____ДРАКТИКА^УПРАВЛЕНИЯ_ИННОВАЦИЯМИ^^1КСПЕРИМЕНТОМ____
От редакции
Материалы Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования предлагают читателю интересный опыт освоения и внедрения педагогических инноваций, а также информацию о сотрудничестве в методической и практической деятельности. Новизна подобного сотрудничества не только в формах организации участия, но и в разработке нового содержания, целей образования, в поддержке реализации широкомасштабных экспериментальных нововведений. В областную программу развития инновационных процессов входят (по разной тематике) около 80 учреждений.
Хамидуллина А.Р.,
директор Тутарова С.Н., зам. Директора; Прохорова С.Ю., Есенков Ю.В., Научные руководители МОУ Новомалыклинская СОШ им. М.С.Чернова Ульяновской обл.
Управление предпрофильной подготовкой и профильным обучением в базовой сельской общеобразовательной школе
(Программа развития инновационных процессов)
АКТУАЛЬНОСТЬ
Вопросы о специфике инновационной деятельности и методах управления ею приобретают сегодня актуальный характер в связи с тем, что инновации выступают важным условием развития социума, соединяя достижения науки с необходимостью удовлетворения потребностей реальной практики.
В настоящее время все чаще возникает необходимость введения инноваций в образовательную практику, и это происходит не только в инновационных образовательных учреждениях и на экспериментальных площадках, но и на уровне массовой школы. Наглядным примером являются реализуемые с 2001 года основные направления модернизации российского образования: использование современных здо-ровъесберегающих технологий, переход к безотметочному оцениванию в начальной школе, организация предпрофильной подготовки и профильного обучения и др.
К числу инновационных направлений, требующих достаточно быстрого для системы образования освоения и внедрения их в массовую практику, относится индивидуализация обучения, в том числе профилиза-ция старшей ступени школы.
В рамках введения профильного обучения массовая образовательная практика осваивает инновационные (пока нормативно не обеспеченные) элементы, к которым относятся:
- элективные курсы, курсы по выбору с особенностями разработки их содержания и специфичными технологиями реализации;
- портфолио как технология, позволяющая поддерживать результаты обучения и фиксировать индивидуальный прогресс учащихся.
30
В сложившейся ситуации, требующей быстрого понимания, освоения и внедрения инноваций, педагогические работники оказались перед проблемой создания новых продуктов (элективных курсов и курсов по выбору, отбора содержания профильных предметов в профильных классах и др.), отработкой способов взаимодействия между учреждениями при организации сетевого взаимодействия, привлечения родителей, учащихся и общественности к выработке стратегии развития образовательного учреждения и т.п. Новые задачи, возникшие с введением предпрофильной подготовки и профильного обучения, требуют новых систем управления.
В связи со сложившейся ситуацией процессы инновационных изменений объективно нуждаются в управлении.
Как показывает практика, освоение инновационных процессов в сельских образовательных учреждениях протекает гораздо медленнее, чем в городских.
Внедрение профильного обучения предполагает не только особую инновационно-целевую ориентацию организаторов образования, но и новый подход ко всей управленческой деятельности по информационному обеспечению, планированию, организации, контролю и регулированию процессов освоения новшеств.
Имеющееся противоречие между необходимостью обновления системы управления в связи с появлением новых объектов (предпрофильная подготовка и профильное обучение) и использование традиционных систем управления составили проблему исследования: каковы теоретические основы системы управления предпрофильной подготовкой и профильным обучением в базовой сельской школе.
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 2, 2008
ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ И ЭКСПЕРИМЕНТОМ
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ-
разработать и научно обосновать систему управления предпрофильной подготовкой
и профильным обучением в базовой сельской общеобразовательной школе
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ -процесс управления предпрофильной подготовкой и профильным обучением в базовой сельской общеобразовательной школе.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ -система управления предпрофильной подготовкой и профильным обучением в базовой сельской общеобразовательной школе.
ЗАДАЧИ:
1. Разработка теоретической модели системы управления предпрофильной подготовкой и профильным обучением в базовой сельской общеобразовательной школе.
2. Разработка диагностического инструментария для оценивания эффективности управления предпрофильной подготовкой и профильного обучения в сельской базовой общеобразовательной школе.
3. Экспериментальная проверка модели управления на этапе предпрофильной подготовки учащихся основной сельской школы.
4. Экспериментальная проверка модели управления на этапе профильного обучения в сельской школе.
5. Анализ эмпирического опыта и разработка методических рекомендаций.
6. Обработка и теоретическое обобщение результатов эксперимента.
ГИПОТЕЗА:
Реализация системы управления в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения в сельской базовой общеобразовательной школе позволит : обеспечить более высокую эффективность управления системой предпрофильной подготовки и профильного обучения в сельской базовой общеобразовательной школе в сравнении с эффективностью традиционной системы управления.
НОВИЗНА
исследования заключается в разработке модели содержания управленческой деятельности, технологии управления системой профильного обучения в сельской общеобразовательной школе.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ Разработанная и апробированная модель системы управления предпрофильной подготовкой и профильным обучением в базовой сельской общеобразовательной школе может быть использована в управленческой деятельности руководителями базовых сельских общеобразовательных школ области.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Теоретические: теоретический анализ состояния проблемы в литературе;
предварительный анализ объекта исследования; прогностическое моделирование; выдвижение рабочей гипотезы; сопоставление, абстрагирование, аналогия.
2. Эмпирические: работа с документами;
включенное наблюдение, мониторинг;
поисковая, исследовательская работа;
изучение и обобщение педагогического опыта.
3. Педагогический эксперимент.
Научное сотрудничество с кафедрами управления образованием, профессионального образования и охраны труда, научно-исследовательским отделом Ульяновского института повышения квалификации работников образования, УГСХА, Ульяновским Государственным университетом.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
ПЕРВЫЙ ЭТАП (2006-2007 г.)
Содержание работы:
Теоретическое исследование и анализ публикаций по теме эксперимента.
Разработка теоретической модели системы управления предпрофильной подготовкой и профильным обучением в базовой сельской общеобразовательной школе.
Разработка диагностического инструментария для оценивания эффективности управления предпрофильной подготовкой и профильным обучением в базовой сельской общеобразовательной школе.
Предполагаемые отчетные материалы:
- Теоретическая модель системы управления предпрофильной подготовкой и профильным обучением в базовой сельской общеобразовательной школе (Теоретическая разработка).
- Методика диагностики оценивания эффективности управления предпрофильной подготовкой и профильным обучением в базовой сельской общеобразовательной школе.
ВТОРОЙ ЭТАП (2006-2008 г.)
Содержание работы:
Экспериментальная проверка предложенной модели на этапе предпрофильной подготовки учащихся основной сельской школы.
Предполагаемые отчетные материалы:
Методические рекомендации «Управление предпрофильной подготовкой учащихся основной сельской школы».
ТРЕТИЙ ЭТАП (2008-2009 г.)
Содержание работы:
Апробация теоретической модели на этапе профильного обучения в сельской школе.
Предполагаемые результаты:
Методические рекомендации управления профильным обучением учащихся базовой сельской общеобразовательной школы.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП (2009-2010 г.)
Содержание работы:
Обобщение и анализ результатов эксперимента.
Предполагаемые результаты:
Научный отчет.
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 2, 2008
31