навыки и умения, чтобы пойти дальше - создать полный замкнутый цикл производственной цепочки - «сырье-топливо-тепло» - т.е. от добычи и переработки торфа до непосредственного его сжигания в современных, полностью автоматизированных, безопасных и экологичных блочно-модульных котельных, работающих на торфяном топливе, обеспечивая в конечном итоге стабильные и качественные поставки тепла своим потребителям.
В планах дальнейшего развития Проекта - максимально эффективно использовать местные энергетические ресурсы в балансе генерации тепловой энергии в регионе - а именно на основе торфа, а также реализовать задачи, поставленные администрацией региона, по дополнительному переводу еще более 100 устаревших и неэффективных котельных в области, работающих сейчас на мазуте, каменном угле и электричестве, на использование современного и экологичного торфяного топлива.
Библиографический список
1. Григорьев Л., Салихов М. Энергетический баланс России: анализ и оценка// "Экономическое обозрение", № 6/2007. - С.47-55
2. Зайченко В. М. Разработка перспективных технологий в области новых и возобновляемых источников энергии: презентационные материалы // Перспективные технологии и разработки в области возобновляемой энергетики в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям научно-технологического комплекса России». М., 2008. 10 октябре
3. Журавлев К.Н. Перспективы малой энергетики // «Торф и бизнес» № 3/2006.
4. Разумилова Е.Л. Владимирская область: курс на энергосбережение // «Региональная энергетика и энергосбережение» № 2/2012.
5. Хейкурайнен Л. Болота. - «Лесная промышленность»: М., 1983. - 40 с.
6. Энергетическая безопасность России /В.В. Бушуев [и др.]; РАН. Сиб. отд-ние. - М.: Наука, 2004.
7. Интернет-портал «Все о торфе» http://torf.ucoz.ru/news/2009-03-03-8
8. Сайт Министерства энергетики торфяной промышленности http://minenergo.gov.ru/press/doklady/1451.html
9. Сайт Всероссийского научно-исследовательского института торфяной промышленности http://www.rcom.ru/niitp/dobicia.htm