Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Управление проектами / проектная деятельность / автоматизация / цифровизация / судостроительное предприятие / судостроение / судостроительная промышленность / Project management / project activity / automation / digitalization / shipbuilding enterprise / shipbuilding / shipbuilding industry

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е В. Кожина, О П. Санжина

Необходимость внедрения эффективных систем управления проектной деятельностью верфей, а также использование в данном процессе автоматизированных программных решений обусловлены общими тенденциями цифровизации и автоматизации экономических систем и общества в целом. Совершенствование управленческих процессов на основе внедрения современных технических решений является на сегодняшний день одним из ключевых факторов развития отечественного судостроения. Грамотный подбор и интеграция в производственный процесс автоматизированных систем управления проектами позволит существенно упростить и рационализировать планирование, координацию деятельности цехов и подразделений при изготовлении судостроительной продукции, повысить эффективность распределения ресурсов и сократить сроки строительства судов. Повышение результативности деятельности и производительности труда при соблюдении требуемых параметров качества и одновременном снижении вероятности принятия ошибочных решений в условиях многозадачности обуславливает неоспоримые преимущества автоматизированных систем по сравнению с ручным управлением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Е В. Кожина, О П. Санжина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT MANAGEMENT OF A SHIPBUILDING ENTERPRISE UNDER DIGITAL TRANSFORMATION: THEORETICAL ASPECT

The need to implement effective systems for managing the design activities of shipyards, as well as the use of automated software solutions in this process, are due to the general trends of digitalization and automation of economic systems and society as a whole. The improvement of management processes based on the introduction of modern technical solutions is currently one of the key factors in the development of domestic shipbuilding. The competent selection and integration of automated project management systems into the production process will significantly simplify and streamline planning, coordination of workshops and departments in the manufacture of shipbuilding products, increase the efficiency of resource allocation and shorten the construction time of ships. Increasing the effectiveness of activities and labor productivity while observing the required quality parameters and simultaneously reducing the likelihood of making erroneous decisions in multitasking conditions causes undeniable advantages of automated systems compared with manual control.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

Источники:

1. Troise C., Corvello V., Ghobadian A., O'Regan N. (2022) How can SMEs successfully navigate VUCA environment: The role of agility in the digital transformation era. Technological Forecasting and Social Change, 174, 121227. DOI: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2021.121227.

2. Ежеквартальный бюллетень «Российский экономический барометр» (2023) [online] Available at: https://www.imemo.ru/publications/periodical/reb-quarterly [Accessed: 10.02.24].

3. Аукуционек С.П., Батяева А.Е. (2023) Экономическая ситуация в промышленности в первой половине 2023 г. Экономическое развитие России, 9, 28-32.

4. Статистический бюллетень Федерального ресурса по банкротству. Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (Федресурс). (2022). [online] Available at: https://download.fedresшs.rUnews/Статистаческий%20бюллетень%20Федресурс%20банкротствоo/o202022.pdf [Accessed: 10.02.24].

5. Кейнс Дж. М. (1948). Общая теория занятости, процента и денег / пер. с англ. М.: ИЛ.

6. Маршалл А. (1983). Принципы политической экономии /пер. с англ. : соч. в 3 т. Т. 1. М. : Прогресс.

7. Prabheesh K.P., Kumar S., Shareef A. O. (2023) Revisiting the impact of foreign portfolio investment on stock market performance during COVID-19 pandemic uncertainty: Evidence from India. MethodsX, 10, 101988. DOI: https://doi.org/10.1016/j.mex.2022.101988.

8. Lee J., Chun W., Roh K., Heo S., Lee J. (2023) Applying real options with reinforcement learning to assess commercial CCU deployment. Journal of CO2 Utilization, 77, 102613. DOI: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.4535371.

9. Zhou Y., Yang J., Jia Zh. (2023) Optimizing energy efficiency investments in steel firms: A real options model considering carbon trading and tax cuts during challenging economic conditions. Resources Policy, 85 (A), 104042. DOI: https://doi.org/10.1016/j.resourpol.2023.104042.

10. Gulen H., Ion M. (2016) Policy Uncertainty and Corporate Investment. Review of Financial Studies, 29 (3), 523-564. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2188090

11. ВТБ отметил рост сбережений россиян в банках до 41,4 трлн рублей за 10 месяцев. ТАСС. (2023) [online] Available at: https://tass.ru/ekonomika/191797297ysclid4ownruw59s358799742 [Accessed: 10.02.24].

12. Sheikh U., Asadi M., Roubaud D., Hammoudeh Sh. (2024) Global uncertainties and Australian financial markets: Quantile time-frequency connectedness. International Review of Financial Analysis, 92, 103098. DOI: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.4589813.

13. Tedeschi M., Foglia M., Bouri E., Dai P.-F. (2024) How does climate policy uncertainty affect financial markets? Evidence from Europe. Economics Letters, 234, 111443. DOI: https://doi.org/10.1016/j.econlet.2023.111443.

14. Yin H., Chang L., Wang Sh. (2023) The impact of China's economic uncertainty on commodity and financial markets. Resources Policy, 84, 103779. DOI: https://doi.org/10.1016/j.resourpol.2023.103779.

15. Song S. (2022) Determining investment size and local embeddedness under host market uncertainty and growth rates. International Business Review, 31 (2), 101945. DOI: https://doi.org/10.1016/jibusrev.2021.101945.

16. Езангина И. А., Маловичко А. Е. (2021) Рынок венчурного инвестирования в условиях пандемии: реалии времени и перспективы будущего. Финансы: теория и практика, 25 (5), 92-116. DOI: https://doi.org/10.26794/2587-5671-2021-25-5-92-116.

17. Ключевая ставка Банка России [online] Available at: https://cbr.ru/hd_base/KeyRate/ [Accessed: 10.02.24].

18. Турыгин О.М. (2020) Рост инвестиций в основной капитал экономики региона за счет увеличения заемного финансирования. Экономика региона, 16 (4), 1348-1361. DOI: https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2020-4-23.

19. Koetter M., Krause Th., Sfrappini E., Tonzer L. (2022) Completing the European Banking Union: Capital cost consequences for credit providers and corporate borrowers. European Economic Review, 148, 104229. DOI: https://doi.org/10.1016/j.euroecorev.2022.104229.

20. Coulier L., De Schryder S. (2024) Assessing the effects of borrower-based macroprudential policy on credit in the EU using intensity-based indices, Journal of International Money and Finance, 142, 103022. DOI: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2729179.

21. Zhu Sh., Liu Q., Wang Y., Wei Y., Wei G. (2019) Which fear index matters for predicting US stock market volatilities: Text-counts or option based measurement? PhysicaA: Statistical Mechanics and its Applications, 536, 122567. DOI: https://doi.org/10.1016/].physa.2019.122567.

22. Индекс волатильности российского рынка. Московская биржа. (2023) [online] Available at: https://www.moex.com/ru/index/rvi/ [Accessed: 10.02.24]

23. Черноокий В.О. (2018) Как измерить неопределенность. Ведомости. [online] Available at: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2018/03/13/ 753289-izmerit-neopredelennost [Accessed: 10.02.24].

24. Jurado K., Ludvigson S., Ng S. (2013) Measuring Uncertainty. American economic review, 105 (3), 1177-1216. DOI: https://doi.org/10.1257/aer.20131193

25. Baker S. R., Bloom N., Davis S. J. (2016) Measuring economic policy uncertainty. Thequarterly journal of economics, 131 (4), 1593-1636.

26. Economic Policy Uncertainty (2023) [online] Available at: http://www.poHcyuncertainty.com/russia_monthly.html [Accessed: 10.02.24].

27. Письмо Минфина России от 24 мая 2019 г. № 02-09-07/37960 «О дате возникновения просроченной дебиторской задолженности» [online] Available at: https://base.garant.ru/72337212/ [Accessed: 10.02.24].

28. Сведения о размещенных и привлеченных средствах БанкРоссии. [online] Available at: https://cbr.ru/statistics/bank_sector/sois/#a_63140 [Accessed: 10.02.24].

29. Di Tommaso M., Prodi E., Pollio Ch., Barbieri E. (2023) Conceptualizing and measuring "industry resilience": Composite indicators for postshock industrial policy decision-making. Socio-Economic Planning Sciences, 85, 101448. DOI: https://doi.org/10.1016/).seps.2022.101448.

30. Jolles M., Meyermans E., Vasicek B. (2023) Determinants of macroeconomic resilience in the euro area: An empirical assessment of national policy levers. Economic Systems, 47 (3), 101093. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ecosys.2023.101093.

31. Sreenivasan A, Suresh M. (2023) Readiness of fnancial resilience in start-ups Journal of Safety Science andResilience, 4 (3), 241-252. DOI: https://doi.org/10.1016/ j.jnlssr.2023.02.004.

32. Jabeur S., Mefteh-Wali S., Carmona P. (2021) The impact of institutional and macroeconomic conditions on aggregate business bankruptcy. Structural Change and Economic Dynamics, 59, 108-119. DOI: https://doi.org/10.1016/j.strueco.2021.08.010.

EDN: NUOJIE

Е.В. Кожина - к.э.н., доцент кафедры экономики судостроительной промышленности, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербург, Россия, [email protected],

E.V. Kozhina - candidate of economic sciences, associate professor of the Department of Economics of the Shipbuilding Industry, St Petersburg State Maritime Technical University, St Petersburg, Russia;

О.П. Санжина - д.э.н., профессор кафедры экономики судостроительной промышленности, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербург, Россия, [email protected],

O.P. Sanzhina - doctor of economics, Professor of the Department of Economics of the Shipbuilding Industry, St. Petersburg State Maritime Technical University, St. Petersburg, Russia.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ PROJECT MANAGEMENT OF A SHIPBUILDING ENTERPRISE UNDER DIGITAL TRANSFORMATION:

THEORETICAL ASPECT

Аннотация. Необходимость внедрения эффективных систем управления проектной деятельностью верфей, а также использование в данном процессе автоматизированных программных решений обусловлены общими тенденциями цифровизации и автоматизации экономических систем и общества в целом. Совершенствование управленческих процессов на основе внедрения современных технических решений является на сегодняшний день одним из ключевых факторов развития отечественного судостроения. Грамотный подбор и интеграция в производственный процесс автоматизированных систем управления проектами позволит существенно упростить и рационализировать планирование, координацию деятельности цехов и подразделений при изготовлении судостроительной продукции, повысить эффективность распределения ресурсов и сократить сроки строительства судов. Повышение результативности деятельности и производительности труда при соблюдении требуемых параметров качества и одновременном снижении вероятности принятия ошибочных решений в условиях многозадачности обуславливает неоспоримые преимущества автоматизированных систем по сравнению с ручным управлением.

Abstract. The need to implement effective systems for managing the design activities of shipyards, as well as the use of automated software solutions in this process, are due to the general trends of digitalization and automation of economic systems and society as a whole. The improvement of management processes based on the introduction of modern technical solutions is currently one of the key factors in the development of domestic shipbuilding. The competent selection and integration of automated project management systems into the production process will significantly simplify and streamline planning, coordination of workshops and departments in the manufacture of shipbuilding products, increase the efficiency of resource allocation and shorten the construction time of ships. Increasing the effectiveness of activities and labor productivity while observing the required quality parameters and simultaneously reducing the likelihood of making erroneous decisions in multitasking conditions causes undeniable advantages of automated systems compared with manual control.

Ключевые слова: Управление проектами, проектная деятельность, автоматизация, цифровизация, судостроительное предприятие, судостроение, судостроительная промышленность.

Keywords: Project management, project activity, automation, digitalization, shipbuilding enterprise, shipbuilding, shipbuilding industry.

Одним из базовых необходимых элементов рыночной системы хозяйствования является наличие конкурентной борьбы, постоянное усиление которой в современном, непрерывно меняющемся, нестабильном мире заставляет участников рынка искать новые, адекватные сложившимся условиям, способы хозяйствования. Необходимость поиска наиболее рационального способа расходования всегда ограниченных финансовых и прочих ресурсов привела к тому, что всё большее количество организаций и промышленных предприятий задумываются над внедрением проектного подхода в качестве организационной основы своей деятельности.

Проектный подход базируется на высокой степени вовлечённости всех участников проекта в производственный процесс. При правильно выстроенной системе мотивации сотрудников, каждый из них имеет глубокую личную заинтересованность в благополучном завершении проекта при достижении максимально возможных в заданных условиях результатов. Использование инструментария проектного планирования работы дает возможность конкретизации и ясного обозначения целевых ориентиров, позволяет проработать последовательность согласованных шагов по их достижению при одновременном обеспечении необходимой гибкости действий в условиях высокой динамичности внешних факторов [9]. Данный факт является особенно значимым для предприятий судостроительной промышленности, действующих в условиях высокой финансовой неопределённости, обусловленной длительным жизненным циклом продукции отрасли.

Различные подходы к определению проектной деятельности рассматривают проект, с одной стороны, как некую систему действий или комплекс мероприятий, с другой стороны, как упорядоченную систему необходимых ресурсов [1; 2]. Отдельный проект, как совокупность запланированных мероприятий должен предполагать законченный, ограниченный по времени реализации, характер, но при этом при построении работы предприятия на основе применения проектного принципа, такая деятельность должна носить повторяющийся системный и чётко регламентированный характер. Наиболее часто встречающиеся подходы к определению понятия проекта представлены на рисунке 1.

комплскс взаимосвязанных мероприятии. направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничении

целенаправленная деятельность временного характера, предназначенная для создания уникального продукта или услуги. Реализации проекта свойственны специфические способы управления к организации

временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата

систематический процесс, состоящий из совокупности целенаправленных, хронологических, сложных действий, направленных на достижение конкретного результата в условиях ограниченности ресурсов

«лад средств с целью получения дохода, реализуемый в установленные сроки

система действий, предполагающая осуществление установленных мероприятии и обеспечивающая достижение заданных результатов

совокупность организационных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации у ира вленчес ких до истин й

уникальный процесс, осуществляемый для достижения цели

Рисунок 1 - Подходы к определению проектной деятельности (составлено авторами) [1; 2; 3]

Разнообразие точек зрения на толкование сущности проектной деятельности обусловило формирование различных подходов к управлению проектами, основные из которых представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Базовые подходы к управлению проектами (составлено авторами) [4; 8]

Как правило, основная масса проектов промышленных предприятий осуществляется с целью повышения экономической эффективности деятельности, а потому направлена на получение дополнительного дохода или более рационального использования ресурсов [10]. Достижение данной цели возможно за счёт осуществления двух основных типов проектов: технических или организационных. Технические проекты направлены на совершенствование и модернизацию производственного процесса, обновление производственных мощностей и внедрение передовых технологий производства. На предприятиях судостроительной промышленности группы АО «ОСК» на сегодняшний день реализацией таких проектов занимаются специализированные производствен-

ные подразделения, активно использующие инструменты управления производственной системой предприятия. Второй тип проектов - организационные, направлены на совершенствование процессов взаимодействия между различными подсистемами внутри предприятия, а также между предприятием и внешними контрагентами. Решение второго типа задач на предприятиях АО «ОСК» ведётся путём внедрения принципов и инструментария бережливого производства (рисунок 3).

Организационные

Инструменты бережливого производства

Рисунок 3 - Типы проектной деятельности предприятий судостроения (составлено авторами) [5; 9]

Высокая эффективность проектной деятельности судостроительного предприятия может быть достигнута только в том случае, если внедрение указанных проектных инструментов захватывает все уровни иерархии верфи. Как правило, реализация действительно значимых проектов требует участия разно профильных специалистов и вовлечения различных функциональных и производственных подразделений компании, а зачастую и привлечения внешних экспертов. Каждый из участников проекта наделяется определённым набором задач и компетенций в соответствии с распределёнными ролями (рисунок 4). При этом ролевая структура может иметь существенные отличия, определяемые индивидуальными характеристиками проектов.

_| Роли участников проекта

Заказчик проекта лицо иди организация., которая определяет желаемые итоги и требования к проекту., финансирует его и получает его результаты

Проектный менеджер лицо, которое управляет ходом реализации проекта и отвечающее ia его результаты

Куратор проекта лицо, обеспечивающее проект ресурсами и осуществляющее финансовую» административную и прочую поддержку проекта

Команда проекта специалисты рашых профилей, которые будут непосредственно

участвовать а исполнении сг,.' проекта

Рисунок 4 - Виды ролей участников проекта (составлено авторами) [4; 6]

Процесс управления проектом включает в себя ряд последовательных этапов, начальным из которых является инициация, то есть зарождение идеи создания нового продукта и принятие решения о начале работы. Процессы организации работ и контроля не могут предшествовать этапам планирования и установления конкретных контролируемых параметров [8]. В остальном взаимосвязь и последовательность этапов могут варьироваться в зависимости от условий и особенностей определённого проекта. Окончательный этап состоит в завершении всех работ по проекту и передаче полученных в ходе реализации проекта результатов заказчику. При этом успешность выполнения проекта в процессе его реализации контролируется по установленным на этапе планирования ключевым критерия, основными из которых являются затраты, сроки и результаты (рисунок 5).

определяются цели и задачи проекта, оценивается его актуальность и необходимость

разрабатывается план проекта, определяются сроки выполнения задач, ресурсы и бюджет проекта

распределение задач между участниками, контроль за выполненном задач и координация работы участников

мониторинг' кода выполнения прпеюа, г>: |;1|Ч отклонений от плана и принятие мер по их устранению

подводятся итоги, анализируются результаты н

принимается решение о завершении проекта

Рисунок 5 - Процесс управления проектом (составлено авторами) [4; 8]

Результативность проектной деятельности промышленного предприятия напрямую зависит от применяемых в данном процессе методов и инструментов, а также от квалификации, наличия соответствующих знаний и практических навыков специалистов компании. С целью повышения эффективности проектная деятельность должна осуществляться на предприятии в рамках регулярного систематического процесса, представляющего

А_

Технические

Инструменты производственной системы

собой некую совокупность организационных подходов и технических инструментов, интегрированных в единую систему управления проектной деятельностью данного предприятия.

Действующая в компании система управления проектами должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивать максимально результативную реализацию проектов с минимальными затратами ресурсов в условиях данного конкретного предприятия с учётом его отраслевых особенностей. Проектная деятельность судостроительного предприятия должна быть направлена на рационализацию всех рабочих процессов верфи. При этом перед руководителем проекта стоит задача нахождения оптимального варианта распределения ограниченных ресурсов для получения необходимого результата при безусловном соблюдении заданных параметров качества, поскольку продукция отрасли представляет собой технически сложные и потенциально опасные в случае разрушения объекты.

На сегодняшний день для этих целей на рынке существует достаточно большое количество программных продуктов, позволяющих наиболее рационально решать подобные задачи [7]. Представленные информационные системы, как правило, имеют обширный и достаточно гибкий инструментарий для управления проектной деятельностью предприятия, однако, не все из них могут быть в исходном виде интегрированы в действующую систему управления верфью, поскольку не учитывают некоторые отраслевые особенности отечественного судостроения.

Цикл изготовления продукции судостроения является одним из самых длительных в промышленности, включает ряд специфических этапов, таких как спуск судна и сдача заказчику. В связи с чем управление реализацией проекта в судостроении должно происходить на основе выделения специфических этапов его жизненного цикла.

Поскольку каждый проект в судостроении представляет самой уникальный, зачастую единичный, продукт, воплощение исходного замысла необходимо начинать с анализа предпочтений и необходимых для исполнения условий заказчика. На данном этапе производятся переговоры с заказчиком и консультации со специалистами с целью определения ключевых характеристик планируемого судна, по итогам которого должно быть составлено техническое задание на проект.

Следующим этапом проектировщиками разрабатывается внешний вид и конструкции корпуса судна, определяется состав комплектации оборудованием и системами, зарабатываются порядок и технологии сборки. Необходимым элементом данного этапа является проверка гидродинамических параметров и надёжности элементов конструкции судна путём моделирования предполагаемых условий его эксплуатации. В результате чего должен быть разработан полный комплект конструкторской и технологической документации.

Далее начинается процесс реализации проекта, который включает в себя изготовление корпуса судна, монтаж судовых систем, насыщение необходимыми комплектующими и узлами. По завершению изготовления отдельных узлов, а также строительства изделия в целом обязательно проводятся проверки качества в соответствии с проектными характеристиками прочности и надёжности конструкций.

Окончательным этапом реализации проекта являются сдаточные испытания, в ходе которых производится оценка рабочих характеристик судовых систем и механизмов, осуществляется окончательная наладка оборудования и сдача судна заказчику.

При этом необходимо помнить, что важным условием управления проектом судостроительного предприятия является наличие возможности непрерывного контроля качества исполнения всех узлов и элементов, а также соблюдения сроков строительства.

Формирование системы управления проектной деятельностью верфи в современных условиях всеобщей цифровизации и усложнения как организационных процессов, так и самих изделий отрасли невозможно без использования цифровых технологий. Выбор программного продукта требует соблюдения множества условий, таких как соответствие требованиям безопасности, соблюдения конфиденциальности и сохранности данных. Необходимо обеспечить совместимость внедряемого цифрового продукта с уже используемыми на предприятии системами, а также возможность формирование всех необходимых видов отчетных документов в соответствии с принятыми в компании системами учёта и отчетности. Особое значение это имеет для предприятий оборонного комплекса, деятельность которых регламентируется особенно жестко, а выполнение обязательств в части качественных характеристик продукции, сроков исполнения заказов и защиты информации носит безусловный характер. Поэтому, несмотря на большое разнообразие имеющихся на рынке готовых программных решений, все они не учитывают в полной мере особенностей отечественной судостроительной промышленности, а потому их внедрение потребует определённой доработки с целью учёта специфики отрасли в целом, а также адаптации под потребности конкретной верфи. С этой целью на рисунке 6 представлен алгоритм совершенствования системы управления проектами судостроительного предприятия на основе применения передовых информационных технологий.

Особенностью производственного процесса в судостроении является то, что изготовление изделий осуществляется в форме отдельных заказов, каждый из которых представляет собой особый уникальный продукт и может рассматриваться в качестве индивидуального проекта. С этой точки зрения производственная программа судостроительного предприятия может быть представлена как некий набор уникальных проектов, находящихся в различной стадии осуществления, что усложняет процесс управления и распределения ресурсов предприятия между объектами. Автоматизация данного процесса позволит значительно снизить трудоёмкость процесса управления, сократить сроки планирования и проведения работ, снизить вероятность срыва сроков исполнения заказов.

Рисунок 6 - Совершенствование системы управления проектами судостроительного предприятия путем информационных технологий [7; 9] (составлено авторами)

Современные автоматизированные системы проектного управления позволяют проще и быстрее осуществлять координацию работы всех элементов системы, повышая тем самым качество работ и производительность труда [7]. Таким образом, совершенствование системы управления проектами судостроительного предприятия при грамотном подборе информационного продукта и сопутствующего программного обеспечения, а также тщательной проработке механизма его интеграции в действующую информационную систему верфи, позволит повысить эффективность деятельности предприятия и обеспечит ему дополнительные конкурентные преимущества на рынке.

Источники:

1. ГОСТ Р 54869-2011. Проектный менеджмент: требования к управлению проектом [Текст]. - Введ. 2011-12-22. - М.: Стандартинформ, 2011. - 13 с.

2. ГОСТ Р 56715.5-2015. Проектный менеджмент. Системы проектного менеджмента: термины и определения [Текст]. - Введ. 2017-11-15. - М.: Стандартинформ, 2016. - 16 с.

3. ГОСТ Р ИСО 10006-2019. Менеджмент качества. Руководящие указания по менеджменту качества в проектах [Текст]. - Введ. 2020-08-19. - М.: Стандартинформ, 2019. - 36 с.

4. Атакова, Д. С. Инновационное управление проектами: раскрытие потенциала инструментов / Д. С. Атакова // Актуальные вопросы современной экономики. - 2023. - № 6. - С. 38-44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Кузнецова, М. Н. Управление проектами в судостроительной отрасли / М. Н. Кузнецова, А. С. Васильева // Морские интеллектуальные технологии. - 2023. - № 4-1. - С. 251-262. - Б01 10.37220/М1Т.2023.62А.030.

6. Оганесян, Л. Л. Проектное управление в информационной безопасности / Л. Л. Оганесян, Н. С. Козырь // Вестник Академии знаний. - 2023. -№ 4(57). - С. 207-209.

7. Поначугин, А. В. Влияние цифровой трансформации на управление проектами / А. В. Поначугин, В. А. Соколов // Век качества. - 2023. - № 2. - С. 114-129.

8. Седов, И. А. Проектное управление инновационно-инвестиционной деятельностью промышленных холдингов: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Седов Иван Александрович, 2023. - 153 с.

9. Счисляева, Е. Р. Управление портфелем проектов - инновационный подход к повышению эффективности судостроительной промышленности / Е. Р. Счисляева, Е. В. Кожина, К. И. Сергеева // Экономический вектор. - 2022. - № 3(30). - С. 89-98. - Б01 10.36807/2411-7269-2022-3-30-89-98.

10. Чжуан Сяоюй. Управление инженерными проектами на основе принципов устойчивого развития / Чжуан Сяоюй, Е. С. Симоненко // Вестник Академии знаний. - 2023. - № 2(55). - С. 475-478.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.